Гитара с ключом для грифа

Содержание
  1. Регулировка анкера на акустической гитаре. Настройка грифа.
  2. Что такое анкер гитары?
  3. Для чего нужен анкер гитары?
  4. Виды анкеров для гитары
  5. Сжимающий
  6. Сгибающий
  7. Принцип работы анкера
  8. Регулировка анкера. В каком месте крутить гайку?
  9. В какую сторону крутить анкер?
  10. Мифы, догадки, заблуждения
  11. Какой прогиб у грифа должен быть?
  12. Как определить форму прогиба грифа
  13. Заключение и порядок действий
  14. Ключ (гитарный)
  15. Содержание
  16. История гитары
  17. Происхождение
  18. Происхождение названия
  19. Испанская гитара
  20. Русская гитара
  21. Классическая гитара
  22. Электрогитара
  23. Устройство гитары
  24. Основные части
  25. Струны
  26. Усиление звука
  27. Приблизительные характеристики
  28. Классификация гитар
  29. По способу усиления звука
  30. По конструкции корпуса
  31. По диапазону
  32. По наличию ладов
  33. По стране (месту) происхождения
  34. По жанру музыки
  35. По роли в исполняемом произведении
  36. По числу струн
  37. Прочее
  38. Техника игры на гитаре
  39. Звукоизвлечение
  40. Левая рука
  41. Приёмы
  42. Гитарная нотация
  43. Нотная запись
  44. Табулатура
  45. Аппликатура
  46. Аксессуары

Регулировка анкера на акустической гитаре. Настройка грифа.

Что такое анкер гитары?

Анкер на акустической гитаре представляет из себя стальной стержень, который вставлен внутрь грифа, и сгибает дерево для того, чтобы на инструменте можно было играть – прежде всего, чтобы струны звучали при их нажатии.

Для чего нужен анкер гитары?

Многие начинающие гитаристы, которые не разбираются в том, как вообще устроен инструмент, немного неправильно воспринимают его строение. Гриф гитары вовсе не горизонтально прямой, как об этом многие думают. Более того – он представляет из себя столько не идеально ровный брус, сколько дугу, на которую, как тетива на лук, натянуты струны. Если бы эта часть гитары была идеально ровной – то тогда струны бы ложились на нее и их невозможно было бы зажимать. Анкер выполняет сразу две задачи – принимает на себя огромную нагрузку, которую оказывает на дерево натянутая струна, а также сохраняет гриф в одном положении для более удобной игры.

Читайте также:  Ноты для пианино avicii

Соответственно в случае, если с гитарным стержнем происходят изменения, то это напрямую влияет на удобство игры, а также на возможность исполнения песен в принципе. С кривым грифом напрямую связаны две очень распространенные проблемы:

  1. Это одна из причин, почему дребезжат струны – то есть звенят об порожки, и вместо того, чтобы давать ровный, звонкий звук, они ладят, а иногда и не играют вовсе.
  2. Струны становится зажимать очень тяжело – особенно хорошо это ощущается на 5 и выше ладу. Крайне тяжко становится играть с приемом баррэ – гитарист начинает тратить гораздо больше усилий, чем для этого требуется. Такая ситуация тоже напрямую связана с тем, что гитарный анкер перетянут, и сжимает гриф намного сильнее, чем требуется.

Вместе с этим, инструмент может перестать строить и давать ноту немного выше, или ниже, чем оно должно быть.

Как же это исправить? Именно этому и посвящена данная статья.

Виды анкеров для гитары

Прежде всего стоит понять, какие вообще бывают гитарные стержни, и как они вообще работают. Это важно, потому что для каждого из типов имеется свой механизм регулировки.

Сжимающий

Самый популярный типа анкеров, который установлен практически на каждой акустической гитаре. Его принцип действия заключается во сжатии грифа, по мере прокрутки стержня ключом. Условно он состоит из двух частей – первая, статичная, которая как раз и отвечает за удержание части инструмента в одном положении, и вторая – которую можно крутить, и которая регулирует степень того, насколько дерево сжато.

