Гитара с наклонными ладами

Веерные лады или мультимензура

Как мы все с вами знаем, чем ниже нота, тем толще должна быть струна. И в общем и целом, звучание и интонирование будет лучше при большей длины струны. Таким образом многострунные гитары как правило изготавливают с увеличенной длиной мензуры.

На сегодняшний день, большинство шестиструнных гитар имеют мензуру 25,5″/648мм (Fender Strat) или 24,75″/629мм (Les Paul) и 25″/635мм (PRS). Калибр струн варьируется примерно от 9-42 до 11-56 для стандартного строя. Чем крупнее калибр используемых струн в стандартном строе ми (EADGBE), тем сильнее натяжение. Это улучшает звучание в целом, но бенды тянуть становится тяжелее.

Проблема

Все, кто хоть раз пробовал перестроить свою гитару в строй Drop D, знают, что шестая струна теряет свое былое натяжение и звук чуток ухудшается. А представьте что будет, если добавить еще седьмую или даже восьмую струну на гитару со стандартной длиной мензуры? Эти две низкие струны будут висеть как «сопли» и звучать будут явно не очень. Выход из этого положения — увеличить мензуру например до 27″. Это даст нам нормальное натяжение на низких струнах, но вот на высоких станет тяжело тянуть бенды. Кстати о гитарных строях можно почитать здесь: Гитарный строй. Или «Почему нот 7, а струн всего 6?»

Читайте также:  Как правильно разобрать гитару

Плюсы стандартной мензуры

  • Меньшее натяжение струны
  • Более мягкий звук, особенно на высоких струнах
  • Более удобнее играть соло
  • Легче тянуть бенды (на более толстых струнах)
  • Меньше расстояние между ладами

Минусы стандартной мензуры

  • Толстые струны нужны для более низких строев
  • Низкие ноты звучат более мутно и грязно
  • Сложность интонирования в пониженных строях

Решение

А решение этой проблемы довольно простое — создать мультимензурную гитару, у которой каждая струна будет иметь свою длину мензуры. Для этого лады располагают на грифе в веерном виде. К примеру, у восьмиструнной гитары Boden, длина меняется от 28″ до 26,5″. Резонный вопрос — почему же не до 25,5″? А дело все в эргономичности и удобстве. При разнице от 28″ до 25,5″, лады имеют слишком большой наклон, что причиняет некоторые неудобства при игре. Тогда как мензура от 28″ до 26,5″ дает необходимое комфортное натяжение даже при понижении восьмой струны до E (Ми). При всем при этом, тянуть бенды на высоких струнах практически также легко, как и на десятых струнах на гитаре с мензурой 25,5″. Такие гитары также называют гитары с веерными ладами.

В конце этой небольшой статьи хочу сделать несколько выводов относительно гитар с веерными ладами. Я считаю, что это довольно неплохое решение инженеров и оно несомненно имеет большое число преимуществ перед гитарами со стандартным расположением ладов. Давайте их рассмотрим:

  • Меньшее натяжение на высоких струнах, тянуть бенды легче
  • Большее натяжение на низких струнах, что дает возможность играть в более низких строях
  • Мягкий звук на высоких струнах
  • Более чистый и четкий звук на низких струнах
  • Хорошее интонирование на низких струнах
  • Играть соло проще
  • Большинство калибров струн ведут себя лучше на мультимензуре, т.к. их натяжение более сбалансировано
Читайте также:  Ноты для фортепиано катюша простые

Да, список внушительный получился. Теперь рассмотрим основные минусы таких гитар.

  • Вам может не понравится играть на увеличенной мензуре
  • Большой угол наклона ладов может быть вам неудобен
  • Некоторые формы аккордов достаточно сложно зажимать
  • Малое разнообразие звукоснимателей под гитары с веерными ладами
  • Достаточно высокая цена

Как видите минусов не особо много, да и первые два, в целом, вкусовщина. В любом случае, выбирать вам. Но, если вдруг выпадет возможность поиграть на такой гитаре, то не отказывайтесь. Кто знает, может попробовав раз, вы может расстанетесь с ней совсем нескоро.

Источник

Переменная мензура, Веерные лады, Мультимензура

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Преимущества переменной мензуры:
Для разной высоты звука между открытыми струнами используется не только различное натяжение и различная толщина струн, но и различные длины колеблющейся части струн. Это в свою очередь позволяет сделать натяжение всех струн более равномерным и использовать менее толстые басовые струны по сравнению с обычными инструментами (разумеется, сравнения справедливы для одинакового строя).
При использовании менее толстых басовых струн на переменной мензуре требуется не такая сильная компенсация строя, а, следовательно, инструмент имеет лучшую тональную точность (лучше строит).
Басовые струны гитар с переменной мензурой звучат мощнее, имеют лучший резонанс, а тонкие дают более полный и яркий звук без тванга (гнусавости), нежели у обычных инструментов.

