Гитара синхронизация с гитарой

Как составить программу обучения на гитаре для самоучки

Несомненно, лучше, когда программу обучения на гитаре выдал и корректирует по ходу опытный педагог. Но что делать самоучке, да ещё новичку?

Чтобы самому составить программу, необходимо:

  • Разобраться в этапах обучения игре на гитаре.
  • Подобрать соответствующие упражнения, этюды и пьесы.

Сразу следует обратить внимание на второй пункт. Учебный репертуар должен содержать не что-то из списка, а всё вместе. То есть и упражнения и этюды и пьесы. Дело в том, что упражнения и этюды предназначены для отработки какого-то конкретного технического приёма. А пьесы нужны, чтобы научиться сочетать множество технических приёмов игры на гитаре между собой. То есть нельзя играть только этюды или только пьесы.

Общий принцип организации учебного репертуара получается таким. Этюд или даже несколько на определённый приём. За ними пьеса, в которой свежий отработанный приём сочетается с ранее изученными техниками. Затем новая серия этюдов и новая пьеса, подобранная по принципу предыдущей. И так далее.

В идеале пьесы должны соответствовать уровню подготовки гитариста, но носить разный характер. Очень важно научиться применять технические приёмы в разных сочетаниях, стилях, ритмах и темпах.

Читайте также:  Во грув счастье есть пианино

Кроме того, параллельное изучение произведений разного характера сильно способствует развитию музыкальной памяти начинающего гитариста. Это касается и общего погружения в музыкальную фактуру и банального запоминания нот. Не только на бумаге, но и их расположения на грифе гитары, что, согласитесь, немаловажно.

Этапы обучения игре на гитаре

Изложенные ниже общие принципы составления учебной программы подойдут для любого типа гитары. Что касается подборки репертуара, то здесь я буду опираться на произведения для классической гитары. Почему я считаю, что начинать серьёзное обучение игре на гитаре следует именно с этого варианта? Это тема отдельного разговора. И сам я учусь играть именно на ней. Вы, естественно, вольны идти любым другим путём. Цель же этой статьи — помочь начинающим гитаристам самоучкам направить ход их мыслей в нужное русло.

В теме об учебном плане, мы не будем касаться вопросов положения рук и посадки гитариста. А так же упражнений для развития чувства ритма. Речь пойдёт именно о музыкальном репертуаре.

Постановка правой руки

Многие начинающие гитаристы, особенно самоучки, ошибочно полагают, что главная рука — левая. Именно от неё зависит попадание в ноты, возможность взять сложный аккорд и конечная скорость игры. К ней прикован взгляд любого гитариста, который ещё не выучил расположение нот на грифе гитары. Как правило, правая рука остаётся вообще без внимания. Ведь её задача — просто дёргать струны, что сложного?

В результате страдает самое главное в музыке — качественный звук, динамика и ритм. Потому что именно правая рука «просто дёргает струны». А не делает это как надо и вовремя. Открою, как выясняется, не очевидный для многих секрет. Никто не придаст значения паре фальшивых нот, когда произведение сыграно ровно и с динамическими оттенками. Но если ритм и темп плавают, а струны неприятно звенят, такую музыку слушать не будут. Даже при идеальном попадании в ноты.

Опытный педагог учит не останавливаться на ошибке во время исполнения, а продолжать играть дальше. Что инстинктивно делает любой неопытный ученик, допустив ошибку? Останавливается и начинает пытаться сыграть сбойное место правильно. Часто даже несколько раз, пока не получится. Пытаясь доказать, что может сыграть без ошибки, он как раз акцентирует на ней всеобщее внимание. Просто потому, что никто не объяснил ему настоящую роль правой руки в исполнении гитарной музыки. За пониманием этой роли кроется фундаментальное понимание красивой музыки и исполнительского мастерства вообще.

Игра на открытых струнах

Очевидно, что на этом этапе обучение следует начинать с упражнений на открытых струнах. Подходящий репертуар есть в пособии Сергея Марышева «Стань виртуозом. Путешествие по стране гитары для всех начинающих». В разделе, который так и называется «Только правая рука», содержатся 17 упражнений для разных пальцев.

