- Резонаторная гитара (добро)
- Устройство
- Строй
- Использование
- Гитара резонатор своими руками
- Резонаторные гитары – от создания до современности
- Особенности
- Виды и их звучание
- Производители
- Как играть?
- Гитара добро своими руками
- Гитары >Сам себе мастер: самодельная гитара Pizza Dobro
- Резонаторные гитары – от создания до современности
- Особенности
- Виды и их звучание
- Производители
- Как играть?
- Гитара добро своими руками
Резонаторная гитара (добро)
В начале XX века американские предприниматели словацкого происхождения братья Допера изобрели новый вид гитары. Модель решала проблему сдержанности в плане громкости и сразу заинтересовала участников биг-бэндов, рок-музыкантов и исполнителей блюза. Она получила название «Dobro» по первым буквам фамилии изобретателей и окончанию «bro», что указывало на их общее участие в создании – «brothers» («братья»). Позднее все гитары этого типа стали называться «добро».
Устройство
Шестиструнная гитара братьев Допера конструктивно отличается наличием внутри корпуса алюминиевого конус-диффузора, а также другими элементами устройства:
- гриф может быть обычным или квадратным с высоко поднятыми струнами;
- все струны инструмента металлические;
- по обе стороны грифа на корпусе всегда два отверстия;
- длина около 1 метра;
- корпус комбинированный из дерева и пластика или полностью металлический;
- количество резонаторов от 1 до 5.
Акустические свойства пришлись по вкусу музыкантам. У новой конструкции появился более выразительный тембр, звучание стало громким. На верхнюю деку производитель поместил металлическую крышку с отверстиями. Она не только усиливала звук, но и сделала звучание басов ярким, насыщенным.
Строй
Резонаторные гитары настраиваются с шестой струны. В зависимости от стиля игры, используется открытый или слайдовый строй. Open high применяется в кантри и блюзе. В этом строе две верхние струны звучат в «соль» и «си» – G-B-D-G-B-D, а в Open low 6-я и 5-я струна соответствуют звукам «ре» и «соль». Диапазон звучания резонаторной гитары в пределах трех октав.
Использование
Расцвет инструмента пришелся на первую половину прошлого века. Очень быстро его выместила электрогитара. Наибольшей популярностью добро пользовалась у гавайских музыкантов. Массовое обращение к инструменту с резонатором пришлось на 80-е.
Сегодня устройство активно используют американские и аргентинские фолк-, кантри-, блюз- исполнители, которым требуется прозрачный звук, реализация сложных обертонов и большой сустейн. Прекрасное, выразительное звучание позволяет использовать модель в ансамблях, группах, для аккомпанемента и соло.
В России добро не прижилась, число инструменталистов, отдающих предпочтение резонаторной гитаре, невелико. Среди самых известных фронтмен группы «ГрАссМейстер» Андрей Шепелев. Нередко в своих концертах и для написания песен ее использует Александр Розенбаум.
Источник
Гитара резонатор своими руками
Резонаторная гитара появилась из модификации обычной фолк-гитары для усиления звучания гитары в небольших сельских оркестрах. Родина ее конечно США, южные штаты — там, где сильны традиции фолк-музыки. Гитара эта сразу полюбилась блюзменам, особенно часто на ней играют именно слайдом. Можно увидеть резонаторную гитару у многих рок-звезд первой величины: у Дилана, Марка Нопфлера, Эрика Клептона, Питера Таушенда. Металлический резонаторный диск, или несколько дисков вставляются в отверстия в деревянной передней деки, обычно ставится специальный струнодержатель как на джазовых гитарах (арктопах) или банджо. Он тоже металлический в отличии от деревянной подставки как обычно. Иногда верхняя дека делается целиком из металла — тонколистовой меди, латуни или стали. Сейчас купить хорошую резонаторную гитару не просто в нашей стране. Их не заказывают сетевики потому как они мало известны у музыкантов и считается, что они подходят только под блюз (что не совсем так). Встречаются дорогие и некачественные китайские поделки, которые тихо и невнятно звучат, имеют дефекты в строении грифа. Поэтому лучше изготовить резонаторную гитару самому.
