Frank Gambale
Фрэнк Гэмбэл — один из самых известных инноваторов от гитары. Одно из множества его достижений — революционная разработка техники \’скользящего звукоизвлечения\’ [sweep picking], открыла поистине новые горизонты для партий лидер-гитары, исполнять которые раньше не представлялось возможным.
Фрэнк пополнил счет своих сольных альбомов одиннадцатым релизом, выпустив свой новый альбом, «Coming To Your Senses». Также он известен участием во многих других проектах, включая я группу Чика Кориа Chick Corea\’s Electrik Band, в составе которой он принимал участие в записи альбома «Light Years», получившего премию Грэмми. Он также входит в состав джаз-фьюжн группы Vital Information, вместе с бывшим барабанщиком группы Jorney Стивом Смитом [Steve Smith]. Фрэнк очень активно работает в сфере гитарного образования возглавляя отделение гитары в Музыкальной Академии Лос-Анжделеса.
Фрэнк начал учиться играть на гитаре в возрасте семи лет в родном городе Канберре, что в Австралии, его первая запись «Thunder from Down Under» до сих пор поражает слушателей его сумасшедшим исполнением.
«Coming To Your Senses» это первый сольный альбом Фрэнка с 1995 года. Фрэнк провел последние пять лет гастролируя и создавая целый курс обучения для его гитарного отделения Музыкальной Академии Лос-Анжделеса. Вот что Фрэнк рассказывает о своей новой записи: «Я столько времени провел в разъездах, повидал столько уголков нашей планеты и скопил столько чудесных впечатлений, что мне отчаянно захотелось снова сделать запись. Я был просто наполнен музыкой, и, наконец, подвернулась возможность поделиться ею с миром.»
Я учился с Фрэнком во время его пребывания в Институте Музыкатов (Musician\’s Institute) в конце восьмидесятых, поэтому с удовольствием пообщался с ним опять. В первой части интервъю мы потратили немного времени на то, чтобы обменяться новостями. Я вспомнил день, когда Фрэнк принес одну из партитур с его недавней записи с Чиком Кориа.
Guitar.net Помню, как ты принес одну из партитур Чика и объяснял как ты играл пассаж из квинтолей. Меня это просто поразило!
Фрэнк Ага, я еще не научился это играть! (Смеется) Кстати, здорово, что ты закончил институт.
Guitar.net Да, то был замечательный год. Когда я выпускался, меня назвали Выдающимся Гитаристом Года.
Фрэнк Круто! Метя тоже называли Выдающимся Гитаристом Года в свое время! Похоже, мы теперь как будто члены элитарного клуба. А гитару тебе вручили?
Guitar.net Ну да, отличный Гибсон «Ховард Робертс» [Gibson «Howard Roberts»].
Фрэнк Мне дали замечательный золоченый Лес Пол [Les Paul], но я его тут же продал потому, что сидел на мели. Конечно сейчас я думаю, что не следовало этого делать, но уж очень кушать хотелось.
Guitar.net Нууу. Надо думать, без еды долго не протянешь!
Фрэнк Ну так как дела у Guitar.net? Разве это — не один из лучших гитарных сайтов? (Нет, не из лучших. Так себе сайт. Прим. пер.) Я еще на него не заходил, может сложиться впечатление, что я немного наивен, но я знаю миллион гитаристов, которые натыкались на ваш сайт.
Guitar.net Да, мы очень довольны текущим положением дел. Было здорово наблюдать за стартом сайта таким, каков он есть. В первую очередь хочу тебя спросить про новую Ямаху модели Frank Gambale, с которой ты изображен на обложке альбома «Coming To Your Senses». Расскажи-ка о ней немного.
