- Уроки классической гитары: этот раздел является самоучителем игры на гитаре онлайн
- Уроки гитары — Аккорды, табы (табулатуры) — Урок 10
- АККОРДЫ
- Игра аккордов на гитаре ПРАВОЙ рукой
- Таблица основных аккордов для гитары
- Cмена аккордов
- Предлагаю Вашему вниманию некоторые цепочки аккордов для тренировки
- Правила смены позиции Действия среднего и указательного пальцев левой руки
Уроки классической гитары: этот раздел является самоучителем игры на гитаре онлайн
Данный раздел является самоучителем игры на гитаре и предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.
Данный раздел предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.
Уроки гитары — Аккорды, табы (табулатуры) — Урок 10
В уроке 7 чать 1 уже было сказано, что в более ранние времена музыка записывалась при помощи так называемой табулатуры — графической записи музыки.
Старинная табулатура представляла собой очень сложную систему записи музыки с применением самых разных обозначений: точек, букв, цифр, черточек.
Такая запись была очень сложна и могла быть абсолютно не понятна другому музыканту. поскольку единой системы записи музыки с использованием табулатуры не существовало.
В настоящее время для гитары используется табулатура следующего вида:
Это шесть параллельных горизонтальных линеек, каждая из которых изображают свою собственную струну.
Очень похоже на нотный стан, но ничего общего с ним не имеет.
С левой стороны имеется надпись TAB, что и говорит нам, что перед нами находится табулатура для гитары.
Стоит заметить, что в настоящее время существуют табулатуры для самых разных инструментов, мы же говорим именно о шестиструнной гитаре.
Эти шесть линеек табулатуры представляют собой, собственно, струны гитары:
— самая верхняя линейка — это 1-я струна гитары (самая тонкая)
— самая нижняя линейка табулатуры — соотносится с 6-й струной гитары (самой толстой)
Если Вы положите гитару себе на колени верхней декой вверх и головкой грифа со стороны левого плеча, то расположенные перед Вами струны гитары и будут представлять собой табулатуру.
На линейках табулатуры ставятся цифры, указывающие на то, на каком ЛАДУ необходимо прижать конкретную струну.
Читается табулатура как обычный текст, также как и ноты на нотном стане — слева направо.
Если на табулатуре цифры расположены в ряд, то звуки на гитаре извлекаются последовательно.
Как пример, попробуйте сыграть на первой струне следующую мелодию:
«В траве сидел кузнечик»
Вы можете послушать исполнение приведенной выше табулатуры
— аудио файл — kuznechik.mid [473 b] (cкачиваний: 4958)
Песню же «В траве сидел кузнечик» знают все и подобрать длительность нот не составит труда.
Давайте разберём данную табулатуру
1. Сразу видно, что все произведение исполняется на 1-й струне, поскольку цифры находятся только на первой линейке табулатуры.
2. Первый звук извлекается на первой струне прижатой на пятом ладу (не забывайте, что струна прижимается ВОЗЛЕ металлического порожка, а не посередине лада).
3. А вот прижимается эта струна ВТОРЫМ пальцем левой руки, о чем нам говорит цифра 2 в кружочке, которая находится ПОД табулатурой.
4. Следующая цифра на табулатуре после пятёрки — 0. Это означает, как Вы помните, что звук извлекается НА ОТКРЫТОЙ СТРУНЕ, т.е. прижимать её не нужно.
5. Затем мы снова прижимаем первую струну на пятом ладу вторым пальцем.
И так далее.
Разобраться дальше не составит труда.
Если на табулатуре цифры расположены столбиков, то звуки на гитаре извлекаются одновременно.
прослушать аудио — tab_3.mid [314 b] (cкачиваний: 3376)
В данной табулатуре показано, что необходимо сыграть НА ОТКРЫТЫХ СТРУНАХ (поскольку на линейках стоят нолики) на 1-й, 2-й и 3-й струне ОДНОВРЕМЕННО.
АККОРДЫ
Что касается АККОРДОВ. Аккорд — это благозвучное сочетание трёх и более разноимённых музыкальных звуков, звучащих одновременно или почти одновременно.
Итак, аккорд состоит из не менее трёх звуков и используются для аккомпанемента мелодии.
Аккорды бывают:
Мажорные (главный) — чистый мажорный аккорд звучит строго, приятно и торжественно, гармонично, бодро, весело.
Минорные (второстепенный) — чистый минорный аккорд звучит строго, приятно и грустно, меланхолично.
Септакорд — это аккорды, состоящие из 4-х звуков
Это основное, что Вам необходимо знать на данный момент.
Каждый аккорд имеет своё собственное название по нижней ноте и состоит из первой (басовой), третьей и пятой ноты гаммы.
Аккорды запоминают именно по таким названиям.
Первое, о чем мечтают большинство начинающих гитаристов, — это научиться играть простые аккорды.
Графически аккорды изображают на линиях похожие на линии табулатуры, но с небольшим отличием:
Если слева показана жирная вертикальная полоса, то она отображает НУЛЕВОЙ ЛАД, а другие вертикальные линии показывают металлические порожки.
Графически аккорды могут располагаться на схемах слева-направо или сверху вниз.
