Гитара поворотников как называется

Переключатель подрулевой указателей поворота: удобное и безопасное управление автомобилем

В автомобилях органы управления вспомогательными устройствами (указателями поворота, светотехникой, стеклоочистителями и иными) вынесены в особый узел — подрулевой переключатель. О том, что такое подрулевые переключатели, как они устроены и работают, а также об их выборе и ремонте — читайте в статье.

Что такое подрулевой переключатель?

Подрулевые переключатели — органы управления различными электрическими приборами и системами автомобиля, выполненные в виде рычагов и установленные на рулевой колонке под рулевым колесом.

Подрулевые переключатели используются для управления теми электрическими приборами и системами автомобиля, которые часто используются во время движения — указателями поворота, головным светом, габаритными огнями и прочей светотехникой, стеклоочистителями и стеклоомывателями, звуковым сигналом. Расположение переключателей данных приборов выгодно с точки зрения эргономики и безопасности управления транспортным средством: органы управления всегда находятся под рукой, при их использовании руки или вовсе не снимаются с руля, или снимаются лишь кратковременно, водитель меньше отвлекается, сохраняет контроль транспортного средства и текущей дорожной обстановки.

Типы подрулевых переключателей

Подрулевые переключатели отличаются назначением, количеством органов управления (рычагов) и количеством положений.

По назначению подрулевые переключатели делятся на два типа:

• Переключатели указателей поворота;
• Комбинированные переключатели.

Устройства первого типа предназначены только для управления указателями поворота, сегодня они используются редко (в основном, для замены аналогичных приборов в случае их неисправности на ранних моделях автомобилей УАЗ и некоторых других). Комбинированные переключатели могут управлять различными приборами и системами, именно они сегодня находят самое широкое применение.

Читайте также:  Кони привередливые аккорд высоцкий

По количеству органов управления подрулевые переключатели можно разделить на четыре основные группы:

• Однорычажные — в переключателе один рычаг, он располагается (как правило) с левой стороны рулевой колонки;
• Двухрычажные — в переключателе два рычага, они располагаются с одной или по обе стороны рулевой колонки;
• Трехрычажные — в переключателе три рычага, два располагаются с левой стороны, один — с правой стороны рулевой колонки;
• Одно- или двухрычажные с дополнительными органами управления на рычагах.

Переключатели первых трех типов имеют только органы управления в виде рычагов, которые могут включать и отключать приборы перемещением в вертикальной или горизонтальной плоскости (то есть, вперед-назад и/или вверх-вниз). Устройства четвертого типа могут нести дополнительные органы управления в виде поворотных переключателей или кнопок непосредственно на рычагах.

Отдельную группу составляют подрулевые переключатели, установленные в некоторых отечественных грузовых автомобилях и автобусах (КАМАЗ, ЗИЛ, ПАЗ и других). В этих устройствах предусмотрен один рычаг для включения указателей поворота (расположен слева) и неподвижная консоль (расположена справа), на которой находится поворотный переключатель для управления осветительными приборами.

По количеству положений рычагов переключатели можно разделить на три группы:

• Трехпозиционные — рычаг двигается только в одной плоскости (вверх-вниз или вперед-назад), в нем предусмотрены два рабочих фиксированных положения и одно «нулевое» (все приборы выключены);
• Пятипозиционные одноплоскостные — рычаг двигается только в одной плоскости (вверх-вниз или вперед-назад), в нем предусмотрено четыре рабочих положения, два фиксированных и два нефиксированных (приборы включены при удержании рычага в данных положениях рукой) положения, и одно «нулевое»;
• Пятипозиционные двухплоскостные — рычаг может двигаться в двух плоскостях (вверх-вниз и вперед-назад), он имеет по два фиксированных положения в каждой плоскости (итого четыре положения) и одно «нулевое»;
• Семи-, восьми и девятипозиционные двухплоскостные — рычаг может двигаться в двух плоскостях, при этом в одной плоскости он имеет четыре или пять положений (одно или два из которых могут быть нефиксированным), а в другой — два, три или четыре, среди которых также имеется «нулевое» и одно или два нефиксированных положений.

На подрулевых переключателях с поворотными органами управления и кнопками, расположенными на рычагах, число положений может быть иным. Единственным исключением являются переключатели указателей поворота — на большинстве современных автомобилей устанавливаются пятипозиционные переключатели, либо семипозиционные переключатели поворота и управления головным светом.

Функционал подрулевых переключателей

Типовая схема включения приборов подрулевыми переключателями поворотов

На подрулевые переключатели возлагаются функции управления приборами четырех основных групп:

• Указатели поворота;
• Головная оптика;
• Стеклоочистители;
• Стеклоомыватели.

