- Тренировка на гитаре. 10 практических примеров для тренировки на гитаре и развития пальцев рук.
- Вводная информация
- Тренировки на гитаре
- Pull-Off и Hammer-On
- Первый прием
- Второй прием
- Табы упражнения
- Играем арпеджио
- «Движение змеи» для развития пальцев на гитаре
- Упражнение «Паук» на гитаре #1
- Упражнение «Паук» #2
- Игра на аккордах
- Тренировка на гитаре в «Две октавы»
- Разминка для пальцев на гитаре
- Координация рук и пальцев на гитаре
- Тренировка для пальцев без гитары
- Советы начинающим
- Скоростная медиаторная техника >Как совершить прорыв в скорости
- Повышаем скорость игры на гитаре
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Шаг 4
- Шаг 5
Тренировка на гитаре. 10 практических примеров для тренировки на гитаре и развития пальцев рук.
Вводная информация
Это вторая часть цикла статей о «Тренировках на гитаре» . В первой части мы говорили о не очень сложных заданиях для новичков, которые разрабатывались для развития навыка, координации и понимания того, как надо контролировать гриф. Примеры, дающиеся ниже, гораздо более конкретны, и во многом направлены на отработку различных приемов гитарной игры. Однако все они будут полезны как в частных, так и общих моментах.
Тренировки для развития техники игры надо выполнять в строгом соответствии с текстом задания, а также под бит метронома. Это важно для развития не только физической техники, но также ровной игры и чувства ритма. Начинайте, как обычно, с медленного темпа, и постепенно увеличивайте его. Не забывайте выполнять упражнения комплексно – то есть подряд, особенно если они схожи по техническому исполнению.
Тренировки на гитаре
Pull-Off и Hammer-On
Начнем мы с одного из основных технических понятий и способов игры, которым должен овладеть буквально каждый гитарист. Прием легато позволит значительно разнообразить вашу игру, а также позволить сильно ускорить исполнение соло-партий для гитары. Особенно это актуально для любителей электрогитары, поскольку множество партий на ней исполняется именно при помощи приема легато. Не освоив его вы не сможете играть свипом, а также исполнять различные «вертушки» и красивые сольные пассажи.
Первый прием
Итак, прием легато выполняется следующим образом: вы зажимаете струну пальцем на любом ладу. Дерните ее при помощи медиатора – и он зазвучит. Теперь другим пальцем, не отпуская звучащий лад, зажмите другой, но не бейте по струне плектром. Обратите внимание, что теперь зазвучит та нота, которую вы зажали даже без удара. Этот прием и называется Hammer-On . Основная загвоздка заключается в том, чтобы подобрать достаточную силу удара пальцем по струне – она должна звучать так же ровно, словно по ней бьют медиатором. Тем не менее, это придет с опытом и практикой. Стоит сказать, что совершать этот прием можно сразу несколькими пальцами – надо просто зажимать лады подряд.
Второй прием
Но это была только первая часть легато. Вторая выглядит так: Одним пальцем зажмите струну на любом ладу. Второй поставьте на ту же струну, но на другой лад. Скажем, указательный поставьте на пятый, а безымянный – на седьмой. Дерните медиатором – зазвучит более высокая нота. Теперь безымянным совершите скользящее движение вниз, перпендикулярно струне, как бы дергая ее пальцем – так, чтобы зазвучал лад, на котором находится указательный, при этом звук был без использования медиатора. Это Pull-Off . Основная сложность заключается в том, чтобы дергать только одну струну пальцем, не задевая остальные.
Теперь совместите оба этих рисунка – и получится тот самый прием легато, о котором мы говорим.
Табы упражнения
Теперь про упражнение. Оно схоже со стандартной разминкой для пальцев на гитаре из первой части нашего цикла. Зажмите шестую струну на первом ладу. Ударьте по ней. Теперь при помощи приема Hammer-On заставьте звучать поочередно сначала третий, потом четвертые лады – и таким образом спускайтесь по струнам. Выглядит это так:
Когда вы дойдете до первой струны, зажмите указательным пальцем на ней второй лад, безымянным – четвертый, а мизинцем – пятый. Теперь приемом Pull-Off заставьте звучать их по очереди, и так продвигайтесь вверх по всем струнам.
Постарайтесь делать это упражнение в комплексе, и несколько раз подряд.
