Гитара семиструнная советских времен

Советские акустические

Н а пространстве нашей бывшей необъятной Родины гитары выпускали во многих местах. Некоторые географические легенды живут и поныне, хотя от старых фабрик остались только названия, а от многих не осталось ничего. Существование гитарного производства в России — вопрос времени. Все фабрики используют физически и морально безнадежно древнее оборудование и технологии, а производство сохраняет рентабельность только по причине бесплатности «основных фондов», доставшихся от прошлой эпохи. Чем-то ситуация напоминает российский автопром, но шансов на введение запретных пошлин на ввоз импортных гитар у гитаропрома явно меньше. Зато у них есть некоторые резервы, недоступные ВАЗу и ГАЗу. Главный из них — статус «народно-хозяйственного промысла» (вроде как у Палеха или Хохломы), который освобождает многие гитарные фабрики от уплаты НДС. Вот так, без всяких взяток Клебанову, 20% халявы! GENERAL MOTORS отдыхает. Почти все фабрики находятся в провинции, где накладные расходы невысоки. Зарплату рабочим, понятно, там платят условную (если вообще платят). Тем и живут.

Старейшим производителем щипковых музыкальных инструментов является подмосковное Шихово. Сейчас от фабрики осталось полтора цеха, там делают не сами гитары, а заготовки, которые умелые руки наших сотрудников превращают в гитары «Звенигород». Некоторое количество забракованных нами комплектующих на фабрике собирают самостоятельно — с очевидным качеством и последствиями. Снаружи они похожи на наши гитары, поэтому иногда возникают вопросы.


Бобровская фабрика.

Существование этой фабрики — исторический казус и парадокс. В Воронежской губернии со времен татаро-монголов нет леса, поэтому строить там деревообработку могло прийти в голову только совкам. Бобров — небольшой городок, жители которого никогда не отличались пристрастием к гитарному делу. (Шихово — тоже деревня, но хотя бы с «музыкальной» историей, кустари там делали балалайки и гитары еще в позапрошлом веке.) И вот в конце 70-х в Боброве отгрохали фабрику с мощностью чуть не 100000 гитар в месяц. В этом есть что-то Платоновское, этакий черноземный «Котлован» и «Чевенгур». Как ни странно, фабрика отчаянно работает и поныне. Масштабы, конечно, поменьше стали, но бобровские КАМАЗы по-прежнему бороздят ухабистые трассы западной и центральной России, да и на восток доезжают. Главной особенностью этих гитар по-прежнему являются характерные «цветочки» вокруг отверстия резонатора. Эти цветочки рисуют вручную, для чего в штате есть спец.художники. Самые дешевые модели имеют характерную грушевидную форму корпуса. Есть несколько «квазивестернов» и 12-струнка. Гитары покрашены нитролаком, большинство моделей с декой из условно-резонансной елки, головка грифа сделана «лопатой». Продукция Боброва имеет настолько одиозный «советский» облик, что ее не спасает даже относительно стабильное качество и наличие еловой деки. Одну из бобровских моделей мы переделываем в свой «Петергоф», отсеевается всего 10% брака и получается вполне симпатичная дешевая гитара. Кто мешает бобрам делать то же самое на фабрике — неизвестно. Вероятно, тот самый «наш гештальт».

Фабрика входит в своего рода «холдинг» разношерстных предприятий, большинство из которых занимается металлообработкой. Поэтому гитары выходят такие — технократичные и очень удмуртские. Грифы в Ижевске научились делать из фанеры, но не до конца. В свое время мы тесно общались с этой фабрикой и прилагали усилия к перековке их меча на наше орало. Они нам даже знаменитую Глазовскую водку подарили. Но с гитарами по-прежнему плохо, страшные они и безнадежно фанерные. Мы даже не пытаемся из них ничего собирать, бесполезно. Хотя люди вроде честно стараются, что-то вроде «классики» создали по нашим советам. При фабрике есть несколько умельцев, они иногда фабричные гитары «тюнингуют», хотя почему-то просят за свой «тюнинг» совершенно непомерные деньги. В общем, все очень запущено.

Самарская фабрика.

Самарская фабрика известна всем посетителям Грушинского фестиваля. Туда всегда приезжали камазы с этой фабрики и продавали гитары. Самарская гитара С-2 была больше всех других российских гитар похожа на «классику». Были там дредноуты и 12-струнки.

Источник

Русская семиструнная гитара

Семиструнная гитара – щипковый струнный инструмент, отличающийся по строю от классической разновидности с 6-ю струнами. Русская семиструнка – лучшее музыкальное сопровождение домашних праздников и дружеских посиделок, на ней принято исполнять романсы, народные мелодии.

