Гитара орфей страна производитель

Гитара орфей страна производитель

Наши новости могут транслироваться, используя rss.

Электрогитара Орфей Хеброс
блюзик рулит.
на 11.02.2007
Составитель: Mikee
категория Статьи > Гитары электрические
9.4 — 5 голосов —

Гитара орфей «Хеброс»

Итак : «Orfeus ( или «Orpheus», болгары писали и так и так, иногда оба варианта присутствовали на одной и той же гитаре:) Хеброс».

Не знаю на сколько можно считать «Хеброс» названием модели (скорее это всё же название целой «линейки» инструментов, а еще в Болгарии городок такой есть, где по слухам производство этих гитар и происходило), но ведь как-то эти гитары называть надо… Если у кого-то есть реальные названия моделей — поделитесь плиз, а так – пускай будет гитара «Хеброс» .

Инструмент, судя по всему, годов семидесятых, на просторах нашей Советской Родины встречался массово. В таком виде в каком он выходил с завода – весьма посредственный: Классические для орфеев слабенькие звукосниматели с тремя квадратными магнитиками, в хромированных «мыльницах» на пластмассовых основаниях, установлены на идеально плоско-фанерной деке, из которой торчит весьма лопатообразный гриф… Впрочем, – предоставим слово счастливому владельцу:

«…Гитара была куплена в подвальной комиссионке в городе-герое Одессе в конце 1996 года за 80$.

При этом продавцы говорили что-то насчет перепайки начинки перед продажей. Долгие годы для меня оставалась загадкой модель – название «Хеброс», которое можно было увидеть в районе верхнего выступа только наклонив гитару к свету под определенным углом, я за название модели не признал:) Гитара покрыта слоем краски без лака. Краска растрескавшейся была уже на момент покупки. На нижней деке местами содрана – такое ощущение, что об пряжку ремня предыдущего владельца:)

Как видно по фотографии, «модная» раскраска нанесена не ровно. Маркировка – надпись «Orfeus» на голове грифа, «Orpheus» на звукоснимателях, «Хєброс» — на верхней деке.

Гриф. Просто бревно. Такой толстый гриф я видел только на этой гитаре. Даже на «Орфее» «Solo» гриф намного тоньше. В наличии 20 ладов, хотя место есть и для 21-го. Интересно, но самое тонкое место у грифа в районе 12-13 ладов, возле первых он несколько толще. Имеющийся прогиб – около миллиметра в районе 8-10 ладов. Ширина – 42 мм нулевой лад, 49 мм – 12-й, 51 мм – 20-й. Мензура – 24 3/4″. Голова грифа сделана очень тонкой и имеет небольшой наклон в сторону струн. Точки на 5, 7, 12 и 17 ладах. По краю гриф отделан кантом. Анкер достаточно внушителен, только шлицы на верхнем конце практически сорваны. Судя по всему – ключ невозможно полноценно вставить в маленькую технологическую выемку.

При всех описанных недостатках к такому грифу вполне можно привыкнуть. Трудно потом на нормальных играть:) Внутри корпуса проложен здоровый брус с 2 выфрезированными окнами.

По краям деки отделаны белым кантом. Гриф к корпусу прикреплен на четырех шурупах. Крепление для ремня вкручено под грифом, а не на верхнем выступе. Струнодержатель. Крайне некачественно выполненный вибратор, крепился прямо на деку. При попытке воспользоваться гитара расстраивалась довольно сильно. Не всегда возвращался в первоначальное положение. Рычага не было, выгнул самостоятельно.

Бридж стоял на той же основе, что и струнодержатель. Просто ужасный – сухари различаются по высоте и ширине, из-за чего дребезжат друг об друга. Пришлось набить между ними кусочки бумаги. Звукосниматели – судя по всему, стандартные для всех «Хебросов» — что баса, что 12-ти струнного. Три магнитика поставлены ромбиками, вокруг — обмотка.

Звучит это весьма специфически. Шестая струна (а я ставил довольно качественные струны) издавала странное «бумканье», не похожее на звук других струн. Ну и порой об нерегулируемые по высоте звукоснимателе задевала:)

Темброблок – 2 тембра (подключены как-то странно – один действовал на оба звукоснимателя, 2-й только на нековый) и общая громкость. После разборки выяснилось, что сделано было с наличием опыта и умысла – все нормально заэкранировано, общая земля выведена под струнодержатель. Двухпозиционный переключатель позволял переключать звукосниматели. Естественно, оба одновременно при таком раскладе звучать не могли. Переделки – через полгода поменял DIN-5 на jack.»

