Гитара с натуральными ладами

Натуральные лады в музыке

Во второй части статьи об основах теории музыки мы познакомились с понятием лада и тональности. Узнали, что такое звукоряд и гамма, рассмотрели два самых распространенных лада: мажорный и минорный. В этой статье речь пойдет о других разновидностях ладов, также применяемых в современной музыке. Они имеют свои отличительные черты и нюансы звучания.

Виды натуральных ладов

Натуральный (диатонический) лад — это семиступенный звукоряд, имеющий структуру мажорной гаммы, тоникой которого является одна из ее ступеней.

Теперь разберемся, что это значит. За основу основ возьмем мажорную гамму. Напомню ее формулу: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 . Для удобства возьмем тональность До мажор (C). Гамма будет выглядеть следующим образом: C D E F G A B. Теперь, если принимать поочередно за тонику каждую ступень этой гаммы, мы получим эти самые натуральные лады:

  1. C D E F G A B — ионийский лад или натуральный мажор;
  2. D E F G A B C — дорийский лад;
  3. E F G A B C D — фригийский лад;
  4. F G A B C D E — лидийский лад;
  5. G A B C D E F — миксолидийский лад;
  6. A B C D E F G — эолийский лад или натуральный минор;
  7. B C D E F G A — локрийский лад.
Читайте также:  Лунная соната бетховена ноты баян

Формулы этих ладов приведем в таблице:

Название лада Формула
Ионийский б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2
Дорийский б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2
Фригийский м.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2
Лидийский б.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, м.2
Миксолидийский б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2
Эолийский б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2
Локрийский м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2

Все эти лады по характеру звучания будут являться либо мажорными либо минорными, кроме локрийского лада. Если основа лада — мажорное трезвучие, то лад будет мажорным, а если минорное , то минорным. Исключение — локрийский лад, в основе которого лежит уменьшенное трезвучие.

Аппликатуры всех натуральных ладов на грифе гитары представлены на рисунке. Сверху располагаются мажорные лады, а снизу минорные. А локрийский стоит отдельно.

Характерные ступени

Давайте же теперь разберемся, какие именно ноты придают тому или иному ладу свое характерное и узнаваемое звучание. Для каждого лада эти ноты свои. Начнем, пожалуй, с мажорных. Приведенные ниже производные, отличаются от натурального мажора всего одной ступенью, которая и будет характерной.

  • Лидийский мажор — лидийская кварта или четвертая повышенная ступень;
  • Миксолидийский мажор — миксолидийская септима или седьмая пониженная ступень.
  • Дорийский минор — дорийская секста (вторая ступень, повышенная относительно эолийского);
  • Фригийский минор — фригийская секунда (вторая ступень, пониженная относительно эолийского).

Ну а для локрийского лада, главная «фишка» это уменьшенное трезвучие в основе.

Параллельные тональности

Вы наверно уже заметили, что примеры диатонических ладов, указанные в начале статьи, все имеют одинаковый набор нот, только меняется тоника. Если взять какой-либо мажорный лад, то ему будет соответствовать минорный с таким же набором звуков. Такие тональности называются параллельными.

Параллельные тональности — парные тональности мажора и минора, имеющие одинаковый набор нот.

Чтобы определить какая тональность будет параллельной для мажора, нужно отсчитать от ее тоники малую терцию вниз (или 3 лада влево).

  • Эолийский параллелен ионийскому;
  • лидийский — дорийскому;
  • фригийский — миксолидийскому.

Источник

Что такое лады, и как я могу их использовать?

В этом уроке ты узнаешь, что такое лады, как они выглядят применительно к гитаре, и как ты можешь их использовать в своих соло и импровизации. Речь пойдет о самых популярных ладах, известных как натуральные.

Лады можно выведести из мажорной гаммы.

В ладах нет ничего нового. Лады в том виде, в котором мы используем их сегодня, появились в 1675 году.

Вероятно, ты уже играл лады ранее, может быть не понимая, что ты играешь именно их. Ты можешь сыграть мажорную гамму? Если да, то ты уже знаешь первый лад (из 7-ми), который известен как ионийский.

Как работают лады?