Сгибающий

Более сложная конструкция, которая характерна больше для электрогитар, особенно произведенных компанией Gibson. Он представляет их себя также механизм из двух элементов – стержня, который закреплен внутри дерева, а также шайбы, которая как раз и регулирует силу сжатия. Сжимающим данный тип анкера назван как раз потому, что стержень тянет дерево в сторону, противоположной струнам, из-за чего и происходит силовой сгиб.

Принцип работы анкера

Как уже было сказано выше, стержень силовым воздействием выгибает гриф инструмента вовне, создавая из прямого бруса дугу. Чем сильнее он затянут – тем градус этой дуги больше, и тем. Соответственно, больше расстояния до струн. И наоборот – чем он слабее, тем градус меньше, и тем меньше струны отдалены от грифа. В целом, это все – именно так и работает стержень внутри дерева.

Регулировка анкера. В каком месте крутить гайку?

Регулировка грифа гитары происходит посредством вращения гайки, которая и управляет степенью прогиба. На акустических инструментах чаще всего она расположена внутри деки, под самим бруском, в специальном отверстии. Это сделано специально для того, чтобы неопытные музыканты не пытались самостоятельно исправлять неполадки, и отправлялись к мастеру.

И это верно – рекомендуется в первую очередь пойти к человеку, который понимает, что делать, вместо того, чтобы пытаться исправить проблему самому. Причина очень проста – вы вполне можете своими действиями сорвать резьбу, или, еще хуже – повредить гриф. Поэтому идеальным вариантом для начинающего музыканта – понять, как ухаживать за гитарой, и на основе этой информации не допускать поломок.

Кроме того, реже, но на акустических инструментах анкер может быть наверху – на голове гитары. Это часто встречается у продукции фирмы Gibson, или же на электроинструментах.

В какую сторону крутить анкер?

Для начала стоит понять, что у вас не так. Для этого возьмите гитару, зажмите первый и восемнадцатый лад, и измерьте расстояние между струнами и грифом в районе пятого-седьмого лада. Оно должно быть примерно 0.3 миллиметра. Если размер больше – то тогда ваш гриф выгнуло, а это означает, что натяжение струн сильнее. В таком случае крутить гайку надо по часовой стрелке.

Если же инструмент ладит, звенит, и звучит больше как ситар или банджо – то это означает, что натяжение стержня больше, чем выдерживают струны. В таком случае вращать надо против часовой стрелки.

Мифы, догадки, заблуждения

На одном из гитарных форумов я читал тему, где человек спрашивал – до какой степени надо крутить анкер? И ему ответили – до щелчка.

Так делать нельзя. Щелчок означает, что вы, как минимум сорвали резьбу, или же вообще сломали гриф, и по нему прошла трещина.

Крутить стержень надо аккуратно, постоянно проверяя правильность прогиба. Сделать это можно просто взглянув на брусок по плоскости – как показано на фото. Так станет прекрасно понятно, насколько сильно вообще его выгнуло, и как долго еще крутить. Зачастую достаточно сделать пару поворотов, чтобы исправить всю ситуацию, поэтому помните – аккуратность превыше всего.

Кроме того, перед тем, как делать ремонт, надо обязательно снять, или ослабить струны – поэтому новичку стоит сначала узнать, как поменять струны на гитаре, чтобы сделать это без проблем.

Какой прогиб у грифа должен быть?

На самом деле, у всех ответ на этот вопрос разный. Кому-то удобно играть с чуть более большим выгибом, чем обычно, кому-то с меньшим. Однако стандарты для акустической гитары говорят, что прогиб должен быть таким, чтобы расстояние между струной и грифом на пятом-седьмом ладу было не более 0.3мм при одновременно зажатых первом и восемнадцатом ладах.

Как определить форму прогиба грифа

Этот аспект также определяется по тому, как струны ощущаются на инструменте.