Ну и я дополню маленько. Что касается полосатой версии – у представленного экземпляра отсутствует великолепный толстый «щиток» из крупноволнистого перлоида — главное украшение этого инструмента.

В остальном, общий вид гитары близок к оригинальному. При подробном изучении, на корпусе видны немногочисленные блестки, нанесённые вместе с лаком (да, лак есть, в этом Kurtis немного ошибся). Оригинальная схема была такая же как и на басу, и состояла из двух регуляторов громкости для противофазных датчиков и одного общего регулятора тембра.

Корме такой гитары и баса мне встречались еще две модификации гитар окрашенные в такой же бёрст как и бас, но с другим вибратором. Между собой они отличались только количеством звукоснимателей: на одной их было два , на другой — три. На басу центральная «балка» сделана из ольхи, на этой гитаре, судя по фото, «балка» сосновая. На «красно-чёрной» версии, щитка из перлоида я никогда не видел, вероятно на неё (а возможно и на некоторые «полосатые») «ценные породы пластмассы» уже не тратили.

Все встреченные мной «хебросы» состояли из рекордного количества мелких недочётов: Первое с чем приходилось бороться – пластмассовые основания датчиков; как правило они значительно выше чем должны были бы быть. При выравнивании грифа анкером струны запросто могут лечь на нэковый звучёк (если этого и не случилось – при игре за 9м ладом скорее всего они там окажутся).

При наличии рук и грубого напильника проблема легко устраняется стёсыванием обращенной к деке части пластмассовой детали.

Второй (наверное. самый крупный) недочёт – бридж. Сухарики выполнены из оргстекла, и выполнены весьма неточно. Канавка для струны идет параллельно плоскости сухарика почти сантиметр и струна выходит из неё под весьма незначительным углом – уже одного «бултыхания» струны в таких условиях вполне хватит на то чтобы убить сустейн, ничего не приобретя взамен. Но кроме этого, часто сухарик ещё и не достаёт основанием до кобылки и способен просто качаться на регулировочном винте. Да и оргстекло, для порожка, на мой взгляд, не самый хороший материал. Замена бриджа на обычный, регулируемый только по высоте «Джазовый» или слегка адаптированный китайский «тюноматик» (у штатного, а ля леспол высоты не хватает) творит со звуком инструмента просто чудеса. Причём первый вариант даже предпочтительней.

Неплохо насмерть (именно насмерть, намертво, до конца) заклинить вибратор, всё равно им пользоваться нельзя, а заменять его на функциональный – не эстетично и неоправданно дорого. Как правило, необходимо перешлифовать место посадки грифа.

Удаление с головы грифа планки ретейнера на звуке почти не отразится. Замена колков, звукоснимателей, шумных болгарских потенциометров и конденсатора, звук тоже конечно улучшат, но с точки зрения цена/качество….. полученный инструмент затрат не оправдает, а неповторимый оригинальный внешний вид будет утрачен безвозвратно.

Спасибо Kurtis ( Email ) за фотографии и описание «полосатика» и Владимиру Никифорову ( Email ) за фотографии красно-чёрной гитарки.

Источник

Гитара орфей страна производитель

В этой статье речь пойдет сразу о двух болгарских гитарах – Орфее Тримонциум и Кремоне виолин. Почему именно о них? На то есть несколько причин: первая – и, пожалуй, главная заключается в том, что эти гитары часто путают между собой и в сознании обывателя они как бы сливаются в одну. Иногда можно увидеть в каком-нибудь объявлении о продаже такое: «Продаю Кремону Орфей….». Это обусловлено сходством формы корпусов и страны происхождения. На самом деле это совершенно разные гитары и эту разницу мне бы и хотелось показать в этой статье. Вторая причина – наличие этих самых гитар в моей небольшой коллекции, причем отреставрированных по одной технологии и в одно и то же время. Даже их исходное состояние было примерно одинаково. Третья причина вполне банальна – просто интересно разобраться в различиях и попытаться ими объяснить разницу в звуке и других свойствах этих инструментов. Детально и подробно разбирать эти гитары я не буду, иначе объем статьи увеличится до нечитаемых размеров. Остановлюсь на самом основном, с моей точки зрения. Так что, скорее всего, получится как бы потребительский тест.
Немного об участниках.

