Тайны нашего кино
В 1968 году в России на экраны телевизоров вышел психологический детектив «Ошибка резидента» Вениамина Дормана. Фильм о жизни советского разведчика стал настолько популярным, что впоследствии создатели картины сняли ещё три фильма-продолжения. Съёмки тетралогии растянулись почти на 20 лет. О том, как создавалась киносага о буднях «бойцов невидимого фронта», зрители узнают, посмотрев программу «Тайны нашего кино».
Считается, что такие фильмы правдиво отражают жизнь советского разведчика. Ещё бы! Ведь сценарий к фильму написали настоящие сотрудники КГБ. Правда, оба чекиста писали под псевдонимами. Владимир Петроченков представлен в титрах, как Востоков, а Олег Грибанов значится под фамилией Шмелёв. Предположительно, именно по его биографии и был снят сериал.
На главную роль – профессионального разведчика под агентурным псевдонимом «Надежда» был утверждён Георгий Жжёнов. Изначально он приезжает в страну Советов для подрыва обороноспособности государства. Но, в конце концов, раскаивается и начинает работать на разведку своей исторической родины. Герой Жжёнова становится в глазах зрителя национальным героем.
Ему не могли не верить. Хотя немногие тогда знали, сколько тягот пришлось перенести этому известному актёру. Он был дважды незаконно репрессирован. А вот его партнёром по съёмочной площадке стал Михаил Ножкин, уже успевший получить клеймо диссидента. За год до начала съёмочного процесса актёра уволили из Москонцерта, потому что он начал писать и исполнять куплеты о жизни в СССР. Этот инцидент, к счастью, не стал помехой для утверждения Ножкина на одну из главных ролей – «Бекаса». Хотя в те времена его могли не только отлучить от кино, но и поставить на учёт в соответствующих органах. Тем более, что при работе над этим фильмом актёров подвергали проверкам почти как агентов спецслужб. Досконально изучали их биографии. Михаилу Ножкину прямо во время съёмок даже пришлось пройти тест на детекторе лжи.
– Нам сделали муляжный макет детектора лжи, но пришли смотреть специалисты и ахнули: «Из какой-то фанеры? Разве так можно? Не пойдёт, не утверждаем. Нас же засмеют все разведки мира!». И я тут только узнал, что, оказывается, все самые лучшие фильмы о разведке и самые худшие – в обязательном порядке смотрят все разведки мира.
Сами съёмки проходили не только на киностудии имени Горького, но и в экспедициях, причём часто в режиме строжайшей секретности. Но съёмочная группа проникала на любые секретные объекты беспрепятственно. Ведь артистов повсюду сопровождали консультанты – действующие агенты спецслужб. Они отслеживали достоверность каждого кадра. А контрразведка КГБ СССР неоднократно использовала фильм в качестве учебного пособия для новичков.
Кстати, именно благодаря особой бдительности спецслужб, курировавших съёмочный процесс, был раскрыт настоящий шпион. Это произошло сразу после съёмок в Калининграде. А директор фильма «Ошибка резидента» Аркадий Кушлянский даже оказался в настоящей тюрьме. Правда, оказалось, что некоторые из артистов и сами имели прямое отношение к спецслужбам. Причём, ещё задолго до начала съёмок.
Рассказывает шеф-редактор программы «Тайны нашего кино» Юлия Микитенко:
– Элеонора Шашкова жила на Курилах с отцом в пограничном гарнизоне. И заботливый папа устроил дочь в штаб погранвойск. Где она работала в отделе разведки. А ещё изучила заочно стенографию и даже записывала допросы пойманных японских шпионов.
