Гитара семиструнная кто написал

История семиструнной гитары

На рубеже XVIII-XIX веков наряду с шестиструнной существовала еще и пятиструнная гитара, но ее дни уже были сочтены. Внимание стал привлекать вопрос о добавлении 7-й струны, что имело место в Европе и, особенно, в России. В первое десятилетие XIX века на Западе упрочивается шестиструнная гитара, в то время как в России начинают соперничать шестиструнная и семиструнная гитары. Постепенно семиструнка в России завоевывает главенствующее положение. Она приобретает название русской гитары и гитарное искусство в России начинает развиваться иными, нежели на Западе, путями.

Семиструнная гитара появилась на свет в конце 18 века и доминировала в России до середины 20 века. Несомненно, что распространение гитары было подготовлено всем ходом развития русской музыкальной культуры, но первым, кто может претендовать на значительную роль в пропаганде семиструнной гитары, был автор первой русской Школы игры на этой гитаре — чешский гитарист и композитор Игнац Гельд. Этот музыкант в настоящее время забыт, но его многочисленные сочинения пользовались в России при его жизни признанием и любовью. Одним из основоположником гитарного искусства в России считается также композитор и гитарист-семиструнник Андрей Осипович Сихра, который играл также на шестиструнной гитаре и арфе.

Имело ли внедрение семиструнки положительный смысл для развития русского гитарного искусства и обладает ли семиструнная гитара преимуществами перед шестиструнной?

Вопрос этот, не потерявший остроты и в наши дни, разделил российских гитаристов на два почти непримиримых лагеря, каждый из которых приводил всевозможные «за» и «против» в защиту своих взглядов.

Читайте также:  Гитара переключатель поворотов газель

Следует сказать, что вражда шести и семиструнников по-настоящему обострилась лишь к началу XX века. В первые десятилетия XIX века антагонизма между ними почти не существовало и отношения между сторонниками игры на том или другом виде гитары протекали довольно мирно. По-иному протекали взаимоотношения шести- и семиструнников в более позднее время. Однако большим козырем шестиструнников было то обстоятельство, что вся мировая гитарная литература была создана для шестиструнной гитары, для этой гитары была выработана обусловленная богатой концертной и педагогической практикой методика игры на инструменте, чему семиструнники могли противопоставить не слишком обширную русскую гитарную литературу и методику, не подкрепленную появлением на концертной эстраде выдающихся виртуозов.

Разногласия, возникавшие у русских гитаристов в дореволюционное время, сохранились и в наши дни. Приезжающие в СССР иностранные гитаристы-виртуозы, незнакомые с укоренившейся в России семистрункой, выражали удивление, узнав о ее существовании. Наиболее категорично в этом смысле высказался Андре Сеговия, авторитет которого как музыканта и гитариста общепризнан. В 1926 году, приехав в Советский Союз и познакомившись с русскими гитаристами, он писал: «Меня спрашивали, почему я играю на 6, а не на 7 струнах. Можно спрашивать, почему виртуозы на скрипке и виолончели играют не на 5, а на 4 струнах. Все возможности игры на гитаре заключены в 6 струнах; лишняя струна, усиливающая бас, нарушает равновесие традиционного объема гитары и не придает никакой легкости. Впрочем, прибавление струн всегда производилось дилетантами, которым следовало бы серьезнее работать над техникой инструмента и не довольствоваться треньканьем нескольких банальных мотивов. Я бы им посоветовал прибавить палец на руке, чем струну на гитаре». Примерно в таком же смысле высказывались и крупнейшие российские музыкальные авторитеты.

Читайте также:  Мои настройки гитар риг

Чем же объяснить утверждение семиструнной гитары в русской музыкальной практике и ее жизнеспособность на протяжении столь длительного времени? Ответить на этот вопрос могут только условия, при которых происходило гитарное музицирование и предназначавшаяся для исполнения литература. Развитие гитарного искусства на Западе и его расцвет в первой трети XIX века шли по линии инструментальной выразительности. Увлечение игрой на гитаре оформилось в ясно выраженный профессионализм, характеризующийся высокой техникой владения инструментом, появлением виртуозов и соответствующей литературы. Гитара на Западе использовалась главным образом как сольный и ансамблевый инструмент. В отличие от Запада, процесс развития русской музыки в доглинкинскую эпоху протекал под знаком претворения русской песенности в различных, преимущественно простейших формах. Зарождение русского романса, оперной арии и инструментальных форм происходило на основе народной песни. В домашнем музицировании начала XIX века главное место занимали песни-романсы с несложным сопровождением и инструментальные вариации на темы народных песен. Семиструнная гитара оказалась инструментом, который наилучшим образом удовлетворял целям домашнего музицирования. Главным ее назначением стал аккомпанемент. Возможность более быстрого освоения элементарных аккордов давала ей преимущества перед шестистрункой.

Тесная связь семиструнной гитары с народной песней и бытовым романсом определила и направление ее использования в качестве сольного инструмента. Свободные импровизации на народные песни и вариации на песенные темы стали той формой, в которой наиболее значительно проявили себя русские гитаристы-семиструнники. Это были музицировавшие любители, часто талантливые, не ставившие целью сделать игру на гитаре своей профессией. Увлекались игрой на гитаре и музыканты-профессионалы, но гитара не стала их специальностью.

Те же функции, что и семиструнная гитара, в первые десятилетия XIX века выполняла в России и шестиструнка, но она была более связана с гитарным искусством Запада. Акклиматизировавшись первоначально в высших кругах общества, она сопровождала пение французских романсов и итальянских канцонетт, часто применялась в ансамблях с другими инструментами. Использовавшаяся далее в виде сольного инструмента, она знакомила русских слушателей с образцами западной музыки, что частично делала и семиструнная гитара. Однако шестиструнка знакомила и с оригинальным гитарным творчеством Запада и с исполнительскими достижениями западных гитаристов, которые приезжали концертировать в Россию.

