Типы корпусов акустических гитар
Опубликовано: 2016-01-07 / Автор: Сергей Хмарук
Мы продолжаем изучать устройство гитары и в сегодняшней статье мы с вами рассмотрим основные типы корпусов акустических гитар, а также влияние их формы на звук инструмента. Всем начинающим гитаристам рекомендуем прочитать ее до конца, т.к. здесь вы узнаете для себя много нового и интересного.
Многие, наверное, из вас уже знают, что достаточно много различных факторов могут влиять на звучание гитары, поэтому в одной статье их все описать довольно сложно, но вот такие параметры как форма и размер корпуса значительно влияют на звук акустической гитары. Их мы и рассмотрим сейчас более подробно.
Общая картина такова, что если мы предварительно знаем конфигурацию и размер корпуса, а также породу древесины из которого он сделан, то вполне возможно с относительной легкостью предугадать и его звучание. О породах древесины у нас уже была очень подробная статья, прочитать ее можно здесь.
Типы корпусов акустических гитар
Размеров и форм акустических гитар существует примерно столько же, как и мастеров, которые изготавливают эти инструменты. На сегодняшний день почти каждый лютье с легкостью копирует во всех деталях любой традиционный инструмент и плюс ко всему, обязательно привносит в конечный продукт что-то свое. Но все же не смотря на этот факт, существуют общепринятые стандарты, размеры и формы, от которых отталкиваются большинство гитарных мастеров. Сегодня это три основные размера:
- Dreadnaught — стандартный вестерн
- Orchestra Model — оркестровая модель
- Jumbo — «джамбо» (увеличенный корпус)
Два первых типа конструкции корпуса, которые и по сей день самые известные и распространенные, были разработаны компанией Martin. Вестерны и оркестровые модели – это Martin D-28 и Martin OM-28 соответственно. Конструкция третьего типа, а точнее его разработка, принадлежит фирме Gibson, у которой модель Gibson J-200 до сих пор является традиционной американской «джамбо» гитарой.
Ниже приведена таблица, которая отображает основные размеры трех вышеописанных конструкций. Стоит отметить также, что на практике обычно каждая отдельно взятая гитара слегка будет отличаться размерами от значений в таблице. Но несмотря на это, все же более 90% инструментов гарантировано приблизительно будут соответствовать этим размерам и параметрам.
Ну а теперь рассмотрим в частности каждую отдельно взятую конструкцию и узнаем какие звуковые характеристики им присущи, а также попытаемся понять какими способами можно «подогнать» звучание до нужного нам результата.
Dreadnaught
Гитары с корпусом «стандартный вестерн» (dreadnaught) характеризуются более выраженными басами со своеобразным «рокочущим» звуком. Низкие частоты преобладают в ритм-партиях и при жестком аккомпанементе. Такая гитара идеально подойдет для игры в ансабле и игры аккордами, а вот для соло партий не всегда будет удачным вариантом. Как пример, акустическая гитара Fender CD-60 очень качественный инструмент.
Orchestra Model
Тип корпуса «orchestra model» имеет, как правило, ровное и «мягкое» звучание – идеальный баланс между нижними и верхними струнами. Гитары в таком исполнении прекрасно подойдут для игры перебором, а еще они ценятся звукоинженерами за то, что их хорошо амплифицировать обычным микрофоном. К основному недостатку можно отнести лишь слабую громкость инструмента, если к примеру, играть на такой гитаре в акустическом ансамбле. Еще довольно часто не хватает басов особенно при жестком стиле аккомпанемента.
Jumbo
Ну и последний тип корпуса акустической гитары – «jumbo», который является неким компромиссом между двумя предыдущими. Его основной плюс – это большой корпус, который усиливает звук до уровня стандартного вестерна (иногда даже сильнее), а его симметричная конфигурация делает его сбалансированным и приближенным к оркестровой модели с характерным «сочным» оттенком. «Джамбо» гитары хорошо подходят для смешанных стилей музыки, особенно при игре на сцене. Также очень популярны и 12-ти струнные джамбо.
Теперь, когда в общих чертах нам стало понятно влияние конструкции корпуса гитары на звук, мы постараемся рассмотреть все детали более подробно.
Влияние корпуса на звук
Нам уже известно, что чем больше корпус гитары, тем громче она звучит. А вот что касается баланса частотных характеристик, то в практически любой конструкции хороший мастер может легко их подправить и сделать более выраженными низкие, средние или высокие. Все это достигается путем правильной обточки пружин и правильного подбора материалов. Как правило, звонкость гитары повышается благодаря меньшей толщине пружин и поэтому обычно мастера вначале корпус склеивают, а потом уже через отверстие резонатора точно «подгоняют» заранее наклеенные пружины.
Также не менее важен и диаметр самого резонаторного отверстия. Если он будет слишком большим, то это скажется на недостатке басов. Но счастью, большинство производителей делают его диаметр стандартным в 4 дюйма (для фолк гитар) и связано это в основном с тем, что многие фирмы производящие звукосниматели для акустических гитар, учитывают этот размер (звукосниматель должен четко вставляться в это отверстие и хорошо держаться за его края).
