Гитара с какого языка заимствовано

Гитара

Гитара — один из самых популярных музыкальных инструментов.

Этимология слова «гитара»

В русском языке слово «гитара» появилось в эпоху русского царя Петра I (1672 – 1725), через польский (gitara) или немецкий (Gitarre). В эти языки название струнного инструмента пришло из латинского cithara и греческого kithara («кифара» – струнный инструмент) ( Этимологический словарь русского языка (1950 – 1958 гг.) Фасмера М.Р. ).

Толковый словарь (1935 – 1940 г.) Д. Н. Ушакова отмечает, что слово «гитара» от испанского guitarra и от греческого kithara — лира.

По одной из версий, слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. ситар — семиструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец «гитара» в России

Слово является интернациональным: английский — guitar, немецкий — guitarre, французский — guitare, испанский — guitarra, итальянский — chitarra, румынский — chitara.

Историческая справка о гитаре

Одни историки полагают, что гитара впервые появилась на востоке и затем распространилась по всему миру. Другие историки полагают, что подобные гитаре инструменты появились в Испании после её завоевания маврами (арабами и берберами из Северной Африки) в 711 году н.э. Обладая высоко развитой культурой, представители единого Арабского Халифата оказали сильное влияние на формирование культуры Европейской. В частности – на ограниченную строгими рамками церковных канонов музыкальную культуру. Богатая традициями инструментальная музыка Востока быстро завоевала симпатии испанской знати, постепенно распространяясь по всей Европе. Характерные для арабской музыки инструменты – тар, ребаб, танбур, цитра и аль-уд определили формирование и дальнейшее развитие музыкальных инструментов в эпоху Возрождения.

Читайте также:  Малое славословие чмелев смешанный ноты

Появление в Европе

Появление гитары не отмечено каким-либо бурным развитием в европейской музыке времён Средневековья. Свидетельства существования похожего на гитару инструмента не столь многочисленны. Некоторые иллюстрации к церковным книгам, а также описания, относящиеся к 13 в., зафиксировали два вида инструмента, называемого «гитара» – мавританская и латинская, отличающиеся одна от другой формой и конструктивными особенностями.

Первым предком гитары стала виола. Она представляла собой инструмент с полым корпусом и шестью парами струн. Попарная установка струн способствовала усилению звука. Играли на виоле пальцами, и для нее было написано очень много нот и табулатур. Сейчас музыку, написанную для виолы можно сыграть на двенадцатиструнной гитаре. В дальнейшем стали развиваться подобные инструменты с четырьмя и пятью парами струн. В дальнейшем виола стала терять популярность и вышла из моды. На смену ей пришла гитара с пятью парами струн.

Классики

В конце 18 века в Испании появляются композиторы и виртуозы Ф. Сор и Д. Агуадо; одновременно с ними в Италии – М. Джулиани, Л. Лениани, Ф. Карулли, М. Каркасси и другие. Они создают литературу для этого инструмента, начиная от мелких пьес и кончая сонатами и концертами с оркестром.

Итальянец Джулиани является основоположником итальянской гитарной школы. Он был блестящим гитаристом, а также в совершенстве владел скрипкой. Когда в 1813 году в Вене впервые исполнялась седьмая симфония Бетховена под управлением автора, Джулиани принимал участие в её исполнении в качестве скрипача. Бетховен высоко ценил Джулиани как композитора и музыканта. Его сонаты, концерты с оркестром исполняются современными гитаристами, а педагогическая литература является ценным наследием и для педагогов, и для учащихся.

В середине 19 века появляется знаменитый скрипач Николо Паганини, который замечательно играл и на гитаре. Играя на этих двух инструментах, казалось не имеющих ничего общего, он многие гитарные приёмы перенёс на скрипку, а скрипичные – на гитару. Гитарные приёмы сказались, прежде всего, в технике пиццикато и двойных флажолетов, в связной игре аккордами, а так же в характерной для Паганини перестройке нижней струны соль и повышении строя скрипки. Паганини написал более 140 пьес для гитары, 28 дуэтов для гитары и скрипки, 4 трио, 9 квартетов для смычковых инструментов с гитарой. Интересно отметить, что гитара в квартетах часто соревнуется со скрипкой, исполняя ту же роль, что и скрипка.

