Советские акустические
Н а пространстве нашей бывшей необъятной Родины гитары выпускали во многих местах. Некоторые географические легенды живут и поныне, хотя от старых фабрик остались только названия, а от многих не осталось ничего. Существование гитарного производства в России — вопрос времени. Все фабрики используют физически и морально безнадежно древнее оборудование и технологии, а производство сохраняет рентабельность только по причине бесплатности «основных фондов», доставшихся от прошлой эпохи. Чем-то ситуация напоминает российский автопром, но шансов на введение запретных пошлин на ввоз импортных гитар у гитаропрома явно меньше. Зато у них есть некоторые резервы, недоступные ВАЗу и ГАЗу. Главный из них — статус «народно-хозяйственного промысла» (вроде как у Палеха или Хохломы), который освобождает многие гитарные фабрики от уплаты НДС. Вот так, без всяких взяток Клебанову, 20% халявы! GENERAL MOTORS отдыхает. Почти все фабрики находятся в провинции, где накладные расходы невысоки. Зарплату рабочим, понятно, там платят условную (если вообще платят). Тем и живут.
Старейшим производителем щипковых музыкальных инструментов является подмосковное Шихово. Сейчас от фабрики осталось полтора цеха, там делают не сами гитары, а заготовки, которые умелые руки наших сотрудников превращают в гитары «Звенигород». Некоторое количество забракованных нами комплектующих на фабрике собирают самостоятельно — с очевидным качеством и последствиями. Снаружи они похожи на наши гитары, поэтому иногда возникают вопросы.
Бобровская фабрика. Существование этой фабрики — исторический казус и парадокс. В Воронежской губернии со времен татаро-монголов нет леса, поэтому строить там деревообработку могло прийти в голову только совкам. Бобров — небольшой городок, жители которого никогда не отличались пристрастием к гитарному делу. (Шихово — тоже деревня, но хотя бы с «музыкальной» историей, кустари там делали балалайки и гитары еще в позапрошлом веке.) И вот в конце 70-х в Боброве отгрохали фабрику с мощностью чуть не 100000 гитар в месяц. В этом есть что-то Платоновское, этакий черноземный «Котлован» и «Чевенгур». Как ни странно, фабрика отчаянно работает и поныне. Масштабы, конечно, поменьше стали, но бобровские КАМАЗы по-прежнему бороздят ухабистые трассы западной и центральной России, да и на восток доезжают. Главной особенностью этих гитар по-прежнему являются характерные «цветочки» вокруг отверстия резонатора. Эти цветочки рисуют вручную, для чего в штате есть спец.художники. Самые дешевые модели имеют характерную грушевидную форму корпуса. Есть несколько «квазивестернов» и 12-струнка. Гитары покрашены нитролаком, большинство моделей с декой из условно-резонансной елки, головка грифа сделана «лопатой». Продукция Боброва имеет настолько одиозный «советский» облик, что ее не спасает даже относительно стабильное качество и наличие еловой деки. Одну из бобровских моделей мы переделываем в свой «Петергоф», отсеевается всего 10% брака и получается вполне симпатичная дешевая гитара. Кто мешает бобрам делать то же самое на фабрике — неизвестно. Вероятно, тот самый «наш гештальт». | ||