Еще один не маловажный момент – ширина талии корпуса, чем она уже, тем больше у инструмента будут преобладать средние и высокие частоты, и чем более симметричными окажутся нижняя и верхняя части корпуса гитары, тем более сбалансированным будет ее звук. А чем более глубоким будет корпус, тем соответственно и звучание инструмента будет глубже.
Безусловно, есть еще очень много других факторов, которые в различной степени могут повлиять на звучание инструмента. Например, это может быть крепление грифа, его вес или же конструкция струнодержателя. Хотя, все эти факторы не столь существенно отражаются на звучании и их скрупулезно принимают во внимание лишь не многие мастера, пытающиеся изобрести нечто необычное и уникальное. В промышленных масштабах такие мелочи конечно же не учитываются, а применяют в основном общепринятые стандарты.
Источник
Все о фолк-гитарах
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Гитара давно нашла множество поклонников по всему миру благодаря своему уникальному звучанию. Она может выступать и в качестве аккомпанирующего, и в качестве сольного инструмента. Ей под силу сыграть мелодии самых разных стилевых направлений: от народных до джазовых. Существует несколько видов гитар, среди которых есть и фолк-гитары. Что это за инструмент, в чем его отличия и особенности, о разновидностях и звучании, рассказано в статье.
Что это такое?
Фолк-гитара – разновидность акустического или полуакустического шестиструнного инструмента, в том числе и классического, но приспособленная только под струны из металла. Имеет довольно прочный и жёсткий корпус за счёт специально разработанного крепления пружин верхней деки, более узкий гриф, укреплённый центральным анкерным болтом, вырез (катавей) в корпусе под грифом для свободного доступа пальцев левой руки к струнам за XII ладом.
Чем отличается от других моделей?
Уже в XIX веке было предложено заменить струны из нейлона на металлические струны на акустических гитарах. Причиной стало стремление сделать звук более громким и звонким. Однако разница не только в этом. Создателем фолк-гитар можно назвать Кристиана Мартина – специалиста по гитарам. Именно он внес существенные изменения в устройство инструмента. К этому его подтолкнуло серьезное отношение к проблеме деформирования верхней деки и проседания грифа у классического инструмента из-за сильного натяжения стальных струн.
Гитара модели «фолк» отличается от классической по следующим пунктам:
- гриф – более узкий, имеет округлую поверхность;
- бридж (нижний струнодержатель) перемещен от центра нижнего овала ближе к резонаторному отверстию;
- более крупные габариты корпуса и инструмента в целом;
- количество ладов составляет 20-22 против 19 на «классике»;
- струны – из металла или бронзы.
Так как струны выполнены из металла, то это значит, что их сложнее зажимать. По этой причине не рекомендовано сразу приступать к обучению на фолк-гитаре. Такое решение может усложнить процесс обучения. А детям можно начинать играть на ней только с 12-летнего возраста. Начинать лучше с гитары со струнами из нейлона (и детям, и взрослым). Классическая гитара является более мягким и податливым инструментом для обучения.
Кроме того, большой корпус может доставить сложности в процессе обучения. Его попросту неудобно держать на первых порах, особенно детям.
Строение
В результате изменений, внесенных К. Мартином, получилась модель с усиленной верхней декой. А также была разработана совершенно новая конструкция крепления грифа к корпусу анкером с регулировкой высоты расположения струн над грифом инструмента.
Есть и дополнительные характерные особенности фолк-гитар, отличающие их от остальных моделей, а также направленные на расширение функциональных возможностей и улучшение звучания. Перечислим эти особенности:
- наличие пикгарда – пластины, служащей защитой деки, расположенной ниже розетки, от соприкосновения с пальцами музыканта;
- наличие катавея (cutaway) – выреза в нижней части корпуса гитары под грифом для более удобной и комфортной игры на высоких ладах;
- нижняя дека в форме овала, сделанная из углепластика (можно встретить только на моделях бренда Ovation).
По строению корпуса фолк-гитары подразделяют на 3 типа:
- дредноут (или вестерн-гитара): отличается крупным корпусом с низким глубоким звучанием, идеален для исполнения музыки в стиле кантри или блюз;
- джамбо: гитара с крупным корпусом в форме груши, где преобладают плавные округлые формы (есть гитары с еще большим корпусом и еще более крутым звучанием – суперджамбо);
- флэттоп – модель с плоским корпусом.
Как звучит?
Фолк-гитара звучит громко и звонко, а это позволяет превосходно играть джазовую музыку. В зависимости от типа корпуса отличается и звучание. Так, дредноут по сей день остается самым распространенным типом. Он пользуется популярностью среди профессиональных музыкантов, так как обладает сразу узнаваемым и свойственным только ему глубоким звуком. Однако такой вариант больше подойдет в качестве аккомпанемента, нежели исполнения сольного произведения.
А вот оркестровые модели этого вида инструмента обладают меньшим корпусом. Но они обладают более ровным и мягким звуком, сбалансированным по частотам. Этот вариант фолк-гитары является отличным солирующим инструментом. С ним удобно работать в студии.
Джамбо – гитары с самым большим корпусом, позволяющим извлекать мощнейший, сочный звук.
