Гитара prs se singlecut
— Медового цвета? Синглмалт?
— Нет, блин, синглкат!
— Синглкат? Одинокий кот?
— Ага, блин, одноногий, однорогий!
— Без яиц?
(диалог по мобиле с пьяным)
У меня совершенно неожиданно появилась гитара PRS Singlecut и это отличный повод написать что-то про инструменты, с которыми ранее имел не очень много дел . Ну, и, конечно, рассказывая, невозможно обойти стороной историю их появления и взаимоотношений с Gibson. Поскольку тема Les Paul — это едва ли не самое первое, что всплывает в разговоре каждого, кто впервые обращает свое внимание на PRS Singlecut.
Ну а что еще ожидать от компании, которая началась с того, что один паренек начал копировать самые дешевые и непопулярные модели Les Paul (двурогие Special и Junior), а потом дорос до сотрудничества с Carlos Santana, который в свое время изрядно поиграл и на Gibson и на гибсоноподобных других производителей?
Тема Gibson против PRS будет такой же вечной как Спартак против ЦСКА. И мы должны быть благодарны PRS за это побоище. Ибо, из-за него люди в Gibson идут на множество положительных шагов. Типа новых вариантов окраски корпусов и широкое применение “огненного” клена на топах даже “некастомшоповских” моделей.
PRS вообще ввели эту моду на “огненный” клен. Он сейчас везде, у всех производителей, во всех ценовых диапазонах. И люди теперь начали мыслить иначе нежели раньше. Теперь народ считает, что зачем ему гитара “без огня на топе”, когда на свете полно “с огнем”? Это как с выбором женщины — нахрена жить с той, что не умеет и не любит готовить, если навалом таких же, но при этом с умением готовить? Разумный выбор.
Для того, чтобы набить свою голову хоть чем-то историческим (синглкатовым), я для начала беру с полки книгу PRS Guitars Book старого, более чем десятилетней давности издания и смотрю как все это начиналось аж 15 лет назад.
На тот момент все гитары PRS, если только не говорить о басах и “сантановских” моделях, выходили с корпусами одной формы. Для производителей гитар ассоциироваться всего с одним контуром корпуса было достаточно нетрадиционно. Но все изменилось с наступлением нового века. PRS объявили о выпуске модели Singlecut, чье появление на рынке ожидалось давно. Тем более прототипы Singlecut ранее уже появлялись в Private Stock (так в PRS называют свой Custom Shop).
Однако, официально Singlecut представили только на зимней выставке NAMM в январе 2000 года. Инструмент имел бешеный успех. И это при том, что с ценой в $3000 она на тот момент стала самой дорогой моделью в каталоге PRS. Если не говорить о Private Stock, то только гитары из специального тиража Santana II были дороже, чем новый Singlecut.
Если до выхода этой гитары PRS с самой первой своей модели Custom ассоциировались в умах музыкантов как инструменты, в которых была сделана попытка скрестить Fender Stratocaster и Gibson Les Paul, то в новом Singlecut очень отчетливо прослеживались связи с Les Paul. На фоне всей предыдущей продукции — это был весьма радикальный шаг. Пол Рид Смит тогда комментировал это так:
— Мы всегда хотели сделать “однорогую” гитару, но раньше у нас просто не получалось нарулить дизайн, который бы меня втыкал. Хотя я и пытался нарисовать его в течении последних 20 лет. И у меня до сих пор сотни этих рисунков сохранились. Вот каки-нибудь Telecaster и Les Paul мне всегда казались очень хорошо придуманными. Но сейчас, думаю у нас получилось наконец-то найти хорошие формы для однорогой модели.
На первой рекламе Singlecut на фоне гитары был изображен Ted McCarty (легендарный руководитель Gibson в 50-ых). Текст гласил: “Тед МакКарти в 1952 году представил первую в мире однорогую солидбади-гитару с выпуклым топом, ну а мы очень многому у него научились пока делали свою”. Тут следует заметить, что Тед является невероятно легендарной личностью в гитарном мире. Многие считают, что именно он придумал гитару Les Paul и все остальные революционные модели 50-ых (Flying V, Explorer и т.д.). На момент выхода Singlecut Тед уже вовсю сотрудничал с PRS и у него даже были (и до сих пор остаются) разные модели PRS.
