Рояль – один из самых востребованных музыкальных инструментов. Его популярность обусловлена силой и гармоничностью звучания, многообразием извлекаемых звуков, способностью до мельчайших нюансов передать мелодией идею и эмоциональное состояние музыканта.
Что такое рояль
Название “royal” произошло от французского прилагательного «королевский». Этот струнный клавишный инструмент – разновидность фортепиано.
Музыканта, исполняющего мелодии на рояле, называют пианистом. Но звучит рояль гуще, сочнее, многообразнее по тембру, чем пианино. Его клавиши чувствительнее, возможности музыкальной игры разнообразнее, диапазон звуковых изменений широкий.
Устройство рояля
«Королевское» фортепиано относится к струнно-клавишной группе инструментов. Внутри корпуса скрыта дека, над ней протянуты металлические струны. Строение деки и механического блока горизонтальное (в пианино вертикальное). Звуки извлекаются постукиванием войлочных молотков по струнам при давлении пальцами на клавиши.
Корпус музыкального инструмента крыловидной формы. Обусловлена она тем, что для извлечения звуков определенной высоты требуются струны разной длины: короткие для высоких, длинные для низких. Длина струны в нижнем регистре 2 м, в верхнем – 5 см.
В небольших роялях 220-230 струн, в концертных – 240-250. Каждая клавиша соединена с определенным количеством струн:
1-ая группа из 8-10 клавиш – по 1 обвитой (для извлечения низких звуков) струне;
2-ая из 5-7 – по 2 обвитых;
3-я из 7-10 – по 3 обвитых;
4-ая группа из 60-65 клавиш – по 3 гладких.
Сила звучания достигается посредством высокого струнного натяжения – около 120 кг. Общее натяжение в большом концертном инструменте превышает 20 тонн.
Музыкальный инструмент оснащен 3 педалями. Правая усиливает звук, левая глушит, а еще меняет тональность. Средняя делает тональность богаче.
Схема рояля одна из самых сложных, инструмент состоит из множества деталей, позволяющих ему гармонично звучать:
Футор – прочная рама из массива дерева. Опорный блок, принимающий нагрузку от струнного натяжения.
Чугунная рама – решетчатая пластина из цельного чугуна для принятия общего натяжения.
Аграфы – латунные винты с отверстиями, прикрепленные к передней части чугунной пластины. Ограничивают длину струнного звучания.
Форбаум – лицевая планка. Часть корпуса, наложенная на раму.
Вирбельбанк – опорная многослойная деталь, деревянная пластина со множеством отверстий, в которые вставлены вирбели – держатели, обеспечивающие струнное натяжение.
Фусклец – опора, держащая ножки музыкального инструмента.
Каподастр – металлический зажим, крепящийся к вирбельбанку. Поперечно прижимает струну к рейке, находящейся в высоком регистре, выполняет функцию ограничителя для колеблющихся участков.
Панцирь – пластина рамы, наложенная на вирбельбанк. Берет на себя основной вес натяжения (выдерживает до 28 тонн). В пластине проделаны дыры с втулками для вирбелей, что снижает нагрузку на вирбельбанк.
Штульрама – тяжелая пластина, соединенная с боками корпуса. Поддерживает струнно-клавишный механизм музыкального инструмента.
Шпрейц – поддерживающий элемент футора, принимающий нагрузку натянутых струн.
Штапик – рейка, прикрепленная к панцирю. Делит струну на колеблющуюся и неколеблющуюся части.
История рояля
Первым музыкальным инструментом, в котором струнные колебания создавались клавишами, был клавикорд. Второй прародитель – клавесин, в котором горизонтально расположенные струны колебались от прикосновения пера или кожного рычажка. Эти музыкальные инструменты звучали тихо, предназначались для домашнего музицирования.
Музыкальный инструмент с зычным и густым звучанием, подходящий для концертов, изобрел в 1709 году флорентийский мастер Бартоломео Кристофори. Вдохновили его бродячие музыканты, получавшие громкие и выразительные звуки, ударяя по натянутым жилам мягкими палочками. Изобретение, механизм которого позволял менять силу звучания в ходе музицирования, мастер назвал фортепиано. У первого изделия отсутствовали демпферы (подушечки для глушения звука) и педали.
