Гитара от паганини дорога

№ 3 (9) / 2013

Содержание номера

Журнал «ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ» • 2013 • № 3 (9) • С. 1 (53)

«Я НЕ ЛЮБЛЮ ГИТАРУ. »

ПАГАНИНИ И ГИТАРА

Виктор ТАВРОВСКИЙ

Раз уж речь зашла о «крылатых фразах» и «громких именах» сложно не вспомнить и о высказываниях Паганини об отношении к гитаре. Поистине, с ними происходят настоящие чудеса! Одни уверяют, что он ее безумно любил и ставил ничуть не ниже скрипки, другие, что у него не было к ней не то что любви, но даже простой симпатии. И те, и другие ссылаются при этом на слова самого Паганини. Единственное, в чем они не расходятся, так это в том, что великий скрипач владел гитарой столь же совершенно, как и своим основным инструментом. Фраза о Паганини, как о великолепном гитаристе, вошла в статьи о нем почти всех известных энциклопедических словарей XIX века. Правда, истоки его гитарного мастерства сторонниками разных точек зрения видятся неодинаково. Первые предпочитают говорить, что Паганини овладел гитарой еще в детские годы (И. М. Ямпольский в качестве доказательства приводит, например, наличие в музее Кёльна маленькой терц-гитары, на которой якобы играл маленький Никколо), другие (и таких большинство) настаивают, что этим своим искусством он обязан любовному увлечению «некой знатной дамой из Тосканы» (имя ее — Дида — упоминают редко, поскольку сам Паганини его предпочитал не называть), игравшей на гитаре, ради которой он оставил скрипку и в течение трех лет, с 1801 по 1804 год, усиленно занимался инструментом предмета своего обожания, а освоив его в совершенстве, в дальнейшем лишь поддерживал в себе достигнутое умение. Впрочем, в научной литературе о Паганини последнюю историю часто называют «романтическим мифом», вымыслом, рожденным воображением французского исследователя Фетиса.
Так что же все-таки говорил Паганини о своем отношении к гитаре: «любил» или «не любил».
Одно из найденных мною упоминаний о «любви к гитаре» Паганини я обнаружил в лондонском еженедельнике «Музыкальный мир» (The Musical World) от 17 ноября 1837 года в статье «Гитара»:

Читайте также:  Ноты для скрипки линкин парк намб

«Когда Паганини спросили, почему он играет на гитаре, будучи столь чудесным исполнителем на скрипке, он сказал: ‘Я люблю ее за ее благозвучие, гармонию; она мой постоянный спутник во всех моих странствиях’».

«When Paganini was asked why he played the guitar, when he was so miraculous in his performance on the violin? ‘I love it,’ says he, ‘for its harmony; it is my constant companion in all my travels’». 1

Или чуть позже (1839):

«Паганини, в разговоре об этом инструменте, говорит: ‘Я ценю ее как направителя мыслей. Я иногда беру ее, чтобы поупражнять свое воображение или сгладить некоторые трудности, чего не могу сделать на скрипке. Я люблю ее за ее гармонию; она мой постоянный спутник во всех моих странствиях’».

«Paganini, in speaking of this instrument, says: ‘I esteem it as a conductor of thoughts. I take it sometimes to put my imagination in exercise or to smooth down for me some difficulty that I cannot execute on the violin. I love it for its harmony; it is my constant companion in all my travels’» (The Family Magazine, Vol. VI, New York, 1839, p. 352).

Но вот и другая версия тех же лет, но уже американского журнала «Нью-Йоркер» (The New-Yorker):

«Я не люблю гитару, но отдаю ей должное как направителю мыслей. Я иногда беру ее чтобы поупражнять воображение или сгладить некоторые трудности, чего не могу сделать на скрипке»

«I do not like the guitar, but I esteem it as a conductor of thoughts. I take it sometimes to put my imagination in exercise, or to smooth down for me some difficulty that I cannot execute on the violin».

