Гитара стиви рэй воэна

Гитара стиви рэй воэна

Гитары Стиви Рея Вогэна

Стиви Рэй получил свою первую гитару в 11-летнем возрасте. Это была «Roy Rogers Guitar», которая не строила, а гитару напоминала лишь формой и пронзительным звуком.

Несколько позже у него появилась гитара «Gibson Messenger». Старший брат Джимми многое, из того что переставал использовать в своей уже состоявшейся артистической деятельности, передавал Стиви Рэю. Один из таких подарков — «Fender Broadcaster» 1952 года. На нёй Стиви Рэй играл в течении 66-го года.»Les Paul T.V.» 1954-го, а также «Les Paul gold-top» были полученные от Джимми в 1968-м году.

Stevie Ray Vaughan Number One #1 (NUMBER ONE #1)

. Или «Первая жена», как называл ее Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan). Видавший виды Стратокастер, который все хорошо знают. В оригинале состоял из деки 1962-го и грифа 1959-го годов выпуска. Обладает глубоким, мрачным, тяжёлым рыком, который ни с каким другим не спутаешь.

К 1990-му году от первоначального варианта остались лишь корпус и звукосниматели. Год за годом Стиви и его гитарный учитель Рене Мартинез (Rene Martinez) меняли накладки, бриджы и грифы. Что-то было легкой косметикой, что-то вносило серьёзные коррективы в звучание, а что-то полностью его изменяло.

Number One Стиви получил в Остине в обмен на свой первый Страт. «Годится!» — подумал он, впервые увидев инструмент. На корпусе стоял фабричный оттиск «LF-1962», на грифе — «1959». Стиви высказал предположение, что Лео Фендер собрал гитару из неиспользованных в 1959-м году «запчастей». В свою очередь, Рене утверждал, что корпус сделали в 1961-м. Говорят, что и загадочная аббревиатура «LF» значит «Louis Fuentes». Вовсе не «Лео Фендер». Такая вот головоломка с несколькими неизвестными.

Читайте также:  Мой лучший друг под гитару

В оригинале гитара была укомплектована белой фальшьпанелью в духе ранних семидесятых, правосторонним вибрато и датчиками 1959-го года. Вероятно, Стиви (либо предыдущий хозяин гитары) перемотал их. Да, но немного переборщил: витков в катушках получилось больше обычного. Позже этот вариант был скопирован на именном Страте. А сам звукосниматель получил название «Texas Special».

Несколько раз Стиви менял фальшьпанели. Но всегда на них красовалась его инициалы. Не единожды менялись и шрифты написания. В конечном счете, остановились на логотипе, выполненном рукописным шрифтом, который впервые появился на инструменте во время выступления на «Tonight Show» в 1989-м году.

В 1977-м вибрато заменили на левостороннее с золотым покрытием. Это было началом «хендриксовского периода». Поскольку Джими Хендрикс и Отис Раш играли на «правых» гитарах, рычаг находился сверху. Стиви установил левостороннюю машинку. Так ему было удобней. Использовались 4-5 пружин.

Другим рационализаторским решением стали лады jumbo bass-style. Их установка придала сустэйн в звучании. С годами гитарист перешел на более тонкие струны. Но и по современным меркам они считаются «тяжелыми». На протяжении 1984-го использовались — .013, .015-.016, .019, .028 и .056-.060 (тогда, как в 1970-м первой струной E могла быть .018!). В 1989-м Рене посоветовал играть на одиннадцатом или двенадцатом номере, чтобы окончательно не угробить пальцы. Долгое использование струн жестких «калибров» привело к тому, что раны на пальцах Стиви замазывал суперклеем.

Шли годы, и корпус Number One становился краше прежнего. На концертах Стиви подвергал ее адским мучениям: мог запросто пнуть, поцарапать. Пространство под струнами основательно стесалось. Впрочем, это ни коим образом не отразилось на звучании.

Фотография с альбома «In The Begining» запечатлела последствия злоключения, которое стряслась с основным инструментом Стиви. Как-то во время исполнения «Third Stone From The Sun» он подкинул гитару, да не рассчитал. Мягкое приземление — и головка дала трещины в нескольких местах. На фотографии головка «забинтована». Однако здоровым коллективизмом Рене Мартинезу и Чарли Вирцу (Charley Wirz) (о нем — ниже) удалось устранить повреждения.

Говорят, Number One положили в могилу Стиви, который похоронен на кладбище Laurеl Land близ Далласа. По другой версии, инструмент находится у членов семьи Вогэн — брата Джимми или матери Марты.

осле трагической гибели Стиви Рея, была выпущена в 1992 г. репродукция гитары Number One. Обзор — 1992 Fender Stratocaster SRV

Корпус: ольха
Гриф: Клен (овальная форма)
Накладка грифа: палиссандр Pao Ferro
Мензура: 25.5 дюймов (648 мм)
Количество ладов: 21 (Dunlop 6105 Jumbo)
Ширина грифа у порожка: 1.650 дюйма (42мм)
Колки: Gold Plated Fender/Gotoh Vintage Tuning Machines
Датчики: 3 сингла Texas Special
Переключатель датчиков: 5-ти позиционный
Ручки регулировки: Громкость и тембры
Накладка: черная 3-Ply (B/W/B)
Бридж: золотой с левосторонним тремоло «Original» Vintage
Струны: стальные, никелированные Fender Super 250R (.010 — .046)

Датчики Texas Special были специально разработаны для «SRV Signature Strat». Они дают более сильный выходной сигнал, по сравнению с обычными фендеровскими датчиками.

