Гитара с польскими струнами

Гитара с польскими струнами

Авторская песня — термин сравнительно молодой: возник он в середине шестидесятых годов, когда сама песня была уже вполне развитым и состоявшимся явлением. Ранее песни эти как только не называли — и туристскими, и альпинистскими, и студенческими. На конференции в Петушках в 1967 году было принято решение именовать их самодеятельными: очень хотелось противопоставить свежее дыхание новой песни закоснелому миру песни профессиональной, именовавшейся тогда, кстати, не иначе как «советская массовая песня». Незадолго перед этим, в публикации «Недели» №1 за 1966 год, такие разные авторы, как М. Анчаров, А. Галич, Ю. Визбор и Ю. Ким, единодушно утверждали несомненный для них факт приоритета литературы, поэзии в этом жанре, отдавая музыке подчинённую роль.

Как бы то ни было, образованные музыканты в среде авторов встречаются редко, в отличие от образованных литераторов; к тому же обучение гитаре в 50-60х гг. было поставлено достаточно слабо, что не могло не сказаться на самодеятельном, спонтанном характере гитарного аккомпанемента в АП.

Я гитарой не сильно владею
И с ладами порой не в ладах:
Обучался у местных злодеев
В тополиных московских дворах.

Так писал о своём гитарном «образовании» Ю. Визбор. И многие классики жанра обучались гитаре подобным же образом — методом изустной передачи, с миру по нитке. Однако нельзя отрицать очевидного: авторская песня стала самой собой именно с таким аккомпанементом. Ограниченность музыкальных средств вынуждала авторов искать и находить неожиданные «изюминки» совсем не там, где стал бы искать гитарист-профессионал. К тому же в «дворовом» аккомпанементе оказались зафиксированы некоторые фольклорные приёмы игры, не вошедшие в учебники.

Поголовно все классики АП играли на семиструнных гитарах, а культура семиструнки весьма специфична и решительно отличается от шестиструнной. Испанская по происхождению — что зафиксировано в классической школе Ф. Таррега, А. Сеговия и пр. — шестиструнка подверглась этапу американизации, породившему стиль кантри и блюз со всеми многообразными последствиями вплоть до тяжёлого рока. Семиструнка возникла на стыке испанской гитары и украинско-польской кобзы: не все знают, что любимый инструмент Тараса Шевченко отличался от «классической» семиструнной гитары только овальной, лютнеобразной формой корпуса, а семь струн, настроенных в соль-мажоре (d1 h g d H G D), точно такие же (по-крайней мере в одном из многочисленных вариантов строя).

Читайте также:  Американский певец под гитару

Большое влияние на культуру семиструнки оказало её бытование в цыганских таборах, породивших обширный фольклор и своеобразную технику; впрочем, вся эта культура стала широко известна в 19-м веке в специфически-искажённой форме ресторанных цыганских хоров, оставивших в российской культуре весьма глубокий след. Ещё один недостаточно широко известный культурный слой, влияние которого впитала в себя семиструнка, еврейская культура черты оседлости, музыка местечковых оркестриков. Русский городской романс впитывал в себя разнородные музыкальные влияния, сплавляя их порой в весьма оригинальных сочетаниях. Революция 1917 года оказала разрушительное воздействие на отечественную гитарную культуру; гитара стала считаться чуждым пролетариату явлением, признаком мещанства и мелкобуржуазности.

Характерно, что некоторая часть гитарно-песенной культуры нашла себе прибежище в маргинальных слоях общества, не признававших не только советской власти, но и власти вообще, — речь идёт о блатных, воровских песнях (хорошо показана эта культурная коллизия в первом советском звуковом фильме «Путёвка в жизнь»). Значительная часть блатных песен происходила из воспетых Бабелем уголовных кругов Одессы — в этом вольном городе происходило взаимопроникновение русской и еврейской культур. Недаром один из первых удачных опытов профессиональной гитарной песни был выражен через образ слегка приблатнённого одессита — Дзюба (Марк Бернес) из кинофильма «Два бойца» пел под гитару типично одесскую «Шаланды, полные кефали» и вполне общенародную «Тёмную ночь», блестяще стилизованные композитором Никитой Богословским.