Фабрика входит в своего рода «холдинг» разношерстных предприятий, большинство из которых занимается металлообработкой. Поэтому гитары выходят такие — технократичные и очень удмуртские. Грифы в Ижевске научились делать из фанеры, но не до конца. В свое время мы тесно общались с этой фабрикой и прилагали усилия к перековке их меча на наше орало. Они нам даже знаменитую Глазовскую водку подарили. Но с гитарами по-прежнему плохо, страшные они и безнадежно фанерные. Мы даже не пытаемся из них ничего собирать, бесполезно. Хотя люди вроде честно стараются, что-то вроде «классики» создали по нашим советам. При фабрике есть несколько умельцев, они иногда фабричные гитары «тюнингуют», хотя почему-то просят за свой «тюнинг» совершенно непомерные деньги. В общем, все очень запущено. | ||
Самарская фабрика. Самарская фабрика известна всем посетителям Грушинского фестиваля. Туда всегда приезжали камазы с этой фабрики и продавали гитары. Самарская гитара С-2 была больше всех других российских гитар похожа на «классику». Были там дредноуты и 12-струнки. Источник Русская семиструнная гитараСемиструнная гитара – щипковый струнный инструмент, отличающийся по строю от классической разновидности с 6-ю струнами. Русская семиструнка – лучшее музыкальное сопровождение домашних праздников и дружеских посиделок, на ней принято исполнять романсы, народные мелодии. Конструктивные особенностиСемиструнная гитара условно делится на классическую тонкострунную и цыганскую со стальными струнами. Длина рабочей струны – 55-65 см. По толщине гитарные струны делятся на:
Каждая следующая ниже предыдущей по тону. Гитарный полый барабан (основа) состоит из двух дек, скрепленных обечайками (боковинами). Для его изготовления используют древесину – липу, ель, кедр – создающую густой, насыщенный звук. Внутри корпуса установлены по схеме Шерцера (параллельно относительно друг друга, поперечно относительно верхней деки) пружины – планки, защищающие деревянную конструкцию от деформации. Лицевая поверхность барабана ровная, нижняя незначительно выпуклая. Центральная круглая дыра называется розеткой. Бридж делают из плотной древесины, его седло костяное (преимущественно на старых инструментах) либо пластмассовое. Пластиковой накладкой часто украшают цыганскую разновидность музыкального инструмента, на классической элемент отсутствует. Гриф тонкий: 4,6-5 см в верхнем порожке, 5,4-6 см в нижнем. Его накладку делают из эбенового или иного твердого дерева. Лады стальные либо латунные.
Чем отличается семиструнная гитара от шестиструннойРазница между семиструнной и шестиструнной гитарами минимальная, заключается в строе и количестве струн. Главное конструкционное отличие – добавление баса нижнего ряда, настраиваемого в контроктаве «си». Один инструмент отличается от другого по строю следующим образом:
Дополнительный нижний бас особенно любят рокеры, исполняющие тяжелую музыку на электрогитаре. При подключении комбоусилителя аккорды семиструнного электроинструмента обретают насыщенность, глубину. История семиструнной гитарыРусская семиструнная гитара – результат экспериментов французского мастера Рене Леконта, хотя считается, что создателем был русский композитор чешского происхождения Андрей Осипович Сихра. Француз первым сконструировал семиструнную модель, но она не прижилась в Западной Европе, а Сихра лишь популяризировал 7-струнную гитару, которая появилась в России в конце 18 века. Всю творческую жизнь композитор посвятил инструменту, создал и исполнял более тысячи музыкальных композиций. Возможно даже, сформировал ныне применяемый строй инструмента. Первый скромный концерт организовал в 1793 году в Вильно. Есть другая версия возникновения семиструнной гитары. Изобретателем может быть чешский композитор Игнатий Гельд, живший и работавший в то же время, что Сихра. Его перу принадлежит