Самое сложное — изготовить сам резонаторный диск. Понадобятся ножницы по металлу, дрель, лобзик, небольшие болты с гайками. Материал для диска нужно тщательно подобрать. Заготовка из листа меди, латуни или стали не должна быть слишком толстой или тонкой. С толстой будет сложнее работать, тонкая не выдержит натяжение струн на прикрепленном к ней струнодержателе. Гитару советую использовать дешевую советскую из фанеры (как не странно — но они довольно звонкие и имеют неплохие басы), в случае ошибки в расчетах и изготовлении — потери не будут затратны и можно всегда достать другую. В передней деке сверлится круглое отверстие под размеры резонатора, оставляются обязательно края — чтобы на них закрепить резонатор при помощи болтов и гаек. Шурупы не годятся! Толщина краев от одного миллиметра фанеры. Конструкция должна выдерживать натяжение металлических струн толщиной № 10-12. Лучше струнодержатель сразу прикрепить к резонатору (измерив предварительно параметры крепления прежнего — чтобы не «уползла» мензура гитары). В резонаторном диске можно сделать произвольно отверстия любой формы и щели для лучшей циркуляции звуковой волны. Но не увлекайтесь. После монтажа резонатора со струнодержателем проверьте крепления, натяните струны и попробуйте поиграть. Высота струн над грифом зависит от струнодержателя и высоты подставки. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ: РАБОТАЙТЕ В ТОЛСТЫХ РУКАВИЦАХ, ОЧКАХ, ОБРАБАТЫВАЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРИКРЕПЛЯЙТЕ К СТОЛУ ПРИ ПОМОЩИ ТИСКОВ И ЗАЖИМОВ, ПРИ МЕХАНИЧЕСКОЙ РАСПИЛКЕ МЕТАЛЛА ЛОБЗИКОМ ТРЕБУЕТСЯ СМАЗАТЬ КРАЯ РАСПИЛА МАШИННЫМ МАСЛОМ В КАЧЕСТВЕ ЗАЩИТЫ ОТ ИЗЛИШНЕГО ТРЕНИЯ, ИСКР, МЕЛКИХ ЗАУСЕНЦЕВ.
Желаю удачи! В случае успеха вы становитесь обладателем аналога инструмента, цена которого 15-20 т.р.
Источник
Резонаторные гитары – от создания до современности
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Плохи те музыканты, которые не знают максимально глубоко все возможные инструменты и их значение. Даже тем, кто не собирается играть непосредственно на резонаторных гитарах, следует разобраться, какова их история от создания до современности, и каковы особенности музыкального инструмента «Добро». Тем же, кто собирается их осваивать, нужно будет ещё ознакомиться с перечнем производителей и с описанием техники игры.
Особенности
Резонаторная гитара появилась в далёком 1925 году. Её создатели решали всего лишь одну актуальную тогда задачу — как сделать инструмент погромче. Как раз в «ревущие двадцатые» набрали популярность биг-бэнды, в которых гитару объединяли с духовыми инструментами. Конечно, громкая и звонкая медь легко подавляла струнную «напарницу». Электрогитары находились тогда ещё в зачаточном состоянии, были большой и дорогой редкостью, а конструкторы не умели поначалу справляться со многими проблемами.
Поэтому пришлось искать альтернативный выход, и он был найден в использовании уже тогда прекрасно известного инженерам явления резонанса. В отличие от электрифицированной генерации звука, отсутствовали:
другие паразитные шумы, бывшие неизменными спутниками ранних электрогитар.
Резонаторные системы не просто делали звучание громче – они кардинально влияли на его тембр. Ничего удивительного — такие инструменты сначала делали частично из металла, а потом и вовсе перешли на цельнометаллические варианты.
Подобное решение быстро оценили профессиональные исполнители из самых разных жанров. Впервые они получили столь удобный, громкий и универсальный инструмент.
А вот изготовители не могли существовать в мире и согласии. Они старались делить образовавшийся перспективный рынок, скупали и «поглощали» друг друга. Не обошлось дело и без скандальных судебных процессов относительно авторства отдельных усовершенствований. И всё же за минувшие 95 лет резонаторная гитара на деле доказала своё право на жизнь; она послужит ещё не одному поколению музыкантов.
Виды и их звучание
Самый ранний музыкальный инструмент с резонирующим компонентом относился к типу «Трикон». На подобных гитарах, выпущенных в конце 1920-х, уже можно было регулировать бридж. Характерная особенность — три конусовидных резонатора, производившихся из качественного алюминиевого сплава. Всё изменилось, когда в 1928-м на рынке появляется новая фирма «Добро». Её организатор Джон Допиера раньше работал в другой гитарной компании, и название своего проекта выбрал не случайно.
Оно было сокращением от слов Dopreya Brothers – и именно вместе со своим братом основатель подготовил модернизированное изделие. Кроме понятного для англоязычных смысла, тут содержится отсылка к словацкому слову «добро», которое имеет то же толкование, что и в русском языке. Вскоре братья представили гитару с одним резонатором выгнутой формы. Позже их компания и только что оставленная ими National слились в одну и объединили производство. В это время и позднее появился целый ряд оригинальных конструктивных решений.
Визуально отличить резонаторную гитару от простой акустической, особенно неспециалистам, вряд ли получится. Она обеспечивает не слишком широкий разброс тональностей — максимум 3 октавы.