В фильме Шашкова сыграла жену Жжёнова. Правда, зритель больше знает актрису в роли другой жены и другого, не менее известного разведчика – Макса фон Штирлица (он же – полковник Максим Максимович Исаев). И именно Штирлиц помешал остаться Михаилу Тульеву самым популярным киноразведчиком. Резидент в исполнении Жжёнова занял второе место в списке любимых зрительских героев…
Почему во время съёмок в Бухаресте Леонид Ярмольник питался персиками? Как Евгений Герасимов оказался на территории Франции, не покидая пределов СССР? Зачем внуку Элеоноры Шашковой понадобилась фотография Георгия Жжёнова? Что заставило Михаила Ножкина отказаться от участия в продолжении фильма? Из-за чего Эве Киви не смогла связать свою жизнь с певцом и актёром Дином Ридом?
Источник
Гитара резидента судьба резидента
Здравствуйте! Разыскиваю музыкальную композицию из фильма «Ошибка резидента». Играла в машине во время прогулки Бекаса возле вражеского разведцентра. Может кто знает хотя бы исполнителя? А может, и вся подборка где-то есть? Помогите, пожалуйста!
Не помню этого момента, точнее музыку, которая в нем звучала. Есть только вот эта: Микаэл Таривердиев — Прелюдия из кф »Судьба Резидента»
Спасибо. Как же, как же — 24.56 второй серии: Бекас подходит к чорному мерсу и водила (продуманный такой) предлагает ему закурить.
Из машины доносится музыка, видимо по задумке — радио. играет инструменталка с джазовым уклоном — рояльчик и гитара. Раньше на нашем радио проходило как «концерт лёгкой музыки». Резануть отрывок пока не получается — неоткуда качнуть.
Переслушал имеющиеся композиции Берта Кампферта. Некоторые схожи, но не то. В те времена одновременно творили многие мастера со своими оркестрами. И к 1968 г у каждого по 3-4 винила уже было. Как в этой куче найти нужное, ума не приложу.
Как же, как же — 24.56 второй серии: Бекас подходит к чорному мерсу и водила (продуманный такой) предлагает ему закурить.
Из машины доносится музыка, видимо по задумке — радио. играет инструменталка с джазовым уклоном — рояльчик и гитара. Раньше на нашем радио проходило как «концерт лёгкой музыки». Резануть отрывок пока не получается — неоткуда качнуть.
Из к/ф «Ошибка резидента» (1968), 2-я серия
Из к/ф «Ошибка резидента» (1968), 2-я серия
Спасибо, Валера, именно об этом кусочке и речь. Поди теперь найди.
Источник
«Судьба резидента» — кто был прототипом главного героя известного шпионского фильма?
Известно, что цикл художественных фильмов о резиденте западной разведки, который был не только разоблачен, но и перевербован нашими сотрудниками спецслужб, был официальным заказом Комитета госбезопасности в Гостелерадио СССР. В конце шестидесятых перед новым руководством КГБ была поставлена задача сделать из этого грозного органа ведомство, которым бы советские люди гордились, а не боялись его как раньше.
Вторая цель этих фильмов — стать учебным пособием для будущих сотрудников комитета, а также средством для привлечения молодых и образованных людей к работе в этой службе.
Известно, что сценарии к циклу фильмов написали два бывших чекиста, каждый из которых имел свою непростую служебную карьеру.
Оба работали в контрразведке и оба были уволены со службы досрочно. И если биография Олега Шмелева (Грибанова) достаточно подробно описана, то по поводу другого автора – Владимира Востокова (Петроченкова) многое непонятно. Именно об этом я и хочу здесь написать.
Начнем с того, что подробно изложенная в этих сценариях история иностранного резидента говорит о том, что у главного героя скорее всего существовал конкретный прототип. А то, что история подана с мельчайшими подробностями его жизни и с детальным психологическим портретом, наводит на мысль, что автор произведения был знакомы с ним лично.
В связи с этим есть интересное предположение, которое высказал один из сотрудников киностудии имени Горького. Об этом было написано в 1987 году в газете «Аргументы и факты» в статье, приуроченной к годовщине смерти Владимира Востокова. В частности, он заявил, что прототипом Михаила Тульева был сам Владимир Востоков, или Владимир Петроченков, если отбросить его литературный псевдоним. И приводились интересные доводы, о которых я и хочу вам здесь рассказать.