Конструктивные особенности

Семиструнная гитара условно делится на классическую тонкострунную и цыганскую со стальными струнами. Длина рабочей струны – 55-65 см.

По толщине гитарные струны делятся на:

  • квинты – тонкие;
  • секунды – средние;
  • терции – толстые.

Каждая следующая ниже предыдущей по тону.

Гитарный полый барабан (основа) состоит из двух дек, скрепленных обечайками (боковинами). Для его изготовления используют древесину – липу, ель, кедр – создающую густой, насыщенный звук. Внутри корпуса установлены по схеме Шерцера (параллельно относительно друг друга, поперечно относительно верхней деки) пружины – планки, защищающие деревянную конструкцию от деформации. Лицевая поверхность барабана ровная, нижняя незначительно выпуклая.

Центральная круглая дыра называется розеткой. Бридж делают из плотной древесины, его седло костяное (преимущественно на старых инструментах) либо пластмассовое. Пластиковой накладкой часто украшают цыганскую разновидность музыкального инструмента, на классической элемент отсутствует.

Гриф тонкий: 4,6-5 см в верхнем порожке, 5,4-6 см в нижнем. Его накладку делают из эбенового или иного твердого дерева. Лады стальные либо латунные.

Характерная особенность русской гитары – соединение грифа с барабаном винтами. Подкручивая винтовые детали, музыкант ставит натягивающий струны порожек на определенную высоту, тем самым создает желаемый звуковой спектр. С повышением порожка приходится прилагать больше сил, чтобы перебирать струны.

Чем отличается семиструнная гитара от шестиструнной

Разница между семиструнной и шестиструнной гитарами минимальная, заключается в строе и количестве струн. Главное конструкционное отличие – добавление баса нижнего ряда, настраиваемого в контроктаве «си».

Один инструмент отличается от другого по строю следующим образом:

  • у 6-струнной гитары квартовая схема – ми, си, соль, ре, ля, ми;
  • у 7-струнного инструмента терцевая схема – ре, си, соль, ре, си, соль, ре.

Дополнительный нижний бас особенно любят рокеры, исполняющие тяжелую музыку на электрогитаре. При подключении комбоусилителя аккорды семиструнного электроинструмента обретают насыщенность, глубину.

История семиструнной гитары

Русская семиструнная гитара – результат экспериментов французского мастера Рене Леконта, хотя считается, что создателем был русский композитор чешского происхождения Андрей Осипович Сихра. Француз первым сконструировал семиструнную модель, но она не прижилась в Западной Европе, а Сихра лишь популяризировал 7-струнную гитару, которая появилась в России в конце 18 века. Всю творческую жизнь композитор посвятил инструменту, создал и исполнял более тысячи музыкальных композиций. Возможно даже, сформировал ныне применяемый строй инструмента. Первый скромный концерт организовал в 1793 году в Вильно.

Есть другая версия возникновения семиструнной гитары. Изобретателем может быть чешский композитор Игнатий Гельд, живший и работавший в то же время, что Сихра. Его перу принадлежит учебник игры на семиструнной гитаре, подаренный в 1798-ом супруге Александра I.

Наибольшую популярность семиструнная модель обрела в России. На ней легко играл и опытный гитарист, и новичок, дворяне исполняли романсы, а цыгане – свои трогательные песни.

Сегодня семиструнный инструмент не концертный, даже не эстрадный. Его ценят и выбирают преимущественно барды. Стоит вспомнить романтичные, мелодичные выступления Окуджавы, Высоцкого. Хотя несколько концертных произведений все же создано. Так, в 1988-ом композитор Игорь Владимирович Рехин написал «Русский концерт», а в 2007-ом гитарист Алексей Александрович Агибалов представил программу «Для гитары с оркестром».

Фабрика Луначарского производила 7-струнные гитары с 1947 года. Помимо классических, сегодня выпускаются электрогитары, применяемые в стилях джент, рок-металл.

Строй семиструнной гитары

Седьмая струна формирует строй октавой ниже классического 6-струнного диапазона. Принятый за стандарт строй таков:

  • ре – 1-ая октава;
  • си, соль, ре – малая октава;
  • си, соль, ре – большая октава.

Чтобы настроить семиструнку, применяют принцип сравнивания высоты звука соседних струн. Одну прижимают на конкретном ладу, вторую оставляют свободной, их звучание должно быть унисонным.

