Гитара произведения для арпеджио

Арпеджио в музыке

Арпеджио является музыкальной техникой, заключающейся в последовательном взятии нот аккорда на инструменте или голосом. Арпеджированный аккорд также называют ломанным или разбитым. Слово «арпеджио» имеет итальянские корни и дословно переводится «играть на арфе», ведь именно для арфистов характерно схожее звукоизвлечение. В нотном письме при арпеджио перед аккордом ставится вертикальная волнистая линия. Если предполагается исполнение нескольких арпеджированных аккордов подряд, сверху над ними указывается слово arpeggio. Иногда арпеджио обозначается маленькими нотками, слигованными с основными нотами аккорда.

При арпеджио аккорд получается разобранным по нотам — ноты играются одна за другой, но общая длительность созвучия остается прежней. Ноты можно брать в восходящем, нисходящем или произвольном порядке. Арпеджио чаще всего применяется при игре на смычковых, струнных и клавишных инструментах. На струнных смычковых аккорды играются только приемом арпеджио из-за особенностей ведения смычка по струнам.

Этот прием позволяет играть аккорды на инструментах, на которых одновременно можно взять только 1-2 ноты. Исполнение арпеджио развивает технику игры у музыкантов, обучающиеся игре на инструменте играют арпеджио наравне с гаммами.

Примеры использования арпеджио

Композиторы начали применять арпеджио в фортепианной музыке с 18-го века. Доменико Альберти, итальянский композитор и исполнитель, использовал арпеджио как арпеджированный аккомпанемент к басу, что в последствии получило название басов Альберти. В басах Альберти аккорд игрался следующим образом: сначала бралась нижняя нота трезвучия (1-я ступень), потом самая высокая (5-я ступень), средняя (3-я ступень), самая высокая (5-я ступень), и все повторялось еще раз.

Читайте также:  Гитара мартинес чье производство

В музыке Моцарта, Бетховена, Гайдна арпеджио часто формируют стержень произведения. В финале «Лунной» сонаты Бетховена короткие арпеджио в cis-moll идут по ступеням трезвучия одно за другим. В сонате C-dur Моцарта арпеджио используется в связующей партии первой части. Прелюдия C-dur Баха представляет собой простой ряд арпеджио, временами проходящий через модуляции и возвращающийся к до мажору.

Мастерское применение техники арпеджио гитариста-виртуоза Агустина Барриоса можно наблюдать в его произведениях La Catedral, Las Abejas, Концертный этюд, Allegro Solemne. Среди произведений для классической гитары, по которым учатся играть арпеджио начинающие, стоит также выделить Prelude Маттео Каркасси.

Арпеджио на гитаре

Во время обучения игре на гитаре вы непременно столкнетесь с понятием арпеджио. Это прекрасный способ добавить произведению яркости и сложности. В русском языке гитарные арпеджио имеют альтернативное название — «переборы».

Арпеджио на гитаре активно используется при создании рифов, мелодических линий с льющимся звучанием и в сольных партиях. Применяя арпеджированные аккорды, можно создавать гармонически богатые мелодии, выполнять изящные и ловкие перемещения от аккорда к аккорду.

Начните упражнение арпеджио с проигрывания мажорных и минорных трезвучий (1-я, 3-я, 5-я ступени), обычные трезвучия используются в музыке чаще всего. Когда освоитесь с ними, можете добавить 7-ю и последующие ступени. Следите, чтобы пальцы правой руки работали только на закрепленных за ними струнах: большой палец — на басовых струнах, указательный — на 3-й струне, средний — на 2-й, мизинец — на 1-й.

Сыграйте прямое арпеджио на открытых струнах — струны должны звучать в следующем порядке: 6-я(p), 3-я(i), 2-я(m), 1-я(a). У вас получится минорное трезвучие ми-соль-си-ми.

Большой палец играет апояндо (после извлечения звука останавливается на следующей струне), а остальные — тирандо (после извлечения звука направлены внутрь ладони, не задевают соседние струны). Проиграйте прямое арпеджио несколько раз подряд, не торопясь. Добивайтесь чистого звучания каждой ноты. Теперь попробуйте другие виды арпеджио: обратное — 6-я(p), 1-я(a), 2-я(m), 3-я(i) струны, волнообразное — 6-я(p), 3-я(i), 2-я(m), 1-я(a), 2-я(m), 3-я(i) струны, ломаное — 6-я(p), 3-я(i), 2-я(m), 3-я(i), 1-я(a), 3-я(i), 2-я(m), 3-я(i) струны. Отработайте каждый вид по несколько подходов медленно, следя за ровностью ритма. Отточив разные виды арпеджио на трезвучиях одной тональности, переходите к другой.

