- Гитара полуакустическая при ссср
- Гитары в СССР
- Советские акустические
- Все о советских гитарах
- Особенности
- На каких заводах производились?
- Народных музыкальных инструментов им. Луначарского
- Московская Экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии
- Свердловский завод по производству клавишных инструментов
- Другие
- Зарубежные модели в СССР
Гитара полуакустическая при ссср
Гитары в СССР
Желающим ознакомиться поподробней с этой необъятной темой рекомендую пройтись по ссылкам в конце статьи. А здесь будет лишь общий обзор с лирическими отступлениями.
Самая привычная картина, если заглянуть в дырку резонатора.
Как выглядит акустическая гитара («акустика», «классика», «дерево», «деревяшка», «фанера»), вы все прекрасно знаете. Нельзя сказать, что в СССР поголовно выпускались плохие акустики. Просто из всего того, что валялось на прилавках, мы помним лишь самые доступные 20-рублевые гитары конвейерной сборки. Да, это был настоящий кошмар, но не забывайте, что в Союзе была хорошая школа игры на классической гитаре. Качественная учебная «классика» тоже выпускалась на потоке, но стоила дороже, от 50 рублей. Чешская «Кремона» (Strunal) стоила в районе 70 рублей.
Надо сказать, что помимо классики есть куча разновидностей акустических гитар: джамбо, фламенко, дредноут, фолк, джазовый арктоп и т.д. Наша промышленность тоже их выпускала или пыталась выпускать, но на названиях это никак не отражалось, обычно всё скрывалось под сухим термином «артикул».
Еще в 60-х были попытки приделать к акустике звукосниматель. В детстве я думал, что это местные кулибины так стараются, но, как оказалось, в СССР выпускалось не менее трех разновидностей такого убожества:
Гитара «Самара», 1976-1986, 40 руб.
Но вернемся к самой популярной гитаре коммунистического мира того времени — 20-рублевой акустике. Ценовая линейка была в пределах 16-27 рублей, и нетрудно догадаться, что такие гитары становились первыми в жизни для большинства советских школьников.
Советская гитара, «уцененная» с 16 до 23 рублей.
Максимум, что на ней можно было сыграть без ущерба для психики, — это всенародный хит «Дембеля». Гитара не строила и часто «плыла», а постоянно проседающий гриф доводил до истерики. Ключей-бабочек для подтяжки грифа ни у кого не было, поэтому играли лишь на первых трех ладах, где не требовалось адских усилий, чтобы прижать струны, и где можно было компромиссным методом выдержать строй.
Если с акустикой дела обстояли более-менее, то есть при желании можно было достать неплохой инструмент, то с ЭМИ всё было не плохо, а очень плохо. Отечественная промышленность выпускала под сотню разновидностей электрогитар, но играть на них было невозможно.
К слову сказать, если вы сейчас возьмете в руки «Рикенбекер» Джона Леннона, вы тоже взвоете — как на таком хламе можно было играть! И тем не менее музыканты как-то умудрялись играть и на советском хламе. Уже за это им нужно поставить памятник!
Знаменитые свердловские «Уралы-650», созданные по мотивам YAMAHA SG 5.
Цена «Урала» — 185 руб.
Самой известной из всего советского гитаропрома была электрогитара «Урал». Она же была и самой распространенной, хотя это было скорее собирательным названием для всех советских электрогитар.
«Уралами» комплектовались советские школы, дома культуры и клубы. На грифах обычно ничего не писалось, поэтому многие даже не знали как выглядит настоящий «Урал» и называли его именем какую-нибудь «Аэлиту» или «Тонику». Правда, судя по звуку, оно того стоило.
Вот лишь несколько шуток про гитару «Урал», ходивших в то время:
- Гитара «Урал» была разработана советскими инженерами для устрашения капиталистов.
- Гитара «Урал» — единственный в мире физический объект, который будет охрененно тяжелым даже в условиях невесомости.
- Изящный гриф, стройный, как балерина, и прямой, как винт моторной лодки.
- Все говорят, что гитара «Урал» звучит хреново только потому, что жалкие стандартные восемь звукоснимателей не способны передать её истинный звук.
Ну и самая главная, жизненная шутка:
- Ни один музыкант мира пока что полностью не разобрался в этих ручках!
О да, ручек и кнопок было до хера и больше, но самое досадное было в том, что при нажатии на эти кнопки ничего не происходило! Вернее, что-то всё-таки менялось, так как гитара начинала фонить, дребезжать и свистеть по-другому.