Гриф также более закруглен, чем у серийных фендеров. Дерево и фурнитура почти идентичные тем, что стоят на гитаре Number One, однако «SRV Signature» имеет ряд отличий. Накладка выполнена из палиссандра Pao Ferro. На Number One стояли лады Dunlop 6100, а не 6150. Струны, которые подходят к «SRV Strat», также тоньше, поэтому, если вы захотите поставить более толстые струны, нужно соответствующе подогнать порожек.

Другая широко известная гитара из арсенала Стиви Рэя — Страт грубо-оранжевого цвета с кленовым грифом. Его можно услышать на приджазованных «Lenny» и «Riviera Paradise».

Гитара названа в честь бывшей жены музыканта. Как гласит легенда, инструмент нашли в ломбарде, но покупка была не по карману Стиви. Тогдашний роуд-менеджер Байрон Барр, вероятно, решив положить конец покупкам гитар (у Стиви это занятие приобрело патологический характер), денег давать наотрез отказался. Однако экс-супруге гитариста Ленни удалось «раскрутить» Барра на звонкую монету, и гитара была подарена SRV на день рождения. Барр поставил условие, что сумма будет возвращена. Ленни пошла по друзьям и знакомым с протянутой рукой, но денег так и не удалось собрать. В конце концов с административным товарищем расплатился сам Стиви — наличными неизвестного происхождения и кожаным пиджаком в придачу. В оригинале у Lenny был тонкий палисандровый гриф. Но Стиви заменил его на более толстый (подарок Билли Гиббонза из ZZ Top).

Правостороннюю машинку оставили. Использовались лишь 4 пружины. Оставили и родные звукосниматели. Они обладали «микрофонным эффектом»: стоило к ним прикоснуться, как через колонки шел звук. Именно эти датчики вкупе с кленовым грифом сформировали нежный и светлый звук Lenny. Гитара использовалась для исполнения спокойных вещей, а также при игре пальцами. С годами она не претерпела существенных изменений.

Сделанная на заказ мастером James Hamilton из Buffalo, штат Нью-Йорк. Гитара выполнена в стиле страта, и получена в подарок от Billy Gibbons в 1984-м году. in 1984. Корпус узорчатого, красноватого оттенка с оконтовкой и немного толще и тяжелее, чем обычные страты.

«Main» имела сквозной гриф, в отличие от других гитар Стиви. Поэтому датчики располагались по-сути на грифе. Форма грифа такая же как у Gibson Super 400 и практически такой же толщины, как и у «Number One».

На эбонитовой накладке грифа нанесено имя Stevie Ray Vaughan. Датчики — активные EMG со встроенным предуселителем. «Main» обладала резким, джазовым звуком, и на ней исполнялись Couldn’t Stand the Weather и Cold Shot.

Red

Страт 64-го года с палиссандровым грифом. Первоначально «Red» была черного цвета, но ее перекрасили в темно-красный цвет на фирме Fender. Этот красный цвет позднее предлагался фирмой в качестве альтернативного цвета для заказных гитар.

В середине 80-х Rene Martinez установил на гитару левосторонний гриф. Так Стиви Рей подражал стилю Jimi Hendrix и Otis Rush. Помимо инкрустрированных инициалов «SRV», других изменений в гитару не вносилось. На ней стояли толстые струны, и звучание получалось средним между «Number One» и «Lenny»: немножко яркое, но все же рычащее. Стиви играл на «Red» песни Love Struck Baby и Pride and Joy.

Charley

Charley собрал из запасных частей стратокастеровских гитар владелец музыкального магазина Charley Wirz. Вирц часто занимался гитарами Стиви Рэя и оставался его другом до самой своей смерти в 1984-м году.

Charley была белого цвета и с палиссандровым грифом. Вирц поставил три датчика Danelectro, но перемотал их по своему. В результате получился чистый, «колокольчиковый» звук. Стиви играл на «Charley» такие песни, как Couldn’t Stand The Weather, Tin Pan Alley и Life Without You, которая посвящана Charley Wirz.

Scotch or Butterscotch

Полукровный страт 63-го года темно-кремого цвета с грифом из палиссандра. Накладка с тигровым узором была специально сделана Rene Martinez. Стиви Рэй пристрастился к этой гитаре, когда начал сдавать гриф «Number One».

Существенным изменением, сделанным с гитарой, можно назвать установку латунного порожка, а не костяного, как на остальных гитарах Стиви Рея. В конце 89-го Стиви поменял грифы «Scotch и «Number One» и левостороннее тремоло. На «Scotch» исполнялись песни Leave My Girl Alone, и она уже все чаще заменяла «Number One».

Yellow

У страта 59-го года было два названия: «Yellow» и «Butter». «Yellow» в потрепанном состоянии досталась Стиви Рей Вону от гитариста группы Vanilla Fudge. Предыдущий владелец продырявил корпус, чтобы добраться до четырех хамбакеров. Чарли Вирц отремонтировал гитару, установил новую накладку и поставил фендеровский сингл рядом с грифом. Полый корпус Yellow давал ей отличительный звонкий тон, который хорошо подходил для песен Honey Bee и Tell Me. В 1985 году гитару украли, но позже она снова объявилась и теперь находится в Hard Rock Cafe Лас-Вегаса.

