Темброблок электроакустических гитар и электрогитар
Я думаю, что многим из вас приходилось видеть наличие блока электроники в акустической гитаре. По своей сути этот инструмент уже называется электроакустической гитарой, так как его можно подключать к усилительной аппаратуре. Так вот эта совокупность электроники называется темброблоком. Строго говоря, название только частично отражает основную суть устройства. Также в корпус электроакустической гитары встраивается пьезодатчик (звукосниматель) или миниатюрный микрофон. А теперь давайте вместе разберемся со всем этим подробнее.
Темброблок для акустической гитары – это небольшой прибор, который встроен в гитару. Его часть (панель с регулировками) располагается в верхней боковине гитары. В его передней панели расположены различные органы управления, которые состоят из нескольких регуляторов громкости и тембра (обычно двух- или трёхполосный эквалайзер).
Темброблок в электроакустической гитаре
Также там могут находиться миниатюрный тюнер и индикатор заряда батареи. Источником питания в активном темброблоке, в основном, является девятивольтовая батарейка (называемая еще крона), которая устанавливается непосредственно в его корпус. Если вы долго не играете на гитаре, то инструментальный шнур лучше отключать от неё, чтобы не разряжать батарейку.
Ее главное назначение – соединение звукоснимателей в общую электроцепь, их коммутация и управление тембром музыки. В электроакустических гитарах главное назначение темброблока – изменение тембра и увеличение мощности сигнала. Его внутренняя схема содержит в себе различные усилительные элементы, требующие отдельного питания, по этой причине, подобный темброблок называется активным.
Темброблоки электрогитар, если говорить по-простому, представляют собой совокупность гитарных ручек управления, переключателей звукоснимателей, а также радиоэлементов (резисторы, конденсаторы и т.д.), которые с ними связаны. Управление гитарным темброблоком происходит с помощью резистора, другими словами потенциометра. Поворачивая ручку, вы изменяете сопротивление резистора.
Все потенциометры соответствуют номеру, из которого можно увидеть его максимальное сопротивление. К примеру, потенциометр в 250 к гарантирует 250 000 Ом сопротивления в целиком открытой позиции. Для синглов же (однокатушечных звукоснимателей, (увидеть которые вы можете, например, на Fender Jazz Bass) в большей части случаев используются потенциометры в 250 к, а для хамбакеров — 500 к.
Но здесь разговор ведется о пассивных датчиках. Для активных же, номинальное переменное сопротивление может колебаться начиная от 100 и заканчивая 10 к.
Темброблоки точно также, как и звукосниматели, делятся на 2 типа: пассивные и активные.
Пассивный. Называется он так, потому что не требует источника питания и является наиболее простым темброблоком. Он способен осуществлять регулировку громкости звука, а также коммутацию звукоснимателей.
Распайка пассивного темброблока электрогитары
Активный. Для его работы уже требуется батарейка (крона 9 Вольт). Он способен производить предварительное усиление сигнала от звукоснимателей.
Такие же задачи обычно выполняются активным звукоснимателем. Различие между ними заключается в следующем. Темброблок – это печатная плата с радиокомпонентами, которая монтируется в корпус гитары. А электронные элементы в звукоснимателе активного типа находятся непосредственно в его корпусе.
Источник
Особенности электроакустических гитар
Электроакустические гитары были созданы для выступления на сцене. Если Вы собираетесь играть дома или на природе, Вам такая гитара не нужна. В среднем Вы просто переплатите 20% за функции, которые не будете использовать.
Принцип выбора электроакустической гитары
Помимо фактора самой электроники, электроакустику выбирают в целом по тем же параметрам, что и обычную акустику
В первую очередь нужно обращать внимание на древесину, из которой изготовлена гитара
Если гитара сделана из цельного дерева, то обязательно в характеристиках будет слово «массив».
Гитара с массивом будет намного лучше звучать по сравнению с «фанерной», но и будет чуть более требовательной в плане соблюдения условий хранения.
Самые дешевые гитары делаются из липы частично или полностью. Если гитара сделана из ели + красное дерево, то это скорее всего уже неплохой инструмент, даже если ультрабюджетный.