учебник игры на семиструнной гитаре, подаренный в 1798-ом супруге Александра I. Наибольшую популярность семиструнная модель обрела в России. На ней легко играл и опытный гитарист, и новичок, дворяне исполняли романсы, а цыгане – свои трогательные песни. Сегодня семиструнный инструмент не концертный, даже не эстрадный. Его ценят и выбирают преимущественно барды. Стоит вспомнить романтичные, мелодичные выступления Окуджавы, Высоцкого. Хотя несколько концертных произведений все же создано. Так, в 1988-ом композитор Игорь Владимирович Рехин написал «Русский концерт», а в 2007-ом гитарист Алексей Александрович Агибалов представил программу «Для гитары с оркестром». Фабрика Луначарского производила 7-струнные гитары с 1947 года. Помимо классических, сегодня выпускаются электрогитары, применяемые в стилях джент, рок-металл. Строй семиструнной гитарыСедьмая струна формирует строй октавой ниже классического 6-струнного диапазона. Принятый за стандарт строй таков:
Начинают настройку на слух с первой струны по камертону «ля», прижимают на 7-ом ладу (либо свободную настраивают по фортепианному «ре» 1-ой отавы). Далее настраивают с учетом повторяющихся интервалов. У малой терции определено 3 полутона, у большой – 4, у чистой кварты – 5. На грифе последующий лад по сравнению с предыдущим меняет высоту звука на полутон. То есть лад с прижатой струной указывает на число полутонов, изменяющих звучание свободной струны. Тональность, оптимальная для игры на русской гитаре:
Более сложные и менее комфортные по реализации тональности:
Прочие варианты применить сложно. РазновидностиПроизводят 3 размерных варианта семиструнной русской гитары. Причем размер может влиять на выбор инструмента, ведь он определяет музыкальные свойства:
Как играть на семиструнной гитареНачинающему гитаристу удобнее играть в сидячем положении. Положив инструмент на ногу, его верхнюю часть слегка уприте в грудь. Рабочую руку прижмите к передней расширенной поверхности барабана. Для устойчивости ногу, на которой лежит гитара, поставьте на низкий стульчик. Вторую ногу не поджимайте. Большой палец кладите на бас-струны. Три средних (мизинец не участвует) передвигайте к ладони. Большой сдвигайте навстречу им, не совмещая. На первом этапе обучения технике игры на семиструнной гитаре работайте с открытыми струнами, это поможет научиться извлечению мелодии прохождением большого пальца по струнному ряду. Нерабочую руку на этом этапе не задействуйте. Положите большой палец рабочей руки на 7-ю струну, чуть надавите на нее. Указательный – на 3-ю, средний – на 2-ю, безымянный – на 1-ю. Продвиньте большой палец вниз, на нижнюю струну, в то же время извлеките звуки остальными пальцами из соответствующих струн. Повторяйте действие, продвигая большой палец до 4-ой струны. Выполняйте упражнение до автоматизации навыка. Источник Гитара семиструнная советских временНастоящий АТЛАС предназначен для того, чтобы максимально упростить новичкам сайта процесс идентификации имеющихся у них электрогитар, произведённых в СССР, а старожилам облегчить навигацию по существующим на сайте и в МУZЕУМ’е материалам. Для удобства все электрогитары сгруппированы по фабрикам и заводам, их производившим. Мы сочли излишним снабжать все инструменты подробными развёрнутыми описаниями, ограничившись лишь названием модели (поскольку многие из них носили по заводской номенклатуре повторяющиеся «оригинальные» имена типа БАС или РИТМ-СОЛО, в кавычках указаны сленговые названия, имеющие