Но вернёмся к собственно авторской песне. Принято считать, что первым (после 1917 года) петь под гитару свои стихи стал Михаил Анчаров, до войны певший под пианино и имевший за плечами соответствующее музыкальное семилетнее образование. «…Я родился и вырос на Благуше. Благуша была окраиной Москвы. Время было голодное и тёмное. А Благуша была — текстильная, воровская, пацанская. И пацан без гитары там был на пацан. Потом, не знаю, как и почему, мне пришло в голову самому сочинять стихи и петь их под гитару. Тогда, в конце 30-х годов, этого ещё никто не делал, и никто даже не знал, что это называется авторской песней. Я пел о Благуше, о московских окраинах, о тех, кого знал и любил. Первую свою военную песню я сочинил и спел в июле 1941 года. Почти всю войну я не расставался с гитарой, пел и сочинял песни, когда это было возможно». Судьба, как видим, вполне для своего времени типичная. Совершенно нельзя исключить, что были в России и другие «пацаны», так же певшие под гитару и начавшие раньше Анчарова… Но война и отсутствие магнитофонов сделали своё чёрное дело, и из переживших и доживших — Анчаров, конечно же, первый.

Читайте также:  Гитара для guitar hero как разобрать

Мне довелось вместе с Д. Дихтером записывать ноты для песенного сборника Анчарова. Сразу же, на уровне определения тональности, начались странности: гитара, по сравнению с классической семистрункой, оказалась настроенной существенно ниже. Вместо положенного соль-мажора — ми-мажор, на малую терцию ниже (h g# e H G# E H1).

В литературе подобный строй упоминался в связи с вышеупомянутыми цыганскими хорами, когда для расширения диапазона аккомпанирующей группы были введены гитары разновысотные — большая в ми-мажоре, терцовая в соль-мажоре, квартовая в ля-мажоре, квинтовая в до-мажоре и, кажется, ещё какое-то пикколо в ре-мажоре, — что позволяло иметь в диапазоне оркестра звуки от си контроктавы до ми второй октавы да ещё четыре добавочных баса на дополнительном втором грифе большой гитары, — видимо, ля, соль, фа и ми контроктавы. Соответственно, изготавливались гитары с разной мензурой — от 650 до 485 мм: чем короче гитара, тем выше её настраивали.

А. Городницкий вспоминает: «У Анчарова была удивительно обаятельная, уже утраченная ныне, «цыганская» темпераментная манера исполнения. В сочетании с сильным низким, «подлинно мужским» голосом она придавала особый колорит его песням. Да и гитара в его руках была старинная, инкрустированная, как мне тогда показалось, каким-то серебром и перламутром, чуть не из прошлого века».

Когда мне удалось взять в руки гитару Анчарова, оказалось, что она совсем миниатюрная, короче обычной сантиметров на пятнадцать, с очень узким корпусом, работы мастера Ивана Краснощёкова (1798-1875). Настоящая цыганская гитара. Я спросил тогда уже больного Михаила Леонидовича: «Михаил Леонидович, а как вы гитару настраиваете?» — имея в виду строй, от какой ноты какая струна и т.п. Он мне ответил: «А вот так: «Ка-пи-тан. » [«Капитан, капитан, улыбнитесь. », муз. И. Дунаевского]. Первая, вторая и третья струны. Остальные — по первым». Действительно, первые три струны настраиваются в мажорное трезвучие, при арпеджировании которого получается мелодия Дунаевского. Камертон показал ми-мажор — так Анчаров настраивал гитару под свой голос.