Источник

Гитара произведения для арпеджио

Cycle of Etudes for Classical Guitar by Dmitry Teslov (2021)

«GRAND ARPEGGIO». Цикл этюдов для классической гитары

P reface.
The works of the sheet music edition will be necessary as the main educational and concert material, both in the guitar classes of primary, secondary and higher levels, and for all professional guitarists, and lovers of playing music on the guitar. Etudes are designed to study different types of arpeggios and have different degrees of complexity.
Together with the usual musical notation, an alternative one is used in this edition – tablature. It is known that currently many guitarists with great difficulty master the musical notation. For those who want to play, but do not have the opportunity or time to learn the arrangement of notes on the neck of the guitar, tablature will help learn the composition.

Произведения нотного издания будут необходимы в качестве основного обучающего и концертного материала, как в классах гитары начального, среднего и высшего уровня, так и для всех профессиональных гитаристов, и любителей музицирования на гитаре. Этюды рассчитаны на изучение различных видов арпеджио и имеют разную степень сложности.
Вместе с обычной нотной записью в данном издании применяется альтернативная – табулатура. Известно, что в настоящее время многие гитаристы с большим трудом осваивают нотную грамоту. Тем, кто хочет играть, но не имеет возможности или времени учить расположение нот на грифе гитары, табулатура поможет выучить композицию.

Listen to / Слушать аудиозаписи произведений нотного издания:

FANTASY on the theme of the song «Smoke on the Water» by Deep Purple (1971). Etude-arpeggio No.1

ФАНТАЗИЯ на тему песни «Дым над водой» рок-группы Deep Purple (1971 г.). Этюд-арпеджио №1

“SAD LOVE STORY”. Etude-arpeggio No.2 / «ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ». Этюд-арпеджио №2

ETUDE-ARPEGGIO No.3 / Этюд-арпеджио №3

ECHO OF THE MILONGA. Etude-arpeggio No.4 / «Эхо Милонги». Этюд-арпеджио №4

Источник

Уроки классической гитары: этот раздел является самоучителем игры на гитаре онлайн

Данный раздел является самоучителем игры на гитаре и предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.

Данный раздел предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.

Уроки гитары — Арпеджио. Упражнения. Пьесы — Урок 21

В уроке 9 мы уже сталкивались с арпеджио — «перебором на гитаре». Сегодня мы продолжим знакомиться с вариантами исполнения арпеджио, которых насчитывается большое количество.

Как Вы помните, арпеджио на гитаре употребляется очень часто, так как производит большой эффект.
Оно звучит настолько приятно, что без этого замечательного приема была бы немыслима игра на гитаре.
Упражнения в арпеджио придают силу и уверенность пальцам правой руки.
Чтобы хорошо исполнять арпеджио, пальцы левой руки надо поставить на соответствующие лады и только после этого извлекать звуки.
Когда прозвучит последний звук аккорда, взятого приемом арпеджио, следует поднять пальцы, чтобы переставить их на другие лады, то есть подготовить их к другому аккорду.
Это правило обязательно.

Пальцы правой руки касаются струн только в тот момент, когда они должны звучать, за исключением большого пальца, движения которого будут описаны дальше.

Мы возьмём с Вами первые разновидности арпеджио Маттео Каркасси.

АРПЕДЖИО ТРЕХ И ЧЕТЫРЕХ ПАЛЬЦЕВ ПРАВОЙ РУКИ

Эти арпеджио написаны для упражнения правой руки и служат для изучения постановки руки во всех вариантах.
Каждое арпеджио надо повторять по несколько раз — чем больше, тем лучше.

Старайтесь переходить к следующему виду арпеджио ТОЛЬКО ТОГДА, когда предыдущий вид будет отработан очень хорошо.

Это ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ условие для хорошей наработки техники игры на гитаре.

Аккорды, написанные вначале, служат для образования двадцати двух вариантов арпеджио, которые из них построены.

Внимательно разберите используемые аккорды и найдите их на грифе гитары.