Также во второй половине 19 века в истории гитары появилось новое яркое имя испанского композитора, солиста-виртуоза Франциско Тарреги. Он создаёт свой стиль письма. В его руках гитара превращается в маленький оркестр. Франциско Таррега родился 21 ноября 1852 года в Испании, в городе Вильяреале провинции Валенсия. Любовь к гитаре у мальчика появилась в раннем детстве, когда он слушал уличных музыкантов-гитаристов. Первым учителем Тарреги был гитарист-композитор Аркас, который привил ученику хороший вкус и любовь к гитаре. Таррега окончил Мадридскую консерваторию по классу фортепиано, но продолжал совершенствоваться в игре на гитаре. Свой первый концерт Таррега дал в театре Альгамбры не на рояле, а на гитаре. Концерт прошёл с огромным успехом. Дальнейшую свою жизнь Таррега посвятил гитаре. Исполнительское творчество этого замечательного музыканта оказало влияние на творчество его друзей-композиторов: Альбениса, Гранадоса, де Фалья и других. В их фортепианных произведениях часто можно услышать подражание гитаре. Слабое здоровье не давало Тарреге возможности концертировать, поэтому он посвятил себя педагогической деятельности. Можно смело сказать,, что Таррега создал свою школу игры на гитаре. К числу его лучших учеников относятся Мигуэль Льобет, Эмелио Пухоль, Доминико Прат, Даниэль Фортеа, Илларион Лелюп и другие известные концертанты. Многочисленные ученики Тарреги передают его метод преподавания.

В 20 веке появляется имя великого испанского гитариста Андреса Сеговии. Родился он 17 февраля 1894 года близ Кордовы. Научился играть на гитаре самоучкой в раннем возрасте и завершил своё музыкальное образование в музыкальном институте Гранады. В 1909 году он впервые выступил как гитарист-концертант в Гренаде, вслед за тем последовали его концертные выступления в в других городах Испании. В 1922 году Сеговия поехал в Южную Америку, где его концерты прошли с огромным успехом. С этого времени он концертирует в Германии, Австрии и Франции. В 1926 – 1927 гг. он приезжал на гастроли в СССР. В Советском Союзе его так же ждал успех. Вот что писал о Сеговии академик Б.В. Асафьев: «Культура игры на гитаре в Испании давняя, старинная, и корни её уходят в далёкое романтическое прошлое. Представитель этой культуры – Сеговия, прежде всего серьёзный и строгий музыкант. Слушать его – своеобразное наслаждение; благородство звука, ритм, интенсивнейшая сдержанность исполнения, чёткость и чистота интонаций (флажолеты просто изумляют!), безупречность вкуса, утончённость, не показное мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков – вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игру Сеговии, в игре столь необычной у нас, где искусство так опошлилось. Сеговия ни на один момент ни упускает из виду пластики форм: он красиво и последовательно подчёркивает конструктивные детали, блестяще расцвечивает основную мелодическую линию пышными узорами или развивает её хрупким, как утончённая резьба орнаментом…».

В 1936 году Сеговия побывал вторично в Советском Союзе, везде вызывая восхищение своим мастерством. Он исполнял произведения классиков-гитаристов: Сора, Джулиани, транскрипции произведений Чайковского, Шуберта, Гайдна и оригинальные произведения испанских композиторов: Турина, Торроба, Тансмана, Кастельнуово-Тедеска и других композиторов. У Сеговии состоялось не мало встреч с советскими гитаристами, на вопросы которых он охотно отвечал. В беседах по поводу техники гитарной игры Сеговия указывал на особую важность не только постановки рук, но и правильного применения аппликатуры.

