- Настройка тремоло стратокастера
- О чем речь вообще?
- Как это работает?
- Окей, какие подводные камни?
- Окей, всё готово. Теперь я могу делать с рычагом все, что захочу?
- Отстройка двухболтовой тремоло-системы для игры «на повышение»
- А если мне не нужна эта система?
- Устройства для блокировки тремоло
- Блокируем тремоло своими руками
- Обзор электрогитары Fender Squier Bullet Strat Tremolo HSS RW
Настройка тремоло стратокастера
Опубликовано Them в 05.06.2016
В моей базе знаний осталось еще несколько пробелов, и связаны они с гитарными «плавающими» бриджами. До сих пор про них я практически ничего не писал, и причина проста — все мои гитары были без этих штук, а если они попадались — я их блокировал. Но написать надо, потому что это очень нужные и полезные знания. И начнем мы с того, что разберемся с рычагами от стратокастеров, а также с аналогичными тремоло-системами. Информации будет довольно много, зато потом будет намного проще разбираться с тем же флойдом, например.
О чем речь вообще?
Впервые стратокастер появился в продаже в 1954 году. Одной из его фишек стало некое «Synchronized Tremolo», которое теперь все знают как «Vintage tremolo». Представляет собой рычаг, позволяющий «качать» бридж и изменять высоту нот, и сам бридж, имеющий особую конструкцию. Настолько эта штука оказалось простой и популярной, что их ставят в огромное количество гитар, а на дешевых инструментах vintage-tremolo встречается едва ли не чаще, чем фиксированный бридж. Позже появились разные модификации и интерпретации этой системы, в духе Wilkinson или Babicz но суть у них примерно одинаковая. Поэтому знать, что это такое, и как это обслуживать, крайне полезно. И я сейчас вам в этом помогу.
*Так как у меня нет гитар с тремоло-системами, я ограничусь фотографиями из интернета. Ну, и немного порисую еще.
Как это работает?
В отличие от фиксированных бриджей, у тремоло нет плотного крепления. Vintage Tremolo (оно же «шестиболтовое») имеет 6 отверстий, и на шесть, соответственно, болтов крепится к корпусу, но не затягивается, чтобы не ограничивать его ход. (примечание: некоторые крепят не на шесть, убирая несколько). Более современный вариант — тремоло, которое держится на двух опорах, причем бридж к ним не прикручен, а просто упирается одним краем. Но в остальном конструкция у них похожа — к пластине с седлами снизу прикреплен так называемый «сустейн-блок», который проходит корпус насквозь. В задней части гитары располагается отсек с пружинами (от одной до пяти штук, как правило 3-4), которые крепятся одним концом на сустейн-блок, а с другой — на корпус гитары. Получается, что они тянут всю конструкцию на себя. А в противоположную сторону эту конструкцию тянут струны, крепящиеся сквозь тот же самый блок. В итоге соблюдается определенный баланс, струны и пружины тянут каждый в свою сторону с одинаковой силой. И тут в это «противостояние» вступает гитарист. Мы давим на рычаг, и конструкция наклоняется в сторону датчиков. Натяжение струн ослабляется, ноты уходят вниз. Отпускаем рычаг — пружины возвращают всё это дело обратно.
Да, в корпусе гитары для этого делается огромная дыра. Сквозная для сустейн-блока, и просто фрезеровка отсека для пружин.
В самых дешевых тремоло рычаг крепится на резьбу. Просто вкручивается в соостветствующую дырку. И это плохо — он будет изнашиваться со временем, начнет шататься, да и крутить его туда-сюда тоже чревато. В более дорогих системах есть альтернативы — это и специальный стакан (рычаг крепится в стакане, и его можно крутить сколько вздумается), и резиновые прокладки, и всякое-разное, в зависимости от производителя.