Разумеется, компании Gibson этот рекламный макет не понравился и они добились его запрещения. Сам Пол Рид Смит делал удивленное лицо и простодушно вещал журналистам:
— Singlecut это вообще другого типа гитара нежели Les Paul. Там примерно три десятка всяких различий, а общих черт наоборот намного меньше. Посмотрите на цвет головы грифа, на ее форму, на ее толщину, на угол сочленения с грифом, на анкер, и в конце концов на мензуру в 25 дюймов. Нет окантовки корпуса и грифа, нет пикгарда, другой бридж, иначе расположены ручки, корпус другой толщины, и даже материал пластины под гнездом джека другой. Пятка грифа имеет другую форму, контуры корпуса аж в шести местах совсем другие и размеры там аж на дюйм различаются. И на роге у нас фрезеровка, и для живота сзади корпуса. Датчики другие, птички на грифе. Да тут если начать вглядываться, то море всего можно отыскать. Это наша гитара, а не чья-то другая!
Главная фишка Singlecut — это способ установки грифа. Мы это делаем совсем не так как Gibson. У них “узкий язычок”, который вставляется в паз, а у нас “ласточкин хвост”. А на корпусе у нас и кленовый топ и основа из махогони другой толщины нежели у Les Paul. Наши корпуса тоньше. И если Les Paul могут быть очень тяжелыми, то мы закупаем для корпусов очень легкое махогони.
Спустя год, в 2001 году появилась именная модель Singlecut Mark Tremonti (гитарист группы Creed). Этот инструмент стоил $3400. Для PRS это был очень важный шаг, поскольку ранее они работали всего с одним артистом (Carlos Santana). Потом пошли другие модели Singlecut.
Разумеется, люди из корпорации Gibson не могли на это все это смотреть и подали в суд типа “у них украли их идеи”. И 11 марта 2004 года победили в этом суде. PRS пришили незаконное использование зарегистрированной торговой марки (Registered Trademark of Les Paul Guitar). Да здравствует американский суд, самый гуманный в мире. PRS прекратили выпускать Singlecut. В компании Gibson устроили большую пирушку по этому поводу. Но радовались они рано.
PRS не сдавались, ходили по всяким инстанциям. И в результате год спустя предыдущее судебное решение аннулировали. PRS тут же принялись делать свои Singlecut с утроенной энергией, а Gibson потом куда только не обращались, но, увы, Singlecut стал шагать по планете. Все чего добились Gibson своими действиями, так это появления в умах некоторых гитаристов водораздела всех Singlecut на более правильные (выпущенные до запрета) и менее правильные (сделанные после отмены запрета) гитары. Обычно, эти аргументы широко используются при продажах PRS Singlecut 2000-2004 годов.
К настоящему моменту PRS выпустили очень много разных моделей Singlcut в разных ценовых категориях. Главные отличия всех этих гитар — это бридж и мензура (бывает 25 и 24.5 дюйма). Бриджи на Singlecut встречаются как тремоло, так и фиксированные, которые могут быть тоже разные — из “двух кусков”, либо “из одного”, причем последние также имеют разновидности (с регулируемыми седлами, либо “без седел вообще”. Также встречаются Singlecut у которых иная конфигурация ручек и переключателя нежели были на оригинальной модели. Также можно сказать о том, что у разных Singlecut разные маркеры грифа и куча других различий. Можно сказать это сейчас целое семейство моделей.
Мне досталась модель SC245 (где 245 обозначает мензуру 24.5 дюйма). Мой инструмент выпущен в 2007 году и если посмотреть на описание SC245 настоящего времени, то выяснится, что за годы модель слегка изменилась. Бридж стал из “двух кусков”, на грифе появилась окантовка, колки стали устанавливать более современные локовые.