  1. Если они тяжело зажимаются, особенно на высоких ладах, то брусок стал «выпуклым» — то есть выгнулся вовне.
  2. Если же струны как будто лежат на грифе, дребезжат и ладят – то он выгнут вовнутрь.

Кроме того, можете положить гитару горизонтально, настроить ее, и зажать одновременно первый и восемнадцатый лад. После этого примерно измерьте расстояние от струны до грифа на пятом-седьмом ладу. Он должен быть не более 0.3мм.

Заключение и порядок действий

Прежде, что стоит помнить по настройке анкера это осторожность во всем. Делайте все максимально аккуратно и тщательно, проверяя последствия каждых своих действий. А действия следующие:

  1. Определите форму прогиба грифа;
  2. Снимите или сильно ослабьте струны на гитаре;
  3. Крутите анкер в сторону, которая соответствует требуемой для исправления дефекта;
  4. Проверьте степень выгнутости грифа;
  5. Если что-то не так – крутите еще раз, в зависимости от желаемого результата;
  6. Проверка;
  7. Если все в порядке – натяните струны и обязательно дайте инструменту постоять некоторое время и принять изменения. Желательно дать срок в день, чтобы все встало на свое место.

Также стоит отметить, что ослабляйте или усиливайте натяжение немного с запасом – то есть чуть сильнее, или чуть слабее, поскольку струны тоже будут влиять на натяжение, и на то, насколько хорошо встанет брус со стержнем.

Кроме того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже – надо понимать, как выбрать акустическую гитару , поскольку от качества изготовления инструмента, а также его материала зависит очень многое.

Источник

Ключ (гитарный)

Гита́ра — струнный музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.

Исполнитель музыки на гитаре называется гитарист. Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье.

Содержание

История гитары

Происхождение

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся к III тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) [1] и юэцинь [2] , у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV — XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

Происхождение названия

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. ситар — семиструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара (ϰιθάϱα)» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке. [3]

Испанская гитара

В средних веках основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII—начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

Русская гитара

В России в конце XVIII начале XIX веков, становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара».

Классическая гитара

В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.

Электрогитара

В XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «сковородка»). В начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала Роллинг Стоун) живший в середине XX века американский гитарист Джими Хендрикс [4] .

Устройство гитары

Основные части

Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «голова» или «головка» грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары.

Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «седла» — простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая — чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута — тем выше она звучит [5] .

Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре — это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву.

В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются т. н. «лады». Лад — это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом.

Расстояние от нижнего порожка до порожка n-го лада вычисляется по формуле

где n — номер лада, а d — мензура гитары.

Струны

В современных гитарах используются металлические либо нейлоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.

В гитаре используется комплект струн — набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины — толстые струны, дающие более низкий звук — слева, тонкие — справа (см. рисунок выше). Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. В настоящее время производится большое количество разновидностей комплектов струн, различающихся по толщине, технологии изготовления, материалу, тембру звука, типу гитар и области применения.

Соответствие номера струны и музыкальной ноты, издаваемой этой струной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения. Наиболее известным и распространенным является так называемый «стандартный строй» (стандартная настройка), подходящий для 6-струнной гитары. В этом строе струны настраиваются следующим образом:

  • 1-я струна — нота «ми» первой октавы (e 1 )
  • 2-я струна — нота «си» малой октавы (h)
  • 3-я струна — нота «соль» малой октавы (g)
  • 4-я струна — нота «ре» малой октавы (d)
  • 5-я струна — нота «ля» большой октавы (A)
  • 6-я струна — нота «ми» большой октавы (E)

Усиление звука

Сама по себе колеблющаяся струна звучит очень тихо, что для музыкального инструмента непригодно. Для увеличения громкости в гитаре используются два подхода — акустический и электрический.

При акустическом подходе корпус гитары конструируется в виде акустического резонатора, что позволяет достичь громкости сопоставимой с громкостью человеческого голоса.

