Гитара с закругленной нижней декой

Характеристика и виды гитарной деки

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Подбирая для себя определенную модель гитары, очень важно обращать внимание на все составляющие ее конструкции. Речь идет не только о корпусной части или грифе, но и о деке. Эта составляющая является одной из самых значимых и крупных в устройстве подобных инструментов. В этой статье мы узнаем о характеристиках дек, а также об их разновидностях.

Что это такое?

Прежде всего надо разобраться в том, что именно собой представляет дека. Тут стоит отвлечься на физические законы, ведь именно им и подчиняется звучание струнного инструмента. В соответствии с этими законами дека является усилителем звука колебания струн. Работает это предельно просто: вы прикасаетесь к струне, после чего она начинает колебаться. Ее движения отправляются к корпусной части инструмента, а потом непременно выходят обратно через специальное резонаторное отверстие. При этом движения усиливаются в несколько раз.

Устройство конструкции

Рассмотрим подробно, из каких основных составляющих собирается струнный инструмент, и какие роли играют деки. В конструкции гитары присутствует верхняя дека. Это основной элемент, который оказывает большое влияние на звучность инструмента. Обычно его роль выполняет доска из ели или кедра толщиной 2,5-4 мм. Склеивается данная деталь по продольной линии из 2-х половинок. Ее очертание имеет пару выпуклых частей: верхнюю и нижнюю. Разделяются они характерным вогнутым участком. Немного повыше от центра деки расположена розетка, представленная круглым отверстием диаметром 8,5 см.

Именно верхняя деталь считается наиболее важным конструктивным элементом. Она представляет собой связующее звено между извлечением звука из струн и передачей их колебаний. Самыми лучшими верхними деками являются те, что сконструированы из цельного куска древесины.

В более дешевых инструментах верхняя деталь делается из фанеры.

Также в конструкции гитары присутствует и нижняя дека. Очень часто она собирается из такого популярного материала, как палисандр, кипарис или красное дерево. Составлена данная часть конструкции из половинок, размеры и контур которых повторяют верхнюю деку.

Нижнюю составляющую еще называют задней. Она представляет собой обратную сторону музыкального инструмента. Обычно вся полнота звучания находится в зависимости от древесины, из которой произведена данная деталь конструкции. Нижняя дека – это одна из несущих частей.

Кроме дек в устройстве гитар присутствует гриф. Чаще всего его делают из кедра, если речь идет о классическом инструменте. Кроме грифа в конструкции предусматривается обечайка. Она состоит из двух полос определенной ширины. Эти полоски соединяют деки между собой, а также формируют боковины корпусной части гитары.

Виды и размеры

Существуют различные типы гитарных дек. Каждый из них имеет свои особенности и характеристики. В первую очередь эти детали подразделяются на различные виды исходя из материалов, которые были использованы при их производстве. Рассмотрим, о каких именно материалах идет речь.

  • Верхние гитарные элементы в большинстве случаев собираются из качественной древесины, относящейся к твердым сортам. Также нередко используется практичный палисандр или очень хорошее черное дерево. В разных инструментах эти элементы изготавливаются из разного сырья.
  • Что касается нижней деки в конструкции гитары, то для ее сборки чаще всего задействуют обыкновенную фанеру, в основе которой лежат такие древесные сорта: палисандр, кипарис, амарант, красное дерево.

Самыми чувствительными считаются деки, которые собраны из качественного палисандра. Они способны практически моментально выдать очень яркий и чистый звук.

Чаще всего в продажу поступают модели гитар, деки которых изготовлены из массива натурального дерева, но можно встретить и экземпляры, где присутствует пластиковая или углепластиковая деталь. Как правило, такие материалы используются для сборки нижних гитарных дек.

Гораздо реже рассматриваемые конструктивные элементы производятся металлическими.

В устройстве струнного инструмента может присутствовать и ламинированная дека. Подобная деталь представляет собой конструкцию, состоящую из нескольких слоев. Сверху и снизу предусмотрен толстый и плотный шпон. Между указанными составляющими присутствуют характерные спилы малой толщины. Как правило, деки подобного типа способствуют формированию менее полного и объемного звучания.

Однако ламинированные детали не лишены и некоторых весомых преимуществ.

  • Такие компоненты стоят совсем недорого. За счет этого стоимость гитары в целом оказывается демократичной.
  • Появляется возможность добавления в роли верхнего шпона уникальных спилов экзотических древесных пород. Подобные компоненты не будут сильно поднимать стоимость музыкального инструмента, но придадут его внешнему виду особый шик и аристократичность.
  • Ламинированные деки, присутствующие в конструкции гитары, характеризуются большей стойкостью к перепадам влажности и температуры. Это говорит об износостойкости подобных составляющих.

В производстве качественных дек часто применяются экзотические породы дерева. Они имеют очень эффектный внешний вид, а также придают звучанию гитары особую изюминку. Рассмотрим, о каких именно породах идет речь.

  • Гавайский коа. Эта порода имеет довольно причудливый, но привлекательный внешний вид. Сам по себе данный материал является плотным и твердым. Если аккуратно относиться к такому дереву и правильно за ним ухаживать, то оно продемонстрирует отличное расширение частотного диапазона в сторону низких частот.
  • Макассар. Эта порода тоже является плотной. Демонстрирует очень яркое, чистое и громкое звучание. Кроме того, деки из макассара отличаются очень хорошим балансом на низких частотах. Середина при этом слегка проваливается.

Деки в струнных инструментах бывают узкими, а могут иметь и более внушительную толщину. В разных моделях имеются разные параметры. К примеру, в конструкции классических гитар чаще всего присутствует двойная дека. Так, верхняя деталь чаще всего имеет толщину, которая составляет от 2,5 до 4 мм. Самой широкой частью данного элемента выступает ее низ, на котором находится специальная подставка.

Функции

Дека является очень важной составляющей любой гитары. Как упоминалось выше, именно она служит необходимым усилителем звука. Этот элемент музыкального инструмента призван передавать колебания струн.

В результате удается добиться более звонкого и насыщенного звучания.

Источник

Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары

Строение гитары. Общая информация

В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.

Схема строения гитары

На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.

Корпус

Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.

Нижняя дека

Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.

Верхняя дека

Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.

Вырез (катавей)

Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.

Подставка (бридж)

Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.

Канты

Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.

Стреплок

Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.

Обечайка

Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.

Нижний порожек

Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.

Розетка

Узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия.

Резонаторное отверстие

Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.

Колышки для крепления струн

Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».

Накладка (гольпеадор)

Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.

Гриф гитары — вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.

Накладка на гриф

Накладка на гриф – деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.

Ладовые порожки

Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.

Голова грифа

Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.

Накладка на голову грифа

Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».

Гребень головы

Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.

Колковая механика

Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.

Валики колковой механики на классической гитаре

В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».

Пятка

Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.

Накладка на пятку

Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.

Струны

Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.

Верхний порожек

Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.

Маркеры ладов

Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.

Внутренняя часть

Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.

Система пружин

Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.

Анкерный стержень

Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. Регулировка анкера производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят гитарные лады ). У классических инструментов его нет.

Гайка для регулировки анкера

В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.

Предусилитель

Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.

Звукосниматель

Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).

Разъем типа «Джек»

Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.

Источник

Читайте также:  Валенки вариации ноты для баяна
Оцените статью