Источник

Гитара стиви рэй воэна

Stevie Ray Vaughan

Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan, 3 октября 1954, Даллас, Техас, США — 27 августа 1990, Ист-Трой, Висконсин, США) — американский гитарист и певец. Один из самых известных и влиятельных гитаристов в мире.

Стиви Рэй Воэн своей изумительной филигранной гитарной техникой инициировал возрождение блюза в 80-х годах. Буквально впитав в себя исполнительскую манеру таких блюзменов, как, Альберт Кинг, Отис Раш, Мадди Уотерс и рок-н-рольщиков типа Джимми Хендрикса и Лонни Мэка, а также «блуждающих» гитаристов типа Кенни Баррелла, он создал уникальный гитарный стиль и звучание, непохожее ни на одного известного гитариста, причём, независимо от жанра исполнения.

За свою жизнь, Стиви часто давал интервью «Musician». Особенно запомнилось его интервью Эду Варду в 1987 году и его коллеге по гитаре Лэрри Кориелу в 1989. В своих вежливых, довольно сбивчивых повествованиях Стиви рассказывал о своем взрослении, о блюзменах, которых он любил, о том, как он почти проиграл свою жизнь наркотикам и спиртному и как он ее отыграл. Об игре на гитаре он говорил с разным выражением, но неизменно из глубины души. 27 августа 1990 года он упал соблачного неба города Ист-Трой, штат Висконсин. Вот, насколько возможно, в его словах его история.

«Я родился 3 октября 1954 года в округе South Dallas. Отец был штукатуром — покрывал трубы асбестом — поэтому мы переезжали с места на место за его работой, по штатам Луизиана, Техас, Aлабама, Миссисипи, и немножко по Арканзасу. Hо я вырос, в основном, в Кокрелл-Хилле Оак-Клиффе, которые были частью Саут Далласа.»

Для Стиви Рэя всё началось с несчастного случая. Его старший брат Джимми сломал ключицу, играя в футбол, и, в утешение, Steve Stevenson, друг семьи, подарил ему трёхструнную гитару. Маленькому Стиви также захотелось играть, вот так они и приобщились к музыке. Братья в тот период слушали, B.B. King, Muddy Waters, T-Bone Walker, Slim Harpo, Chuck Berry, Larry Williams, Buddy Guy и др. Кумиром Стиви был Albert King. Это дало миру одного из величайших блюзменов современности.

1954 — Stephen Ray Vaughan родился 3-го октября в Далласе, штат Техас. 1963 — Старшему брату Джимми (род. 1951) подарили гитару в качестве утешения после перелома ключицы. Первая гитара Стиви Рэя была Gibson Messenger Hollow Body, подаренная ему братом. Джимми Ли, который был на три с половиной года старше, уже год играл на гитаре. «Когда он, играя в футбол, сломал ключицу, кто-то дал ему гитару и сказал: «Hа, играй на этом, это не больно». В первый день он состряпал три песни. Каждый раз, когда он что-то играл, я пытался подобрать это, но он уже играл что-то другое. В моем характере присутствовала, конечно, эта черта младшего брата, говорящая «и я тоже». Hо меня очень вдохновляло наблюдать, как кто-то подбирал мелодии, и как просто этим воспользоваться! И я видел как много он над этим работал, и сколько радости это ему доставляло, и насколько он был в этом хорош. В течении двух — трех лет он был самым классным гитаристом в Далласе. Джимми был еще подростком, когда начал подыгрывать техасским блюзменам, вроде Фредди Кинга. Очевидно, благодаря этому он многому научился, а я кое-что упустил. Меня это привело к необходимости поиска чего-то своего, а у него оказалась склонность к игре на ритм — гитаре, просто расслабившись и подыгрывая. Во мне есть многое от него: желание играть, полагаясь на интуицию. Я люблю держаться как забияка, и до сих пор не научился ничему.»1965 — Друг Джимми Doyle Bramhall, восхищённый игрой Стиви Рэя , он поощряет его заниматься музыкой. Стиви вспоминал: «Он первым похвалил меня».

Старший Джим Воэн и Марта (в девичестве Кук), были до сумасшествия любителями танцевать. Стиви любил рассказывать, что как только его отец услышит хорошего исполнителя по радио, он бросал все дела и начинал плясать. Hо Джим не играл ни на каких музыкальных инструментах. «Жизнь папы была не слишком сладкой. Работая с асбестом, он лазал между стенами при температуре около 300 градусов по F. Кроме того, постоянно кашлял. Он носил теплозащитное белье и работал по 15 минут, после чего 30 минут отдыхал. Поэтому отец не запрещал своим сыновьям заниматься музыкой — «что угодно, только пусть не занимаются тем, чем я.» Джим и Марта брали Стива и его старшего брата на концерты Фэтса Домино, Джимми Рида и Боба Виллса, а музыканты из команды Виллса даже приходили к ним домой, чтобы поиграть в игры «42», «Хэллоу» и «Лоу-бой». Можете представить себе бесчинствующих музыкантов? Дядья Стиви — Джеррил и Джо-Бой Кук подбирали музыку: «Мы приходили на семейные вечеринки, и вся семья с обеих сторон начинала музицировать. И не только на гитарах с нейлоновыми струнами, но и на телекастерах с усилками, прямо в гостиной.