При электрическом подходе на корпусе гитары устанавливаются один или несколько звукоснимателей, электрический сигнал от которых затем усиливается и воспроизводится электронными средствами. Громкость звука гитары при этом ограничена только мощностью используемой аппаратуры.

Возможен также смешанный подход, когда звукосниматель или микрофон применяются для электронного усиления звука акустической гитары. Кроме того гитара может применяться в качестве устройства ввода для синтезатора звука.

Приблизительные характеристики

  • Число ладов — от 19 (классика) до 27 (электро)
  • Число струн — от 4 до 14
  • Мензура — от 0,5 м до 0,8 м
  • Размеры 1,5 м × 0,5 м × 0,2 м
  • Вес — от 1 до 10 кг

Классификация гитар

Существующее в настоящее время большое количество разновидностей гитар может быть классифицировано по следующим признакам:

По способу усиления звука

  • Акустическая гитара — гитара, звучащая с помощью корпуса, изготовленого в виде акустического резонатора.
  • Электрическая гитара — гитара, звучащая посредством электронного усиления и воспроизведения сигнала, снятого с колеблющихся струн звукоснимателем.
  • Полуакустическая гитара — комбинация акустической и электрической гитары, когда в дополнение к полому акустическому корпусу в конструкции предусмотрены звукосниматели.
  • Электроакустическая гитара — акустическая гитара, в которой установлено электронное устройство для усиленного воспроизведения звука.
  • Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник гитара) — разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.
  • Синтезаторная гитара (MIDI гитара) — гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука.

По конструкции корпуса

  • Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
  • Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
  • Флэттоп — фолк-гитара с плоской верхней декой.
  • Арктоп — акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположеными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годахXX века фирмой Gibson.
  • Дредноут — фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. Обладает повышенной по сравнению с классическим корпусом громкостью и преобладанием низкочастотных компонент в тембре. Разработана в 20-х годахXX века фирмой «Мартин».
  • Джамбо — укрупненный вариант фолк-гитары, разработанный в 1937 фирмой Гибсон и ставший популярным среди кантри и рок гитаристов.
  • Вестерн — акустическая или электроакустическая гитара, характерной чертой таких гитар стал вырез под последними ладами, для того что бы максимально облегчить доступ к этим самым последним ладам.

По диапазону

  • Обычная гитара — от ре(ми) контроктавы до до(ре) третьей октавы. использование машинки позволяет существенно расширить диапазон в обе стороны. Диапазон гитары составляет около 5ти октав
  • Бас-гитара — гитара с низким диапазоном звучания, как правило на одну октаву ниже обычной гитары. Разработана фирмой «Фендер» в 50-х годах XX века.
  • Тенор-гитара — четырехструнная гитара с укороченой мензурой, диапазоном и строем банджо.
  • Баритон-гитара — гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что позволяет настраивать ее на более низкое звучание. Изобретена компанией «Данэлектро» в 1950-х годах.

По наличию ладов

  • Обычная гитара — гитара, имеющая лады и ладовые порожки, приспособленная для игры в равномерно темперированом строе.
  • Безладовая гитара — гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука. Больше распространены безладовые бас-гитары.
  • Слайдовая гитара (Слайд-гитара) — гитара, предназначенная для игры слайдом, в такой гитаре высота звука плавно изменяется с помощью специального приспособления — слайда, которым водят по струнам.

По стране (месту) происхождения

  • Испанская гитара — акустическая шестиструнная гитара, появившаяся в Испании в XIII — XV веках.
  • Русская гитара — акустическая семиструнная гитара, появившая в России в XVIII — XIX веках.
  • Гавайская гитара — слайдовая гитара, функционирующая в «лежачем» положении, то есть корпус гитары лежит плашмя на коленях гитариста или на специальной подставке, гитарист при этом сидит на стуле или стоит рядом с гитарой как за столом.