В первой трети XIX века гитара в России соперничала с фортепьяно. Она быстро завоевала популярность во всех слоях общества. Если в конце XVIII века на гитаре играли преимущественно в домах аристократов, то уже в первые годы XIX века она получает распространение и среди менее состоятельных кругов населения. Гитара не вытеснила фортепьяно, но количество выпускавшейся тогда литературы для этих инструментов и ее содержание свидетельствуют об их соперничестве. Множество вариаций на русские песни, сочинявшихся для фортепьяно и гитары, особенно для гитары семиструнной, весьма схожих между собой по композиционным приемам, отмечают как доглинкинский период русского пианизма, так и русского гитарного искусства.

Возникнув при одинаковых условиях и идя почти вровень на протяжении первой трети XIX века, русское фортепьянное и гитарное искусство далее пошло разными путями. Русский пианизм, обогащаясь достижениями Запада, уверенно направлялся по пути завоевания мирового признания его самобытности и высокого технического совершенства. Он оказался представленным именами крупнейших русских композиторов и исполнителей. Глинка, Рубинштейн, Чайковский и другие русские композиторы-классики успешно сочиняли фортепьянные пьесы от миниатюр до концертов с оркестром, блистательно концертировали в Европе и Америке с русским и западным репертуаром отечественные пианисты.

Русское гитарное искусство, двигаясь вначале параллельно с фортепьянным, с конца 30-х годов стало деградировать, не дав в ближайшие годы ни одного значительного произведения, ни одного исполнителя мирового значения. В сходном положении оказалось к середине XIX века и гитарное искусство Западной Европы. Фортепьяно, скрипка и виолончель решительно вытеснили гитару с концертной эстрады. На Западе она почти исчезла и из домашнего употребления. Причиной падения интереса к гитаре был не столько относительно слабый звук инструмента, сколько усложнившиеся средства музыкальной выразительности. Исполнение сложных по фактуре произведений как сольных, так и аккомпанементов оказывалось для гитары недоступным. Крупные композиторы для гитары не сочиняли. Перед гитаристами вплотную стала проблема расширения репертуара. За отсутствием оригинальных пьес, использующих специфические особенности гитарного звучания, они пошли по линии гитарных переложений произведений, предназначенных для исполнения на других инструментах, главным образом фортепьянных. Достигнуть больших успехов на этом пути, естественно, не удалось. Пытаясь увеличить гармонические возможности инструмента, гитаристы начали прибегать к увеличению количества струн на гитаре. Это делали как гитаристы на Западе, так и русские шестиструнники и семиструнники. Увеличение количества струн вызывало необходимость расширения грифа, что неизбежно затрудняло технику игры, создание же дополнительного грифа с несколькими басовыми струнами делало инструмент громоздким; диапазон расширялся незначительно, использовались обычно лишь открытые басовые струны, акустические свойства ухудшались, техника еще более затруднялась.

Другая попытка приспособления гитары к исполнению сложных произведений — отказ от нее как сольного инструмента и применение в дуэте со второй гитарой. Однако такое сужение и ограничение гитары возможностями только ансамблевого исполнения не могло удовлетворить гитаристов.

Наконец, гитара использовалась и как сольный инструмент с сопровождением фортепьяно, к чему прибегали некоторые западные и русские гитаристы. Однако и в этом случае использование гитары было неполноценным. Ее гармонические возможности сводились к минимуму, по мелодической же выразительности она явно уступала таким певучим инструментам, как скрипка. Одним словом, ни один из упомянутых путей не давал выхода из репертуарного кризиса, в котором оказалась гитара, к середине XIX века, как в России, так и во многих других странах.

Родиной возрождения искусства игры на шестиструнной гитаре стала Испания. Первым крупным композитором, подчеркнувшим значение гитары и понявшим ее ведущую роль в испанской музыке, был М. И. Глинка. В своих замечательных симфонических произведениях — «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота» — Глинка отобразил характерную гитарную звучность средствами других инструментов. Возрождению испанской национальной музыки, начавшемуся с конца XIX века, способствовали в равной степени и композиторы и гитаристы. Основоположником нового периода гитарного искусства в Испании явился Франциско Таррега. Его творческая деятельность как композитора, а еще больше как гитариста-педагога оказала большое влияние на дальнейшее развитие испанской музыки.

Но, достигнув полного расцвета, музыкальное искусство Испании с приходом к власти Франко начинает падать. Лучшие музыканты эмигрируют. Гитарная музыкальная эстафета передается в страны Латинской Америки, где, как и в Испании, гитара всегда имела самое широкое распространение в народном музицировании.

С 20-х годов XX века гитара находит себе новое применение в джазе, где она используется с целью гармонической поддержки. Ее слабая звучность компенсируется применением плектра, электроусилителей. Изобретение радио, звукового кино и телевидения положительно влияет на гитарное искусство, так как плохая слышимость гитары в больших помещениях уже перестает играть тормозящую роль. Современные средства звукозаписи столь совершенны, что делают игру выдающихся гитаристов достоянием любого любителя музыки.

Если шестиструнная гитара упрочила за собой мировое признание, то иначе сложилась судьба русской семиструнной гитары. В 30-х годах XIX века ее, как сольный инструмент, постигла та же печальная участь, что и шестиструнную гитару. Однако, будучи тесно связана с русской народной песней, бытовым романсом, она успешно продолжала выполнять роль аккомпанирующего инструмента. Требования большого мастерства исполнения к ней в этом отношении не предъявлялись. Изменился лишь социальный круг лиц, пользовавшихся гитарой. Из высших кругов общества она перекочевала в средние и, далее, в городские низы.