Классическая гитара в России и СССР

До 17 века гитара в России не имела большого распространения. Её можно было встретить лишь в богатых домах случайно завезённой из-за границы. Первые замечания о гитаре встречаются у Я. Штелина( написал первый исторический обзор музыкальной культуры в России), жившего в России в 18 веке. Он писал о том, что гитара в России распространялась медленно, но с появлением среди других гастролёров гитаристов-виртуозов Цани де Ферранти, Ф. Сора, М. Джулиани и других этот инструмент завоёвывает себе симпатии и получает широкое распространение. Появляются в начале 19 века русский гитаристы: М. Соколовский, Н. Макаров и другие, успешно концертирующие в России и за границей.

В России в основном был широко распространен семиструнный вариант испанской гитары. Изобретателем и основоположником русской семиструнной гитары по праву считается композитор, а также гитарист-виртуоз Андрей Сихра, во многом благодаря его деятельности в России в конце XVIII начале XIX веков семиструнная гитара была очень популярна.

Гитара оставила яркий след в музыкальном искусстве в России. В произведениях композиторов 30 – 50-х гг. прошлого века явно ощущается её влияние. Фортепианное сопровождение многих романсов М. Глинки и А. Даргомыжского написано в стиле гитарного сопровождения. Путешествуя по Испании, Глинка под впечатлением игры на гитаре Феликса Кастильо создал свои гениальные произведения для симфонического оркестра: «Арагонскую хоту» и «Ночь в Мадриде». Композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев и другие свои широка популярные романсы и песни написали в расчёте на сопровождение гитары или фортепиано в манере, близкой гитарному аккомпанементу.

Знаменитый гитарист Соколовский после блистательных выступлений в Москве в 1847 году и других городах России, после огромного успеха в Лондоне, Париже, Вене, Берлине мечтал всю свою жизнь преподавать в консерватории, но, несмотря на то, что он был гитарист с мировым именем, двери консерватории для него были закрыты. Он имел возможность давать лишь частные уроки.

Не менее известный гитарист Макаров, гитарист-концертант, тоже старался доказать, что этот инструмент заслуживает более большего внимания. В 1856 году он попытался организовать Всероссийский конкурс гитаристов, композиторов, пишущих для гитары, а так же мастеров, изготовляющих эти инструменты. Таким путём он рассчитывал выявить новых прекрасных музыкантов, новые произведения и лучших мастеров. Но это большое дело никто не поддержал. Своё намерение Макаров всё же осуществил, но не в России, а в столице Бельгии Брюсселе.

Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции были созданы все условия для развития различных жанров искусства. Открылись многочисленные музыкальные школы и консерватории. Советский народ с большим энтузиазмом приобщался к искусству. В 1931 году в музыкальных училищах и школах начали преподавать игру на гитару. Одними из первых педагогов на шестиструнной гитаре были П.С. Агафошин и П.И. Исаков. В 1932 году преподавание на гитаре было введено в Московской, Киевской и других консерваториях.

Пётр Спиридонович Агафошин родился в 1874 году. Более сорока лет он проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. С 1931 года он вёл класс гитары в музыкальном училище имени Октябрьской революции и Московской государственной консерватории. Многие современные советские гитаристы являются его учениками. Агафошину принадлежит книга «Новое о гитаре», изданная в 1928 году.

Деятельность Агафошина, направленная на развитие в нашей стране культуры игры на шестиструнной гитаре, была высоко оценена Советским правительством. Он был награждён орденом «Знак почёта» и двумя медалями. Агафошин вложил много труда, чтобы создать профессиональные кадры гитаристов, исполнителей и педагогов. Периодически устраивались конкурсы, в которых наравне с другими музыкантами участвовали и гитаристы. В 1936 году Всесоюзное радио провело конкурс молодых исполнителей на народных инструментах. В Москву съехались представители всех республик. Среди победителей были и гитаристы.

В годы Великой Отечественной войны и после гитара в учебных заведениях не преподавалась.