Отличия очевидны. В двух первых случаях нет слов «я не люблю гитару», но есть, наоборот, «я люблю ее», зато во втором — однозначное «не люблю» и скромный, довольно сомнительный, комплимент.
Конечно, перевод не возбраняет нам заменить «не люблю» на выражение чуть менее сильного чувства — «не нравится», но это будет всего лишь игрой словами, не более того.
Примечательно, что в английской литературе эта цитата встречается в нескольких редакциях, где в продолжении фразы варьируются как различные значимые глаголы, так и некоторые смысловые существительные, в результате чего появляется масса нюансов, позволяющих каждый раз толковать ее несколько иначе.
Мне, например, попадался такой вариант:

«Я не люблю гитару, для меня это инструмент, придающий направление моим мыслям. Временами я беру ее, чтобы вдохновить мою фантазию для композиции, или вызвать полет воображения, что не удается мне на скрипке»

«I do not like the guitar, I look upon it as giving direction to my thoughts. I pick it up at times to inspire my fantasy for composition, or to produce a flight of imagination I cannot manage with the violin. »

Источник

Песни из кино и мультфильмов — Дорога без конца (к/ф «Николо Паганини, исп.Альберт Асс, аккорды

Аппликатуры аккордов к песне Дорога без конца (к/ф «Николо Паганини, исп.Альберт Асс

Em F Em Кто породнил нашу жизнь с дорогой без конца? Am7 D Gmaj7Cmaj7 Am7Hm7 Gmaj7Em7 Только лю — бовь, только лю — бовь. Em F Em Кто повенчал в этом мире песню и певца? C D Hm Cmaj7 Am7 D Hm7Em Только любовь, только лю-бовь. Em Дорога без конца, дорога без начала и конца Dm9 H7-Ь5 Dm9 E7 Am Всегда в толпе, всегда один из многих. F Em Но вернее многих ты любишь песни и цветы Am Am6 Любишь вкус воды и хлеба и подолгу смотришь в небо, H7 Em и никто тебя не ждет. Дорога без конца, дорога без начала и конца. Свисти как птица и не жди награды. Нет на свете тишины, только плач твоей струны, Только вечность дарит звуки, да в груди огонь жестокий, твой единственный огонь Кто подсказал эту музыку твоей душе? Только любовь, только любовь. Кто повторит тихим голосом твои слова? Только любовь, только любовь. Дорога без конца. И музыка, которой нет конца, Они тебя во веки не обманут. Ну а если спросят вдруг, где любимая и друг, Промолчи в ответ с улыбкой, пусть никто не видит сердце поседевшим от разлук. Дорога без конца, Она когда-то выбрала тебя, твои шаги, твою печаль и песню. Только вот идти по ней с каждым шагом все больней, С каждой ночью все светлее, с каждым словом все смертельней, с каждой песней все трудней!

Видео игры на гитаре, разборы песни Дорога без конца (к/ф «Николо Паганини, исп.Альберт Асс

Песни из кино и мультфильмов популярные подборы аккордов

Аккорды, табы и тексты песен взяты из открытых источников.
При копировании материалов обьязательно оставляйте ссылку на наш сайт!
Приятного время провождения с ув. команда Akkordmovi!

  • 2016 — 2021 © Akkordmovi Все права защищены.

    Источник

    Гитара музыкальная 14. Никколо Паганини

    Гитара в музыке классицизма.

    1. Из жизни великого артиста

    Когда мятущаяся душа Паганини искала покоя, он отрекался от порывистой скрипки и поверял мысли тихой, нежной гитаре. Одним из таких идиллически-мирных периодов жизни великого артиста было время, когда он поселился на вилле богатой аристократки, работал в ее саду, музицировал вместе с нею, описанный в главе «Тюльпаны и гитара» книги Анатолия Виноградова «Осуждение Паганини».

    Целых три года Паганини скрывался от публики, перестал концертировать. Счастье влюбленных шло под аккомпанемент гитары. Здесь он сочинил «Любовный дуэт» в десяти частях с программными заголовками: «Начало», «Любовь», «Согласие», «Робость», «Радость», «Ссора», «Примирение», «Знаки любви», «Известие об отъезде», «Расставание».

    В итоге мы получили в дар целую музыкальную поэму о прекраснейшем из наших чувств, созданную на заре романтизма.

