Гитара постановка большого пальца левой руки

Постановка левой руки.

В этой главе я расскажу о базовых принципах постановки левой руки при игре классической техникой на классической гитаре.

Делаю такое пояснение специально, в виду того, что при игре на разных типах гитар постановка будет отличаться.

Обозначение пальцев левой руки:

1 — указательный палец
2 — средний палец
3 — безымянный палец
4 — мизинец

Большой палец левой руки при игре классической техникой на классической гитаре не прижимает струны.

8 правил постановки левой руки:

  1. Большой палец касается задней части грифа подушечкой.
  2. Кисть округлая.
  3. Между ладонью и нижней частью грифа свободное пространство (не касается).
  4. Кисть выдвинута вперед.
  5. Ладонь примерно параллельна грифу, все пальцы на одинаковом расстоянии от струн.
  6. Пальцы прижимают струны под прямым углом к плоскости грифа.
  7. Пальцы прижимают струны максимально близко к ладовой пластине.
  8. Пальцы прижимают струны кончиком, а не подушечкой.

Иллюстрации:

Комментарии:

К правилу 1

Большой палец касается задней части грифа подушечкой.
В зависимости от позиции пальцев, прижимающих струны, большой палец может принимать разные положения. На средней линии грифа, чуть выше, чуть ниже, под углом. Но он всегда касается грифа подушечкой пальца. Не серединой пальца и не всей поверхностью, лежа вдоль грифа. Также он не должен торчать над верхней частью грифа.

К правилу 2

Кисть округлая.
Округлая форма кисти способствует оптимальной работе пальцев. Конечно, идеально круглую кисть не всегда возможно держать, бывают разные позиции. Здесь речь идет о примерном ощущении в руке. Она должна быть скорее круглой, чем плоской.

Читайте также:  Марш чайковского с нотами

К правилу 3

Между ладонью и нижней частью грифа свободное пространство (не касается).
Свободное пространство между ладонью и грифом дает большую свободу пальцам при игре на разных струнах. Прилипшая снизу ладонь эту свободу ограничивает.

К правилу 4

Кисть выдвинута вперед.
При выдвижении кисти вперед гораздо проще дотянуться до верхних струн (басов).

К правилу 5

Ладонь примерно параллельна грифу, все пальцы на одинаковом расстоянии от струн.
Таким образом, все пальцы находятся в одинаковых условиях. Каждый палец готов к работе в любой момент времени, и чтобы прижать струну требуется минимум движений.

К правилу 6

Пальцы прижимают струны под прямым углом к плоскости грифа.
Это правило дополняет предыдущее. Если ладонь параллельна нижней части грифа, то и пальцы прижимают примерно под прямым углом. Не всегда удается соблюсти это правило, иногда первый или четвертый палец прижимают под другим углом из-за анатомических особенностей, это нормально.

К правилу 7

Пальцы прижимают струны максимально близко к ладовой пластине.
Чем ближе точка прижатия к ладовой пластине, тем меньше усилий требуется приложить для качественного прижатия. Чем дальше, тем больше вероятность возникновения треска и других призвуков. Сразу привыкайте прижимать струну правильно.

К правилу 8

Пальцы прижимают струны кончиком, а не подушечкой.
Кончик пальца тверже, и прижать им легче. Это во-первых. Во-вторых, прижимая кончиком пальца мы не глушим соседние струны.

Ошибки:

  1. Торчащий над грифом большой палец.
  2. Лежащий вдоль грифа большой палец.
  3. Прилипшая к нижней части грифа ладонь.
  4. Кисть расположена сзади грифа (прижатие из-за угла).
  5. Лежащие на боку пальцы (ладонь развернута влево).
  6. Прижатие струны далеко от лада.
  7. Прижатие струны подушечками пальцев.

Иллюстрации

Комментарии:

К ошибке 1

Торчащий над грифом большой палец.
Дело не в самом пальце. А в том, что таким образом у остальных пальцев меньше свободы и меньше длины для доступа к басовым струнам. Кисть уходит вниз. На широком грифе классической гитары это имеет значение. На узких и полукруглых грифах эстрадных гитар такое положение большого пальца является нормальным, там он даже участвует в прижатии струн.

К ошибке 2

Лежащий вдоль грифа большой палец.
Такое положение пальца абсолютно неприемлемо. Нельзя потому что нельзя 🙂 Даже не могу толком объяснить почему, но играть так неудобно. Эту ошибку не иллюстрировал бы, но она иногда встречается у самоучек.