Во-первых, известно, что именно он был основным автором, а Олег Михайлович Шмелев (Грибанов) был соавтором при написании сценариев для всех фильмов о Тульеве. И это несмотря на то, что везде первой указывалась фамилия Шмелева.
Во-вторых, известные факты из биографии Петроченкова не очень вяжутся с тем образом, о котором рассказывали люди, знавшие его лично.
По официальной версии Владимир Владимирович Петроченков родился в деревенской семье недалеко от Чернигова в 1915 году. Имеет образование школьного учителя после окончания Ростовского педагогического института в 1938 году. Но при этом знавшие его люди утверждают, что Петроченков в совершенстве знал несколько языков, был крайне эрудированным и образованным человеком, и обладал редкими знаниями, которые не могли быть получены в советской школе и в провинциальном институте.
Странно выглядит и его официальный послужной список. В НКВД он работал с 1939 года. Во время войны проходил службу в контрразведке тихоокеанского флота в звании майора, и позже уволился из органов в звании полковника госбезопасности. Имеет вполне типичные награды для фронтовых контрразведчиков тех лет. Ничего не известно о его послевоенной службе. Даже нет данных о дате его увольнения из органов. Хотя, судя по званию, это произошло еще в конце 50-х.
В дальнейшем его имя всплывало лишь в литературных трудах, как автора детективов, в которых он демонстрировал не только глубокие знания работы советских спецслужб, но и детальные особенности работы иностранных разведок уже в послевоенные годы.
И последняя деталь, которая пока никак не может быть объяснена. По информации от людей, знавших его лично, он отлично говорил на французском языке, хотя в пединституте и в школе изучал только немецкий язык, которым, кстати, он тоже неплохо владел. Появляется вполне законный вопрос – когда и где он мог так хорошо изучить французский язык? Причем языками он владел уже в конце пятидесятых, когда ему самому было чуть-чуть за сорок. Если, конечно, верить его официальной биографии и официальной дате рождения.
А именно на это я и намекаю. Например, как рассказывали его знакомые, он очень любил виски и предпочитал этот напиток всем другим. И что еще более удивительно, у него дома в московской квартире всегда была бутылка виски его любимой шотландской марки. И это речь идет о 60-70-х годах. Откуда у русского мужика деревенского происхождения такие пристрастия, и откуда такие возможности в СССР тех лет, когда виски не продавали даже в валютных магазинах «Березка»?
Еще один штрих к его портрету. У обычного офицера-отставника был бессрочный пропуск в основное здание КГБ на Лубянке, где он нередко бывал. Складывая все эти детали в единую схему, невольно приходишь к мысли, что его официальная биография , не более чем одна из его рабочих легенд. И что на самом деле, этот Петроченков-Востоков куда более загадочная фигура, чем нам её официально преподносят. Хотя под этом этим именем он был женат и имел детей (позже рядом с ним был похоронен его сын Юрий).
И еще последнее интересное наблюдение. В открытом доступе существует всего одно (!) изображение Владимира Владимировича Петроченкова, которое взято с памятника на его могиле. Других изображений этого человека я так и не смог нигде найти. И это у автора многих популярных детективов, неоднократно опубликованных в нашей стране. Не слишком ли много секретности для отставного полковника госбезопасности?
Источник
Гитара резидента судьба резидента
Год: 1968
Страна: СССР
Режиссер: Вениамин Дорман
Сценарий: Олег Шмелев, Владимир Востоков
Оператор: Михаил Гойхберг
Композитор: Микаэл Таривердиев
Художник: Людмила Безсмертнова
Жанр: детектив, боевик, приключения
В ролях: Георгий Жжёнов, Михаил Ножкин, Олег Жаков, Ефим Копелян, Элеонора Шашкова, Владимир Гусев, Ирина Мирошниченко, Вадим Захарченко, Николай Прокопович, Николай Граббе и др.
Время: 134 мин. / 02:14
Серий: 2
Сюжет:
Опытный разведчик с большим международным стажем, сын русского эмигранта графа Тульева, направлен в Россию на выполнение очень сложного и рискованного задания, имеющего прямое отношение к атомному промышленному комплексу. Но он допускает роковую ощибку.
