- Как ставить аккорды на гитаре: для начинающих
- Подготовка гитары
- Постановка левой руки: кисть, пальцы
- Ошибки в постановке левой руки при игре аккордами
- Как заниматься: рекомендации по освоению аккордов
- Продолжительность, график занятий
- Планирование занятий
- Как переставлять аккорды
- Постановка позы, рук и пальцев для правильной игры на гитаре
- Варианты посадки гитариста
- Нога на ногу
- Обычная посадка
- Классическая посадка с подставкой под ногу
- Рекомендации по тому, как держать гитару сидя
- Рекомендации как держать гитару стоя
- Общие рекомендации по правильной посадке и стойке с гитарой
- Работаем над постановкой правой и левой руки
- Как правильно зажимать струны
- Распространенные проблемы
- Сложно ставить аккорды
- Не хватает сил зажать аккорд
- Пальцы задевают другие струны
- Пальцы немеют и не слушаются
- Хромает координация правой и левой руки
Как ставить аккорды на гитаре: для начинающих
Первый блин, как известно, комом. Тем не менее, знание этой пословицы не спасает гитаристов-новичков от уныния. Это когда «блины», то есть аккорды, первые, выдаются на слух в «скомканном» виде. Но расстраиваться не стоит. Следует принять во внимание, что не всё сразу получается. Нужно и заниматься, и усидчивость проявить. Ну и ещё, конечно, что особенно важно, нужно делать всё правильно: не допускать ошибок в постановке левой руки, пальцев, да и в аппликатуре.
На этом занятии подробно поговорим о том, как ставить аккорды на гитаре; как быстро, без остановок, переходить с аккорда на аккорд; как заниматься, что быстро научиться играть любимые песни. А также вы узнаете, как не допускать распространённых ошибок по освоению аккордовой техники. Словом, как избавиться от всех бед, что делать, когда гитара напрочь отказывается звучать в ваших руках даже на простых аккордах.
Если вы ещё вообще не знаете ни одного аккорда, тогда вам пригодятся эти уроки:
В статье рассказывается о том, как зажимать аккорды на гитаре для начинающих, а именно открытые на первых ладах и закрытые в разных позициях, но без баре. Если вас интересует, как играть баррэ – подробней об этой технике здесь, и отдельно занятие, как научиться играть баре F.
Подготовка гитары
Перво-наперво убедитесь в том, что ваш инструмент в порядке. Что имеется в виду? Два важных критерия:
- Должна быть отрегулирована высота струн. На гитаре расстояние между порожком 12-го лада и струнами должно составлять примерно 2-5 мм. Если струны слишком высоко над грифом – все ваши усилия по освоению того же простейшего Am могу сойти на нет.
- Гитара должна быть настроена. И желательно в стандартном строе: для шестиструнной гитары – 1 струна E (ми). А на расстроенной … малого того, что удовольствия мало, и не интересно заниматься, так и ещё слух себе можете подпортить. Ведь аккорды гитары просто-напросто не будут звучать.
Постановка левой руки: кисть, пальцы
Разберёмся, как ставить пальцы, чтобы услышать все звуки. Пошагово все действия:
1. Внимательно изучаем аппликатуру (будь это сетка, табы, ноты): какие струны какими пальцами зажимать и на каких ладах прижимать; какие струны открытые, а какие не звучат.
Если несколько вариантов аппликатуры, попробуйте разные постановки пальцев. И определите, какая будет удобней в связке с другими аккордами в песне.
Например, для последовательности Dm/G/C – соль мажор лучше брать указательным, средним и безымянным. Как зажимать струны на фото:
А вот в последовательности C/G/C/F – соль мажор лучше брать средним, безымянным и мизинцем. Так удобней:
То есть изначально вы выбираете для пальцев «путь наименьшего сопротивления» во время игры на гитаре. Чтобы быстро и без особых усилий отработать переходы в последовательности.
2. Струны прижимаем верхней частью подушечки пальцев.
