Гитара путь мастерства части 1 4 джейми андреас
Яшнев, В. — Первые шаги гитариста. Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Издание 6-е, 1982. Отсканировал в хорошем качестве, прогнал через пакетную обработку и почистил от мусора, 600 DPI, навигация по содержанию оригинала присутствует. Отдаю в нескольких вариантах, выбирайте лучший на ваш вкус.
Yashnev V., Vol’man B. Pervye shagi gitarista. Shkola-samouchitel’ igry na shestistrunnoj gitare, 1982 (6e izd., Muzyka, 1982)(ru)(C)(ST)(600dpi)(58s)
Школа-самоучитель для шестиструнной гитары была задумана крупным советским гитаристом-педагогом В. И. Яшневым. Начатую им работу приостановила тяжелая болезнь, в результате которой Яшнев в начале 1962 года скончался. Для завершения работы над Школой-самоучителем потребовались значительные изменения и дополнения в собранном Яшневым материале первой части. Заново была создана вторая часть. Для окончательного варианта Школы-самоучителя были использованы отечественные и зарубежные пособия для обучения игре на гитаре и других музыкальных инструментах, а также живой опыт занятий с учениками педагогов-гитаристов.
Б. Вольман
Вещицкий П. — Самоучитель игры на шестиструнной гитаре, 1988. Сканировал в хорошем качестве, прогнал через пакетную обработку и почистил от мусора, 600 DPI, навигация по содержанию оригинала присутствует. Отдаю в нескольких вариантах, выбирайте лучший на ваш вкус.
Veshchickij P. Samouchitel’ igry na shestistrunnoj gitare. Akkordy i akkompanement (Sovetskij kompozitor, 1988)(ru)(C)(ST)(600dpi)(110s)
Автор данной работы поставил перед собой задачу в наиболее доступной форме познакомить обучающихся с основными приемами игры на шестиструнной гитаре, включая звукоизвлечение и пальцами правой руки, и медиатором; сообщить элементарные сведения из теории музыки, необходимые для чтения потной и буквенно-цифровой записи аккордов и для того, чтобы самостоятельно построить и расшифровать любые аккорды.
В нотном приложении преобладают произведения, которые имеют широкую известность или мелодия которых легко запоминается. Это дает возможность, применяя слуховой контроль, замечать и устранять ошибки при разучивании на гитаре партии аккомпанемента.
Иванов-Крамской А. – Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре, 1979. В сравнении с изданием 1957 г., учебник значительно дополнен и переработан. Сканировал в хорошем качестве, прогнал через пакетную обработку и почистил от мусора, 600 DPI, навигация по содержанию оригинала присутствует. Отдаю в нескольких вариантах, выбирайте лучший на ваш вкус.
Ivanov-Kramskoj A. Shkola-samouchitel’ igry na shestistrunnoj gitare (Muzyka, 1979)(ru)(C)(ST)(600dpi)(151s)
Школа игры на шестиструнной гитаре состоит из двух частей.
Первая часть — «Музыкально-теоретические сведения и практическое освоение инструмента». В ней четыре раздела, включающие краткие сведения по истории гитары и теории музыки, а также упражнения необходимые для овладения игрой на инструменте. Сложность музыкально-теоретических понятий и упражнений от раздела к разделу постепенно возрастает.
Вторая часть — «Репертуарное приложение». Сюда входят популярные произведения советских, русских и зарубежных композиторов, обработки народной музыки, этюды в доступном для учащихся изложении.
К разучиванию пьес из «Репертуарного приложения» можно приступать только тогда, когда тщательно проработан теоретический и практический материал соответствующих разделов первой части. В этом залог приобретения прочных систематизированных теоретических знаний и хорошей техники игры на гитаре.
Источник
Гитара. Путь мастерства. части 1-4 Джэйми Андреас
Год издания: 2010 Издaтeльcтво: Креатон Язык: Руcский B отличнoм соcтoянии. Очень желaтeльнo в oдни pуки. Под совеpшенно неoжиданным углoм зрения Джейми рaссматриваeт всe аспeкты cтанoвления нaстоящeго музыкaнта: технический, ментальный, эмoционaльный и дуxoвный. Джeйми — гитарист-виртуoз, ceссиoнный музыкант, кoмпозитop, автoр и преподаватель со стажем более 35 лет. Ее работа единодушно признана музыкальными критиками по всему миру как значительный вклад в развитие обучения игре на гитаре. Эта книга представляет собой революционную систему обучения игре на гитаре, основанную на научных знаниях о функционировании мышц тела в сочетании с древним знанием о контроле над телом, которому учит Йога. Она поможет вам научиться эффективно, использовать свой разум для тренировки пальцев, необходимой для игры на гитаре. Успех гарантирован любому, кто читает «Путь» и применяет принципы, изложенные в нем, независимо от того, сколько поражений он уже потерпел в процессе своего обучения игре на гитаре. Поскольку с помощью принципов, изложенных в «Пути» десятки тысяч гитаристов добились успеха, прежде недоступного для них, книга по праву может быть названа «Международной Библией Игры На Гитаре» и «Святым Граалем Гитаристов». За представленный образовательный материал книга была награждена двумя премиями Читательского Мнения от журнала «Асоustiс Guitаr». Гитаристы, следующие Системе Принципов убедились в том, что это самый мощный и 100% эффективный метод достижения успеха.
Источник
electruha.com
Моя гитара — Мой наркотик
Гитара. Путь мастерства. Книга 1. Основы техники
Эта книга представляет собой революционную систему обучения игре на гитаре, основанную на научных знаниях о функционировании мышц тела в сочетании с древним знанием о контроле над телом, которому учит Йога. Она поможет вам научиться эффективно использовать свой разум для тренировки пальцев и рук, необходимой для игры на гитаре. Успех гарантирован любому, кто читает «Путь» и применяет принципы, изложенные в нем, независимо от того, сколько поражений он уже потерпел в процессе своего предыдущего обучения игре на гитаре.
Содержание
Первая Глава
Желание, Внимание и Осознанность
18…..Желание: Топливо Вашего Успеха
19…..Внимание и Осознанность: Цена, Которую Вы Должны Заплатить и Что Вы Получаете Взамен
20…..Как Построена Эта Книга
21…..Применение Инструментов: Открытие Ощущений
21…..Техника: Что Это?
Вторая Глава
Мышечная Память
23…..Знание: Как Обучить Пальцы
25…..Знание: Почему Необходимо Уделять Максимальное Внимание Процессу Тренировок
26…..Знание: Подружитесь с Вашими Пальцами
26…..Знание: Всегда Думайте, Что Вы Ничего не Знаете
27…..Инструмент: Переключение Внимания
28…..Инструмент: Слежение
28…..Знание: Не Бывает Ошибок, Только «Нежелательные Результаты»
29…..Знание: Смотрите На Ваши Пальцы
30…..Знание: «Намерение» и «Внимание» – Источники Энергии Для Пальцев
31…..Инструмент: Тренировка Вне Темпа
31…..Инструмент: Приостановка
34…..Ключевые Моменты Для Запоминания
Третья Глава
Как Правильно Держать Гитару,
Работа Правой Руки и Кисти, Защипывание Струн Пальцами
и Медиатором.