    Находясь на службе у княгини Элизы Баччиокки, сестры Наполеона Бонапарта, сначала в Лукке, а затем во Флоренции, Паганини создал немало произведений для обожаемой им гитары и разного рода ансамблевой музыки с ее участием, в том числе шесть квартетов для скрипки, альта, гитары и виолончели.

    С помощью скрипки Паганини выражал порывы страстей, свой бунтарский дух и дерзновенные мысли. Напротив, «верная спутница» гитара помогала ему очистить душу. Да и отношение к двум этим инструментам у него было разное: повелительно-властное к скрипке и благосклонно-нежное к гитаре.

    Желая продемонстрировать свои пылкие чувства к покровительнице, он прилюдно сыграл пьесу «Венера и Адонис» на скрипке с двумя струнами. Публика восхищалась, а княгиня поняла прозрачный намек артиста. Как-то вскользь она произнесла, что такой великий маэстро смог бы сыграть и на одной струне. Паганини принял вызов и вскоре исполнил героическую сонату «Наполеон» на скрипке с одной струной, чем заслужил бурные аплодисменты изумленных слушателей.

    Так в душе итальянского гения сосуществовали два мира: тихий, светлый, любовный, связанный с гитарой, и неистовый, карбонарский, требующий полной отдачи творческих сил. И выразить эти чувства могла только скрипка!

    Однажды во время римского карнавала Паганини и Россини, переодевшись в бродячих слепцов-музыкантов, сыграли на двух гитарах столь блестяще, что публика подивилась их мастерству. Это был шутовской номер и вместе с тем дуэт двух гениев.

    Шуберт писал свои гениальные песни в кафе на салфетках и по доброте души раздавал их жителям Вены. Так и Паганини, находясь на службе в Лукке, частенько набрасывал гитарные пьесы уличным мальчишкам, желавшим блеснуть на городском празднике. Иногда он дарил пьесы для гитары неимущим музыкантам, чтобы те могли порадовать своих голодных детей нежданным гонораром.

    Постепенно произведения Паганини заполонили всю Италию, стали общенародными, чему великий скрипач не придавал ровно никакого значения.

    На закате дней Паганини гитара вновь заняла особое место в его жизни. Он часто выступал в ансамбле с гитаристами, писал крупные музыкальные пьесы с участием «доброй и милой подруги». Стоит назвать хотя бы Вариации на тему генуэзской народной песни «Барукаба» для скрипки и гитары, которые маэстро посвятил другу Джерми. В подарок дочери своего покровителя ди Негро он преподнес Сонату для скрипки и гитары, а сестре Доменике – Серенаду для скрипки, виолончели и гитары. Как мы видим, он раздавал близким и родным людям именно гитарные пьесы. Это весьма показательно!

    Когда умер Паганини, Ференц Лист писал: «Угасло жизненное пламя Паганини и вместе с ним то мощное дыхание природы, которое оно смогло вдохнуть в него, видимо, собрав для этого все свои силы, чтобы тут же его погасить. Вместе с ним исчезло то чудесное явление, которое в области искусства родится лишь раз, единственный раз!»

    Емкие слова из некролога «жизненное пламя» — это не что иное, как неукротимый человеческий дух, мужское начало, а «дыхание природы» в музыке гения – его мягкая, незлобивая душа, то есть женское начало.

    Взгляните на портрет великого скрипача: орлиные черты носа, взор, устремленный за пределы горизонта, – они выражают собой неистовый порыв к свободе; округлый подбородок и чувственные губы – это признак сластолюбия.

    Отношение к скрипке у Паганини было дерзким, с ее помощью он хотел достичь совершенства, и поэтому именно она, царица инструментов в руках гения, поражала воображение людей и двигала вперед музыкальное искусство. Игра итальянского виртуоза оставила неизгладимую печать на творчестве Шопена, Шумана, Листа.

    Гитара же служила Паганини целительницей душевных ран, он поверял ей свои сокровенные мысли, когда влюблялся в красивых женщин и мечтал о семейном счастье.