Начинают настройку на слух с первой струны по камертону «ля», прижимают на 7-ом ладу (либо свободную настраивают по фортепианному «ре» 1-ой отавы). Далее настраивают с учетом повторяющихся интервалов. У малой терции определено 3 полутона, у большой – 4, у чистой кварты – 5. На грифе последующий лад по сравнению с предыдущим меняет высоту звука на полутон. То есть лад с прижатой струной указывает на число полутонов, изменяющих звучание свободной струны.

Тональность, оптимальная для игры на русской гитаре:

  • мажор – соль, до, ре;
  • минор – ми, ля, си, ре, соль, до.

Более сложные и менее комфортные по реализации тональности:

  • мажор – фа, си, си-бемоль, ля, ми, ми-бемоль;
  • минор – фа, фа-диез.

Прочие варианты применить сложно.

Разновидности

Производят 3 размерных варианта семиструнной русской гитары. Причем размер может влиять на выбор инструмента, ведь он определяет музыкальные свойства:

  • Большая гитара – стандарт. Длина рабочего отрезка струны – 65 см.
  • Терц-гитара – среднеразмерная. Длина 58 см. Настроена выше предыдущей на малую терцию. Поскольку инструмент транспонирующий, нота обозначается ниже на терцию аналогичной ноты стандартной гитары.
  • Кварт-гитара – малоразмерная. Струна 55 см. Настроена выше стандартной на чистую кварту.

Как играть на семиструнной гитаре

Начинающему гитаристу удобнее играть в сидячем положении. Положив инструмент на ногу, его верхнюю часть слегка уприте в грудь. Рабочую руку прижмите к передней расширенной поверхности барабана. Для устойчивости ногу, на которой лежит гитара, поставьте на низкий стульчик. Вторую ногу не поджимайте. Большой палец кладите на бас-струны. Три средних (мизинец не участвует) передвигайте к ладони. Большой сдвигайте навстречу им, не совмещая.

На первом этапе обучения технике игры на семиструнной гитаре работайте с открытыми струнами, это поможет научиться извлечению мелодии прохождением большого пальца по струнному ряду. Нерабочую руку на этом этапе не задействуйте.

Положите большой палец рабочей руки на 7-ю струну, чуть надавите на нее. Указательный – на 3-ю, средний – на 2-ю, безымянный – на 1-ю. Продвиньте большой палец вниз, на нижнюю струну, в то же время извлеките звуки остальными пальцами из соответствующих струн. Повторяйте действие, продвигая большой палец до 4-ой струны. Выполняйте упражнение до автоматизации навыка.

Источник

Гитара семиструнная советских времен

Настоящий АТЛАС предназначен для того, чтобы максимально упростить новичкам сайта процесс идентификации имеющихся у них электрогитар, произведённых в СССР, а старожилам облегчить навигацию по существующим на сайте и в МУZЕУМ’е материалам.

Для удобства все электрогитары сгруппированы по фабрикам и заводам, их производившим. Мы сочли излишним снабжать все инструменты подробными развёрнутыми описаниями, ограничившись лишь названием модели (поскольку многие из них носили по заводской номенклатуре повторяющиеся «оригинальные» имена типа БАС или РИТМ-СОЛО, в кавычках указаны сленговые названия, имеющие хождение среди коллекционеров), длиной мензуры, стоимостью в рублях СССР, приблизительным периодом производства и ориентировочным количеством выпущенных экземпляров. В случае если на сайте или в МУZЕУМ’е наличествует обзор инструмента, с ним можно ознакомиться, кликнув на изображение интересующей вас электрогитары.

Естественно, указанные сроки производства и тиражи во многих случаях обозначены достаточно приблизительно — в силу отсутствия оригинальной документации. В ряде случаев (гавайская гитара МЭФМИ, Луначарские «арктопы», МАРИИ, часть Борисовских инструментов) объёмы производства экстраполированы исходя из тиражей паспортов или этикеток, вклеивавшихся в гитары. По мере поступления новых данных, АТЛАС будет корректироваться и обновляться.

Обращаем внимание, что имеющиеся у вас инструменты могут несколько отличаться деталями от представленных на фото: помимо вполне вероятных изменений, внесённых в оригинальную конструкцию предыдущими владельцами, необходимо учитывать тот факт, что в разные периоды производства на фабриках и заводах менялся пластик из которых изготавливались пикгарды, а колки, датчики и ручки ставились исходя из того, что могли предложить смежники и т.д. Поэтому, при определении своей гитары, вам следует исходить в основном из формы корпуса, как наименее подверженного вмешательствам криворуких «улучшателей» элемента.