36…..Знание: Ваша Посадка и Положение Гитары, Основы Вашей Техники
38…..Знание: «Осознание Всего Тела»
39…..Знание: Правильная Работа Правой руки, Кисти и Пальцев
43…..Основное Упражнение # 1: «Стул» и «Подушка»
44…..Знание: «Ответное Напряжение» и «Осознание Всего Тела»
45…..Знание: «Чаша», Основная Позиция Правой Кисти
45…..Основное Упражнение # 2: Чаша
46…..Знание: Учим Правую Руку Управлять Кистью
46…..Основное Упражнение # 3: Смена Позиций Правой Кисти, Первый и Второй Этапы
Этап первый. Знакомство с территорией струн (Игра пальцами)
Этап второй. Движение от струны к струне (Игра пальцами)
49…..Знание: Большой Палец и Ответное Напряжение
49…..Основное Упражнение # 4: Поднятие Большого Пальца
50…..Знание: Большой Палец. Типы Движений Большим Пальцем
«Свободный Большой Палец»
«Опирающийся Большой Палец»
«Круговое Движение Большим Пальцем »
«Нажатие Большим Пальцем» (Апояндо Большим Пальцем)
«Отскок Большого пальца» (Тирандо Большим Пальцем)
52…..Знание: Роли Верхнего Предплечья и Плеча
52…..Основное Упражнение # 5: Смена Позиций Правой Кисти: Третий Этап
Движение От Струны К Струне (Игра Пальцами)
Тирандо Большим Пальцем
53…..Апояндо Большим Пальцем
53……Знание: Учим Пальцы Двигаться Правильно: Прощальное Движение
54……Инструмент: «Техника Постепенно Нарастающего Давления», Уменьшение и Из-
бавление от Ответного Напряжения
54……Знание: Апояндо и Тирандо (Разные Приемы для Разных Нот)
Третья Глава (продолжение)
54…..Постановка Пальца на Струну
55…..Работа Пальца с Применением Техники Постепенно Нарастающего Давления
56…..Основное Упражнение # 6: Апояндо с Применением Техники Постепенно Нарас-
тающего Давления
57…..Знание: Щипок Тирандо
59…..Знание: Завершение Щипка
60…..Основное Упражнение # 7: Постановка Пальцев На Струны
63…..Основное Упражнение # 8: Углубление Пальцев
66…..Основное Упражнение # 9: Большой и Все Остальные Пальцы, 4-х нотное Арпеджио
66…..Основное Упражнение # 10: Большой и Все Остальные Пальцы, 6-и нотное Арпеджио
67…..Основное Упражнение # 11: Отскок Большого Пальца: Тирандо Большим Пальцем.
67…..Основное Упражнение # 12: Отскок Большого Пальца и Арпеджио.
68…..Основное Упражнение # 13: Нажатие Большим Пальцем: Апояндо Большим Пальцем.
69…..Основное Упражнение # 14: Нажатие Большим Пальцем и Арпеджио.
70…..Знание: Про Упражнения.
71…..Работа Правой Кисти и Руки при Игре Медиатором
71…..Знание: Основной Механизм Игры Медиатором
Рука и Кисть
Как Держать Медиатор
74…..Постановка Медиатора На Струну
74…..Знание: Игра Медиатором
75…..Инструмент: «Техника Постепенного Нарастания Давления»
Игра Медиатором
Щипок Вниз
75…..Знание: Правильный Способ Выполнения Щипка Вниз
77…..Знание: Правильный Способ Выполнения Щипка Вверх
79…..Основное Упражнение # 15: Смена Позиций Правой Кисти При Игре Медиатором
80…..Ключевые Пункты Для Запоминания
Четвертая Глава
Первичная Тренировка Левой Руки, Кисти и Пальцев
81…..Знание: Принцип Работы Пальцев
82…..Знание: Влияние Верхнего Предплечья на Предплечье
82…..Знание: Парящая Рука. Что Происходит, когда Вы Поднимаете Руку для Игры
83…..Основное Упражнение # 16: Мячик. Исследование Ощущений в Парящей Руке
84…..Знание: Легкий Палец и Твердый Палец
85…..Основное Упражнение # 17: «Постукивание Пальцем», Исследование Ощущений
в Легком Пальце
86…..Основное Упражнение # 18: «Прижатие Струны», Исследование Ощущений В
Твердом Пальце
87…..Основное Упражнение # 19: «Все По Местам» (Парящая Рука, Легкие Пальцы)
90…..Знание: «Тяжелая Рука»
91…..Основное Упражнение # 20: «Зажим» Тяжелой Рукой
92…..Основное Упражнение # 21: «Все По Местам» (Тяжелая Рука)
92…..Знание: Что Можно Сделать Неправильно, Развивая Левую Руку?
93…Знание: Как Натренировать Пальцы Левой Руки
94…Основное Упражнение # 22: «Костыль», Движение Парящей Руки и Легких Паль-
цев По Струнам
95…Основное Упражнение # 23: «Костыль», Движение Тяжелой Руки и Твердых Паль-
цев По Струнам
96…Основное Упражнение # 24: «Бабочка», Прогулка Парящей Руки и Легких Пальцев
По Струнам
98…Основное Упражнение # 25: «Лестница», Прогулка Тяжелой Руки и Твердых Паль-
цев По Струнам
99…Ключевые Пункты Для Запоминания
Пятая Глава
Искусство и Наука Тренировок
101…Знание: Использование Метронома Для Развития Скорости
Зачем? Сделайте Мышечную Память Своим Союзником
102…Как? Методика Обучения Пальцев Новым Приемам
103…Основное Упражнение # 26: «Играю 2-3-Прижимаю» (Наработка Скорости)
Продолжаем Нарабатывать Скорость
104…Наработка Более Высокой Скорости
105…Инструмент: Основные Практические Указания
Применение «Основных Практических Указаний» к Основным Упражнениям
106…Применение «Основных Практических Указаний» к Музыке
107…Знание: Различные Уровни Практики
Уровень Практики 1: «Детальная Проработка»
Уровень Практики 2: «Усвоение»
Уровень Практики 3: «Придание Формы»
109…Ключевые Пункты Для Запоминания
110…Не Конец, А Только Начало
110…Послесловие
111…Глоссарий «Мастерских» Терминов
Автор: Джейми Андреас
Креатон – 116 с.
Все материалы предоставлены в ознакомительных целях.
Источник
ОСНОВЫ ПРАВИЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ГИТАРЕ
1 Jamie Andreas ОСНОВЫ ПРАВИЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ГИТАРЕ The Principles of Correct Practice for Guitar Монах однажды спросил своего учителя: «Что является основополагающим в учении буддизма?» Учитель ответил: «Внимание». Ученик, неудовлетворённый ответом, сказал: «Я не спрашивал о внимании, я хотел узнать, что является самым важным в учении буддизма». Учитель ответил: «Внимание, Внимание, Внимание». Притча Дзен. ГЛАВА ПЕРВАЯ ЖЕЛАНИЕ, ВНИМАНИЕ И ПОНИМАНИЕ. Желание, внимание и понимание это три вещи, которые необходимо иметь в виду, начиная ваш путь к достижению мастерства в игре на гитаре. Каждый пункт проистекает один из другого. ЖЕЛАНИЕ ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА. Я понимаю, что могу дать ученикам всё, что им нужно, чтобы научиться хорошо играть. За одним исключением. Фактически, речь идёт о самом необходимом, что вам нужно для такого дела, как обучение игре на гитаре, о Желании. Вы непременно должны чувствовать, что это вам необходимо, неважно, учитесь ли вы как любитель или профессионально. Когда я вижу это желание в людях, оно отзывается во мне восхищением. К несчастью, одного желания недостаточно. На самом деле я часто встречала людей, которые имели желание, но теряли его, недовольные медленным прогрессом в их попытках научиться играть на гитаре. Они решали, что не обладают талантом и бросали занятия. Также я встречала много людей, которые годами играли плохо, но были мужественны и не теряли надежды, что все их проблемы со временем будут преодолены, что однажды удастся получить удовлетворение и наслаждение от игры, и достичь хорошего звучания, что однажды они не опозорятся, играя перед публикой. Люди, бросающие занятия и те, кто продолжает без особого успеха играть год за годом, предполагают, что у великих музыкантов есть какие-то особые способности, которых, к несчастью, лишены они сами. Это звучит обескураживающе. Тем не менее я думаю, что метод, изложенный в этой книге, поможет любому. Я пишу свою книгу в особенности для тех, кто страдает от неудовлетворённости, чтобы они поняли, что проблемы заключены не в недостатке способностей. Просто эти люди не имеют правильной информации о том, как нужно заниматься, чтобы достигнуть желаемых результатов. Желание играть на гитаре подвигает вас в путь, а в сочетании с правильной информацией о технике игры ваше желание возрастёт и поведёт вас ещё дальше. Я рада сообщить вам, что если вы усвоите и используете методы из этой книги, у вас будет средство достичь в игре на гитаре того результата, которого вы пожелаете. ВНИМАНИЕ И ПОНИМАНИЕ: ЦЕНА, КОТОРУЮ ВЫ ПЛАТИТЕ, И ЧТО ВЫ ЗА НЕЁ ПОЛУЧАЕТЕ. Желание играть первое, что я требую от ученика в качестве ежедневной дани для того, чтобы хорошо играть. Многие ученики неохотно платят эту дань. Я не говорю о времени, потраченном на занятия. Я говорю о мысленном настрое и концентрации, которые требуются для достижения ПОНИМАНИЯ, необходимого для хорошей игры и для получения удовольствия от постоянного развития. Вы формируете ПОНИМАНИЕ, когда учитесь работать со ВНИМАНИЕМ. Звучит просто, не правда ли? И это первая вещь, которую мне приходится преподать большинству учеников. Обычно нужно им это объяснять, если они занимаются без должного внимания, не прикладывают умственных усилий. Они упускают все моменты, которые следует заметить, те, что развивают необходимые 1