хождение среди коллекционеров), длиной мензуры, стоимостью в рублях СССР, приблизительным периодом производства и ориентировочным количеством выпущенных экземпляров. В случае если на сайте или в МУZЕУМ’е наличествует обзор инструмента, с ним можно ознакомиться, кликнув на изображение интересующей вас электрогитары. Естественно, указанные сроки производства и тиражи во многих случаях обозначены достаточно приблизительно — в силу отсутствия оригинальной документации. В ряде случаев (гавайская гитара МЭФМИ, Луначарские «арктопы», МАРИИ, часть Борисовских инструментов) объёмы производства экстраполированы исходя из тиражей паспортов или этикеток, вклеивавшихся в гитары. По мере поступления новых данных, АТЛАС будет корректироваться и обновляться. Обращаем внимание, что имеющиеся у вас инструменты могут несколько отличаться деталями от представленных на фото: помимо вполне вероятных изменений, внесённых в оригинальную конструкцию предыдущими владельцами, необходимо учитывать тот факт, что в разные периоды производства на фабриках и заводах менялся пластик из которых изготавливались пикгарды, а колки, датчики и ручки ставились исходя из того, что могли предложить смежники и т.д. Поэтому, при определении своей гитары, вам следует исходить в основном из формы корпуса, как наименее подверженного вмешательствам криворуких «улучшателей» элемента. Помимо этого, игнорируя достоинства и недостатки данных гитар как собственно музыкальных инструментов, и исходя только из степени редкости той или иной модели, мы условно разделили их на три категории: — категория А: инструменты, выпущенные исчезающе-малыми партиями или даже в единичных экземплярах, и представляющие большую коллекционную ценность; Московская экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии / Московская Экспериментальная Фабрика Музыкальных Инструментов Гавайская электрогитара арт. Б-6Р/420 Гитара адаптеризованная cемиструнная арт. Б-5Р/410 АЭЛИТА АЛГИНА ЭЛГАВА Уника-2 арт. 412/412р СУПЕРТОН ЭЛГАВА-В арт. Н-7Р РОДЕН арт. 423р Ленинградская Фабрика народных (щипковых) музыкальных инструментов им. А.В. Луначарского Гитара адаптеризованная cемиструнная арт. В-21р/620 Гитара адаптеризованная шести- и семиструнная, арт. 630 РИТМ-СОЛО арт. 407 («Ленинградская ТОНИКА») БАС («Ленинградская ТОНИКА-бас») арт. 408 ЭЛЕКТРОГИТАРА ПОЛУАКУСТИЧЕСКАЯ арт. 409 («Арктоп») Гитара адаптеризованная шести- и семиструнная, арт. 413 Гитара адаптеризованная шести- и семиструнная, арт. 417 ЭЛЕКТРОГИТАРА ПОЛУАКУСТИЧЕСКАЯ арт. 419 («Арктоп пластмассовый») МАРИЯ Лидер арт. 424/424р МАРИЯ Ритм арт. 425/425р МАРИЯ Бас арт. 426/426р Комплект АДМИРАЛ Ленинградский завод спортивных изделий / Ленинградский завод электромузыкальных инструментов / Арендный завод МУЗДЕТАЛЬ МАРИЯ Лидер арт. 424р/1С1-02950220 МАРИЯ Ритм арт. 425р МАРИЯ Бас арт. 426р/1С3-02950220/2С3-02950220 Модернизированный комплект МАРИЯ АК АДМИРАЛ АК АДМИРАЛ Бас СОЛО БАС РИТМ Ленинградский завод АККОРД АККОРД Ритм АККОРД Бас АККОРД Ритм («ES-335») АККОРД Соло («ES-335») АККОРД Басс («Hofner») АККОРД Басс («ES-335») АККОРД Скрипка АККОРД Скрипка-басс Свердловская фирма клавишных музыкальных инструментов УРАЛ ТОНИКА ЭГС-650 арт. 406 (РТУ РСФСР 672-60) ТОНИКА ЭГС-650 арт. 406 (РСТ РСФСР 83-70) ТОНИКА ЭГБ-805 арт. 416 Электробалалайка ПРИМА ЭБ-445 УРАЛ 650А арт. 422 УРАЛ 650А арт. 422 УРАЛ 650 арт. 422 Электробалалайка БЕРЁЗКА ЭБ-445 УРАЛ 510Г арт. 427 УРАЛ 510Л Н-36р/403р УРАЛ 650 арт. 422р ВОЛНА Фабрика клавишных инструментов РОСТОВ-ДОН (МПО КАВКАЗ) ТОНИКА ЭГС-650 арт. 406 АЭЛИТА арт. 414 БАС («Кавказ») арт. 416 СТЕЛЛА арт. Н-2р/428Р АЭЛИТА-2 арт. 2151р БАС-2 арт. Н-166р/2452р/С-9 БАС-3 арт. С-10 Ростовская-на-Дону баянная фабрика АЭЛИТА ЭГС-650/510.