Высокомерное отношение к гитаре как демократическому инструменту со стороны высших кругов и даже со стороны части профессиональных музыкантов, действительно, имело место, но причиной того был не столько инструмент, сколько репертуар, который на нем исполнялся. Во второй половине XIX века семиструнная гитара стала излюбленным инструментом мещанских кругов, мелкого чиновничества, купцов, приказчиков, распевавших под ее аккомпанемент «жестокие» романсы. Прогрессивная роль, которую семиструнная гитара сыграла в первый период своего существования, к началу XX века была ею утрачена и она нередко становилась проводником музыкальной пошлости, потакая отсталым вкусам мещанства. Попытки отдельных энтузиастов-любителей восстановить былое значение семиструнной гитары как сольного инструмента, предпринимавшиеся в начале XX века, существенного значения для судьбы русского гитарного искусства не имели.

До середины 20 века семиструнная гитара в России доминировала, но затем профессиональные музыканты обратились к классическому инструменту, а семиструнной продолжили пользоваться некоторые барды, а также живущие в России цыгане (откуда и название «цыганская»). Ныне она применяется, как правило, только при исполнении русских романсов.

На профессиональной сцене семиструнная гитара появляется крайне редко. Конечно, жаль, что русская семиструнная стала реликтом. Она могла бы играть важную роль в распространении русской музыки, особенно с появлением на гитарном небосклоне такого гитариста, как Сергей Орехов. Репертуар её почти не играется, не изучается, не систематизирован, а ведь есть немало подлинных шедевров гитарной музыки, написанной для семиструнной гитары. Но главный парадокс современной истории русской семиструнной гитары состоит в том, что в настоящее время она вызывает значительно больший интерес на Западе, чем в России — на своей родине. И западные гитаристы всё с более пристальным вниманием относятся к одному из богатейших источников гитарного репертуара — русской гитарной музыке. Однажды обнаружив её, мы поражаемся, каким образом стало возможным, что такое крупное наследие русской музыкальной культуры осталось почти неизвестным для нас.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Рубрики