Находились умельцы, которые с помощью молотка и паяльника доводили эти «лопаты» до ума, но переделывать приходилось слишком много, не каждому такое под силу.
Гитары «Аэлита» разных моделей и заводов (вторая, белорусская — получше).
Вообще, изначальная установка на кнопочность была у всех советских гитар.
Поэтому и в мультфильмах их изображали с кучей модных в то время кнопок на шизофренических корпусах.
Если отталкиваться от того, что выпускалось, можно предположить, что Трубадур (единственный басист, кто нашел девушку) играл на гитаре «Тоника».
Гитары «Тоника». Цена 180-220 руб.
А бременский Кот играл на чём-то вроде этого тихого ужаса:
Гитара «Турист». 85 руб.
Гитара «Тоника», Ленинград. 130 руб.
Или даже этого (опять белорусская гитара из Борисова):
Гитара «Форманта». 230 руб.
В некоторых клубах оставались еще неразворованные полуакустические гитары из эпохи 70-х.
Гитара «Ритм», изначально львовская. 185 руб.
Ну, не воровали их потому, что было и так понятно, что они безнадежно устарели. А вот культработникам было трудно объяснить, зачем нужна новая техника, ведь на балансе ДК уже есть целых две гитары. Красные, большие, деревянные!
Ужасы советского дизайна
Пугать детишек надо было не «Уралом», а вот этими двумя монстрами:
Двугрифовый «Крунк» из Армянской ССР, г. Ереван.
Гавайская электрогитара арт. Б-6Р/420. 55 руб.
Раньше никому не пришло бы в голову засмеяться при слове «ФУТУРАМА». А вот в Белоруссии выпускались аж три электрогитары с таким названием: просто «Футурама», «Футурама-2» и бас-гитара «Футурама». Копии чехословацкой JOLANA Star V.
Гитара «Футурама» Борисовского завода. Цена 130 руб.
Электрогитары из братских стран
В 80-х основная масса музыкантов среднего эшелона играла на гитарах из стран соцлагеря. Работали и мастера, делавшие приличный самопал, но в то время не было газет типа «Из рук в руки», проще было добыть относительно недорогую и более продвинутую социалистическую технику. Даже в некоторых клубах валялись болгарские «Орфеи» и ГДРовские «Музимы».
Самым востребованным брендом из стран соцлагеря был «Лид Стар». На закате 80-х восточные немцы приблизились по качеству к тайваньским и китайским подделкам «Фендеров». Знаю, звучит смешно, но это был огромный прорыв по тем временам. Азиаты делали копии «Фендера» на порядок лучше социалистических европейцев.
MUSIMA Lead Star I из ГДР — почти копия FENDER Stratocaster.
MUSIMA Lead Star III — как бы FENDER без пикгарда (белой накладки на деке).
Просто MUSIMA, бессмысленная и беспощадная.
JOLANA Star, ЧССР
Болгарский «ОРФЕЙ» ORFEUS Bass по кличке «Матрас».
Источник
Советские акустические
Н а пространстве нашей бывшей необъятной Родины гитары выпускали во многих местах. Некоторые географические легенды живут и поныне, хотя от старых фабрик остались только названия, а от многих не осталось ничего. Существование гитарного производства в России — вопрос времени. Все фабрики используют физически и морально безнадежно древнее оборудование и технологии, а производство сохраняет рентабельность только по причине бесплатности «основных фондов», доставшихся от прошлой эпохи. Чем-то ситуация напоминает российский автопром, но шансов на введение запретных пошлин на ввоз импортных гитар у гитаропрома явно меньше. Зато у них есть некоторые резервы, недоступные ВАЗу и ГАЗу. Главный из них — статус «народно-хозяйственного промысла» (вроде как у Палеха или Хохломы), который освобождает многие гитарные фабрики от уплаты НДС. Вот так, без всяких взяток Клебанову, 20% халявы! GENERAL MOTORS отдыхает. Почти все фабрики находятся в провинции, где накладные расходы невысоки. Зарплату рабочим, понятно, там платят условную (если вообще платят). Тем и живут.
Старейшим производителем щипковых музыкальных инструментов является подмосковное Шихово. Сейчас от фабрики осталось полтора цеха, там делают не сами гитары, а заготовки, которые умелые руки наших сотрудников превращают в гитары «Звенигород». Некоторое количество забракованных нами комплектующих на фабрике собирают самостоятельно — с очевидным качеством и последствиями. Снаружи они похожи на наши гитары, поэтому иногда возникают вопросы.
