Гитара собор парижской богоматери

Тайны и легенды, связанные с собором Нотр-Дам де Пари

У каждого уважаемого исторического памятника есть свои легенды и тайны, которые пробуждают и подогревают к нему интерес туристов. Есть такие тайны и у всемирно известного символа Франции — собора Нотр Дам де Пари.

Собор Парижской Богоматери, или Нотр Дам де Пари — за время своего существования стал одним из символов Франции. Это, пожалуй, самый узнаваемый образец готической архитектуры. Его облик знаком практически каждому, как и его название, ведь собор увековечен во множестве произведений искусства. Храм пережил многочисленные войны и пожары, последний из которых случился 15 апреля 2019 года.

Этот день стал величайшей трагедией не только для французов, но и для всей мировой общественности (об этом можно почитать в моей статье » Воры атаковали Собор Нотр-Дам») .

Случившийся пожар с новой силой привлек внимание к собору, его истории, и, конечно же, мистическим легендам, связанным с ним. Давайте сегодня об этом поговорим.

Строительство собора началось в Средние века (1163 год), время, когда люди верили в магию и сверхъестественные силы. Сам собор, по задумке архитекторов, должен был отражать сложную структуру человеческой души. Поэтому фасады здания окружены человеческими фигурами, отражающими различное состояние человека. Одни из фигур насмешливы, другие задумчивы и погружены в себя, третьи отрешенно смотрят вдаль. Наверное, при желании, можно установить личность каждой фигуры, изображенной на фасаде. Эти фигуры — одни из символов Нотр Дам.

Читайте также:  Фридрих кулау сонатина ноты для

Другим символом собора являются горгульи и химеры, которые оберегают Нотр Дам. Они воплощают в себе демоническое начало.

В Средневековье люди верили в то, что каждый входящий в храм должен оставить за порогом все зло, живущее в его душе. Это приведет к очищению души и торжеству добродетели. Поэтому горгульи и химеры, как бы предупреждали входящих: оставь зло за порогом.

Существует легенда об одиноком звонаре Квазимодо, увидевшем в одной из скульптур собора родственную душу, и общался с ней. Этот человек стал прототипом героя романа Виктора Гюго.

Легенда о горбуне Квазимодо нашла свое подтверждение в архивных документах. В 2010 году английский исследователь Адриан Глоу нашел записи о том, что человек, напоминавший Квазимодо, занимался реставрацией собора после революции. Днем он помогал реставраторам, а вечерами поднимался на колокольню и звонил в колокола.

Колокола Нотр Дам — тоже своего рода легенда. Каждый из десяти колоколов имеет свое имя. Так, самый большой колокол — «Эммануэль», по преданиям привлекает своим звоном счастье. И построены колокола были из золотых и серебряных украшений парижанок, которые, по легенде, бросили их в расплавленную бронзу.

Существует еще одна легенда, связанная с подземельем в соборе. Она гласит, что в подземелье ведут три двери. Открыв первую, можно увидеть покаяние порочных жриц, вторая открывает проход к сокровищам, спрятанным во время строительства храма, а за третьей скрывается помещение, где обитает старик Немей — пленник подземелья. Немей ждет, когда его борода вырастет до такой степени, чтобы он смог ею зацепиться за химер, и выбраться из заточения.

Тайное послание для потомков оставил церковный служитель, философ, теолог и алхимик Средневековья Гийом Овернский. Он попросил украсить строящийся собор странными барельефами, по своим эскизам. Каждая из изображенных фигур должна была символизировать одну из стадий изготовления эликсира бессмертия. В то время (в 1220 году) епископа посчитали сумасшедшим, ведь никто не мог понять, что же изображено на рисунках. А это оказалось посланием, ведущим к величайшему секрету древней науки — философскому камню.

Гийом спрятал свое послание в одной из колонн, и чтобы его найти, нужно определить направление глаз каменного ворона на фасаде собора. Правда, всего было два ворона, а алхимик не уточнил, о каком именно идет речь. Так что эта загадка пока не разгадана.