В 1952 году было введено занятие на шестиструнной гитаре на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе имени Стасова. Вскоре и в других музыкальных школах открылись такие же классы.Большую роль сыграл Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в 1957 году в Москве, на котором проходил международный конкурс гитаристов. Русские гитаристы завоевали почётные звания лауреатов международного конкурса. В 1960 году в музыкальном училище при консерватории введено обучение игре на гитаре.

Гитара в наше время

XX век стал эпохой второго рождения гитары, одновременно с зарождением рок-музыки, с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (т. н. «сковородка»). Немногим позднее, в начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster и Stratocaster, которые были выпущены в начале 60-ых компанией Fender.

Источник

К этимологии слова «гитара»

К этимологии слова «гитара»

Согласно официальной этимологии слово «гитара» — это аналог польского «gitara» или немецкого «Gitarre», которые восходят к латинскому (а точнее перс.-греч) слову «cithara» от греческого «κιθάρα» (кифара).

Как известно, греч. «θ» (тета, фита) может соответствовать «th», переходящему в «t», а латин. «c» может соответствовать «ц» и «к» (сравните: θέμα — тема, цезарь — кесарь); впрочем, латин. «с» может соответствовать и русскому «ч» (Сicerone (Цицерон, Кикерон) — шуточное «чичероне» (экскурсовод)).

Если мы используем санскрит для прояснения ситуации с рассматриваемым словом «gitara», то неожиданно обнаружим, что, скорее всего, оно может иметь отличное от латинского и греческого слов происхождение. Тем более, что музыкальные инструменты «гитара» и «кифара» никак не похожи по внешнему виду друг на друга.

Для того, чтобы подтвердить высказанную мысль, рассмотрим сначала возможную этимологию иностранных слов, в качестве примера взяв латинское слово «cithara» .
Упоминание о его перс.-греч происхождении приводит нас к названию другого музыкального инструмента, по форме напоминающего гитару, который называется «тар», что в переводе с персидского означает «струна, нить». Еще один музыкальный инструмент с похожим названием называется «дутар», что означает, вроде бы, определенное: «две струны». Он тоже по форме напоминает гитару,- то есть, имеет длинный гриф. Но дело в том, что у слова «тар» могут быть не один, а несколько смыслов, ведь, инструмент с таким названием является, как минимум, шестиструнным.

Вполне возможно, что персидское слово «тар» (струна) связано с санскр. словом «taru»(ara) — быстрый, скорый. И то правда,- когда струна звенит, то посмотрите, насколько быстро она колеблется. При этом, в латинском языке есть слово «cito» — приводить в движение, быстро, скоро, по смыслу похожее и на санскр. «taru»(ara) — быстрый, скорый, и на санскр. «сit» – стремиться к, уделять внимание, постигать , заставить выйти, что соответствует игре на кифаре или на гитаре, струны которых приводятся в движение пальцами с зажатой в них специальной пластинкой или без оной, но, при этом, пальцы, как бы, сами стремятся к струнам, заставляя выйти чарующие звуки наружу. Естественно, что постижение таинства музыки тоже входит в определение игры на любом музыкальном инструменте, а не только на кифаре или на гитаре.т

Есть в санскрите и слово «cita», которое можно трактовать как «собранные вместе, расположенные в линию, инкрустированный», что можно связать со струнами красиво разукрашенной гитары или кифары. А также близкое к нему слово «kit» — привязывать, зажимать, раскрашивать, которое имеет и более «страшное» значение — ужасать, пугать, вызывать тревогу. С ним связано греч. κῆτος — «морское чудовище».

Что же касается значения «привязывать, раскрашивать», то приведу мифологический рассказ из греческого «Физиолога»: «Кит похож на остров; корабельщики пристают к нему и, вбив колья, привязывают к ним корабли; чудовище не трогается; но как только разведут на его хребте огонь, оно тотчас уходит в глубину, увлекая с собой обманутых пловцов». Скорее всего, китом назвали огромное и необычное животное, которого, поначалу, ужасно боялись, а так как второе значение древнего слова «kit» не знали куда пристроить, то, впоследствии, и выдумали сказку о привязываемых к морскому животному кораблях.