2 ощущения, требующиеся для контроля работы пальцев. Я верю, что любой может научиться играть на гитаре так хорошо, как захочет, если он согласиться заплатить эту цену. Мы обычно думаем, что для успешной игры нужны только часы занятий. И тем не менее я наблюдала за теми, кто потратил годы на обучение, а играет по-прежнему плохо. Выходит, что время, проведённое за занятиями ещё не всё. Нет, упражнения требуют дополнительной работы. Важны не просто движения пальцами, гораздо существеннее то, что происходит у вас в мозгу, то, на что направлено ваше ВНИМАНИЕ. Вот почему речь идёт о ВНИМАНИИ. Существует афоризм: «гениальность — есть внимание к деталям». Если вы по-настоящему понимаете его суть, то осознаёте, что каждый может стать гением. Лучше понять поздно, чем никогда. То, что мы называем гением, — это результат большой компетентности и восприимчивости в определённой области, достигнутый постоянной концентрацией внимания во время усердных занятий. Один из главных мифов и недоразумений, который я хочу развенчать это мысль, что долгая практика является ключом к прекрасной игре. Неважно, сколько времени вы занимаетесь, если вы не знаете, как правильно работать и что нужно делать. Пятнадцать минут правильных упражнений дадут вам больше, чем пять часов неправильных, бездумных. Важно, что неправильные занятия не принесут вам пользы вообще. Они только поспособствуют вашей плохой игре. КАК ПОСТРОЕНА ЭТА КНИГА. В этой книге рассматриваются три аспекта: методические основы, средства и упражнения. Методические основы это сведения, которые вы должны узнать и понять, касающиеся работы мышц и их тренировки. Вы должны усвоить эту информацию, чтобы потом использовать средства. Средства это особенности подхода к занятиям, которые помогут достичь результата, то есть решить проблемы. Вы увидите, что занятия это ни что иное, как серия открытий и процесс решения проблем. Важнее всего, что средства приведут вас к открытию и испытанию правильных ощущений, необходимых для выполнения различных движений, используемых при игре. Упражнения занятия, выполняемые с использованием такого подхода, служат развитию и закреплению техники. Не следует выполнять упражнения и ждать успеха, пока вы не испытали правильных ощущений, которые рекомендованы методикой. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ: ОТКРЫТИЕ ОЩУЩЕНИЙ. Все великие исполнители уделяли особое внимание тому, что делают. И по прошествии лет они становились исключительно сведущими в ощущениях, незнакомых большинству людей. Эти ощущения, или знания, абсолютно необходимы для успешного осуществления любой деятельности, будь то пение, игра на фортепиано, скрипке, гитаре или даже игра в гольф. За годы преподавательской работы я заметила, что самые важные качества гитариста-ученика это желание работать и способность сосредотачиваться, то есть концентрировать внимание. Я также заметила, что ученикам чаще всего не хватает осознания, на чём именно сконцентрировать внимание. Это в значительной степени справедливо и в отношении меня самой. И только открыв для себя это явление, я смогла развить в себе тот опыт ощущений, который и ведёт к хорошей игре. ТЕХНИКА, ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Техника, кстати, это слово, которое вы постоянно слышите в разговорах об игре на инструменте. На самом деле оно означает «что и как вы делаете, чтобы достичь желаемого». Конечно, «как вы делаете то, что делаете» приобретает особый смысл, когда речь идёт об игре на гитаре. Мы хотим обладать хорошей техникой. Это значит научиться извлекать из гитары то, что нам хочется, наиболее экономным путём, без лишней траты сил, без лишних переживаний по части «играющего механизма», то есть, частей тела, задействованных в игре на гитаре. Хорошая техника подобна гоночной машине, налаженной так, что каждое действие выполняется наилучшим образом, для достижения максимальной отдачи. Плохая техника подобна ну, вы понимаете! 2
3 Важно понять, что, когда вы видите хорошего исполнителя, делающего что-то вам недоступное, это связано не с тем, что у него талант, а у вас нет. Дело в том, что он работает иначе, чем вы. Вы можете сбиться на определённой скорости и не знать, что виной тому ваше напряжённое плечо, которое мешает вам контролировать пальцы. Человек, который на ваших глазах отлично играет, вполне расслаблен. Он уже обратил достаточное внимание на свои напряжения и избавился от них. Его опыт совсем не тот, что у вас. Если бы он действовал, как вы, он не смог бы делать точно то же и так же, как делает теперь! Я твёрдо уверена, что каждый может научиться играть на гитаре так хорошо, как сам захочет, если получит правильную информацию и использует правильный подход. Если вы увидите сложность того, что кажется вам простым, то сможете увидеть простоту сложного. Джейми Андреас. ГЛАВА ВТОРАЯ МЫШЕЧНАЯ ПАМЯТЬ. КАК ПАЛЬЦЫ УЧАТСЯ. Мышцы ваших пальцев, как и любая мышца вашего тела обладают этой восхитительной способностью «запоминать» всё, что делают. Мы все используем это свойство мышц разным образом в различных областях деятельности. Все мы знаем, что плотник сделает несколько подготовительных движений молотком, прежде чем ударит по гвоздю. Он медленно поднесёт молоток к шляпке гвоздя, примериваясь рукой и молотком к нужной траектории быстрого и сильного удара. Затем, после примерочных движений, он выполнит удар. Мышцы «помнят» путь, который они проделали на медленной скорости и без затруднений повторят это же движение, точно забив гвоздь. Тот же самый процесс происходит при игре на инструменте. Играющий совершает разные движения пальцами, чтобы достичь правильного результата. Если движения выполняются медленно и точно, без излишнего напряжения задействованных мышц, пальцы без проблем повторят их и с более высокой скоростью. Почему медленно? Потому что это единственная возможность мысленно контролировать пальцы и заставить их выполнить желаемое, а также свести чрезмерное напряжение к минимуму или полностью избавиться от него. Вот почему плотник выполняет предварительные движения медленно, таким образом он контролирует траекторию молотка. Он даёт возможность мышцам опробовать и приспособиться к необходимому для аккуратного забивания гвоздя движению. Что бы ни выполнили ваши пальцы медленно, в состоянии полной расслабленности, то же самое они способны повторить и очень быстро, при условии, что вы достаточно долго и совершенно правильно тренировали это движение. Эта способность мышц и нашей нервной системы запоминать и повторять ранее сделанные движения является основой обучения на гитаре или любом другом инструменте и называется мышечной памятью. Важно понять, что это не особый секрет, которым обладают отдельные люди. Мы все и всегда делаем так. Вы должны это понять и соблюдать, когда занимаетесь, чтобы занятия были эффективны и приносили результат. Великие музыканты понимают это и работают в меру понимания. И вы можете! Мышечная память великая вещь, но она может работать как на вас, так и против вас, потому что, если вы сначала сделаете правильное движение, затем неправильное, а затем то правильное, то неправильное, вы собьёте пальцы с толку. Именно это, занимаясь, делает множество людей и поэтому они добиваются скромных или неудовлетворительных результатов и большого неудовольствия. Во время занятий они не заставляют пальцы выполнять правильные движения. Они позволяют пальцам работать хаотично и неаккуратно. Десять раз проигрывая отрывок, пальцы могут сделать это десятью разными способами (а в результате различные ошибки, фальшивые ноты или сбои). Обычно учащийся и не знает, что играет десятью способами. Это может быть что-то относительно обычное, вроде игры разной аппликатурой, или более тонкое, например, напряжение разных групп мышц. Учащемуся незаметна разница, а бедным пальцам заметна! Когда музыкант затем пытается сыграть этот отрывок кому-либо, то, откуда пальцам знать, каким из десяти вариантов они решат сделать это? Это подводит к очень полезному определению правильных занятий. Правильные занятия состоят в точном знании, что делать, и в том, чтобы заставить ваши пальцы уверенно это выполнить. Это означает, что 3