Ионийский лад в тональности C (он же C мажорная гамма) является первым натуральным ладом и не содержит каких-либо знаков альтерации (диезы и бемоли). Цифры от 1 до 7 составляют формулу лада — это теоретический способ ее обозначения:

C ионийский лад (= C мажорная гамма)

Сыграй C мажорную гамму со второй ступени (ноты). Ты получил второй лад – дорийский. Ступени 3 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

D дорийский лад

1 2 b 3 4 5 6 b 7

Теперь сыграй C мажорную гамму с третьей ступени, и ты получишь третий лад – фригийский. Степени 2, 3, 6 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

E фригийский лад

1 b 2 b 3 4 5 b 6 b 7

Мы можем продолжать это для каждой ступени мажорной гаммы, но я думаю, что ты уже понял принцип. Чуть ниже ты найдешь список со всеми натуральными ладами.

Каждый лад имеет свое собственное уникальное звучание. Звучание зависит от того, как интервалы расположены на протяжении лада. Несмотря на то, что ноты ладов абсолютно одинаковы, звучат они абсолютно по-разному, потому что тональный центр смещается. В C ионийском ладу тональностью является нота C , а, например, в D дорийском тональностью является уже нота D.

Каждый лад имеет родственный аккорд. Мы можем найти данный аккорд, опираясь на четыре ступени лада 1, 3, 5 и 7. Проделаем это с C ионийским ладом. Его ступени следующие C E G B. В результате получаем аккорд Cmaj7.

Если построить аккорд для D дорийского лада, то получим аккорд Dmin7.

Далее находится обзор 7-ми гармонических ладов C мажорной гаммы, их формулы и соответствующий им аккорд:

I Ионийский 1 2 3 4 5 6 7 C D E F G A B Cmaj7

II Дорийский 1 2 b3 4 5 6 b7 D E F G A B C Dm7

III Фригийский 1 b2 b3 4 5 b6 b7 E F G A B C D Em7

IV Лидийский 1 2 3 #4 5 6 7 F G A B C D E Fmaj7

V Миксолидийский 1 2 3 4 5 6 b7 G A B C D E F G7

VI Эолийский 1 2 b3 4 5 b6 b7 A B C D E F G Am7

VII Локрийский 1 b2 b3 4 b5 b6 b7 B C D E F G A Bm7b5

Тебе стоит запомнить названия и формулы этих ладов. Вот мнемонический трюк, который поможет тебе быстрее запомнить названия:

I Don’t Play Like My Aunt Lucy ( я не играю как моя тетя Люси ).

Теперь посмотрим, как лады играются на гитаре. Используй все свои чувства, чтобы выучить лады: слух (самое важное), зрение (для распознавания аппликатур ладов на грифе), ум (для запоминания формул ладов) и ощущения в своих пальцах.

Красным кругом обозначена тоника, она же первая ступень лада. Буква внутри круга обозначает название ноты.

Черным кругом обозначены прочие ноты лада.

Также здесь приведены примеры музыкальных фраз, которые позволят тебе услышать, как используются лады на гитаре.

1. C ионийский лад

Формула: 1 2 3 4 5 6 7

Родственный аккорд: Cmaj7

Используется поверх мажорных аккордов

В данной музыкальной фразе ты можешь использовать арпеджио аккордов Fmaj7 и Cmaj7, начиная с седьмой ступени и двигаясь далее через ступени 1, 3 и 5, как это происходит в первом такте. Эта распространенная техника арпеджио применяется к джазовым ладам, которые ты изучишь позже.

2. D дорийский лад

Формула: 1 2 b3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: Dm7

Используется поверх минорных аккордов

Ты можешь узнать в этом отрывке влияние Miles Davis и его соло из песни «So What». Большие интервальные скачки характеризуют этот музыкальный фрагмент и являются отличным способом внесения разнообразия в свою игру.

3. E фригийский лад

Формула: 1 b2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Em7

Используется поверх минорных аккордов (имеет испанский характер и часто используется при игре фламенко)

Здесь приведена аппликатура музыкальной фразы, которая строится на нисходящем движении по фригийскому ладу. Движение по ладу может стать отличным способом для создания музыкальной атмосферы, но тут важно не переусердствовать.

4. F лидийский лад

Формула: 1 2 3 #4 5 6 7

Родственный аккорд: Fmaj7

Используется поверх мажорных аккордов

Здесь ты можешь видеть восходящие фразы по три ноты в каждой, которые использованы для построения длинного музыкального фрагмента. Иногда такой простой способ построения мелодии, примененный в нужном месте, может быть прекрасным вариантом для соло.