Помимо этого, игнорируя достоинства и недостатки данных гитар как собственно музыкальных инструментов, и исходя только из степени редкости той или иной модели, мы условно разделили их на три категории:

— категория А: инструменты, выпущенные исчезающе-малыми партиями или даже в единичных экземплярах, и представляющие большую коллекционную ценность;
— категория Б: инструменты, выпущенные сравнительно небольшими тиражами и безусловно востребованные;
— категория В: инструменты, выпущенные массовым тиражом и могущие представлять интерес в зависимости от состояния, комплектации и т.д.

Московская экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии / Московская Экспериментальная Фабрика Музыкальных Инструментов

Гавайская электрогитара арт. Б-6Р/420
Мензура: 580 мм
Цена в Советском Союзе: 55 руб.
Годы выпуска: 1956-1970
Тираж: ориентировочно 2000
Категория Б

Гитара адаптеризованная cемиструнная арт. Б-5Р/410
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 40 руб.
Годы выпуска: 1962-1972
Тираж: 2200
Категория Б

АЭЛИТА
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1971
Тираж: опытный образец
Категория А

АЛГИНА
Мензура: 610 мм
Годы выпуска: 1972
Тираж: опытный образец
Категория А

ЭЛГАВА Уника-2 арт. 412/412р
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 130 руб.
Годы выпуска: 1972-1981
Тираж: 10000
Категория Б

СУПЕРТОН
Мензура: 780 мм
Цена в Советском Союзе: 130 руб.
Годы выпуска: ориентировочно 1972
Тираж: опытный образец
Категория А

ЭЛГАВА-В арт. Н-7Р
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 131 руб.
Годы выпуска: 1974-1981
Тираж: 15000
Категория Б

РОДЕН арт. 423р
Мензура: 776 мм
Цена в Советском Союзе: 130 руб.
Годы выпуска: 1974-1981
Тираж: 15000
Категория Б

Ленинградская Фабрика народных (щипковых) музыкальных инструментов им. А.В. Луначарского
(Ленинградское производственное объединение по производству музыкальных инструментов)

Гитара адаптеризованная cемиструнная арт. В-21р/620
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 23 руб.
Годы выпуска: 1962-1972
Тираж: неизвестен
Категория А

Гитара адаптеризованная шести- и семиструнная, арт. 630
Мензура: 620 мм
Цена в Советском Союзе: 35 руб.
Годы выпуска: 1964-1976
Тираж: неизвестен
Категория А

РИТМ-СОЛО арт. 407 («Ленинградская ТОНИКА»)
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 130 руб.
Годы выпуска: 1969-1974
Тираж: ориентировочно 2000
Категория А

БАС («Ленинградская ТОНИКА-бас») арт. 408
Мензура: 760 мм
Цена в Советском Союзе: 130 руб.
Годы выпуска: 1969-1974
Тираж: ориентировочно 1000
Категория А

ЭЛЕКТРОГИТАРА ПОЛУАКУСТИЧЕСКАЯ арт. 409 («Арктоп»)
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 190 руб.
Годы выпуска: 1970-1975
Тираж: ориентировочно 7000
Категория Б

Гитара адаптеризованная шести- и семиструнная, арт. 413
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 27,75 руб.
Годы выпуска: 1972-1976
Тираж: неизвестен
Категория А

Гитара адаптеризованная шести- и семиструнная, арт. 417
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 33 руб.
Годы выпуска: 1975-1982
Тираж: неизвестен
Категория А

ЭЛЕКТРОГИТАРА ПОЛУАКУСТИЧЕСКАЯ арт. 419 («Арктоп пластмассовый»)
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 85 руб.
Годы выпуска: 1975-1976
Тираж: ориентировочно 5000
Категория Б

МАРИЯ Лидер арт. 424/424р
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 110 руб.
Годы выпуска: 1976-1984
Тираж: ориентировочно 11000
Категория В

МАРИЯ Ритм арт. 425/425р
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 114 руб.
Годы выпуска: 1976-1984
Тираж: ориентировочно 11000
Категория В

МАРИЯ Бас арт. 426/426р
Мензура: 760 мм
Цена в Советском Союзе: 125 руб.
Годы выпуска: 1976-1984
Тираж: ориентировочно 11000
Категория В

Комплект АДМИРАЛ
Три гитары (ритм, соло и басс)
Мензура: ритм и соло — 630 мм, басс — 864 мм
Год выпуска: 1980
Тираж: выставочный образец
Категория А

Ленинградский завод спортивных изделий / Ленинградский завод электромузыкальных инструментов / Арендный завод МУЗДЕТАЛЬ
(Ленинградское производственное объединение по производству музыкальных инструментов)