Любопытно, что со словом «cita» — собранные вместе, расположенные в линию и «сit» в значении «стремиться к, уделять внимание, постигать» могут быть связаны слова «читать» и «считать»,- ведь, читают (постигают) буквы в книге, собранные вместе и расположенные в линию, а считают, например, собранные предметы, которые удобней расположить по порядку.

Получается, что если латинское слово «cithara» и греческое «κιθάρα» имеют отношение к санскритским словам «сit», «cita», «kit» и «ara», «taru», то они являются, лишь, одним из способов описания музыкального инструмента «кифара», в котором определяется, что этот инструмент имеет набор струн, а также то, что он может быть с инкрустацией или с каким-то другим украшением. Указывают эти слова и на быстроту колебания струн, и на стремление человека дотронуться до них, чтобы извлечь музыкальные звуки. Интересно, что санскр. слово «kīṭa» можно перевести как «червь», что является следствием ассоциативной связи со струной.

Помимо вышесказанного, соединение санскр. слов «ci» — быть нацеленным на, искать, постигать, складывать и «thara» — рифма, рифмованный стих дает составное слово «cithara»,- полный фонетический аналог латинского термина «кифара»,- которое можно трактовать как «связанная с песней»,- что подтверждается сообщением о том, что «изначально, кифара использовалась для аккомпанемента пению». Кстати, в слове «cithara» (гитара) просматривается название другого струнного щипкового музыкального элемента «цитра».

Соединение санскр. cit – “стремиться к, уделять внимание, постигать» и hara — «производящий на свет, уносящий, пленительный, подобный нитке жемчуга» тоже дает слово «cithara» (кифара). Пленительная музыка, производимая на свет с помощью пальцев, стремящихся к струнам, уносится в непостижимую даль. Наверное, такая картина могла когда-то возникнуть у всякого образованного человека, слышащего слово «cithara».

Существует версия о происхождении слова «гитара» от санскритского слова «кутур», означающего «четырёхструнный». В таком случае, любопытно сравнить латин. слово «cithara» и русское слово «четыре»,- тем более, что в так называемых цокающих говорах «ч» звучит как «ц». Скорее всего, под словом «кутур» подразумевают санскр. «catvār» — четыре (сравните: четвер-г), где слово «tvār» — спешить, торопиться, подгонять, возбуждать, оживлять, ускорять тождественно слову «tur» — спешащий, торопящийся, а «ca» связано со значением «движения» и «света, чистоты», что можно ассоциировать со светлыми и чистыми звуками, которые издают струны музыкального инструмента. В общем-то, слово «catvār» можно трактовать и как «светлое (чистое) творение». Недаром, день недели «четверг» называется «чистым». В символике число «четыре» олицетворяет четыре стороны света или всемогущество. Звук музыкального инструмента тоже распространяется на четыре стороны света и тоже обладает волшебной и завораживающей силой.
Впрочем, санскр. «ku» — звучать и «tur» — торопящийся, побеждающий позволяют трактовать слово «кутур» и как «всепобеждающие звуки».

Рассмотрим теперь, якобы, польское слово «gitara», разложив его на части разными способами.
При этом, санскр. «ghita» — песня и «rā» в значении «дарить» определяют слово «гитара» как «дарящая песню».
Соединение слов «gita» – поющий, воспевающий, ликующий и «ra» в значении «яркость, блеск» дает нам «gitara» — ликующий свет. Кстати, бог солнца Ра — это бог, дарящий свет.
Можно разделить слово «gitara» и на «gi», равное «gir» – призывающий, молящий, воспевающий, и «tara» – покоряющий, завоевывающий, звучный, спасающий душу, переносящий через и т. д. Эти значения элементов «gi» и «tara» напоминают многочисленные истории из книг и кинофильмов о том, как влюбленные с помощью звонкой гитары молили гордых красавиц выйти к ним на свидание и с помощью гитары завоевывали их сердца. Но были и те, кто, спасая душу, бродил по белу свету с гитарою за спиной, чтобы уйти от горьких воспоминаний о неразделенной любви.