Физика на стороне переменной мензуры, НО:
В действительности, различия в натяжении и калибре по всем шести струнам обычной гитары в стандартной настройке не достаточно существенны и не сделают преимущества веерных ладов очевидными.
Где эта конструкция действительно великолепна, так это на инструментах с увеличенным диапазоном: гитарах с семью струнами или более, бас гитарах от пяти струн или более, при использовании альтернативных строев с расширенным диапазоном, в том числе для баритон гитар.


При написании использовались метериалы stringboxanthropology.wordpress.com

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Муздеталь

Музыкальные инструменты для начинающих и продолжающих

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Пользователи
  • Наша команда

Соединить с аккаунтом в социальной сети

мультимензурные гитары с веерным расположением ладов

мультимензурные гитары с веерным расположением ладов

Сообщение ok1986jen » Пн май 06, 2013 1:13 pm

Хочется просто получить больше информации о таких инструментах, очень интересно. Именно об АКУСТИЧЕСКИХ гитарах такого типа, по тому как об электрогитарах и басах информация в рунете есть.

что это даёт? — ну сразу хочется сразу сказать, что это актуально для гитар с сильно пониженным строем, например баритонов или 7 и 8 струнных инструментов, где добавленные струны используются для расширения динамического диапазона вниз. Потому что при увеличении калибра струн их становится трудно заставить точно интонировать появляются проблемы с различной натяжкой высоких и низких струн. Вот от этих проблем позволяет уйти данная система — можно ставить более тонкие низкие струны т.к их мензура больше.

Жду дополнений и коментариев.

Да и ещё меня лично интересуют мультимензурные гитары акустические 7-струнные. Был ли у ваших мастеров опыт в изготовлении подобных инструментов т.к. я подумываю о заказе подобного (серийные найти невозможно).

Задаю этот вопрос на вашем форуме, потому как мне показало здесь присутствуют компетентные люди разбирающиеся в физике процессов звука, на других ресурсах подобные темы обычно заканчиваются поливанием грязью подобных нововведений от людей которые не только не держали в руках подобные инструменты, но даже не желают понять для чего это нужно))

— это не в коем случае не рекама, а информация.

P.S. может быть ваш магазин станет первым России, кто станет делать подобные предложения))

Сообщение Mmnt » Вт май 07, 2013 5:21 pm

Кроме Novax, такие гитары много кто делает, включая мастера Андрея Уайта:
http://andrewwhiteguitars.com/images/mo . etgallery/

Наш магазин готов делать любые предложения — при наличии желающих эти предложения оплатить. Пока мы наблюдаем строго обратный процесс.

Сообщение ok1986jen » Вт май 07, 2013 11:11 pm

А может подскажите мастеров, кто делает такие гитары в России.

Я всерьёз подумываю о таком инструменте, только вот платить даже 1000 долларов за то, что не держал в руках нет желания, хочется попробовать хотя бы бюджетный вариант, а их нигде нет. Может быть поэтому и спроса на них нет.

Сообщение Mmnt » Вт май 07, 2013 11:50 pm

«Бюджетный вариант» такой гитары не существует. Отдельный вопрос — насколько вообще такое надо, миллионы гитаристов обходятся обычными ладами, и иногда очень даже неплохо играют. Сеговия например или Иван Смирнов.

Вы написали уже много букв, однако так и не указали — в каком городе или хотя бы на каком континенте живете. Мы не знаем, что посоветовать гитаристу из Австралии или Суринама.

Сообщение Чекалов » Ср май 08, 2013 3:06 pm

Сообщение ok1986jen » Сб май 11, 2013 8:18 am

Mmnt — что-то для модератора вы слишком субъективны), если вам не интересно — не пишите мне,что мне это не нужно.
Когда-то и электрогитара была для всех таким «извращением» и все обходились без неё. Сейчас эта идея новая и разумеется ещё не прижилась, может и никогда не приживётся, но это покажет время.

Может Смирнов и не использует, а вот МакЛафлин попробовал.

Не надо Австралию, я конкретно спросил про Россию, если что — я из Тольятти.

а теперь по теме):

суть вот в чём. Чем толще струна, тем бОльшая у неё мензура в идеале должна быть для правильного и более точного интонирования. Посмотрев на бридж обычной хорошо отмензуренной 6-ти струнной электрогитары несложно заметить, что самую короткую мензуру имеет 1-струна, а самую большую 6-ая! Для шестиструнки такой разброс ещё не так критичен, а вот для 7-ми и уж тем более восьми более чем, т.к. в идеале 12 лад должен делить струну пополам. Поэтому если мензурить, например, 8-ую струну, настроенную в Фа-Диез на мензуре 25,5, то расстояние между порожком и 12-ым ладом будет ощутимо меньше, нежели от 12-го лада до кобылки на бридже. Соответственно, ни о каком отличном интонировании и речи быть не может, обычно уже после 8-го лада слышен нестроевич. Потому и начали выпускать, многострунные басы, семи- и восьмиструнки с веерными ладами. Также увеличение мензуры басовых струн позволяет использовать более тонкие струны, т.к. при увеличении мензуры струны имеют более сильное натяжение при настройке в нужную ноту, нежели бы они натягивались при стандартной мензуре в эту же ноту. Соответственно, если бы для Фа-Диеза при мензуре 25,5 понадобилась бы струна толщиной 80-85 для нормального натяжения, то на мензуре, например, 28 уже понадобится примерно 72-78.