МАРИЯ Лидер арт. 424р/1С1-02950220
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 110 руб.
Годы выпуска: 1984-1993
Тираж: ориентировочно 15000
Категория В

МАРИЯ Ритм арт. 425р
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 114 руб.
Годы выпуска: 1984-1993
Тираж: ориентировочно 15000
Категория В

МАРИЯ Бас арт. 426р/1С3-02950220/2С3-02950220
Мензура: 760 мм
Цена в Советском Союзе: 125 руб.
Годы выпуска: 1984-1993
Тираж: ориентировочно 15000
Категория В

Модернизированный комплект МАРИЯ
Три гитары (ритм, соло и басс) на основе комплекта МАРИЯ
Год выпуска: 1983
Тираж: выставочный образец
Категория А

АК АДМИРАЛ
Мензура: 630 мм
Год выпуска: 1985
Тираж: 5
Категория А

АК АДМИРАЛ Бас
Мензура: 864 мм
Год выпуска: 1985
Тираж: 5
Категория А

СОЛО
Мензура: 645 мм
Годы выпуска: 1987
Тираж: 10
Категория А

БАС
Мензура: 860 мм
Цена в Советском Союзе: 250 руб.
Годы выпуска: 1987
Тираж: 10
Категория А

РИТМ
Мензура: 630 мм
Годы выпуска: 1987
Тираж: 10
Категория А

Ленинградский завод АККОРД

АККОРД Ритм
Мензура: 650
Цена в Советском Союзе: 125 руб.
Годы выпуска: 1970-1972
Тираж: ориентировочно 400
Категория А

АККОРД Бас
Мензура: 790 мм
Цена в Советском Союзе: 125 руб.
Годы выпуска: 1970-1972
Тираж: ориентировочно 400
Категория А

АККОРД Ритм («ES-335»)
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1972-1975
Тираж: ориентировочно 400
Категория А

АККОРД Соло («ES-335»)
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 205 руб.
Годы выпуска: 1972-1975
Тираж: ориентировочно 400
Категория А

АККОРД Басс («Hofner»)
Мензура: 790 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1972-1975
Тираж: ориентировочно 400
Категория А

АККОРД Басс («ES-335»)
Мензура: 790 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1972-1975
Тираж: ориентировочно 200
Категория А

АККОРД Скрипка
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1973-1975
Тираж: ориентировочно 100
Категория А

АККОРД Скрипка-басс
Мензура: 800 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1973-1975
Тираж: ориентировочно 300
Категория А

Свердловская фирма клавишных музыкальных инструментов УРАЛ

ТОНИКА ЭГС-650 арт. 406 (РТУ РСФСР 672-60)
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 220 руб.
Годы выпуска: 1969-1971
Тираж: 10000
Категория А

ТОНИКА ЭГС-650 арт. 406 (РСТ РСФСР 83-70)
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 220/180 руб.
Годы выпуска: 1971-1977
Тираж: 65000
Категория В

ТОНИКА ЭГБ-805 арт. 416
Мензура: 805 мм
Цена в Советском Союзе: 145 руб.
Годы выпуска: 1971-1977
Тираж: 10000
Категория Б

Электробалалайка ПРИМА ЭБ-445
Мензура: 445 мм
Годы выпуска: 1972-1975
Тираж: изготавливалась по заказам
Категория А

УРАЛ 650А арт. 422
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1975
Тираж: опытный образец
Категория А

УРАЛ 650А арт. 422
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1975-1977
Тираж: 15000
Категория А

УРАЛ 650 арт. 422
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1976-1980
Тираж: 58000
Категория Б

Электробалалайка БЕРЁЗКА ЭБ-445
Мензура: 445 мм
Годы выпуска: 1976-1980
Тираж: изготавливалась по заказам
Категория А

УРАЛ 510Г арт. 427
Мензура: 805 мм
Цена в Советском Союзе: 145 руб.
Годы выпуска: 1977-1980
Тираж: 13000
Категория Б

УРАЛ 510Л Н-36р/403р
Мензура: 805 мм
Цена в Советском Союзе: 130 руб.
Годы выпуска: 1980-1995
Тираж: 42000
Категория В

УРАЛ 650 арт. 422р
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1985-1995
Тираж: 28000
Категория В

ВОЛНА
Мензура: 650 мм
Встроенный эффект: фленджер
Год выпуска: 1981
Тираж: неизвестен
Категория А

Фабрика клавишных инструментов РОСТОВ-ДОН (МПО КАВКАЗ)