Но всё же возможности инструмента достаточны даже для сложных отыгрышей. Количество резонаторов варьируется от 1 до 5, причём однорезонаторная схема — классическое исполнение «Добро». Отверстий, расположенных по обе стороны грифа, всегда 2; гитары различают по материалу корпуса, но всё же это в основном комбинация дерева и пластика, длина инструмента в среднем около 1 м, иногда чуть крупнее.
Производители
Сейчас одним из лидеров в этом сегменте рынка является компания National Guitars, появившаяся в 1989-м. Эта калифорнийская фирма активно применяет станки с числовым управлением. Однако в её производственном процессе содержится большое количество тонких ручных операций. Изготовитель успешно воссоздал целый ряд моделей, выпускавшихся в прошлые десятилетия. При этом модели существенно модернизированы, улучшено их звучание по сравнению со старыми прообразами.
Теперь в линейке National Guitars присутствует и ряд производимых по лицензии изделий типа «Добро». Стоимость начинается примерно от 3000 условных единиц. Она увеличивается в зависимости:
от типов отделки;
Качественные резонаторные гитары также поставляют бренды:
Экономия возможна, если выбирать модели:
знаменитой фирмы Dobro;
Как играть?
Резонаторная гитара подразумевает игру как и на других металлических гитарах — её держат на коленях. Если гриф имеет квадратную форму, инструмент настраивают на высокий строй. Модификации с круглым грифом имеют несколько меньшее разнообразие настроек, чем их квадратные аналоги. Дело в том, что они не могут обеспечить столь же сильного натягивания струн. В музыкальном подходе мятлика на резонаторной гитаре нужно играть жёстким синкопированным способом; манипулируют при этом тремя пальцами.
В музыке кантри такой инструмент тоже проявляет себя неплохо.
Гитаристы, увлечённые блюзом, используют стандартную гитарную позицию. Гриф при этом ориентируют в сторону от музыканта. Гитары классического типа «Добро» позволяют играть кантри и блюграсс. Для этого предназначен открытый строй Open G.
Настроить струны можно:
как у простого шестиструнного инструмента;
по методике E-Dur;
на классический слайдовый формат G-Dur.
Придавливать струны к поверхности грифа придётся при помощи слайда – так называют стальную трубочку, которая нанизывается на палец правой руки. Другие пальцы используют для медиаторов. Любопытно, что стандартный строй идеально соответствует строю семиструнной гитары, принятой в России. Наиболее толстые струны принято настраивать на ноты G, B.
Источник
Гитара добро своими руками
Гитары >Сам себе мастер: самодельная гитара Pizza Dobro
Обе гитары считаются легендарными — на них создавалась гениальная музыка. И обе гитары выглядят так, будто их чем-то сильно били, пилили, отрывали части и вообще всячески издевались. А все потому, что для великих музыкантов гитара — это инструмент, который можно переделывать и усовершенствовать. Ведь музыкант всегда находится в процессе поиска своего звука.
Я, как подобает крутым музыкантам, тоже переделал, усовершенствовал и испортил страшное количество старых гитар. Больше, чем у многих вообще есть. Свои творения я использовал на концертах, для записи. Они же вдохновляли меня на создание новых инструментов.
Одна из моих гитар называется Pizza Dobro.
Гитара Pizza Dobro сделана из разных частей и штуковин, которые я собрал за многие годы, включая сковороду для пиццы:
· Корпус взят из Teisco ET-200 шестидесятых годов. Обожаю эту форму!
· Укороченный гриф принадлежал поломанной детской гитаре First Act.
· Гитара Pizza Dobro так называется, потому что я вмонтировал в нее, вы не поверите, сковороду для пиццы.
Получилась такая странная версия инструмента добро. Я просто взял и вырезал в середине корпуса отверстие и вставил сковороду. Задняя крышка сделана из крышки обычной коробочки для сигарет. И у меня нет беспокойств, что корпус может прогнуться — он сделан из промышленного ДСП.
· Бридж я сделал из железной ручки от чего-то, а большой болт, который я купил на блошином рынке, служит струнодержателем.
· Звукосниматель — старый сингл фирмы C.B.Gitty, прямо по верху от него идет шнур к гнезду.
Гитара настроена на сумасшедший строй A, D, A, F#, A. Внешне гитара похожа на банджо. Она звучит довольно мягко, я считаю, этот инструмент прекрасно подходит для блюза.
Моя Pizza Dobro — гитара со своим характером, уникальный инструмент. Возможно, кому-то он покажется смешным, но я буду ее хранить. Возможно, мои внуки даже будут драться за нее при разделе имущества, после моей смерти. Шучу.
Никогда не рассматривала варианты самодельных гитар. Усовершенствование каких-то отдельных элементов еще понятно. Но, полностью гитару. Хотя и не люблю это слово, но это КРУТО. Интересно, как появилась идея применения сковороды для пиццы.