По жанру музыки

  • Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
  • Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
  • Фламенко-гитара — классическая гитара, адаптированая к потребностям музыкального стиля фламенко, отличается более острым тембром звука.
  • Джазовая гитара (оркестровая гитара) — устоявшееся название для арктопов фирмы «Гибсон» и их аналогов. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра, что предопределило их популярность у джазовых гитаристов 20-х — 30-х годов XX века.

По роли в исполняемом произведении

  • Соло-гитара — гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот.
  • Ритм-гитара — гитара, предназначенная для исполнения ритмических партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот.

По числу струн

  • Четырёхструнная гитара (4-струнная гитара) — гитара, имеющая четыре струны. В подавляющем большинстве случаев четырёхструнные гитары — это бас-гитары либо теноровые гитары.
  • Шестиструнная гитара (6-струнная гитара) — гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространённая разновидность гитар.
  • Семиструнная гитара (7-струнная гитара) — гитара, имеющая семь одиночных струн. Широко примнялась в русской музыке XVIII—XIX веков.
  • Двенадцатиструнная гитара (12-струнная гитара) — ритм-гитара с 6 сдвоенными струнами. На ней играют в основном профессиональные рок-музыканты, фолк-музыканты и барды-песенники.
  • Прочие — существует большое количество менее распространенных промежуточных и гибридных форм гитар с увеличенным числом струн. Число струн может быть увеличено либо простым добавлением новых струн для расширения диапазона гитары, либо удваиванием или даже утраиванием несколькоих или всех струн для получения более полного тембра звука, либо совмещением в одном корпусе двух (а иногда и больше) грифов для удобства сольного исполнения некоторых произведений.

Прочее

  • Гитара Добро — резонаторная гитара, изобретенная в 1928 году братьями Допера. В настоящее время «Гитара Добро» является торговой маркой принадлежащей фирме Гибсон.
  • Укулеле — миниатюрная четырехструнная версия гитары, изобретенная в конце XIX века на Гавайских островах.
  • Тэппинговая гитара (тэп-гитара) — гитара, предназначеная для игры способом звукоизвлечения тэппинг.
  • Гитара Уорра — электрическая тэппинговая гитара, имеет корпус аналогичный обычной электрической гитаре, допускает также и другие способы звукоизвлечения. Существуют варианты с 8, 12 или 14 струнами. Не имеет стандартной настройки.
  • Стик Чапмена — электрическая тэппинговая гитара. Не имеет корпуса, допускает игру с двух концов. Имеет 10 или 12 струн. Теоретически возможно одновременное извлечение до 10 нот (1 палец — 1 нота).

Техника игры на гитаре

При игре на гитаре гитарист зажимает пальцами левой руки струны на грифе, а пальцами правой извлекает звук одним из нескольких способов. Гитара при этом находится перед гитаристом (горизонтально или под углом, с грифом, поднятым до 45 градусов) опираясь на колено либо висит на ремне, перекинутом через плечо. Гитаристы-левши переворачивают гитару грифом вправо и меняют функции рук — зажимают струны правой рукой, извлекают звук — левой. Далее названия рук приведены для гитариста-правши.

Звукоизвлечение

Основным способом звукоизвлечения на гитаре является щипок — гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает и отпускает. При игре пальцами применяют две разновидности щипка: апояндо — с опорой на соседнюю струну и тирандо — без опоры.

Также гитарист может с небольшим усилием ударить сразу по всем или по нескольким соседним струнам. Этот способ звукоизвлечения называется «разгеадо». Также распространено название «бой».

Щипок и удар могут исполнятся пальцами правой руки или же с помощью специального приспособления, называемого «плектр» (или медиатор). Плектр представляет собой небольшую плоскую пластину из твёрдого материала — кости, пластмассы или металла. Гитарист держит его в пальцах правой руки и защипывает или ударяет им струны.