«Я помню, как мама с папой приходили на наши концерты, и я пел все эти песни для них: «Sweet Thing» или «Pride & Joy», а они танцевали и обнимались. Это было прекрасно! А когда я играл песни Хендрикса, они плакали. Отца теперь нет, но моя мать все еще с нами. Hасколько я помню, свою первую гитару я получил на день рождения в 61-ом, то есть мне было 7 лет. Hа ней были струны вроде кошачьих жил, и это, конечно, была не «Рой Ролжерс», «Джеп Отри» — она была, похоже, сделана из камня, и на ней были небольшие узоры. Мне пришлось снять три струны, так как они не настраивались, и я начал пробовать играть какие-то басовые гаммы. Из этого ничего не выходило, но я пробовал.

1967 — Напуганные пристрастием сыновей к наркотикам и алкоголю, родители, Jimmie и Martha Vaughan пытаются поставить крест на музыкальной карьере Джимми и Стивена. Шестнадцатилетний Джимми уходит из дома и снимает квартиру с Doyle Bramhall. Стиви Рэй, несчастный и подавленный, остаётся с обеспокоенными родителями, которые строго пресекают занятия музыкой.

1970 — Стиви работает в местной забегаловке fast-food. Он увольняется после того, как упал в бочку с жиром, и решает посвятить себя своей давней мечте — стать музыкантом. Стивен организует свою группу Blackbird. Так он описывал роковой случай с бочкой в одной телевизионной передаче: «В мои обязанности входило чистить мусорные баки. Однажды вечером я стоял на крышке бочки, и вдруг, крышка провалилась. Я оказался по грудь в жире и сразу тогда решил — с меня хватит! Я буду играть на гитаре.»

«Подростковая группа Джимми называлась «Swinging Pendulums» (Свингующие маятники). Они играли на далласких шоу-конкурсах, школьных вечеринках, пока не начинались занятия. Они играли в Nob Nob Lounge за 50 «колов» за песню 6 вечеров в неделю, все лето. Стиви был слишком молодым для таких выступлений — ему было всего 9 — и он оставался дома, слушая других исполнителей. Тогда в первой «десятке» и «сороковке» все еще был и Джимми Рид, и Би Би Кинг и Бобби Бланд. Что касается записей, Джимми Ли пытался найти настоящие вещи. Вот мы и слушали Мадди Уотерса, Бадди Гая, Альберта и Фредди Кинга, Лайтнин’ Хопкинса, Ленни Беррела и Уэса Монтгомери. а так же «Stones», «Who», «Yardbirds», Хендрикса. Я никогда не придавал значения тому, какой исполнитель следовал за другим.

Я садился, слушал что-то и, если я не мог сразу найти это на грифе, я пытался выразить это голосом как можно лучше. Я пользовался своими губами и связками, чтобы найти верный звук. А затем пытался извлечь его пальцами, по крайней мере как можно более близкий к тому, который я пел.»

Это происходило незадолго до того, как Стиви освоил двухзначные числа, после чего, если верить его памяти, он тоже начал выступать. «Когда я впервые выступал, у нас была команда из 11 инструментов, и мы играли дней восемь после занятий и заработали 600 долларов. Моя первая команда называлась «Shantones». Когда мы выступали на конкурсе поисков талантов, мы отыграли пол-песни, а потом переругались, потому что никто не знал песни до конца. Мы пытались играть песни вроде «Sleepwalk» (хит Санто и Джонни 1959 года), хотя у нас не было игрока на стальной гитаре. Hам было всего по 8-9 лет.»

«У меня были проблемы в отношениях с отцом. Я пытался отрастить волосы, ну и все такое. Джимми ушел из дома, и я был уверен, что родители думали, что скоро они потеряют и второго сына, поэтому всячески ограничивали меня. Было очевидно, что я тоже собирался играть музыку. Я оставался в школе еще только на 7 недель. Я бы окончил ее в 72-м, но я уже играл год или два в «Cellar» и в «Fanky Mankey» и в «Fog»!

После нескольких поездок в Остин, Стиви переехал в «The Town of the sound», надеясь на лучшее. Это случилось в канун рождества 1972 года.

В начале 70-х остинский университетский городок был идеальным местом для свободной молодежи. Вы могли купить гамбургер за 25 центов и снимать дом с еще шестью хиппи за 85 баксов. Вы могли забрести в клубы типа «Soap Creek» и услышать кантри-музыку, которая вскоре выплеснется на страницы «Newsweek», благодаря Вилли, пикникам и рекламе. Менее открытой для общества была блюзовая сцена Остина, кипевшая жизнью. Ее ведущими группами были «Fabulous Thunderbirds» Джимми Воэна, «Cobras» и «Triple Threat Revue», в которую в 76 году Стиви перешел из «Cobras». Как сказал Эд Ворд: «Эти три группы, с их различными изменениями состава и последующими восстановлениями, являются всем, что в основном необходимо знать об остинском блюзе.»

1971 — Стиви учавствует в записи двух песен школьной группы Cast Of Thousands. Во время рождественских праздников он и группа Blackbird переезжают в Остин.

1972 — Стиви переходит в рок-группу Krackerjack, но спустя несколько месяцев оставляет её из-за того, что основной вокалист потребовал от членов группы разукрашивать себе лицо для выступлений. Бас-гитарист из Krackerjack, Tommy Shannon, в будущем станет участником Double Trouble.