4 вы должны знать, что следует делать пальцам и затем заставить их выполнять это снова и снова. Иными словами, «делай правильно, и всё будет в порядке». Ключ к знанию, как правильно заниматься, состоит в понимании, что пальцы ваши преданные слуги и друзья. У них прекрасная память, но нет сознания, как такового, они запомнят и повторят всё, что бы ни делали, но они не видят разницы между правильным и неправильным. Они столь же охотно сделают неправильное движение, сколь и правильное, они делают только то, чему вы их научили (конечно, они охотнее сделают правильно, но дело в том, что у них нет выбора, они могут только повторять то же, что и всегда). Поскольку они не знают, правильные движения вы заставляете их делать или неправильные, решать можете только вы. Это ваша задача убедиться, что работаете правильно. ПОЧЕМУ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ С ПРЕДЕЛЬНЫМ ВНИМАНИЕМ. Состояния напряжения и расслабления одна из самых сложных для понимания вещей. Однажды я видела девушку, так напрягавшую при игре правое плечо, что оно вздёргивалось к её уху! Всегда стараясь помочь, я указала ей на это, когда она закончила. Опустив плечо на несколько дюймов, до нормального положения, она ответила, что я ошибаюсь, она вовсе не напряжена, а очень расслаблена! Причина её заблуждения в том, что мы очень быстро привыкаем к своим ощущениям и считаем их нормальными. Мы никогда не задаёмся вопросом, какие напряжения испытываем, осваивая новые навыки на гитаре и, фактически, считаем их составляющей навыка. Часто так и есть, но напряжение не должно оставаться таким сильным. Мы должны учиться выполнять движения без лишних усилий. Однако, когда мы в первый раз делаем что-то, никак нельзя обойтись без излишнего напряжения. Ошибка в том, что мы считаем напряжение непременным условием и не догадываемся, что можно достигнуть результата без пыхтения, сопения и натуги. Часто желаемая сила мышц или растяжка достигается только правильным подходом. Конечно, если мы продолжаем тренировать новый приём, считая напряжение и усилие его неотъемлемой частью, это усилие становится привычным и ведёт к ещё большему напряжению и стрессу. Так мы попадаем в порочный круг, который ведёт к неудовлетворённости и плохой игре. При таком методе занятий излишнее напряжение, которое каждый опытный исполнитель знает, как одну из причин затруднений в игре, останется для нас белым пятном. Обычно мы видим только результат напряжения,- нашу ошибку в игре. Часто бывает, что мы и её не видим, потому что стараемся не замечать своих проблем. Короче, правильный подход в работе над «ошибками», коренящимися в напряжении, это очень медленное повторение движений, полностью сосредоточившись на поддержании всех мышц расслабленными. С каждым повтором мышцы запоминают способ расслабленного движения, и вы достигаете желаемого результата. ДРУЖИТЕ СО СВОИМИ ПАЛЬЦАМИ. Как я говорила выше, ваши пальцы могут быть, как вашими лучшими друзьями, так и злейшими врагами. Кем они станут, зависит от внимания, которое вы им уделите и от того, насколько вы их узнаете в процессе занятий и игры. Обычно никому не нравится, когда на него не обращают внимания, не интересуются его мыслями и чувствами. Ваши пальцы не исключение. Мне приходилось видеть людей, игравших пальцами, как клешнёй, напрягая мышцы до каменного состояния. Они даже не пытались остановиться и заметить это, но наоборот старались принудить свои бедные пальцы достичь нужного результата, а играли они самым жалким образом. Как и всегда в жизни: что посеешь, то и пожнёшь. СОХРАНЯЙТЕ ВЗГЛЯД НОВИЧКА. Я всегда применяю к гитаре учение Дзен, концепцию «Взгляда Новичка». Очевидно, что любой задаче, которую мы выполнили один раз, во второй раз мы уже не уделяем полного внимания. Во второй раз мы обычно воспринимаем не сам предмет, а наше воспоминание о нём. Далее, с каждым повторением, мы становимся всё более и более глухи к выполняемому действию или ощущению. Это относится к любой сфере деятельности и, разумеется, к гитаре. 4
5 Больше всего помог мне в игре на гитаре приём, когда я в классе поднимаю глаза и говорю: «Я не знаю, как играть на гитаре!» И это после 25-летнего опыта игры! Разумеется, этот приём вызывает закономерные вопросы и комментарии моих учеников, но меня он отлично настраивает на обнаружение многих новых моментов, которые я не замечала, потому что считала, что я это уже знаю. Каждый раз, когда я прикасаюсь к гитаре на занятиях, я представляю, что это в первый раз. И вам я рекомендую то же самое. Прислушайтесь к словам Гектора Берлиоза, великого композитора, который был гитаристом, а не пианистом. Он знаменит великолепной и новаторской работой с оркестром. Однажды он слышал довольно обычную музыку одного композитора, очень образованного и учёного, знающего «всё», что следует знать о сочинительстве. По окончании Берлиоз печально сказал: «У него есть всё. Кроме одного — неискушенности». ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ. Как я говорила выше, успешно заниматься значит понимать, как делать правильно, и убедиться, что ты делаешь именно так. Для этого есть два очень эффективных способа. Первый ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ. С каждым шагом на вашем пути исполнительского развития вы узнаёте о всё новых действиях пальцев. Пассажи, арпеджио, восходящее и нисходящее легато, и так далее. Для каждого из этих приёмов существуют насущные моменты, которые следует знать: как должны работать пальцы и другие части тела. Я расскажу о многом таком позже. После того, как вы узнали, как должны происходить ваши занятия техникой, ваша задача убедиться, что вы действуете именно таким образом. По части уменьшения мышечного напряжения важно быть уверенным, что оно отсутствует. Во всех остальных случаях тоже будет несколько моментов, за которыми нужно следить. Зачастую невозможно держать их все в голове одновременно. Значит, вы должны переключать внимание во время занятий. Я представляю себе, что в моей голове маленький человечек, как часовой на вышке тюремного двора, постоянно смотрит вокруг, следя, не разбежались ли заключённые. Или, ближе к музыке, можно думать о дирижёре, видящем и слышащем каждого оркестранта. Например, напряжение плеча самая неприятная вещь для исполнителей, препятствующая игре. Во время занятий ваше внимание должно часто возвращаться к этому для проверки происходящего и принятия мер. Очень часто некто играет с постоянно напряжёнными мышцами плеча и не осознает этого. Даже, если он позаботился расслабиться перед началом, напряжение приходит само по себе во время работы. Переключение внимания и знание основ обучения и исполнительства эффективное средство избавления от многих скрытых сложностей и проблем при игре. Второй способ — СЛЕЖЕНИЕ. Представьте себе, что ваше внимание это лазерный луч, скользящий по пальцам или другим частям тела во время отработки приёма или музыкального отрывка. Я использую это средство в случаях, когда сложно что-то контролировать, когда неприятный момент происходит сам собой (как напряжение плеча или мышц живота, о чём я поговорю позднее). Сосредоточьте внимание, словно пит-буль на своей цели. Когда это необходимо, вцепитесь мысленно и зрительно, например, в палец, и постоянно удерживайте внимание на нём. Постоянно повторяйте это и ваше внимание осознанность и контроль возрастут! НЕ БЫВАЕТ ОШИБОК, БЫВАЮТ ТОЛЬКО НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Для успешных занятий мы должны изменить понимание слова «ошибка». Когда мы ошибаемся, тут же следует эмоциональный отклик. Досада, чувство несостоятельности и, вероятно, мысль, что этого не должно быть или, что это, наверное, больше не повторится. Словно речь идёт о стихийном бедствии. (Это особенно подходит к случаям, когда мы играем перед кем-то ещё, и все слабые места вылезают наружу). Фактически всегда есть возможность ошибиться. Ошибка найдёт лазейку. Чаще всего не так уж трудно найти причину, если вы знаете, куда смотреть. Если позволить себе, чтобы большой палец жёстко торчал в пространстве, как бы компенсируя работу остальных четырёх пальцев, неудивительно тогда, что он 5
