Гитара работа над легато

Песни под гитару Упражнение для левой руки. Легато. Видео.

Аккорды песен под гитару, видео

Упражнение для левой руки. Легато. Видео.

Прием «легато». Упражнения.

Легато — плавный переход от одного звука к следующему.

Еще одно эффективное упражнение, которое очень хорошо развивает независимость каждого пальца левой руки.

Будем учиться играть без участия правой руки. Выглядит легато так:

Бьем указательным пальцем по первой струне на первом ладу, как будто молоточком. У нас появляется некое звучание струны.
После легкого удара по струне не покидая ее, сдергиваем палец вниз, тем самым появляется дополнительный звук струны. Это и есть «легато».
Во время исполнения старайтесь следить за тем, чтобы громкость звука от удара был равен громкости звука от соскальзывания пальца со струны.

Потренировав указательный палец, оставляем его на первом ладу и переходим на средний, только уже на втором ладу. Тренируем его.
Переходим на безымянный палец. Добиваемся от него уверенного легато на третьем ладу. Указательный и средний при этом стоят на своих местах.

И замыкает всю цепочку безымянный палец на четвертом ладу. Его тренировка проходит посложнее.

В итоге делаем так:

Сначала ставим по очереди все пальцы с достаточной скоростью и с равным интервалом времени, каждый на свой лад, а затем в обратном порядке сдергиваем (также по очереди) все пальцы, тем самым извлекая легато.

Если вы достаточно усердно тренировали каждый палец, то упражнение не станет сложным.

Источник

Как играть легато. Добиваемся динамической точности

ЦИКЛ ВИДЕОУРОКОВ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ. ВИДЕОУРОК: «Как играть легато на гитаре. Добиваемся динамической ровности»

В этом уроке мы вновь обратимся к левой руке и обсудим вопрос: почему проседают по динамике ноты при игре легатных пассажей?

Условие динамической ровности справедливо для выполнения пассажей picking и пассажей легато. Естественно, динамика пассажей может быть плавающей. Но в любом случае она должна быть контролируемая. С этим у людей, начинающих играть на электрогитаре, возникают проблемы.

То есть человек пытается извлекать ноты левой рукой, а в легато именно левая рука является источником звукоизвлечения. При этом у него какие-то ноты тише или громче. Люди начинают бороться с этой проблемой разными способами. Кто-то пытается поставить струны пониже к грифу, чтобы было якобы проще их зажимать при игре легато. Кто-то увеличивает усилие нажатия. Начинают практически давить гриф. Можно выпустить целую брошюру по решению этой проблемы.

В этом уроке я расскажу про два параметра, которые влияют на динамическую ровность. Зная эти параметры, осознавая их физический принцип и смысл, я уверен, вы сможете более продуктивно выстроить свои занятия. У кого есть такая проблема при игре легато я уверен, что благодаря этим знаниям сможете ее решить.

Параметры, влияющие на звукоизвлечение:

1. Скорость, то есть насколько быстро летит палец при выполнении приема hammer-on.
2. Точность, или насколько точно прижимная поверхность падает на струну. Здесь точность является важнейшим фактором.
3. Pull off или срывы.
Как правильно делать pull-off, мы уже говорили на предыдущем уроке. Когда обсуждали, что такое псевдо-hammer и как с ним бороться. Напомню, что pull-off — это сдергивание струны. Мы не просто снимаем палец, а сдергиваем его немножко в направлении в низ. Естественно, пальцы делают небольшое сдергивающее движение. Это и есть pull-off. То есть мы сдергиваем струну в направлении вниз.

Параметры скорость и точность касаются приема hammer-on. Как показывает практика, проблема зачастую кроется именно в них. Давайте разбираться по порядку с каждым из этих параметров.

Скорость

Сразу напоминаю, что мы про скорость в похожем контексте говорили в видеоуроке о том, как играть импульсивно. Урок был посвящен импульсивности атаки правой руки.

Импульсивность — произведение массы на скорость. Мы сошлись на том, что масса у нас участвовала в атаке (масса предплечья и масса кисти). Эта масса встречалась со струнами и получался хлесткий звук.

Здесь мы будем говорить о том же самом, но в миниатюре. Что здесь является массой? Массой является палец, его фаланги, которые участвуют в выполнении приема hammer-on. Подчеркиваю, что именно масса фаланги, не масса кисти или предплечья. При игре легато работают только фаланги пальцев. Кисть и предплечье выполняют функцию транспортировки. Если просто пробежаться по грифу, видно, что работают только фаланги пальцев, а кисть их только переносит в нужное место на грифе. Поэтому массой мы здесь манипулировать не можем. Она здесь — константа. Мы можем манипулировать скоростью, и нужно сделать так, чтобы скорость была максимальной. Понятное дело, что необходимым условием является наличие замаха. Если у пальца нет замаха, то скорость он не наберет, ему некогда это делать. Он вдавится в гриф, и нормального звука не получится, звук просядет по динамике. Поэтому необходим замах.