    2. Скрипка и гитара

    Музыковеды не без основания утверждают, что переворот, совершенный Паганини в области скрипичного мастерства, связан с его приверженностью к другому инструменту, гитаре. Левая рука виртуоза привыкла к большим растяжкам, к сложным комбинациям двойных нот и аккордов. С одной стороны, гитара была выразительницей сокровеннейших чувств Паганини, с другой – творческой лабораторией для новых приемов игры на скрипке.

    Без матушки-гитары не появилась бы на свет юная, ослепительная красавица – бесподобная скрипка Паганини.

    Произведения Никколо Паганини, в том числе ансамбли для скрипки и гитары, пронизаны взволнованным чувством. Струны обоих инструментов то горестно плачут, то неистовствуют.

    Мужчина с возрастом обретает мудрость, а женщина теряет красоту.

    Любопытное наблюдение: чем старше рукотворный шедевр Страдивари или Гварнери, тем лучше он звучит. У гитары век слишком короток, что не позволяет ей сохранить свои бесценные качества.

    Виртуозно владея обоими инструментами, Паганини сохраняет в душе целостное мироощущение, которое включает в себя, так сказать, и мужское, и женское начало Вселенной.

    Паганини говаривал: «Я – король скрипки, а гитара — моя королева». Здесь логика великого артиста выглядит причудливо: если гитара, а не скрипка – королева, то, что же она – фаворитка?

    Талантливый польский скрипач Кароль Липиньский отмечает в своих мемуарах: «Я был безмерно удивлен, я не предполагал, что Паганини не менее чарующе играет на гитаре, чем владеет смычком».

    Это свидетельство профессионала высокого уровня заставляет пересмотреть роль и значение итальянского маэстро в музыкальном искусстве. Кто в действительности был несравненным гитаристом-виртуозом – испанец Фернандо Сор или Никколо Паганини, которого мир до сей поры считает великим скрипачом?

    Как известно, скрипач Паганини, будучи к тому же гитаристом, не выступал в качестве гитариста на концертной эстраде. Подлинным «Паганини гитары» следует считать Луиджи Леньяни, друга и последователя гениального артиста. Возможно, в какие-то минуты, когда Паганини импровизировал на гитаре, он видел перед собой своего приятеля Луиджи, которого иногда брал в концертные поездки по Италии.

    Никколо Паганини увлек своей волшебной скрипкой Джакомо Россини, в свою очередь, под влиянием Мауро Джулиани взял в руки гитару композитор и пианист Антон Диабелли.

    Так скрипка и гитара оказались чудодейственным средством в укреплении творческой дружбы между великими музыкантами – Паганини, Россини, Леньяни, Диабелли.

    24 каприччио Паганини совершили переворот в скрипичной музыке. Самым ярким из них оказалось последнее, двадцать четвертое произведение. Знаменательно, что в оригинале оно было написано для скрипки в сопровождении гитары под названием «Бравурные вариации на оригинальную тему».

    Следовательно, гитара играла отнюдь не последнюю роль, когда требовалось обогатить выразительные и технические возможности «царицы инструментов».

    Мила и очаровательна соната для скрипки и гитары ля мажор Никколо Паганини. Погружаясь в мир ее образов, словно видишь перед собой двух светских дам, которым не откажешь в грации и любезности.

    В Аллегро явственно присутствуют беспечная игривость и весенняя новизна чувств, Адажио – это умиротворенное созерцание. В Аллегретто (Рондо) музыка жизнерадостна, вызвана восторгом от красоты мира, чем близка к бессмертным творениям Россини.

    «Большая соната» для гитары Паганини, записанная на компакт-дисках как Джулианом Бримом, так и Джоном Уильямсом, примечательна во многих отношениях.

    Аллегро изящно и радостно. Это происходит из-за того, что инструментальная партия в своей основе вокальна, опирается на красивое пение в стиле бельканто.

    Пленительная лирическая мелодия Романса близка по духу и настроению к «Вечерней серенаде» Шуберта. В ней предугадываются также мелодические откровения Франсиско Тарреги.

    Вариации виртуозны и блестящи. Творческая фантазия автора бьет ключом, и ощущаешь некое подобие их музыкального языка с его же «Венецианским карнавалом» для скрипки с оркестром.