Играем арпеджио
Арпеджио – это один из способов обыгрывания аккордов на различных инструментах, когда все звуки трезвучия идут друг за другом в восходящей или нисходящей последовательности. Прием чаще всего используется в различных видах переборов, и эта тренировка на гитаре направлена прежде всего на развитие именно этого способа игры . Состоит оно в том, чтобы просто поочередно в ровном темпе последовательно играть открытые струны на гитаре. Выглядит это так:
Если хотите усложнить себе задачу – попробуйте зажимать отдельные дополнительные струны и аккорды параллельно с игрой:
«Движение змеи» для развития пальцев на гитаре
Еще одна схема, направленная на развитие пальцев на гитаре. Оно также может помочь освоить разные красивые переборы, и не важно, как исполнять его – пальцами или медиатором. Задача заключается в ровном последовательном переборе двух находящихся рядом струн, зажимая при этом расположенные рядом лады. Оно несложное и выглядит таким образом:
Движение обратно идет в зеркальном порядке, как уже можно успеть понять:
Упражнение «Паук» на гитаре #1
Небольшая модификация «Движение змеи». Основное отличие заключается в том, что если в первом случае мы двигались в рамках двух струн, то упражнение паук делает проходку по всем струнам по очереди, со спуском вниз. Задание заключается в том, что вы также перебираете два рядом находящихся лада – в данном случае 1 – 2 – 3 – 4, зажимая их на разных струнах, начиная с первого лада на шестой и второго на пятой. При этом после того, как рисунок будет сыгран, вы спускаетесь на одну струну вниз. Это выглядит так:
Как только вы доходите до первой, то начинаете двигаться обратно, и играете ноты в зеркальном порядке, вот так:
Упражнение «Паук» #2
Также эту тренировку на гитаре называют «Танцем паука». Это еще более усложненный вариант предыдущих двух заданий. Оно заключается в том, чтобы последовательно проигрывать на каждой струне две ноты, идущие через одну, и постепенно спускаться вниз по струнам. То есть – на шестой зажмите первый лад и сыграйте его, потом – третий, и также ударьте медиатором. Далее на пятой зажмите второй – сыграйте, потом – четвертый, и сыграйте, и так далее. Выглядит это так:
При движении обратно вы начинаете играть с пятого лада, в зеркальном порядке по ладам.
Практические тренировки «Движение змеи», «Движение паука» и «Танец паука» направлены на развитие координации, а также являются отличным способом разминки рук перед игрой. Если вам скоро надо выступать, то просто пару раз проделайте комплекс этих упражнений – пальцы сразу разогреются, и вам станет проще играть.
Игра на аккордах
Данное задание является скорее практикой импровизации, а также способности зажимать аккорды и ставить баррэ. Упражнение заключается в следующем – вы выбираете для себя несколько любимых аккордов, и начинаете их играть. Старайтесь делать это ровно, можно перебором, можно боем – это не имеет значения. В процессе того, как вы наигрываете последовательность, модулируйте ее – меняйте ноты в аккорде, отпускайте некоторые струны и следите за тем, как меняется звук. Транспонируйте их и активно используйте баррэ – особенно хорошо, если после другого упражнения пальцы и гитара разогреты, тогда тренироваться становится гораздо проще.
- Em — C — G — D
- Am — F — G — E
- Am — G — F — E
- Am — Dm — E — Am
Тренировка на гитаре в «Две октавы»
Для того, чтобы правильно исполнить данную схему, нужно сначала понять, как играть медиатором. Задание созданном именно для отработки данной техники игры, однако помимо этого оно дает вам основы для полиритмики и рассинхронизации пальцев – для более интересной игры. Упражнение заключается в том, что вы одновременно играете повторяющуюся, одну и ту же басовую ноту, и мелодическую текстуру внутри двух октав одной тональности – именно от этого и пошло название задания! Выглядит это следующим образом:
Выглядит довольно непросто, однако после некоторого времени практики упражнение становится очень простым и интересным.
Разминка для пальцев на гитаре
Эти примеры разминок не будут задействовать гитару каким-либо образом, скорее они просто направлены на то, чтобы размять ваши пальцы непосредственно перед игрой:
1. Сожмите и разожмите пальцы несколько раз в быстром темпе. Это разомнет мышцы и суставы, а также разгонит кровь.
2. Сожмите руки в замок и потом вытяните их, не разжимая пальцы, ладонями вперед. Вы можете услышать характерный хруст в суставах – это нормально, и означает, что они разминаются.
3. Покрутите в руке округлый предмет – например теннисный шарик или грецкий орех. Это разомнет пальцы и сделает их более гибкими и послушными.
Координация рук и пальцев на гитаре
Этот комплекс также не будет задействовать гитару.
Под метроном начните стучать по столу ладонью левой руки, попадая в бит. Правой же начинайте чертить на столе круги. После выполнения поменяйте руки местами.
Опять же, под метроном обеими руками одновременно начинайте чертить на столе квадрат – сначала синхронно, а потом – асинхронно.
Дотроньтесь каждым пальцем одной руки до большого пальца. Другая рука в это время делает то же самое, однако каждый палец дотрагивается до большого сразу два раза.
Усложните себе задание – и на каждой руке дотрагивайтесь разными пальцами для большого. Например, если на левой до него дотронулся мизинец, то на правой – безымянный, и так далее.