Сергей Марышев. Стань виртуозом.

Также из 17 замечательных упражнений для правой руки на открытых струнах состоит раздел другого пособия. Маргарита Александрова «Гитара шаг за шагом. Выпуск 1». Раздел называется «Часть I. Играю правой рукой».

Маргарита Александрова. Гитара шаг за шагом. Выпуск 1.

Сюда же можно отнести пьесы Юрия Зырянова «Четыре друга», «В стиле рок», «Как на арфе». Найти их можно в хрестоматии гитариста 1-5 классов ДМШ «Рандеву с гитарой».

Юрий Зырянов. Рандеву с гитарой.

Эти сборники хорошо бы скомбинировать. Потому что у Сергея Марышева упор делается скорее на параллельное освоение простых ритмических рисунков. Материал рассчитан на проработку отдельных пальцев и предусматривает лёгкие дуэты с педагогом, если таковой есть. Маргарита Александрова быстро переходит к арпеджио (переборам), в которых задействованы большинство пальцев правой руки. И то и другое крайне полезно для правильного начала обучения игре на гитаре.

Синхронизация правой и левой рук

Самая распространённая проблема начинающих гитаристов на этом этапе — характерное отрывистое звучание нот. Чтобы понять, о чём речь, попробуйте говорить слова отдельно по буквам. Так же некрасиво звучит и отрывистая музыка. Однако новички этого просто не слышат, их внимание полностью поглощено попаданием в ноты.

Совместную работу правой и левой рук начинают осваивать с самых простых одноголосных мелодий. Левая рука при этом не должна зажимать аккорд, то есть несколько струн одновременно. Очень важно здесь не гнать, а вдумчиво слушать каждый звук. Вы повторяете путь от простых ритмических рисунков с отдельными нотами к арпеджио и аккордам. Но уже в более сложном варианте, к которому вы основательно подготовились на предыдущем этапе.

При работе с одноголосными упражнениями следует закрепить применение приёма звукоизвлечения с опорой пальца на струну. Хотя апояндо в гитарной музыке не является основным приёмом звукоизвлечения, начинать лучше именно с него. Потому что он проще в освоении. Но самое главное — позволяет изначально правильно поставить кисть правой руки. Это снижает риск практически поголовной привычки начинающих гитаристов играть с выворотом кисти в сторону мизинца.

Не мудрствуя лукаво, снова сошлюсь на уже упомянутые выше пособия. «Стань виртуозом» — Раздел II — Взаимодействие правой и левой рук. «Гитара шаг за шагом» — Часть II — Играю двумя руками. И добавлю ещё один сборник Галины Кауриной. Называется он «Шаг за шагом. Лёгкие мелодии и ансамбли для начинающих гитаристов. Часть I».

Галина Каурина. Шаг за шагом. Часть I.

Первые пьесы в репертуаре гитариста

Здесь самое время вспомнить о необходимости подкреплять этюды пьесами. Делать это можно сразу двумя путями, причём одновременно. Часть пьес разучивать в целях отработки навыков владения инструментом и развития музыкальной памяти. И часть пьес однократно разбирать с листа, не разучивая их. Таким образом, происходит, во-первых, запоминание расположения нот на грифе гитары. И, во-вторых, — развитие навыков работы с нотным текстом.

Для этого продолжаем играть пьесы в обработке Юрия Зырянова из хрестоматии «Рандеву с гитарой». А также подключаем сборник Людмилы Ивановой «Пьесы для начинающих. Маленькому гитаристу».

Людмила Иванова. Пьесы для начинающих.

На данный момент при выборе пьес упор делаем на одноголосные произведения. Потому что полифония, даже в виде простого двухголосия — это отдельная тема для серьёзного изучения.