С длинными ногтями прижимать струны, и чтобы был звук – крайне затруднительная задача. Нужно подстричь. Дело в том, что ноготь упирается в поверхность грифа и подушечка пальца плохо прижимает струну, либо вообще не прижимает. Ещё проблема с ногтями на левой руке – при попытке изменить угол прижатия (чтобы всё-таки «достать» до струны) они касаются соседних струн и глушат их.
3. Пальцы на струны ставятся между порожками ладов.
4. Контролируйте усилие пальцев: прижимайте ровно с такой силой, чтобы струны «играли», чтобы звук не пропадал.
- Если слабо надавить – нота не звучит, или глухо звучит, дребезжат струны.
- Если слишком сильно – может и зазвучит, но для пальцев неоправданная нагрузка (будут болеть, больше мозолей). Также от чрезмерного прижатия струна вдавливается к поверхности грифа, изменяется высота звука (повышается), и аккорд может не строить даже при настроенной гитаре.
5. Прижимая струны, верхние фаланги пальцев нужно ставить примерно перпендикулярно к плоскости грифа.
Ставьте пальцы аккуратно, чтобы не задевать соседние струны!
6. Свободные пальцы (которые не прижимают струны) держим над грифом.
7. Кисть не слишком выгнута, ладонь в области от большого пальца обхватывает гриф. А большой палец слегка «выглядывает» над верхней частью грифа.
8. После того как взяли аккорд, извлекаем звук каждой струны отдельно (большим пальцем или указательным щипком): от басовых к первой. Чтобы проверить, звучат ли все ноты аккорда.
Когда в аккорде должны звучать все 6 струн – то и извлекаем звук на всех струнах. А если в аппликатуре есть струны, которые не звучат, их пропускаем (не извлекаем звук правой рукой). Например, в Am (ля миноре) шестая струна не звучит, а в Dm – 6-ая и 5-ая.
Затем, если аккорд звучит хорошо, можно сыграть уже ритмом (боем) или перебором, просто сделать несколько ударов по струнам.
Внимание! Чувствуете, что не можете больше аккорд держать, чтобы не болели пальцы, прекратите занятие на несколько минут. Дайте руке отдохнуть.
В том случае, если аккорд не звучит – вообще нет звука, дребезжат, не звучат отдельные струны, приглушённо звучит и т.д. – корректируем постановку, проверяем, правильное ли положение пальцев, кисти. В общем, устраняем ошибки. И снова пробуем извлечь звуки.
Ну а какие именно могут быть ошибки – из-за чего не получается зажимать аккорды – сейчас рассмотрим детально. Анализируйте и исправляйте.
Ошибки в постановке левой руки при игре аккордами
Итак, разбираем возможные причины:
1. Неверно прочитана, разобрана аппликатура: прижимаются не те струны, на других ладах, в другой позиции, не теми пальцами, которые указаны в сетке и т.д.
Явный признак такой ошибки: пальцы принимают неестественное положение, или пальцы удалось поставить, но аккорд вообще не звучит (как будто гитара полностью расстроена).
2. Пальцы глушат соседние струны. Подушечка пальца прижимая струну, касается ещё и соседней сверху или снизу.
На примере, Am – почему не получается заставить звучать все струны аккорда:
Средний палец, прижимает 4-ую струну, но не верно поставлен на ладу и ещё глушит верхней частью подушечки 5-ую струну, которая должна звучать открытая.
Безымянный на 3-ей струне, но слегка прогнулся. И нижней частью подушечки задевает 2-ую струну.
Такая ошибка вас может подстерегать на любом аккорде. Так что будьте внимательны. Контролируйте положение пальцев на ладах. НО: есть и более сложные аккорды, в аппликатуре которых выполняется глушение струн именно таким образом (палец прижимает струну и одновременно глушит соседнюю струну); то есть это уже не ошибка, а приём постановки. Например, указательный палец ставится на 6-ую струну и одновременно подушечкой приглушает 5-ую. В таком случае пропущенные струны (которые не звучат) обозначаются в сетке символом «x».
3. Палец прижимает струну на порожке лада, а не между порожками. И от этого, конечно, звука нет, либо струна звучит приглушённо.
Ошибка на фото: безымянный на 3-ей – подушечка на порожке.