Еще одно интересное предание (легенда) связано с коваными воротами собора. По легенде они были изготовлены человеком, продавшим свою душу дьяволу.

Когда строительство собора было почти завершено, ворота на западном фронтоне решили украсить кованым орнаментом. Эту работу поручили кузнецу Бискорне, как очень хорошему мастеру. Работа была очень сложной, требовала высокого профессионализма, концентрации внимания, сосредоточенности на деталях. Она могла занимать несколько месяцев. Бискорне было поручено к следующему утру предоставить эскизы узоров.

Утром настоятель, пришедший посмотреть эскизы, вместо рисунков обнаружил на полу кузнеца, лежащего без сознания. Но его поразило не это: перед ним были готовые ворота, украшенные узорами необыкновенной красоты и сложности. Как простому, хоть и очень талантливому, кузнецу удалось сделать эту работу за ночь, до сих пор остается загадкой. Не иначе, ему помог сам дьявол. Бисконе, вскоре пришедший в себя, никаких объяснений не дал, а вскоре вообще перестал разговаривать. Мастера обвинили в том, что он продал душу дьяволу, и начали травить. Не вынесший обвинений кузнец, вскоре умер.

Интересно то, что священники не смогли сразу открыть ворота в храм. Казалось, их удерживает какая-то страшная сила. Священники поступили как всегда: прибегли к святой воде. Окропленный святой водой замок легко открылся. Доказывает ли это на связь несчастного Бисконе с дьяволом? Считается, что элементы ажурного узора складываются в изображение «666» — «числа зверя». Это тоже неспроста?

В 1724 году историк Анри Соваль решил изучить ворота, и разгадать, тайну их изготовления. Но сделать это ученый не смог. Современные специалисты тоже в затруднении ответить на этот вопрос. Мистика? А тот факт, что строительные леса, ставшие причиной пожара в апреле 2019 года, были установлены прямо над воротами тоже мистика?

Говорят, что пророчество о пожаре было сделано еще Нострадамусом. Вначале была официальная версия о специальном поджоге. Но потом ее исключили. Странность заключается в том, что пожарные не сразу среагировали на возникшее пламя. Что это? Простая халатность, или попытки скрыть что-то тайное, не предназначенное для всех? Ведь в подвалах и тайных помещениях собора наверняка хранилось много интересного.

Работа по реконструкции собора началась в 2000 году, но вскоре была приостановлена из-за вспышки пандемии коронавируса. Сейчас восстановительные работы продолжаются.

На восстановление храма была приглашена команда мастеров-плотников, знакомая со старинными технологиями, и уже участвовавшая в реставрации средневековых замков.

Восстановление собора началось с воссоздания монументальных ферм крыши. Причем, сразу же среди специалистов возникла полемика: стоит ли использовать фермы из «огнеупорного» цемента, для предотвращения пожаров, или использовать деревянные. (По существующему проекту все материалы должны быть максимально приближены к тем, что когда-то использовались при строительстве собора). Решено было использовать деревянные. На сегодняшний день уже установлены три деревянных конструкции, идентичных оригинальным.

Ведется работа по восстановлению каменной кладки, причем, решено использовать и сохранившиеся старинные элементы кладки. Обсуждаются материалы, необходимые дя восстановления шпиля.

Конечно, собор уже не будет таким, каким был раньше, но ведь многие элементы удалось сохранить. Хотелось бы, чтобы и после проведенной реставрации она радовал людей, и приоткрывал свои тайны. Ведь ежегодно эту достопримечательность посещало около 13,5 миллионов человек.

Может и я там когда-либо побываю?

Фотографии и материалы взяты из открытых источников.

Источник

Мистические тайны Нотр-Дам де Пари

Жителей всего мира потрясла новость о пожаре в Соборе Парижской Богоматери. Воспетый писателями, поэтами и композиторами, Нотр-Дам де Пари возвышался над городом, привлекая внимание не только своей архитектурой, но и многочисленными легендами.