6 промахнётся при следующем ударе, особенно в быстром темпе. За годы я усвоила, что все наши ошибки заслуженны нами. На самом деле мы сами создаём для них почву своей манерой заниматься. Они просто результат или следствие нашей работы. Наша работа и есть причина. Звучит ободряюще, потому что, изменив подход, мы получим иной результат. А значит, мы можем вычислить путь к желаемому результату. Так что замените слово «ошибка» более точным и практичным выражением. «Ошибка» это всего лишь нежелательный результат. И никаких лишних переживаний. Наша задача определиться, какого результата мы хотим, и выяснить, как его добиться в соответствии с нашим пониманием механики игры. СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМИ ПАЛЬЦАМИ. Таким образом, мы должны учиться замечать подобные «результаты», выявлять их причины и выяснять, как достигнуть другого, желаемого, итога. Основание проследить связь между «эффектом» и «причиной» состоит в том, что при этом мы всегда обнаружим обстоятельства, вызывающие то напряжение мышц, которое необходимо для контроля над получением желаемого результата. Чтобы этого добиться, мы должны знать обо всех мышцах, участвующие в игре. Имеется в виду всё, что выше талии, в особенности плечи, руки, кисти и пальцы. Мы должны следить за пальцами на протяжении всего занятия, чтобы знать, что они делают! Не следить за пальцами одна из главных ошибок учащихся, и я даже знаю пособия, которые рекомендуют не следить. Это неправильный совет. Как отмечено выше, ваши пальцы учатся в процессе работы и запоминают всё, что делают. Если вы не следите за ними, не контролируете их пристально, вы не будете знать, чем они заняты. А если вы следите и уверены, что они работают верно, они будут всё больше привыкать к правильным действиям, в отличие от ситуации, когда пальцы предоставлены сами себе. Многие ошибочно считают, что следить за пальцами значит, всё время смотреть на них во время игры. Они не понимают, что пальцы именно благодаря мышечной памяти запомнят повторяющиеся движения. Я представляю этот процесс, как если бы я брала пальцы за ручку и вела их путём, который предполагаю для них. Когда вы только начинаете обучаться писать, вы учитесь обводить карандашом пунктирные контуры букв. Это не значит, что в дальнейшем человек не сможет писать без пунктирных линий, а составляет просто тренировку мышц на воспроизведение опредёленных контуров путём многократного повторения правильных движений. Сперва при помощи пунктирных линий, со временем без них. Разумно, не правда ли? Некоторые практикуют жёсткий подход. Они заставляют свои пальцы выполнять напряжённые удары. Они считают, что пальцы лучше поймут, если их принудить. Это подобно обучению плавать, когда ребёнка просто бросают в воду. В какой-то ситуации это может сработать, но знаете, я не смогла бы уйти, не убедившись, утонул ребёнок или нет! Нет, суть в том, что нужно быть добрее к своим пальцам, не обращаться с ними так, иначе они вам отомстят, уж поверьте! Например, я заметила, что неудачно взяла ноту. Затем я заметила, что это произошло после того, как второй палец потянулся за первым. Ещё я отмечаю, что проблемная нота должна быть сыграна четвёртым пальцем, но он сведён судорогой в результате действий первого и второго пальцев. Единственный путь к нужному результату изменить поведение четвёртого пальца. Я ДОЛЖНА ПОВТОРЯТЬ ОТРЫВОК РАЗ ЗА РАЗОМ ДОСТАТОЧНО МЕДЛЕННО, ЧТОБЫ Я СМОГЛА КОНТРОЛИРОВАТЬ ЧЕТВЁРТЫЙ ПАЛЕЦ И ЗАСТАВИТЬ ЕГО ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО Я ХОЧУ. Это означает работу в чрезвычайно медленном темпе. Как вы увидите в разделе ПРИОСТАНОВКА, это должно означать не прекращение движения, а сохранение определённого положения и расслабление в нём. Постоянно смотреть на пальцы неправильно, особенно при чтении с листа, когда вы должны смотреть в ноты. Это не тот метод отработки техники, который я бы рекомендовала. При чтении с листа, если вы тщательно натренировали пальцы, следя за ними и руководя ими, они будут работать правильно и не потребуют зрительного контроля. Обычно, если вы смотрите на пальцы, вам приходится играть по памяти или переводить взгляд с нот на пальцы. А значит, вы сможете работать только над мелкими фрагментами произведения, в манере, которую я опишу ниже под названием «Игра Без Темпа». 6
7 Запомните, что работа предполагает знание правильного способа и уверенности, что вы им пользуетесь. Это часто требует пристального слежения за пальцами, чтобы быть уверенным в их точной работе. Вот как нужно правильно их тренировать, не смотря на них. ПАЛЬЦАМИ ДВИЖУТ НАМЕРЕНИЯ И ВНИМАНИЕ. Думаю, у каждого учителя найдётся что-то стоящее, чтобы предложить нам. Это может быть выражено словами или быть взглядом на музыку или гитару, который мы усвоим подсознательно. У меня был когда-то учитель, который объяснял мне: «Ты должна играть с определённой целью». К несчастью, он не вдавался в детали. Или я оказалась слишком медлительной ученицей, потому что, чтобы по-настоящему понять это, мне потребовалось около двадцати лет! Во время занятий вы должны понимать умом, каких действий вы хотите от пальцев, ещё до того, как сделаете это. Вы должны чётко представлять себе это настолько, чтобы быть в состоянии высказать вслух свои пожелания. Вы должны слышать, что вы хотите. Вы должны физически чувствовать, что вы хотите. И вы должны быть способны проследить за тем, что пальцы выполняют именно то, что у вас в голове. И самое важное вы должны НУЖДАТЬСЯ и ЖЕЛАТЬ звуков, то есть, чувствовать эмоциональную необходимость в них, удовлетворяемую только выслушиванием этих звуков. Это я называю любовью к музыке. Все это НАМЕРЕНИЯ. И требуется огромное ВНИМАНИЕ, чтобы они воплотились в жизнь. То есть, чтобы пальцы исполнили свои обязанности, чтобы мозг командовал ими. Это, вообще-то, довольно загадочно и волшебно. При игре это происходит подсознательно, но если захотите, то может стать осознанным. Это основа Мысленных Занятий, которые практикуют многие исполнители. ИГРА БЕЗ ТЕМПА. Темп означает скорость, с которой вы играете при соблюдении ритма. Когда вы соблюдаете темп, даже медленный, вы должны извлекать ноту в нужное время, независимо от того, правильно или нет действуют ваши пальцы. Вот почему часто очень вредно играть в определённом темпе, особенно если вы приучаете пальцы к чему-то новому, довольно сложному. Работа в темпе часто приводит к неуклюжим, неловким движениям и провоцирует напряжение. Играть Без Темпа означает совершать движения по одному, с полным вниманием, чтобы удостовериться, что они выполняются правильно, с минимальным напряжением и максимальным расслаблением, особенно между звуками. Часто бывает, что играющий несётся сквозь музыку, стараясь исполнить её так же быстро, как он её у когото слышал, или со скоростью, с которой она звучит в записи. Худшее изо всего, что вы можете сделать! Это завяжет ваши мышцы узлами и придётся потратить уйму времени на их распутывание, когда вам посчастливится узнать, как на самом деле нужно правильно работать. Игра Без Темпа, связанная по основным пунктам со следующим средством, Приостановкой, даст вам возможность разучить на гитаре всё, что вы захотите, имея достаточный запас времени. ПРИОСТАНОВКА. Приостановка одно из самых мощных средств, с помощью которых можно достигнуть прогресса и решить многие ваши проблемы. Все проблемы игры проистекают из двух причин: незнания правильного способа заставить ваши пальцы достигнуть нужного результата и незнания метода работы, при котором вы будете уверены, что пальцы всё время действуют, как надо. Эти два условия, вместе взятые, создают главное препятствие на пути к желаемому результату. Это препятствие состоит в излишнем напряжении мышц. Именно от него нужно избавиться, и первый шаг как и в решении многих других проблем отдавать себе в этом отчёт. Пока вы наблюдаете у себя излишние мышечные усилия, вы можете миллион раз проиграть отрывок без изменений или с изменениями к худшему. Потому что повторение снова и снова всё с тем же физическим напряжением приведёт только к ещё большей зажатости. 7