Фрэнк Эта гитара еще на стадии развития. Мы создали первый прототип за восемь дней просто потому, что я поторапливал их дабы запечатлеть гитару на обложке альбома. Вообще-то это — довольно значимый уход от моей предыдущей гитары от Ibanez. Корпус теперь слегка потолще и напоминает корпус модели Les Paul Junior, но гриф — как у Страта, так что скучать не придется. Звучки монтируются сзади корпуса. Идея была в том, чтобы гитара смотрелась очень гладко. Я хотел, чтобы звучки практически не выступали над корпусом, и все так распределено, чтобы бридж и все остальное было максимально плоским. Получится симпатичная гитара. В этом инструменте еще много неявных новаторских штучек. Дэйв Сервантес [Dave Cervantes] из Ямахи придумал несколько на самом деле интересных идей для обеспечения наилучшего доступа ко всем 24 ладам и потайной электронике. Базовый контур взят из моих рисунков, потом мы еще поиграли немножко с дизайном. Я — большой приверженец эргономики и эстетики. Я пытаюсь создать инструмент, бросающийся в глаза, но в то же время — практичный.
Guitar.net Контуры очень гладкие, но в то же время, — со всеми необходимвми вещами.
Фрэнк Точно. Я просто не люблю всякие помехи, от звучков до ручек, постоянно на них натыкаешься. От этого избавился. Теперь мне все нравится. Все равно, что тюнинговать машину — она станивится лучше в управлении. Сейчас мы переконструируем первую версию. Выпустим ее к летнему NAMM шоу в Нэшвилле.
Guitar.net Много было рассказано о твоей технике скользящего звукоизвлечения, но можно снова и снова повторять, что она по настоящему прогрессивна и удивительна. Ты по прежнему открываешь для себя новые возможности этой техники?
Фрэнк Да, именно так! Я вплотную приблизился к выпуску второй книги. Наверное назову ее «Дитя Скоростной Игры» [Son of Speed Picking]. Я обнаружил кучу новых возможностей. Моя первая книжка была про поиск новых форм для обеспечения скольжения правой руки. Теперь я нашел много интересных способов использовать эту технику в традиционных формах. Теперь не обязательно погружаться в разработку новых аппликатур, чтобы использовать скользящую технику. Сейчас я могу исполнять все и вся с этой техникой. Я чувствую, что в настоящий момент я играю лучше, чем когда бы то ни было.
Guitar.net У-у-у, круто! Мне не терпится узнать побольше, а новый альбом звучит просто замечательно.
Guitar.net Хочу обсудить некоторые треки с нового альбома. Вторая вещь, «Circular Quay…» («quay» произносится как английское «key»), в ней много гармонического движения, но также колоссальное ощущение текучести, мелодии, которое связывает все воедино.
Фрэнк Да, там есть большое влияние Равеля, в моем понимании. Доминантовые аккорды двигаются таким образом, который напоминает мне Равеля. Особенно это подчеркивается басом. Знаете, когда у вас Соль-минор и До-септ или Соль-минор и До поверх баса Соль. Из-за этого все разрешается странным образом.
Guitar.net В этой пьесе я на самом деле слышу влияние Чика Кориа и Weather Report. В какой степени работа и гастролирование с Electric Band повлияли на твой стиль написания материала?
Фрэнк Ну, Чик оказывал на меня влияние на протяжении многих лет, с тех пор, как мне исполнилось пятнадцать. Я заслушал «Return To Forever» и «Romantic Warrior» до дыр, задолго до того, как стал играть с ним.
Guitar.net Его музыка была одной из первых, которую ты начал снимать, не так ли?
Фрэнк Ага! Я просто погружался в нее, братцы! Все мои друзья слушали Эмерсон, Лэйк энл Палмер, а я всем твердил, «Да ты лучше послушай Чика Кориа!» Так что я сам распространял это влияние, оказанное на меня. Период работы с Чиком Кориа — лучший опыт в моей жизни. Я наблюдал как он по кирпичикам строит свои композиции. Я всегда старался заполучить оригинальные партитуры когда мы вместе записывались, а иначе мне доставались только гитарные линии, но мне-то мне нужны были партитуры фортепиано и все остальные.