Год: 1970
Страна: СССР
Режиссер: Вениамин Дорман
Сценарий: Олег Шмелев, Владимир Востоков
Оператор: Михаил Гойхберг
Композитор: Микаэл Таривердиев
Художник: Людмила Безсмертнова, Мариам Быховская
Жанр: детектив, боевик, приключения
В ролях: Георгий Жжёнов, Михаил Ножкин, Андрей Вертоградов, Ефим Копелян, Ростислав Плятт, Николай Прокопович, Николай Граббе, Жанна Болотова, Ээве Киви, Элеонора Шашкова и др.
Время: 148 мин. / 02:28
Серий: 2
Сюжет:
Продолжение фильма «Ошибка резидента». Советские контрразведчики решают не прекращать «игру» с противником и используют помощь перевербованного шпиона Тульева, находящегося в заключении. В западный разведцентр вновь идут шифровки за подписью «Надежда»…
Год: 1982
Страна: СССР
Режиссер: Вениамин Дорман
Сценарий: Олег Шмелев, Владимир Востоков
Оператор: Вадим Корнильев
Композитор: Микаэл Таривердиев
Художник: Марк Горелик
Жанр: детектив, боевик, приключения
В ролях: Георгий Жжёнов, Пётр Вельяминов, Леонид Броневой, Борис Химичев, Ирен Азер, Евгений Киндинов, Вадим Захарченко, Николай Прокопович, Любовь Соколова, Николай Граббе и др.
Время: 129 мин. / 02:09
Серий: 2
Сюжет:
Продолжение рассказа об операции советской контрразведки, начатого в фильмах «Ошибка резидента» и «Судьба резидента». Серьёзнейшей проверке подвергают «хозяева» своего агента Тульева, побывавшего «в лапах» КГБ. Ему так и не удается до конца убедить их в своей преданности и действовать приходится зачастую с огромным риском. Но пока его «фильтруют», Тульев добывает ценные сведения, ему удается предотвратить диверсионную акцию западных спецслужб и арестовать нацистского преступника.
Год: 1986
Страна: СССР
Режиссер: Вениамин Дорман
Сценарий: Олег Шмелев, Владимир Востоков
Оператор: Вадим Корнильев
Композитор: Микаэл Таривердиев
Художник: Марк Горелик
Жанр: детектив, боевик, приключения
В ролях: Георгий Жжёнов, Пётр Вельяминов, Николай Прокопович, Леонид Броневой, Евгений Герасимов, Ирен Азер, Евгений Киндинов, Александр Граве, Ирина Розанова, Юлия Жженова и др.
Время: 144 мин. / 02:24
Серий: 2
Сюжет:
Заключительная, четвертая часть тетралогии о разведчиках. Перед тем, как операция «Резидент», длившаяся 15 лет, окончательно завершится в нашу пользу, империалисты решаются на страшное злодеяние: посылают матерого диверсанта Брокмана убить изобретателя сверхсекретного противоракетного оружия Нестерова…
две серии «Ошибка резидента», потом две серии «Судьба резидента», первая история была в жизни, чтоб вы знали, один к одному, я знал людей, кого я играл. На самом деле всё было, поэтому это интересно, это ничего не придумано, вся ситуация была в середине 50-х годов в России. Вторая, она уже собирательная, она интересная, но она уже компоновка фактов и событий. А третья, теперь я уж скажу. Третья — я отказался играть. «Возвращение», да, я отказался, я посмотрел, там нечего было делать, Бекас там болтался в проруби. Знаете, я говорю, давайте я бескорыстно помогу что-то сделать, я же всё-таки литератор, поэт, я писатель, всё-таки моя профессия, я говорю, не из-за себя, если герой уже заявлен, он должен что-то делать. Или его не надо вообще, я не обижусь. Меня поставили в такое положение, мне сценарий не давали до запуска фильма, говорили — да, да, сейчас, сейчас, мы уже запустили. Я пришёл, говорю — нет, ребята, дело, слово дороже всего. И я отказался, меня кто-то там заменил. |
крутой боевик, сегодняшний день, но не столько продолжение даже фильма, ситуации, а продожение героя, прошли эти тяжёлые годы, а Бекас как пахал на отечество, так и пашет до сих пор, пока ещё кое-что может делать. И он работает. Крутой, серьёзный боевик написан, вопрос просто денег. |
только Мирошниченко готовила шашлык возле берёзок и всё, и то непонятно, кто это. |
Не хватило метража, что меня тоже в какой-то степени огорчило. |
Интересное кино получается.
