- Эквализация гитары: как и зачем?
- Обращусь к более компетентным источникам
- И да, чем больше полос у эквалайзера — тем тоньше можно настроить звук.
- Лично я делаю примерно следующим образом
- А теперь главная мысль моего текста.
- Отдельно хотелось бы коснуться нестандартной эквализации.
- 01 Азбука эквализации гитары
- Эквалайзер
- Эквалайзер
Эквализация гитары: как и зачем?
Всем привет, с вами диванный гитарный эксперт с 8 летним стажем. К сожалению, многие начинающие гитаристы совершают одни и те же ошибки. Суть одной из таких ошибок заключается примерно в следующем: они думают, что гитарный звук заканчивается на нескольких крутилках на комбике и примочке (которая, к слову, всего лишь одна). То есть, несколько движений по крутилкам — и звук готов.
Обращусь к более компетентным источникам
Преподаватель по игре на гитаре Юрий Шильников (более известный под псевдонимом fredguitarist) отмечает, что один из самый первых признаков, который отличает новичка от профессионала — проверка тембрального окраса перед началом игры. Конечно, в этой мысли он особо выделял перегруз и это понять можно — в современных неакадемических направлениях гитарный звук очень специфический.
А начинающие гитаристы так и вовсе играют на каких-нибудь не особо качественных примочках вроде Death Metal, что, вкупе с дешёвыми гитарами и ещё не сформировавшиеся техникой, даёт больше шума, чем музыки. Поэтому для любого гитариста эквалайзер тоже является важным инструментом.
И да, чем больше полос у эквалайзера — тем тоньше можно настроить звук.
Первое, что хочу сказать: срезание всего, что ниже 60 герц и всего, что выше 16000 герц — это даже не обсуждается. На этих участках диапазона звук гитары не самый приятный. А дальше начинается самое интересное. Частоты с 6000 до 12000 срезать уже не стоит — в этом диапазоне находятся обертоны и призвуки. Корректировать их следует с осторожностью.
Лично я делаю примерно следующим образом
Записываю квадротрек — это когда записывают гитару и четыре раза импортируют в секвенсор. Далее я делаю панорамирование — по два трека вправо и влево. У первых двух треков я срезаю от 0 до 60 и от 13500. У других — от 0 до 60 и от 3500. Да, я не ошибся — два из четырех треков звучат в довольно узком диапазоне — это делается для очень “злого” звучания. А дальше я уменьшаю некоторые неприятные призвуки.
А теперь главная мысль моего текста.
Рекомендуется добиваться серединистого звучания — оно лучше читается в миксе, да и вживую звучит приятно. Это сразу сделать не получится — сначала нужно хотя бы на 10% сформировать свою технику. А после этого уже выкручивайте перегруз и начинайте экспериментировать с эквалайзером.
Отдельно хотелось бы коснуться нестандартной эквализации.
Вот хороший пример нестандартной эквализации гитары.
Делать нестандартную эквализацию рекомендуется только если вы точно знаете, что вы делаете. Например, если у вас несколько своеобразный звук гитары и/или комбика. Или хотите сильно подчеркнуть низкие или высокие частоты.
Надеюсь, я вам дал достаточно информации. А пока что подписываемся на канал и на паблик “ Японский метал ”, комментируем, ставим лайки.
Источник
01 Азбука эквализации гитары
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Тема этого месяца – эквализация (EQ). Я бы сказал, что мы тут открываем банку с червями, хотя, скорее, это больше похоже на контейнер в котором 10 000 банок с червями.
Про эквализацию говорить довольно сложно (не говоря уже про то, чтобы ей обучать), т.к. в этом деле не бывает такого, что было бы правильно на все 100%. Для примера возьмем распространённую мысль о том, что чем меньше эквализации вы используете, тем лучше. Ну, в общем случае, это действительно хороший совет, т.к. если переборщить с EQ, то ваши треки будут звучать искусственно и/или резко. Но что, если эта «искусственность» и «резкость» — это именно то, чего вы добиваетесь?
Что же тогда сказать про великие гитары 60х, которые были смикшированы с раздутыми хай-энд EQ? (тут приходят на ум Beatles и Yarbirds). Или те треки, которые были специально сделаны так, чтобы звучать так замкнуто, как это возможно? (Pink Floyd или PJ Harvey). Или эта мрачная, не встречающаяся в природе эквализация, которую используют Nine Inch Nails или другие нойзеры? В общем, есть бесчисленное множество исключений, подтверждающих правило.
Так что, давайте вместо того, чтобы следовать правилам, посмотрим какие есть варианты. Мы рассмотрим несколько общих техник эквализации, а затем попробуем более радикальные случаи. Но сначала быстрый и поверхностный ликбез по принципам эквализации. (Если вам все это известно, то вы можете быть свободны до следующего месяца, когда мы будем рассматривать более интересные случаи.)
Основной EQ-словарик
Чтобы понять, что такое EQ, загуглите “Equalization” (или “equalisation”, если вы британец) – это именно то слово, от которого произошло сокращение “EQ”. Если же все что вам нужно, это пройтись «по верхам», которые будут достаточны для большинства ситуаций – читаем ниже!