Как роман Гюго спас собор

Когда-то на месте Нотр-Дама стоял древнеримский храм бога Юпитера, с распространением христианства его сменила базилика святого Стефана. Впоследствии на этом же месте были построены еще две церкви, от которых к XII веку почти ничего не осталось. Тогда-то и было решено возвести здесь новый храм, такой, чтобы по красоте и величию ему не было равных.

Строительство продолжалось почти два столетия – с 1163 по 1345 год. Менялись архитекторы и стили: если в начале XII века господствовал основательный и величественный романский стиль, то затем его сменила легкая, взлетающая ввысь готика. И это смешение не только не изуродовало собор, а наоборот, пошло ему на пользу.

Шли годы, cо временем собор начал потихоньку разрушаться, но никаких восстановительных работ не проводилось. Особенно досталось этой «твердыне мракобесия» во время Великой Французской революции. Витражи, шпиль на главной башне разрушили, колокола переплавили на пушки У статуй иудейских царей, ошибочно приняв их за ненавистных королей, снесли головы. Собирались полностью уничтожить и собор, но, к счастью, не хватило взрывчатки. Тем не менее Робеспьер объявил парижанам, что собор будет снесен, или же для сохранения святыни горожане должны сделать солидные пожертвования на нужды революции. Жители согласились, и собор был спасен.

Но с восстановлением разрушенного собора долгое время затягивали, и он продолжал разрушаться. Лишь в середине XIX века, после выхода романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где в предисловии он написал: «Одна из главных целей моих – вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре», началось восстановление знаменитого храма. Все разбитые статуи заменили, добавили высокий шпиль, а крышу заселили демонами и химерами. Таким Нотр-Дам де Пари и сохранился до рокового 15 апреля 2019 года.

В строительстве ворот помогла нечистая сила

Есть легенда, что в создании ворот Нотр-Дам де Пари принимал участие сам дьявол. Его якобы призвал себе на помощь кузнец Бискорне, которому была поручена эта работа. Когда утром настоятель собора пришел посмотреть эскизы, то обнаружил, что ворота уже готовы, а сам Бискорне без сознания. А потом еще и замки не открывались до тех пор, пока их не окропили святой водой. Более того, Анри Соваль, изучавший ворота в 1724 году, так и не смог отгадать, как же были созданы ажурные узоры на них. Видимо, эту тайну Бискорне решил унести с собой.

Примечательно, что вспыхнувшие 15 апреля строительные леса были закреплены прямо над этими мистическими воротами.

Услышать колокол Эммануэль – к удаче

В башнях собора – четыре знаменитых колокола. Каждый из них имеет свое собственное имя. Самый тяжелый колокол – Эммануэль, расположенный в правой башне, звонит очень редко. Считается, что услышать его – большая удача. Дело в том, что его очень сложно раскачать. Старинное предание гласит, что в процессе создания колокола участвовали парижанки: они щедро бросали золотые и серебряные украшения в расплавленную бронзу. А звонил в него, если верить легенде, самый известный обитатель Собора Парижской Богоматери – горбун Квазимодо. Он безгранично любил храм, который заменил ему и семью, и друзей.

Зловещие химеры ночью оживают

Невероятное количество мифов и легенд собрали известные всем химеры, установленные на верхней площадке храма. Они символизируют человеческие пороки и силы зла.

Например, дракон Гаргуль. Согласно легенде, он жил в реке Сене и всячески досаждал рыбакам и местным жителям – переворачивал баржи, выводил воду из берегов. Но однажды нашелся смельчак, сумевший найти способ усмирить чудовище. Он выходил на берег и начинал петь. От звуков его пения дракон на время становился добрым слугой.