Но так как я никаких других PRS Singlecut не трогал в своей жизни (ну может быть пару минут у Якова Цвиркунова) поэтому буду отталкиваться от той SC245, что досталась мне. Надо сказать, что ранее я много раз пытался подружится с двурогими PRS моделей Custom и Standard. И они ни одна мне не понравились своим звуком — на мой взгляд фаната Les Paul, звучали они “ни рыба ни мясо”.
Хотя у меня лет пять назад была CE22 (не путайте с SE) волшебного солнечного цвета, которая очень нравилась, и я до сих пор не уверен, что правильно сделал продав ее. Модели CE (с кленовыми грифами “на болтах”) мне всегда нравились. И мой приятель Сева (буквально месяц полтора назад купивший CE22 удивительного зеленого цвета) своею гитарой еще один раз укрепил меня в этих симпатиях.
Не смотря на то, что Пол Рид Смит утверждает, что его Singlecut и Les Paul — это гитары очень разные, я с первого взгляда стал относится к своей SC245 именно как к Les Paul. А что это еще в конце концов? И, конечно, она рассчитана именно на таких как я, фанатов Les Paul. Или вы думаете на нее клюнут какие-нибудь поклонники телекастеров? Не для них же PRS пришли к мензуре 24.5, отказавшись от своих фирменных 25. А ведь 24.5 — это даже меньше чем леспольные 24.75…
Медовый цвет кленового топа, состаренное железо, ретро-колки, вишневый оттенок махогони, отсутствие окантовки — у меня в голове моментально возник образ соответствующей “неокантованной” модели имени Gary Moore. Ее правда почему-то делают слишком яркой, не такой поблеклой как знаменитый 59 Les Paul, который достался Gary от Peter Green.
Разумеется, все, что я буду писать об этой гитаре — оно будет исключительно в контексте сравнения с Les Paul. В ином качестве я ее и не представляю. В наше время не смотря на все старания Gibson кто только не копирует Les Paul. Чуть ли не каждый производитель. Такова плата за популярность. Мне не нравятся эти копии, практически ни одна. Они как правило выглядят как нечто кривое и плохо “слизанное”.
Взять тех же ESP. Этот острый рог и ужасно выглядящие ручки в количестве трех штук просто режут глаз своим несовершенством. Не случайно на именных ESP лесполах Hetfield расположение и количество ручек сохранено как на Gibson (пусть даже и с заменой одной на переключалку). James все таки не позволил окончательно изуродовать светлый облик леспола.
PRS Singlecut инструмент другого уровня по части подхода к дизайну. Он вроде бы и в леспольном стиле, но при этом нет прямого копирования — в нем реально много и от самих PRS. Не зря они рисовали эти формы в течении 20 лет. Если поставить эти гитары рядом то они выглядят как кот и кролик. А не как два кролика, один из которых кролик здорового человека, а второй курильщика.
Многие люди очень боятся сравнений тех или иных вещей. Они говорят, дескать, не надо устраивать батлы и каждая вещь хороша по своему. А по мне надо сравнивать все и вся. И смотреть, что тебе лично лучше. Другое дело, что навязывать свое мнение не следует, а в “просто сравнивать” ничего плохого нет поскольку мы в любом случае, не зависимо от нашего желания что-то сравниваем каждый день.
Сравнивая SC245 с Les Paul я вот никак не могу сказать, что каждый из них хорош по своему. В плане звука они хороши одинаково. И отличить звук SC245 от звука хорошего Les Paul невозможно. Я убил целый день втыкая их по очереди в течение, наверное, часов десяти. Что бы там не говорил Пол Рид Смит, SC245 — это инструмент для любителей Les Paul. И он звучит именно так, Gibson не зря пытались это запретить. Причем стоит SC245 примерно как Gibson Custom Shop, поэтому и звучит примерно также. “Некастомшоповые” лесполы он легко убрал. С “кастомшоповскими” все фифти — какие-то были получше, какие-то похуже. Но у меня не было сомнений относительно того, что это звучание того же качества и характера.