Так же важно обратить внимание на ровность грифа, отсутствие «мертвых нот» — что бывает если гриф имеет волну на накладке. Обычно достаточно проверить 1,2,3,4, 9, 10, 11, 12 лады — грубо говоря если нигде дребезжания или повторения одной и той же ноты не слышно, то все хорошо. После этого проверьте высоту струн, комфортно ли играть?
Ну и само собой внешний вид, ведь чем больше Вам нравится гитара — тем чаще Вы будете на ней играть.
Звукосниматели могут быть магнитные или пьезо.
Они бывают встроены в любой тип акустической гитары — классику, фолк, вестерн и пр.
Датчики позволяют подключить инструмент к колонке (комбоусилителю), пульту или звукозаписывающей карте. Тем самым можно подзвучить инструмент, играть в больших помещениях с нужным объёмом громкости, добавить различных эффектов звучания (эхо, например) или же просто записать партию инструмента на электронный носитель с помощью звуковой карты.
Магнитный звукосниматель похож на звукосниматель для электрогитары, но ориентирован на иные частоты, такие датчики применяются только с металлическими струнами и по звучанию чуть более приближены к электрогитаре. Пьезодатчики — самый популярный вариант, который можно встретить на всех видах акустических гитар. Пьезо звукосниматель вмонтирован в нижний порожек и даёт более «акустический» звук гитаре. Также в гитарах с пьезодатчиками есть отсек для батареи (чаще всего это баратарейка типа «Крона»), темброблок (иногда соединён с отсеком для батареи) и гнездо для шнура (тоже бывает соединено с отсеком для батареи).
Темброблок
Темброблоком называется панель, располагающаяся на обечайке гитары, имеющая различные ползунки регулировки.
Чаще всего темброблок имеет регулировку громкости и баланса баса и верхних частот. Иногда в темброблоке есть эквалайзер с разными частотами (низкими тонами, средними, высокими) ,бывает встроен тюнер, а также индикатор заряда батарейки (чаще всего, когда батарея кончается он светится красным огоньком), реже (в зависимости от цены) можно найти кнопки/ползунки эффектов (эхо, хорус, ревер и пр.) . Бывает темброблок установлен внутри гитары около резонаторного отверстия. Чаще всего они имеют 2 колёсика — громкость и баланс верхних и нижних частот. Такой вариант часто можно встретить на моделях, где
установлен датчик популярной фирмы Fishman. Их преимущество в том, что при установке не повреждается корпус, то есть в нём нет лишних отверстий (особенно это актуально для гитар из массива), а также удобно добавить или уменьшить громкость во время игры, не перенося руку, просто большим пальцем правой руки.
Дополнительные товары:
Батарейка. Необходима для гитар с активным пьезодатчиком. Рекомендуется не экономить и покупать качественные батарейки (типа «Крона») и желательно алкалиновые, так как они дольше держат заряд, и теряют его не постепенно, а сразу.
Чехол. Для электроакустической гитары особенно важно подобрать утеплённый чехол. Так как при выносе инструмента из помещения в прохладную внешнюю среду, и наоборот — при помещении его в комнатную температуру после улицы, на гитаре в не утеплённом чехле может образоваться конденсат, который губителен для дерева и для электроники.
Комбоусилитель. Можно выбрать под свои потребности — компактный или объёмный, с возможностью подключения двух гитар или микрофона, со звуковыми эффектами. Но лучше выбирать комбик , предназначенный именно для акустической гитары. Всё-таки электроакустика теряет свои звуковые свойства при игре в комбик для электрогитары.
Шнур. Выбирается по длине, в зависимости от того, где вы будете им пользоваться, а также по качеству. Слишком дешёвые шнуры быстро изнашиваются, а также ухудшают звучание.
Тюнер. Актуален для электроакустик, в которых тюнер не встроен в темброблок.
Источник
Модифицирование гитары. Часть вторая — электроника
Что такое потенциометр? Это переменный резистор. Электроника устроена так, что когда мы «убираем» громкость – часть сигнала идет на «землю», а оставшаяся часть – в усилитель. Происхождение потенциометра на звук не влияет, а вот их параметры очень даже. И меняя номиналы потенциометров, можно добиться разного звука.