    Какой бы скромной и невзрачной ни была бы гитара, она в руках гения становится трогательной, роскошной, неукротимой – этакой страстно влюбленной итальянской красавицей!

    3. Живописно-музыкальная ретроспектива

    Леонардо да Винчи был художником, ученым, инженером. Кроме серьезных научных открытий он много времени тратил на изобретение различных механических игрушек для увеселения светской публики. Вероятно, для гения эпохи Ренессанса это был своего рода отдых, который позволял подготовиться к другим делам, требовавшим напряжения душевных сил.

    Никколо Паганини тоже предстает в нескольких ипостасях: как композитор, скрипач и гитарист. Кроме замечательных скрипичных произведений он создал около 200 пьес для гитары, предназначенных, главным образом, для любительского музицирования. Эти музыкальные «безделушки», написанные второпях, расходились по всей Италии, часто без имени их автора.

    Скрипичное искусство Паганини по драматическому накалу и силе человеческого духа сопоставимо с великими творениями Микеланджело, тогда как гитарная музыка прославленного артиста отличалась лиризмом и мечтательностью, свойственными полотнам Джорджоне. В личности знаменитого виртуоза удивительным образом сочетались бунтарский дух и нежная сентиментальность легкоранимого человека.

    Обратимся еще к одному итальянскому живописцу. Караваджо – это художник огромной творческой смелости, реалист-новатор, прекрасно знающий жизнь простого народа; по его мнению, задача искусства состоит в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы». Необыкновенная правдивость и демократизм произведений принесли ему скандальную известность и вызвали резкую оппозицию церковных кругов. Добавьте к этому бурный неуживчивый характер, усугублявший житейские трудности, и глубокий душевный кризис в последний период творчества, – и перед вами возникнет психологический портрет итальянского художника-гения, того самого, кто оказал сильнейшее влияние на европейское искусство. И, если хотите, это портрет другого итальянца, скрипача Никколо Паганини, духовного потомка и художественного двойника Караваджо, родившегося почти два века спустя.

    Любопытно, что Караваджо чрезвычайно интересовался музыкой, о чем свидетельствуют такие полотна, как «Юноша с лютней», «Девушка с лютней», «Мандолинистка».

    Паганини в детстве учился игре на лютне, в зрелые годы находил утешение в игре на гитаре. Неукротимые натуры гениев нуждаются в кратких передышках, чтобы потом с новыми силами взяться за главное дело жизни.

    А вот судьба третьего художника.

    В противоположность Никколо Паганини жизнь испанского художника Веласкеса была на редкость счастливой. В последние годы он создал два живописных шедевра: «Менины» (Фрейлины) и «Пряхи». На первом полотне изображена сцена королевского быта, отмеченная печатью благородства и элегантной сдержанности. Второе посвящено повседневным будням и нелегкому труду простых работниц, что удалось передать правдиво, с поразительной силой чувства. В этих картинах Веласкес достигает целостности восприятия мира.

    У Паганини скрипка была королевой, блиставшей в аристократических салонах и на концертной эстраде, а гитара – скромной служанкой, предназначенной для любительского музицирования в аристократических салонах и в среде простолюдинов.

    Гениальный артист, как и великий художник, видят мир объемно, в двух и даже трех измерениях, со всеми его контрастами и противоречиями.

    Ведь каждому из нас нужны не только яркие лучи солнца, но и мягкий свет луны.

    Уместно и такое сопоставление имен.

    Никколо Паганини по таланту и характеру близок к Сальватору Розе, несмотря на то, что художник родился на полтора столетия раньше гениального скрипача. Оба относятся к людям с неукротимым нравом и новаторским духом, которые решительно раздвигают горизонты нашего мироощущения. Искусство обоих отличалось бунтарским демократизмом, живой и непосредственной эмоциональностью, пленительной романтикой в пейзажных зарисовках и лирических переживаниях человека, страстного существа, желающего вобрать в себя Вселенную.

    В 1649 году, устав от придворной службы, Сальватор Роза отбыл в Рим и стал вольным художником. Точно так же Никколо Паганини покинул двор великой герцогини Тосканской Элизы, сестры Наполеона Бонапарта, чтобы сделаться гастролирующим артистом. Эти гении предпочли творческую свободу.