Во многих современных стилях музыки широко применяется способ звукоизвлечения «слэп», когда струна начинает звучать от удара о ладовые порожки. Для этого гитарист либо сильно ударяет большим пальцем по отдельной струне, либо подцепляет и отпускает струну. Эти приёмы называются «слэп» (удар) и «поп» (подцеп) соответственно. Преимущественно слэп применяется при игре на бас-гитаре.

Также возможен способ звукоизвлечения, когда струна начинает звучать от удара о ладовый порожек при её резком зажатии. Такой способ звукоизвлечения называется «тэппинг». При игре тэппингом звукоизвлечение может осуществляться обеими руками.

Левая рука

Левой рукой гитарист обхватывает гриф снизу, опираясь большим пальцем на его тыльную сторону. Остальные пальцы используются для зажимания струн на рабочей поверхности грифа. Пальцы обозначаются и нумеруются следующим образом: 1 — указательный, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец. Положение кисти руки относительно ладов называется «позиция» и обозначается римской цифрой. Например если гитарист зажимает 2-ю струну 1-м пальцем на 4 ладу, то говорят, что рука находится в IV позиции. Незажатая струна называется «открытая».

Струны зажимаются подушечками пальцев, таким образом, одним пальцем гитарист имеет возможность зажать одну струну на одном ладу (однако существуют аккорды, в которых, помимо большого баррэ, зажатого первым пальцем, необходимо зажать на одном ладу две струны вторым пальцем). Исключением является указательный палец (а иногда и другие пальцы), который можно «положить» на гриф «плашмя» и зажать таким образом сразу несколько, или даже все струны на одном ладу. Этот весьма распространенный приём называется «баррэ». Различают большое баррэ (полное баррэ), когда гитарист зажимает все струны, и малое баррэ (полубаррэ), когда гитарист зажимает меньшее количество струн (вплоть до 2). Остальные пальцы во время применения баррэ остаются свободными и могут использоваться для зажатия струн на других ладах.

Приёмы

Кроме описаной выше основной техники игры на гитаре, существуют разнообразные приёмы широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки.

  • Арпеджио (перебор) — последовательное извлечение звуков созвучия. Исполняется путем последовательного защипывания разных струн одним или несколькими пальцами.
  • Арпеджиато — очень быстрое последовательное извлечение звуков аккорда, расположенные на разных струнах.
  • Тремоло — очень быстрое многократное повторение щипка, без смены ноты.
  • Легато — слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки.
    • Восходящее легато — уже звучащая струна зажимается резким и сильным движением пальца левой руки, звук при этом не успевает прекратиться. Распространено также английское наименование этого приема — хаммер, хаммер-он.
    • Нисходящее легато — палец сдергивается со струны, слегка подцепляя ее при этом. Встречается также английское наименование — пул, пул-офф.

  • Бенд (подтяжка) — повышение тона ноты путем поперечного смещения струны по ладовому порожку. В зависимости от опыта гитариста и используемых струн этим приёмом можно повысить извлекаемую ноту на полтора-два тона.
  • Вибрато — периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука. Исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила ее натяжения и соответственно высота звука. Другой способ исполнить вибрато — последовательное периодическое исполнение приёма «бенд» на небольшую высоту.
  • Глиссандо — плавный переход между нотами. В гитаре возможно между нотами, расположенными на одной струне, и исполняется перемещением руки из одной позиции в другую не отпуская пальца, прижимающего струну.
  • Стаккато — Короткое отрывистое звучание нот. Исполняется путем глушения струн правой либо левой рукой.
  • Тамбурин — перкуссионный приём, заключается в постукивании по струнам в районе подставки, пригоден для гитар с полым корпусом, акустических и полуакустических.
  • Гольпе — еще один перкуссионный приём, постукивание ногтем по деке акустической гитары, во время игры. Применяется в основном в музыке фламенко.
  • Флажолет — заглушение основной гармоники струны путем прикосновения к звучащей струне точно в месте, делящем ее на целое число частей. Различают натуральные флажолеты, исполняемые на открытой струне, и искусственные, исполняемые на зажатой струне.