Итак: гитара с мензурой порядка 500 мм (при норме 650 мм) настраивается не выше номинала (как положено для квинт-гитары — в до-мажоре g1 c1 e g c E G), а ниже номинала. В результате струны (металлические — нейлона в те поры ещё толком и не было) начинают колебаться не вполне гармонически, появляется этакий гремящий тембр. Звук такой слабо натянутой струны сначала, в атаке, несколько ниже, потом, как бы завывая, приподнимается выше и на стадии затихания возвращается к исходной высоте: этакое «вау!» И именно такой строй — на всех известных мне фонограммах Анчарова, включая последний концерт 1981 года, где он играл на чьей-то семиструнке фабрики имени Луначарского (той самой, за 9 руб. 50 коп.), соответствующим образом её перестроив. В таком пониженном строе ре-минорные аппликатуры начинают звучать в си-миноре, а ре-мажорные — соответственно в си-мажоре, тональности вполне неожиданной при других строях инструмента. Анчаров, понятное дело, исключение — стоит себе особняком, как и во всех других своих проявлениях. Это у него в песне: «И гитары особой настройки…»

Но вслед за Анчаровым (именно вслед, т.к. на ранних записях гитары настроены стандартно) начали настраивать свои гитары в ми-мажоре и Б. Окуджава, и В. Высоцкий, и Ю. Ким. Именно ми-мажорный гремящий строй определил специфику тембра гитары Высоцкого. Будут как-нибудь повторять запись Высоцкого на «Кинопанораме» — проверьте: в начале передачи гитара настроена в ми-мажоре, ближе к концу строй ещё понижается (Не так! Там в самом начале, когда играется попурри из песен к фильму «Вертикаль», а также первое исполнение песни «Мы вращаем землю» (см. полную рабочую запись «Кинопанорамы»), гитара настроена на два с половиной тона ниже, то есть в Ре-мажоре, а потом Владимир Семёнович поднял строй гитары на полтона, то есть получил Ре-диез-мажор. В Ми-мажоре там гитара нигде не звучит. Максим) . Отсюда такие экзотические тональности у Высоцкого: ля-минорной аппликатуре соответствует фа-диез-минор, си-минорной — соль-диез-минор.

Вернёмся к Б.Окуджаве. Строй его гитары тоже не то чтобы необычен, но в учебниках не описан; в разговорах его называют попеременно то «русским», то «цыганским». Пятую струну обычной семиструнки настраивают на полтона выше: d1 h g d с G D. В результате две пары басов на открытых струнах — c_G и G_D — представляют значительные удобства для игры в тональностях до-мажор и до-минор. Большинство ранних записей Окуджавы — как раз в этих тональностях. Но уже в знаменитой записи Марлена Хуциева для фильма «Застава Ильича» в Политехническом «Сентиментальный марш» звучит в ля-мажоре; внимательный взгляд различит в кадре знакомые до-мажорные аппликатуры. Оказывается, в 1962 году Окуджава перестроил гитару на малую терцию ниже: h g# e H A E H1. Вместо до-мажора и до-минора в тех же аппликатурах звучат ля-мажор и ля-минор. Подобный строй сохранился у Окуджавы до последних дней, с одним лишь изменением: в «перестройку» автор обзавёлся гитарой с шестью струнами, которую стал настраивать h g# e A E H1, то есть как бы выкинув из строя четвёртую струну (на записи известного телеинтервью с Ф. Медведевым эта же гитара настроена ещё на тон ниже).