    Сальватор Роза был также замечательным гравером и рисовальщиком, одновременно поэтом, актером, режиссером, музыкантом. Он учился пению, играл на флейте, арфе и гитаре.

    Именно гитара связывает двух великих соотечественников, Розу и Паганини.

    Художник написал целый ряд сатир, среди которых выделяются «Поэзия», «Музыка», «Живопись», «Война», «Зависть», «Ведьма», «Вавилония».

    На картине «Музыка» изображена скромная девушка со светлым взором, обращенным к небесам.

    Возможно, это выражение того, чем была непритязательная гитара в руках Паганини – инструментом, которому поверяют заветные чувства и мысли.

    Нетрудно заметить, что у двух современников, испанского художника Франсиско Гойя и итальянского скрипача Никколо Паганини, много общего. Главное – каждый из них питал беззаветную любовь к своей Отчизне и не мог смириться с ее порабощением, страстно желая видеть родину независимой и свободной.

    Большая соната A-dur, op.39 Никколо Паганини – это баллада для гитары: в ней находим душевные откровения, безмятежность и порывы страсти, отстраненное созерцание и потребность любить, энергичные марши, изящные арабески, патетические гимны, победное торжество радости – все это творят магические струны гитары!

    Великий Паганини – это двойная звезда, испускающая золотистое и голубое сияние, это постоянно переливающийся на наших глазах классико-романтический свет.

    Романс из Большой сонаты ор.39 Никколо Паганини – романтический шедевр, в котором звучит песня влюбленного, по рыцарски благородного и мужественного человека. В его глазах «сиянье розового рая», а под кольчугой пылает сердце, не сгорая. Это лирика вечно пленительной грусти и надежды. Запечатленная в Романсе, она сотни и тысячи раз будет воспроизведена поэтами разных стран. Кто из них процитирован выше – определите, пожалуйста, сами.
    ;
    Мир в том виде, в каком он предстает перед детскими глазами, запечатлен в Сонатинах №1 и 2 Никколо Паганини. Нежные чувства, наивные переживания, любопытство, восторг, озорство, марш оловянных солдатиков, колыбельная для куклы – это и многое другое найдет педагог в Сонатинах Паганини, желая познакомить юных гитаристов с творчеством итальянского гения.

    Вальс M.S.92 Никколо Паганини – миниатюра продолжительностью в одну минуту и сорок секунд. До-мажорная часть – это конфеты карамель, ля-минорная – апельсиновый сок. Впрочем, все зависит от вкуса того, кто возьмется играть ее.

    Вуаль светлой грусти наброшена на радостное чувство в Аллегретто M.S.90 Никколо Паганини, которая придает этой пьесе романтическую привлекательность.

    Пасторально-наивно Аллегретто M.S.91. В нем слышится простенький наигрыш пастушка на органном пункте в басах. Возникает буколическая картинка «естественной» жизни.

    Сидя в кафе, Паганини сочиняет на ходу немудреную мелодию, которую тут же дарит подбежавшему нищему мальчугану, чтобы тот смог подзаработать на автографе великого скрипача. Сегодня мы наслаждаемся музыкой Аллегретто-скерцандо и предлагаем юным гитаристам разучить эту трогательную миниатюру.

    Каприс №5 Паганини в переложении для гитары выглядит как еще одно «Вечное движение» маэстро.

    Мелодия Каприса №24 Паганини принадлежит к тем счастливым озарениям, которые никогда не увядают. Она вечно будет звучать на гитаре, на фортепиано и в оркестре. Благодаря ей люди не забудут имя гениального скрипача.

    Этюды №1, 14, 15 из цикла «I Ghiribizzi» M.S.43 Никколо Паганини – это не мелодии-жемчужинки или мелодии-цветы, а прелестные экзерсисы для юных гитаристов.

    Сонатина C-dur – произведение классическое по духу, лишь в ля минорных эпизодах появляется лирика: с началом весны сердце еще сковано, но так хочется любить!

    Источник

    Оцените статью