Гитара с накладкой или без

Все о гитарных грифах

Гитарный гриф – это одна из главных частей музыкального инструмента. Музыкант всё время контактирует с ним, зажимая струны. Получается, что это определяет и технику, и комфорт, и даже окончательный звук музыкального инструмента. Гриф – это главный элемент гитары, который выглядит как длинная рукоятка из дерева вытянутой формы. К ней прижимают струны. В результате этого действия длина струны уменьшается, а натяжение увеличивается, что ведёт к изменению высоты получаемого звучания. Гриф для гитары включает в себя: головку, накладку, анкерный стержень, верхний порожек, металлические лады и пятки. На отдельных моделях в центре есть место, в котором закреплён анкер (специальный болт), он помогает задавать кривизну грифа. Голову (перо) грифа можно найти вверху гитары, там же и колки (с их помощью натягивают, закрепляют струны и регулируют высоту звука).

Материал грифа и его распил

На качество грифа влияет материал, который использовали при изготовлении инструмента. Основная часть бывает кленовой, вишневой или бубинговой. Наиболее популярной древесиной для грифа является клён. Для его изготовления также используют композитные материалы, например, графит или люцит. Если гриф всё же выполнен из дерева, то его заливают лаком, чтобы справиться с изгибами, высыханием, трещинами и другие проблемы, а также защитить руки музыканта. На свойства грифа влияет не только дерево, из которого его изготавливали, но еще и распил. От последнего зависит еще и красота инструмента. Наиболее популярными способами распила являются радиальный и тангенциальный.

Читайте также:  Табы аранжировок для гитары

Если распил радиальный, основа разреза находится в середине ствола. Дерево получается одинаковым и в своём оттенке, и в текстуре. А гриф, изготовленный указанным способом, очень надёжный и легко справляется с внешним воздействием. Он способен служить вам верой и правдой на протяжении многих лет, не теряя своей первоначальной формы и поражая своей износостойкостью. Зачастую такие модели достаточно подстроить лишь один раз, дальше они не будут менять своего положения. Гриф сохраняет одинаковый угол долгое время, спокойно справляясь с любыми нагрузками. Если говорить о звуковых характеристиках, то радиальный распил грифа делает акустику ярче, а низкие частоты чётче.

При тангенциальном распиле разрез совершают на каком-то расстоянии от центра древесины. Гриф, который делают из такой древесины, поражает своей выраженной текстурой, а также рисунком годовых колец в форме волны. Они намного дешевле радиальных, а ещё они более гибкие, лучше откликаются на толщину, изменения температуры и влажности, их нужно чаще подстраивать.

Помимо этого, есть еще и грифы, состоящие из нескольких слоёв. Они объединяют в себя свойства обоих предыдущих распилов, но по звуку больше похоже на радиальные. Для того, чтобы сделать такую модель, несколько кусков дерева (можно различных пород) тангенциального распила приклеивают друг к другу. Это даёт возможность получить большую жесткость и уменьшить затраты на производство, а также добиться уникального звука.

Внешний вид грифа гитары.

При выборе гитары нельзя оставлять без внимания параметры толщины и ширины. Именно они определяют удобство при взятии разнообразных аккордов, что позволит исполнять музыку самых разных стилей. Сейчас в зависимости от формы выделяют три различных типа грифов для гитары:

— Классические округлые, например, — это идеальный вариант для тех, кто играет классический рок и блюз. Они удобны при игре и в бой, и в перебор. Но развить серьёзную динамику будет трудновато, для этого понадобятся тренировки. Такие модели грифов встречаются в большинстве гитар от фирм GIBSON и FENDER.

— Тонкие и широкие намного удобнее для любителей либо быстрой, либо тяжёлой музыки (например, , альтернатива, грайндкор и прочее). Их можно встретить в модельном ряду у гитар IBANEZ серии RG, JACKSON серии SOLOIST и YAMAHA.

Средним вариантом между парой предыдущих видов считаются грифы с меняющейся формой. Он округляется по направлению от деки к головке. Такие варианты будут стоить много по сравнению с классическими, из-за этого их используют при изготовлении только очень крутых гитар от известных производителей. Например, GIBSON назвал такую модель 60’slim taper.