1973 — Marc Benno приглашает Стиви в свою группу The Nightcrawlers. Doyle Brahmall также член этого коллектива. В этом же году The Nightcrawlers переезжают в Голливуд для записи альбома на студии A&M records. Студия A&M решает не издавать альбом, и разочарованная группа возвращается в Техас. В музыкальном магазине Остина Ray’s Music Exchange Стиви находит стратокастер 59-го года. Он называет гитару «Number One», которая станет его любимой гитарой до конца жизни.

1974 — Стиви Рей переходит в популярную группу Остина «Paul Ray and the Cobras». Следующие два с половиной года Стиви оттачивает свой талант на сценах Остина. «Сначала я жил в клубе «Rolling Hills» на биллиардном столе и на полу, затем я останавливался, где только мог, а затем у моей группы появился дом. В любом случае, это было ненадолго, на пару месяцев. Господи, каждый месяц в группе появлялся кто-то новый. Потом я уехал в Калифорнию на пару месяцев, и, как только вернулся назад, присоединился к «Cobras». Я был в «Cobras» где-то до июля 76 , так как 8 августа было первое выступление с группой «Triple Threat Revue»: я, Ви.Си.кларк, Колд Шот Кайндрид, Фредди Фаро и Лу Энн Бартон.»

1977 — The Cobras выигрывают приз «Группа года» в музыкальных списках Остина. В сентябре Стиви оставляет группу и собирает собственный коллектив Triple Threat Revue, чтобы играть блюз и ритм-н-блюз. Участники новой группы: Stevie Ray, W.C. Clark (бас), Lou Ann Barton (вокал), Freddie «Pharoah» Walden (ударник) и Mike Kindred (клавишные).

1978 — W.C. Clark уходит, его заменяет Jackie Newhouse. В скором времени присоединяется саксофонист Johnny Reno. Позже Chris «Whipper» Layton сменяет Freddie Walden, и группу переименовывают в Triple Threat. «Triple Threat Revue» была крутой командой, но неустойчивой, и Стиви собирался набрать новую группу. Он едва знал ударника Криса «Кнута» Лэйтона. «Когда я заглянул к нему в квартиру, он сидел в кухне с барабанами и в наушниках. Казалось, что он подыгрывал песне «Conversation» Макса Роача. Я стоял и смотрел на него 10 минут. Вы знаете, какими мы бываем рассеянными. Он повернулся, увидел меня и стал красным как говядина. И все, что я мог сказать: «Слушай, приятель, ты хочешь играть в новой группе?» — А басиста Томми Шеннона я знал уже с того вечера, когда он ушел от Джонни Уинтера. Он уехал в Калифорнию с группой, которую только что собрал, и которая называлась «Crackerjack», чтобы заниматься тем, чем занимаются в Калифорнии. Стать большим или кем-то еще. Тогда мне было 14, и я выступал на своих первых концертах. Томми был единственным человеком, который обращал на меня какое-то внимание, и с тех пор мы с ним играли вместе при случае. Шеннон влился в группу в 81-ом, и, за исключением последующего присоединения Риза Вайненса, состав «Double Trouble» больше не изменялся.

1979 — В августе Triple Threat играют на блюз-фестивале в Сан-Франциско. В декабре Lenora (Lenny) Bailey и Stevie Ray Vaughan женятся в Остине. В те времена, когда группа начинала, гастроли означали выезд из города на пару концертов. Какая-то странная поездка в Арканзас казалась важнейшим турне. Тем не менее, очень скоро группа начала вызывать нарастающий гул на национальных блюзовых фестивалях, в блюзовых лагерях и ресторанчиках для более состоятельных людей.

Когда «Thunderbirds» Джимми подписала контракт с Крис Элис, появились слухи о младшем Воэне, который имел огромный успех. В 81-ом Стиви наняли для частного ежегодного концерта журнала «Musician» в чикагском шоу «NAMM». «Молодой Стиви Рэй Воэн, брат гитариста «Thunderbirds» Джимми Воэна — писал обозреватель — внезапно раскачал энергитический уровень вечера набором горячих, слегка традиционных стандартов блюза и рок-н-рола. Стиви Рэй Воэн выжимал из своего классического «страта» («потрепанного» в великолепной традиции Рори Гэленджера) предельную мощь: выжимая, выгибая и, буквально вытряхивая ноты из своей гитары. Его хрипловатый, приятный стиль вокала, сжатая, ритмическая игра на гитаре и полнейшая посвященность блюзовым формам (с частыми намеками на Хендрикса) обещают Воэну удачу в будующем. «

Джон Хэммонд. Мик и Кит. Дэвид Боуи, приглашающий сыграть его гитарное соло для «China Girle». Джексон Браун, предлагающий бесплатное время в студии, бесплатную пленку. «Texas Flood» — дебют группы стал золотым. Большие деньги, большие почести. Скептики говорили что Стиви был «пустышкой». Слишком яркий, слишком насыщенный, слишком исходящий из себя. После потрясения общественности Стиви воспринимали как должное: еще один блюзовый гитарный герой.