Он — лишь один из многих, повлиявших на мое творчество. Стили Дэн [Steely Dan] и Дональд Фэген [Donald Fagen] тоже внесли свою лепту.
Guitar.net Да, это заметно на записи. Несмотря на то, что порою твое исполнение чересчур технично, оно довольно доступно.
Фрэнк Спасибо! Я ведь люблю мелодию. Если я позволю моим пальцам делать то, что они хотят, — все пропало. Я просто стану одним из гитаристов, кто выдает слишком много нот, но абсолютно не владеет ими. Я не хочу слышать банальное скоростное исполнение все время. В смысле, мне тоже нравится играть быстро, но нужно знать меру. Соло должны быть как повествование, с развитием сюжета. Нельзя выдавать развязку в первой же главе.
Salvador Once More
Guitar.net Мне всегда нравились гармонии с близко расположенными тонами. Они здорово отличаются от аккордов, которые есть в словаре большинства гитаристов. В этом проявляется твой опыт работы с фортепианными партиями. Что можешь порекомендовать тем, кто хочет вырваться из рамок стандартно звучащих аккордов?
Фрэнк На самом деле это очень просто. Я этому учу в Лос-Анджелесской Музыкальной Академии. Люди попадают в ловушку стандартного звучания, заученных аппликатур. Ну вот, посмотрим на Соль-мажор. Все просто, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ступени. G, A, B, C, D, E, F#. Интервалы мажорного лада. С этого момента трезвучия не обязательно должены выглядеть как первая, третья, пятая ступени. Берем любые три ноты лада и диатонически сдвигаем их. Например, если вы возьмете 1, 2 и 5 ступени (G, A и D), и сдвинете их диатонически, получите целую кучу странных аккордов. Ну или попробуйте 1, 3 и 4 ступени. Вот это стоит попробовать! Берете любые три или четыре ноты гаммы и двигаете их вверх на одну ступень, в результате найдете миллион новых звучаний.
Guitar.net
Фрэнк, превосходная концепция! На самом деле, может послужить темой для серии уроков у нас на сайте в будущем.
Фрэнк Неплохая концепция. Работает в любом ладу. Не только в мажорном ладу и его разновидностях, но и по мелодическому минору, и по другим тоже.
Guitar.net Меня всегда немного выводят из себя представления о будущем в старых фильмах и СМИ. Как тебе рисуется будущее гитары и гитарной музыки в нашей черезчур компьютеризованной культуре?
Фрэнк Я не очень-то беспокоюсь. Я просто не знаю куда все движется в текущий момент. По прежнему появляются молодые ребята, которые хотят играть на гитаре и посвятить этому всю жизнь. Пока такое случается, все будет нормально. По большому счету, объемы продаж музыкальных инструментов во всем мире снижаются. Мой брат — владелец одного из самых больших музыкальных магазинов в Австралии, так вот, он говорит, что за прошлый год продажи упали в среднем на 20%. Цифры заставляют насторожиться, и я думаю, что дело в том, что очень много народа просто «зомбированы» видео-играми. Я двумя руками за отдых, знаете ли, но когда это переходит в стадию одержимости, люди уже не пользуются мозгами, вот это уже немного пугает. Я — и подобные мне люди — начинаю себя чувствовать вымирающим видом. Ну, не настолько вымершим, как каретный мастер или что-то в этом роде [смеется].
Да, мне бы дар провидца. Я делаю все, на что способен, у себя на работе в Музыкальной Академии в Лос-Анджелесе. Я создаю основную программу обучения по классу гитары, и я на самом деле развиваюсь и помогаю развиваться и расти молодым музыкантам и стараюсь, чтобы они посвятили себя музыке.
Guitar.net Это одна из моих самых любимых вещей на этой пластинке в настоящий момент. Твоя игра на акустике настолько чувственна, но в тоже вемя сохраняет агрессивные исполнительские элементы. Действительно сразу вспоминаешь о месте, которое инспирировало написание этой пьесы.