Тирандо, арпеджио и аккорды

Следующий этап — овладение приёмом звукоизвлечения без опоры пальца на соседнюю струну — тирандо. Это основной приём в классической пальцевой технике игры на гитаре. Надеюсь, что к этому моменту вы уже выработали правильную постановку кисти правой руки. Если нет, то извлекаемый вами звук будет резким, отрывистым и некрасивым. Это тем более важно, так как мы вплотную приблизились к такому понятию, как полифония. Или другим словом — многоголосию.

В классической технике тирандо исполняются арпеджио и аккорды. Мы продолжаем играть упражнения из сборника «Стань виртуозом» — Раздел III — Звукоизвлечение и арпеджио. И разумеется «Гитара шаг за шагом» — Часть III — Играю аккорды.

Новым на этом этапе будет то, что теперь пальцы левой руки одновременно зажимает несколько струн. В то время как пальцы правой руки одновременно несколько струн дёргают. То есть настала пора отработать взаимодействие не только рук, но и нескольких пальцев на них.

Кроме того в этих упражнениях совмещаются приёмы апояндо и тирандо. Большой палец играет басы с опорой, за исключением случаев, когда опорная струна тоже задействована. Остальные пальцы играют без опоры всегда.

Для этой цели как нельзя лучше подходит пособие Абеля Карлеваро. Нам нужна «Учебная серия об игре на гитаре. Тетрадь 2. Техника правой руки».

Абель Карлеваро. Техника правой руки.

Эта тетрадь содержит упражнения на совместные действия большого и всех остальных пальцев. Для начала в виде простых арпеджио, с дальнейшим добавлением ритмических вариаций.

Проверка на стойкость

Предложенные упражнения не только очень полезны, но и весьма сложны физически. Не говоря уже про изрядную нудность с точки зрения неопытного ученика. Вполне вероятно, что поначалу сыграть целый раздел полностью окажется не по силам.

Однако в этом случае важны регулярность и усердие, а не работа на износ. И уж тем более — не спешка. Если пальцы левой руки начинают болеть задолго до конца упражнения, просто сократите его. Например, играйте не на все 11 позиций, а, скажем, с 3-го по 8-й лады. И постепенно расширяйте диапазон до полного. Но делать это надо вдумчиво и качественно.

Здесь важно не совершить очень частую ошибку. Многие новички начинают играть быстрее, чтобы рука не успела устать. В результате нет наработки навыка, страдает качество звука, а плохая привычка становится стойкой. Не трудно догадаться, что всё это сильно отдаляет цель научиться играть на гитаре.

Сыграть всё за раз — это тешить своё самолюбие и нетерпение. Лично я сразу знал, что торопиться не надо. Но глубокое понимание правильности такого подхода пришло ко мне только на этом этапе. До того я регулярно срывался на «побыстрее».

Учебный репертуар гитариста

В этой статье я поделился собственным опытом составления программы обучения на гитаре для самоучки. Приведённого материала хватит минимум на год усердных и вдумчивых занятий. Если вы прошли всё за 3 месяца, занимаясь дважды в неделю по полчаса — серьёзно задумайтесь.

Кстати, о том, как и надо ли проходить всё. Классическая программа ДМШ исходит из 8-10 разнохарактерных пьес в год. Естественно, для каждого класса — свой уровень сложности. При нынешней нагрузке в общей средней школе музыкалки вынуждены снижать количество до 5-6 в год. Однако порядок цифр понятен.

Чтобы самостоятельно определять, что из набора пособий играть, а что пропускать, нужен опыт. Он у вас обязательно появится со временем. До тех пор вы можете опираться на предложенный мной вариант. Я не просто так обозначил этапы обучения в качестве скелета. На него любой гитарист самоучка сможет нарастить свой репертуар.

Если совсем тяжко, берите любой сборник и играйте только по нему. Так вы хотя бы избежите каши в голове. Наоборот, если чувствуете силы, добавьте сами пьесы и этюды из любых других пособий. Просто имейте в виду, что многие из них требуют большего участия педагога, чем упомянутые мной.