К ошибке 3

Прилипшая к нижней части грифа ладонь.
Часто встречающаяся ошибка. Такое положение зажимает кисть левой руки и сковывает движения пальцев.

К ошибке 4

Кисть расположена сзади грифа (прижатие из-за угла).
Пальцы должны как бы нависать над струнами. Так им гораздо легче достать до любой струны, до любого лада при минимальных движениях. Чем больше кисть уходит за гриф, тем сложнее дотянуться до басовых струн, нужно делать больше движений.

К ошибке 5

Лежащие на боку пальцы (ладонь развернута влево).
Развернутая влево кисть осложняет прижатие струн третьим и четвертым пальцами. Они находятся гораздо дальше от струн, чем первый со вторым. Чтобы из такого положения прижать струну четвертым пальцем нужно вращать всю кисть. Ниже на анимациях это видно.

Прижатие 4 пальцем из правильной позиции

Прижатие 4 пальцем при развернутой кисти влево

К ошибке 6

Прижатие струны далеко от лада.
Одна из основных причин треска — неточное прижатие струны. Прижимая струну максимально близко к ладу вы не только уменьшаете вероятность возникновения треска от недожима, но и экономите усилия, ведь чем ближе к ладу, тем меньше усилий требуется для качественного прижатия.

К ошибке 7

Прижатие струны подушечками пальцев.
Прижатие подушечкой неточное, неэффективное, и глушит соседние струны. Пальцы должны работать как молоточки, прижимая струну кончиком пальца, твердой его частью.

Источник

Постановка левой руки на электрогитаре

Играя на электрогитаре, необходимо учитывать огромное количество факторов, влияющих на качество звукоизвлечения . К одному из них относится чистота. Отличительной особенностью электрогитары является то, что 95% ее партий играется на перегрузе. С одной стороны, ноту легче выбить, легче зажать, гитара с радостью откликается на прикосновения музыканта. С другой стороны — очередные подводные камни: эти прикосновения должны быть правильными. Нельзя забывать о том, что вместе с «игровой» струной могут зазвучать и остальные, что незамедлительно отразится в звуке из динамика. Отсюда возникает грязь, шум, скрежет, звон и прочие неприятные сопровождения гитарной партии. Чтобы этого не случилось нужно принять ряд мер по изменению режима работы левой руки.

Существует определенный принцип игры на электрогитаре: зажаты или открыты могут быть только «игровые» струны, а «лишние» должны быть заглушены. «Лишними» назовем струны, не используемые во фразе, а «игровыми» — струны, звучание которых необходимо. Под глушением струн подразумеваются действия, которые не позволяют струнам колебаться даже в случае прямого попадания в них медиатором. Как правило, глушение осуществляется ребром ладони правой руки и 1-м пальцем левой. Следует запомнить, что глушение струн происходит непрерывно. В противном случае гитара «заведется» обратной связью от усилителя или же будет издавать шум при любом прикосновении к не заглушенным струнам. Не обязательно даже касаться струн. Просто щелкните пальцем по деке, и каждая не заглушенная струна начнет колебаться. Это одна из наиболее частых проблем, которые преподносит электрогитара для новичков. Если же в случае с правой рукой все довольно очевидно: глушение осуществляется путем становления ребра ладони в зону демпфера, то случай с левой рукой требует отдельных комментариев.

Итак, рассмотрим два варианта постановки левой руки : блюзовая и классическая . В обеих ситуациях пальцы необходимо ставить ближе к ладу, к которому нужно прижать струну.

Фундаментальное отличие постановок друг от друга заключается в положении большого пальца . В первом случае он обнимает гриф сверху, нависая первой фалангой над 6-й струной. Это влечет за собой изменение направления остальных пальцев, они стоят приблизительно под углом 40-60 градусов к направлению струн.

В данной постановке внутренне ребро ладони полностью или частично прилегает к грифу. Отсюда следует, что в блюзовом хвате левая рука взаимодействует с грифом в одной подвижной и двух неподвижных точках. Подвижной точкой является подушечка пальца, прижимающего струну к ладам, а неподвижные — изгиб большого пальца и основание 1-го пальца. Надеюсь, понятно, что подвижная точка является таковой в случае выполнения гитаристом бендов или вибрато, в остальных случаях фиксация происходит довольно жестко.