ТОНИКА ЭГС-650 арт. 406
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 180 руб.
Годы выпуска: 1970-1974
Тираж: 12000
Категория В

АЭЛИТА арт. 414
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 190 руб.
Годы выпуска: 1971-1986
Тираж: 45000
Категория В

БАС («Кавказ») арт. 416
Мензура: 805 мм
Цена в Советском Союзе: 145 руб.
Годы выпуска: 1975-1987
Тираж: 37000
Категория В

СТЕЛЛА арт. Н-2р/428Р
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 210/242 руб.
Годы выпуска: 1977-1993
Тираж: 35000
Категория В

АЭЛИТА-2 арт. 2151р
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 190 руб.
Годы выпуска: 1986-1993
Тираж: 20000
Категория В

БАС-2 арт. Н-166р/2452р/С-9
Мензура: 805 мм
Цена в Советском Союзе: 145 руб.
Годы выпуска: 1987-1995
Тираж: 17000
Категория В

БАС-3 арт. С-10
Мензура: 862 мм
Годы выпуска: 1992-1993
Тираж: неизвестен
Категория А

Ростовская-на-Дону баянная фабрика

АЭЛИТА ЭГС-650/510.Б.2. арт. 416/414
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 190 руб.
Годы выпуска: 1974-1980
Тираж: 6500
Категория В

ТОНИКА ЭГС-650/510.А.2. арт. 406
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 180 руб.
Годы выпуска: 1975-1981
Тираж: 25000
Категория В

ТОНИКА ЭГБ-805/510.Б.2. арт. 416
Мензура: 800 мм
Цена в Советском Союзе: 143/145 руб.
Годы выпуска: 1975-1981
Тираж: 25000
Категория В

ЭЛЕГИЯ 510.Д
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1981
Тираж: опытный образец
Категория А

Фабрика музыкальных инструментов ТЕРЕК г. Орджоникидзе (МПО КАВКАЗ)

ТОНИКА ЭГС-650 арт. 406
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 180 руб.
Годы выпуска: 1973-1978
Тираж: 4500
Категория В

АЭЛИТА арт. 414
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 190 руб.
Годы выпуска: 1975-1981
Тираж: 5500
Категория В

БАС («Терек») арт. 416
Мензура: 805 мм
Цена в Советском Союзе: 145 руб.
Годы выпуска: 1975-1981
Тираж: 3500
Категория В

Куйбышевская фабрика щипковых музыкальных инструментов

САМАРА арт. 410 (адаптеризованная шестиструнная и семиструнная акустика)
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 41 руб.
Годы выпуска: 1970-1982
Тираж: ориентировочно 10000
Категория Б

САМАРА «Ритм-соло»
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 240 руб.
Годы выпуска: 1974-1980
Тираж: изготавливалась по заказам
Категория А

САМАРА «Соло»
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 280 руб.
Годы выпуска: 1974-1980
Тираж: изготавливалась по заказам
Категория А

САМАРА «Бас»
Мензура: 760 мм
Цена в Советском Союзе: 240 руб.
Годы выпуска: 1974-1980
Тираж: изготавливалась по заказам
Категория А

САМАРА «Соло» (поздняя)
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1975-1980
Тираж: ориентировочно 100
Категория А

Куйбышевский (Самара) сталелитейный завод

ЭЛЕКТРОГИТАРА
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1972
Тираж: ориентировочно 100
Категория А

Ивановская фабрика музыкальных инструментов

ЭЛЕКТРОГИТАРА арт. 410 (адаптеризованная семиструнная акустика)
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 40 руб.
Годы выпуска: 1976-1986
Тираж: неизвестен
Категория Б

Новосибирский завод радиодеталей ОКСИД

ЭЛЕКТРОНИКА арт. 411
Мензура: 650 мм
Встроенный эффект: вибрато
Цена в Советском Союзе: 220 руб.
Год выпуска: 1971-1973
Тираж: ориентировочно 500
Категория А

Белорусское производственное объединение музыкальных инструментов г. Борисов

РИТМ-СОЛО арт. 212-БЛ («Футурама»)
Мензура: 580 мм
Цена в Советском Союзе: 130 руб.
Годы выпуска: 1974-1975
Тираж: ориентировочно 1600
Категория А

РИТМ-СОЛО арт. 212-БЛ («Футурама-2»)
Мензура: 580 мм
Цена в Советском Союзе: 130 руб.
Годы выпуска: 1975-1979
Тираж: ориентировочно 2500
Категория Б