4. Кисть слишком выгнута. Неправильное положение руки относительно грифа на фото (влево, вправо, вперёд).
5. Свободные пальцы (которые не прижимают струны) «спрятаны» под гриф, или над грифом, но касаются струн, глушат их.
Примеры неправильной постановки Am: 1 – мизинец согнут и «прячется» под грифом, 2 – мизинец «лежит» на первой струне.
В случае, когда пальцы прогибаются под гриф, аккорд может и прозвучать, но всё же это ошибка в постановке. Незадействованные в аппликатуре пальцы, могут вам сразу же понадобиться в последующем аккорде, при добавлении баса и т.д. А в таком положении, вам нужно будет ещё их дополнительно выгибать из-под грифа. Что затрудняет переход на следующий аккорд, обыгровки. Особенно в быстром темпе.
Как заниматься: рекомендации по освоению аккордов
Итак, как правильно ставить пальцы на аккорды, чтобы они звучали, мы с вами разобрались. Самое время теперь поговорить о том, как организовывать свои занятия по отработке аккордовой техники. Как научиться за короткий период времени играть какой-то отдельный аккорд, последовательность, песню, как правильно переставлять пальцы, играя последовательность. Ведь правильную постановку, изученную аппликатуру нужно ещё и закреплять, регулярно прорабатывать.
И вот советы – как заниматься:
Продолжительность, график занятий
- Для начинающих оптимальный вариант – непродолжительные занятия, но каждодневные.
- В первые дни, недели занятий свыкнитесь с небольшими неприятностями – образование мозолей на подушечках (в местах прижатия струн), лёгкие болезненные ощущения в пальцах, кисти. Это вполне нормальное, естественное явление. Для руки аккорды – это ещё непривычная нагрузка и нужно время, чтобы она адаптировалась. Если больно зажимать аккорды, нужно делать перерывы в процессе занятия.
- Время занятий увеличивайте постепенно. По мере того, как рука будет адаптироваться к нагрузке. Не допускайте переутомления!
Планирование занятий
- Не беритесь сразу за изучение большого количества аккордов. В особенности, если вы новичок, и только начинаете учиться играть на гитаре. Поставьте перед собой цель в ближайшее время выучить, сыграть 2-3 аккорда.
- Каждый аккорд отрабатывайте отдельно из намеченной для изучения группы аккордов. Постоянно следите за положением пальцев, кистью. Играйте осознано – попутно запоминайте название аккорда, как он записывается, обозначается, аппликатуру заучивайте на память (без подглядываний в сетку).
- Как только вам удалось получить более-менее сносное звучание аккорда, добавляйте нагрузку и для правой руки. Отрабатывайте на аккорде звукоизвлечение боем, перебором, просто удары по струнам вниз. Но желательно под метроном, чтобы развивать чувство ритма.
- Почувствуете, что уверенно играете каждый из аккордов (которые планировали выучить в ближайшее время. Приступайте к проигрыванию последовательностей, песен, в которых есть изученные, отработанные аккорды. Начинайте с простых последовательностей: сначала на 2-3 аккорда, потом можно посложней. Отрабатывайте сначала в медленном темпе.
Как переставлять аккорды
Чтобы быстро осваивать переходы:
- досконально изучите аппликатуры (где какая струна, лад – без шпаргалок);
- не убирайте полностью пальцы с грифа перед последующей аппликатурой;
- как только сняли первый аккорд, формируйте в пальцах следующий аккорд уже «в воздухе», т.е. направляйте пальцы на лады следующего аккорда;
- извлекайте звуки только когда полностью все необходимые по аппликатуре струны прижаты;
- если у аккордов в аппликатуре есть общие звуки – то есть если одна и та же струна на том же ладу и тем же пальцем прижимается в двух аккордах – тогда при переходе этот палец не снимается со струны, остаётся неподвижным. Таким образом, можно сэкономить на движениях в процессе перестановки пальцев и сделать быстрый переход.
Ещё о том, как научиться быстро переставлять аккорды в этой статье.
Итак, мы с вами рассмотрели все нюансы – как ставить пальцы, положение правой руки. Следуйте всем этим рекомендациям, требованиям, и у вас обязательно получиться осилить любой аккорд, любую песню. Успехов!