Про сустейн-блок также стоит сказать отдельно. Являясь штукой, через которую идет резонанс струн в остальную гитару, он завоевал пристальное внимание гитаристов, и это привело к большому ассортименту этих самых блоков. Разной толщины, веса, материалов (есть силуминовые (в дешевых), литые стальные, латунные, бронзовые, и даже гранитные с недавних пор) — насколько это все повлияет на звук — решать вам. Только если будете менять, убедитесь, что он подойдет к вашему бриджу, и не вынудит вас дополнительно фрезеровать корпус вашей гитары.
Про пружины все попроще. Это самые обычные пружины. Разве что во избежание дребезга под них подкладывается кусочек чего-нибудь мягкого.
Окей, какие подводные камни?
Если отбросить полемику про то, как эта система влияет на резонанс дерева и прочие пафосные телеги, то главное, что должно нас волновать — будет ли строй гитары сохраняться после таких манипуляций? При малейшем изменении натяжения струна изменит свое звучание, поэтому нужно быть уверенным, что все точки соприкосновения не помешают нормальной работе тремоло:
- Пружины тремоло-системы. Они не должны быть растянуты, не должны болтаться. Их не должно быть мало — если оставить, скажем, одну слабую пружину, то вся конструкция будет колыхаться при каждом удобном случае. Если же их поставить слишком много — будет не очень удобно (туго) работать рычагом.
- Сёдла. На них лежат струны, и постоянно трутся о поверхность, постепенно стачивая их. Плохое качество или сильный износ сёдел приводит к тому, что струна лежит в разных местах седла в разное время, соответственно — звучит на разной высоте. В некоторых случаях износ приводит к заострению края седла, и оно начинает просто рвать струны. Слышали когда-нибудь жалобы на то, что даже свежие струны почти сразу рвутся в районе бриджа? Вот, это как раз тот случай. Решений проблемы несколько — можно взять свежее седло хорошего качества, из металла, графита или специальных полимеров (Tusq, например, делают сёдла), а можно выбрать роликовые (седло с подвижной частью, струна ложится на круглый ролик, который поворачивается при работе тремоло, уменьшая износ).
- Пикгард. Внезапно, пластиковая штука на корпусе страта может не очень хорошо совпадать с тремоло, и банально мешать ему возвращаться на место. Обратите на это внимание.
- Порожек. Тот, который у головы грифа. В идеале порог должен быть пропилен точно под используемый калибр струн, чтобы избежать «закусывания» струны в нём. Материал в данном случае неважен, люди ставят разные пороги на свой вкус — кость, графит, металлы (сталь, латунь), иногда даже дерево. Также существует мнение, что перед установкой новых струн пазы порожка необходимо смазать графитом (совсем маленьким количеством, с помощью иголки), чтобы заполнить мелкие поры в материалах типа кости. Графит и пресловутый Tusq смазывать не нужно. Кстати, у Fender есть роликовый порог, отзывы о нем различаются, но в целом тоже стоит иметь ввиду.
- Ритейнеры. Такие маленькие штуки на голове грифа, после порога. Прижимают струну. Бывают обычные и роликовые. Могут заостряться, как сёдла, и рвать струны или мешать строю. В целом они достаточно безобидные, но лично я предпочитаю роликовые. Можно обойтись и без ритейнеров вовсе, используя колки с подстройкой высоты штока. Но таких не очень много, в основном это Gotoh.
- Колки. Очень важный момент. Колок может быть с люфтом штока, может быть плохо прикручен, да и струну можно на него намотать как попало, в результате чего при работе рычагом она будет смещаться и произвольно менять своё натяжение. Поэтому, если хотите интенсивно пользоваться тремоло, а минусов не хотите — нужно позаботиться о том, чтобы у вас была качественная колковая механика. Если есть возможность, поставьте локовые колки — в них струна наглухо прижимается винтом и блокируется внутри штока, и никуда не уедет (примечание: не делайте на локовых колках кучу витков, это может свести полезный эффект от них на нет). Если же колки есть только обычные — ставить струны нужно аккуратно, ровно, без большого количества витков (трех будет вполне достаточно), а также постараться сделать так, чтобы струна лежала плотно, фиксируя сама себя.