  • Афоризмы,мысли (728)
  • Библиотеки (108)
  • Бисер.Украшения. (83)
  • Видео (43)
  • Возраст не помеха (2)
  • Вокруг света (232)
  • Вокруг света — Абхазия (49)
  • Вокруг света — Англия,Ирландия,Шотландия (187)
  • Вокруг света — Германия (48)
  • Вокруг света — Греция,Кипр (64)
  • Вокруг света — Европа (168)
  • Вокруг света — Египет,Израиль,Турция (159)
  • Вокруг света — Индия,Китай,Япония,Тайланд (103)
  • Вокруг света — Италия (263)
  • Вокруг света — Прибалтика,Скандинавия (7)
  • Вокруг света — Россия (599)
  • Вокруг света — Россия.Москва и Подмосковье. (1729)
  • Вокруг света — Россия.Питер и пригороды (554)
  • Вокруг света — США,Канада.Американский континент (69)
  • Вокруг света — Украина (108)
  • Вокруг света — Франция (253)
  • Выпечка — не сладкая (396)
  • Выпечка — без выпечки (48)
  • Выпечка — бисквит,пудинг (57)
  • Выпечка — булочки,слойки,плюшки,вафли (198)
  • Выпечка — в лаваше (123)
  • Выпечка — кексы,маффины,капкейки (369)
  • Выпечка — корзиночки,тарталетки (100)
  • Выпечка — лепёшки,хачапури,чебуреки,беляши (170)
  • Выпечка — манник (56)
  • Выпечка — печенье,бублики,рогалики (385)
  • Выпечка — пироги (128)
  • Выпечка — пироги с абрикосами,персиками,бананами (62)
  • Выпечка — пироги с ананасом,апельсином,лимоном (29)
  • Выпечка — пироги с виноградом,сливой,смородиной (42)
  • Выпечка — пироги с вишней,черешней. (122)
  • Выпечка — пироги с клубникой (24)
  • Выпечка — пироги с яблоками,грушами (410)
  • Выпечка — пирожки (56)
  • Выпечка — пирожное (50)
  • Выпечка — пицца (129)
  • Выпечка — пляцок. (6)
  • Выпечка — пончики,хворост (141)
  • Выпечка — профитроли,эклеры (41)
  • Выпечка — рулеты сладкие (25)
  • Выпечка — с творогом (52)
  • Выпечка — с шоколадом,сгущёнкой,вареньем (76)
  • Выпечка — тесто,глазурь,крем,секреты выпечки (172)
  • Выпечка — торты (161)
  • Выпечка — штрудель,медовик,наполеон (89)
  • Вышивка (357)
  • Вышивка — алфавит,часы (44)
  • Вышивка — бискорню,маятники,игольницы (66)
  • Вышивка — мережки,хардангер.барджелло (86)
  • Вязание для не модельных (36)
  • Вязание и ткань (56)
  • Вязание крючком — филейное — занавески,подушки,по (24)
  • Вязание крючком — филейное — кайма (63)
  • Вязание крючком — филейное вязание (144)
  • Вязание крючком — абажуры,чехлы (17)
  • Вязание крючком — ананасы (38)
  • Вязание крючком — ангелы,бабочки,сердечки (93)
  • Вязание крючком — безотрывное вязание (33)
  • Вязание крючком — болеро,топы,блузы,жилеты (274)
  • Вязание крючком — броши,бусы,украшения (52)
  • Вязание крючком — брюгское кружево (80)
  • Вязание крючком — веера,зонтики,пакетницы,чехлы дл (97)
  • Вязание крючком — вытачки,воротники,карманы,кокетк (51)
  • Вязание крючком — жакеты,кардиганы,пальто (117)
  • Вязание крючком — игольницы,корзиночки,шкатулочки (61)
  • Вязание крючком — игрушки,шарики,снежинки,яйца (86)
  • Вязание крючком — кайма,кружево,углы (201)
  • Вязание крючком — косметички,органайзеры,сумочки (55)
  • Вязание крючком — костюмы, платья,сарафаны (99)
  • Вязание крючком — ленточное кружево (23)
  • Вязание крючком — мотивы,узоры (535)
  • Вязание крючком — накидки,пончо,шали (84)
  • Вязание крючком — покрывало,подушки,коврики,сидушк (76)
  • Вязание крючком — прихватки,подстаканники,цветы (133)
  • Вязание крючком — пуловеры,туники (281)
  • Вязание крючком — салфетки,скатерти (180)
  • Вязание крючком — сарафаны,платья,костюмы (105)
  • Вязание крючком — секреты вязания,соединение,схемы (189)
  • Вязание крючком — тунисское вязание (43)
  • Вязание крючком — филейное — салфетки,скатерти (63)
  • Вязание крючком — филейное — топы,туники,костюмы,с (77)
  • Вязание крючком — шляпы,шапки,шарфы,митенки,варежк (128)
  • Вязание крючком — юбки (94)
  • Вязание спицами — болеро,пуловеры,топы,туники (65)
  • Вязание спицами — жакеты,кардиганы,пальто (81)
  • Вязание спицами — платья,сарафаны,юбки (14)
  • Вязание спицами — пончо,палантины,накидки,шарфы,ша (60)
  • Вязание спицами-узоры,секреты вязания (351)
  • Декор предметов,подарков (82)
  • Декупаж (67)
  • Дети.Вязание — варежки,шапки,шарфы (26)
  • Дети.Вязание — комплекты (11)
  • Дети.Вязание — кофточки,юбочки (19)
  • Дети.Вязание — пинетки (21)
  • Дети.Вязание — платья,сарафаны (74)
  • Дети.Вязание — пледы,конверты (31)
  • Дети.Вязание. (18)
  • Дети.Питание. (48)
  • Дети.Развитие. (86)
  • Для дневника,для компа (165)
  • Женщины в истории (414)
  • ЖЗЛ (93)
  • Журнал — Burda,Вязание крючком (187)
  • Журнал — Дуплет (108)
  • Журнал — Сабрина,Сандра,Диана (99)
  • Журнал — Салфетки,Ondori,Crochet (60)
  • Журнал — Формула рукоделия,Валя-Валентина (30)
  • Журнал — Чудесный крючок (89)
  • Журнал-вышиваю крестиком (36)
  • Журнал-Золушка,Лена (11)
  • Журналы и книги (87)
  • Журналы и книги по кулинарии.Школа гастронома. (299)
  • Здоровье — гимнастика для суставов (169)
  • Здоровье — гимнастика для фигуры (90)
  • Здоровье — рецепты (80)
  • Здоровье.Питание (21)
  • Здоровье.Травы (3)
  • Здоровье.Уход за собой.Волосы. (60)
  • Игрушки (109)
  • Игрушки — зайцы (67)
  • Игрушки — кошки и собаки (55)
  • Игрушки — куклы,тильды (102)
  • Игрушки — мишки и мышки (67)
  • Игрушки — секреты производства (26)
  • Игрушки — символ года (39)
  • Игры,флешки (64)
  • Интерьер.Ремонт.Дизайн (153)
  • Искусство.Антиквариат (63)
  • Искусство.Балет и опера. (220)
  • Искусство.Есенин Сергей,Дункан Айседора. (87)
  • Искусство.Живопись.Скульптура (254)
  • Искусство.Литература.Биографии. (190)
  • Искусство.Мода. (158)
  • Искусство.Музыка (380)
  • Искусство.Музыка. Михайлов.Домогаров.Пелагея. (68)
  • Искусство.Музыка.Гитара.Джаз.Саксофон. (146)
  • Искусство.Музыка.Елена Ваенга (41)
  • Искусство.Музыка.Романс.Блюз.Танго. (542)
  • Искусство.Мультики. (3)
  • Искусство.Поэзия (626)
  • Искусство.Пушкин А.С. (255)
  • Искусство.Ремёсла и народные промыслы. (120)
  • Искусство.Стекло,фарфор (128)
  • Искусство.Театр и кино (196)
  • Искусство.Чтобы помнили (442)
  • Искусство.Ювелирное — Фаберже (136)
  • Искусство.Ювелирное,камни,минералы (342)
  • История (25)
  • История вещей,названий,выражений (320)
  • История России (1047)
  • История России — династии (205)
  • История России — Декабристы и их жёны (241)
  • История России — Романовы (426)
  • История России до Романовых (307)
  • История России.Славой предков горжусь (372)
  • Календарь (426)
  • Коробочки и шкатулочки (72)
  • декорированые (23)
  • шитые (17)
  • Кулинария. Вареники,пельмени,манты. (81)
  • Кулинария. Народов мира (1)
  • Кулинария.Блины.Оладьи.Панкейки. (248)
  • Кулинария.Блюда в горшочках. (122)
  • Кулинария.Грибы. (103)
  • Кулинария.Десерты (467)
  • Кулинария.Десерты — мороженое,сорбет,гранита (345)
  • Кулинария.Десерты — тирамису и панна котта (101)
  • Кулинария.Детям. (3)
  • Кулинария.Дж Оливер,Гор Рамзи (56)
  • Кулинария.Заготовки (274)
  • Кулинария.Закуски — канапе,бутерброды (259)
  • Кулинария.Капуста. (119)
  • Кулинария.Картофель (725)
  • Кулинария.Кофе и чай. (248)
  • Кулинария.Курица.Индейка.Гусь. (893)
  • Кулинария.Масло,молочные продукты,яйца (237)
  • Кулинария.Мясо,котлеты,тефтели. (352)
  • Кулинария.Напитки (214)
  • Кулинария.Овощи. (631)
  • Кулинария.Паста. (199)
  • Кулинария.Первые блюда — супы-пюре (125)
  • Кулинария.Первые блюда холодные (47)
  • Кулинария.Первые блюда. (329)
  • Кулинария.Пикник.Барбекю.Шашлык. (69)
  • Кулинария.Пряности и травы,специи (182)
  • Кулинария.Рис.Крупы. (79)
  • Кулинария.Рыба и морепродукты. (401)
  • Кулинария.Салаты (1188)
  • Кулинария.Секреты,замена продуктов (148)
  • Кулинария.Смузи (401)
  • Кулинария.Соусы,заправки,кляр,уксус. (758)
  • Кулинария.Сталик Ханкишиев. (43)
  • Кулинария.Сыр и вино. (102)
  • Кулинария.Фрукты.Ягоды. (130)
  • Кулинарный словарь (28)
  • Легенды и мифы.Библия.Древние Греция и Рим (322)
  • Магия.Приметы (248)
  • Монастыри,соборы,церкви мира (68)
  • Монастыри,соборы,церкви Москвы и Подмосковья (212)
  • Монастыри,соборы,церкви России (132)
  • О кошках (107)
  • Огород на балконе.Цветы (94)
  • Пасха (101)
  • куличи,пасха,яйца (54)
  • Рукоделие,украшения (47)
  • Православие (299)
  • иконы (82)
  • молитвы (21)
  • праздники (34)
  • святые,святители,мученики (76)
  • Православие — посты,постная кухня (51)
  • второе (3)
  • выпечка (14)
  • салаты (6)
  • супы (5)
  • Приборы.Аэрогриль (41)
  • Приборы.Блендер. (21)
  • Приборы.Микроволновка.Мультиварка (474)
  • Приборы.Пароварка (27)
  • Приборы.Хлебопечка.Хлеб (162)
  • Пригодится (54)
  • Притчи (146)
  • Секреты (13)
  • Секреты — ношения платков,хранения (110)
  • Секреты — уборка,стирка,пятна (166)
  • Секреты сервировки и этикета. (107)
  • Учим математику (36)
  • Учим язык английский (391)
  • Учим язык итальянский (18)
  • Учим язык русский (172)
  • Фоны и схемы (23)
  • Фото (82)
  • Фото — архитектура (31)
  • Фото — еда,продукты (33)
  • Фото — заброшенные города (12)
  • Фото — зверьё моё (504)
  • Фото — пейзажи (41)
  • Фото -цветы (92)
  • Фотошоп (27)
  • Хочу (25)
  • Шитьё (209)
  • сарафаны,туники,платья,юбки (50)
  • чехлы,для хранения (36)
  • швы,секреты,пуговицы (71)
  • шторы (17)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Семь струн Высотского. История семиструнной гитары