Гитары варианта флэттоп имеют полый акустический корпус, который делает звучание сильным и громким даже без дополнительных электроусилителей.
Звучание фолк-гитары в целом объективно более громкое и звонкое. Такие гитары идеальны в качестве аккомпанемента, игры боем, исполнения быстрых, ритмичных, динамичных композиций.
Корпусы всех типов позволяют извлекать глубокий и объемный звук. Самыми громкими, конечно же, считаются модели суперджамбо.
Фолк-гитара – прекрасный вариант для тех, кто любит рок, пение, посиделки у костра в дружной компании. Умея играть на этой разновидности инструмента, можно легко сыграть и на электрогитаре, так как грифы у них одинаковые. А вот для начинающих гитаристов такая разновидность инструмента не годится по причине того, что струны из металла или бронзы очень тяжелы для новичков – могут создать большие проблемы на начальном этапе обучения.
Источник
Типы корпусов гитары и их влияние на звук
Звучание инструмента определяет очень много различных факторов, и описать их все в одной статье просто невозможно, однако тот факт, что и размер, и форма корпуса гитары влияют на звук, издаваемый им, остаётся неоспоримым. Далее речь пойдёт именно о том, какие бывают виды и размеры корпусов гитары, и как именно зависит звучание инструмента от его корпуса.
Разнообразных форм и размеров акустической гитары есть большое множество, почти столько же, сколько насчитывается в мире изготовителей этого инструмента. Почти все, кто на сегодняшний день производят гитары не слепо следуют какому-то общепринятому канону, а вносят каждый что-то новое. Но все же существуют общепринятые типы гитар, от которых большая часть мастеров и отталкивается. На данный момент этих типов три.
1. Orchestra Model — оркестровая модель (классическая гитара, классика)
2. Dreadnaught — (дредноут, вестерн, эстрадная гитара, эстрадка)
3. Jumbo — (джамбо) — гитара с увеличенным корпусом
Две первые конструкции впервые были придуманы компанией Мартин и до сих пор являются наиболее известными и узнаваемыми типами корпусов.
Третий вид конструкции, был разработан инженерами компании «Gibson», и до сих пор Gibson «Jumbo» J-200 в умах прочно ассоциируется с американской музыкой кантри и культурой реднеков.
Есть основные линейные размеры этих трех видов корпуса. Однако следует помнить, что на самом деле каждый инструмент может значительно отличаться размерами от таблицы, но большая часть гитар будут приблизительно соответствовать представленным размерам.
Таблица линейных элементов различных типов корпусов
Теперь рассмотрим, некоторые характерные признаки у звучания каждой конструкции.
Orchestra Model — звучание у гитар с данным видом корпуса, как правило, ровное и мягкое — отличный баланс между высокими и низкими струнами. На таких гитарах очень хорошо играть перебором, также они ценятся звукорежиссерами — он легко оцифровываются простым микрофоном. Но очень часто им не хватает мощности басовых струн, особенно если у вас очень жесткий стиль аккомпанирования.
Dreadnaught — у гитар этого типа гораздо ярче выражены басы. Звук «рокочущий». Полезный инструмент для игры вместе с другими гитарами. Для аккомпанирования и вообще игры аккордами незаменим.
Jumbo — это корпус, впитавший все лучшие черты первой и второй конструкций. Больший корпус увеличивает мощность звука до уровня дредноута, но так как он гораздо более симметричный, звук получается более сбалансированным, совсем как у классической гитары. Эти инструменты очень хороши для смешанных стилей, а особенно рекомендуется использовать их на сцене.
В общих чертах мы уже знаем о влиянии конструкции корпуса на звук гитары, давайте рассмотрим все более подробно.
Все уже понятно, чем более объемный корпус, тем громче звучит гитара. Что же касается частотного баланса, то хороший гитарный мастер может создать инструмент с ярче выраженными басами, средними или высокими частотами из инструмента с любой конструкцией. Достигается этот эффект путем внимательного подбора материалов и необходимой обточки пружин. Обычно, чем тоньше пружины, тем выше звучит гитара. Поэтому мастера часто сперва склеивают корпус, а затем через отверстие резонатора производят дальнейшую подгонку уже приклеенных пружин.
Кстати, диаметр этого самого отверстия не менее важен — чем больше, тем меньше низкочастотных звуков отражается от корпуса. Канон для диаметра этой детали конструкции — 4 дюйма.
Еще одной важной деталью является талия гитары, чем она уже, тем, выше звучание инструмента, и чем более симметричны верхняя и нижняя части корпуса, тем более сбалансированным является звук. Также известный факт — то, что чем более глубокий корпус, тем глубже звучание инструмента.
Разумеется, есть еще множество факторов, которые влияют на звук инструмента: к примеру, крепление и вес грифа, или конструкция струнодержателя. Однако, честно говоря, эти факторы мало отражаются на звучании и принимаются во внимание лишь единицами, пытающимися изобрести нечто необычное. В целом же гиганты среди производителей гитар (вроде Fender-а и Gibson-а) эти мелочи не учитываются, а используются простые общепринятые стандартные правила.
Источник