8 Тот, кто учится похожим образом, а это большинство, включая и меня, подобен ребёнку, который учится ходить, но не знает, что кто-то связал вместе шнурки его ботинок. Он будет кое-как ходить, очень скованно, с затруднениями, но, разумеется, никогда не сможет бегать! Именно это происходит со многими исполнителями, чрезмерно напрягающимися при игре. Они ходят со связанными шнурками, а когда пытаются побежать падают. Приостановка заключается в остановке и принятии во внимание факта, который вы раньше не замечали, того, что ваши шнурки связаны. Таким образом вы сможете нагнуться, развязать их и идти с совершенно другими ощущениями. Так что же такое Приостановка? Это просто остановка и выявление того, что творится с вашим телом (и особенно в местах, задействованных в игре: шее, плечах, руках и кистях) в процессе работы. Звучит очень просто и таковым и является, а когда вы привыкнете это делать вместо того, чтобы мчаться по музыке и пытаться преодолеть препятствия с наскока, вы станете использовать этот способ постоянно, особенно заметив, как это положительно сказывается на вашем исполнении. Во время игры подмечайте каждый проблемный пункт. То есть момент, когда вы испытываете бесполезное напряжение. Я их называю Стрессовыми Точками. Большинство людей незаметно для себя стараются игнорировать эти сложные места. Они смутно чувствуют, что здесь сложное место, и это им не нравится. Но, если бы их заставили остановиться прямо посередине действия и пронаблюдать за всем происходящим в тот самый миг, когда возникает проблема, они бы различили и проблему и её решение. Они бы обнаружили, что мышечное напряжение и различные явления, его сопровождающие, и есть источник трудностей. ВСЕГДА ВЫЯВЛЯЙТЕ СТРЕССОВЫЕ ТОЧКИ И ИСПОЛЬЗУЙТЕ В НИХ ПРИОСТАНОВКУ. Следует использовать Приостановку, как только вы впервые обнаружили проблему, чтобы понять, что происходит. Но эта техника не поможет вам, если вы не будете знать, каковы правильные действия в этой ситуации. Вам всё так же необходимо знать, что должны делать пальцы для достижения правильного результата. Например, нужно ли держать палец ближе к струне, нужно ли изменить положение руки, нужно ли активизировать другой сустав, от которого палец производит удар по струне. Вот несколько примеров распространённых стрессовых точек: * большое и малое баррэ; * когда вы действуете большим пальцем правой руки отдельно от остальных пальцев, как при возвращении к басовой струне при игре арпеджио; * когда левая рука висит в воздухе, не касаясь грифа ни одним пальцем, поддерживаемая только мышцами руки и тела (Парящая рука). Мы будем использовать Приостановку и Игру Без Темпа в последующих упражнениях. Надеюсь, теперь понятно, что занятия представляют из себя нечто большее, чем взять инструмент и поиграть. А именно последним и занимается множество людей, что не приводит к совершенствованию и может понастоящему навредить. В дальнейшем я в деталях объясню, что должны делать пальцы во время игры, а также основные элементы исполнения и упражнений, таких, как Посадка и Постановка рук. «Обучение игре на гитаре заключается в обучении держать инструмент и прикасаться к струнам.» Джейми Андреас ГЛАВА ТРЕТЬЯ УДЕРЖИВАНИЕ ГИТАРЫ, РАБОТА ПРАВОГО ПРЕДПЛЕЧЬЯ И КИСТИ. КАК СИДЕТЬ И ДЕРЖАТЬ ГИТАРУ, ОСНОВЫ ВАШЕЙ ТЕХНИКИ. Когда я начала учиться играть на гитаре, я сидела на краю кровати. Позже, когда я начала брать уроки классической игры, помнится, я спорила с учителем, потому что хотела сидеть с гитарой по-турецки на полу! Что ж, он оказался прав, а я ошибалась. По счастью, я выполнила его указания и села на стул. Конечно, я могла иногда играть, сидя по-турецки на полу, или даже сидеть на кровати, но я никогда не делала так во время серьёзных занятий. Разве что я захотела бы проблем при игре, а может быть, и при ходьбе! Многие сами себе создают трудности, когда садятся играть на гитаре. Потому что они не понимают, что то, 8
9 как ты сидишь и держишь гитару, чрезвычайно важно и воздействует на всё, что ты хочешь сделать пальцами. Мне попадались некоторые ученики, пришедшие на первый урок и даже немного играющие, для которых проблемы были гарантированы тем, как они держали гитару. Они не осознавали, например, что мышцы их плеч в постоянном напряжении, возможно, оттого что они стараются удержать гитару от падения с колен или по другой причине. Часто они таким образом начинали обучение и ощущения со временем начинали казаться нормальными, у них ведь не было опыта самочувствия, когда пальцы работают при расслабленных руках и плечах. Так что присмотритесь, как вы сидите и держите гитару. Здесь я дам несколько общих рекомендаций и пояснений. Многие книги прекрасно описывают эту тему, и вам следует справляться и там, особенно в книгах, посвященных классической технике. Я только хочу подчеркнуть, что ваша посадка и то, как вы держите гитару, жизненно важно, важность этого нередко упускается, и вы должны обратить на это внимание и изучить эту тему. Как сидеть и держать гитару (рекомендуемая «классическая» посадка): * Сядьте на стул, а не на диван или кровать. Стул должен быть твёрдым, а не мягким. Самое большее, мягкое сиденье должно быть толщиной 2,5 см или около того. Он должен быть ровным, без уклона назад. Наклон сиденья создаст вам массу проблем со спиной. Некоторое время вы можете поэкспериментировать с разными стульями. * Сидите на краю стула, спину держите прямо. * Приподнимите левую ногу, поставив её на скамеечку, и разместите гитару на левом бедре так,чтобы она касалась правого бедра и опиралась немного на грудь. Я рекомендую начинать только с такой посадки.она даёт наилучшую поддержку инструменту и позволяет телу оставаться максимально расслабленным, чтобы предплечья, кисти и пальцы могли выполнять свою работу.если вы будете заниматься в этой посадке и привыкните к ней, то легко сможете играть и в любой другой. Но не наоборот! * Каждый раз усаживаясь, проверяйте посадку в зеркале. Проверяйте её также во время игры. Убедитесь, что вы не сидите с поворотом и не склоняетесь на сторону. УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ВЫ НЕ ЗАДИРАЕТЕ ПРАВОЕ ПЛЕЧО ВО ВРЕМЯ ИГРЫ. ПРОВЕРЯЙТЕ ЭТО ВСЁ ВРЕМЯ. Если ваше правое плечо поднято, вам обеспечено излишнее напряжение мышц. Игра с таким напряжением «закрепляет» его в мышцах и постепенно вы перестаёте ощущать его как напряжение, считая его «нормальным» состоянием. Делайте так подольше, и вы ощутите его как БОЛЬ! Чувствительность к позе, в которой вы сидите, будет со временем развиваться. ЗНАТЬ ВСЁ О ТЕЛЕ. Одна из самых важных вещей, которую вы должны держать в голове во время занятий и игры это то, что все части вашего тела влияют друг на друга, когда вы делаете движения, необходимые для игры. Если вы хотите осуществлять необходимый для хорошей игры контроль за пальцами, вы должны знать, что делает всё ваше тело, а не только пальцы. Начните с анализа общих ощущений в теле и того, что в нём происходит, когда вы просто сидите и держите гитару. Я проиллюстрирую это рассказом о двух учениках, которые начинали у меня заниматься с нуля. Это были мать с сыном, мать зрелого возраста, а сыну было около двадцати. Мать пришла первой, и я показала ей, как разместить гитару на ногах классическим способом, затем я положила её руку поверх гитары, как я объясняла выше. Я попросила её расслабиться в этом положении, что она и постаралась сделать. Однако, когда я проверила её, я заметила, что участок от её плеч до шеи приподнят, задирая её плечи даже при том, что она ничего не делала руками! Я указала ей на это, и, немного сосредоточившись, а также с помощью зеркала, она смогла расслабить это место. Я привлекала её внимание к этому чувству расслабления, пока оно не стало для неё привычным. Ситуация с сыном, оказалось даже более интересной. Он не мог даже сидеть с гитарой, не напрягая ног, ёрзая, возможно, для того, чтобы увереннее себя чувствовать с гитарой. Его руки также были напряжены, обхватывая и сжимая гитару. Любая попытка учиться играть была бы бесполезной, не исследовав прежде ситуацию. Когда ему объяснили это, усадив его на кончик стула, поправив его осанку, он сел, взяв гитару удобнее. Он у меня просто сидел с ней неподвижно, сосредоточившись на своем теле и расслабившись. Как и многие другие, он обнаружил, что напрягается даже не пытаясь работать руками. Очень часто в подобной ситуации ученик начинает работать и пытается играть в состоянии напряжения. 9