+ — плюс — большой палец — p
. — одна точка — указательный палец — i
.. — две точки — средний палец — m
. — три точки — безымянный палец — a

Большой палец также иногда обозначается в виде буквы Т.
Как правило это наблюдается в компьютерных программах, например GuitarPro

Разучивайте данные арпеджио по тактам. Только после того, как Вы хорошо запомните первый такт — переходите к разучиванию второго. далее соединяете первый и второй. и т.д.
Помните, что лучше всего играть медленно, но с ровним ритмом, нежели быстро и неровно.

arpejio_1.mid [701 b] (cкачиваний: 469)
arpejio_1.mp3 [51.12 Kb] (cкачиваний: 347) arpejio_2.mid [701 b] (cкачиваний: 231)
arpejio_2.mp3 [51.12 Kb] (cкачиваний: 221) arpejio_3.mid [781 b] (cкачиваний: 213)
arpejio_3.mp3 [58.98 Kb] (cкачиваний: 220) arpejio_4.mid [781 b] (cкачиваний: 216)
arpejio_4.mp3 [58.98 Kb] (cкачиваний: 215)

Пьесы для отработки техники арпеджио

После того, как Вы ХОРОШО отработаете каждый из вышеприведённых арпеджио, приступайте к отработке нижеследующих произведений, которые направлены на закрепление и отработку техники арпеджио.
Чтобы облегчить изучение этих видов арпеджио и технику исполнения левой руки, на верхнем нотоносце написаны в том же такте аккорды, которые исполняются на нижнем нотоносце, как арпеджио.

Прежде чем исполнять арпеджио, Вы должны внимательно разобрать, где находятся аккорды, то есть, на каких ладах они расположены и какие пальцы надо поставить на эти лады.
Пунктирные линии, которые соединяют одинаковые ноты одного аккорда с другими, обозначают, что положение этих нот не изменяется и в следующем аккорде.
Следовательно, пальцы, которые их прижимают, должны оставаться на тех же местах.

В данных упражнениях используются знаки альтерации — ДИЕЗЫ и БЕКАРЫ, которые рассматривались в Уроке 12.

1.
Большой палец играет на апояндо.
Остальные пальцы играют на тирандо.

for_arpejio_1.mid [1.04 Kb] (cкачиваний: 248)
for_arpejio_1.mp3 [90.2 Kb] (cкачиваний: 228)

2.
Большой палец играет на апояндо.
Остальные пальцы играют на тирандо.

Обратите внимание, что здесь используется ОДИН ЗНАК ПРИ КЛЮЧЕ — ФА диез — в 5-м, 6-м и 7-м тактах.
Как Вы помните, это означает, что ВСЕ ноты ФА, которые Вы встретите в данном произведении играются на полтона ВЫШЕ, т.е. на один лад больше в торону резонаторного отверстия гитары.

for_arpejio_2.mid [1.12 Kb] (cкачиваний: 198)
for_arpejio_2.mp3 [121.43 Kb] (cкачиваний: 192)

3.
Большой палец играет на апояндо.
Остальные пальцы играют на тирандо.

Обратите внимание, что здесь уже используется ДВА ЗНАКА ПРИ КЛЮЧЕ — ФА диез и ДО диез. Практически в каждом такте.
Также обратите внимание на то, что в 5-м такте (на всем его протяжении) используется знак БЕКАР перед нотой ДО, который отменяет повышение тона для данной ноты. Т.е. её надо здесь играть как обычную ноту ДО.

for_arpejio_3.mid [963 b] (cкачиваний: 188)
for_arpejio_3.mp3 [92.14 Kb] (cкачиваний: 176)

4.
Большой палец играет на апояндо.
Остальные пальцы играют на тирандо.

Обратите внимание, что здесь уже используется ТРИ ЗНАКА ПРИ КЛЮЧЕ — Соль диез, ФА диез и ДО диез.
Дополнительно, в 5-м такте, используется повышение тона для РЕ (РЕ диез), которая берётся на первом ладу четвертой струны. Данный диез действует до конца тактовой черты 5-го такта.
В 9-м такте для ноты СОЛЬ стоит занк БЕКАР, который отменяет повышение тона для данной ноты и её необходимо играть как обычную СОЛЬ — на третьем ладу первой струны.

for_arpejio_4.mid [1.64 Kb] (cкачиваний: 202)
for_arpejio_4.mp3 [183.98 Kb] (cкачиваний: 201)

Еще раз напоминаю Вам, что не нужно спешить и стараться играть очень быстро.
Лучше всего стараться играть под счет используя метроном или ритмичное постукивание стопой ноги о пол.

Источник

Оцените статью