В соответствии с другой ипостасью санскр. слова «tara» – сияющий, блестящий, лучезарный ранние гитары имели богатое украшение. Да, и сейчас на них, время от времени, по старой традиции повязывают красивый бант.

Помимо этого, близкое к вышеназванному слово «thara» на русский язык переводится как «рифма, рифмованный стих», — что, в сочетании с «gi» — призывающий, молящий, воспевающий, позволяет трактовать слово «гитара» как «воспевающая в рифму». Судя по всему, умение писать стихи, а также играть на музыкальных инструментах и петь, в глубокой древности приравнивалось к волшебству и оценивалось очень высоко.

Если кто-то думает, что слова «gi» и «tara» никак не связаны с русским языком, то он ошибается. Элемент «gi», тождественный «gir», связан со словом «горло», ведь, «gir» — это не только «призывающий, молящий, воспевающий», но и «глотающий, поглощающий, прожорливый». На украинском языке «гирло» — горло. К тому же, санскр. «gara» — глотающий, поглощающий, прожорливый имеет то же самое значение, что и санскр. «gir». При этом, санскр. «gā» — петь, воспевать, восхвалять, а «go» — речь. Сравните: го-лос, где «лос» имеет отношение к санскр. «las» — звучать, оглашать, наполнять, появляться, играть, сиять.
Здесь любопытна связь горла, гитары и горы, в свою очередь, связанная с понятием «высоты». И то правда, гриф гитары можно сравнить с ее горлом, за счет которого гитара более высокая, чем, например, кифара. Ну, а гора, помимо того, что она, сама по себе, высокая, может иметь ущелья и пропасти, которые жадно «поглощают» неудачливых путников.
Что же касается элемента «tara» – покоряющий, завоевывающий, то он может входить не только в слово «богатырь», но и в слова «торопиться», «торить» и т. д. Сравните: «taru», «tura» — быстрый, скорый и «tara» со значением «проходящий через» (то есть, торящий путь).

Если начальное «gi» в слове «gitara» тождественно «gir» и «gara», то, вполне, вероятно, что эти слова имеют отношение к слову «гриф», ассоциированному со словом «горло»,- то есть, «gi» может являться указанием на то, что музыкальный инструмент имеет «горло». Любопытно, что в русском языке существует слово «грит» (говорит) и даже «гыт» в этом же значении. Приведу в качестве примера цитату из одной деревенской «страшилки»: «Он, значит, заходит, а его хватает голая рука и говорит: «Ты,— гыт,— на мне женищься?»
Тогда «гитара» (гытара) — говорящая.

Можно сделать предположение, что слово «гитара» связано со словом «гутор» (беседа, болтовня) и словом «гутарить», которое до сих пор существует в диалектах русского языка. Первая часть «гу» может быть связана с санскр. gu (ku ) — звучать, а вторая «тара» — звучный, покоряющий, переносящий, в данном случае, получает значение перехода звука (голоса) от одного человека к другому. Сравните: чеш. kytara (гитара).

Не надо удивляться тому, что, вроде бы, разные слова так «цепляются» друг за друга,- просто, они частично могут состоять из одних и тех же элементов. Конечно же, все языки мира, по своему происхождению, являются искусственными, Они создавались далеко не глупыми людьми в течение больших промежутков времени и в полном соответствии с существовавшими на тот момент взглядами и религиозными убеждениями. К тому же, сами древние люди могли обладать удивительным фантазийным мышлением, которое помогало им создавать многочисленные мифы, сказки, истории. Надо иметь ввиду и то, что многие из этих слов, наверняка, входили в жреческий лексикон, тщательно разрабатываемый для внутреннего употребления в, собственно, жреческой среде. Вряд ли, все эти слова могли «умереть» вместе с последними древними жрецами или волхвами.