Самодельная гитара — это круто. У меня её точно не будет, руки не из того места растут. Но людей делающих «свои» инструменты я уважаю.
Гитаристы удивительные люди! Мне понравилась Ваша гитара с вкусным названием «Pizza Dobro». Звучит интересно.
Крутая самодельная гитара!
Моя мечта — самодельная электрогитара! Сейчас собираю материал, чертежи для этого. Скоро начну, потом результат вам пришлю.
Всё замечательно. Только у Вас бридж из болта, а струнодержатель из какой-то ручки, а не наоборот )))
Теперь точно у меня появится самодельная Добро. Вы меня вдохновили! Вот достойное занятие вечерами деду с двумя внуками… Спасибо, Автор!
Резонаторные гитары – от создания до современности
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Плохи те музыканты, которые не знают максимально глубоко все возможные инструменты и их значение. Даже тем, кто не собирается играть непосредственно на резонаторных гитарах, следует разобраться, какова их история от создания до современности, и каковы особенности музыкального инструмента «Добро». Тем же, кто собирается их осваивать, нужно будет ещё ознакомиться с перечнем производителей и с описанием техники игры.
Особенности
Резонаторная гитара появилась в далёком 1925 году. Её создатели решали всего лишь одну актуальную тогда задачу — как сделать инструмент погромче. Как раз в «ревущие двадцатые» набрали популярность биг-бэнды, в которых гитару объединяли с духовыми инструментами. Конечно, громкая и звонкая медь легко подавляла струнную «напарницу». Электрогитары находились тогда ещё в зачаточном состоянии, были большой и дорогой редкостью, а конструкторы не умели поначалу справляться со многими проблемами.
Поэтому пришлось искать альтернативный выход, и он был найден в использовании уже тогда прекрасно известного инженерам явления резонанса. В отличие от электрифицированной генерации звука, отсутствовали:
другие паразитные шумы, бывшие неизменными спутниками ранних электрогитар.
Резонаторные системы не просто делали звучание громче – они кардинально влияли на его тембр. Ничего удивительного — такие инструменты сначала делали частично из металла, а потом и вовсе перешли на цельнометаллические варианты.
Подобное решение быстро оценили профессиональные исполнители из самых разных жанров. Впервые они получили столь удобный, громкий и универсальный инструмент.
А вот изготовители не могли существовать в мире и согласии. Они старались делить образовавшийся перспективный рынок, скупали и «поглощали» друг друга. Не обошлось дело и без скандальных судебных процессов относительно авторства отдельных усовершенствований. И всё же за минувшие 95 лет резонаторная гитара на деле доказала своё право на жизнь; она послужит ещё не одному поколению музыкантов.
Виды и их звучание
Самый ранний музыкальный инструмент с резонирующим компонентом относился к типу «Трикон». На подобных гитарах, выпущенных в конце 1920-х, уже можно было регулировать бридж. Характерная особенность — три конусовидных резонатора, производившихся из качественного алюминиевого сплава. Всё изменилось, когда в 1928-м на рынке появляется новая фирма «Добро». Её организатор Джон Допиера раньше работал в другой гитарной компании, и название своего проекта выбрал не случайно.
Оно было сокращением от слов Dopreya Brothers – и именно вместе со своим братом основатель подготовил модернизированное изделие. Кроме понятного для англоязычных смысла, тут содержится отсылка к словацкому слову «добро», которое имеет то же толкование, что и в русском языке. Вскоре братья представили гитару с одним резонатором выгнутой формы. Позже их компания и только что оставленная ими National слились в одну и объединили производство. В это время и позднее появился целый ряд оригинальных конструктивных решений.
Визуально отличить резонаторную гитару от простой акустической, особенно неспециалистам, вряд ли получится. Она обеспечивает не слишком широкий разброс тональностей — максимум 3 октавы.
Но всё же возможности инструмента достаточны даже для сложных отыгрышей. Количество резонаторов варьируется от 1 до 5, причём однорезонаторная схема — классическое исполнение «Добро». Отверстий, расположенных по обе стороны грифа, всегда 2; гитары различают по материалу корпуса, но всё же это в основном комбинация дерева и пластика, длина инструмента в среднем около 1 м, иногда чуть крупнее.
Производители
Сейчас одним из лидеров в этом сегменте рынка является компания National Guitars, появившаяся в 1989-м. Эта калифорнийская фирма активно применяет станки с числовым управлением. Однако в её производственном процессе содержится большое количество тонких ручных операций. Изготовитель успешно воссоздал целый ряд моделей, выпускавшихся в прошлые десятилетия. При этом модели существенно модернизированы, улучшено их звучание по сравнению со старыми прообразами.