Бобровская фабрика. Существование этой фабрики — исторический казус и парадокс. В Воронежской губернии со времен татаро-монголов нет леса, поэтому строить там деревообработку могло прийти в голову только совкам. Бобров — небольшой городок, жители которого никогда не отличались пристрастием к гитарному делу. (Шихово — тоже деревня, но хотя бы с «музыкальной» историей, кустари там делали балалайки и гитары еще в позапрошлом веке.) И вот в конце 70-х в Боброве отгрохали фабрику с мощностью чуть не 100000 гитар в месяц. В этом есть что-то Платоновское, этакий черноземный «Котлован» и «Чевенгур». Как ни странно, фабрика отчаянно работает и поныне. Масштабы, конечно, поменьше стали, но бобровские КАМАЗы по-прежнему бороздят ухабистые трассы западной и центральной России, да и на восток доезжают. Главной особенностью этих гитар по-прежнему являются характерные «цветочки» вокруг отверстия резонатора. Эти цветочки рисуют вручную, для чего в штате есть спец.художники. Самые дешевые модели имеют характерную грушевидную форму корпуса. Есть несколько «квазивестернов» и 12-струнка. Гитары покрашены нитролаком, большинство моделей с декой из условно-резонансной елки, головка грифа сделана «лопатой». Продукция Боброва имеет настолько одиозный «советский» облик, что ее не спасает даже относительно стабильное качество и наличие еловой деки. Одну из бобровских моделей мы переделываем в свой «Петергоф», отсеевается всего 10% брака и получается вполне симпатичная дешевая гитара. Кто мешает бобрам делать то же самое на фабрике — неизвестно. Вероятно, тот самый «наш гештальт». |
Фабрика входит в своего рода «холдинг» разношерстных предприятий, большинство из которых занимается металлообработкой. Поэтому гитары выходят такие — технократичные и очень удмуртские. Грифы в Ижевске научились делать из фанеры, но не до конца. В свое время мы тесно общались с этой фабрикой и прилагали усилия к перековке их меча на наше орало. Они нам даже знаменитую Глазовскую водку подарили. Но с гитарами по-прежнему плохо, страшные они и безнадежно фанерные. Мы даже не пытаемся из них ничего собирать, бесполезно. Хотя люди вроде честно стараются, что-то вроде «классики» создали по нашим советам. При фабрике есть несколько умельцев, они иногда фабричные гитары «тюнингуют», хотя почему-то просят за свой «тюнинг» совершенно непомерные деньги. В общем, все очень запущено. |
Самарская фабрика. Самарская фабрика известна всем посетителям Грушинского фестиваля. Туда всегда приезжали камазы с этой фабрики и продавали гитары. Самарская гитара С-2 была больше всех других российских гитар похожа на «классику». Были там дредноуты и 12-струнки. Источник Все о советских гитарахвключайся в дискуссию Поделись с друзьями Настоящим фанатам струнных инструментов хочется знать все о советских гитарах – модели, стоимость, начало выпуска. Их было немного, но инструменты для меломанов были «на вес золота».
ОсобенностиСоветские акустические гитары, электрогитары, бас-гитары впервые начали выпускаться с 1964 года в Ленинграде. Выбор не был широким, приобрести музыкальный инструмент можно было на прилавках 1-2-х музыкальных магазинов. Дешевые, «кустарного» вида гитары не отличались качеством, классические (акустика) можно было купить за 50 рублей, правда, выпускались они «на потоке». Импортные модели музыкальных инструментов в те времена стоили «бешеных» денег, да и завозиться они стали только в 70-е годы. Среди особенностей гитар того времени можно выделить: в большинстве случаев инструмент был неудобным, можно было взять не более 5 ладов; дека – основная часть инструмента, была выполнена в 90% случаев из цельной ели; Советские гитары – это пережиток, их можно собрать из современных деталей, слегка дополнив, и получить «годный» инструмент. В остальном они представляют собой ценность для коллекционеров и в качестве исторических артефактов. На каких заводах производились?Заводов в те времена было не более 10, они то открывались, то закрывались вновь. Наибольшее количество струнных музыкальных инструментов производилось в ГДР, Польше, Чехословакии, Болгарии, от Советского Союза отставала только Венгрия. Гитары того периода можно объединить в перечень с описанием всех характеристик в порядке появления заводов по их производству. Народных музыкальных инструментов им. ЛуначарскогоСамым первым, старым и первобытным «шедевром» музыкального искусства в СССР стала серия гитар «Аккорд», которую изготавливали на заводе им. Луначарского в Ленинграде (современном Санкт-Петербурге). Затем в 1964 году на нем была изготовлена электрогитара «Тоника» с цельным корпусом, стоила она 180 рублей, что превышало заработную плату инженера среднего достатка. К концу 60-х модель была модернизирована до ЭГС-650, вскоре появилась и бас-гитара, а спустя 6 лет выпуск был остановлен. Электрогитары, помимо ленинградского, выпускали сразу 3 завода в разных городах: Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Завод в Ленинграде им. Луначарского, помимо всем известной «Тоники», выпускал и иные образцы полуакустики и «классики». Двенадцатиструнка – считалась элитной по сравнению с остальными советскими музыкальными инструментами.