В течение нескольких столетий мастера совершенствовали популярный инструмент. Свои коррективы внесли мастера Блютнер, Зильберманн, Шретер, Эрар, Штрейхер. В 19 веке фортепиано оснастили чугунной пластиной, применили перекрестное струнное расположение, что положительно сказалось на качестве музыкального звучания. Так смог возникнуть «королевский» вид фортепиано – рояль.
Серийный выпуск роялей начался в 1850-е. Лучшими производителями классического инструмента премиального класса считаются компании:
Bosendorfer (Австрия);
Yamaha (Япония);
Bechstein (Германия);
Steinway & Sons (США-Германия);
Shigeru Kawai (Япония).
Классификация
Из размеров рояля главный параметр – длина корпуса. По габаритам рояли делятся на:
концертные – от 2,7 м;
малые концертные – от 2,3 м;
салонные – 2-2,3 м;
кабинетные – 1,7-2 м;
малые кабинетные – 1,5-1,7 м;
рояли-миньоны – менее 1,5 м.
Обслуживание рояля
Для продления эксплуатационного срока рояля минимум на 2 года необходимо не допускать температурных колебаний и повышения влажности воздуха в помещении. Для поддержания микроклимата следует использовать специальные приборы, например, систему климат-контроля.
Рояль требует периодического технического обслуживания, подразумевающего замену износившихся деталей, настройку, коррекцию струнно-клавишного механизма, выравнивание тембра.
Значение рояля в мировом музыкальном искусстве огромно. Благодаря широкому диапазону и мощному звучанию, инструмент используется для сольного воспроизведения множества музыкальных произведений. «Королевское» фортепиано звучит в композициях Моцарта, Шопена, Рахманинова.
Источник
Рояль
Рояль
Рояль
Классификация
Клавишные музыкальные инструменты
Струнные музыкальные инструменты
Фортепиано
Диапазон:
Рояль (фр. royal — королевский) — музыкальный инструмент, основной вид фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, корпус имеет крыловидную форму, а звуки издаются ударами войлочных молоточков по струнам при помощи клавиш [1] . В отличие от пианино, звучание рояля более выразительно и насыщенно по тембру, клавиатура более чувствительна, игровые качества более виртуозны, и диапазон градаций изменения звука — шире.
Содержание
Конструкция
Фу́тор — основной опорный узел фортепиано, наряду с чугунной рамой несущий нагрузку натяжения всех струн. Массивная деревянная рама футора служит основой для крепления деталей и узлов корпуса.
Чугу́нная ра́ма фортепиано (17) — это цельная чугунная отливка сложного решётчатого строения с продольными и поперечными связями, укреплённая внутри деревянного корпуса инструмента и предназначенная для того, чтобы принимать на себя совокупное натяжение струн (16). В передней части рама имеет порожки или особые винты — аграфы, служащие для ограничения длины звучащих участков струн. В задней части рамы вбиты стальные колки, или задние штифты, за которые струны зацепляются ушками или петлями.
Агра́ф (18) — латунный винт сложной формы с отверстиями и порожками, предназначенный для фиксации положения и обеспечения качественной отсечки струн хора.
Форба́ум — деталь лицевой части корпуса рояля, закрывающая спереди чугунную раму и вирбельбанк.
Вирбельба́нк (20) — многослойная деревянная доска с отверстиями, в которые запрессованы вирбели, натягивающие струны рояля (со временем дерево перестаёт плотно охватывать вирбели, и происходит расстройка фортепиано).
Фускле́ц — опорный брус для крепления ножки рояля.
Капода́стр — металлическая фигурная планка, прижимающая поперёк струны к струнному штапику в дискантовом регистре; привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн.