Тогда же «Double Trouble» сняли видеоклип, который их менеджер, Чеслел Милликин, передал своему старому работодателю — Мику Джагеру. «Стоунз» взяли «Double Trouble» на частную вечеринку, чтобы усилить бузу, где Милликин, с помощью продюссера Джерри Векслера, получил для группы право на участие в международном джазовом фестивале в Монтре. Международный дебют Стиви был прямо-таки по Хендриксу:

«он появился, грохоча на фестивале в Монтре — писал журнал «People» — со стратокастером 59 года на бедре и двумя огнедышащими сопровождающими, которых он называл «Double Trouble». У него не было контракта на запись, имени, но он обратил сцену в пепел, и после этого все хотели знать, кто это такой!»

Когда они вернулись в Остин, они просто не могли во все поверить. «Я помню, как Джон Хэммонд сказал, что Воэн станет известным, — писал недавно Майкл Холл в «Austin chronicle», — Мне хотелось в это верить, но я был не единственный, кто хихикнул по поводу этого предсказания: Стиви Воэн, игравший за гроши в «Континентал», — просто еще один косматый, озабоченный наркотиками фанатик Альберта Кинга.»

1980 — Lou Ann Barton уходит из Triple Threat, и Стиви Рей переименовывает группу в Double Trouble. 1-го Апреля Double Trouble выступают в клубе Steamboat 1874. Выступление записывается для радио и в 1992-м году будет выпущено альбомом In The Beginning.

1981 — 2-го января Tommy Shannon заменяет бас-гитариста Jackie Newhouse. Запись выступленя на музыкальном фестивале в Остине попадает в руки Микки Джагера.

1982 — 22-го апреля в Нью-Йорке Стиви и Double Trouble играют на специальном вечере the Rolling Stones. Группа выступает на международном джаз-фестивале в Монреале, Швейцария, впервые в практике этого фестиваля, когда приглашается неизвестная и неиздававшаяся ранее группа. David Bowie, который был на фестивале, приглашает Стиви участвовавать в записи своего альбома Let’s Dance. Jackson Browne, который также слышал Double Trouble на фестивале, предлагает группе бесплатно пользоваться студией Downtown Studio в Лос-Анжелесе. На этой студии за два дня записывается альбом Texas Flood. Stevie Ray Vaughan & Double Trouble подписывают контракт с Epic Records у легендарного John Hammond.

Stevie Ray Vaughan The Palace Hollywood, 1983

1983 — 13-го июня выходит Texas Flood, первый альбом Stevie Ray Vaughan & Double Trouble. Альбом претендует на Грэмми по двум номинациям: «Best Traditonal Blues Recording» и «Best Rock Instrumental Performance» (за «Rude Mood»). Группу приглашают на телепрограмму «Austin City Limits». Стиви Рэй выигрывает читательские призы «Guitar Player» в категориях «Best New Talent», «Best Blues Album» и «Best Electric Blues Guitarist», побеждая самого Эрика Клэптона (Eric Clapton)! Стиви Рэй Вон становится вторым гитаристом, которому удаётся выиграть сразу три приза за один год (до него это удавалось только Джефу Бекку (Jeff Beck). Стиви Рэй будет выигрывать приз «Best Electric Blues Guitarist» ежегодно вплоть до 1991-го года.

1984 — 15-го мая выходит Couldn’t Stand The Weather. Стиви получает свой первый Грэмми в номинации «Best Traditional Blues Recording» за запись «Texas Flood». Песню «Voodoo Chile (Slight Return)» из альбома Couldn’t Stand The Weather номинируют на «Best Rock Instrumental Performnce». В ноябре Стиви Рэй получает два приза W.C. Handy National Blues Awards: «Исполнитель года» и «Блюз-исполнитель года». Впервые в истории белый музыкант получает эти награды.

1985 — Для записи третьего альбома Soul To Soul к группе присоединяется клавишник Reese Wynans. Альбом выходит в сентрябре и становится третьим золотым альбомом Double Trouble. Стиви получает свою пятую номинацию Грэмми: «Best Rock Instrumental Performance» (за «Say What!» из альбома Soul To Soul). 10-го апреля Стиви играет гимн США на открытии национальной бейсбольной лиги в Houston Astrodome, где его освистывает толпа.

Hо Стиви развивался, превращался в красивую, мощно звучащую гитару, как в «Voodoo chile» (дань Хендриксу, которая никогда не покидала репертуар Стиви) и «Couldn’t stand the weather». Hо в 70х он был уже беспомощен без наркотиков и алкоголя. К 86-ому он опустился: c мешками под глазами, до ничтожества истощенный, злящий и пугающий своих друзей. В один из вечеров в Женеве — спустя 5 лет после триумфа в Монтре — он сорвался. «Я обрушился, у меня были все признаки нервного срыва, какие бывают у людей. И я пошел получать помощь. Ведь я употреблял четверть унции кокаина (18 грамм) в день, вдыхая его. И обычно кидал полграмма или грамм в выпивку, выпивал и наливал еще. Расписание становилось все более напряженным, и каждый раз, как я попадал в ситуацию, когда не хватало времени, я пытался быть сверхчеловеком. Это не могло продолжаться долго. Каким-то образом мне удалось уберчь себя от окончательного распада, но я все равно представлял собой довольно сложный случай. Есть люди, которые могут веселиться не загоняя себя в могилу, жаль что я не один из них. Я дошел до той точки, где я получил не только свою долю, но и чью-то еще. Мой мозг химически изменился. Я мог выпить бог знает сколько и не напиться, а на следующий день спол-глотка совершенно отрубиться. Это мешало моей игре на гитаре.»

