- Практическое применение ладов, гамм и прочих звукорядов
- Зачем вообще нужны эти лады?
- Пример 1 (самый простой вариант, стандарт):
- Пример 2:
- Пример 3 (джазовый):
- Пример 4 (металлистский):
- Пример 5:
- Пример 6 (красиво звучит):
- Пример 7 (просто гамма):
- Пример 8 (3 вида гамм):
- Натуральная гамма
- Гармоническая гамма
- Мелодическая
- Пример 9:
- Уменьшенный лад
- Увеличенный лад
- Ритм-гитара >Аккордовые позиции как трамплин для соло
- Как импровизировать на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.
- Импровизация на гитаре. О чем пойдет речь?
- Простые уроки для новичков
- Без знания гамм и нот
- Небольшой экскурс в теорию.
- Пентатоника – это просто!
- Гамма До-мажор
- Гамма Ля-минор
- Пентатоника До-мажор
- Пентатоника Ля-минор
- Джазовая импровизация на гитаре
- Блюзовая импровизация на гитаре
- Импровизация на гитаре – все, что нужно знать
- Играйте больше, учите больше
- Разбирайте каждую композицию
- Начинайте с простого
- Больше слушайте
- Чаще подбирайте песни на слух
- Учите теорию
Практическое применение ладов, гамм и прочих звукорядов
Зачем вообще нужны эти лады?
На них строится импровизация соло песен на гитаре и других музыкальных инструментах.
Для этого используется не весь звукоряд лада, а его часть (весь сложно).
Речь о ионийском, дорийском и т. д. ладах, гармоническом, пентатониках.
Соло можно также строить на арпеджио трезвучий, опевании аккордовых тонов, пентатонике.
Пример 1 (самый простой вариант, стандарт):
Аккорды тональности Ля-минор Am Dm E Am можно обыграть так:
Всё обыгрывать натуральным Ля-минором, а аккорд Е — гармоническим Ля-минором.
Т. е. так: на все аккорды, кроме Е, играем ля-си-до-ре-ми-фа-соль,
а на E — ля-си-до-ре-ми-фа-соль#.
Пример 2:
Каждый аккорд мелодии Am F C E обыгрываем отдельным ладом
- Am — эолийским с тоникой Ля (ля-минорный лад);
- F — лидийским от Фа;
- С — ионийским от До (до-мажорный лад);
- E — фригийским от Ми.
Лады см. на риске справа >>>
Пример 3 (джазовый):
Каждый аккорд мелодии Am F C E7 обыгрываем отдельным ладом
- Am — дорийским от Ля;
- F — лидийским от Фа;
- С — лидийским от До;
- E7 — миксолидийским от Ми.
Использование в джазовом стиле поверх минорных аккордов дорийского лада, мажорных лидийского, а доминанты миксолидийского — это своего рода стандарты.
Пример 4 (металлистский):
В металле нередко по всем аккордам песни ложится фригийский лад.
Т. е. поверх А5 F5 G5 А5 (см. табулатуру аккордов; об аккордах-пятерках, power chords) можно играть Ля-фригийский лад (с тоникой Ля A-Hb-C-D-E-F-G).
Еще вариант — по каждому аккорду играть свой (А, F, G) фригийский лад.
Пример 5:
Многие современные произведения пишутся квинтами А5 G5 А5 G5 F5 G5 A5.
Пятерки, как известно не относятся ни к мажорным, ни к минорным аккордам. В них нет медианты (3 ступени), только тоника и доминанта.
Однако, например, G5 A5 H5 похоже на G A Hm, если H (Си) — тоника (минорная).
Т. е. нужно проверять к чему тяготеет каждый аккорд, к мажору или к минору.
Пример 6 (красиво звучит):
Записываем музыку из двух аккордов Am F. Играем поверх первого
ля-дорийский (А B C D E F# G),
второго
фа-лидийский (F G A H C D E).
Пример 7 (просто гамма):
Обратите внимание на то, что соло популярной, любимой многими песни «Ой-йо» группы «Чайф» строится в рамках простой гаммы
(до-ре-ми-фа-соль-ля-си).
Гамма:
Если играть гамму с ноты «До» (6 струна, 8 лад), то это тональность «До-мажор».
Если с ноты «Ля» (4 струна, 5 лад), то это тональность «Ля-минор», параллельная тональности «До-мажор». Ноты те же.
Пентатоника тональностей «До-мажор» и «Ля-минор» (их ноты совпадают) — второй бокс:
Пентатоники рассматривались в уроках № 8 и 9
а вот табы соло: Ноты (6 шт.) соло в рамках гаммы и 4 из них входят в пентатонику:
- 2 струна: 8 лад — G;
- 3 струна: 7, 9, 10 лады — D, E, F;
- 4 струна: 9, 10 лады — H, C.