Па́нцирь — сплошная плита чугунной рамы рояля, закрывающая вирбельбанк. Эта деталь характерна для панцирной рамы, она принимает на себя значительную часть силы натяжения струн (около 2,5 тонн [2] ), так как в плите для каждого вирбеля предусмотрено отверстие с втулкой, которое разгружает деревянный массив вирбельбанка. Такая конструкция рамы характерна для всех современных роялей. Также есть ещё два типа рамы — беспанцирная, плита которой несплошная (в ней вместо отверстий сделаны окна, а сплошной массив образует вирбельбанк, прикрученный снизу) и полурама, у которой плита отсутствует как чугунное завершение, а его функцию несёт вирбельбанк, прикрученный к раме шурупами и вклееный в корпус рояля с двух сторон, а также придерживаемый в заданном положении рёбрами самой рамы. (Нетрудно подметить, что две последние разновидности рамы менее прочны, особенно полурама, хотя некоторые качественно сделанные старинные рояли с такой рамой возрастом до ста лет вполне работоспособны). Кроме того, на старинных прямострунных роялях рамы как самостоятельного компонента не было — её функцию выполняли корпус и футор рояля, а поддерживали всё это чугунные балки-распорки, прообраз теперешнего рамного шпрейца (см. ниже-шпрейц).
Штульра́ма — массивная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепьяно.
Шпрейц — брус футора или чугунной рамы, несущий нагрузки от натяжения струн.
Стру́нный шта́пик — литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на задействованную и неработающую части; служит для отсечки звучащей рабочей части струн. Раньше вместо него применялись аграфы-винты, напоминающие винты-барашки. В их головках имеются отверстия, через которые проходят струны, и выполняют эти отверстия ту же функцию, что и порожек. Аграфы вытесняются штапиком потому, что трудоёмки в производстве и установке, в том числе и при замене струн, тогда как штапик отливается вместе с рамой.
Педали
Большинство роялей оснащены тремя педалями. Посредством педалей можно:
удерживать звук, не нажимая клавиши в этот момент (правая);
ослаблять звук (левая; следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы);
удерживать звук части клавиш, эффект создания так называемой «расщеплённой клавиатуры». Разумеется, это также придает красочность (средняя).
История
Впервые фортепиано крыловидной формы представил в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори — придворный клавесинный мастер герцога Фердинандо Медичи на приеме в Палаццо Питти во Флоренции. Наблюдая за игрой уличных цимбалистов, Кристофори заметил, что, ударяя мягкими колотушками по струнам, эти музыканты добиваются особой выразительности звука. Кристофори переделал конструкцию клавесина, создав принципиально новый механизм звукоизвлечения посредством ударов мягких молоточков по струнам. Таким образом, стало возможным изменять силу звучания при игре. Первое фортепиано Кристофори назвал Gravicembalo con piano e forte — Большой клавесин с тихим и громким звучанием. До конца XVIII века фортепиано подвергались постоянным усовершенствованиям, что к началу XIX века поставило их вне конкуренции с клавесином и клавикордом. В начале XIX века были изобретены цельнолитая чугунная рама и перекрёстное расположение струн, что привело к более совершенному качеству и появлению рояля. С 1850-х годов начинается фабричное производство в Европе (особенно бурно в Германии), Америке и России. Рояль становится «королём» музыкальных инструментов. К началу XX века рояль приобретает современную форму: деревянный корпус, цельнолитая панцирная чугунная рама, механизм двойной репетиции.
Классификация
По размеру рояли классифицируются следующим образом:
Большие концертные длиной свыше 270 cм — максимальный диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное исполнение музыки в больших и средних залах, ансамбли с большим симфоническим оркестром, студийная звукозапись
Малые концертные длиной 225—250 cм — большой диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное исполнение музыки в средних залах, ансамбли малых составов, студийная звукозапись
Салонные (универсальные) длиной 200—220 cм — большой диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное и любительское исполнение в музыкальных гостиных (салонах) и в малых залах, обучение фортепианному искусству
Кабинетные длиной 180—195 cм — средний диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: любительское музицирование, обучение фортепианному искусству
Малые кабинетные длиной 160—175 cм — малый диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: любительское музицирование, обучение фортепианному искусству
Миниатюрные миньон (мини) длиной 140—155 cм — минимальный диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: удовлетворение рыночного спроса на инструменты малых размеров.