Тема учебного репертуара даже на год слишком обширна для одной статьи. Естественно я не затронул программы на несколько лет обучения. А также нотную грамоту и даже гаммы в разных аппликатурах. Но теперь у вас достаточно информации, чтобы планировать каждый урок, а не тратить время попусту.

Добавить комментарий Отменить ответ

Гитара по-взрослому для самоучек

С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.

Источник

Перевод курса гитариста Tom Hess «Развитие скоростной игры». Часть 2 — Артикуляция и синхронизация.

Часть 2 — Артикуляция и синхронизация.

«Добро пожаловать во второй урок мини-курса развития гитарной скорости.

В прошлом занятии я продемонстрировал Вам музыкальную фразу, которая является замечательным упражнением для Вашей медиаторной техники. Мы будем использовать ее как основное упражнение на протяжении всего курса. После того, как Вы выучили ее, удостоверьтесь, что не забыли записать максимальную скорость, с которой Вы можете ее сыграть. Это нужно для контроля Вашего прогресса в будущем.

Перед тем как мы поговорим о различных стратегиях увеличения скорости, я хочу подробнее рассказать о двух наиболее важных (и чаще всего игнорируемых) факторах, которые определяют Вас не просто как человека играющего на гитаре, а как гитариста, у которого игра на гитаре ЗВУЧИТ ХОРОШО. Они помогут вам успешно прогрессировать в своих тренировках.

Этими факторами являются артикуляция и синхронизация.

Большинство гитаристов делают ошибку, когда пытаются просто двигать свои руки быстрее, практикуя скоростные упражнения. Суть в том, что способность играть быстро не является следствием только лишь быстрых движений рук или пальцев. Гитарная скорость и быстрая медиаторная техника, в первую очередь, являются результатом жесткой и четкой артикуляции, и безупречной и ненапряжной синхронизации обеих рук.

Итак, давайте получше разберемся с этими понятиями.

Артикуляция – этот термин обозначает способность извлекать медиатором звуки четко и различимо. Другими словами, каждая нота должна звучать так, что бы слушающий был в состоянии определить, когда начинается и заканчивается звук ноты, независимо от того, с какой скоростью Вы играете. У большинства гитаристов артикуляция начинает страдать при увеличении скорости, поэтому очень важно развивать в себе способность поддерживать жесткую и четкую артикуляцию на любых темпах.

Синхронизация рук – способность зажимать ноту и делать удар по струне в одно и то же время. Если происходит несогласованность в движении рук, то звучание будет грязным, а поддерживать скорость станет тяжело. Результатом безупречной синхронизации является высокая скорость игры.

Когда я обучаю своих учеников технике и скорости, я специально разрабатываю для них скоростные упражнения, которые эффективно развивают приведенные выше аспекты игры. Упражнения подбираются индивидуально и в зависимости от их текущего уровня игры и прогресса. В данном уроке я продемонстрирую Вам несколько упражнений, которые помогут вам прогрессировать независимо от Вашего текущего уровня.

Я хочу, что бы Вы пользовались следующими инструкциями, практикуя упражнение из первого урока. Два этих метода тренировок помогут Вам значительно усовершенствовать артикуляцию и синхронизацию, и, как результат – скорость игры.
Для начала мы разберемся с артикуляцией.

В течение следующих двух дней практикуйте фразу из первого урока следующим образом:

Начинайте играть ЭКСТРЕМАЛЬНО медленно (например, четвертными нотами в темпе 80-100) и фокусируйтесь на максимально сильном ударе по струнам. Самая важный момент – играть каждую ноту настолько сильно, насколько это возможно. Ваша цель – научиться играть максимально громко не заботясь о скоростном ритме. Суть в том, что если Вы на данном этапе будете извлекать ноты громко и без проблем, то при обычной игре сложностей с артикуляцией не возникнет.

При этом удостоверьтесь, что Ваша левая рука остается расслабленной и не прилагает больше усилий, чем при обычной игре.

После того, как Вы сыграете фразу несколько раз (около трех) на медленной скорости, ДЕЛАЯ УДАРЫ ПО СТРУНАМ МАКСИМАЛЬНО СИЛЬНЫМИ, вы должны задолбить все это один раз на Вашей максимальной скорости.