В легато замах больше, чем при игре методом picking, поскольку в легато источником звукоизвлечения является левая рука. Тем более есть такой прием как pull-off. Делая его, пальцы уходят от струны во время сдергивания. Поэтому замах получается автоматический. И, как правило, с ним не возникает проблем. Остается вопрос, как добиться максимальной скорости, если есть замах.

Если расслабить левую руку, и резко дернуть пальцами, будет движение, как будто человек дернулся во сне, похожее на рефлекторное движение. На мой взгляд это самое быстрое движение, которое можно сделать фалангами пальцев. Движение выполняется в точке поворота пальцев. Движение в третьем суставе позволяет набрать максимальную скорость. Поэтому для получения необходимого звука палец нужно отгибать в этом суставе. Палец ударяет по грифу, а не жмет. Аналогию можно привести со стуком по столу. Вы можете слышать, как пальцы стучат по дереву. Это нормальное явление, но при этом нет никакого усилия и нажатия. Такое усилие для нас роли не играет. Оно будет минимальное. В действительности нужно набрать большую скорость за счет движения в суставе пальца.

Точность

Чем меньше площадь прижимной поверхности, тем меньше вероятность того, что мы на большой скорости попадем на струну гитары. Почему уменьшается площадь прижимной поверхности? Если пальцы немного скрючить, то у меня уменьшается площадь. И я не могу так попадать, как попадал раньше в более комфортном для меня положении. Конечно, это не значит, что делаем площадь максимальной. Если прижимать струну большей площадью пальца, то при извлечении hammer-on я буду делать двухструнное баре, а это ошибка. Поэтому прижимная поверхность должна быть соразмеренная.

Позиция пальцев левой руки

При игре пальцы занимают позицию расслабленной руки. Стоит учесть, что если уменьшить прижимную поверхность, то переносить палец я буду не только за счет третьего сустава, но и с использованием остальных его суставов. В таком случае его движение будет будет похоже на выпад, и процент попадания уменьшится в разы. Мало того, что площадь прижимной поверхности меньше, чем должна быть, так еще и сам палец трудно контролируемым образом будет приходить к струне. Вместо одного сустава будет работать три, и какой из них сработает больше или меньше не понятно. Проконтролировать это невозможно. Каждый раз он будет приходить в разные точки, из-за чего мы получим разные по динамике ноты. Где-то они нормальные, где-то проседают. Все зависит от того, каким образом вы шевелите пальцами. Я стараюсь шевелить только третьими суставами. Изначально выбираю такое положение руки, чтобы пальцы располагаясь в аппликатуре, имели максимально естественный вид. Я могу посмотреть и проконтролировать, каким образом они шевелятся. Я вижу, что они работают за счет третьих суставов.

Как видите, точность попадания пальцем по струне и скорость его движения тесно связаны. Отработать одно без другого не удастся. Связь заключается именно в этих суставах и механизме шевеления пальцами. Положите руку на стол в расслабленном положении и постучите пальцами. Обратите внимание, каким образом вы стучите и какие суставы задействуете. Поймайте это ощущение расслабления. При игре легато на гитаре ощущения похожи, и напряжения здесь больше становиться не должно.

Как видите, тема достаточно сложная, и не только для понимания. Сложна она тем, что ее трудно контролировать осознанно. Отслеживать мелкую моторику, наличие движения в одном суставе и отсутствие в другом, тяжело. Я предлагаю не мерить транспортиром углы при игре на гитаре или фотографировать форму своего пальца до или после извлечения hammer-on. Я предлагаю принять информацию к сведению и пользоваться ею через состояние расслабления. Ловите руку в расслабленном положении. Посмотрите на пальцы, попробуйте пошевелить, постучать по столу. Запомните ощущение и дальше при игре простейшего легатного упражнения на гитаре пытайтесь поймать эти ощущения. Дальше можно усложнить задание, добавив одну или две струны, пытаясь сохранить это ощущение. Я призываю заниматься не геометрией, а искать чувство расслабленности руки, как было описано выше.

Источник

Методическое сообщение: «Работа над приемом легато а классе гитары»

Скачать:

Вложение Размер
rabota_nad_priemami_legato_v_klasse_gitary.docx 192.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЗАТО г.о. Звездный городок

Методическое сообщение на тему:

Работа над приемом легато

в классе гитары

преподаватель по классу гитары

Звездный городок — 2017

Основные гитарные школы

Виды легато. Легато – технология исполнения приема.

В настоящее время наблюдается подъем гитарного исполнительства, возрос интерес к гитаре, увеличилось количество классов гитары в ДМШ. Это ставит перед гитарной педагогикой задачу перехода на качественно новую ступень в методике преподавания. В этой ситуации возникает необходимость в методических разработках, которые окажут помощь педагогам-гитаристам и способствуют развитию гитарного исполнительства.

Основная часть. Формирование опыта преподавателя гитариста основывается на изучении методической литературы. Вопросы исполнения приема легато разработаны в трудах: Е.Ларичев «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» М.,2001г.; В.Кузнецов «Как научить играть на гитаре» М., 2006г.; А.ИвановКрамской «Школа игры на шестиструнной гитаре» М., 2006г. Теоретическую базу педагогического опыта составляет работа Э.Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре» М., 2005г., в которой подробно изложена методика и методы работы над приемом легато в классе гитары.