Точно так же настраивает свой шестиструнный «Fender» и Ю. Ким. А обе Матвеевых — и покойная Вера и здравствующая ныне Новелла — остались верны исходному d1 h g d с G D. На этом фоне приверженцы классической соль-мажорной семиструнки Ю. Визбор, Е. Клячкин и В. Туриянский (а также А. Дулов, В. Ланцберг, А. Загот и пр. и пр.) выглядят едва ли не ретроградами. Но вот Сергей Никитин кроме пятой перестраивает ещё и вторую струну — и получается совершенно необычный вариант d1 b g d с G D — уже не мажорный, а минорный. Уж и не знаю, смог бы Никитин на обычной семиструнке создать свой неповторимый стиль аккомпанемента; как-то он обмолвился, что стал играть на таком нестандартном строе специально, чтобы наработанные стереотипы не сковывали его музыкальную свободу. Другой последователь «никитинского» строя, С. Смирнов, более прозаичен: «У меня пальцы толстые, и прижимать струны «по науке», перпендикулярно к грифу, мне неудобно. А этот строй позволяет все аккорды брать так, чтобы пальцы лежали плашмя». Что ж, в этом есть свой резон.

Среди авторов следующего поколения невозможно не упомянуть Александра Иванова (Калининград) с ещё одним шестиструнно-семиструнным строем: d1 h g d H E. То есть как бы из семиструнки выкинули седьмую струну, а шестую перестроили на E. Для джазового стиля, которого придерживается А. Иванов, этот строй оказался весьма удобным. На фоне этого разнообразия уже не кажется удивительным пристрастие таких великолепных гитаристов-шестиструнщиков, как В. Луферов и А. Мирзаян, к настройке гитар на тон ниже (d1 a f c G D).

Завершая разговор о строях гитары в авторской песне, приведу на память байку, слышанную мною от семиструнщика Юрия Кукина (речь идёт о металлических струнах): «Первую струну настраивать надо точно. Она тонкая, высоты тона, когда прижимаешь, не меняет; верхний звук аккорда всегда хорошо слышен, он должен быть максимально точным. Вторая струна — самая толстая, самая жёсткая. При прижимании завышается. Настраиваем её слегка ниже. А вот третью, самую мягкую, наоборот, слегка завышаем. Басы при настройке надо чуть занижать — чем ниже бас, тем сильнее: когда их дёргаешь, они обязательно завышают тон. Вот негры в джазе, кстати, контрабасы вообще не настраивают, а играют получше наших. Я, когда молодой был, в джазе играл, на барабанах, наслушался. Лучше негров на басу никто не играет». Непростое это дело — гитару настроить.

Александр КОСТРОМИН. «Люди и песни», 2004 год.

Источник

Полный гайд по струнам. Часть 1 — калибр струн.

Этой статьёй я начинаю целый цикл, призванный дать исчерпывающую информацию и отмести все вопросы, касающиеся замены струн на вашей гитаре. Идея этой статьи навеяна наблюдаемым мной тотальным непониманием, как извлечь максимальную пользу из струн своей гитары, среди начинающих и даже продвинутых гитаристов. А, между тем, струны – пожалуй, главный элемент вашей гитары – ведь именно струны обеспечивают взаимодействие гитариста и его инструмента. Каким бы мощным ни был ваш мотор и какими бы навыками вождения вы ни обладали, без подходящих покрышек ваша машина не уедет далеко. О струнах можно сказать то же самое.

Сегодняшняя, первая из цикла, статья посвящена вопросам выбора струн, а именно — подбора подходящего калибра. Вопрос выбора марки и общего подхода к струнам я рассмотрел в своей предыдущей статье – настоятельно рекомендую ознакомиться. А сегодня поговорим о том, какие именно струны нужны вам и вашей гитаре. ВНИМАНИЕ – в этой статье будет много цифр, но все они исключительно важны для каждого гитариста, поскольку образуют понимание собственного инструмента, поэтому отнеситесь к этой информации максимально серьёзно! Поехали.

Пожалуй, первый вопрос, который задают себе гитаристы, намереваясь сменить струны – «какой калибр выбрать?». Некоторые приходят в музыкальные магазины и мучают продавцов, некоторые полагаются на мнение блогеров, некоторые просто покупают наобум. Наша же с вами задача – максимально подготовиться к моменту покупки струн и прийти в магазин с чётким пониманием, что именно вам нужно.