Источник
Постановка позы, рук и пальцев для правильной игры на гитаре
Обучение игре на гитаре обязательно должно начинаться с постановки рук и посадки тела, а не с изучения аккордов. Поняв, как правильно держать гитару, можно научиться издавать чистый звук, увеличить скорость звукоизвлечения и не переживать, что в дальнейшем будут проблемы со спиной и суставами.
Варианты посадки гитариста
Гитара относится к группе силовых струнных инструментов. Музыканту надо прикладывать определенные усилия, поэтому требуется правильная посадка. Она снизит нагрузку на кисти рук, спину и упростит выполнение сложных музыкальных приемов.
Варианты посадки гитаристов:
- нога на ногу;
- обычная;
- классическая, с подставкой под ногу.
Любая поза должна отвечать 2 требованиям: давать свободу движений и устойчивость инструменту. Многократный повтор выбранного положения позволит отработать движения до автоматизма.
Нога на ногу
Рассмотрим варианты позиции нога на ногу. Описание приводится для гитариста-правши. Для левшей положение будет зеркальным.
Одним из самых популярных и часто принимаемых поз является закидывание правой ноги на левую. Таким образом гитара располагается на правой ноге и фиксируется за счет грудной клетки рук и ноги. Можно видоизменить позу, поменяв ноги местами, тогда корпус гитары будет опираться уже на две ноги.
Гитаристы фламенко на уроках игры испанской гитары часто использую следующую позицию: закидывают лодыжку правой ноги на колено левой. В такой позе гитару нужно поставить на левую ногу, а правая выступает дополнительной точкой опоры.
Попробует разные варианты этой позы, чтобы понять, какая из них для вас наиболее комфортная и не сковывает движения.
Посадка «нога на ногу» — гарантирует устойчивость музыкального инструмента, он не будет болтаться в разные стороны.
Обычная посадка
В такой позиции гитара опирается только на одну ногу музыканта и поэтому для надежной фиксации инструмента приходится использовать руку и за счет подъема ноги — корпус гитариста. Для того, чтобы приподнять ногу часто используют специальную поставку.
Классическая посадка с подставкой под ногу
Гитара находиться на левой ноге, под которую устанавливается специальная подставка. Держать гриф надо на уровне глаз. Поза дает полную свободу левой руке, которая сможет передвигаться по грифу. Упор приходится на ноги, правое предплечье и грудную клетку.
Рекомендации по тому, как держать гитару сидя
- удобство и расслабленность мышц на протяжении всей работы с гитарой;
- локоть не прижимается к корпусу инструмента, а лишь опирается;
- руки на гитаре расслабленные;
- плечи приводят в расслабленное состояние, располагают на одном уровне с тазом, без перекоса;
Подставка под ногу всегда выставляется индивидуально, в зависимости от роста музыканта.
Рекомендации как держать гитару стоя
При игре стоя, не нужно удерживать инструмент руками, для этого предназначены ремни. Перед покупкой необходимо убедиться, что на корпусе инструмента есть стреплоков – крепеж для ремня. Ремни лучше выбирать с дополнительными креплениями: клиперами или заглушками.
Ремень должен иметь настраиваемую длину, изготовлен из плотного текстильного материала или кожи. Не нужно стараться выглядеть как мачо, главное правило – удобство и надежность.
Рекомендуемый уклон грифа – 450, немного выше корпуса инструмента. Ноги держат на ширине локтей. Это самая устойчивая поза, при которой музыкант не упадет, и не будет спотыкаться о предметы на полу.
Общие рекомендации по правильной посадке и стойке с гитарой
Чтобы избежать в будущем профессиональных заболеваний, поза для игры должна быть отработана до автоматизма. Правая нога должна твердо стоять на поверхности пола. Нельзя сидеть в наклонном состоянии, спина всегда ровная, расслабленная. Плечи выравнивают по одной линии.