Эквализация означает подстройку конкретных частот в звуке. Например, добавление или убирание высоких или низких частот, или выделение или ослабления каких-то частот в середине.
Частота звука (то насколько он высок или низок) измеряется в Гецах (Гц). Диапазон человеческого слуха – это примерно от 20 Гц до 20 000 Гц (20 кГц). Если же вы уже в летах или фанат Motörhead, или и то, и другое, то ваш верхний порог вероятно много ниже.
Звуки музыки содержат в себе множество отдельных частот. Самая низкая частота такого звука называется основной (основная или главная гармоника). Например, главная гармоника струны E в стандартном строе – это примерно 82 Гц, но тут так же есть обертоны (высшие гармоники), которые звучат много выше основной частоты. Если вы запишите звук нижний струны E, а затем отфильтруете обертона от основной гармоники 82 Гц, то услышите, что звук будет тонкий и скудный, но он не исчезнет.
Если транспонировать ноту на октаву выше, то её частота удвоится, если же на октаву ниже, то частота будет меньше в 2 раза. Например, на частоту 440 Гц мы настраиваем ноту первую струну на пятом ладу, т.е. звучит нота A. Если же мы возьмем ноту A на втором ладу третьей струны G, то получим частоту 220 Гц, а открытая струна A даст нам частоту 110 Гц. На бас-гитаре та же открытая струна A даст нам 55 Гц, что ниже гитарного диапазона. Ну а 17 лад на первой струне даст нам 880 Гц.
Хорошая новость для старых гитаристов с плохим слухом. Частотный диапазон электрогитары начинается примерно от 80 Гц (зависит от такого, как вы настроите свою нижнюю струну) и заканчивается примерно 4,5 кГц — это верхняя частота, которую может передать стандартный гитарный динамик. То есть, у вас могут быть проблемы со слухом, но все равно вы будите воспринимать весь диапазон звучания электрогитары. Однако, частотный диапазон звучания акустической гитары много больше.
Громкость (или амплитуда, если по-научному) измеряется в децибелах (дБ) [Формально, это не совсем так, тему громкости и мощности мы затрагивали в статье «Зависимость мощности от громкости». Прим. CraSS]. Шелест листвы – это примерно 20 дБ, в то время, как рев реактивного самолета может достигать уровня в 150 дБ. Болевой порог человеческого уха – это примерно 130 дБ. Громкие рок-концерты на записи легко его превышают. При микшировании, большинство манипуляций с EQ делаются все лишь на несколько дБ и лишь иногда могут доходить до ± 20 дБ или больше.
Полоса пропускания — это та полоса частот, на которую влияет эквалайзер. У большинства регулировок тона на гитарах и усилителях полоса пропускания довольно широкая. Узкие полосы пропускания иногда называют «зубцами». Полосу пропускания часто обозначают “Q”.
Фильтрация – это процесс удаления определенных частот. Фильтр низких частот (ФНЧ) вырезает высокие частоты, оставляя в звуке только низкие. Фильтр верхних частот (ФВЧ) делает ровно противоположенное – вырезает низ. Полосовой фильтра влияет только на определенный диапазон частот. Полоса этого фильтра определяется его полосой пропускания.
Если эквалайзер позволяет задать определенную частоту, и он имеет определённую полосу пропускания вокруг этой частоты, то говорят, что это параметрический эквалайзер. Если же вы можете выбирать только частоту, но не полосу пропускания (как на многих бас-гитарах с активной регулировкой тона), то он называется квази-параметрический.
Небольшой тест. Теперь, после всего вышесказанного, приведенные ниже выражения должны обрести для вас смысл.
- «Гитара звучит как-то тускловато. Прибавь 2 дБ на 2,5 кГц?»
- «Опа! Гитара заводится, когда я стою рядом с мониторами. Можешь чутка подрезать на 1К?»
- «Тут у нас басист залип. Давай я опущу гитару в A, а ты усилишь 50 Гц? Может никто и не заметит…»
Вот. Теперь вы можете говорить про EQ, как профи.
Эквалайзер в звуковой цепи
Куда же поставить эквалайзер в цепи гитарного звука, чтобы получилась нужная картинка? Стандартные регулировки тона на гитаре – это фильтры низких частот. Тоже самое с регулировкой тона на большинстве педалей дисторшна. Природа регулировок тона на усилителях может меняться от модели к модели, но обычно Treble – это ФНЧ, Bass – это ФВЧ, а Middle – это полосовой фильтр. На многих бас-гитарах есть квази-параметрическая регулировка средних частот, с раздельным усилением/подавлением определенных частот.
Другими словами, регулировки EQ на гитарах, эффектах и усилителях – это широкополосные фильтры, которые «бьют по площадям». В реалиях записи/микширования инструменты эквализации более тонкие и комплексные. То есть, если регулировка тона на гитаре – это топорик мясника, то студийные EQ – это скальпели.
Заточим наши скальпели.