Источник

Новый взгляд на гриф бас гитары: Fanned Frets и True Temperament

Технологии в наши дни не стоят на месте и борьба за потребителя вынуждает производителей выходить на рынок с новыми идеями, иногда внося изменения в уже, казалось, устоявшиеся вещи. К счастью для нас музыкальная индустрия развивается не менее стремительно, чем автомобильная и другие. История бас гитары знает множество смелых новаторов гитаростроения, которые меняли облик инструмента благодаря своим свежим идеям. О подобных «исторических» изменениях сегодня и поговорим в этой статье.

В 2015 году компания Ibanez выпустила в серийное производство новую модель баса Ibanez SRFF805 на базе популярной серии SR. Особенностью этого баса является гриф с ладами расположенными не параллельно, а веерно (другие названия Fanned-Frets или multiscale guitar). Ранее басы с такой системой ладов выпускались исключительно небольшими мастерскими, что делало их весьма дорогим удовольствием.

Если вы являетесь фанатом шведской группы Dirty Loops, ставшей популярной благодаря социальным медиа вроде YouTube, то вы наверняка обратили внимание что в новых клипах басист Henrik Linder играет на бас гитаре с кривыми ладами (True Temperament).

В этой статье будем разбираться с преимуществами расположения ладов «по новому» и недостатками классического параллельного расположения.

Что не так с параллельными ладами?

Для вычисления положения ладов на грифе гитары используется только одна величина, относящаяся непосредственно к инструменту — длина открытой струны. Далее производится расчет, в котором эта длина делится на константу, что дает нам положение первого лада.

Для вычисления второго лада за длину струны принимается расстояние от первого лада до бриджа и делится на константу и т.д. Таким образом 12 лад разделит нашу струну ровно пополам, а 24 лад на четыре равные части. Все это очень интересно, но есть один нюанс — эта модель игнорирует все физические параметры, касающиеся вибрирующей струны, кроме одного — длины открытой струны. Натяжение и масса струны не берутся во внимание! Таким образом эта модель предполагает что:

  • у струны отсутствует натяжение;
  • все струны ведут себя одинаково, независимо от толщины, материала и типа обмотки (flat wound, round wound);
  • высота струн равна нулю, что не является истиной, т.к. мы прижимаем струны к ладам.

Кроме того, частота вибрирующей струны определяется тремя факторами: длинной, массой и натяжением. Все эти факторы не являются константами когда вы прижимаете струну к ладу. Длина и масса струны уменьшаются на 50% каждую октаву, натяжение зависит от длины струны и др.
К сожалению для исправления всего этого одной настройкой интонации на бридже не обойтись. Поэтому некоторые производители предлагают свое решение этой проблемы.

Веерные лады (Fanned Frets) на гитаре от Novax Guitars

Рисунок 1. Бас Dingwall Prima Artist с веерным расположением ладов.

  • более равномерное распределение натяжения струны вдоль грифа;
  • более открытый и живой звук;
  • помогает бороться с нежелательными обертонами;
  • улучшенная эргономичность (удобство). Да-да, как это не странно ;);
  • увеличенный диапазон настройки, совместимость с альтернативными строями;

Кроме того, как заявляют Novax Guitars, у вас не возникнет проблем при игре барре (это, наверное, больше относится к обычным гитарам, но мало ли…) и вам не нужно использовать какие либо специальные струны.

К минусам можно отнести достаточно высокую цену этих инструментов (от $1000 за серийный инструмент Ibanez и выше за custom shop от других производителей как: Novax, Dingwall, Mayones и др.). Если вы решите, что можно прилепить такой гриф на обычный инструмент, то спешу вас разочаровать — ничего путного не выйдет, придется раскошелиться на весь инструмент!

Гитара с кривыми ладами. Система True Temperament

Рисунок 2. Гриф с ладами True Temperament.

  • новые лады устанавливаются на старую накладку грифа, а пазы от прямых ладов замазываются специальной смесью. Этот способ не рекомендуется, т.к. очень трудоемкий и невозможно полностью скрыть следы от старых пазов;
  • полная замена накладки грифа на новую с установленными ладами. Этот способ наиболее приемлем и по цене, т.к. занимает меньше времени и сил, и по эстетическому результату.

Сам Henrik Linder отмечает в одном из интервью, что эта система дает лучший результат при игре терций и секст, а также при игре в верхнем регистре. Если вы не используете аккорды в своей игре, то, наверное, не почувствуете особой разницы.

Источник

Оцените статью