Теперь в линейке National Guitars присутствует и ряд производимых по лицензии изделий типа «Добро». Стоимость начинается примерно от 3000 условных единиц. Она увеличивается в зависимости:
Качественные резонаторные гитары также поставляют бренды:
Экономия возможна, если выбирать модели:
знаменитой фирмы Dobro;
Как играть?
Резонаторная гитара подразумевает игру как и на других металлических гитарах — её держат на коленях. Если гриф имеет квадратную форму, инструмент настраивают на высокий строй. Модификации с круглым грифом имеют несколько меньшее разнообразие настроек, чем их квадратные аналоги. Дело в том, что они не могут обеспечить столь же сильного натягивания струн. В музыкальном подходе мятлика на резонаторной гитаре нужно играть жёстким синкопированным способом; манипулируют при этом тремя пальцами.
В музыке кантри такой инструмент тоже проявляет себя неплохо.
Гитаристы, увлечённые блюзом, используют стандартную гитарную позицию. Гриф при этом ориентируют в сторону от музыканта. Гитары классического типа «Добро» позволяют играть кантри и блюграсс. Для этого предназначен открытый строй Open G.
Настроить струны можно:
как у простого шестиструнного инструмента;
на классический слайдовый формат G-Dur.
Придавливать струны к поверхности грифа придётся при помощи слайда – так называют стальную трубочку, которая нанизывается на палец правой руки. Другие пальцы используют для медиаторов. Любопытно, что стандартный строй идеально соответствует строю семиструнной гитары, принятой в России. Наиболее толстые струны принято настраивать на ноты G, B.
Гитара добро своими руками
В этой статье хочется поговорить с человеком, кто беспредельно предан музыке, влюбленному в свою необычную слайд-гитару. Я надеюсь, что эту любовь, ту доброту которую несет в своем сердце Андрей Шепелев читатель почувствует даже, не слыша его музыки, через эти страницы…
Краткая биографическая справка:
Андрей Шепелев родился Москве. Начал учиться на гитаре в 10 лет. Окончил Московский архитектурный институт (учился в одно время с Андреем Макаревичем и Алексеем Романовым). Параллельно учился в джазовой студии ДК «Москворечье».
В 1977-м году увлекся игрой на пятиструнном банджо.
Профессиональную карьеру начинал в легендарном Утесовском оркестре, исполняя два сольных номера на банджо во втором отделении концертной программы. Позже выступал в группах «Орнамент» и «Интеграл».
Андрей Шепелев человек, собравший вокруг себя музыкантов, которые позже стали называться группой «Кукуруза».
Автор многих песен репертуара Кукурузы, которые популярны и узнаваемы не только в России, но и в Америке.
После 20 лет игры на банджо, освоил новый инструмент добро, который в настоящее время для него стал основным.
Член BMI с 1993 года. В США издано более 15 его произведений.
Преподавал в Теннеси банджо институте курс 5-ти струнного банджо.
Как сессионный музыкант участвовал в записи альбомов групп: «ДДТ», «Машина времени», «Браво», «Блестящие», «Антропология» и др.
Участвовал в записи альбомов: Жанны Бичевской, Валерия Меладзе, Александра Шевченко, Андрея Баранова и многих-многих других.
Организатор и руководитель группы ГрАссМейстер, с которой выступает по сегодняшний день.
В 1994-м году по итогам года группа ГрАссМейстер получила премию Правительства России в области качества.
Андрей! Когда ты впервые взял добро инструмент в руки?
До середины 70-х я как и большинство моих ровесников, увлекался Битлами, гитарой и рок-н-роллом. Во дворе, в школе и в институте мы играли музыку своих кумиров и пытались сочинять собственные песни. Интересно было все, что имело к этому отношение.
Примерно в 1975 году я услышал альбом, который перевернул всю мою жизнь. Это Eric Weissberg & Deliverans «Rural Free Delivery». К тому времени, как мне казалось, у меня был некоторый опыт в музицировании, меня увлекали вещи, в которых были сложные гармонии, замысловатые ритмы и т.д. Я даже поступил в Московскую джазовую студию «ДК Замоскворечье». Этот альбом меня потряс тем, что вся музыка, которая там звучала, игралась на трех аккордах!
Долгие годы я изучал этот инструмент, собирал всю возможную информацию о нем, записи и нотную литературу, которую достать в России было крайне трудно. 15 лет было отдано 5 струнному банджо. Можно сказать, что итогом этого стало приглашение в Теннесси банджо институт в качестве преподавателя. Это были мастер-классы в номинации: использование банджо в рок музыке. Что интересно, именно там я встретился с тем самым Эриком Вейсбергом. Как интересно замкнулся круг!
Играя на банджо, я с возрастающим интересом изучал добро. В конце – концов добро стало главным моим инструментом. Позже, из разговоров с разными музыкантами, я понял, что в этом есть закономерность – не я один перешел с 5 струнного банджо на добро.