Тульев — Жженов, Бекас — Ножкин, Дембович — Жаков.
Вот этому трио низкий поклон, огромное спасибо артистам. Как натуралистично сыграно, как правдоподобно показано, как в жизни, а не из пальца высосанное чтиво. И этот фильм из далёкого 1968 года! Умели ведь, могли! А сейчас увы, бездари одни.
Двухсерийный фильм «Ошибка резидента» ни в чем не уступает аналогам западного кино, а может даже превосходит их? Ну честно, классное кино — глаз не оторвать. Действие картины развивается постепенно, и с каждым разом страсти только накаляются, конфликт усугубляется, сюжет набирает обороты словно катящийся снежный ком. Больше всего переживаешь за молодого Бекаса, который всё на лету схватывает, при этом гитары из рук не выпускает и песни задушевные поёт.
Вот только не известно насколько данный фильм далёк от истины, и романтизирует ли он образ шпиона-разведчика.
Хорошо это или плохо трудно сказать.
Больше всего переживаешь за молодого Бекаса, который всё на лету схватывает, при этом гитары из рук не выпускает и песни задушевные поёт.
Вот только не известно насколько данный фильм далёк от истины, и романтизирует ли он образ шпиона-разведчика.
Хорошо это или плохо трудно сказать.
Да, Бекас — особенно в 1 фильме — замечательный) Мне кажется, его образ не романтизирован. Он не юноша юноша уже. Хоть в фильме говорится, кажется, что ему 30, на самом деле актеру Ножкину было меньше лет. Бекас уже достаточно опытен и обладает превосходными качествами. О его способности перевоплощаться из Синицина в Бекаса и обратно уже упоминалось. Но человека специально готовили, подходящего. А вот когда он случайно попадает «туда» и проходит полиграф, эту «музыкальную шкатулку» — такой ум, сила воли, умение владеть собой.
Ну, а про героя Жженова в 1 фильме, при всей моей любви к актеру, скажу, как он ужасен. Какая уж тут романтика. Повторюсь: только с героем Жакова он так циничен, доводит его до самоубийства. А как с «сестренкой» разговаривает по телефону: ах, ты моя хорошая) Нашлась. И тут же отдает приказ ее убить. Легко так. А потом слова красивые говорит любимой. Хоть и полюбил он искренно, это его не оправдывает. И ее задействует в своих целях. Только после гибели отца он изменился. Но планов своих сооовсем не собирался менять.
А вот во 2 фильме, «Судьба резидента», он уже другой. Эта «жженовская» мягкость, приятный тембр голоса». Он размышляет. Принимает решение.
Так что романтики здесь не вижу. Рассказывали, что Юлиан Семенов общался с такими людьми, т.е. с разведчиками, и ему очень нравились их профессиональные качества.
У Бекаса они присутствуют. И у героя Жженова, Зарокова-Тульева, тоже.
Мне кажется, образ Штирлица романтизирован. Но как где-то говорилось о фильме, по сути — здесь больше судьба самого человека. Поэтому его до сих пор смотрят и смотрят. И я при случае посмотрю еще. Странное дело: много раз смотрю, периодически — не «засматривается». Хотя все же любой фильм можно «засмотреть».
А эти 2 фильма -«Ошибка резидента» и «Судьба резидента» — смотрела много раз. Но с середины не начну. Глаз не хочу замыливать)
Источник