Гаргульи считались злыми духами, пришедшими из подземного мира. Они творили зло на Земле, после чего исчезали без следа. Но если на них воздействовать чем-то духовным – превращались в камень. Однако по легендам гаргульи на закате оживают. И именно при заходе солнца загорелся Нотр-Дам

В подземелье Нотр-Дама живет старик Немей

Ходят легенды, что в подземелье собора ведут три двери. В одной каются порочные жрицы, в другой хранятся невидимые сокровища, а в третьей глубоко под фундаментами в заточении сидит существо, которое гораздо старше и могущественнее всех химер. Это старик Немей: у него длинная борода, которая постоянно растет. Он ждет, когда она вырастет до такой степени, чтобы обвиться вокруг химер, и тогда он сможет выбраться наружу

Сейчас выясняются обстоятельства и причины пожара в Нотр-Даме, но уже очевидно, что в привычном виде многовековое здание прекратило свое существование. Власти Франции пообещали восстановить Собор Парижской Богоматери и даже запустили соответствующий сбор средств, однако на полноценную реставрацию может потребоваться от пяти лет до нескольких десятилетий.

5 фактов о Соборе Парижской Богоматери

1. В соборе нет ни одной стены. Все пространство занимают столбы, соединенные арками. В проемах арок находились витражи.

2. По замыслу строителей помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа, а их в то время было около десяти тысяч. В средний неф собора, самый больший из пяти, можно с легкостью поставить 12-этажный дом.

3. В Средние века Нотр-Дам де Пари был Библией для не умеющих читать: вся история христианства – от грехопадения до Страшного суда – наглядно расписана в скульптурах, украшающих здание.

4. В соборе хранилась одна из главных реликвий христианского мира – Терновый венец Иисуса Христа. Во время пожара святыню удалось спасти от огня.

5. Помощь в реставрации собора окажет компьютерная игра. Место действия «Assassin’s Creed Unity» развернулось в Париже, и разработчикам понадобилось два года, чтобы детально изучить реальный Нотр-Дам и убедиться, что каждый кирпич виртуальной копии находится на своем месте. Теперь они готовы предоставить все свои чертежи и наработки реставраторам.

actualnews.org, vm.ru, ridus.ru

Подписаться на «Друг для друга»:

Источник

История собора Парижской Богоматери

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 апреля 2019 года произошел пожар в соборе Парижской Богоматери. В результате, по данным СМИ, обрушились верхняя часть шпиля и часы собора. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом памятнике истории и архитектуры.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари, франц. Notre Dame de Paris) — католический храм на острове Сите — был заложен в 1163 году на месте христианской базилики Святого Стефана, которая была возведена на месте языческого храма, посвященного Юпитеру. В 1182 году был освящен главный алтарь собора, а к 1196 году завершен его продольный неф, окончательно строительные работы закончились через 182 года — в 1345 году. Ныне католический храм — один из символов столицы Франции.

Архитектурный стиль собора — готика. Собор имеет две башни-колокольни — Северную и Южную. Высота собора — 35 метров, длина — 130 м, ширина — 48 м. Главный фасад храма украшен скульптурными группами, изображающими эпизоды из Евангелия. Над центральным входом изображены сцены Страшного суда, над левым из жизни Богородицы, и над правым Святой Анны. На дверях — орнаменты из кованого железа. В верхней части фасад украшен фигурками гаргулий и химер.

В храме хранится одна из наиболее почитаемых христианских реликвий — терновый венец Христа. Здесь находится один из самых больших в мире органов. Он насчитывает 111 регистров и около 8 тыс. труб.

На протяжении нескольких столетий Собор Парижской Богоматери несколько раз перестраивался. Во время Французской революции были разрушены статуи королей на фасаде, уничтожены большие скульптуры, повреждены витражи и порталы. В XIX веке обсуждался вопрос о сносе собора, однако было принято решение его отреставрировать. Во многом этому способствовал легендарный роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Сегодня собор является самой посещаемой достопримечательностью Парижа — ежегодно сюда приходят свыше 13 млн человек (в среднем более 30 тыс. в день). Таким образом, по своей популярности Нотр-Дам-де-Пари превосходит Эйфелеву башню. Является действующим храмом, где ежедневно проводятся богослужения.

Источник

Оцените статью