Гитара с барабаном лютни

Разновидности лютен

Л ютневое семейство отличалось постоянной эволюцией, которая дала повод к возникновению различных типов инструментов. Наши предки XVII-ых и XVIII-ых веков не были единогласными при определении этих различных инструментов и теперь не легко дать точное описание каждого типа. Например, «Китаррон» и «Теорба» названия итальянские, где и были изобретены. Практически это один и тот же инструмент. Архилютня отличается от Теорбы только своим размером и своим строем. Вообще, если говорить проще, то все эти инструменты можно назвать как «производные от лютни».
В ряд ли можно найти инструмент, имеющий такое большое количество себе подобных. В середине 17 в. английский мастер Джон Роуз изобрел лютню с плоской нижней декой, а лады и порожки расположил веером, поставив при этом металлические струны и сохранив традиционный строй. Назвал он этот инструмент «орфарион» (в честь двух античных мифических героев Орфея и Ариона). Плоский корпус и металлические струны употреблялись и раньше (на цитернах, пандорах, китарронах и английских гитарах). Изобретение Дж.Роуза состояло в том, что веерное расположение ладов позволило разместить на одном грифе две мензуры стандартную и более длинную, а инструмент при этом остался достаточно компактным. Металлические струны давали возможность использовать на орфарионе как пальцевую, так и плектрную техники игры.
Самая маленькая лютня мандора с 4 (5,6) струнами была широко распространена во Франции и Италии. Небольшие размеры делали ее удобной в сольном музицировании, а высокий строй позволял использовать в качестве верхнего голоса в ансамблях. В своих концертах для лютни французские и итальянские композиторы (напр., А.Вивальди) часто подразумевали, наряду с традиционными, именно такие маленькие лютни, на которых, в основном, использовалась плектрная техника. (В дальнейшем эти лютни мандоры, или мандолы заменили мандолины).
В 17-18 в.в. наибольшую популярность приобрели большие инструменты. Это лютни с длинной шейкой теорбы, китарроны, архлютни, лютни а теорбато и др. Главным достоинством таких лютен являлась большая длина басовых струн. Применение как хорных, так и одинарных струн облегчало некоторые технические задачи и делало названные инструменты незаменимыми в ансамблях, особенно в группе basso continuo.

Читайте также:  С помощью какого инструмента настраивает фортепиано

Источник

Лютневая гитара — Lute guitar

Лютня гитара или немецкий лютня ( немецкий : Gitarrenlaute, Deutsche Laute или Wandervogellaute , реже lutar (современный турецкий ), гуй-лютня или gittar ) струнный музыкальный инструмент , распространенный в Германии от около 1850. Прибор имеет регулярные шесть установка струнной гитары на чаше для лютни, однако существует множество теоретических вариантов с 11 струнами. (см . : Deutsche Basslaute )

Инструмент связан с контркультурным движением Wandervogel в Германии в первой половине 20 века.

Название « немецкая лютня» иногда также используется для обозначения вальдзитра , поскольку оба они приобрели статус национального инструмента в начале 20-го века.

СОДЕРЖАНИЕ

Дизайн

Бабка

Бабка обычно заканчивается в двух стилях, либо головка (изображающие животные или гуманоиды) или кривой (в плоское навершие, вырезанная или без отделки). Реже вместо шестеренок для настройки струн можно использовать деревянные колышки. Подголовники для лютневых гитар тоньше и изогнутее, чем их современные аналоги.

Гриф и гриф

В то время как гриф лютневой гитары очень похож на гриф современной классической гитары , дизайн грифа (или грифа ) часто отличается. Гриф современной гитары простирается вниз по деке до звукового отверстия . Однако гриф гитары с лютней может находиться на том же уровне, что и дека, и останавливаться в нижней части грифа, при этом дополнительные лады продолжаются вниз по деке независимо, подобно ладам лютни. Гриф иногда бывает зубчатым.