Также данные переключатели могут использоваться для управления другими приборами:

• Противотуманные фары и задний противотуманный фонарь;
• Дневные ходовые огни, габаритные огни, подсветка номерных знаков, освещение приборной панели;
• Звуковой сигнал;
• Различные вспомогательные устройства.

Наиболее часто с помощью левого рычага (или двух отдельных рычагов с левой стороны) включаются и выключаются указатели поворота и фары (при этом ближний свет уже включен по умолчанию в «нулевом» положении, переводом в другие позиции включается дальний свет или осуществляется сигнализация дальним светом). С помощью правого рычага осуществляется управление стеклоочистителями и стеклоомывателями лобового и заднего стекол. Кнопка звукового сигнала может располагаться на одном или сразу обоих рычагах, она устанавливается, как правило, на торце.

Конструкция подрулевых переключателей

Конструктивно подрулевой переключатель объединяет в себе четыре узла:

• Многопозиционный переключатель с выведенными электрическими контактами для подключения к цепям управления соответствующими приборами;
• Органы управления — рычаги, на которых дополнительно могут располагаться кнопки, кольцевые или поворотные рукоятки (при этом их переключатели находятся внутри корпуса рычага);
• Корпус с деталями для крепления переключателя на рулевой колонке;
• В переключателях указателей поворота — механизм автоматического отключения указателя при вращении руля в обратном направлении.

В основе всей конструкции лежит многопозиционный переключатель с контактными колодками, контакты которых замыкаются контактами на рычаге при переводе его в соответствующее положение. Рычаг может перемещаться в одной плоскости во втулке или сразу в двух плоскостях в шаровом шарнире. Переключатель указателей поворота через специальное устройство контактирует с рулевым валом, отслеживая направление его вращения. В простейшем случае это может быть резиновый ролик с храповым или иным механизмом, связанный с рычагом. При включении указателя поворота ролик подводится к рулевому валу, при вращении вала в сторону включенного указателя поворота ролик просто катится по нему, при обратном вращении вала ролик меняет направление вращения и возвращает рычаг в нулевое положение (отключает указатель поворота).

Для наибольшего удобства основные органы управления подрулевого переключателя выполнены в виде рычагов. Такая конструкция обусловлена расположением переключателя под рулем и необходимости подвести органы управления на оптимальное расстояние к рукам водителя. Рычаги могут иметь разнообразную форму и дизайн, на них с помощью пиктограмм указывается функционал.

Вопросы выбора и ремонта подрулевых переключателей

Посредством подрулевых переключателей осуществляется управление критически важными для безопасного вождения приборами и системами, поэтому эксплуатации и ремонту данных узлов нужно подходить ответственно. Включать и выключать рычаги следует без чрезмерного усилия и ударов — это продлит их срок службы. При первых же признаках неисправности — невозможность включения тех или иных приборов, нестабильная работа этих приборов (самопроизвольное включение или выключение во время движения), хруст при включении рычагов, заклинивание рычагов и т.д. — переключатели необходимо как можно скорее отремонтировать или заменить.

Наиболее частой проблемой данных устройств является окисление, деформация и поломка контактов. Данные неисправности могут устраняться чисткой или правкой контактов. Однако если неисправность возникла в самом переключателе, то имеет смысл выполнить замену всего узла. На замену следует покупать те модели и каталожные номера подрулевых переключателей, которые указаны производителем транспортного средства. Выбирая устройства других типов, вы рискуете просто потратить деньги, так как новый переключатель не встанет на место старого и не будет работать.

При верном выборе и бережной эксплуатации подрулевой переключатель будет надежно работать на протяжении многих лет, обеспечивая комфорт и безопасность автомобиля.

Источник

Указатели поворота (поворотники). Современное устройство. Особенности и традиции

Указатель поворота — световой мигающий сигнал, обозначающий поворот в ту или иную сторону. Поворотники – изобретение женщин, а также лакмусовая бумажка соблюдения правил ПДД. То, что указатели поворота часто забывают включать на дороге, когда это необходимо, является частой причиной аварийных ситуаций.

История создания поворотников

Раньше поворотники в машине, которые мы привыкли видеть сегодня, были другими. Сначала появились фонарики, стрелочки и прочие приспособления. Они появились тогда, когда автомобилей стало больше, и дороги начали нуждаться в порядке. До фонариков и стрелочек водители и пешеходы просто махали друг другу руками. Рука, параллельная дороге, означала поворот налево, согнутая в локте – направо. Кстати, эти сигналы используются и до сих пор, если поворотники не работают. Вот до чего дошел прогресс!