БАС арт. 216-БЛ
Мензура: 800 мм
Цена в Советском Союзе: 160 руб.
Годы выпуска: 1975-1984
Тираж: ориентировочно 10000
Категория Б

РИТМ-СОЛО арт. 230-БЛ («Белорусская АЭЛИТА»)
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 180 руб.
Годы выпуска: 1975-1982
Тираж: ориентировочно 7000
Категория В

ФОРМАНТА арт. 241-БЛ
Мензура: 650 мм
Встроенный эффект: фузз
Цена в Советском Союзе: 230 руб.
Годы выпуска: 1978-1986
Тираж: ориентировочно 6000
Категория В

БАС-I арт. 253-БЛ
Мензура: 800 мм
Встроенный эффект: фузз, глиссандо
Цена в Советском Союзе: 180 руб.
Годы выпуска: 1984-1993
Тираж: ориентировочно 8000
Категория В

СОЛО-II арт. 254-БЛ
Мензура: 650 мм
Встроенный эффект: фузз и фейзер
Цена в Советском Союзе: 230 руб.
Годы выпуска: 1984-1997
Тираж: ориентировочно 11000
Категория В

СОЛО-II «Форманта» арт. 262-БЛ
Мензура: 650 мм
Встроенный эффект: фузз
Цена в Советском Союзе: 230 руб.
Годы выпуска: 1985-1997
Тираж: ориентировочно 10000
Категория В

БЕЛАРУСЬ Бас
Мензура: 863 мм
Годы выпуска: 1993-1997
Тираж: ориентировочно 1500
Категория А

Минский завод ТРАНЗИСТОР

ТУРИСТ-1
Мензура: 648 мм
Цена в Советском Союзе: 85 руб.
Встроенный усилитель с динамиками
Годы выпуска: ориентировочно 1974-1976
Тираж: 1500
Категория А

Львовская опытно-экспериментальная фабрика народных инструментов

ЭСТРАДА (адаптеризованная шестиструнная и семиструнная акустика)
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 60 руб.
Годы выпуска: 1971-1986
Тираж: неизвестен
Категория Б

ЛЬВIВ Ритм арт. 077/170-у
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1971-1986
Тираж: неизвестен
Категория Б

ЛЬВIВ Бас арт. 077/168-у
Мензура: 830 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1971-1986
Тираж: неизвестен
Категория Б

ЛЬВIВ солидбоди
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: неизвестна
Годы выпуска: 1972-1977
Тираж: изготавливалась по заказам
Категория А

Одесская фабрика музыкальных инструментов

РИТМ-СОЛО
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1972
Тираж: неизвестен
Категория А

БАС
Мензура: 800 мм
Цена в Советском Союзе: 170 руб.
Годы выпуска: ориентировочно 1972
Тираж: неизвестен
Категория А

РИТМ-СОЛО арт. 077-174 У
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1972-1986
Тираж: около 5000
Категория Б

БАС арт. 077-204 У
Мензура: 800 мм
Цена в Советском Союзе: 170 руб.
Годы выпуска: 1973-1986
Тираж: около 5000
Категория Б

Филиал завода ЭЛЬТА г. Свердловск Ворошиловградской обл.

СОЛО-РИТМ ЭГСР-650 (три датчика) арт. 077/171
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 180 руб.
Годы выпуска: 1972-1975
Тираж: ориентировочно 1000
Категория А

СОЛО-РИТМ ЭГС-650 (два датчика)
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 180 руб.
Годы выпуска: 1975-1977
Тираж: ориентировочно 1000
Категория А

ЭГБ-760
Мензура: 770 мм
Цена в Советском Союзе: 170 руб.
Годы выпуска: 1975-1984
Тираж: ориентировочно 2000
Категория А

СОЛО-РИТМ (три датчика) арт. 077/167-У
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 180 руб.
Годы выпуска: 1977-1984
Тираж: ориентировочно 2000
Категория А

Черниговская фабрика музыкальных инструментов им. П.Постышева

РИТМ-СОЛО (с тремоло)
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1971-1977
Тираж: ориентировочно 1500
Категория А

РИТМ-СОЛО
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1974-1977
Тираж:ориентировочно 2500
Категория А

БАС
Мензура: 760 мм
Годы выпуска: 1974-1977
Тираж: ориентировочно 2000
Категория А

Ереванская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов

КРУНК «Ураган»
Мензура: 650 мм
Год выпуска: ориентировочно 1969
Тираж: неизвестен
Категория А

КРУНК «Ани»
Мензура: 650 мм
Год выпуска: 1970-1972
Тираж: ориентировочно 1500
Категория А