Типичный EQ-плагин
Гитарист, который пишется, может выбрать множество различных, как железных, так и софтовых эквалайзеров. Но практически все это многообразие предлагает схожую базовую функциональность. В этих примерах я использую EQ-плагин из Apple Logic Pro (Фото 1), но в других эквалайзерах вы найдете примерно все тоже самое.
Конкретно этот плагин – это 8ми полосный EQ. Это означает, что у него есть 8 независимых настраиваемых фильтров, хотя обычно столько и не нужно. Посмотрите на три ряда чисел под каждым диапазоном частот, подкрашенным своим цветом. Верхнее число – это активная частота в Герцах. Среднее число – это усиление или ослабление в дБ, а нижнее число обозначает полосу пропускания.
Давайте посмотрим, какой эффект дает эквалайзер на звук записанной гитары с дисторшном. На Примере 1 нет никакой эквализации, просто звук, снятый микрофоном с усилителя.
На Примере 2 я задействовал самый левый диапазон. ФВЧ отрезает все ниже определенной частоты. Тут выставлено значение в 150 Гц. Послушайте, как это утончает звук.
Самый правый диапазон – это ФНЧ, который действует ровно наоборот. Я выставил фильтр так, что он вырезает все, что ниже 1,1 кГц (Фото 3). Это делает звук более темным и тусклым.
Диапазоны 2 и 7 – это обрезные фильтры. Они влияют на все выше или ниже определенной частоты, они могут, как усиливать, так и ослаблять. Усиление низких частот, как на Фото 4, дает эдакий барабанный звук с плотными низами.
Высокочастотный обрезной фильтре (Фото 5) часто используют, что сделать гитарный трек ярче.
Четыре центральных диапазона самые функциональные и мощные. Это полностью параметрические EQ, которые могут усиливать и ослаблять любые частоты на записи с любой полосой пропускания. Установим узкую полосу (Фото 6), это даст нам эдакий похожий на wah-резонанс.
Выставим более широкую полосу пропускания (Фото 7). Это сделает ярче более широкий звуковой диапазон.
И наконец, я выставил полосы EQ так, как это обычно делают для кранчевой гитары (Фото 8).
Что звучит лучше всего? Если слушать отдельно, то, возможно, первый пример, где нет никакой эквализации. Но гитарный трек очень редко бывает один сам по себе. «Правильные» настройки EQ всегда зависят от ситуации. В следующем месяце мы посмотрим на настройки EQ, которые часто встречаются в практике студийной работы.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник
Эквалайзер
Эквалайзер
Другой неотъемлемый элемент в достижении звуковой нирваны это эквалайзер.
Представьте звуковой диапазон, где с одной стороны гудящие инструменты (например «бочка» или бас), а с другой стороны высокие (например, тарелки). Именно такой подход используют звукорежиссёры и звукоинженеры, когда микшируют запись – вместо того, чтобы просто крутить ручки громкости, они пытаются выделить каждому инструменту свои частоты, чтобы каждый звук был на своём месте в звуковом спектре.
Как гитарист, вы должны искать такую часть звукового диапазона, которая меньше всего нужна другим музыкантам. Эта ниша находится где-то в середине, так что лучшим выбором будет посильнее выкрутить ручку Mid на усилителе. Я знаю, что гитара с большим количеством средних частот звучит слишком примитивно и гнусаво, когда вы слышите её отдельно, и многие «диванные» гитаристы стремятся к звуку с относительно слабой «серединой», но, поверьте мне, в группе такое звучание будет восприниматься как слабое и вялое. Если же вы добавите средних частот, то ваш звук не только начнёт лучше выделяться, но и не будет «давить» звучание товарищей по группе. Каждый будет услышан и каждый будет счастлив, включая аудиторию!
Более того, если вы хотите, чтобы ваши соло лучше «прорезались» через общее звучание группы на концерте или при записи, то прокручивание ручки Mid может быть столь же эффективно, как и повышение громкости, а на некоторых гитарах, именно для этих целей, установлен переключатель mid-boost.
Расхваливая преимущества средних частот, я должен заметить, что из всего вышесказанного есть исключения: очень чистый, стеклянный фанковый звук, часто используемый в поп записях (где роль гитары заключается больше в создании перкуссивного эффекта, чем игре основной мелодии) или резкие металл-риффы, как у Джеймса Хэтфилда из Metallica. Звучание этого хрустящего, дьявольского ритма по-английски называют буквально «продавленный» (scooped), это означает, что басы и высокие частоты усилены, а средние урезаны (представьте графический эквалайзер установленный V-образно). Добавьте большую дозу перегруза и вуаля – это звук Сатаны! Такой звук очень хорош, если используется к месту, но не забывайте, что он занимает добрую долю частот, обычно отведённых для басиста. При правильном подходе, комбинация «продавленной» гитары и баса может звучать как один инструмент с монстрообразно толстым звуком (а это отличная вещь!), но это хорошо применимо в тяжёлой, риффовой музыке; в большинстве других случаев, более важно слышать бас отдельно.
Источник