Гитарная нотация

В гитаре большинство звуков из диапазона доступных могут быть извлечены несколькими способами. Например нота Ми первой октавы может быть взята на 1-й открытой струне, на 2-й струне на 5-м ладу, на 3-й струне на 9-м ладу, на 4-й струне на 14-м ладу, на 5-й струне на 19-м ладу и на 6-й струне на 24-м ладу (на 6-струнной гитаре с 24 ладами и стандартным строем). Это дает возможность одно и то же произведение сыграть несколькими способами, извлекая нужные звуки на разных струнах и зажимая струны разными пальцами. Расположение пальцев гитариста при игре произведения называется аппликатурой этого произведения. Различные созвучия и аккорды тоже могут быть сыграны многими способами и тоже имеют разные аппликатуры.

Для записи гитарных аппликатур применяется несколько подходов.

Нотная запись

В современной музыкальной нотации при записи произведений для гитары применяется набор условных обозначений, позволяющий указать аппликатуру произведения. Так, струна, на которой рекомендуется исполнять ноту обозначается номером струны в кружочке, позиция левой руки — римской цифрой, пальцы левой руки — номерами от 1 до 4 (открытая струна номером 0), пальцы правой руки — латинскими буквами p, i, m и a, а направление удара медиатором — значками (вниз) и (вверх).

Кроме того при чтении нот следует помнить о том, что гитара является транспонирующим инструментом — произведения для гитары всегда записываются на октаву выше чем звучат. Так делается для того, чтобы избежать большого количества добавочных линий снизу.

Табулатура

Альтернативный способ записи произведений для гитары — табулатурная запись, или табулатура. В гитарной табулатуре записывается не высота звуков, а позиция и струна каждой ноты произведения. Также в табулатурной записи могут применяться обозначения пальцев, аналогичные используемым в нотной записи. Табулатурная запись может применятся в одиночку или совместно с нотной записью.

Аппликатура

Существуют графические изображения аппликатур, широко применяемые в процессе обучения игре на гитаре, также называемые «аппликатура». Подобная аппликатура представляет собой схематически изображенный фрагмент грифа гитары с обозначенными точками местами постановки пальцев левой руки. Пальцы могут быть обозначены своими номерами, так же как и позиция фрагмента на грифе.

Существует класс программных продуктов «вычислители гитарных аккордов» — это программы, которые для заданного аккорда могут вычислить и графически показать все возможные аппликатуры.

Аксессуары

В процессе эксплуатации и исполнения вместе с гитарой могут применяться разнообразные аксессуары и приспособления, включая следующие:

  • Кофр — мягкий или жесткий футляр для долговременного хранения и (или) переноски гитары.
  • Вертушка — приспособление для быстрой смены струн, представляет собой удлинитель ручки колкового механизма.
  • Подставка (стойка) — приспособление для надежной фиксации инструмента на полу либо стене, для кратковременного хранения.
  • Каподастр — приспособление, позволяющее постоянно зажать все или несколько струн на одном ладу, облегчающее игру в некоторых тональностях или гитарных настройках.
  • Гитарный ключ — инструмент для регулировки положения грифа классической гитары (который крепится к корпусу специальным регулировочным винтом).
  • Анкерный ключ — шестигранный ключ для регулировки усилия анкерного стержня, регулирующий прогиб грифа во многих современных гитарах.
  • Съемный звукосниматель — вместе с акустической гитарой могут применяться специальные звукосниматели, не являющиеся частью конструкции гитары, а вставляющиеся в резонаторное отверстие.
  • Инструментальный шнур — специально изготовленный экранированный электрический провод для передачи сигнала от электрогитары к гитарному усилителю.
  • Гитарный ремень — ремень из прочного материала, позволяющий гитаристу повесить гитару на шею и исполнять стоя.

Источник

Оцените статью