Гитара с железной рукой

«Лежачие» гитары и их современное звучание

От редактора:Во время чтения этой колонки у меня реально перевернулись представлении о музыкальной жизни, инструментах, их названиях и применении. Отдельное спасибо автору за подборку видео, в которых показано как именно лэп-стил гитары и гитары-добро применяются. Напомню, что эта статья — из своеобразного цикла Василия Виноградова о музыкальных инструментах. В предыдущей статье этого цикла он рассказывал про губную гармошку.

P.S. А еще я раньше считал, что хорошо в музыке разбираюсь…

Василий Виноградов

Василий Виноградов: Продолжаем просветительскую музыкальную деятельность на портале Сенсаций.нет, которая относится ко всяческим привычным глазу или не удостоенных ранее вниманием простого слушателя моментам.

Сегодня речь пойдёт сразу о двух родственных инструментах, которые не всегда похожи на гитару, довольно часто лежат плашмя на коленях играющего на них музыканта и на заре своего появления могли издавать только “мяуканье”.

Итак, на повестке дня два музыкальных инструмента: Гитара-добро ( dobro англ. ударение на первом слове прим. авт. ) и лэп — стил -гитара ( lap steel guitar англ.).

Как только у гитаристов появлялось зрителей\слушателей количеством больше пяти или вдруг обнаруживалось, что вокруг помимо зрителей ещё и ансамбль других музыкальных инструментов, то практически сразу вставал в полный рост вопрос увеличения громкости — подобная проблема рассматривалась и в истории с банджо. Как и с обычными щипковыми предками акустических гитар, в силу всей изобретательности использовался эффект резонанса. В ход шли высушенные тыквы, скорлупки от кокосов, а то и просто ротовая полость музыканта. Не верите? На африканском континенте был очень популярен так называемый “музыкальный лук”. Его устройство было предельно незамысловато — в качестве древка бралась любая гибкая палка, способная держать давление жилы животного, натянутой между концами этой палки. Далее древко зажималось в зубах и новоявленный музыкант производил щипковые движения по натянутой жиле-струне ( да, просто дёргал прим. авт .). Вибрация передавалась через зубы в череп, который и был в этой ситуации тем самым резонатором.

Но вернёмся к добро и лэп — стил -гитаре. Их рождение пришлось на стык двух эпох — смену века девятнадцатого на век двадцатый, когда стали популярны так называемые гавайские гитары, которые как и любые щипковые инструменты, описанные выше требовали усиления. Для добро этим усиливающим резонатором стал железный резервуар, напоминающий кастрюлю, а в некоторых случай даже полностью железный корпус гитары. В случае с лэп-стилом , довольно долго выручали жестяные баночки из под кофе, леденцов или зубного порошка. Струны опирались на резонатор и не касались поверхности грифа гитары. Звук извлекался пальцами, а по струнам, заменяя лады, возили туда-сюда чем-нибудь гладким.

Эффект скольжения был прозван, как “слайд” ( slide англ. скользить ) Сейчас производители обслуживающий запросы гитаристов, выпускают множество разновидностей этих слайдов — металлические, керамические, композитные, а тогда большинство вынуждены были пользоваться стеклянным горлышком отбитым от бутылки, который так и прозвали bottleneck ( бутылочное горло англ. ). Но вообще, в последствии, в качестве слайда каждый исполнитель использует кто во что горазд — металлическую зажигалку, плоскую фляжку для горячительных напитков или кусок водопроводной трубы.

Надо ли говорить, что первое с чем слайд стал не разлей вода — это блюз? Наряду, кстати, с губной гармошкой. Творческая ассимиляция с чернокожим населением Америки была практически мгновенной. Одна из возможных причин — простота изготовления или невысокая цена покупки.

Лэп — стил -гитара так и осталась плоской доской в самом массовом своём исполнении. Правда самая популярная её разновидность — это электро-версия. Да, прогресс электро акустического усиления коснулся и этого инструмента. Вернее, если совсем уж точно, именно “гавайская электрогитара” была изобретена раньше, чем обычная цельнокорпусная электрогитара. Сейчас для нужд музыкантов представлены десятки моделей электро- лэп — стил -гитар — от маленьких походных размером со скрипку, то тяжёлых двухгрифовых ящиков стоящих на ножках-подставках, с кучей педалей и струн. Но есть и, пусть не столь распространённых, акустических моделей.