По поводу калибра струн сказано уже столько, что можно писать целую книгу, поэтому не ругайтесь, если информация покажется вам очевидной для каждого – поверьте, это не так. Итак, как маркируется калибр струн? Обычно комплекты струн маркируются двумя цифрами – толщиной 1 и 6 струны. Так, например, струна калибра 9 – это струна толщиной 0,009 дюйма (1 дюйм равен 2,54 сантиметра), а 42 – толщиной 0,042 дюйма. Аналогичным образом маркируются и отдельные струны, которые также можно найти в продаже.

Выбор необходимых именно вам струн целиком и полностью зависит от трёх факторов, которые мы разберём по пунктам.

Первое – музыка, которую вы играете. Многие начинающие гитаристы считают, что чем тяжелее и мощнее их музыка, тем толще струны им нужны. Понять эту логику весьма нетрудно – многие популярные звёзды метала играют на толстенных 12-60 или даже больше. Однако, не всё так просто. На самом деле толщина струн напрямую не зависит от музыки, которую вы играете. Качественный метал, например, можно получить как из тоненького комплекта 8-42, так и из 13-62.

Откуда взялся стереотип «чем толще – тем лучше»? Всё очень просто. Развитие метал-музыки привело музыкантов к тому, что для получения большей тяжести нужно понижать строй гитары. А, как многие знают, чем ниже настроена нота струны, тем слабее струна натянута. В то же время чем больше толщина струны, тем более низкую ноту она будет воспроизводить при равной силе натяжения. Если вы попробуете опустить строй вашей гитары хотя бы в Drop C, то поймёте, что играть на таких струнах попросту невозможно – они провисают, уходят в нестрой при малейшем ударе, а высечь из них чёткие ноты не получается никакими ухищрениями. Всё дело в недостаточном натяжении. Выход из этой ситуации — более толстые струны, позволяющие сохранить исходную силу натяжения при пониженной высоте звучания струны. А поскольку почти весь современный метал сводится к пониженному строю, возникло мнение, что «для тяжелого метала нужны толстые струны». Но теперь мы с вами знаем – толщина струн зависит от необходимого строя гитары, а не непосредственно от музыки, которую вы играете. Это очень важно понимать, ведь даже самый интеллигентный джаз можно играть в C-Standard, и всё равно для этого понадобятся толстые струны.

Второй фактор – ваш музыкальный инструмент. Речь идёт о мензуре. Ни для кого не секрет, что в электрогитарном мире существуют два стандарта – Gibson и Fender, а именно мензуры 24,75 дюймов (Gibson) и 25.5 дюймов (Fender). Мензура – есть длина рабочей части струны между точками опоры (перегиба струны) на верхнем порожке и бридже. Именно изменение длины рабочей части струны с помощью ладовых порожков и обеспечивает существование нот на электрогитаре – чем короче рабочая часть, тем выше звучит струна. Исходя из этого, становится понятно, что при более длинной мензуре и одинаковом натяжении одна и та же струна будет звучать ниже, нежели при более короткой мензуре. Но, нам с вами необходимо получить нормальное играбельное натяжение и одинаковую высоту звучания, и мы помним, что чем толще струна, тем ниже её нота при одинаковом натяжении. Поэтому для гитар с мензурой 25,5 дюймов потребуются более тонкие струны, нежели для гитар с «Гибсоновской» мензурой.

Третий фактор – ваш навык игры. Дело в том, что в одном и том же строе струны разной толщины будут вести себя по-разному. Более толстые струны будут иметь более сильное натяжение и потребуют более резкой атаки, чтобы их «раскачать», более тонкие – наоборот, требовательны к дозированной силе удара и при её превышении создадут беспощадные «нестроевичи». Кроме того, на струнах с более сильным натяжением сложнее делать бенды и вибрато, а менее натянутые струны, наоборот, потребуют более точных усилий, чтобы попадать в нужные ноты. Поэтому выбор струн зависит от того, овладели ли вы базовыми навыками игры, или же только учитесь играть.