Крепление грифа

Итоговый звук инструмента во время игры зависит еще и от того, каким образом гриф прикрепили к основной части гитары. При этом, каждый способ является уникальным. Их нельзя сравнивать друг с другом, потому что все они преследуют разные цели. Один способ позволяет получить такой звук, а второй способ – совершенно другой. Все зависит от потребностей производителя и музыканта.

Сейчас выделяют четыре способа прикрепить гриф:

— Болтовоепридумали ещё в 1940-х годах Фендером просто для того, чтобы сделать гитару удобнее. Он полагал, что при повреждениях грифа не стоит выбрасывать весь музыкальный инструмент, поэтому нашёл способ заменить только гриф. Чаще всего в наше время этот вид крепления используется при производстве обычных дешевых инструментов. Это крепление легко узнать по яркой атаке, чётким нотам, но довольно слабой продолжительностью. Если вы берёте гитару, на которую гриф прикреплён болтом, то проверьте, насколько плотно он прилегает к основанию, так как любые зазоры приведут к проблемам. Часто для лучшей плотности крепят больше болтов. Электрические гитары, при изготовлении которых использовался этот метод крепления, подойдут для любой музыки, но рок будет предпочтительнее.

— Вклеенный – это способ, который чаще всего применяют в электрических гитарах. В корпусе гитары делают выемку, в которую и помещают гриф, где фиксируют с помощью специального клейкого элемента — эпоксидной смолы. Благодаря чему удаётся раскрывать акустические способности материала, что выражается в тёплом и приятном звуке, а также качественном сустейне, но атака станет хуже, чем у предыдущего варианта. Если вы хотите играть джаз, то такие гитары станут лучшим вариантом из-за тёплого и мягкого звука (правда, придётся потратиться чуть больше).

— Сквозное считается одним из самых дорогих способов. Его в основном используют при производстве бас-гитар. Сквозное крепление лучше всего передаёт истинный звук дерева, что выливается в первоклассный сустейн и небольшое уменьшение резонанса внизу. А это значит, что на протяжении всей игры звук будет ровным. Из-за отсутствия пятки, вы сможете легко исполнить соло-партию любой сложности. Главная проблема этого варианта проявляется в том, что и сам инструмент будет стоить много, и его ремонт. Да ещё и восстановить повреждённый гриф сможет не каждый мастер.

— Полусквозное. Часть гитарных мастеров стали применять его в конце 1980-х годов, но до сегодняшнего дня этот способ не считается популярным. По своему звуку такой метод очень похож на прошлый. Но по креплению ближе к варианту с болтом.

Накладка на гриф гитары

У любого грифа есть еще один важный элемент – накладка. Именно сюда приходится нагрузка от струн, после чего передаётся по грифу дальше. Накладка — это небольшой брусочек дерева, который крепится на гриф от деки до головки, именно к ней прижимаются струны. Где-то её делают с ладами (подавляющее большинство моделей), где-то – без них (в безладовых бас гитарах), ещё на них могут иметься специальные метки, позволяющие музыкантам лучше ориентироваться на грифе. Накладки обязаны быть прочными, поэтому для их изготовления используют твердую древесину. Чаще всего они бывают кленовыми или палисандровыми. Также можно встретить модели из черного дерева и углеродного волокна. От формы накладки зависит тембр гитары. Сейчас популярны четыре основных типа, которые определяют по радиусу: плоская, в виде конуса или цилиндра, а также смешанная.

Анкерный стержень

Анкер – это специальный стержень, который производят с помощью прочного железа. Он нужен, чтобы гриф был более жестким и износостойким. При этом, его толщина равна всего лишь 4-6 миллиметрам. Анкер устанавливают прямо внутри грифа. Еще одно предназначение этой детали заключается в регулировке кривизны грифа. Специальный болт из железа на конце анкера даёт такую возможность. Его можно найти либо в верхней части грифа, либо у его пятки. Анкер даёт возможность грифу не сгибаться даже под механическим воздействием натянутых струн, чаще всего он применяется на акустике и других моделях, где струны выполнены из железа.

Сейчас анкер устанавливают по одной из двух популярных технологий

— Сзади грифа, что требует приложения большого количества усилий во время производства, а это сказывается уже на цене инструмента. Чаще всего им пользуются производители электрогитар FENDER.