А вот добро-гитара спустя всё это время так и осталась в форм-факторе именно гитары и в зависимости от творческого замысла музыканта может использоваться как обычная гитара с пронзительно-громким звуком, а так же как лэп — стил -гитара т.е. лежа на коленях исполнителя. Этот инструмент сроднился в основном с бардами, менестрелями и фолк-исполнителями, которые выступают в небольших блюзовых барах. Но и среди обладателей музыкальной премии Гремми в направлениях “ южгного рока”, “кантри-рока” и “блюза” звучание этого инструмента давно стало неотъемлемой частью музыкальной палитры.

Самая большая популярность у этих разновидностей слайд-гитар приходится на Америку и Австралию, но и в европейской части нашей планеты есть множество поклонников этого горячего звучания. Удивительное дело, но самая высокая востребованность приходится на северные страны вроде Швеции, Дании и Финляндии, где очень востребованы эти музыкальные стили “из-за океана”.

В России слайд-гитары большого успеха не имеют, хотя ещё во времена СССР выпускалась, пусть и небольшими тиражами, лэп — стил -гитары. Но кантри-музыка в стране была представлена только группой “Кукуруза” и чуть позднее — группой “ Грассмейстер ” (именно через А — от американского музыкального стиля Blue Grass ).

Источник

Гитара

К славе и популярности гитара шла не одно столетие, но сегодня сложно найти музыкальный инструмент, который бы мог конкурировать с ней. В истории музыки она переживала взлеты и падения, выглядела примитивно, камерно и брутально, прославляла талантливых исполнителей. Существуют различные виды, расширяющие исполнительские возможности инструмента. Она используется в разных стилевых направлениях от романса до рока, звучит в составе ансамблей и бэндов, является одним из самых распространенных аккомпанементов.

Устройство гитары

Конструктивные особенности обусловлены общим принципов устройства всех хордофонов. То есть инструмент имеет резонирующий ящик или коробку, а звук извлекается вследствие вибрации струн, натянутых между двумя точками. Строй гитары e-b-g-d-A-E, в партитурах ноты записываются на октаву выше звучания.

Корпус

Форма гитары узнаваема – грушевидный корпус с выраженной «талией» и резонаторной розеткой. Корпус состоит из:

За звучание отвечает верхняя дека, поэтому для изготовления гитар используется дерево специальных пород. Чаще всего это еловая или кедровая доска, толщиной не более 4 мм. В ней чуть выше середины вырезается розетка диаметром 8,5 см.

Нижняя дека может быть выполнена из кипариса или красного дерева, она повторяет форму и размер верхней. Между собой обе части соединены обечайками. Габариты корпуса зависят от разновидности. Внутри размещена система пружин (деревянных реек), которые предотвращают деформацию инструмента при натяжении струн.

В месте скрепления обечаек устанавливается гриф. Этот элемент гитары также изготавливают из дерева. Он имеет длину 60-70 сантиметров, ширину 2 см. Один конец грифа крепится к корпусу «пяткой», другой заканчивается головкой с настроечными колками.

Интересный факт. Существуют типы гитар с двумя и даже тремя грифами. Играть на них сложнее, так как на каждом струны имеют свой строй.

Гриф имеет накладку из черного дерева. На ней размещаются порожки и ладовые маркеры.

Струны

У обычной классической гитары 6 струн, но есть виды с 7-ю, 8-ю, 12-ю. Их придумали для того, чтобы расширить диапазон звучания. Материал изготовления тоже бывает разный – нейлон, сталь, бронза. Они обозначаются нумерацией, самая тонкая – первая с высоким звуком располагается ниже других. Важно одинаковое натяжение, высота над грифом, способ крепления к подструннику. Расстояние между точками крепления струн – подставки на верхней деке и порожком на основании колковой коробки называется мензурой. Ее длина 650 мм, но есть и другие размеры, например, у бас-гитары она составляет 840 мм.