Пример 8 (3 вида гамм):
Натуральная гамма
- т т пт т т т пт — мажорная
- т пт т т пт т т — минорная
Гармоническая гамма
Мажорная гамма понижается на полутон в VI ступени.
- В до мажоре это ля-бемоль.
- В соль мажоре — ми-бемоль.
- В фа-мажоре – ре-бемоль.
Минорная гамма повышается на полутон в VII ступени.
Мелодическая
Мажорная гамма понижается на полутон в VI и VII ступенях только при нисходящем движении.
- В до мажоре это си-бемоль и ля-бемоль.
- В соль мажоре отменяется фа-диез и ми-бемоль.
- В фа-мажоре ми-бемоль и ре-бемоль.
При восходящем не отличается от натуральной.
Минорная гамма повышаются на полутон в VI и VII ступенях только при движении вверх.
При нисходящем не отличается от натуральной.
Пример 9:
Уменьшенный лад
Чередование интервалов тон-полутон.
Увеличенный лад
Между звуками тон.
Есть вопросы? Задайте
Источник
Ритм-гитара >Аккордовые позиции как трамплин для соло
Очень распространены двухаккордовые последовательности для ритм-гитары и для соло.
Многим гитаристам при игре ритма бывает сложно отойти от стандартных аккордов. На самом же деле переход к другим областям грифа в ритм-партиях может стать толчком для новых мелодических форм. Возьмем аккордовую последовательность I-IV (один-четыре) в тональности Е. Это будет повторяющаяся двухтактовая прогрессия E7-A7.
К самым известным композициям, построенным на схеме I-IV, можно отнести “Turn on Your Love Light”, в оригинале исполненную Бобби «Блю» Блэндом (Bobby “Blue” Bland) и переигранную Grateful Dead, а также “Feeling Alright” Traffic и “Blue Sky” от Allman Brothers.
Можно играть последовательность Е7-А7 с сольными линиями в пятой позиции, можно также перейти во вторую. Но никто не запрещает делать это в седьмой и девятой позициях! Цель всех этих перемещений в том, чтобы научиться играть легко в любой области грифа и свободно передвигаться от одной позиции к другой как при игре ритма, так и при солировании, что значительно разнообразит ваш музыкальный арсенал.
На РИС. 1 изображена ритм-партия E7-A7 в девятой и седьмой позициях. Обратите внимание на то, что шестая и пятая струны служат для игры басовых нот аккордов. Ноты на открытых струнах, звучащие на протяжении всего аккорда, являются педальными тонами для сольных линий, добавляемых в промежутки между аккордовыми акцентами.
Играть соло на фоне доминантсептаккордовой прогрессии Е можно в блюзовой гамме E (E G A Bb B D) (см. РИС. 2 ) в седьмой позиции, начиная с А. Помните о том, что играть фразы из одиночных нот следует в тех же позициях, что и те, в которых исполняется ритм-партия.
На РИС. 3 добавляется большая терция G, что укрепляет связь с аккордом E7 и дает большее мелодическое разнообразие. В итоге получаем восходящий пассаж из нот A Bb B D E G G# A Bb B D; в нисходящем пассаже нота G также располагается перед G#.
Также в нашу гибридную гамму можно добавить сексту C# (см. РИС. 4 ). Получаем восходящий пассаж A Bb B D E G G# A Bb B C# D.
А теперь давайте применим эти схемы к мелодиям: на РИС. 5 и 6 я играю аккорд Е7 в начале каждой двухтактовой фразы, добавляя сольные линии в тактах 2, 4, 6 и 8.
Как только вы научитесь играть эти примеры достаточно уверенно, попробуйте придумать собственные аккордовые и мелодические фразы, пользуясь подобным подходом.
Источник
Как импровизировать на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.
Импровизация на гитаре. О чем пойдет речь?
Гитарная импровизация – это одна краеугольных тем музыкального мастерства. На предмет этого вопроса было уже огромное количество разговоров, и почти каждый именитый гитарист имеет свое мнение по этому вопросу. И оно верно – ведь именно в импровизации и рождается музыка, именно импровизацией и было создано огромное число известнейших композиций.
Более того, на ней построено огромное количество представлений и шоу – в рок-музыке зачастую известные исполнители не переигрывают свои соло в живую, а придумывают какие-то новые, и некоторые из них становятся поистине легендарными. На импровизации построен целый жанр – джаз, который в корне отличается от всей остальной музыки.