Семь струн Высотского. История семиструнной гитары

В любом случае, бесспорно, что Лермонтов посещал в Москве вечера, на которых выступал Высотский. Есть тому свидетельства. Будучи сам незаурядным музыкантом — поэт отменно играл на скрипке, флейте и фортепиано, — он находил в игре гитариста грандиозный талант. Отсюда и строки:

Что за звуки! неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.

В столь высокой оценке дарования Высотского Лермонтов далеко не одинок.

Михаил Тимофеевич Высотский родился в 1791 году в загородном имении Елизаветы и Михаила Херасковых Очаково. С 1960 года пережившее ряд приключений Очаково — в черте Москвы. От бывшего имения сохранилась церковь Святителя Дмитрия Ростовского постройки середины XVIII века и пруды.

Будущий гений русской гитарной музыки — из крепостных. Его отец служил у Херасковых помощником управляющего. Должность Тимофея Высотского объясняет его определенную близость к семье хозяев. А в его сыне Херасков души не чаял и стал его крестным отцом. Объясняется сие просто. Херасковы детей не имели. Имя свое Высотский получил в честь барина — Михаила Матвеевича. А барин мальчику достался на зависть. Действительный тайный советник, то бишь полный генерал. Одно время — директор Московского университета. Богач. В родстве с князьями Трубецкими. Но главное — известный литератор XVIII века, последний представитель классицизма. Мало кто не слышал его знаменитое: «Коль славен наш Господь в Сионе. » Эта песнь была неофициальным гимном Российской империи с 1794 по 1833 год. Правда, ее же весьма жаловали русские масоны, среди которых Херасков был весьма заметной фигурой.

Впрочем, жизнь крупного и родовитого сановника нечасто пересекалась с жизнью крепостного мальчишки. Херасков, несмотря на душевное отношение к Мише, по складу характера был бирюком. Любил одиночество, особенно после окончательного ухода со службы в 1802 году.

Одним из таких пересечений стал визит в Очаково популярного гитариста Семена Аксенова. Он приехал дать домашний концерт. Среди слушателей оказался и Высотский. Бытует исторический анекдот об их знакомстве. Аксенов вышел из комнаты по какому-то делу, оставив там гитару. Высотский пробрался тайком в комнату из любопытства. Взял инструмент в руки и стал перебирать струны. Да так, что вернувшийся Аксенов замер у двери. А послушав, сказал мальчику: «Нет уж, теперь я тебя не пущу, садись и смотри». Сам Высотский вспоминал об уроках Аксенова так: «Уж и помучил меня батенька Семен Николаевич! Бывало, уйдешь от него в лес, уж и не рад, бывало, что напросился учиться. Нет, батенька, пойдет, сыщет, за ухо приведет и засадит за гитару».