История гитары

Струнные щипковые существовали еще во 2 в. до н.э. В разных странах они выглядели и назывались по-разному, но конструктивно были похожи. Пустотелый корпус изготавливался из дерева, выдалбливая его, из высушенной тыквы и даже из панциря черепахи.

В 3-4 веке китайцы изобрели юэцинь. Они перестали выдалбливать пустоты в дереве, применив другую технику – склеили верхнюю и нижнюю деки. Древние римляне и греки играли на кифаре, египтяне – на цитре, а ситар в Индии был самым распространенным инструментом в 6 веке. Происхождение гитары приписывается и Персии.

Интересный факт. Самый древний образец хранится в Парижском музее. Он был изготовлен французским мастером К.Коко.

Но исследователи музыкальной истории убеждены – родина гитары Испания. На санскритском название инструмента звучит как «кутур». Происходит слово гитара от сложносоставленного «тар» и «сангита», означает «четырехструнный».

В средние века в Испании входит в обиход инструмент с 5 сдвоенными струнами, а в XVIII веке их сменяют 6 одиночных. На его возникновение и формирование оказала влияние виуэла, а сама гитара не одно столетие конкурировала с лютней.

В России инструмент появился довольно поздно. Игра на нем казалась сложной. Большой вклад в популяризацию внес Н. Макаров, который с середины XIX века увлекался гитарой и даже организовал первый международный конкурс в Европе.

Но еще в начале XIX столетия испанский лютье Антонио Торрес внес в конструкцию коррективы. Они касались верхней деки – мастер сделал ее тонкой и легкой. Слава об измененном инструменте распространилась очень быстро, а в 1868 специально, чтобы купить его, к мастеру приехал знаменитый гитарист Франсиско Таррега. Считается, что именно в мастерской Антонио Тарреса тогда появилась первая классическая гитара, которую с тех пор называют «испанской».

Интересный факт. В 1674 году появилось первое руководство по игре на инструменте. Его написал Гаспар Санс. Издание содержало детальное описание техники, советы мастера, теорию и приемы.

Расцвет пришелся на XX век. Она стала концертным инструментом, для которого появились классические произведения, под нее пели песни, а исполнители находили новые приемы и возможности звучания. Строение гитары тоже изменилось, появились новые виды, устроенные особым образом.

Виды гитар

Классификация основывается не только на конструктивных особенностях, но и на качестве звука. Сегодня существуют разные виды гитар, детали которых позволяют подразделять их на блюзовые, кантри, фолк и модели для исполнения рок-композиций.

Классическая

Базовая модель с широким пустым внутри корпусом. Именно на ней начинают обучение новички. Количество струн у этой гитары – 6. Все они из нейлона. Звук тихий, мягкий. Играть боем на этой модели нельзя.

Акустическая

Устройство может быть различных типов: дредноут, джамбо, фолк. Акустическая гитара – это самая распространенная концертная модель. Отличается количеством струн, резонирующих возможностей, конструктивных особенностей. На ней можно исполнять музыку в разных стилях. Семиструнная акустика была любимым инструментом Владимира Высоцкого.

Полуакустическая

Вариант, который без подключения к усилителю звука звучит тише. Конструкция полуакустической гитары дополнена резонаторными отверстиями, звукоснимателями, электроникой. Гриф у модели выпуклый, звучание мягкое.

Электрогитара

Этот тип не имеет резонаторных отверстий. Корпус дополнен звукоснимателями, электроникой. Громкое звучание обеспечивает подключение к электрическому усилителю. Предпочтительна для хард-, метал-, панк-рок-направлений.

Бас-гитара

Выполняет главную роль в ритм-секции. Имеет толстые металлические струны и глубокий «грудной» звук.

Современные гитары имеют не только разное количество струн, ладов и даже могут иметь два грифа, но и выглядят стильно, ярко, винтажно. Сегодня их предназначение четко разделено на классику, джаз, эстраду.