Тренируйтесь в таком ритме примерно 10-15 минут.

Теперь поговорим о синхронизации.

Практикуя фразу из первого урока, или любое другое упражнение, Вы должны совершать удары по струнам и зажимать ноты ТОЧНО в одно и то же время. Самая распространенная проблема – это когда одна рука не успевает за другой. Это приводит к развитию небрежной медиаторной техники. От этой проблемы легко избавиться на медленных темпах, но Вы ни в коем случае не должны пренебрегать синхронизацией при увеличении скорости.

Контролируйте синхронизацию при выполнении упражнения, которое было описано выше.

Конечно, эти упражнения нужно выполнять более двух дней, чтобы получить от них максимальную пользу. Однако, после двух дней занятий Вы должны почувствовать, что играть на максимальной скорости становится легче.

В следующем уроке я расскажу Вам еще о нескольких очень эффективных методах игры под метроном, которые помогут Вам постепенно увеличивать скорость игры.

Хотя, в этом курсе мы уделяем много времени развитию скорости, крайне важно помнить, что главная цель –
не просто играть быстро, а играть качественную и экспрессивную музыку. Скорость является только одним из многих инструментов музыканта, с помощью которых можно достичь этой цели. Поэтому, уделяйте время и другим важным музыкальным навыкам. Если Вам нужна помощь в этом, посмотрите мое видео об уроках гитары онлайн .

Дубликаты не найдены

Ответ на пост «Мама, купи мне гитару!»

С детства была тяга к музыке.
На даче была гитара старая, семиструнная. С 3 до 6 лет из рук ее не выпускал, делал вид, что играю, но, естественно, ничего не выходило. Когда Бабушка сказала родителям, что «у ребёнка явно предрасположенность есть к музыке, отдайте в музыкалку на гитару, вон он из рук её не выпускает!».
На это мама ответила, что «ему медведь на ухо наступил, пускай лучше спортом займётся». Я уже молчу про то, что все смеялись, когда пытался петь, криво-косо, но все равно.
Этим всем мне отбили желание заниматься музыкой.
Лет в 16-17, занесло в вожатскую школу. Ну а какой вожатый без гитары?
Месяца два выпрашивал гитару, хоть самую дешёвую, хоть б/у, хоть какую. Родители смирились: дали мне 2к и отправили в магазин. Денег хватило на самую ущербную гитару, даже на чехол и тюнер осталось.
4 месяца я гитару из рук не выпускал, сточил пальцы раза 3, учился петь, наделал кучу ошибок.
Спустя год мне, на тот момент девушка, сейчас жена, дарит гитару хорошего качества.
И тут я понимаю, что все, что играл на старой — фигня, вот оно как должно звучать, оказывается.
Так я и играл и пел, подучивал друзей, ибо уровень игры подрос.
Потом нелегкая меня занесла в образование. Спустя пару лет работы в одной из школ нужны были педагоги для кружка, не могли никого найти. Знакомые посоветовали попробовать преподавать гитару.
Но музыкального образования у меня не было — самоучка, но по-приколу написал программу обучения и отправил в школу без задней мысли.
И вот уже 5 лет преподаю гитару.
С прошлого года ещё и репетитор (опять же друг уговорил создать анкету на сайте репетиторов) учеников много. Прошлым летом выжил только засчет репетиторства (менял работу).
Да, я преподаю базовый уровень и игру только по аккордам и табам, но сейчас больше 100 учеников хорошо играет на гитаре, где-то 20 человек создали свои группы (понятно, что детские и ещё позакрываются, но тут сам посыл и мотивация), двое учатся в музыкалке.

Мне же, на недавний день рождени подарили цифровое фортепиано и я учусь играть на нем (мечтал когда-то) и, наконец-то, учу ноты.
Не закрывайте детям дорогу в ту область, в которой им хочется развиваться. Даже если и забросит, он попробовал.
Ну а для меня это вообще стало работой.