Каждый из производителей вносил свою лепту в дизайн струнного инструмента. Ленинград оформлял поверхность деки в виде жар-птицы, Свердловск – дизайнерские точки на грифе, Ростов спереди делал кайму, а вдоль грифа – 2 полосы белого цвета, завод в Орджоникидзе оставлял анонимность при выполнении некплейта или наносил изображение медведя. Московская Экспериментальная фабрика баянов им. Советской АрмииВ начале 70-х годов предприятие переименовали, убрав из названия слово «баян» по причине малого спроса на клавишные инструменты среди музыкантов. Завод за все время своего существования выпустил 3 серийных модели: стил-гитара, толщина струн которых позволяла достичь яркий звук баса, металлом для них была сталь; двухвариабельная электрогитара «Элгава» – выпускалась с вибрато («Элгава-В») и без него, она сочетала в себе испанскую и стил-гитару, для чего нужно было лишь приподнять струны при помощи специального болта (правда, об этом мало кто знал);
А в 1972 году ему посчастливилось стать единственным обладателем диплома на выставке «Достижений народного хозяйства в СССР». Помимо струнных, Московский завод изготавливал педали для гитар и остальных музыкальных инструментов. Свердловский завод по производству клавишных инструментовСлава пришла к заводу с началом производства гитар серии «Урал», хотя главным направлением было изготовление клавишных и клавишно-духовых музыкальных инструментов. После того как заводы перестали комплексно выпускать свой вариант «Тоники», производство в Свердловске разработало новые модели гитар – 650 и 650 А. Ещё была модель с низким звучанием – бас-гитара 510 Л. Но название «Урал» к ним «прицепилось» прочно и навсегда. На самом деле так назывался сам завод. Внешний вид моделей был очень ярким и отличался оригинальностью, именно это задало «моду» всем остальным струнным инструментам советского времени.
Учебные заведения поддерживали юных исполнителей и разрешали использовать на школьных концертах именно эту модель, если не уличали музыкантов в «западничестве». ДругиеРаботали и другие фабрики-производители, модели которых были известны во всем Советском Союзе. Вот небольшой перечень производителей и их «детищ». Фабрика клавишных инструментов «Ростов-Дон». Она входила в объединение «Кавказ» так же, как и завод в Орджоникидзе, но отличалась лучшим качеством по сравнению с инструментами, выполненными коллегами по цеху. Фабрика в течение 70-х годов выпустила 2 модели – «Аэлита» и её «брат» «Бас». В 1979-м их модернизировали. Конструкция тремоло со струнодержателем была выполнена хлипко, часто приходили в негодность колки и зубцы. Настоящим «шедевром» стала стереомодель «Стелла», насчитывающая 4 звукоснимателя и массу электронных «фишек», а самое главное – была удобной.
Второстепенными по известности и качеству были заводы во Львове, Одессе (Украина), Борисове (Белоруссия), Ереване (Армения), а также в Ельце. Зарубежные модели в СССРВ период с 70 по 80-е годы XX века в Советский Союз увеличился «наплыв» струнных музыкальных инструментов из стран зарубежья. Наиболее популярными и ходовыми считались инструменты нескольких производителей. Musima. Страна-производитель – Восточная Германия, г. Маркнойкирхен. Завод насчитывал 19 популярных моделей, которые экспортировались в 53 государства на протяжении 50 лет, в 2004 году завод признан банкротом. Это были бас, соло, ритм-гитары.
Стоимость гитар советского и зарубежного производства в далекие 70-80-е годы была просто «баснословной». Если в СССР отечественный инструмент стоил в диапазоне от 130 до 230 рублей, то цена на импортные превышала 250 рублей. Их просто было невозможно купить не только из-за высокой цены, но и из-за отсутствия на прилавках магазинов.
Сегодня советская гитара считается раритетом, цены и спрос на них и запчасти на струнные инструменты растут с каждым годом. В России уже даже существуют поставщики гитар в остальные страны Европы. Но в целом гитары из СССР всегда были неудобной формы и с «деревянным» звучанием. Источник |