— Под накладку – максимально простой и дешёвый метод. Однако, он не слишком надежный. Дело в том, что при таком способе установки накладка менее плотно прилегает к грифу. В результате она может просто отлететь.

Гитарные лады

А ещё на протяжении всего грифа приделаны лады. Это специальные порожки, расположенные на таком расстоянии, чтобы иметь возможность регулировать натяжение в пределах полутона. С их помощью можно взять конкретную ноту (если инструмент настроен). Ещё ладом называют дистанцию между ближайшими порожками. Да и не забываем про специальные модели без ладов. Брать на них какие-либо аккорды весьма проблематично.

Число ладов на разнообразных моделях будет отличается в пределах от 19 (классика) до 27 (электрическая гитара). На сегодняшний момент есть специальная классификация ладов по необычным свойствам:

— высота, это отражается и на высоте струн. С низкими ладами очень легко прижимать струну к накладке, но если вы захотите сделать подтяжку (или как её ещё называют бенд), то вам придётся попотеть. А на высоких ладах ситуация меняется с точность наоборот: прижимать струны трудно, зато подтяжки делать легко.

— ширина, позволяет определить время, которые они прослужат: если у гитары узкие лады, то они будут быстрее изнашиваться, что приведёт к более частой шлифовке.

— материалы, из которых выполняют лады. Сейчас самые популярные из них: нержавеющая сталь, серебро и никель. Понять, какой будет лучше для вас можно будет только на личном опыте. Об одном и том же материале различные музыканты говорят по-разному. Одни полагают, что струны из нержавеющей стали служат дольше, но при этом звук у них хуже, чем у моделей из серебра или никеля.

— профиль и форма отвечают за изменение внешности гитары. Также они немного изменяют звук и, конечно же, обеспечивают долговечность.

Угол наклона головки

Сейчас головка либо плоская (без наклона к основанию грифа) или же иметь хоть какой-то наклон. Для первых моделей придумали специальные струнные направляющие, это позволяет увеличить угол наклона от головки до ладов, чтобы струна надёжно фиксировалась в пазике порога. Чаще всего они встречаются на Stratocaster и Telecaster. Если же вы купили гитару с наклонными головками, то знайте, что производители не ставили никаких направляющих деталей. Просто потому что струны итак достаточно жёстко фиксированы в пазике.

ИТОГ

Итак, вот мы и разобрали из чего состоит гриф для гитары, его поговорили о ключевых моментах в использовании, а также о том, как они влияют на итоговый звук. Но выбирать всё равно придётся вам! Помните, что самый классный инструмент – тот, который звучит так, как вы мечтали.

Источник

Выбираем накладку на гриф гитары

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Накладка имеет определяющее значение в конструкции грифа гитары, так как с ее помощью можно создавать более объемный звук и дополнительные резонансные характеристики. Для правильного подбора накладки гитарного грифа нужно ознакомиться с параметрами и породами древесины, используемыми для ее изготовления, а также изучить правила ухода за поверхностью деталей гитары.

Что это такое?

Накладкой на гриф гитары называют деталь струнного инструмента, представленную в виде длинной прямоугольной пластины из древесины, которую наклеивают сверху к грифу с лицевой части. Зачастую оснащена врезными метками. В некоторых гитарных моделях использован цельный кусок древесины для грифа и накладки.

Звук гитарного инструмента формируется за счет совокупности акустических свойств деталей конструкции. Этот немаловажный элемент в первую очередь получает вибрацию, исходящую от ладов, и затем передает ее через гриф.

В процессе игры гитарист может изменять тональность звучания, укорачивая тем самым длину колеблющейся струны путем прижимания ее к накладке.

Изгиб накладки может регулироваться посредством анкерного стержня, вставленного в гриф на моделях со стальными струнами. Если натянуть анкер сильнее, изгиб будем меньше, если ослабить – он увеличивается. В классических экземплярах с небольшим изгибом, оснащенными нейлоновыми струнами, изменять натяжение, как правило, не требуется.

Защитная накладка призвана обеспечивать защиту корпуса гитары от механических повреждений медиатором или пальцами, предохранять деку гитары от образования царапин. Позволяет сохранить первоначальную полировку конструкции. Закрепляется под отверстием резонатора на верхней деке.