КРУНК
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1971-1983
Тираж: 12000
Категория Б

КРУНК-50 арт. 077-38 АР/077-62 АР
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 180/145 руб.
Годы выпуска: 1971-1983
Тираж: 12000
Категория Б

АНИ
Мензура: 800 мм
Годы выпуска: 1972-1981
Тираж: 9000
Категория Б

ЭЛЕКТРОМАНДОЛИНА
Мензура: 350 мм
годы выпуска: 1973-1983
Тираж: 3000
Категория А

КРУНК-Мини
Мензура: 485 мм
Год выпуска: 1973-1983
Тираж: ориентировочно 400
Категория А

КРУНК-75
Мензура: 800 мм
Годы выпуска: 1975-1983
Тираж: 9000
Категория Б

КРУНК 12-тиструнный арт. 65 АР
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 200 руб.
Встроенный эффект: фузз
Годы выпуска: 1977-1983
Тираж: ориентировочно 1200
Категория А

КРУНК «Аэлита»
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1979-1980
Тираж: 500
Категория А

ДВУХГРИФОВЫЙ
Мензура гитарная: 650 мм
Мензура басовая: 800 мм
Годы выпуска: 1981-1983
Тираж: 1200
Категория А

Рижский «750 завод технических средств пропаганды» / «750 завод звуковой аппаратуры»

ГОНГ
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: в розничную продажу не поступал, распространялся по в/ч
Годы выпуска: ориентировочно 1978-1982
Тираж: неизвестен
Категория А

ГОНГ Бас
Мензура: 760 мм
Цена в Советском Союзе: в розничную продажу не поступал, распространялся по в/ч
Годы выпуска: ориентировочно 1978-1982
Тираж: неизвестен
Категория А

ГОНГ «Star-VII»
Мензура: 580 мм
Цена в Советском Союзе: в розничную продажу не поступал, распространялся по в/ч
Годы выпуска: ориентировочно 1978-1982
Тираж: неизвестен
Категория А

ГОНГ «Les Paul»
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: в розничную продажу не поступал, распространялся по в/ч
Годы выпуска: ориентировочно 1978-1982
Тираж: неизвестен
Категория А

ГОНГ Бас «Ягуар»
Мензура: 760 мм
Цена в Советском Союзе: в розничную продажу не поступал, распространялся по в/ч
Годы выпуска: ориентировочно 1978-1982
Тираж: неизвестен
Категория А

Таллинский комбинат бытового обслуживания «ÜHENDUS»

ÜHENDUS
Мензура: 620 мм
Цена в Советском Союзе: неизвестно
Годы выпуска: ориентировочно 1964-1970
Тираж: неизвестен
Категория А

ÜHENDUS Бас
Мензура: 724 мм
Цена в Советском Союзе: неизвестно
Годы выпуска: ориентировочно 1964-1970
Тираж: неизвестен
Категория А

ÜHENDUS Электромандолина
Мензура: 350 мм
Цена в Советском Союзе: неизвестно
Годы выпуска: ориентировочно 1964-1970
Тираж: неизвестен
Категория А

ÜHENDUS Электромандола
Мензура: 620 мм
Цена в Советском Союзе: неизвестно
Годы выпуска: ориентировочно 1964-1970
Тираж: неизвестен
Категория А

и это. я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться — сначала отправьте СМС, мол, «я такой-то и такой-то».

Наверх


Зарегистрирован: 04.06.2007, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 23226 И ещё пара слов о дальнейшем развитии АТЛАСА.

Безусловно, в силу достаточной зыбкости почвы, по которой мы с вами ступаем, опираясь на УРАЛовские грифы, многие задекларированные в АТЛАСЕ данные могут вызвать определённые возражения у части активных участников форума. Повторюсь – АТЛАС не является застывшей догмой и будет корректироваться по мере поступления дополнительной информации. Для ведения неизбежных диспутов существует тема Собираем материалы для МАЛОГО ОПРЕДЕЛИТЕЛЯ СОВЕТСКИХ ГИТАР. Полемизируем и делимся с коллегами своими новыми открытиями там.

Единственная просьба: в качестве доводов и доказательств своих заявлений не использовать аргументы типа «знакомый брата моего тестя как-то говорил, что на нашем Верхненижненском молокозаводе тоже делали электрогитары, ему отец рассказывал» или «у меня в 1963 году была ТОНИКА, только другой формы» – давайте подкреплять свои заявления хотя бы какими-то документальными свидетельствами.

Источник

Читайте также:  Грустная принцесса коровицын ноты для фортепиано
Оцените статью