Исходя из всего вышесказанного, крайне сомнительно, что слово «gitara» произошло от латинского «cithara» или греческого «κιθάρα». Судя, по всему, они имеют разное происхождение. Не могло слово «gitara» произойти и от нем. «Gitarre», имеющего добавочный «r», который зафиксирован в порт., баск., галис., исп., ит., катал., мальт. и швед. языках. По всему, получается, что, наоборот, окончание «tarra» — это слегка испорченное «tara».

Хотя, конечно, существует вариант, что нем. «gitarre» имеет свое собственное происхождение, когда окончание «rre» могло произойти из «rara» , близкого к «radha» в значении «красота, блеск, великолепие» и «дар, подарок, успех». Сравните: «ra» — яркость, блеск и «rā» -дарить. А значит, слова «gitara» и «gitarre» могли быть созданы из родственных элементов. Если же сравнить санскр. слово «radha» и русское слово «радость», то их связь между собой выглядит, достаточно, убедительной.

И, в заключение, можно поставить вопрос о существовании в народной среде слова «гитара» на территории Древней Руси. Считается, что это слово появилось во времена Петра 1 в виде «китара». Но этот вариант тождественен греческому слову «кифара», которое могло произойти от более древнего слова kithara (а не наоборот), что не отменяет самостоятельного существования слова «гитара» на территории России. Тем более, что на тот момент буква «ф» уже существовала в русском языке, а значит, из греческого языка могло перейти, именно, слово «кифара», а не «китара». Польское ««gitara» также не могло в русском языке трансформироваться в столь точный вариант слова «кифара».

Если взять точные соответствия слов «гитара» и «китара», то слово «гитара» есть в лексиконе таких стран как: Белоруссия, Босния, Латвия, Литва, Македония, Польша, Сербия, Словакия, Украина, Хорватия, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и, естественно, Россия. Слово «gitara» есть даже в малагасийском, филиппинском языках и на языке себуано. Поэтому, выглядит несколько странным существование точного эквивалента данного слова на Филиппинах и в Польше и его отсутствие в петровской России, которая, как известно, до сих пор территориально находится между этими странами, когда в более западных странах это слово существует с разного рода искажениями.

Слово «китара», на данный момент, имеется в таких странах как: Болгария, Словения, Финляндия. На этом, пожалуй, все. Остальные слова имеют уже фонетические отклонения, как, например: чеш. kytara. алб. kitarë, мальт. kitarra, эст. Kitarr. Причем, их число минимально по сравнению с вариантами слова «gitara». Есть и варианты «kitā» (народ маори, Новая Зеландия) и «gita» (гаитянский креольский язык). Возможно, вариант «китара» пришел к нам из Болгарии, близкой к Греции.

Наличие слова «гитара» в Таджикистане, Узбекистане и Казахстане, косвенно, подтверждает тот факт, что оно могло проникнуть в Европу через Среднюю Азию, — при этом, движение слова происходило и в сторону Филиппин. Впрочем, существует вероятность того, что в некоторые из этих стран слово «гитара» могло попасть и посредством русского языка. С вариантом распространения этого слова можно, конечно, поспорить, но, в любом случае, постулат о том, что изменение слова «гитара» происходило по цепочке: «кифара (ϰιθάϱα )» в Древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и, наконец, «гитара» в России выглядит, весьма, сомнительным.
Исходя из всего вышесказанного, слово «гитара» может иметь свое собственное происхождение, ориентированное на отражение термина «звук, песня» и термина «блеск, достоинство, подарок» в этом слове. А также оно может отражать наличие высокого «горла» (грифа) у данного музыкального инструмента. И, при этом, слово «гитара» удивительным образом связано со словами из русского языка, что, возможно, потребует более тщательного осмысления данного факта.

Источник

Оцените статью