Почему не у всех желающих получается научиться играть на гитаре? А хотят многие.

Гитара очень популярна в наше время. Из всех музыкальных инструментов на любительском уровне люди стремятся научиться играть именно на ней. Она удобна для перемещений, достаточно легкая, звук гитары тихий, (по сравнению с аккордеоном, к примеру) подходит для музицирования в коммунальных домах, при этом тембр инструмента очень приятный. Используется гитара как для аккомпанемента голосу, так и как солирующий инструмент. Когда слушаешь исполнение песни или пьесы в кругу друзей, возникает иллюзия, что играть на гитаре — это просто и удобно. И многие хотят так же, приобретают гитару, записываются на уроки или пытаются разобраться самостоятельно.

При таком поверхностном подходе, скорее всего, интерес к игре на гитаре постепенно угаснет. Гитара — это достаточно сложный музыкальный инструмент. Бытует мнение, что в чем-то он даже сложнее скрипки, так как на скрипке играют смычком, а на гитаре необходимо развивать моторику правой руки, на скрипке удобнее тянуть звук, а на гитаре после щипка он достаточно быстро затухает.

Можно сказать, что предвзятое отношение к гитаре и желание получить быстро хороший результат портят общий настрой на систематические занятия.

Следующая проблема, с которой лично я сталкиваюсь в процессе преподавательской деятельности, — это плохое представление учениками (в том числе и взрослыми), что именно они хотят, и что для этого нужно уметь. Есть, конечно, те, кто осознает необходимость комплексного подхода: приобретение не только навыков игры, но и изучение теории, нот, сольфеджио. Здесь, естественно, будет прогресс.

Но есть люди, которые тупо хотят сыграть какую-нибудь песню. И, дай бог, чтобы они смогли проинтонировать саму мелодию голосом корректно! А бывает, что не могут, и это нормально, потому что нужно развивать слух, ставить голос, этому тоже учат, но это все занимает время! Аккомпанемент к песне выучить можно, толком не понимая, что ты играешь, но важно знать, что аккомпанемент играется в своем ритме, а у мелодии — абсолютно другой, и мелодическая интонация отличается от аккордов. Нужно суметь запеть в той же тональности, в которой играешь, и это сложно для координации! Особенно, если никогда этим не занимался. Да, есть люди, у которых от природы абсолютный слух, хорошее чувство ритма и с координацией все в порядке. Таким покажешь — и они повторят. И все довольны. Но что делать другим? Все возможно, если адекватно оцениваешь свои способности и четко представляешь, с какими сложностями, возможно, придется столкнуться. Но это точно не сверхпросто, быстро и за 3 урока)

Еще встречаются ученики (подростки), которые петь не хотят, не любят, стесняются, но зачем-то их обучают играть аккорды боем, при этом в классе им мелодию поет учитель, а дома они отрабатывают аккомпанемент песни. Нот и длительностей они не знают, и считают, что это лишнее. Я лично не понимаю, зачем такому учиться, потому что вряд ли кто-то другой сможет спеть этому ученику мелодию так же, как тот учитель. И сам ученик, к сожалению, не сможет сыграть в ансамбле с другим певцом, так как метроритм ему никто не объяснял. Играет он аккомпанемент не ритмично и не четко. И красивого законченного исполнения, увы, не получается.

И еще один важный момент. Играть на гитаре, особенно в начале обучения, очень дискомфортно. Это и неестественная посадка с инструментом, и мозоли на пальцах левой руки, и сами пальцы от боли отваливаются))) Здесь важно себя пересилить и понять, что чем больше вы занимаетесь, тем быстрее этот этап закончится.

В общем, уметь играть на гитаре, безусловно, круто и модно. Научиться этому навыку можно и нужно. Только нужно четко понимать, что это такой же полноценный инструмент, как баян, клавесин или виолончель. И настрой на занятия должен быть соответствующий. Тогда все получится!

Спасибо всем за просмотр статьи!! Пишите в комментариях, кто учился играть на гитаре, но бросил и почему, очень интересно.

Источник

Оцените статью