Потенциометры тоже не идеальны. И даже когда они выкручены на максимум, часть сигнала все равно уходит на «землю», из-за чего появляются потери мощности и высоких частот. Потери не очень большие, но тем не менее, слышимые. Поэтому, чем больше сопротивление потенциометра – тем меньше потери. На синглы обычно ставят потенциометры номиналом 250 кОм, на хамбакеры – 500 кОм, поскольку хамбакеры звучат мутнее и высокие частоты там изначально меньше, чем у синглов. Более яркий звук получится при использовании потенциометров номиналом 1 Мом.
Однако увеличение номинала потенциометра не решает проблему потери верхов при уменьшении громкости гитары. А решение проблемы достаточно дешевое и простое, и продается в любом магазине радиодеталей. Достаточно лишь вставить 0,001 мкф конденсатор на два контакта потенциометра громкости и все верхние частоты сохранятся в первозданном виде. Здесь есть один нюанс – для нормальной реализации необходим логарифмический потенциометр. С линейным изменение громкости будет резким и ступенчатым. Кстати, именно благодаря этому старые Fender Telecaster такие звонкие на любом уровне громкости.
Уходя на глубину
Из предыдущего понятно, что конденсатор проводит высокие частоты. Собственно, регулировка тона – это конденсатор и резистор. Обычно на гитары ставят конденсаторы номиналом 0,022 или 0,047 мкф, но можно ставить в принципе любой. Чем больше номинал конденсатора, тем больше высоких утечет в «землю» и тем мутнее будет звук. Хотя, ставить больше 0.1 мкф смысла не имеет, но можно и попробовать.
Одно из интереснейших устройств, которое применялось на некоторых полуакустических Gibson ES, в том числе и на модели B.B.King Lucille и некоторых Blueshawk. К сожалению, я не нашел ни одного точного описания конструкции этой штуки, поскольку в интернете много разного рода мусора на эту тему. К еще большему сожалению, мне не удалось поиграть ни на одной гитаре с этой штукой. Однако из всевозможных описаний и видео понятно, что Varitone «отрезает» определенные частоты из сигнала. Состоит из позиционного переключателя и конденсаторов. Обо всем по порядку.
Простой варитон, каким его рисуют в интернете, являет собой обычную связку конденсаторов, спаянных с позиционником. При выборе позиции сигнал направляется в определенный конденсатор и потом на потенциометр тона. Фактически, это дает возможность выбрать, через какой конденсатор играть и насколько глубокий будет тембр. Подобная штука была реализована в гитарах Gretsch в виде тумблера на три позиции.
Обычный выключатель. Простой двухпозиционный переключатель или кнопка, полностью выключающая сигнал. Можно и в музыке использовать – Buckethead постоянно пользуется такой штучкой.
Вместо того, чтобы заморачиваться с примочками-грелками, почему бы не встроить бустер в гитару? Есть активные бустеры, работающие от батареек, которые увеличат выходной сигнал гитары и раскачают усилок.
Мало кто знает, что бустер может быть и пассивным, и что на него не нужно тратить много денег. Чтобы получить самый настоящий перегруз с самой гитары, достаточно купить в магазине… два диода. Если их правильно соединить, то они будут давать перегруженный сигнал, а если сделать еще и регулировку – то никакие грелки не нужны, и поднимать выходной сигнал можно одним-единственным выключателем.
Оно продается в магазинах даже, правда не в наших. Называется Black Ice и являет собой несколько диодов в одном маленьком корпусе. При разном их соединении можно добиться разного звука. Но оно слишком дорого стоит – купить обычные диоды куда дешевле.
Любители включать два датчика одновременно на гитарах с раздельными регулировками громкости знают, что если выкрутить одну громкость в ноль, звук исчезнет совсем. Тем не менее, проблема решается простой перестановкой проводов на потенциометре, как на схеме. После этого при выкручивании в ноль громкости будет отключен только конкретный датчик. Честно говоря, я не знаю в чем тут магия, но это работает.
Правда, есть и побочный эффект. Дело в том, что при таком подключении два датчика будут работать всегда, но на крайне минимальной громкости — на такой, что второго датчика даже слышно не будет.
Активная электроника: эквалайзеры, преампы и т.д.
Нанотехнологии позволяют встраивать в гитару любую электронную хрень, какую только захочет пользователь. Весь педалборд таким образом можно уместить в корпусе одной гитары, вот только нужно ли оно?
Источник