!Важно: не нужно затягивать до упора винты на шестиболтовом тремоло, в противном случае мы наглухо прикрутим его к корпусу, и никуда оно плавать не будет!
Окей, всё готово. Теперь я могу делать с рычагом все, что захочу?
Если у вас все отлично настроено, строй не плывет и все работает хорошо — пользоваться им будет очень приятно. Однако стоит помнить, что на страте не предполагалось делать особо глубокие «дайв-бомбы», стучать по нему молотком или издеваться в духе Стива Вая. Поэтому вполне возможно, что с такими нагрузками он справляться не будет, и это нормально. Также очень важным моментом является то, что он практически не работает на повышение ноты. Если хотите от души «визжать», уводя ноты вверх, найдите себе, пожалуйста, гитару с Floyd Rose. Хотя, если вам надо совсем немного, скажем, четверть тона, двухболтовое тремоло от страта все-таки можно приспособить под это дело. Если же вы хотите провернуть это дело с шестиболтовым — я лучше воздержусь от комментариев.
Отстройка двухболтовой тремоло-системы для игры «на повышение»
!Важно: все процедуры необходимо делать с ослабленными или снятыми струнами. Если вы все сделали, снова отстроили гитару, но нужно еще что-то поменять — ослабьте их снова. Оставляя струны натянутыми, вы рискуете их порвать и навредить себе или гитаре!
- Итак, первым делом нам нужно немного приподнять тремоло над корпусом. Учитывая, что оно упирается «ножами» в опоры, достаточно просто эти самые опоры немного выкрутить. Но помните, что должна быть золотая середина — если оставить его слишком низко, оно будет стучаться об корпус, а если задрать неприлично высоко — это ощутимо поднимет струны, и играть будет проблематично. Учитывая то, что ход нам нужен совсем небольшой — лучше поставить пониже. Также стоит понимать, что по высоте также регулируются и сёдла, что тоже добавит струнам расстояние до грифа.
- Подняли тремоло? Теперь нужно его выровнять. Добиться того, чтобы оно стояло параллельно корпусу. Производится это путем регулировки натяжения пружин в задней части корпуса — слева в гитаре есть специальная гребенка, за которую цепляются пружины, либо специальный механизм. Если выкручивать болты, пружины ослабевают — тремоло наклоняется в сторону датчиков. Соответственно, если эти же болты затягивать — конструкция наклоняется назад, от струн. Если после выравнивания ход тремоло слишком мягкий или жесткий — можно взять другие пружины (мягче или жестче) или изменить их количество.
Про фрезеровку отсека сустейн блока, врезку стакана под тремоло туда, где его нет, а также другие вещи, которыми можно испортить гитару, я рассказывать не буду.
А если мне не нужна эта система?
Если вы не хотите париться с рычагом, или вам просто не нужна эта фишка, но в гитаре, тем не менее, стоит тремоло, можно его заблокировать. Эта процедура должна избавить вас от проблем с плывущим строем. Условно можно разделить решения по блокировке на две категории — готовые железяки для блокировки, либо же блок своими силами, с помощью небольшого деревянного бруска.
Устройства для блокировки тремоло
Для начала стоит сказать, что есть штуки, которые не до конца блокируют тремоло, но стабилизируют его и загоняют в определенный диапазон. Это устройства типа hipshot tremsetter. Его можно настроить как угодно, например, запретить тремоло-системе работать на повышение, или ограничить ход.
Что же касается именно «стопора», то тут хорошим примером станет AllParts Tremol-No. Оно предлагает два режима работы — в одном тремоло работает, в другом заблокировано наглухо. Удобство такой системы в том, что можно при желании их быстренько сменить. Минусом же является, в первую очередь, цена — все эти штуки запатентованы, и стоят намного дороже, чем могли бы.