Говоря о звуке SC245 и его похожести на Les Paul я допускаю возможность, что SC245 с другим бриджем может звучать иначе. А уж про SC250 (с мензурой 25 дюймов) и говорить нечего. Поэтому сразу хочу сказать, что высказываюсь только в отношении того инструмента, что у меня имеется на руках. И, кстати, если говорить о PRS бридже “из двух кусков” на современных SC245, то мне совершенно не нравится как он выглядит. Совсем не в стиле PRS. Но это, конечно, личное.
Можно, конечно, написать несколько тысячу букв на тему того, что на фоне того леспола, было больше/меньше низов, на фоне этого был сустейн, там прозрачность и море других умных слов. Но я не буду этого делать, поскольку не вижу смысла. Все различия были в пределах разницы между двумя лесполами одного уровня. То есть это не разница в звуке, это разница в конкретных экземплярах. Поэтому если у вас стоит выбор между двумя гитарами — SC245 и Custom Shop Les Paul, то это выбор не в звуке. Это выбор во внешнем виде и удобстве исключительно. Вам вот, что больше нравится, птички или трапеции?
Хотя вот одна вещь, на мой взгляд, явно лучше удалась в PRS. Это потенциометры. Пол Рид Смит неоднократно говорит в своих интервью, что они в PRS придумали какие-то свои, которые долго разрабатывали, и типа там намного “больше чистоты”. Это действительно так. Как только ты на большом гейне начинаешь убирать громкость на гитаре, то твой звук становится очень чистым, как-будто ты просто переключил каналы усилка. На Gibson обычно все равно остается немного гейна и “грязи”, а тут все очень чисто и прозрачно. Хотя возможно это и не всем нужно. Но я вот задумался о покупке таких потенциометров с целью установки на Gibson.
Гриф у SC245 оказался весьма толстым. Он возможно не такой как на реишью 57-59, но близок к нему, но “более v” если так можно сказать. Так что, это гитара не для каждого. За счет того, что мензура еще меньше чем на лесполе, струны натянуты послабее, и это ощущается в пальцах. При одинаковых калибрах, ощущения, что на PRS более тонкие струны. Это не всем нравится, хотя делать вибрато и бенды получается проще. Возможно такое натяжение струн связано с тем, что угол между головой и грифом почти 180 градусов, то есть голова загнута ощутимо меньше нежели на Les Paul. И плюс бридж из “одного куска” в отличие от “двух лесполовских кусков” тоже может влиять на силу натяжения струн. Мяса при этом в звуке PRS более чем достаточно даже в стандартном строе.
Рабочая поверхность грифа у PRS более плоская, чем у лесполов. То есть оно как-будто более современное и шредовое. Это может показаться непривычным и потому неприятным для многих леспольных фанатов.
Мензура, которая даже чуть меньше лесполовской — она влияет не только на звук и натяжение струн. Для многих людей и лесполовская кажется очень маленькой и неудобной, особенно если у вас длинные пальцы. А тут еще меньше лесполовской. То есть опять таки гитара не для всех.
Меня очень порадовало, что анкер этого PRS может регулироваться гибсоновским ключом. Помню когда у меня были Jackson и Ibanez, то у них анкерные ключи были тоже накидные, но они не совпадали с гибсоновскими и это было немного дискомфортно, когда надо рыться в коробке с разными ключами. А тут некая стандартизация. Колки на моем PRS точно такой же олдскул как на реишью лесполах. На PRS такие видеть непривычно, обычно они ассоциируются с локовыми Schaller.
Одна из самых спорных вещей в этой гитаре — это традиционный для PRS бридж типа wraparound их собственного дизайна. Очень много людей сетует на невозможность отстройки мензуры каждой конкретной струны. Это действительно так. Но если вы не используете каких-то необычно толстых калибров и третьей струны с оплеткой, то этот бридж вполне нормально будет строить. Тем более у него есть два винта регулировки. Плюс его можно в конце концов заменить. У PRS есть похожие бридж, но только с седлами, где можно отстраивать мензуру каждой струны. Он установлен на некоторые модели и его можно купить.