Во втором же случае подушечка большого пальца опирается в заднюю часть грифа чуть ниже середины, находясь при этом между 1-м и 2-м пальцами. В этой ситуации остальные пальцы перпендикулярны направлению струн, а между внутренним ребром ладони и грифом есть зазор. Кроме того, произошла утрата одной из неподвижных точек взаимодействия левой руки с грифом, а именно основания 1-го пальца. Таким образом, остается подушечка большого пальца — неподвижная точка, а также подушечка пальца, прижимающего струну к ладам — подвижная точка.

И та, и другая постановка равнозначно используются в гитарной технике в зависимости от ситуаций. Чтобы определить, когда именно играть блюзовой постановкой, а когда классической, необходимо иметь представление об особенностях поведения левой руки в разных постановках при выполнении различных технических элементов, а также некоторый опыт.

В подавляющем большинстве случаев глушение «лишних» струн левой рукой осуществляется 1-м пальцем, за что его и называют «глушителем». В классической постановке 1-й палец глушит все нижележащие и одну вышележащую струны от игровой. Это происходит благодаря дугообразной форме 1-го пальца, зажимающего струну боковиной фаланги таким образом, чтобы нижележащие струны касались пальца, но не прижимались к ладу, при этом, подушечка слегка подпирает вышележащую струну снизу.

В блюзовом же хвате происходит почти то же самое, однако добавляется участие большого пальца, который может взять на себя функции «глушителя» 5-й и 6-й струн.

Остальные пальцы участвуют в глушении реже, как правило, для взятия паузы после аккорда. Классическая постановка используется при игре скоростных пассажей, так как необходима максимальная маневренность пальцев. Конечно же, есть исключения из правил в лице Paul Gilbert, Steve Vai, Guthrie Govan, у которых длина пальцев и физиология кисти позволяет выполнять скоростные пассажи на широких аппликатурах и в блюзовом хвате. Кроме того, при игре стоя не всегда удобно использовать классическую постановку , так как это влечет за собой сильный изгиб кистевого сустава.

В блюзовой постановке играются почти все аккорды, в которых участвуют открытые струны, аппликатуры с зажатыми на одном ладу струнами (разными пальцами), а также все то, что играется и в классической. Но поскольку бесплатный сыр только в мышеловке, приходится жертвовать качеством «глушителя». В блюзовом хвате 1-й палец не всегда способен прикрыть нижележащие струны, так как образуется «тоннель», обеспечивающий попавшим в него струнам беспрепятственные колебания.

Необходимо понять, что четкого «распределения обязанностей» между постановками левой руки не существует. Как было сказано выше, надо действовать согласно обстановке. В каких-то случаях удобно сыграть фразу в классической постановке, в каких-то — в блюзовой. За время исполнения какого-либо произведения постановка левой руки может измениться 30-100 раз и больше. Охватить все условия смены постановки в одной статье невозможно, впрочем, как и в целой книге. Эта тема требует пристального самоконтроля и солидного багажа опыта. Если научиться правильно и своевременно глушить струны левой рукой, то электрогитара для новичка будет уже не так проблематична.

Источник

Постановка левой руки

Играя на электрогитаре, необходимо учитывать огромное количество факторов, влияющих на качество звукоизвлечения. К одному из них относится чистота. Отличительной особенностью электрогитары является то, что 95% ее партий играется на перегрузе. С одной стороны, ноту легче выбить, легче зажать, гитара с радостью откликается на прикосновения музыканта. С другой стороны — очередные подводные камни: эти прикосновения должны быть правильными. Нельзя забывать о том, что вместе с «игровой» струной могут зазвучать и остальные, что незамедлительно отразится в звуке из динамика. Отсюда возникает грязь, шум, скрежет, звон и прочие неприятные сопровождения гитарной партии. Чтобы этого не случилось нужно принять ряд мер по изменению режима работы левой руки.

Существует определенный принцип игры на электрогитаре: зажаты или открыты могут быть только «игровые» струны, а «лишние» должны быть заглушены. «Лишними» назовем струны, не используемые во фразе, а «игровыми» — струны, звучание которых необходимо. Под глушением струн подразумеваются действия, которые не позволяют струнам колебаться даже в случае прямого попадания в них медиатором. Как правило, глушение осуществляется ребром ладони правой руки и 1-м пальцем левой. Следует запомнить, что глушение струн происходит непрерывно. В противном случае гитара «заведется» обратной связью от усилителя или же будет издавать шум при любом прикосновении к не заглушенным струнам. Не обязательно даже касаться струн. Просто щелкните пальцем по деке, и каждая не заглушенная струна начнет колебаться. Это одна из наиболее частых проблем, которые преподносит электрогитара для новичков. Если же в случае с правой рукой все довольно очевидно: глушение осуществляется путем становления ребра ладони в зону демпфера, то случай с левой рукой требует отдельных комментариев.