Корпус лютневой гитары похож на округлый корпус традиционной лютни . Несколько ребер (или панелей) из гнутого дерева (обычно клена или палисандра) составляют заднюю часть корпуса, приклеенную к деревянной раме снизу. Эти ребра иногда изображают так, чтобы они напоминали традиционное (или стереотипное) восприятие средневекового менестреля или шута. Например, ребра могут быть окрашены в разные цвета (например, белый, зеленый, белый и т. Д.).

У лютневой гитары обычно есть еловая дека с отверстием для звука, которое похоже на отверстие лютни, но намного толще.

Звуковое отверстие и розетка

Современная классическая гитара обычно имеет просто вырезанное звуковое отверстие. Лютневые гитары, однако, могут иметь замысловатый рисунок, вырезанный на деке, например, геометрические узоры или репрезентативные украшения, такие как цветы, замки и свитки. В качестве альтернативы можно вырезать простое отверстие и наклеить предварительно вырезанный деревянный диск на внутреннюю часть деки; в некоторых случаях несколько слоев дисков создают каскадный эффект.

Мост лютни гитары работает таким же образом , как и современный гитарный мост, но также служит в качестве декоративной детали , сделанной в различных формах, размерах и стилях, часто искусно вырезанный, например, заканчиваясь в завитках на каждой стороне.

Источник

Лютня

Древний струнно-щипковый инструмент, получивший поэтичное название «лютня» многие ошибочно сравнивают с современной гитарой или домрой. Однако он имеет особое строение, звучание и историю, содержащую интересные факты.

Что такое лютня

Лютня – это музыкальный инструмент, относящийся к группе струнных щипковых. В средние века она имела грушевидный корпус и несколько пар струн. Среди арабских народов считалась королевой музыкальных инструментов, а благодаря мягкому звучанию для многих религий она имела символический смысл. Например, у буддистов игра на этом инструменте означала спокойствие и слаженную обстановку в мире людей и богов, а у христиан – небесную красоту и контроль над силами природы.

В прошлом лютня относилась к ряду «светских» инструментов, на которых играли только в привилегированных обществах. Ранее также бытовало мнение, что она является «инструментом всех королей».

Строение

В целом с течением истории инструмент не изменил своего первоначального строения. По-прежнему корпус лютни схож с формой груши и изготавливается из древесины. Для этих целей чаще используется вишня, клен или палисандра.

Дека имеет овальную форму, а также по центру украшается резной розеткой. Гриф не нависает, а располагается в одной плоскости с корпусом. В разных вариациях лютня имеет четыре или пять пар струн. Настраивать ее не просто, потому музыканту приходится проводить много времени в попытках подготовиться к игре.

Как звучит лютня

Звучание лютни во многом схоже с гитарным перебором, однако сравнивая эти два инструмента, можно обнаружить различия. Голос лютни отличается особой мягкостью, которой сложно добиться играя на гитаре. Также профессиональные музыканты отмечают бархатистость тембра инструмента и насыщенность обертонами.

Благодаря нескольким парам струн, звук лютни приобретает более трепетный и романтичный характер. Именно потому ее часто изображали художники в руках молодой девушки или юноши.

История происхождения

История происхождения лютни имеет неоднозначный характер. Первые прототипы современного инструмента активно использовались в Египте, Греции и Болгарии. Также некоторые вариации встречались в Персии, Армении и Византии. Тем не менее, определить личность первого лютье историкам так и не удалось.

Распространяться по миру древняя лютня начала благодаря болгарам, которые сделали ее особо популярной в пределах балканского полуострова. Далее руками мавров инструмент был перенесен в Испанию и Каталонию. А уже в XIV веке он распространился по всей территории Испании и начал переходить в немецкоязычные страны.