Нельзя сказать, что ваша правая рука будет чувствовать себя идентично тому “как на лесполе”. На PRS струны лежат ниже относительно корпуса. И сам бридж более низкий. Поэтому придется немного приноровиться. Плюс у меня лично постоянно возникает ощущение, что расстояние от первой до шестой струны несколько больше нежели на Les Paul. И я как-будто даже промахиваюсь медиатором чаще, чем обычно. Я даже померил линейкой. Вроде бы одно и тоже. А вроде бы и на PRS на 2-3 миллиметра шире. В общем, какой-то легкий дискомфорт в правой руке присутствует в сравнении с Les Paul. Возможно это временно.
По весу SC245 совсем не пушинка. И она весит тяжелее многих Les Paul (особенно если говорить о тех, что с современными облегчающими вес полостями). Но сказать, что SC245 какая-то совсем тяжелая нельзя. Обычный леспольный вес. Те лесполы, что считаются очень тяжелыми — они намного тяжелее (типа модели Zakk Wylde или 68 Les Paul Custom).
От людей, которые давно играют на PRS я неоднократно слышал, что Singlecut — это весьма специфическая гитара, сильно отличающаяся от привычных двурогих Custom и Standard. На мой взгляд самое явное отличие этих двух стилей PRS — заключено в толщине корпуса. У Singlecut он толще. Внешне он толщиной выглядит как на Les Paul Standard.
Я не поленился взять рулетку и сравнил толщину своего SC245 с Les Paul Standard. Оказалось, что разница примерно в миллиметр в одних местах, и два миллиметра в других. То есть там где леспола 49мм, у синглката 48мм. На глаз это вообще не заметно, хотя на фото может показаться иначе. А разница в толщине корпуса между однорогими и двурогими PRS сильнее бросается в глаза.
Одно из главных неудобств, с которыми постоянно путаешься — это расположение ручек регулировки. Если на тебе висит Les Paul, то у тебя сверху две ручки для некового датчика, а снизу две для бриджевого. На SC245 немного иначе — сверху две громкости от разных датчиков, снизу два тембра.
Помимо путаницы есть и момент сильного дискомфорта для тех, кто привык к тому, что на Les Paul ручки находятся достаточно далеко от бриджа и соответственно правой руки. На SC245 одна из ручек очень близка к бриджу, чуть ли не как на страте. Многие шредеры любят такие “близкие ручки”, чтобы устраивать фокусы с громкостью. Но я знаю море народу, которых это бесит и они во время игры задевают за ручки и сбивают громкость/гейн. Это, конечно, очень серьезный момент для возможного перехода с “леспола на синглкат” и обратно.
Через меня за годы прошло столько стратов, что эта “ближняя ручка” не пугает и не доставляет никаких неудобств. Правда я бы, наверное, выступал за то, чтобы это была мастер-громкость, а не нэковая. Возможно, в будущем я что-то перепаяю в этой гитаре. Хотя если честно, то менять пока ничего не хочется.
Главный же вопрос — может ли эта гитара заменить Les Paul остался для меня открытым. PRS достался весьма недорого. А если рассматривать его в рамках одной магазинной цены с Les Paul, то все таки Gibson при таком же звуке намного более привычен для глаз и рук. И в Gibson есть история, легенда и некое подобие иконы. А этот PRS — для меня он просто еще один Les Paul, милый и симпатичный, немного другой, но при этом с фирменными леспольными штучками (цвет, клен, колки, хамбы с крышками и т.д.). В моем мозгу это скорее как Flying V на фоне Explorer — внешне они различаются, но по сути являются соседними строками одной поэмы. При этом, я совсем не уверен, что другие Singlecut мне понравятся также как этот. Но при случае обязательно попробую.
Источник