Вся работа над развитием техники учащихся-гитаристов должна быть направлена на формирование основ исполнительской школы. Этому способствует изучение и исполнение различных видов легато. Легато – это связное исполнение нескольких звуков, при котором всякая нота выдерживается вплоть до следующей. Иногда характер пьес, в особенности певучих, требует слитности перехода с одного звука на другой, что обозначается знаком «дуга», объединяющим две или несколько нот разной высоты, и называемым легато. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой. В технике игры на гитаре легато является одним из основных штрихов, благодаря которому облегчается движение пальцев правой руки, а фразировка приобретает выразительность.

Технология опыта: В гитарной технике существует прием легато: две или несколько нот берутся последовательно (одна за другой), из которых только первая взята ударом пальца правой руки, а остальные – при помощи быстрого опускания или сдергивания пальцев левой руки на струны без участия правой.

Легато может быть восходящим, нисходящим и смешанным. В первом случае один или несколько звуков залиговывают с одним или несколькими более высокими звуками. Чтобы исполнить приемом легато две ноты в восходящем порядке, нужно извлечь звук первой ноты пальцем правой руки. Второй звук должен получиться от опускания пальца левой руки на струну у соответствующего лада гитары, который соответствует верхней залигованной ноте. Она будет звучать только благодаря удару этого пальца. Приемом легато можно исполнить три и четыре звука на одной струне в восходящем порядке. Они будут исполняться так же, как и две ноты, то есть первая звучит от удара пальца правой руки, а остальные – от опускания пальцев левой. (см. пример 1):

Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. Палец левой руки должен отдернуть в сторону струну на том же месте, где ее прижимал, заставляя звучать нижний звук. Этот звук заранее подготовлен. Приемом легато можно исполнить три и четыре звука в нисходящем порядке. Первая нота будет звучать от удара пальца правой руки, а остальные две или три – от отдергивания струн пальцами левой руки. Естественно, что все звуки, которые получаются от отдергивания струн левой рукой, должны быть подготовлены заранее. (пример 2)

При исполнении смешанного легато используется сочетание в одной группе нот восходящего и нисходящего (или наоборот) легато, следующие непрерывно одно за другим. В примере 3 в группе из трех залигованных нот второй звук извлекается восходящим легато, третий – нисходящим легато. (см. пример 3):

В примере 4 в группе из трех залигованных нот второй звук извлекается нисходящим, а третий звук – восходящим легато. (см. пример 4):

Если залигованные звуки находятся на разных струнах, то первый звук извлекается правой рукой, а остальные исполняются ударами пальцев левой руки, опускающихся на струны подобно молоточкам. Можно исполнять две нисходящие ноты приемом легато на двух различных струнах. Чтобы их исполнить, извлекают верхнюю ноту ударом пальца правой руки, которая в этом случае всегда находится на открытой струне. Потом сильно опускают палец левой руки на ноту, которая должна прозвучать благодаря удару этого пальца. (см. пример5):

При исполнении легато необходимо следить за ровностью и нормальной длительностью слигованных звуков; для самопроверки полезно сыграть то же упражнение, но без легато. И в том, и в другом случае длительность звуков должна быть одинаковой. Полезно также играть упражнения, с применением всех видов легато (см. пример 6):

Таким образом, анализ результативности показывает, что легато открывает перед исполнителем множество технических и художественных возможностей, при помощи которых увеличивается скорость извлечения звуков, упрощается игра украшений (мелизмов), используется более логичная и простая аппликатура обеих рук, а также вносится в исполнение музыкального произведения ритмическое и тембровое разнообразие. Очень важно добиться динамического равновесия между звуками, взятыми легато и обычными приемами (тирандо и апояндо). Для этого необходимо постоянно заниматься упражнениями на различные виды легато, развивать силу и точность движений пальцев левой руки. В технике игры на гитаре легато является одним из основных штрихов, благодаря которому облегчается движение пальцев левой руки, а фразировка приобретает выразительность. Каждый способ исполнения легато требует специальной проработки на упражнениях, чтобы облегчить их дальнейшее исполнение в пьесах.

Работа над легато представляет для гитаристов определенные трудности, но, как показывает опыт, они вполне преодолимы. Техника исполнения легато должна совершенствоваться на всем пути обучения гитариста.

1. Александрова М. Азбука гитариста. – М., 2010

2. Баев Е. Школа гитарной техники. – М., 2011

3. Борисевич. Г. Оптимизация музыкально – технического развития учащихся-гитаристов на начальном этапе обучения. – М., 2010

4. Гитман.А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. – М., 1995

5. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства. – М., 2004

6. Кузнецов В. Как научить играть на гитаре. – М., 2010

7. Михайленко Н. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. – Киев, 2003

8. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1992

Источник

Читайте также:  Клавиши фортепиано для обучения
Оцените статью