За всю историю лютни ее конструкция претерпевала множество изменений. Мастера меняли форму корпуса, строй, количество струн, увеличивали размер. Из-за этого в мире существует немало самостоятельных инструментов, родоначальником которых была лютня. В их числе:

  • Ситар (Индия). Имеет два резонирующих корпуса, второй из которых располагается на грифе. Отличительной особенностью ситара является большое количество струн, 7 из которых являются основными. Звук на индийской лютне извлекается с помощью мизраба – особого медиатора.
  • Кобза (Украина). По сравнению с родоначальным инструментом, кобза имеет более округлый корпус и короткий гриф, который насчитывается всего 8 ладов.
  • Виуэла (Италия). Главное отличие виуэлы заключается в звукоизвлечении. Первоначально для игры на ней использовали не классический медиатор, а смычок. Из-за этого виуэла звучала иначе, чем лютня. Корпус ее приобрел очертания современной гитары, а из-за способа звукоизвлечения ее отнести к классу струнно-смычковых.
  • Мандолина. В целом мандолина выглядит очень схоже с лютней, однако ее гриф более короткий и она имеет меньшее количество парных струн. Для игры на данном инструменте используют особую технику – тремоло.
  • Саз – подобный мандолине инструмент, распространенный среди народов Закавказья. Саз имеет длинный гриф и меньшее количество струн, нежели прочие струнно-щипковые.
  • Дутар – инструмент, широко распространенный среди жителей Центральной и Южной Азии. Шейка дутара длиннее, чем у лютни, потому диапазон извлекаемых звуков намного шире.

Также к видам лютни часто относят русскую домру, т.к. она является прототипом балалайки и мандолины.

Известные лютнисты

С древних времен людей, играющих на лютне, называли лютнистами. Как правило, они являлись не просто музыкантами, но и композиторами. В числе известных композиторов-лютнистов значатся Винцесто Капирола, Роберт де Визе, Иоганн Себастьян Бах и прочие.

В XXI веке актуальность лютни значительно снизилась, однако лютнисты продолжают радовать публику своими выступлениями. В списке современных музыкантов, популяризирующих данный инструмент, значатся В. Вавилов, В. Каминик, П. О’Детт, О. Тимофеев, А. Крылов и другие. Репертуар лютнистов состоит из сотен произведений, переведенных на строй лютни, услышать которые можно не только в сольных пьесах, но и в ансамблях.

Лютня – древний инструмент с загадочной историей. Она послужила прототипом для многих современных струнно-щипковых инструментов, потому ее значимость в мире музыки очень велика. Несмотря на то, что в современном мире лютня пользуется меньшим спросом, музыканты продолжают творить на ней музыку, популяризируя инструмент среди слушателей.

Источник

Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Моя лютневая гитара — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ

  • Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
  • >Старинные инструменты
  • >Лютня и Ко.
  • Правила форума
  • Просмотр новых публикаций
  • 17 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Моя лютневая гитара

#1 abejorro

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 707
  • Регистрация: 03 Апрель 11

Недавно обзавелся лютневой гитарой для, так сказать, «более аутентичного исполнения старинной музыки». Хочу продемонстрировать ее форумчанам. Поучаствовал с ней в Летнем Концерте, но что-то он задерживается.

А вот такой звук.

Прикрепленные файлы

  • fig1.JPG(55,09К)
    Количество загрузок:: 63
  • fig2.JPG(54,49К)
    Количество загрузок:: 62

#2 dmedv

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 474
  • Регистрация: 10 Декабрь 07

#3 abejorro

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 707
  • Регистрация: 03 Апрель 11

dmedv (02 Сентябрь 2012 — 14:56) писал:

В Москве, Дмитрий! И это замечательно, что и у нас в городе, наконец, появляются мастера, изготавливающие старинные инструменты!

Данный зкземпляр тоже «мастеровой», прибыл ко мне из города Казани, прежний хозяин играл на нем «псевдофламенко» (про мастера знаю только, что он тоже местный и зовут его Тагир). Хозяин хотел за него всего 1 бумажку с видами Хабаровска, и, конечно, ее получил (мой старший сын был в Казани по делам). Инструмент, конечно, нуждался в реставрации, и был сразу отправлен уже к московскому мастеру-реставратору (одному из самых лучших). Тот сказал, что при виде такого «неправильного» инструмента испытывает моральные муки. Я тут же пообещал ему их достойно компенсировать. Реставрация + сруны обошлось еще в 1.5 бумажки. Я понимаю, что это, конечно, «ненастоящая» лютня, но позволяет в чисто гитарной технике (а изучать лютневую технику уже возраст не тот!) . получать подобие лютневого звука.

Источник

Оцените статью