Примечание: В большинстве случаев номер модели рояля — это его длина в сантиметрах или дюймах.
По своему предназначению рояли классифицируются следующим образом:
Совершенные — для занятий чистым искусством
Профессиональные — для работы музыканта-профессионала
Любительские — для любительского музицирования
Обучающие — для обучения фортепианному искусству
Интерьерные — для украшения интерьера
Статусные — для создания имиджа владельца
Антуражные — для создания шоу, представления, инсталляции и пр.
Самоиграющие — для развлечения
Аутентичные — для аутентичного исполнения музыки определенного исторического периода
Универсальные — рояли, сочетающие в себе несколько предназначений
Рейтинг роялей
По качеству, совершенству конструкции, красоте звука, игровым свойствам и надёжности рояли подразделяются на следующие классы (современные производители):
1. Премиум-класс (элита), длина корпуса более 160 см:
C. Bechstein (с 1853 года, Зайфхеннерсдорф, Германия), Steinway & Sons (с 1853 года, Нью-Йорк, США; с 1880 года, Гамбург, Германия), Mason & Hamlin (с 1854 года, Гэверхилл, Массачусетс, США), Bösendorfer (с 1828 года, Нойштадт, Австрия), Steingraeber & Söhne (с 1854 года, Байройт, Германия), Fazioli (с 1981 года, Сачиле, Италия)
Рояли премиум-класса являются совершенными по конструкции и изготавливаются штучно в соответствии с технологией, эволюционировавшей несколько столетий. Также определяющим критерием является достаточно солидный объем производства на протяжении более века. Рояли других классов имеют упрощения конструкций и производятся по более быстрым и упрощенным технологиям — в целях удешевления и удовлетворения спроса в различных сегментах рынка. Рояли Mason & Hamlin занимают особое место благодаря наличию принципиально нового игрового механизма и так называемой Короны Натяжения Crown Retention, сохраняющей в неизменном состоянии купол резонансной деки. Рояли Fazioli позиционируются изготовителем как инструменты премиум, однако, нестабильный и маломощный характер производства позволяет их включить в данную группу лишь с определенной долей вероятности
Essex (Steinway Musical Instruments Inc., фабрика Pearl River, Китай), Blüthner (некоторые модели, Китай), Feurich (Ningbo, Китай), Pearl River (Китай), Kayserburg (Pearl River Piano Co.Ltd., Китай), Ritmuller (Pearl River Piano Co. Ltd., Китай), Irmler (Китай), May Berlin (Китай), Roesler (Чехия-Китай), Weinbach (Чехия-Китай), Wendl & Lung (Ningbo, Китай), Yamaha (некоторые модели, Китай), Kawai (Beijing Xinghai Musical Instruments Co. Ltd., Китай; Kawai Musical Instruments Ningbo Co. Ltd., Китай), Goodway (Ханчжоу, Китай), S. Ritter (Goodway Piano Co. Ltd., Китай), Brodmann (модели PE и CE, Китай), Falcone (Китай), Lietuva (Китай), Niemeyer (Китай), Otto Meister (Китай), Carl Ebel (Китай), Weber (Китай), Schumann (Moutrie Piano Co. Ltd., Китай), Moutrie (Китай), Baldwin (Китай), Astor (Китай), Sorbonne (Китай)
— журнал Pianoforum — Всё о мире фортепиано: http://www.pianoforum.ru/
— The Piano Book®, Buying & Owning a New or Used Piano by Larry Fine, Foreword by Keith Jarrett, ISBN 978-1929145010
Обслуживание рояля
Для обеспечения длительной работы рояля важно поддерживать постоянную температуру и определённый уровень влажности в помещении, где он установлен. Для этого используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность в инструменте и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его жизни в 2-3 раза.
Рояль нуждается в регулярном техническом обслуживании, включающем также настройку, регулировку клавишно-молоточкового механизма, интонировку звука (изменение тембра), замену изношенных частей и т.д.