В те времена, когда у меня не было настоящего добро, я играл на переделанной для этих целей акустической гитаре. Моя первая профессиональная запись на фирме «Мелодия» была сделана на этом инструменте. Это альбом «Фокусник» группы «Кукуруза» 1987г. Впервые настоящее добро у меня появилось спустя 8 лет, после того, как я впервые начал играть этой техникой вот на той самой переделанной гитаре. В середине 90-х у меня появилось настоящее добро фирмы Original Dobro Company, которое я использовал в концертах вместе с банджо.
Каковы, на твой взгляд, основные сложности освоения этого столь экзотичной «гитары»?
Техника игры на этом инструменте имеет целый ряд особенностей:
Во-вторых, на пальцы правой руки надеваются специальные медиаторы, мы их называем «когти». К ним тоже нужно привыкнуть. Требуется некоторое время для того, что бы научиться через них чувствовать струны. Лично у меня это не вызывало никаких затруднений, т.к. я уже долгое время играл на банджо, где используются точно такие же когти и похожая техника.
В чем же секрет звука? Ведь добро имеет какой-то собственный, непохожий ни на что характер звучания! Да, как настраивается данный инструмент?
Хорошее добро имеет очень яркий и впечатляющий звук. Причиной тому является специальный резонатор, именно он сообщает инструменту этот неповторимый, завораживающий тембр, который привлекает музыкантов разных стилей. Гитары с таким резонатором называются «Резофоник гитары».
Если можно поподробнее. Откуда пошли эти гитары, кто вообще основатель данной техники игры?
Так же, как невозможно узнать имя изобретателя колеса, теперь невозможно докопаться до имени того, кому первому пришла в голову мысль взять тяжелый гладкий предмет и начать играть им по струнам. Но это произошло, и мы сегодня имеем в своем арсенале целое семейство очень интересных инструментов. Это и ДОБРО, и ГАВАЙСКАЯ ГИТАРА, и СЛАЙД-ГИТАРА, и НЭШНЛ, и ПЕДАЛ-СТИЛЛ ГИТАРА и т.д. Эти очень разные по своему устройству и технике игры инструменты объединяет одно – звук на них извлекается с помощью слайда, т. е. металлического или стеклянного предмета с гладкой поверхностью. Итак, чтобы не путаться, разберёмся что к чему. Гавайская гитара, хорошо известная нашим бабушкам и дедушкам, появилась в США в начале прошлого века на волне тогдашней моды на «гавайскую музыку». На Гавайях на ней играли в народных ансамблях, хотя известно, что это не коренной инструмент в местном фольклоре. По одной из версий, способ игры на гитаре с помощью слайда завезли на острова голландские моряки. Гавайцы применили его в своей музыке, якобы потому, что певучий звук этой гитары был весьма подходящим для исполнения мелодичной и сентиментальной местной музыки. Тогда это была обычная гитара, но играли на ней сидя, положив ее на колени. В качестве слайда использовали либо металлическую пластину с закругленным ребром, либо просто цилиндр.
Под влиянием ли гавайцев, или сами по себе в дельте Миссисипи исполнители блюзов тоже любили побаловаться посторонними предметами по струнам. Но они одевали на палец отколотое бутылочное горлышко. Такая техника относится к слайдовой гитаре и называется «баттл нэк». Сейчас применяют для этого либо стеклянную, либо металлическую трубку.
Названия добро и нэшнл связаны не столько со слайдовой техникой, сколько с конструкциями специальных резонаторов и фирм их выпускающих. Инструменты с этими резонаторами точнее было бы называть резофоник-гитарами. Потому что изначально добро и нэшнл это все-таки названия фирм-производителей, а не инструментов.
Итак в 20-е годы прошлого века в США на рынке музыкальных инструментов появляется новинка. Братья Допера, американцы чешских корней, изобретают резонаторы для струнных музыкальных инструментов с целью усиления громкости их звучания. Сначала был изобретен резонатор типа «нэшнл». Была создана фирма «НЭШНЛ» по их изготовлению и продаже.
Через пару лет была придумана более сложная конструкция, с той же целью, и создана новая фирма для их выпуска. Придумывая название для нее братья остановились на слове «DOBRO» по двум причинам. Во-первых, в нем было зашифровано словосочетание Dopera Brothers, во-вторых, слово dobro на всех славянских языках означает «хорошо», что их радовало, ибо их родители – выходцы из Чехии. Обе конструкции оказались удачными и дела фирм шли хорошо. Джон Допера ставил свои резонаторы практически на все струнные инструменты: гитары, мандолины, банджо, даже скрипки, и конечно на «гавайскую гитару», которая была очень популярна в то время. Они хорошо продавались, до тех пор, пока не изобрели электромагнитный звукосниматель, а вместе с ним и электрогитару.