Для игры используется только твердый стул, в домашних условиях можно использовать табурет, но не диван. Не должно присутствовать никаких прогибов или неестественных изгибов конечностей и спины. Вначале можно использовать зеркало, чтобы наблюдать за правильной посадкой тела. Никаких монотонных и однообразных занятий. Необходимо периодически менять позы. Учитель гитары покажет и расскажет, как правильно занимать разные позиция и как найти для себя наиболее удобную.
Работаем над постановкой правой и левой руки
Чтобы играть правой рукой, ее располагают на верхней части обечайки. Вначале опускают вниз, расслабляют. Указательный, средний, безымянный пальцы при игре сгибают так, чтобы между ними и большим получился крест. Подготовленную руку подносят к струнам. Вес руки должен приходиться на большой палец – это точка опоры. Кисть не должна прыгать, играть необходимо только пальцами.
Левая рука опущена вниз, вдоль туловища. Запястье необходимо практически полностью выровнять, а пальцы слегка согнуть. После фиксации этого положения, руку следует согнуть в локте и поднять. Между запястьем и пальцами будет небольшое расстояние, в которое и помещают гриф.
Игра боем предполагает 3 вариант:
- При помощи большого пальца.
- Указательным и большим.
- Только указательным.
Первый вариант предполагает удары вниз внутренней стороной пальца и внешней при ударах вверх. Во втором случае удары вверх производят указательным пальцем, а нижний бой – внутренней частью большого пальца. Должно получаться что-то похожее на «смахивающие» движения. При игре только указательным, палец сгибают, а сверху кладут большой.
Как правильно зажимать струны
Левая рука должна быть максимально расслабленной. Гриф гитары с обратной стороны поддерживается большим пальцем. Струну прижимают частью между кончиком и подушечкой указательного пальца. Нельзя брать аккорд и при этом задевать порожек грифа, в противном случае звук будет дребезжать и прижимать струны намного тяжелее.
Нельзя начинать обучение с большого количества аккордов. Их разбивают на пары, начинают с первой, добиваются чистого звучания, затем переходят к другой и так далее.
При исполнении произведений в технике баррэ, прижимать струны надо ближе к ладовому порожку. Указательный палец струны зажимает плашмя, а оставшиеся пальцы должны быть свободными, для постановки аккорда. Нельзя указательный палец ставить ребром. Кончик большого пальца должен слегка выступать за гриф, с выравниванием на уровне указательного пальца, для создания противовеса.
Распространенные проблемы
Обучение игре на гитаре – это труд, требующий регулярных тренировок, усидчивости и терпения. Будут возникать проблемы с постановкой аккордов, зажимом струн, координацией пальцев.
В начале обучения будут болеть руки – это нормально. Со временем, мышцы привыкнуть к нагрузке.
Сложно ставить аккорды
Проблема присуща даже опытным гитаристам. Основная причина – длительное отсутствие практики. После перерыва, мышцы должны вспомнить и привыкнуть к позиции и движениям. Кожа на кончиках пальцев опять загрубеет, и все придет в норму.
Не хватает сил зажать аккорд
Отличные результаты дают регулярные занятия на резиновом эспандере, которым рекомендуется тренировать и правую руку.
Пальцы задевают другие струны
Исправить ситуацию можно при помощи коррекции постановки рук. Кончики пальцев всегда должны находиться перпендикулярно грифу. Это позволит избежать задевания остальных струн другими пальцами. Постоянно отслеживайте постановку пальцев и тренируйтесь, со временем мышцы привыкнуть к правильному расположению.
Пальцы немеют и не слушаются
Ничего страшного в этом нет, рукам очень трудно преодолевать напряжение струн. При регулярных тренировках, буквально через неделю онемение и непослушность рук будет постепенно уходить. Не нужно дергать струны, движения должны быть плавными.
Хромает координация правой и левой руки
Проблема характерна для начинающих, которые приступают к игре перебором или осваивают соло. Совет один – играть надо медленнее, обе руки должны работать синхронно. Скорость исполнения набирают постепенно, после отработки медленного темпа.
От того, как правильно держать гитару будет зависеть звучание инструмента и самочувствие музыканта. Поэтому начинать обучение надо начинать именно с постановки позы и рук.
Источник