Теперь, имея основные теоретические знания, перейдём к практике. Если вы – новичок, и только осваиваете электрогитарное искусство, то настоятельно рекомендую пренебречь вашим любимым стилем и обратить внимание на универсальные комплекты струн. В вашем случае практически без раздумий можно покупать струны калибра 9-42, если у вас гитара с мензурой 25,5 дюймов, и 10-46, если ваша гитара имеет мензуру 24,75 дюймов. Почему так? Дело в универсальности. Эти комплекты струн обеспечат правильное натяжение струн на вашей гитаре в стандартном строе, в котором вы, как начинающий гитарист, скорее всего и будете играть. Благодаря оптимальному натяжению, именно на таких комплектах вам будет комфортнее всего учиться делать подтяжки и вырабатывать навык атаки, который обеспечит нужную чёткость без «нестроя». Со временем у вас выработаются предпочтения относительно играемой музыки, а также появится ясность, какой именно инструмент вам нужен, и в каком строе он будет играть. Тогда-то вы и сможете осознанно подобрать комплект струн под себя, а пока воспользуйтесь стандартными решениями.

Если вы — продвинутый гитарист, имеющий понимание, какую музыку будете играть, и обладающий нужным инструментом, то держите методику подбора струн. За основу возьмите те же самые стандартные решения – 9-42 для гитар с мензурой 25,5 дюймов, 10-46 – для гитар с мензурой 24,75 дюймов. Затем увеличивайте порядок толщин, пока не достигнете нужного строя. Для примера, если для строя Е-Standard вы используете струны 9-42, то для понижения в D-Standard вам потребуется комплект 10-46, в C-Standard – 11-52, и так далее. Если же ваша стихия – Dropped-строй, то вам подойдут комплекты с более толстыми басовыми струнами и стандартными «нижними». Так, например, для Dropped D вам подойдут 9-46, для Dropped C – 10-52, и так далее. Соответственно, если ваша гитара имеет мензуру 24,75 дюймов, то используйте следующие по толщине струны относительно вышеописанных. Это поможет вам сохранить те же самые ощущения при игре, сместив при этом строй к необходимому. Важно – если вы пользуетесь промежуточными строями, то используйте струны, предназначенные для более низкого строя. Так, например, для игры в Ре-диез-Стандарт вам понадобятся струны, соответствующие строю Ре-Стандарт.

Возникает вопрос – а что делать с более тонкими струнами? Более тонкие струны калибра, например, 8-38, вам могут пригодиться в двух случаях. Первый – если вы являетесь соло-гитаристом, и ваша игра изобилует бендами и не требует ломовой атаки. В таких случаях используйте более тонкие струны, чтобы было возможно делать более высокие подтяжки. Естественно, нужную силу атаки придётся нащупывать. Вот почему заниматься подобным я рекомендую людям, уже освоившим на должном уровне базовые навыки игры. Соответственно, понижая строй, смещайте порядок толщины струн до уровня более высокого строя.

Второй случай – повышающий строй. Никто не может запретить музыканту повысить строй своей гитары в, скажем, Фа-диез-Стандарт. Именно для этого вам и пригодятся тонкие струны. Правило всё то же – с каждым тоном повышения строя уменьшайте порядок толщины струн.

Этой информации, на мой взгляд, более чем достаточно, чтобы каждый гитарист смог подобрать подходящий ему калибр струн. Поэтому на этом часть, посвящённую калибру струн, предлагаю закончить. В следующей статье мы рассмотрим, из чего и как делают гитарные струны, и как выбрать материал своих будущих струн – обязательно подпишитесь, чтобы не пропустить! Также ставьте лайк, если статья была полезной или хотя бы интересной, пишите одобрительные комментарии, если согласны с моими мыслями, или смело напишите, в чём я ошибаюсь – обязательно всех выслушаю!

Источник

Оцените статью