Б.2. арт. 416/414 ТОНИКА ЭГС-650/510.А.2. арт. 406 ТОНИКА ЭГБ-805/510.Б.2. арт. 416 ЭЛЕГИЯ 510.Д Фабрика музыкальных инструментов ТЕРЕК г. Орджоникидзе (МПО КАВКАЗ) ТОНИКА ЭГС-650 арт. 406 АЭЛИТА арт. 414 БАС («Терек») арт. 416 Куйбышевская фабрика щипковых музыкальных инструментов САМАРА арт. 410 (адаптеризованная шестиструнная и семиструнная акустика) САМАРА «Ритм-соло» САМАРА «Соло» САМАРА «Бас» САМАРА «Соло» (поздняя) Куйбышевский (Самара) сталелитейный завод ЭЛЕКТРОГИТАРА Ивановская фабрика музыкальных инструментов ЭЛЕКТРОГИТАРА арт. 410 (адаптеризованная семиструнная акустика) Новосибирский завод радиодеталей ОКСИД ЭЛЕКТРОНИКА арт. 411 Белорусское производственное объединение музыкальных инструментов г. Борисов РИТМ-СОЛО арт. 212-БЛ («Футурама») РИТМ-СОЛО арт. 212-БЛ («Футурама-2») БАС арт. 216-БЛ РИТМ-СОЛО арт. 230-БЛ («Белорусская АЭЛИТА») ФОРМАНТА арт. 241-БЛ БАС-I арт. 253-БЛ СОЛО-II арт. 254-БЛ СОЛО-II «Форманта» арт. 262-БЛ БЕЛАРУСЬ Бас Минский завод ТРАНЗИСТОР ТУРИСТ-1 Львовская опытно-экспериментальная фабрика народных инструментов ЭСТРАДА (адаптеризованная шестиструнная и семиструнная акустика) ЛЬВIВ Ритм арт. 077/170-у ЛЬВIВ Бас арт. 077/168-у ЛЬВIВ солидбоди Одесская фабрика музыкальных инструментов РИТМ-СОЛО БАС РИТМ-СОЛО арт. 077-174 У БАС арт. 077-204 У Филиал завода ЭЛЬТА г. Свердловск Ворошиловградской обл. СОЛО-РИТМ ЭГСР-650 (три датчика) арт. 077/171 СОЛО-РИТМ ЭГС-650 (два датчика) ЭГБ-760 СОЛО-РИТМ (три датчика) арт. 077/167-У Черниговская фабрика музыкальных инструментов им. П.Постышева РИТМ-СОЛО (с тремоло) РИТМ-СОЛО БАС Ереванская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов КРУНК «Ураган» КРУНК «Ани» КРУНК КРУНК-50 арт. 077-38 АР/077-62 АР АНИ ЭЛЕКТРОМАНДОЛИНА КРУНК-Мини КРУНК-75 КРУНК 12-тиструнный арт. 65 АР КРУНК «Аэлита» ДВУХГРИФОВЫЙ Рижский «750 завод технических средств пропаганды» / «750 завод звуковой аппаратуры» ГОНГ ГОНГ Бас ГОНГ «Star-VII» ГОНГ «Les Paul» ГОНГ Бас «Ягуар» Таллинский комбинат бытового обслуживания «ÜHENDUS» ÜHENDUS ÜHENDUS Бас ÜHENDUS Электромандолина ÜHENDUS Электромандола и это. я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться — сначала отправьте СМС, мол, «я такой-то и такой-то». | ||
Наверх | |
Зарегистрирован: 04.06.2007, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 23226
Безусловно, в силу достаточной зыбкости почвы, по которой мы с вами ступаем, опираясь на УРАЛовские грифы, многие задекларированные в АТЛАСЕ данные могут вызвать определённые возражения у части активных участников форума. Повторюсь – АТЛАС не является застывшей догмой и будет корректироваться по мере поступления дополнительной информации. Для ведения неизбежных диспутов существует тема Собираем материалы для МАЛОГО ОПРЕДЕЛИТЕЛЯ СОВЕТСКИХ ГИТАР. Полемизируем и делимся с коллегами своими новыми открытиями там.
Единственная просьба: в качестве доводов и доказательств своих заявлений не использовать аргументы типа «знакомый брата моего тестя как-то говорил, что на нашем Верхненижненском молокозаводе тоже делали электрогитары, ему отец рассказывал» или «у меня в 1963 году была ТОНИКА, только другой формы» – давайте подкреплять свои заявления хотя бы какими-то документальными свидетельствами.
Источник