10 Это внедряется во все его движения и ограничивает или делает невозможным выполнение этих движений. К счастью, это начинающие, и они могут избежать усугубления проблем, работая над пониманием и осознанием их. У всех нас определённые участки тела напрягаются, что влияет на наши попытки научиться играть. Мне пришлось контролировать челюсть, язык, горло, лодыжки и живот в различные моменты моей музыкальной жизни. Это только некоторые места, и всё время возникали новые. Каждый раз, когда я узнавала о новом напряжённом участке и работала над ним в процессе занятий, я обнаруживала заметное улучшение в игре. Если вы постоянно работаете, зная, что происходит с вашим телом, знание о нём невероятно возрастёт. ПРАВИЛЬНАЯ РАБОТА ПРАВОГО ПРЕДПЛЕЧЬЯ, КИСТИ И ПАЛЬЦЕВ. Если вы учитесь играть на классической гитаре, вы должны работать в классической посадке. Я твёрдо рекомендую вам так сидеть, и сжиться с этой посадкой, поскольку она обеспечивает большую устойчивость гитары при любых обстоятельствах. Она позволяет расслабить предплечья и кисти во время работы, что чрезвычайно важно. * Предплечье должно находиться в верхней точке корпуса гитары, вытянутым и удобно расположенным так, чтобы касаться наивысшей точки корпуса там, где закругление идёт вниз. * Локоть не должен высовываться за деку. Предплечье располагается на гитаре так, что локоть находится примерно на пять сантиметров сзади переднего края обечайки. Это позволяет предплечью опираться на гитару так, что рука с минимальным усилием удерживается на корпусе. Я описала здесь правильное положение предплечья, а в следующем разделе расскажу о том, каким способом придать предплечью и кисти правильное положение. Вы должны понять, насколько важно, чтобы шея и плечи были расслаблены во время игры. Ваше плечо норовит напрячься при каждом движении пальцев. Если вы не следите постоянно за плечом, вы получите большие проблемы с рукой и пальцами. Частично потому, что любое напряжение, возникшее в шее, плече или руке выше локтя, всегда мешает руке принять правильную позицию, и требуется время, чтобы научиться контролировать эти группы мышц. Во время игры необходимо постоянно быть уверенным в положении руки. Наблюдать за руками в зеркале НЕОБХОДИМО! Как придать руке и кисти правильное положение. Чтобы придать правой руке нужное положение для извлечения звука пальцами, выполните следующие действия. Делайте это перед зеркалом, чтобы быть уверенными, что всё выполняете правильно. Принять и поддержать правильное положение одно из ваших самых ответственных действий. Это насущная часть исполнения пьесы, которая помогает вам наработать технику. Если кисть стоит неправильно, ничего хорошего не ждите. Сядьте на стул и возьмите гитару, насколько возможно правильно.держа гитару в игровой позиции, положите правую руку на гриф ладонью вниз. Ладонь лежит на струнах, внутренняя часть предплечья тоже касается струн. Всё предплечье до локтя должно лежать поверх струн, касаясь их. Ладонь находится где-то между 5-м и 1-м ладом, локоть — около розетки. Проведите рукой назад, не отнимая её от струн. По мере продвижения локоть начнёт приподниматься (по направлению к потолку), но удерживайте локоть, запястье и пальцы в одну линию. * Остановитесь, когда ладонь окажется поверх розетки. * Держа руку по-прежнему плоско и пальцы вместе, поверните пальцы так, чтобы они смотрели в пол. * Сохраняйте прежнее положение и только приподнимите руку сантиметров на 7 от поверхности деки гитары. Поставьте указательный, средний и безымянный пальцы легко на струны. * Вытяните большой палец над декой (в направлении грифа); вы заметите, что большой и указательный пальцы образовали подобие буквы V. Проверьте, так ли это. * Продолжая сохранять положение руки, легко поставьте указательный палец на 3-ю струну, средний на 2-ю, безымянный на 1-ю. 10
11 Эту позицию использовали великие исполнители в технике извлечения звука пальцами или в классической игре. Она позволяет оптимально и продуктивно работать пальцами при расслабленной ладони. Я называю это «ЧАША». ВАША ЛАДОНЬ И ПАЛЬЦЫ ОКАЖУТСЯ В ТАКОЙ ЖЕ ПОЗИЦИИ, КОГДА ВЫ ОБХВАТЫВАЕТЕ ИМИ БЕЙСБОЛЬНЫЙ ИЛИ ТЕННИСНЫЙ МЯЧ. Из-за мелких индивидуальных анатомических различий детали могут быть иными, но позиция в целом подобна вышеописанной, и с неё нужно начинать и привыкнуть к ней по мере получения опыта. Попрактикуйтесь принимать эту позицию много раз, секунд по 15 на каждую попытку. Выполните упражнения «Стул» и «Подушка» и проверьте, расслаблены ли плечи, руки, запястья, кисти и пальцы. Это очень ценная «инвестиция» в ваши уроки. УПРАЖНЕНИЕ 1 «СТУЛ» и «ПОДУШКА». Это статичное упражнение или поза. Однажды я учила ему семидесятилетнего старика, который годами пытался играть. Он, конечно, играл, но это выглядело, как тяжкий труд. Труд для него и смерти подобно для слушателей, поскольку бедняга так крючил руки, что казалось, он бьёт по гитаре кулаками! Очевидно, что за годы неправильных занятий он забил напряжение в свои мышцы. Так что мне пришлось выполнять с ним это упражнение каждый день, и через месяц он стал другим человеком. Когда он начал, он буквально не мог удержать руку спокойной, чтобы она не начинала дрожать. После работы над упражнением он научился держать руки в позиции без дрожи и заложил основы работы над настоящей техникой. Случай с этим человеком крайний, но я видела и подростков в похожем положении. Это не возрастное. Приходили ко мне ученики, уже игравшие несколько лет и имевшие проблемы с продвижением вперёд, особенно по части скорости. Они не осознавали, с каким напряжением играют и как зажаты их мышцы. Когда я просила их задержаться, как описано ниже или придавала им нижеупомянутую позу, их руки начинали дрожать! Возможно, в начале это трудно было выполнить, но по мере моей работы с ними, приходило успокоение. Важно расслабиться, когда нарастает напряжение или появляется дрожь, не нужно преодолевать их усилием, что эти гитаристы пытались делать годами. Стул. Это упражнение нужно выполнять по 30 секунд каждый день и время от времени во время урока. Это метод, чтобы привлечь ваше внимание к телу, когда вы сидите с гитарой, чтобы ваше знание собственного тела росло и совершенствовалось. 1. Просто сядьте с гитарой и поставьте правую руку в позицию «Чаша», согласно указаниям выше, и отметьте, какие ощущения возникают при этом в вашем теле. Сидите перед зеркалом и задайте себе следующие вопросы: 2. Находится ли гитара в устойчивом положении так, как она размещена на ногах и груди с правой рукой поверх неё? 3. Мои ноги и стопы расслаблены и спокойны или норовят напрячься даже, когда руки ничего не делают? 4. Как себя чувствуют мои лодыжки? Не напряжены? Как там верх моих бёдер с лежащей на них гитарой? Бёдра остаются расслабленными? 5. Спина прямая или я сутулюсь? 6. Мои плечи расслаблены? Они на одном уровне или одно выше другого? 7. Я чувствую тяжесть правой руки, лежащей поверх гитары? Моё правое плечо полностью расслаблено? Надеюсь, вы уловите, насколько эти установки важны при обучении игре. Надеюсь, что вы будете использовать это упражнение и не проигнорируете его за то, что оно кажется таким простым. Подушка. Одна из частей нашего тела норовит напрячься, сильно влияя на всё остальное тело и, в особенности, на контроль за руками, кистями и пальцами. Это брюшной пресс, или живот. Я нахожу очень полезным воображать, что мой живот мягкая подушка, на которой гитара расположилась, словно подушка на спинке стула. Выполняя «Стул», обратите внимание на свой живот и удостоверьтесь, что он мягкая Подушка для гитары, и проверяйте это во время игры. Вы должны быть уверены, что это всегда так. 11