Для корректного сравнения на гитарах стоят одинаковые струны D’Adario Phosphor Bronze 45-100. В процессе реставрации в инструментах были заменены провода на безкислородную медь, все остальное оригинальное. О реставрации Орфея вкратце можно ознакомиться здесь http://sovietguitars.com/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?113594
Кремона делалась так же, однако её гриф потребовал полной перекраски с удалением и последующим восстановлением родных ладов. Кроме этого были заменены колки. Изначально стояли такие же, как на Орфее, но с донора были сняты и поставлены на восстанавливаемый экземпляр более нарядные, с перламутровыми крутилками.

Для полноты описания скажу, что доноров было два, Орфей и Кремона. Они поделились крепежом, антабками, не шуршащими резисторами, ручками, колками, более высокоомными датчиками и другими, менее изношенными деталями. Таким образом, получилось два полностью комплектных и исправных инструмента. Доноры же были собраны из оставшегося и реализованы за пределами форума ностальгирующим басистам для дальнейшего восстановления. Удачи им!
Начнем наш анализ строения гитар сверху вниз.
Так что – ГРИФ.
При одинаковой ширине и толщине у нулевого лада гриф Кремоны шире в основании. А вот Орфеевский гриф имеет неоднородную толщину и это хорошо видно на фото.

В районе второго – третьего лада он тоньше, чем у нулевого! Накладка грифа Кремоны совершенно плоская, у Орфея же накладка имеет ярко выраженный радиус, из-за этого требуется какое-то время, чтобы привыкнуть к грифу и пальцы не соскальзывали вниз. С таким радиусом накладки гриф Орфея смотрится уже, чем он есть на самом деле. Регулировка анкера у гитар расположена в разных местах. У Орфея в голове грифа под тремя шурупами и пластиковой крышкой, у Кремоны — в основании грифа, что на мой взгляд удобнее.

КОРПУС
Оба корпуса «скрипичной» формы и весьма похожей окраски. На этом все сходства заканчиваются. Орфеевская дека изготовлена из фрезерованного дерева, имеет красивый трехслойный кант по краю. Эфы не окантованы. Корпус Кремоны сделан из формованной фанеры и окантован однослойным пластиком. Эфы так же окантованы.

На следующей фотографии видно как отличаются размеры корпусов. Добавлю, что ширина обечайки Орфея больше, чем у Кремоны почти на сантиметр.

Здесь полупрозрачный Орфей над Кремоной. Видно, что мензуры у гитар одинаковые и что корпус Орфея как бы больше насажен на гриф, что явно отразится на балансе.
Корпус Кремоны изготовлен более аккуратно и качество покраски тоже лучше. С испытуемого Орфея краска сыпалась сильнее.

ДАТЧИКИ
И там и там синглы в латунных корпусах. Достаточно большой разброс в сопротивлениях однотипных датчиков. У Кремоны прямоугольный магнит и катушка вокруг него, Орфей может похвастаться более сложной внутренней структурой.

(Фото взято отсюда: http://sovietguitars.com/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?83592)
Регулировка по высоте присутствует только у Кремоны. Орфей лишен такой возможности, ограничившись более толстой прокладкой под бриджевым датчиком.

БРИДЖ
Система этого устройства у Кремоны и Орфея одинаковая. Бридж прижимается к корпусу за счет натяжения струн и не имеет жесткой фиксации. Есть возможность регулировки по высоте и как бы тонкой подстройки мензуры, причем настолько тонкой, что на слух это практически не заметно. И если бридж Орфея понятен конструктивно и логичен по материалам, из которых изготовлен, то Кремоновский бридж заставляет задуматься о цели разработчиков при выборе материала для него.

Металлическая основа вопросов не вызывает, но вот лежащая на ней подушка из мягкого пластика с сухариками из оргстекла вызывает удивление. Кажется, что бридж из таких материалов должен препятствовать передаче колебаний струн на корпус. Не эту ли цель преследовали разработчики Кремоны, тем более, что и конструкция струнодержателя, похоже, служит этой цели.

СТРУНОЗАЦЕП
У Орфея он состоит из двух частей. Это скоба, которая крепится к обечайке и, собственно, струнодержатель из толстого прутка П-образной формы, в основании которого жестко закреплен массивный латунный брусок с отверстиями для струн. Обе детали достаточно плотно стыкуются друг с другом.

Совсем другая история у Кремоны. Хотя с первого взгляда вроде тоже пластина на скобе, но стоит присмотреться и видно, что все совсем иначе. Г-образная пластина одной стороной крепится к обечайке, с другой стороны имеет отверстие, в которое вставлена круглая, в форме антабки, пуговица в виде болта, затянутая гайкой с обратной стороны этой Г-образной пластины. На пуговицу одевается плоская тонкая пластина через имеющееся на ней отверстие. За другую сторону этой пластины зацеплена скоба, в которой струны и фиксируются.