Одновременно сгибайте пальцы в центральной костяшке так, чтобы при этом не гнулись все остальные.
Положите указательный палец правой руки на большой левой и наоборот. Должна получиться этакая «восьмерка» из пальцев, при этом на правой руке пальцы будут перекрещены. Теперь плавно поменяйте позицию местами – левые пальцы должны быть перекрещены. Постепенно ускоряйтесь.
Тренировка для пальцев без гитары
Советы начинающим
Старайтесь заниматься каждый день, и за один тренировочный заход хотя бы по разу прогонять все гитарные упражнения. Делайте их в комплексе, и желательно – под один и тот же темп. Начинайте с малого количества ударов в минуту и постепенно наращивайте их. Не стоит сразу пытаться играть быстро – лучше сконцентрируйтесь на чистоте вашей игры и звукоизвлечения.
Источник
Скоростная медиаторная техника >Как совершить прорыв в скорости
Отработка пассажей на гитаре имеет много общего со спортивными тренировками, ведь она предполагает физические усилия, повторение и целенаправленное осуществление мышечных движений с целью постоянного развития.
Поэтому я хочу поделиться с вами секретом успеха спортсменов мирового класса, который поможет вам извлечь из занятий максимум пользы при минимальных временных затратах.
С его помощью вы также сможете преодолеть барьеры в скорости, которые удерживают вас от раскрытия вашего истинного технического потенциала.
Весь этот процесс можно описать научными словами и терминами вроде «стимулирование реакции адаптации» или «активация нейромышечных соединений», но суть очень проста. Если вы хотите научиться чисто играть какой-либо пассаж на скорости 105 ударов в минуту (см. упражнения в конце данной статьи, которые можно использовать в качестве примера), а в данный момент ваш предел 100 ударов в минуту, вы сможете достичь своей цели с помощью следующих шагов:
Повышаем скорость игры на гитаре
Шаг 1
Разминка, 60 процентов от максимума (60 ударов/мин): Играйте упражнение или этюд медленно и методично, используя метроном или драм-машину/программу. Стремитесь к расслабленным, экономичным движениям и четкой артикуляции. Повторяйте упражнение в течение одной минуты без остановок и пауз.
Шаг 2
Разминка, 85 процентов от максимума (85 ударов/мин): Сделайте минутную паузу. Затем увеличьте скорость и играйте упражнение в течение 45 секунд. Как и прежде, концентрируйтесь на чистоте, четкости и ощущении расслабленности. Добейтесь плавного и ровного звучания и полной синхронизации с метрономом.
Шаг 3
Разминка, 100 процентов от максимума (100 ударов/мин): Передохните минуту и повысьте скорость до первоначального максимума. Играйте упражнение так долго, как только сможете, не теряя четкости, артикуляции и звучания. Запишите, сколько вам удалось продержаться, и в следующий раз постарайтесь продержаться еще дольше. Многие гитаристы, играя на высоких для себя скоростях, начинают дышать неровно, поэтому обращайте внимание также и на дыхание (вдох через нос, выдох через рот). Продолжайте тренироваться до тех пор, пока вы не сможете продержаться как минимум 30 секунд.
Шаг 4
ПЕРЕГРУЗКА, 110 процентов от максимума (110 ударов/мин): К этому времени вы уже устанете и почувствуете жжение в мышцах предплечья, поэтому передохните минуту (но не более!), прежде чем повышать скорость. (Осторожно! Никогда не играйте через острую боль! Умеренное жжение и/или легкое утомление — это вполне нормально, но если вы чувствуете сильную боль, немедленно прекращайте занятие.)
Пока вы отдыхаете, установите темп на 110 ударов/мин и внимательно вслушайтесь в бит. Запомните и представьте себе самые сложные моменты пассажа, постарайтесь «услышать», как вы играете упражнение в этом темпе. Представляйте себе, что вы играете так же легко и четко, как и на предыдущих этапах. Начните играть упражнение в новом темпе и приложите все усилия к тому, чтобы не отстать.
Даже если вы поначалу не сможете играть ровно и ваша техника пострадает, сделайте все, чтобы продержаться 30 секунд,
Шаг 5
Новый максимум, 105 процентов от максимума (105 ударов/мин): Не делайте перерыва после предыдущего шага. Теперь вы сможете сыграть упражнение так же четко и расслабленно, как вы играли на шаге 3, но уже с новой скоростью!
Этой техникой следует пользоваться с осторожностью и только в том случае, если тренировки с постепенным повышением темпа больше не дают результата. Или же если вы хотите быстро расправиться с надоевшей фразой.
Попробуйте этот способ на своих любимых фразах и упражнениях, а также на упражнениях, приведенных в данной статье. Удачи!
Источник