Размеры гитары

На инструменте играют люди разного возраста и роста, поэтому для удобства нужно выбирать модель по размеру. Их несколько:

  • 4/4 – встречается чаще всего, имеет длину 38 дюймов. «Четвертинка» размером около 100 см с мензурой 62 см подходит исполнителям, ростом более 160 сантиметров;
  • 7/8 – не слишком отличается от полноразмерной «классики», но уступает по глубине звучания. Рекомендуется для девушек и подростков;
  • 3/4 – предпочитают использовать любители путешествий, имеют более тонкий резонатор и длину 88,5 см. Подходит для обучения детей;
  • 1/2 – учебная модель с мензурой длиной 58 см. Гитара имеет сильные басы и слабую середину;
  • 1/4 – модель со слабовыраженным приглушенным звучанием. Не используется для выступлений, но подходит на начальном этапе обучения дошкольников.

Узнать размер гитары легко – просто замерьте ее при помощи рулетки. Мензура замеряется от подструнника до верхнего порожка под головкой.

Какую гитару выбрать

Попав в специализированный магазин музыкальных инструментов, новичок может растеряться, увидев разнообразие моделей. Поэтому лучше взять с собой профессионала или хотя бы того, кто хоть немного разбирается в гитарах и настройке.

Начинать учиться нужно на том виде, на котором вы собираетесь играть потом. Это логично из-за различия в технике исполнения на акустике и электрогитаре. Если предпочтителен второй вариант, то начинать лучше с электроакустической гитары.

При выборе важны габариты, поэтому нужно сразу определить размер. Важно осмотреть корпус гитары, чтобы на нем не было сколов, трещин, дефектов. Обратите внимание на материал. Для изготовления качественных гитар используется древесина. Фанерированный инструмент прослужит недолго и будет звучать хуже.

Обязательно перед тем, как выбирать тот или иной образец, наиграйте (или попросите того, кто умеет) знакомую мелодию. Это поможет почувствовать звучание. Не стесняйтесь попросить продавца настроить инструмент, в специализированных магазинах это должны делать.

Техника игры

Научиться правильно играть можно не только в музыкально школе, но и самостоятельно по самоучителю. Пальцы левой руки зажимают струны на ладах, правой рукой музыкант перебирает струны или ударяет по ним. На некоторых видах используется плектр (медиатор).

Интересный факт. Гитарист легендарной группы «Qween» Брайан Мэй применял вместо медиатора шестипенсовые монеты, которых тогда уже не было в обороте. Для музыканта их специально выпусти монетный двор Великобритании.

При переборе (апояндо) происходит щипок струны. Этот прием подходит для гаммообразных пассажей.

Для аккомпанемента часто используется прием, который в народе называется «чес» (расреадо), когда исполнитель «проходит» по струнам 3-4 пальцами. Для игры на бас-гитаре применяется слэп – подцеп струны.

Как ухаживать за гитарой

Каждая составная часть инструмента нуждается в уходе. Струны чистят, поврежденные заменяют. Для чистки используют сухую хлопковую ткань. При загрязнении изменяется амплитуда и исчезает характерное звучание.

Во время смены струн мягкой щеткой очищают гриф и порожки. Корпус протирают мягкой, смоченной в воде и отжатой салфеткой с микрофиброй. Потом полируют специальным средством, которое продается в специализированном магазине.

Протирать гитару нужно только тканевыми салфетками, нельзя использовать жесткие мочалки. Металлические колки обрабатывают маслом, которым чистят детали швейных машин.

Как хранить гитару

На целостность инструмента и гитарный строй влияют влажность и температура. Если в комнате ниже +20 градусов, то корпус и гриф могут деформироваться. При высокой или слишком низкой влажности дерево будет разбухать или рассыхаться. Оптимальный показатель должен быть в районе 40-50 процентов.

Правильный уход за гитарой и бережное хранение помогут продлить срок службы инструмента. Хранить гитару дома нужно в чехле в вертикальном положении. Не нужно подвешивать ее на стену, это может привести к деформации грифа.

«Душа компании» – так называют гитаристов, которые могут легко подобрать любую мелодию, подыграть поющим друзьям, выйти на сцену с собственной композицией. Поэтому не стоит бояться сложностей в обучении и освоении самого популярного инструмента.

Источник

Читайте также:  Ноты для фортепиано луи армстронг what
Оцените статью