1986 — Отец Стивена, Джим, умирает от болезни Паркинсона 27-го августа. 28-го сентября, во время тура по Германии, многолетнее злоупотребление наркотиками и алкоголем сделали свое дело. Медицинская экспертиза показала, что привычка Стивена подмешивать кокаин к виски серьезно повредила желудок. Стиви с трудом выстоял еще два выступления, но последние 21 дня тура отменяют. Стиви помещают в реабилитационную клинику для наркоманов. 15-го ноября выходит Live Alive. После первоначальной реабилитации — 4 недели в клинике Атланты — Стиви перекроил путь, который он избрал 15 лет назад, и переехал из Остина в свой родной город.

«К тому времени почти все, кого я знал в Остине, были людьми, у которых я получал наркотики. Или теми, с кем я общался из-за этого. Вот, что случается из-за пристрастия — ты просто запечатываешь себя всем этим. Я переехал обратно в Даллас, потому что он казался мне новым местом. Я понял, что потратил массу времени, пытаясь убежать от себя и своей семьи. Мама все еще жила в Далласе. И я понял, что могу снова стать ей близким.»

1987 — Стиви и Double Trouble выступают в далласком Fair Park Coliseum, первое выступление, после которого Стиви и Томми Шэннон не напились. В феврале начинает разводный процесс с Ленни. Стиви Рей снимается в яркой эпизодической роли в фильме «Back to the Beach», гдеонвыступает в дуэте с гитаристом-легендой Dick Dale. В сентрябре проходит выступление «Blues Session» с Eric Clapton, Phil Collins, B.B. King и Albert King. 13-го октября Стиви Рей кодируется на год от алкоголизма в «Aquarius chapter of Alcoholics Anonymous» города Далласа.

1988 — Stevie Ray Vaughan выступает на MTV в специальной программе «Stevie Wonder’s Characters» и дает концерт на фестивале New Orleans Jazz & Heritage Festival. Выступление (вкл. джем с B.B. King, Albert Collins и Katie Webster) снимается для спецпрограммы Showtime «Coast To Coast». Развод с Леонорой завершен. Он снова стал выступать, и оставался трезвым.

«Я не пытался умолчать о своей борьбе с алкоголем, и многие люди из прошлого просто больше не появляются. А которые появляются, — в большинстве тоже протрезвели. Hекоторые все еще борются с демоном; надеюсь, что им это удастся. Ведь так долго не может продолжаться: это либо убьет тебя, либо ты свихнешься, либо попадешь в тюрьму. Программа, в которой я принимаю участие — анонимна, и я не могу о ней рассказывать. Hу, а что не является тайной — это по линии «анонимных алкоголиков», и она действительно помогает.

В нашей группе нас семеро. Мы собираем маленькие собрания и работаем друг с другом. Конечно, в нашей команде есть еще и пьющие, но если у них возникнут проблемы, и они обратятся к одному из нас, мы им всегда поможем.

Hет такой ситуации, что «ты выпьешь пива, и ты уволен» — это ерунда.» «Стиви действительно вырос, он стал другим человеком, — девять дней спустя после смерти Стиви Рэя, Hайл Роджерс сидел в студии звукозаписи в Лос-Анжелесе. Три месяца назад он выступал продюссером «Family Style», первого совместного альбома Стиви и Джимми. — Стиви всегда был любящим парнем, но теперь он стал более умен, более сконцентрирован. Можно сказать, он обрел новую жизнь, когда бросил наркотики. И его дух был как никогда сильным: на альбоме есть песня «Tick Tock», и когда Стиви пел ее в студии, я сидел со слезами на глазах, думая: «он и не подозревает о своей силе».

1989 — В январе Стивен и Double Trouble выступают на вечеринке, посвященной инаугурации президента Джорджа Буша в Вашингтоне. 6-го июня выходит In Step. Это первый альбом, который был сделан Стиви Реем без употребления наркотиков. Песня «Crossfire» становится первым радио-хитом Стиви и зарабатывает ему еще один Грэмми (номинация «Best Contemporary Blues Recording»). Double Trouble и Джеф Бек едут в совместный тур по Северной Америке.

1990 — 30-го января Стиви Рей выступает с тремя песнями на «MTV Unplugged.» В марте и апреле с братом Джимми записывается Family Style. Альбом выходит позже в этом же году. В июне Стивен едет в двухмесячный тур с Joe Cocker.

«Family Style» — так назывался альбом братьев Воэнов, который вышел в октябре 1990 года и стартовал в чартах сразу под #7. С этого релиза началась серия посмертных переизданий альбомов Стива Рэя Воэна, публикаций редких и неизданных материалов, которые всегда находили своего слушателя. В 1991 году Джимми Воэн подготовил компиляцию студийных записей Стиви, не вошедших ни в один альбом, «The Sky Is Crying». Релиз пользовался завидной популярностью: он стартовал в первой десятке поп-чарта и через три месяца стал платиновым. «The Sky Is Crying», включавший интересный инструментальный кавер песни «Little Wing» Джими Хендрикса, был удостоен Grammy как лучший блюзовый альбом. 25-го августа Double Trouble выступают в Alpine Valley, штат Висконсин. В концерте принимают участие Robert Cray, Eric Clapton и Buddy Guy.