И видя это, любой начинающий гитарист задастся вопросом – а сложно ли это? Надо быть честным – да, импровизация — это действительно непросто. Однако, это не настолько сложно, как говорят многие. Для простой игры не требуется огромных музыкальных познаний, пяти лет школы, и подобных вещей. Достаточно будет просто немного поработать головой и разобрать уже то, что вы и так знаете – однако, более глубоко. И тогда уже через пару дней тренировок на гитаре вы сможете играть свои первые импровизированные соло и сочинять свои песни!
Простые уроки для новичков
Без знания гамм и нот
Скорее всего, если сейчас вы читаете эту статью – то вы понятия не имеете, что такое гаммы, как их играть, а ноты для вас это вообще что-то невероятно зловещее, сложное и непонятное. Скажем честно – совсем без знания нот дела никуда не пойдут, однако – сюрприз – вы уже их знаете .
Аккорды. Весь секрет именно в них. По факту обозначения аккордов – это те ноты, от которых они строятся. То есть A – обозначает ноту Ля, плюс дополнительные два звука, терция (малая или большая) и квинта. Это третья и пятая ступень от ноты Ля, но даже эта терминология вам не понадобится.
Небольшой экскурс в теорию.
Он не будет очень сложным, но будет крайне полезным для вашего развития. Итак, нот всего 12. Это семь полных – до (C), ре (D), ми (E), фа (F), соль (G), ля (A) и си (B), плюс еще пять промежуточных – обозначающихся с так называемым «Диезом». Промежуточных нот пять, потому что их нет между Ми и Фа, а также Си и До.
Между полными нотами идет промежуток в так называемый тон – на гитаре это два лада. То есть между всеми перечисленными семью звуками расстояние будет в два лада – кроме, соответственно, Ми и Фа, и Си и До – в данном случае промежуток будет один лад.
Теперь возьмите гитару и зажмите аккорд E – Ми. Теперь не меняя позицию сдвиньте его на один лад вверх – то есть теперь зажатие струн будет происходить на втором и третьем, а не первом и втором. А на первом поставьте баррэ. Что получилось? Правильно – аккорд F. Теперь всю позицию сдвиньте на два лада – то есть на третий. Вы поставили аккорд G.
И это работает со всеми остальными позициями. Если вы сдвинете Am на два лада и поставите баррэ на втором, то выйдет аккорд Bm. И так далее.
Это называется «аккордовые формы», и оно работает со всеми позициями, которые вы ставите, когда играете так называемые аккорды для начинающих. Если вы сумеете выучить эту вещь – то вам откроется огромнейший простор для импровизации аккордами.
Более того, все септаккорды, все трезвучия с повышенными ступенями, также подчиняются этому правилу. Поэтому первое, что стоит выучить для того, чтобы сочинять собственные песни – это именно формы аккордов. Это также поможет вам и выучить ноты на грифе – просто смотрите на то, как называется трезвучие, и обращайте внимание на то, какая струна при игре звучит самой первой – и именно это и будет нота.
Пентатоника – это просто!
А вот для этого уже придется немного подучить, что же такое гамма, поскольку без нее понять, что такое пентатоника нельзя. Опять же, это будет не очень тяжело, поскольку основную суть можно понять из предыдущего раздела.
Итак, мы знаем, что все ноты разделяются между собой тоном или, в двух случаях, полутоном. По сути своей гамма представляет из себя последовательность идущих друг за другом нот, выстроенных в определенном порядке. Самая первая нота в гамме называется тоникой.
Гамма До-мажор
Мажорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
То есть мажорная гамма До выглядит вот так:
До – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.
Гамма Ля-минор
Минорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.
В этом случае возьмем минорную гамму Ля:
Ля – си – до – ре – ми – фа – соль – ля.
Каждая из нот, которая используется в гамме, называется ступенью – всего их восемь. Это классическое правило, от которого и отходит пентатоника. В пентатонике нот пять – поскольку в ней отсутствует две ступени. В мажорном случае это четвертая и седьмая, в минорном – вторая и шестая.
Пентатоника До-мажор
То есть для того, чтобы построить пентатонику, вам надо просто убрать из гаммы две ноты.
В такой ситуации пентатоника от До-мажора выглядит так:
До – ре – ми – соль – ля – до
Пентатоника Ля-минор
От Ля-минора так:
Ля – до – ре – ми – соль – ля.
Поэтому для того, чтобы построить пентатонику, следует просто понимать, какую ноту на грифе вы сейчас играете, подобрать к этой ноте гамму – что очень просто, если действовать по схеме – и после этого убрать из нее нужные ступени. Конечно, это потребует времени, однако это просто необходимо для рок-импровизации, а также для решения вопроса – как играть красивые соло на гитаре.