Итак, рассмотрим два варианта постановки левой руки на гитаре: блюзовая и классическая. В обеих ситуациях пальцы необходимо ставить ближе к ладу, к которому нужно прижать струну.

Фундаментальное различие постановок друг от друга заключается в положении большого пальца. В первом случае он обнимает гриф сверху, нависая первой фалангой над 6-й струной. Это влечет за собой изменение направления остальных пальцев, они стоят приблизительно под углом 40-60 градусов к направлению струн.

В данной постановке внутренне ребро ладони полностью или частично прилегает к грифу. Отсюда следует, что в блюзовом хвате левая рука взаимодействует с грифом в одной подвижной и двух неподвижных точках. Подвижной точкой является подушечка пальца, прижимающего струну к ладам, а неподвижные — изгиб большого пальца и основание 1-го пальца. Надеюсь, понятно, что подвижная точка является таковой в случае выполнения гитаристом бендов или вибрато, в остальных случаях фиксация происходит довольно жестко.

Во втором же случае подушечка большого пальца опирается в заднюю часть грифа чуть ниже середины, находясь при этом между 1-м и 2-м пальцами. В этой ситуации остальные пальцы перпендикулярны направлению струн, а между внутренним ребром ладони и грифом есть зазор. Кроме того, произошла утрата одной из неподвижных точек взаимодействия левой руки с грифом, а именно основания 1-го пальца. Таким образом, остается подушечка большого пальца — неподвижная точка, а также подушечка пальца, прижимающего струну к ладам — подвижная точка.

И та, и другая постановка равнозначно используются в гитарной технике в зависимости от ситуаций. Чтобы определить, когда именно играть блюзовой постановкой, а когда классической, необходимо иметь представление об особенностях поведения левой руки в разных постановках при выполнении различных технических элементов, а также некоторый опыт.

В подавляющем большинстве случаев глушение «лишних» струн левой рукой осуществляется 1-м пальцем, за что его и называют «глушителем». В классической постановке 1-й палец глушит все нижележащие и одну вышележащую струны от игровой. Это происходит благодаря дугообразной форме 1-го пальца, зажимающего струну боковиной фаланги таким образом, чтобы нижележащие струны касались пальца, но не прижимались к ладу, при этом, подушечка слегка подпирает вышележащую струну снизу.

В блюзовом же хвате происходит почти то же самое, однако добавляется участие большого пальца, который может взять на себя функции «глушителя» 5-й и 6-й струн.

Остальные пальцы участвуют в глушении реже, как правило, для взятия паузы после аккорда. Классическая постановка используется при игре скоростных пассажей, так как необходима максимальная маневренность пальцев. Конечно же, есть исключения из правил в лице Paul Gilbert, Steve Vai, Guthrie Govan, у которых длина пальцев и физиология кисти позволяет выполнять скоростные пассажи на широких аппликатурах и в блюзовом хвате. Кроме того, при игре стоя не всегда удобно использовать классическую постановку, так как это влечет за собой сильный изгиб кистевого сустава.

В блюзовой постановке играются почти все аккорды, в которых участвуют открытые струны, аппликатуры с зажатыми на одном ладу струнами (разными пальцами), а также все то, что играется и в классической. Но поскольку бесплатный сыр только в мышеловке, приходится жертвовать качеством «глушителя». В блюзовом хвате 1-й палец не всегда способен прикрыть нижележащие струны, так как образуется «тоннель», обеспечивающий попавшим в него струнам беспрепятственные колебания.

Необходимо понять, что четкого «распределения обязанностей» между постановками левой руки на гитаре не существует. Как было сказано выше, надо действовать согласно обстановке. В каких-то случаях удобно сыграть фразу в классической постановке, в каких-то — в блюзовой. За время исполнения какого-либо произведения постановка левой руки может измениться 30-100 раз и больше. Охватить все условия смены постановки в одной статье невозможно, впрочем, как и в целой книге. Эта тема требует пристального самоконтроля и солидного багажа опыта. Если научиться правильно и своевременно глушить струны левой рукой, то электрогитара для новичка будет уже не так проблематична.

Источник

Оцените статью