12 Из своих наблюдений я заключила, что живот склонен напрягаться сильнее, чем остальные части тела, а сохранение его расслабленным способствует поддержанию расслабленным остального. Также это связано с ещё одной пренеприятной вещью, которую вы можете сделать: задерживать дыхание! Учащиеся всё время грешат этим. Будьте начеку на этот счёт. Напряжённость живота и задержка дыхания случаются особенно часто при быстрой игре и при отведении левой руки и кисти в сторону от тела. Я нахожу очень полезным выработать привычку «дышать в подушку» порой в процессе игры, особенно в сложных местах. Так вы лучше узнаете этот важный участок и сможете всё расслабить. ОТВЕТНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И ОБЩИЙ КОНТРОЛЬ НАД КИСТЯМИ. Теперь пора представить вам понятие жизненно важное для дальнейшего развития и для результативных занятий. Это понятие Ответного Напряжения. Вскоре после того, как я начала играть, я заметила, что, когда моя левая кисть выполняет что-то трудное, вроде аккорда с барре, мне труднее контролировать правую кисть и я делаю больше ошибок. После некоторого изучения я смогла сформулировать основной принцип: когда левая кисть выполняет нечто, требующее заметного усилия, мышцы правой кисти и руки также сокращаются сообща с левой кистью и рукой. Как-будто хотят помочь. Затем я наблюдала, что почти каждое движение, неважно, крупных мышц или мелких, побуждает напрячься окружающие мышцы. Движение любого пальца заставляет напрячься другие пальцы. Это кажется очевидным и выглядит не заслуживающим упоминания. Но поверьте, оно заслуживает. Люди всегда стремятся сосредоточиться на мышцах, которые они пытаются контролировать и при этом игнорируют всё, что попутно имеет место. Представьте человека, вдевающего нитку в иголку, — он морщит лицо, высовывает язык в своих стараниях, будто это поможет! Вот почему выше я выделила Общий контроль за телом. Двигая одним пальцем, распространите внимание согласно Общему контролю над руками и следите за напряжением, возникающим в неактивных пальцах под действием усилий активного. Снижайте это напряжение сосредоточенным расслаблением. Иначе ваша мышечная память сочтёт, что напряжение это часть процесса игры и нормальное ощущение. Одна из главных проблем обучения работе пальцами правой руки Ответное Напряжение, возникающее в кисти и руке при движении большого пальца вверх по басовым струнам. Кисть при этом распрямляется, и это движение многое нарушает. Очень часто нарушается позиция кисти из-за напряжения в кисти и руке, вплоть до плеча. Упражнение на движение большого пальца вверх поможет со временем справиться с этой проблемой. ЧАША — ОСНОВНАЯ ПОЗИЦИЯ ПРАВОЙ КИСТИ. Итак, действенная позиция, которую вы придаёте правой кисти способом, описанным выше, называется Чаша. Чаша это самая распространённая при игре позиция правой кисти, позиция, из которой пальцы начинают движение и в которую возвращаются. Они занимают и другие положения, и в них вы тоже должны научиться расслабляться, но Чаша самая главная. Напряжение в правой кисти встречается очень часто. Оно происходит из-за неправильной посадки, неправильного положения рук и кистей, неправильной работы пальцев. Оно увеличивается с невниманием к физическому самочувствию во время игры, так что чувство напряжения не осознаётся, как таковое. Очень часто случается, что ученик начинает в правильной позиции, а поиграв немного, утрачивает её, потому что напряжение рук нарастает по мере выполнения движений и не отпускает. Для поправки ситуации помогут следующие упражнения. Они помогут наработать необходимые знания и эффективный контроль. УПРАЖНЕНИЕ 2: ЧАША. Когда вы играете пальцами, их роль такая же, что и у молоточков фортепиано, ударяющих по струнам. Загляните внутрь пианино. Вы увидите, что все молоточки расположены над струнами, очень близко к ним. Нажмите клавишу. Один из молоточков поднимется, а другие останутся неподвижны. Сыгравший молоточек 12
13 вернётся в исходную позицию. Что, если каждый раз, когда вы играете ноту, молоточек будет возвращаться не на то место, откуда вышел? Да то, что, заглянув под крышку фортепиано, вы увидите беспорядочную кучу молоточков! Вы, вероятно, знаете, к чему я клоню. Ваши пальцы должны работать, как молоточки. Чем больше будет похоже, тем легче вам будет играть. Сперва они не захотят функционировать подобно фортепианным молоточкам. Их придётся научить. Любое напряжение, оставшееся в руке и кисти во время игры, помешает их правильной тренировке. Устройство фортепиано обеспечивает порядок среди молоточков. Когда вы играете на гитаре, позиция руки и кисти поддерживает в порядке пальцы так, что они могут ударять по струнам подобно маленьким молоточкам. 1. Позиция «Чаша» та самая, что описана выше для правой руки. Поставьте руку в эту позицию и установите большой палец на 4-й струне, указательный на 3-й, средний на 2-й, безымянный на 1-й. 2. Убедитесь, что большой и указательный палец образуют букву V, а запястье немного приподнято. 3. Тщательно проверьте расслабленность всего, особенно кисти и пальцев. Сосредоточьтесь на ощущениях в кончиках пальцев, касающихся струн. 4. Мягко подтяните пальцы друг к другу так, чтобы они слегка соприкоснулись. Между ними не должно быть промежутка. Указательный палец согнут вовнутрь, немного позади среднего пальца. Рука приняла форму Чаши. 5. Вы тратите силы только на то, чтобы сидеть и держать руку в таком положении. Вы полностью расслаблены, и ваши пальцы легко касаются струн. Я использую мысленные образы, которые помогают мне поймать правильное ощущение. Я представляю, что мои пальцы пучок бананов, свисающий с дерева. Или связка сосисок, висящих в витрине. Выберите образ по своему вкусу или придумайте свой. 6. Снимите пальцы со струн, оставив их чрезвычайно близко, но не касаясь (фортепианные молоточки). Верните их на струны лёгким прикосновением. Повторяйте снова и снова. 7. Сидите, расслабившись, пальцы легко касаются струн. Затем сидите расслабившись, сняв пальцы со струн,но удерживая их очень близко к ним. Расслабляйтесь в каждом положении от 15 секунд до минуты. ОБУЧЕНИЕ ПРАВОГО ПРЕДПЛЕЧЬЯ ДВИГАТЬ КИСТЬЮ. Нам нужно поговорить насчёт одной из самых распространённых проблем гитаристов, которая связана с шестью струнами и правой рукой, и неважно, играют ли пальцами или медиатором. Мы уже обсудили положение руки и кисти и постановку пальцев для удара по струнам. Теперь мы должны научиться поддерживать каждый палец в оптимальном положении при игре на разных струнах, двигаясь от одной к другой. Упражнение очень простое и очень эффективное. Оно приучает кисть рационально двигаться над плоскостью струн, оставаясь при этом расслабленной. Оно также учит крупные мышцы верхней части руки и плеча действовать правильно, не сообщая излишнего напряжения нижней части руки при движении. Короче, оно поможет вам избежать одного из самых частых препятствий к рациональному использованию правой руки, играете ли вы пальцами или медиатором. УПРАЖНЕНИЕ 3: ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПРАВОЙ КИСТИ ПО СТРУНАМ, ШАГИ 1 и 2. Цель: приучить правую руку правильно двигаться во время смены игровой позиции от одной струны к другой, играя как пальцами, так и медиатором. В это движение вовлечены мышцы шеи, плеча и верхней части руки. Некоторые из них удерживают правую руку на месте, другие двигают предплечьем. Многие гитаристы сохраняют эти мышцы напряжёнными во время игры и очень ограничивают подвижность правой руки. Шаг 1. Покачивание поперёк струн. 1. Поставьте правую руку и кисть в позицию Чаша. Сохраняя запястье выпуклым и ничего не меняя в положении руки и кисти относительно друг друга, опустите кисть и легко поставьте большой палец на первую струну. Большой палец комфортно отведён влево и между ним и указательным образуется V. 13
Источник