Смягчающие накладки на гитару выполняют функцию защиты корпуса от ударов и деформации, что особенно важно при агрессивных стилях игры, а также являются дизайнерским украшением гитарной модели. Можно подобрать подходящий размер, формы и цветовые решения.

Материалы

Накладки для гитары принято изготавливать из палисандра, клена и черного дерева (эбони). Обязательным условием является использование твердых пород древесины. В современных гитарных моделях может применяться углеродное волокно в качестве материала для накладки грифа.

Накладки для грифа в большинстве случаев имеют лаковое покрытие, также используется необработанное дерево, особенно для палисандра.

Кленовая накладка позволяет воспроизводить при атаке насыщенный звук с ярко выраженным сустейном и богатым плотным тоном. Недостаток звучания заключается в стеклянных обертонах и специфическом призвуке высокой частоты.

Текстура палисандра имеет более мягкое упругое звучание с развитым диапазоном средних частот. Эта древесина характеризуется зернистой и пористой структурой, что упрощает контроль за движением струны, но усложняет технику освоения игры. Такая накладка применима для гитар и с сингловыми звукоснимателями, и с хамбакерами.

Материал из эбони сочетает в себе достоинства кленовых и палисандровых пород. Преимущественно используется в производстве гитар без ладов. Структура звучания становится равномерной. Имеет одновременно выраженные средние и глубокие басовые частоты, а также звенящие обертоны.

Однако дерево признано исчезающим видом, поэтому его использование существенно увеличивает стоимость гитары, но высоко ценится коллекционерами. Модели выполнены в черном цвете или оттенке изменчивого зерна.

В отличие от палисандра эбеновое дерево менее зернисто по своей текстуре.

Накладки из дуба имеют достаточную жесткость и неплохое звучание, отличаются доступностью материала, но сейчас редко применяется из-за вероятности образования трещин, выделения сока и звуковых характеристик, не соответствующих предпочтениям многих музыкантов.

Как выбрать?

При выборе накладки для грифа в первую очередь стоит акцентировать внимание на материале, форме изгиба, оценить собственные ощущения при игре.

Отклик струн определяется плотностью материала, что влияет на извлекаемый звук. А также на тембр музыкального инструмента оказывают влияние ширина, толщина и длина используемой накладки. Она может быть с ладами или без, как в бас-гитарах. Форма детали зависит от радиуса и подразделяется на плоскую, цилиндрическую, коническую и смешанную.

Размеры накладки грифа измеряются ее радиусом и подбираются в зависимости от модели и типа инструмента. Так, для акустики стандартная ширина грифа имеет 43 мм. Радиус накладки исполнен в различных вариациях.

На электрогитару оптимальным вариантом накладки станет материал из породы дерева со средним весом, в частности, красное дерево и клен.

Бас-гитара требует установки тяжелых пород древесины, но это способствует укорачиванию сустейна и созданию сильной нагрузки за счет большого веса инструмента.

На накладке для грифа после длительной игры образуется скопление грязи, пота и кожного жира. Чтобы гитара дольше сохраняла первоначальный вид и характер звучания, нужно своевременно чистить и ухаживать за ее поверхностью. Для очистки накладки следует приобрести специальное средство для очищения гитар.

Основной мерой профилактики для кленовых и палисандровых деталей считается протирание накладки грифа сухой тряпочкой с интервалом в несколько часов при игре. Помимо этого, деталь инструмента рекомендуется с периодичностью в 2 недели протирать влажной тканью с добавлением капельки моющего средства. Дополнительно палисандр нуждается в увлажнении маслом.

В качестве альтернативы подойдет лимонное масло, предохраняющее дерево от иссушения.

Для эбони, отличающейся долговечностью и устойчивостью к износу, гриф необходимо очищать сухой тряпкой белого цвета. Иногда накладку следует обрабатывать специальным маслом, особое внимание уделив местам возле ладов.

Чтобы придать блеск лакированной поверхности, стоит воспользоваться специальной жидкостью для ухода за лаковым покрытием, а затем протереть с помощью полировочной салфетки.

Источник

Оцените статью