5. G миксолидийский лад

Формула: 1 2 3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: G7

Используется поверх доминантных аккордов

Миксолидийский лад часто используется в джазе и блюзе.

Данная фраза содержит в себе распространенные хроматические ноты, характерные для стиля Bebop. Они соединяют ноты гаммы и вносят разнообразие в простую музыкальную идею.

6. A эолийский лад

Формула: 1 2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Am7

Используется поверх минорных аккордов

Данный фрагмент сосредоточен на специфической ноте эолийского лада: b6. Оставаясь на этой ноте, ты подчеркнешь звучание лада в своей партии, которая будет заметно отличаться от партий, сыгранных другими минорными ладами.

7. B локрийский лад

Формула: 1 b2 b3 4 b5 b6 b7

Родственный аккорд: Bm7b5

Используется поверх полууменьшенных аккордов

Последняя фраза данного урока начинается с арпеджио аккорда Bm7b5 и использует немного хроматических нот для внесения разнообразия в звучание лада.

Источник

Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами

Лады народной музыки. Общая информация

Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.

История ладов народной музыки

В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.

С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.

Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.

Группы ладов

Все народные лады разделяются на две группы.

Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:

Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:

C – D – E – F – G – A – B

Данный лад параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:

E – F – G – A – B – C — D

Лидийский

Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:

F – G – A – B – C – D — E

Дорийский

Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.

D – E – F – G – A – B — C

Миксолидийский

Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:

G – A – B – C – D – E — F

Эолийский

Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:

A – B – C – D – E – F — G

Локрийский

Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:

B – C – D – E – F – G – A

Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.

Таблица ладов народной музыки

Название лада Параллельный лад Измененные ступени От какой ноты проще всего строить
Ионийский Эолийский Нет C
Лидийский Дорийский IV повышается F
Фригийский Миксолидийский II понижается E
Эолийский Ионийский Нет A
Миксолидийской Фригийский VII понижается G
Дорийский Лидийский VI повышается D
Локрийский II, V низкие B

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

6 Replies to “ Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами ”

«Пентатоники на гитаре»? А что, на других инструментах их уже нет?
Фригийский лад в тяжёлом металле? Много найдёте чистого фригийского лада там вместо гармонического минора и Phrygian-Locrian Combined a.k.a. «Metallica Scale»?
Локрийский – минорное наклонение при уменьшённом-то тоническом трезвучии?
В эолийском нет изменённых ступеней? Мы, кажется, о народных ладах, а не о натуральном миноре. В нём b3, b6 и b7, во фригийском b2 b3, b6 и b7, в локрийском b2 b3, b5 b6 и b7.
«Нота, от которой легче поспорить»? Они строятся по интервалам, одинаково от любой ноты. Проще их только найти на фортепианной клавиатуре – максимум.

Кому-то определённо очень стоит сначала подтянуть собственные знания по теме, прежде чем лезть преподавать её другим…

Судя потому с какой ухмылкой, написан весь ваш комментарий, можно сделать вывод, что вы крутой музыкальный спец. И это хорошо! Радует то, что нас читают музыкально грамотные люди и наш труд имеет обратную связь. Но спешу вас огорчить, на счет «подтянуть знания», дело в том, что мы всегда чему-то учимся, развиваем себя и данный сайт. Если есть ошибки, то разбираем их и исправляем, если им есть место. Но во всех ваших заметках, с негативным очерком, прощупывается, не профессиональное, а обычное любительское мнение, не более! Отсюда следует, что разбирать детально ваши заметки, просто не имеет смысла.

Что касается фразы «Пентатоники на гитаре», то если вы не заметили, это активная ссылка (другим цветом), как раз на статью по таким же названием. Это навигация по сайту.

В описании миксолидийского ошибочка у вас: седьмая не повышена, а понижена.

Здравствуйте. У нас все правильно, ошибки нет, т.к. в миксолидийском ладу 7-ая ступень понижена.

А у Вас написано «повышена». )

Я до этого смотрел только на картинке и в таблице, в самом описании пропустил, там действительно была такая ошибка. Все исправили. Спасибо, что уточнили!

Добавить комментарий Отменить ответ

Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW

Как записывать акустическую гитару дома

Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда

Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли

Источник

Оцените статью