Фрэнк Isola d\’Elba это маленький островок неподалеку от берегов Тоскании в Средиземном море. Там жил в изгнании Наполеон, и я бы тоже не возражал оказаться там в изоляции. В любое время, забрось меня туда, и я буду просто счастлив.
Guitar.net Что за инструмент на записи, звучащий как ситар?
Фрэнк Это — гитара Coral Sitar.
Guitar.net
Еще одна пьеса с сильной (просто убойной!) мелодией! Множество твоих мелодий гармонизировано как бы на нескольких уровнях глубины. Это было сделано гармонайзером или наложениями?
Фрэнк Да обыкновенные наложения. Есть у меня кое-какие идеи, знаешь, в смысле звуковых эффектов и всякого такого. После окончания записи последнего альбома трио, я заскочил домой к (Стиву) Ваю [Steve Vai].
Он сыграл мне песню, которую только что написал, и в ней было столько слоев! Как будто сыграно на миллионе гитар. Каждый, или почти каждый, такт имел свою изюминку. Просто бальзам для ушей, я просто протащился! Потом я дал ему послушать первую вещь с альбома трио, которую только что сыграл вживую, реакция — такая же ураганная. И тут я сказал Стиву: «Знаешь, музыка — превосходная, но как ты ее в живую собираешься играть?» На что он мне ответил: «Да, у меня вечно такие проблемы…» [смеется] Я сказал: «Да, вот поэтому я по простому играю в трио. Ведь это так просто воспроизвести вживую.» Такой вот джазовый подход. Нормально, когда ты делаешь альбом и включаешь туда материал, котрый не обязательно будет исполняться вживую и ты используешь студию по ее прямому назначению. Итак, я ударился в работу с наслоениями гитар, потому, что всегда обожал как это звучит. Например, три ведущие гитары, играющие мелодию.
Guitar.net Ага, одна — хорошо, а три — лучше!
Loch Ness Mother
Guitar.net Эта вещь — просто взрыв для восприятия, и притом — жутко забавная. Я уверен, что на твоих выступлениях она проходит на ура.
Фрэнк Ее не так просто играть!
Guitar.net Чуть-чуть напоминает работы Стива Морса [Steve Morse]. Это — намеренно, или вы ты подчерпнул что-то из того же источника, что и он?
Фрэнк Нет, это не было намеренно, но я всегда уважал Стива Морса.
Guitar.net Там есть такой особенно зубодробительный полнотоновый пассаж, где-то на 3:15, где вы обмениваетесь пассажами с клавишником… (автор откручивает диск на указанное время и проигрывает упомянутый пассаж).
Фрэнк Ах, этот… Кое-что — просто ужасно.
Guitar.net Многие исполнители просто теряются, когда дело доходит до использования некоторых альтерированых тональностей. Посоветуй, с чего начать?
Фрэнк Ну а как насчет изучения основ гармонии? Надо заниматься самообразованием, знаете ли. Учишься ли ты на юриста или на адвоката, образованные люди всегда имеют преимущество. Я так полагаю. И то же самое относится к музыке.
Если ты действительно серьезно относишься к тому, чем занимаешься, тогда никогда не вредно узнать побольше об этом. Ты же от этого только выиграешь, выиграешь в силе и уверенности в себе от того, что будешь знать больше о грамонии. Знать о содержимом аккорда, и о том, какие возможные лады сочетаются с ним… Ведь если взять Ми-септ аккорд, это же не значит, что поверх него обязательно играть миксолидийский лад. Можно играть лидийский с уменьшенной седьмой ступенью, или миксолидийский с пониженной шестой, или полууменьшенный. Как только начинаешь искать выход, барьеров больше не существует. Я помню, мне было пятнадцать, и я подошел к тому рубежу, когда я уже не мог выносить незнания того, что можно играть поверх того или иного аккорда. И я почувствовал, что моя задача — заполнить все эти «белые пятна». Не хочу, чтобы я когда-нибудь натолкнулся на аккорд, для которого я не имел бы хотя бы пяти вариантов обыгрывания.
Источник