С таким монстром, этому резонатору конкурировать было довольно сложно. Но от резофоник-гитары не отказались те музыканты, которые играли слайдовой техникой. Действительно, в сочетании с ней появилось новое качество. Это не просто усиление громкости, получился такой интересный звук, от которого просто нельзя отказаться. Поэтому именно на слайдовых гитарах этот резонатор дожил до наших дней.
Основным элементом конструкции нэшнл и добро является алюминиевый конус. Он работает по принципу диффузора громкоговорителя. Находится внутри корпуса гитары. Сверху закрыт металлической крышкой, напоминающей вентиляторную решетку. Блюзовые музыканты предпочитают конус типа «нэшнл», у него резче звук, но он довольно быстро гаснет. Фолк-музыканты предпочитают конструкцию «добро». У него звук мягче, кантилена более яркая. Я не буду подробно останавливаться на всех разновидностях резофоник-гитар, их много, отмечу две большие гуппы: гитары с обычным испанским грифом – для игры техникой «баттл нэк», и с квадратным в сечении грифом, для игры «гавайской» техникой. У последней струны высоко подняты над ладами, и при игре она располагается горизонтально. И добро и нэшнл как раньше так и теперь выпускаются и с деревянными, и с металлическими корпусами.
Особый интерес вызывает педальная стилл-гитара. Это самый сложный по конструкции слайдовый инструмент. Смысл его в том, что в нем как на арфе, используется система педалей и коленных рычагов, позволяющая изменять натяжение отдельных струн во время игры, меняя тем самым строй инструмента. Таким образом в одной и той же позиции могут быть сыграны разные гармонические функции. Прибавьте сюда скольжение слайда по грифу, и вы получаете неограниченные возможности как в гармоническом так и мелодическом плане. Они бывают 10-ти и 12-ти струнными. Бывают с двумя грифами, с разным строем и разными по функциям педалями.
Но вернемся собственно к добро. Это акустическая слайд-гитара, изобретенная Джоном Допера в 20-е годы прошлого века. Очень быстро стала популярной в среде музыкантов, играющих традицию: блюз, блюграсс, фолк, и кантри. Долгое время этими жанрами и ограничивалась ее «среда обитания».
Как тебе удается донести звук в зал? В чем вообще сложность озвучивания инструмента на концертах и на записи?
Изумительный результат дает игра в микрофон, но в концертных условиях, сигнал, который можно получить с микрофона, бывает недостаточный из-за обратной связи. Скажу сразу, на сегодняшний день полноценно подзвучить добро на концертах невозможно. Если использовать электромагнитный датчик, который «слышит» только струны, то мы получим обычную электрогитару. Всевозможные конструкции пьезо-датчиков, помимо того, что пьезо сами по себе далеки от идеала, они не годятся еще и тем, что от них всегда идет провод, а любое прикосновение к звучащему элементу резонатора ухудшает качество его звучания. Микрофон был бы идеальным способом подзвучки этого инструмента в концертных условиях, если бы ни его низкий порог обратной связи. Я использую комбинацию из микрофона и специального магнитного датчика, который придумал 5 лет назад. Это не обычный электромагнитный датчик, он «слушает» не струны, а непосредственно сам конус (звучащий элемент резонатора). Но и этот вариант я не считаю идеальным, у него есть серия недостатков с которыми приходится мириться. Главный из них низкий порог обратной связи, поэтому в студии я никогда не использую никаких пикапов и никаких джеков. Добро в студийных условиях записываем только в микрофон.
Электронный Лап-стил имеет большое отличие игры от игры на добро?
Если нам необходим в аранжировке электронный обработанный звук я использую Лап Cтил (Lap Steel) это электрогитара, приспособленная для игры слайдом. Имеет тот же строй, что и добро, только вместо акустического резонатора, снабжена электромагнитными датчиками. Техника игры такая же как и на добро. Отличие лишь в том, что мы имеем дело не с акустическим звуком, а с «эклектическим». А звук всегда накладывает свои нюансы на технику звукоизвлечения.
Ты много выступал в США, на родине кантри. И расскажи об интересных встречах с известными музыкантами, которые без сомнения у тебя были. И конечно, очень интересно читателям будет узнать тот факт, что ты являешься единственным в России официальным эндорсером инструментов добро. Как это произошло?
1991-1993гг. – период продолжительных гастролей по США с группой «Кукуруза». Это была тяжелая концертная работа с большими переездами. За это время мне удалось довольно близко познакомиться как со страной в целом, так и, что очень важно для меня, с музыкантами. Были и совместные выступления на сцене, и фестивальные джемы, и просто живое общение. Я участвовал в ворк-шопах исполнителей на добро вместе с Джерри Дагласом, Татом Тейлором, Селли Ван Митер. Были совместные концерты с американскими группами: “Seldom seine”, “Midnight ploughboys”; музыкантами: Дери Дагласом, Джоном Маккьюином, Марком О’Коннором и др. Работали на студии вместе с Маурой О’Коннелл и Дежерри Дагласом.