Потом водителей пытались заставить обращаться с фонариками, держать их в руках. Такую идею запатентовала англичанка Перси Дуглас Гамильтон в 1909 году. Но это мало кому нравилось, ведь это очень неудобно. Механические стрелочки и флажки придумали в 1914 оду – кнопка на передней панели приводила их в действие на бампере или на переднем крыле. Автора изобретения зовут Флоренс Лоуренс.

Современные поворотники начали появляться в США и Европе. Там они шли по разному пути. В США они появились в 1939 году. Хотя запатентованы были еще в 1925 году. Разработчиком явился Эдгар Вальтц, он пытался продать их автопроизводителям, но сделки не состоялись. Изобретение стали использовать после того, как истек срок патента. В Европе же, уже в начале 20 века начали использовать, так называемые, траффикаторы — маленькие указатели с лампочкой внутри. Они включались вручную и не мигали. Траффикаторы применяли в Европе вплоть до 50 –х годов 20 века.

Америка впервые увидела мигающий поворотник в 1939 году. Он включался в задней части машины и издавал громкий шум. Долгое время большинство автовладельцев оплачивали установку поворотников отдельно — в комплектацию многих машин их изначально не включали.

Современное устройство поворотников

Указатели поворота современного устройства расположены спереди в блок – сфере или возле нее. Задние поворотники находятся в корпусе заднего фонаря. Повторители поворотников располагаются на передних крыльях, передних дверях или корпусах зеркал заднего вида. Иногда их дублируют диодами на зеркальных элементах. Повторители на зеркалах наиболее заметны. Сейчас все больше производителей устанавливают повторители именно в корпуса самих зеркал.

Внутреннее устройство поворотников – это механический привод, который включает и отключает систему и переключатель, соединяющий лампы с источником тока. Поворотники мигают с помощью реле (прерыватель), которое с определенной периодичностью размыкает и замыкает электрическую цепь.

Во многие поворотники встроена функция тройного моргания при кратковременном касании рычажка, это является очень удобным при перестроениях. Если такая функция не имеется, то можно установить «удлинитель сигнала поворотов», который позволяет увеличить количество миганий при кратковременном касании рычажка.

В современных автомобилях, в более совершенных моделях вместо щелчков реле можно услышать более приятные звуки, которые сообщают о работе поворотников. А в некоторых моделях звук работы поворотника можно выбрать из нескольких вариантов.

Особенности конструкции поворотников для разных стран

Мы привыкли видеть поворотники, выполненные в желто – оранжевой гамме, большинство европейских машин оснащено именно такими поворотниками. Также довольно распространены белые корпуса поворотников с оранжевой лампочкой внутри.

Поворотники красного цвета украшают машины американского производства. Для России они непривычны, поэтому иногда вызывают некоторые негативные ощущения, так как могут сливаться со стоп – сигналами. В Америке это дань традиции: указатели этого цвета были придуманы для того, чтобы на темных трассах было видно траекторию движения машины впереди. Сзади поворотники красные, а спереди – оранжевые. Современные американские исследователи отмечают, что поворотники красного цвета создают больше аварий на дорогах, так как, на скорости распознать их работу довольно трудно. Американцы думают об изменении своего стандарта, но пока, видимо, не решаются приступить к реальным действиям.

Поворотники также учувствуют в негласных сигналах на дорогах. Аварийное мигание всех четырех поворотников известно всем. В Европе существуют тоже свои традиции, связанные с поворотниками. Например, при движении в левом ряду при помощи левого поворотника принято просить уступить дорогу, а если им мигает фура перед вами, то дальнобойщик хочет сказать, что обгонять его нельзя ни в коем случае. Сигнал правого «оповещает», что дорога свободна. Если сосед забыл выключить поворотник, то ему можно это показать, мигнув поочередно левым и правым указателем при обгоне. За это можно сразу и отблагодарить одновременным кратким морганием всех поворотников.

В заключении можно сказать, что включенные в правильный момент поворотники являются показателем профессионализма и культуры водителя. К сожалению, ситуация на российских дорогах далека от идеала. Если бы каждый соблюдал правила дорожного движения, касающиеся и поворотников, в том числе, то жизнь во – многом бы изменилась – и у пешеходов, и у водителей.

Неисправности поворотников обычно связаны с нарушением герметичности или перегоревшими контактами. О том, что есть поломка, скажет слишком частое мигание знака поворота на панели управления и самого поворотника.

На информационном сайте для автолюбителей «FORAM» вы сможете найти много полезной информации, касающейся ремонта и обслуживания автомобилей.

Источник

Оцените статью