В результате имеем конструкцию из 4-х деталей, причем обе пары плотно сопряженных элементов стыкуются друг с другом в одной точке. Из своего аудиофильского опыта, знаю: для того, чтобы механически изолировать аппарат от вибраций его ставят на конуса. То есть создают точечную опору, которая гасит колебания. Тот же эффект происходит и в струнодержателе Кремоны, где пластина упирается в пуговицу в одной точке. В итоге колебания струн на корпус практически не передаются. Может в этом и была цель разработчиков – развязать механические колебания струн от деки, оставив только возможность акустического резонанса? Несомненно, такой подход отразился на звучании гитары, но об этом позже. Добавлю, что менять струны удобнее в Орфее, что очевидно.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА.
Тут особой разницы нет. По регулятору громкости на каждый датчик и так называемый тембр, который режет высокие частоты. По эффективности работы тоже без различий. Разные комплектующие не оказывают свое влияние. У Кремоны советские стандартные потенциометры, Орфей укомплектован болгарскими маленькими, чтобы пролезали в эфу. Заземление и там и там выведено отдельным проводом через отверстие в обечайке под струнодержатель. Выход на обеих гитарах являет собой разъем СГ5, который закреплен прямо в обечайке у Орфея и там же, только через металлическую пластину, у Кремоны.

На этом разбор гитар можно закончить и сделать некоторые обобщения.
1. Удобство пользования. Мне больше понравилась Кремона. Во-первых, правильный баланс, что для человека, играющего стоя, важно. Во-вторых, более удобный гриф, в-третьих, проще регулировать анкер и высоту датчиков. К плюсам так же можно отнести усиленное место разъема и более легкий доступ к внутренностям. Из минусов – неудобно менять струны из-за сложной конструкции струнозацепа.
Орфей в пользовании менее удобный инструмент, хотя при игре сидя, возможно, кто-то отдаст предпочтение и Орфею. Общая беда двух гитар это слишком маленькое расстояние между струнами. У Кремоны этот порок не лечится, а у Орфея, при желании, можно струны раздвинуть. Правда для этого придется изготовить новый верхний порожек и вытачать из алюминия другие сухарики для бриджа, сделав в них пропилы соответственно желаемого расстояния между струнами.
2. Звучание. На мой взгляд, разница в звуке этих гитар обусловлена конструктивными особенностями инструментов, а точнее, сильно отличающимися концепциями разработчиков в плане формирования звукового сигнала. Если у Орфея работают все три составляющие, а именно, электромагнитная, механическая и акустическая, то у Кремоны механическая составляющая стремится к нулю. Это теория. А на практике, звук Орфея несомненно интереснее. Он неплохо сбалансирован, имеет яркую атаку, отличную артикуляцию. Хотелось бы еще и сустейн побольше… Кремона лишена всех этих достоинств. Звучание вялое и скучное, каждая струна звучит по своему, будто играют четыре однострунных баса. Звук не богат обертонами даже в момент атаки, которая тоже будто размазана. Сустейна еще меньше чем у Орфея, причем на разных нотах он сильно отличается длительностью.
Так что обыватель, у которого обе наши рассматриваемые гитары являются в сознании одной болгарской скрипкой, не далек от истины. Собрав в одном инструменте удобство Кремоны и звучание Орфея, мы бы имели прекрасный результат!
В дальнейшем мне хотелось бы продолжить эту тему, сравнив Орфей с одним из прототипов, а именно с Хофнером, Воксом или Эко. К сожалению, пока ни одной скрипки этих фирм у меня нет. Первые слишком (неоправданно) дороги, вторые редки и тоже дороги, третьи совсем редко встречаются.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Здесь имеются музыкальные файлы, записанные мной для демонстрации звучания гитар. В качестве материала использованы упражнения из учебника. Каждая гитара записана сначала в линию, потом через эквалайзер. Так что можно послушать и сравнить их на одинаковом материале. В силу различных технических и бытовых возможностей, запись сделана в два этапа. Сначала все записалось на аналоговый катушечный магнитофон, а с него уже оцифровывалось. Поэтому возможен небольшой шум ленты, щелчки статики с катушек и прочие аналоговые шумы. Не уверен, что записанного материала будет достаточно для подтверждения моих выводов, но готовя эту статью, я достаточно поиграл на этих гитарах, чтобы быть уверенным в правильности написанного.

Источник

Читайте также:  Как подобрать акустическую гитару по размеру
Оцените статью