Насколько я знаю, ты постоянно занимаешься разработкой своих собственных моделей. Мне хочется привести цитату из интервью одного известного московского музыканта Николая Садикова:
«…Как раз в это время я познакомился с прекрасным гитаристом Андреем Шепелевым, который виртуозно владел гавайской техникой игры слайдером (и не только, он еще прекрасный банджоист).
Этот гитарист играл на необычной, резонаторной гитаре, которая называлась «ДОБРО». Кроме этого, у него была резонаторная гитара сделанная нашим российским мастером Виктором Стеценко по чертежам самого Андрея Шепелева. Кстати, резонатор для этой гитары сделал сам Андрей. Впоследствии я купил у него эту уникальную, можно сказать, историческую гитару. Так я начал осваивать этот инструмент.»
Как и многие музыканты выросшие в СССР в обстановке полного дефицита музыкальных инструментов мне приходилось пытаться как то выходить из ситуации. Изучая различные конструкции, я делал чертежи инструментов, которые благодаря рукам гитарных мастеров начинали звучать.
В этом году, кстати говоря, используя накопленные знания, с московским мастером Николаем Гусевым мы сделали очень достойное добро.
Поработав в Америке на лучших сценах, а также преподавателем в престижном музыкальном заведении каково твое отношение к Америке? Почему на твой взгляд там есть возможность реализации таланта?
К Америке, как к стране, я отношусь доброжелательно, но без фанатизма. Что мне в ней действительно нравится, так это то, что ею управляет здравый смысл. Если вы предлагаете на рынок стоящий продукт, то это непременно вызывает эффект «снежного кома». Приехав однажды и дав концерты в двух школах и одном университете штата New Hampshire, мы, никому не известная группа уже через месяц играли в Нэшвилле в Grand Ole Opry, через пол года попали в Star revue журнала “BillBoard”, а через два года я был приглашен в Нэшвилл в Теннеси банджо институт в качестве преподавателя.
Да, увы в России здравого смысла в шоу-бизнесе пока нет… Тем не менее, ты уже 10 лет руководишь прекрасным коллективом ГрАссМейстер, который уже много лет является одной из лучших акустических групп нашей страны. Расскажи коротко о группе, о ближайших планах?
С 1995 года моя жизнь связана исключительно с проектом «ГрАссМейстер». Это очень интересный проект. Мне удается в нем использовать прежний мой опыт, а главное, двигаться дальше. ГрАссМейстер – это четыре талантливых музыканта, которые постоянно что-то выдумывают. Это Тимур Ведерников (гитара), Алексей Плещунов (бас-гитара), Евгений Билый (ударные). Группу довольно сложно заключить в одни стилевые границы, т.к. музыкальные интересы всех четверых весьма широки и разнообразны, и именно это мне больше всего нравится.
Альбом писался 2 года. Несколько раз мы откладывали запись и снова возвращались к ней.
Главной идеей альбома является сочетание традиционных акустических инструментов и новых компьютерных технологий. Альбом содержит как сугубо студийные вещи, так и композиции, которые писались в режиме живого музицирования.
Выход альбома практически совпал с 10-ти летним юбилеем группы. Можно сказать, что это итоговый альбом десяти лет нашей жизни. В него вошли как новые, так и старые, нигде ранее не издававшиеся, композиции. Вошел в альбом и «Черный ворон». Есть еще не обычное для нас произведение в этом альбоме, это общеизвестная песня The Beatles “When I’m Sixty-Four”. Причиной тому является то, что в 2006 году Сэру Полу исполнится 64 года.
У вас выработалась очень интересная форма записи, которая дает блестящий результат. Если можно расскажи как вы записываете композиции?
Запись мы делаем на своей репетиционной базе, которая одновременно является и студией.
После того, как материал записан дальнейшую работу уже делают специалисты по сведению и мастерингу.
Андрей! Большое спасибо тебе за столь интересное интервью! Я надеюсь, что многие читатели обязательно заходят услышать твое творчество и творчество группы ГрАссМейстер на концертах и на пластинках.
В заключении хочется сказать, что данный материал статьи является лишь небольшой частью нашей беседы. К сожалению, рамки статьи не позволяют описать множество интересных событий, которые произошли в жизни Андрея Шепелева в его столь богатой творческой биографии. Однако хочется выдать вам небольшой секрет… Сейчас Андрей готовит к выпуску уникальное учебное пособие по игре на слайд-гитаре добро. Без сомнения, это будет настоящий подарок для молодого поколения музыкантов, которые откроют для себя удивительный мир этого инструмента и смогут постичь тайны мастерства.
Источник