Джазовая импровизация на гитаре
А вот тут все гораздо сложнее. Дело в том, что джаз играется очень своеобразно – там практически никогда не применяются стандартные аккорды, их расширяют при помощи поднятия ступеней и добавления дополнительных нот. Именно поэтому важно начать с классических джазовых стандартов. Вы можете не учить ноты и гаммы, однако стоит посмотреть уроки – как они строятся, на чем вообще базируется джаз. И только тогда вы сможете комфортно импровизировать.
Блюзовая импровизация на гитаре
По сути, весь блюз построен на пентатониках. Для освоения импровизации в этом направлении вам поможет раздел выше, где подробно рассказано, как она строится, и на чем базируется. Однако стоит также посмотреть определенные блюзовые стандарты, под которыми подразумеваются аккордовые последовательности, приемы и характерные ритмические рисунки.
Импровизация на гитаре – все, что нужно знать
Но ведь начало статьи обещало, что теории будет по минимуму! И верно – на этом мы закроем эту тему. Сейчас мы дадим несколько советов для начинающих, которые можно применять и при игре красивыми переборами, и соло-партий, и аккордовых позиций.
Играйте больше, учите больше
Именно так. Все очень просто – чем больше вы сами играете и слушаете, чем больше учите произведений – тем больше становится ваш музыкальный запас. Это как со словарем – если вы много читаете, то и ваш лексикон будет гораздо шире. Поэтому занимайтесь каждый день, и учите как можно больше песен.
Разбирайте каждую композицию
Однако просто заучивать текст композиции недостаточно. Гораздо эффективнее будет, если вы станете разбирать их. Почему на этом месте стоит такой аккорд? Почему в соло сыграна эта нота? Начиная отвечать себе на эти вопросы вы не только будете пополнять свою голову музыкальными фразами – вы начнете понимать, как музыкальная кухня работает. Это очень важно для грамотной импровизации – поскольку именно так лучшие ходы будут откладываться в голове, и потом вы невольно сами начнете, их применят на практике. Запоминайте каждый услышанный ход, увеличивая для себя количество фраз и интонаций.
Начинайте с простого
Ингви Мальмстин, каким бы гением он ни был, не сразу начал играть теппингом и свипом. Ни один гитарист не начинал осваивать сразу сложные вещи. Начинайте с простого – с простых переборов, аккордов и сольных пассажей. Именно так – переходом от простого к сложному – и происходит рост. Постепенно вы сможете сыграть все более замысловатые мелодии, а сейчас попробуйте что-то простое.
Например, простые переборы на гитаре схемы для которых представлены на этом сайте. Еще прекрасно подойдут композиции группы Blackmore’s Night, или вообще классические произведения.
Для отработки соло и начала импровизаций подойдут песни AC/DC, например, или же композиции команд Offspring и Green Day.
Аккордовые же песни можно найти на этом сайте – просто возьмите обычный трек с трезвучиями для новичков.
Больше слушайте
Каждый уважающий себя музыкант должен не только играть – но и еще слушать. Слушайте больше музыки, самых разных направлений – от рэпа до тяжелого метала. И главное – вслушивайтесь в то, как в них устроены композиции, как звучат инструменты. Запоминайте это и потом пытайтесь повторить на грифе инструмента. Таким образом, вы пассивно расширяете свой музыкальный словарный запас. Мелодии откладываются у вас в подкорку, и потом в процессе импровизации обязательно проявят себя.
Чаще подбирайте песни на слух
Основа импровизации – умение слышать не только себя, но и других. В какой тональности играет, басист или второй гитарист? Какой аккорд сейчас можно обыграть? А какая нота хорошо зазвучит в данном случае? Это все развивается только с тренировкой слуха. А развить его можно только одним способом – подбором мелодий. Поначалу это будет, скажем честно, очень тяжело – но потом, постепенно, слух будет улучшаться, и весь процесс станет быстрее.
Учите теорию
Да, импровизировать без знания теории возможно. Да, это будет получаться, и даже в определенный момент – легко. Но когда? Через пять лет непрерывной игры на слух? Или через шесть? Теория значительно упрощает этот вопрос – вы просто будете знать, что надо сыграть в тот или иной момент, без каких-либо сомнений. Вы будете знать, как строятся аккорды, и вы будете знать вообще все способы каким бы то ни было образом разнообразить вашу музыку. Обязательно учите музыкальную теорию, если хотите стать кем-то большим, чем просто обычным дворовым гитаристом.
Источник