Блокируем тремоло своими руками
Если вам не хочется ничего покупать, но блок все-таки необходим, то можно сделать всё простым деревянным бруском. Если у вас шестиболтовое тремоло — закручиваем болты до упора. Если двух — выравниваем тремоло по инструкции выше. Затем устанавливаем небольшую деревяшку, блокирующую перемещение сустейн-блока (фото ниже). Крайне желательно все подогнать, чем точнее — тем лучше. Забивать туда всякий мусор, куски фанеры или еще что-нибудь я крайне не рекомендую. После того, как брусок установлен, снимаем пружины, оставляя одну (оставлять одну обязательно — через нее идет земля из распайки на бридж, т.к. припаивается она, как правило, к «гребенке»). Теперь струны будут тянуть сустейн блок от пружин, упирая его в брусок и создавая одну зафиксированную конструкцию. Забивать деревяшку с другой стороны не обязательно, но некоторые перестраховываются. Блокировка готова.
Не забудьте также настроить остальные гитарные моменты, всю необходимую информацию можно найти в базе знаний:
В качестве бонуса — вот вам очень крутое видео от Framus по настройке тремоло на двух опорах:
Источник
Обзор электрогитары Fender Squier Bullet Strat Tremolo HSS RW
Гитары Squier — младшее семейство гитар американской компании Fender. Bullet Strat Tremolo — это классический Фендер, каким мы привыкли видеть его в кинофильмах и клипах рок-звезд. Корпус гитары сделан из липы, гриф — из клена с палисандровой накладкой. Это дает ровное сбалансированное звучание, ценимое многими именитыми гитаристами — такие же характеристики можно встретить на гитарах Стива Вая и Джо Сатриани. Удобный профиль в виде формы С и 21 лад делают гриф удобным для начинающих гитаристов.
У гитары 3 звукоснимателя — один хамбакер и два сингла. Пятипозиционный переключатель, ручка громкости и две ручки тона позволяют настроить любой звук — от фирменного фендеровского «стекла» для фанка до мощного овердрайва для тех, кто любит потяжелее. Классическое одностороннее тремоло в бридже открывает простор для творческих экспериментов, а строгий черный цвет придаст уверенности в начинаниях. Гитара произведена в Китае.
Внешний вид и удобство
Являясь классическим Фендером, Bullet Strat Tremolo перенял от своих старших собратьев все лучшее в плане дизайна и эргономики. Гитара выглядит классно и сделана качественно — колки крутятся плавно, тремоло не люфтит и не скрипит, а электронная начинка не ловит радио Маяк. Инструмент удобно лежит на колене при игре сидя, гриф не перевешивает при игре стоя.
Мы в SKIFMUSIC считаем округлый профиль грифа этой гитары настоящим подарком для начинающих гитаристов. На нем удобно брать аккорды и играть риффы, а 21 лад не даст запутаться при изучении первых соло-партий. Как и во всех фендерах, гнездо для шнура здесь расположено не в боку, а в лицевой части корпуса гитары, поэтому шнур не мешает при игре на диване.
Маленький Squier производит вполне взрослый звук. Яркий тембр гитары заточен под рок, впрочем, как мы знаем, Фендеры прекрасно прижились во всех стилях музыки — от джаза до дэт-метала. Аккорды на нековом сингле звучат прозрачно и глубоко. Перегруженные пауэр-аккорды на хамбакере выглядят монолитно и плотно. Гриф прикручен к корпусу на болтах, что дает прекрасную атаку и позволяет извлекать искрометные соло, приправленные разнообразными «пиувиу» благодаря тремоло.
Для кого этот инструмент?
Если вы хотите почувствовать себя Джимми Хендриксом и Дэвидом Гилмором — тогда бегите скорее в SKIFMUSIC за этой гитарой! Фендеры любят все — от рокеров и джазменов до суровых металлистов. Это универсальный инструмент, открывающий путь в мир гитарной музыки.
Благодаря универсальности и возможности настроить практически любой звук, гитара подойдет и тем, кто еще не знает, что именно он будет играть. Инструмент дает большие возможности для творческих экспериментов и позволяет найти свое индивидуальное звучание.
Источник