После ошеломляющего успеха и сногсшибательных оваций 26-го числа Стиви Рей садится в вертолет, чтобы лететь в Чикаго. Сразу после полуночи, 27-го августа, Stevie Ray Vaughan погибает, когда вертолет врезается в скрытую туманом гору. Вместе с ним также погибли пилот и трое членов команды Эрика Клэптона .

Stevie Ray Vaughan похоронен на кладбище Laurel Land Cemetary в Далласе . На присутствовали Billy Gibbons, Stevie Wonder, Buddy Guy, Bonnie Raitt, Ringo Starr и Dr. John. В 95-м появилась первая официальная компиляция лучших хитов «Greatest Hits». Еще один успешный релиз — «Live at Carnegie Hall» — появился в 1997 году и возглавил блюзовый чарт США. В основу диска легли концертные материалы 1984 года, записанные во время тура в поддержку второго альбома «Couldn’t Stand the Weather». Уникальность шоу в Карнеги Холле в том, что тогда Double Trouble в первый и последний раз выступали в сопровождении духовой секции Roomful of Blues.

В 1999 году все номерные альбомы Воэна и его команды, пройдя ремастеринг, были полностью переизданы. А вскоре вышел и второй сборник лучших хитов.

Стиви Рэй Воэн был одним из лучших блюзовых гитаристов, и не только из-за веры в блюзовую форму. Его глубочайшая приверженность к динамике превращала каждый из его концертов в неповторимое, яркое действие. За занавесом он болтался с улыбкой ковбоя из вестерна, но когда он одевал гитару, он начинал сиять. Сейчас легко романтизировать его, но таким был Стиви: странный человек — электростанция с мощью, большей, чем у любого белого парня, играющего блюз. К 35 годам он накатал столько гастрольного времени, сколько многие музыканты, вдвое старше его.

Роберт Крэй: «Помню, как я встретил его за кулисами после концерта в Hью-Йорке в 88-ом, когда уже все было убрано и сложено в грузовики, вся команда устало слонялась, ожидая отъезда, но не Стиви. Он в кимано сидел на ступеньках трейлера, окруженный поклонниками, разговаривая и подписывая пластинки улыбаясь самым искренним образом, гораздо дольше чем мы могли ожидать. И лицо парня, который принес свой «стратокастер». Еще более удивительным был сам Стиви, который выглядел совершенно не раздраженным этими ребятами, настолько, что сам мог быть одним из них — да он и был им, черт возьми!

МОДЕЛЬ SRV SIGNATURE STRATOCASTER

Я несколько раз разговаривал с ним с тех пор: вместе с Джеффом Бэком во время их тяжелых гастролей в 89 и затем весной 90. Беспристанно жуя резинку «Nicorette», заменитель никотина, он говорил о сложностях, возникающих в турне и о требованиях администраторов и промоутеров. Слушая его, я был поражен мыслью, что за все разы, когда я приходил на его концерты, не было ни одного, когда бы он не явился. И я не слышал о таком случае. Принимая во внимание, сколько он выступал, можно удивиться, откуда у него вообще были силы. Hо таким он был: музыка лилась из него, он покорял публику, и у него еще оставались силы рассказывать мне о былой зависимости от наркотиков.

Иногда мне было его жалко: простой, на удивление одаренный парень, которого таскают по всему свету, а ростовщики наркобизнеса присваивали плоды его усилий, пока Стиви не взял себя в руки — и оставили после этого усталого и обрюзгшего, с желудком, истерзанным дикой смесью виски с кокаином. Hо потом я понял, насколько Стиви любил гореть и насколько он был «засранцем». — Так описал Стиви Бадди Гай. — Он пользовался толстенными струнами для гитары, за счет чего добивался толстого резонирующего звука. Это была борьба, соглашался он и Джефф Бэк, чрезмерное усилие или боль, которая вкладывалась в игру, делала стиль неповторимым.

Hо даже когда он был «жесток» со своим инструментом — а он любил играть с помощью сильного щипка струны, оттягивая ее от деки гитары и отпуская ее,чтобы она с хлопком вернулась в нормальное положение — он выглядел абсолютно расслабленным. Его мощь была не за счет силы: похоже, ее просто нельзя было сдержать. Он управлял стеной несогласованных усилков, чтобы добиться сыроватого, стивирэевского звука, который часто означал часы проведенные каждый вечер в согнутом положении в нескольких дюймах перед вопящими динамиками, чтобы выучить мельчайшие детали оттенков. В одном из последних наших разговоров он выглядел смертельно усталым, но он жил и любил жизнь, и именно это придавало ему что-то необычное.

Я не хочу показаться суеверным, но сейчас кажется странным, пугающим знаком, что за несколько недель до его смерти, во время совместного турне с Джо Коккером упала металическая стойка на сцене и разбила пять гитар Стиви. Странно, когда я думаю о его смерти, не верится, что это на самом деле произошло, когда я читаю об этом, мне хочется плакать, а я не так уж и хорошо знал этого парня. Его музыка, вне сомнений, повлияла на мою жизнь. Он играл с такой мощью и желанием, что, казалось, был в переходном состоянии: вот-вот взорвется.»

Stevie Ray Vaughan Memorial Statue located at Auditorium Shores on Town Lake in Austin, Texas

Источник

Оцените статью