Вполне возможно, что Михаил Тимофеевич несколько преувеличил. Никаких долгих и систематических занятий не было. Аксенов не только на гитаре играл, но и служил в различных государственных департаментах. А выйдя в отставку в 1810 году, обосновался в Петербурге и Первопрестольную навещал редко. Так что уроки были редкими и случайными. Это лишний раз свидетельствует о невероятной природной одаренности Высотского.

Уровень гитариста Аксенова можно оценить по знаменитой «Камаринской», которую он переложил с фортепиано на гитару. Игре на инструменте Аксенов учился у основоположника отечественной гитарной школы Андрея Сихры. Этнический чех, родившийся в принадлежавшем Польше литовском городе Вильно (ныне — Вильнюс), в конце XVIII века перебрался в Россию. Сначала в Москву, после Отечественной войны 1812 года — в Петербург. Не исключено, что молодой Высотский слышал игру Сихры, о которой современники отзывались с восторгом. Редактор музыкального отдела энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона Николай Соловьев писал о Сихре: «Введением нового строя в гитаре и увеличением числа ее струн превратил этот инструмент в концертный, да и вообще своей игрой и преподаванием содействовал распространению игры на гитаре в России. Писал для гитары пьесы и экзерсиции; издавал «Journal pour la guitare à sept cordes». Лучшим его учеником считался С.Н. Аксенов». В подтверждение этого автограф самого Сихры, отправленный Аксенову: «Любезный друг! Я имел удовольствие быть твоим руководителем в музыке. Дарования твои увенчались лучшим успехом».

Таким образом, ясно, что Высотский получил через Аксенова некое высшее знание от первого мастера русского гитарного искусства. Большой знаток этой области писатель Михаил Стахович в «Очерке истории семиструнной гитары», опубликованном журналом «Москвитянин» в 1854 году, откровенничал о Сихре: «Незабвенный для русской музыки человек. Нельзя умолчать о теплоте музыкальной впечатлительности, которую он сохранил до позднейших лет своей почти вековой жизни; хорошо сыгранная вещь приводила его в восторг, он брал гитару и вторил игре ученика; импровизируя аккордами и наслаждаясь каждой удачной модуляцией, он восхищался со всей молодостью чувства: «Лес и горы запляшут, слушая такую музыку!» часто повторял он с восторгом. Как теперь смотрю на это доброе лицо, на эти светлые голубые глаза и на его правильные, почтенные черты, украшенные сединами». Прекрасные слова, исключая пассаж про «почти вековую жизнь». Сихра ушел из жизни в 1850 году 77 лет от роду, пережив и своего лучшего ученика, и протеже Аксенова — Высотского.

В 1807 году умер Михаил Херасков, двумя годами позже его супруга Елизавета Васильевна. Источники дают разную информацию по поводу изменений в социальном положении 15-летнего Высотского. В одном случае говорится о том, что в год смерти барина он получил вольную, в другом — что в 1813-м. «Право на жизнь» есть у обоих. Свободу Высотский вполне мог обрести по завещанию Хераскова. Но после Отечественной войны дворянство вольными особо не разбрасывалось — нуждалось в крестьянских руках после разора. К слову, Очаково тоже пострадало во время присутствия войск Наполеона в Первопрестольной. Да так сильно, что новому владельцу поместья, Петру Нарышкину, пришлось строиться заново. Возможно, в связи с гибелью господского дома и всех дворовых построек кого-то из тех, кто не имел ремесла, и отпустили на вольные хлеба.

В любом случае факт появления Высотского в Москве в 1813 году сомнению не подлежит. Он был приписан к мещанскому сословию и начал карьеру профессионального гитариста, композитора и музыкального педагога. Это был тот случай, когда известность бежала впереди человека. В городе уже знали о гитаристе-самородке. Особенно много разговоров о ярком таланте велось промеж «продвинутой» молодежи. Вероятно, первыми, кто принес в Москву весть о юном даровании, были все тот же Аксенов и его ученик Акимов, о котором известно только одно — был офицером. Но весть распространилась стремительно, и Высотский, что называется, пошел по рукам. Его приглашали на студенческие посиделки и вечеринки, в дворянские и купеческие семьи. Он начал давать уроки игры на гитаре представителям всех сословий. Довольно скоро Высотский стал самым дорогим гитарным учителем. Брал по 15 целковых ассигнациями в час. Это очень большие деньги, ведь за рубль можно было купить пару куриц или мешок картофеля. Можно было добавить еще 2 рубля и приобрести прекрасно изданную книгу. Это цены 30-х годов XIX века.

Петр Тодоровский ишрает на семиструнной гитаре

Учеников у Высотского было множество. Не только в Москве, но и в провинции. Его уроки были похожи более на спарринг, чем на классическое занятие, наполненное теорией, нотными листами и гаммами. Любимый прием Михаила Тимофеевича — самому что-то сыграть, а потом предложить повторить сыгранное ученику. Во время процесса он, естественно, поправлял, уточнял, ставил пальцы. Часто случалось, что играли на пару.

Среди его учеников встречались даже цыгане. Например, великолепный Илья Соколов, племянник Ивана Соколова, создавшего при поддержке графа Алексея Орлова-Чесменского первый на Москве цыганский хор. Это о нем у Пушкина: «Так старый хрыч, цыган Илья, // Глядит на удаль плясовую // Да чешет голову седую, // Под лад плечами шевеля». Русские цыгане пользовали семиструнную гитару, а потому не чурались общения с русскими гитаристами-профессионалами. Временами Высотский приезжал в хор и делился секретами мастерства, да и сам выискивал что-то новое в цыганском стиле исполнения.

Уже упоминавшийся историк русской гитаристики Михаил Стахович был незаурядным исполнителем. Что не удивительно, так как учился у самого Высотского. Правда, это было тогда, когда слава «первой гитары России» стала постепенно терять блеск. Триумфальное восхождение на пьедестал продолжалось примерно два десятка лет.

В 1823 году в Москву с концертами приехал знаменитый на всю Европу испанский гитарист Фернандо Сор. К слову, в Москве он задержался на несколько лет. Едва приехав, испанец попросил о возможности послушать Высотского, о котором был наслышан. Им устроили встречу-соревнование. Первым играл Сор. Играл с нот, блестяще, «концертно». Высотский начал так, будто пробовал гитару на ощупь. Но вскоре импровизация разрослась, и публика не заметила, как прошли. два с половиной часа. Рассказывавшие эту историю свидетели уверяли, что после последнего аккорда Сор разбил свою гитару о рояль с криком, что после такой игры русского виртуоза он больше не имеет права брать инструмент в руки. Все это, скорее, из серии «актерских баек». Но то, что Сор специально хотел услышать и слушал Высотского — правда.

В самом начале 30-х годов среди поклонников таланта помимо Лермонтова были поэт Александр Полежаев, пианист и композитор Александр Дюбюк, известный многими романсами и песнями, в том числе «Ты, Настасья, ты, Настасья» и «Ах, мороз, мороз», гитарист-виртуоз петербургского цыганского хора Федор Губкин, ирландский композитор и пианист Джон Филд и многие другие представители искусства.

Михаил Стахович так описывал своего учителя: «Высотский был среднего роста, более, однако ж, высокого, нежели малого, лицом худощав; лоб у него был развит чрезвычайно музыкально, — есть его литографированный портрет. В манерах он был скромен и застенчив; по душе чистосердечен и добр; в разговорах затруднялся, особенно с людьми выше себя по званию; он никогда почти не играл в концертах — не мог играть перед публикою. Зато в небольшом кругу коротких знакомых, когда он увлекался игрою, или один в уроке с учеником он делался другим человеком, взявши в руки гитару; лицо даже принимало совершенно другое выражение: глаза и губы выдавались вперед, брови ширели; из простого, всегда смеющегося выражения лицо его получало выражение строгое, с печатью глубокой и смелой мысли. Игра его отличалась небывалою на гитаре силою и классическою ровностью тона, а вместе смелостью, быстротой, особого рода задушевностью вибраций и легато, и необыкновенной певучестью, но не тою слащавою певучестью или злоупотреблением экспрессии, переходящею в декламаторство, а классическою обработкою ровности тона без всяких затей и фокусов. Оттого игра его оставляла необыкновенное, истинно музыкальное впечатление. Впрочем, он мог все играть, и трудностей для него не существовало, чему ясным доказательством служат его сочинения; и хотя в беглости правой руки и в звонкой круглоте пассажей и триллеров он уступал Сихре, но силы в аккордах было у него более. Главное, чем он поражал в игре слушателя, было его фантазирование, которое он называл аккордами, а я скорее это назову прелюдированием; он именно довел свои пробы почти до высоты preludien в старинном значении этого слова. Так прелюдировал он без всякой натяжки все в новых оборотах, в самых роскошных пассажах и с нескончаемым богатством модуляции и аккордов час и два; голова его в этом отношении была неисчерпаема».

Высотский, несмотря на крестьянское происхождение, был совершенно непрактичен в жизни и неприспособлен к быту. Изменить эти черты характера не помогли даже две женитьбы. В первом случае и хотел бы, да не успел бы. Сначала ушла из жизни жена, вскоре за ней и дочь. Второй брак был более продолжительным. В семье родились четыре сына и дочь. Казалось бы, надо остепениться, подумать о будущем детей. И гитарист, само собой, думал. И в связи с этим очень много работал. Выступал, писал композиции, преподавал. По воспоминаниям сына Семена, даже соглашался на публичные концерты в провинции, откуда привозил много подарков.

Но случилось худшее, что может случиться с артистом или спортсменом. Да что там, с любым популярным, знаменитым человеком. Выступления плавно перетекали в застолья, уроки — в посиделки, поездки к цыганам — в кутежи. И Михаил Тимофеевич начал всерьез пить. Удивительным образом этот процесс не сказывался на состоянии рук. До конца своих дней Высотский оставался недосягаемым мастером. Процесс сказывался на выступлениях и уроках. Вернее, на их срывах. Высотский мог неделями не появляться в семье, в которой обязался кого-то учить, мог в последний момент сорвать концерт.

В итоге репутация — нет, не музыканта, а человека — стала портиться. И в то время, когда в 1833 году родители Стаховича решили пригласить Высотского в учителя, его ставка упала до 5 рублей ассигнациями. На уровне жизни сказывалось еще одно обстоятельство, над которым музыкант был не властен. Равно, как и его коллеги по гитарному искусству. Как-то так вышло, что вместо гитары в концертные залы и салоны, гостиные и домашние театры вторгся «его величество» рояль и во второй половине 30-х годов XIX века, по сути, начал вытеснять со сцен и подиумов стулья гитаристов. К 40-м история завершилась почти полным поражением гитары. Она вернулась к тому состоянию, в котором пребывала до конца предыдущего века. То есть к инструменту, участь которого — аккомпанировать какому-нибудь доморощенному певцу или такой же доморощенной певице на домашних посиделках и пикниках.

Высотский умер в 1837 году от скоротечной чахотки. В бедности и долгах. В последние месяцы доходило до того, что он садился у открытого окна и играл собравшимся на улице зевакам, за что получал какое-то вознаграждение. Так что с наследством его детям не повезло. Зато и им, и нам всем повезло с наследием. Только в каталоге крупнейшего в России нотоиздателя Федора Стелловского числились 84 произведения Высотского. Их все можно послушать и сегодня, но в современном исполнении. Как говорят специалисты, список далеко не полный. Существуют издания с нотами гитариста, которые являются раритетами и хранятся в частных коллекциях.

Возможно, о седьмой гитарной струне стоило рассказывать в первой главке. С другой стороны, она все ж таки — седьмая! Наша, отечественная! Семиструнную гитару также называют русской или цыганской. В мире испокон веку практикуется «шестиструнка», рожденная в Испании. Есть даже «пятиструнка» итальянского рода-племени. Такой инструмент в середине XVIII века знал в России крайне ограниченный круг людей.

Существуют две версии происхождения русской гитары. Одна связана с Англией. Американский гитарист и историк гитаристики Олег Тимофеев считает, что прототипом русской «семиструнки» стал английский инструмент. Перевоплощение произошло в 1797 году усилиями Игнаца фон Гельда, уроженца чешского городка Тржебеховице-под-Оребом. Это любопытный персонаж. Служил в польских отрядах во время восстания Тадеуша Костюшки в 1794 году, попал в плен, был сослан, затем оказался. русским офицером, со временем превратившись в музыкального издателя и автора книг по обучению игре на шести- и семиструнной гитаре. Примечательно, что первое пособие посвящалось «испанке». Живя несколько лет в России, Игнатий не сподобился изучить ситуацию досконально, иначе прежде, чем писать учебник, узнал бы, что «шестиструнки» в империи крайне непопулярны. А народная любовь изо дня в день крепчает к «семиструнке». Вот и пришлось ему срочно творить другое пособие. Сам Гельд называл семиструнную гитару «польской».

Вторая версия принадлежит известному русскому филологу XIX века Николаю Тихонравову: «Первый опыт игры на семиструнной гитаре сделал в Вильне известный гитарист и композитор А.О. Сихра в 1793 году. Строй его гитары назывался тогда польским». Следовательно, Сихра опередил Гельда года на четыре. А что до Британских островов, то английская гитара была не семиструнной, а десятиструнной. Более того, и гитарой не была, относилась к семейству цистр. Довольно взглянуть на инструмент из собрания Российского национального музея музыки, созданный лондонским мастером Джоном Престоном в конце XVIII века. Вот они — четыре парные и две одиночные струны. Странно, что на все это не обратил внимания мистер Тимофеев, защитивший в Университете Дьюка (штат Северная Каролина) докторскую диссертацию на тему русской семиструнной гитары.

Существует точка зрения, что шестиструнная и семиструнная гитары — это разные музыкальные инструменты. Казалось бы, одна струна, а строй разный, извлекаемый звук разный, настройка разная. И струны у «русской» желательны только металлические. В чем же различие по, скажем так, результату? Народный артист СССР и академик АН СССР Борис Асафьев объяснял: «Еще не было психологического реализма с его анализом личной душевной жизни, еще не неистовствовали романтики, выдвигая культуру чувства, а масса уже жаждала слышать «простую речь» и мелодику сердечную и волнующую; ибо приближалось господство семейственности, чувствительности, культа «простых нравов» простодушных людей и «домашности», умиления перед природой, тихой созерцательности. Соответствующие всему этому интонации вызвали в музыке романсовый мелос, задушевный, сердечный; и слова, и мелодия, большей частью не притязавшая на длительное развитие, овеяны были единым интонационным строем — «звучанием от сердца к сердцу».

Мягкий и одновременно глубокий тембр «семиструнки» подходил под эти ожидания, как никакой другой. Этот тембр был созвучен народному фольклору, поэтому первичный гитарный репертуар большинства исполнителей состоял из народных песен. Собственные произведения стали появляться следом.

Но оказалось, что «семиструнке» по силам и фундаментальная классика. Михаил Высотский не ограничивался в творчестве переложением на гитару фольклора и написанием романсов и мазурок. Он переложил на семь струн произведения Моцарта и Бетховена. Но высшим успехом считал, видимо, первую в мире успешную попытку переложения на гитару. фуги Баха.

Незадолго до смерти Высотский написал небольшое пособие «Теоретическая и практическая школа игры на гитаре». Оно было издано и уместилось на 24 страницах. Трудно сказать, достаточно ли этого, чтобы овладеть инструментом. Если рядом не находится сам автор «Школы», который преимущественно подписывал свои работы именно так — «Высотский». Но вот его сыновья считали, что правильное написание — «Высоцкий». И утверждали, что отец разделял их точку зрения.

Смерть Михаила Тимофеевича и рождение Владимира Семеновича разделяет столетие. И все-таки они встретились. Из книги Ольги Шилиной «Владимир Высоцкий и музыка»: «Перед своим семнадцатилетием Владимир Высоцкий обратился к матери с вопросом:

— Ты все равно подарок мне будешь искать?

— Да, я хотела купить тебе фотоаппарат.

— Нет, ни в коем случае. Я фотографировать не буду, потому что не могу сидеть и корпеть — проявлять, закреплять. Не трать деньги зря — лучше купи мне гитару.

Играет Владимир Высоцкий

И я купила ему гитару и самоучитель Михаила Высоцкого. «

. Сегодня в мире победившей «шестиструнки» о существовании «русской» гитары многие даже не ведают. И нередко видим в современном кино и телесериалах бравых и слегка нетрезвых офицеров императорской армии, держащих в левой руке гриф с «головой», на которой — только шесть колков для струн. Спроси поклонников современной музыки, на какой гитаре играл Владимир Высоцкий, ответят, скорее всего, на обычной. На «семиструнке» он играл, ребята, «на семиструнке».

Источник

Оцените статью