Определить где находится первая, а где шестая струна, как правило не составляет большого труда.
На линиях (которые отображают струны как и в табулатуре) кружочками отмечаются места прижима струны и указывается каким пальцем эта струна должна быть прижата.
Как правило во всех печатных изданиях данные кружки расположены посередине «лада», однако это не руководство к прямому действию. т.е. струну необходимо прижимать БЛИЖЕ К МЕТАЛЛИЧЕСКОМУ ПОРОЖКУ, а не посередине лада.
Это Вы должны помнить.
Также в разных источниках приводятся разные «пальцовки» рекомендуемые для принятия одного и того же аккорда.
Игра аккордов на гитаре ПРАВОЙ рукой
Итак, подытожим.
Классические способы игры аккордов на гитаре:
— приемом арпеджио (перебором струн гитары)
— приемом разгеадо (в простонародье — «боем», когда большой или указательный палец правой руки проводится по всем струнам сразу)
То, каким образом необходимо играть то или иное произведение записывается различными способами либо на нотном стане, либо на табулатуре.
Последовательность извлечения звуков при игре правой рукой записывается либо нотами с указанием пальцев руки и струн гитары, либо тоже с помошью табулатуры.
В последнем случае пользуются графическим изображением направления движения пальцев при игре с помощью стрелок:
Этот рисунок означает, что нужно сначала большим пальцем правой руки ( р ) извлечь басовый звук на шестой струне, затем пальцем ( i ) сыграть третью струну, затем пальцем ( m ) — вторую, пальцем ( а ) — первую, и снова пальцем ( m ) — вторую струну и пальцем ( i ) — третью и повторить всё движение ещё раз.
На нотном стане обозначения для правой руки могут выглядеть так:
Таблица основных аккордов для гитары
Это небольшая часть аккордов, которую необходимо знать.
Название / строение аккорда | Запись аккорда на нотном стане / звучание аккорда | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. A Ля мажор
| Звучание: a.mid [258 b] (cкачиваний: 7833) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Am Ля минор
| Звучание: am.mid [258 b] (cкачиваний: 6248) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. A7 Ля септакорд
| Звучание: a7.mid [252 b] (cкачиваний: 2972) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Am7 Ля минорный септакорд
| Звучание: am7.mid [264 b] (cкачиваний: 2330) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. E Ми мажор
| Звучание: e.mid [258 b] (cкачиваний: 2081) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Em Ми минор
| Звучание: em.mid [252 b] (cкачиваний: 2177) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. E7 Ми септакорд
| Звучание: e7.mid [264 b] (cкачиваний: 1590) e7-3.mid [252 b] (cкачиваний: 1255) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. С До мажор
Другая аппликатура: | Звучание: c.mid [264 b] (cкачиваний: 1671) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Звучание: c-2.mid [258 b] (cкачиваний: 1385) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. C7 До септакорд
| Звучание: c7.mid [264 b] (cкачиваний: 1119) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. D Ре мажор
| Звучание: d.mid [258 b] (cкачиваний: 1333) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Dm Ре минор
| Звучание: dm-1.mid [258 b] (cкачиваний: 1545) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. D7 Ре септакорд
| Звучание: d7.mid [171 b] (cкачиваний: 1028) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. G Соль мажор
Другая аппликатура: | Звучание: g.mid [258 b] (cкачиваний: 1494) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. G7 Соль септакорд
| Звучание: g7.mid [258 b] (cкачиваний: 1092) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. H7 Си септакорд
| Звучание: h7.mid [264 b] (cкачиваний: 1399) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. G — Am — D7 — G прямое арпеджио по схеме: |
Пример исполнения: g_am_d7_g_pryamoe.mid [374 b] (cкачиваний: 3477) |
Начало аккордов: 1-й аккорд — G — начинается с -й струны 2-й аккорд — Am — начинается с -й струны 3-й аккорд — D7 — начинается с -й струны 4-й аккорд — G — начинается с -й струны |
2. G — Am — D7 — G обратное арпеджио по схеме: |
Пример исполнения: g_am_d7_g_obratnoe.mid [374 b] (cкачиваний: 1265) |
Начало аккордов: 1-й аккорд — G — начинается с -й струны 2-й аккорд — Am — начинается с -й струны 3-й аккорд — D7 — начинается с -й струны 4-й аккорд — G — начинается с -й струны |
3. G — Am — D7 — G волнообразное арпеджио по схеме: |
Пример исполнения: g_am_d7_g_volna.mid [446 b] (cкачиваний: 1120) |
Начало аккордов: 1-й аккорд — G — начинается с -й струны 2-й аккорд — Am — начинается с -й струны 3-й аккорд — D7 — начинается с -й струны 4-й аккорд — G — начинается с -й струны |
4. G — Am — D7 — G ломаное арпеджио по схеме: |
Пример исполнения: g_am_d7_g_lomanoe.mid [518 b] (cкачиваний: 1045) |
Начало аккордов: 1-й аккорд — G — начинается с -й струны 2-й аккорд — Am — начинается с -й струны 3-й аккорд — D7 — начинается с -й струны 4-й аккорд — G — начинается с -й струны |
5. Am — Dm — E — Am прямое арпеджио по схеме: |
Пример исполнения: am_dm_e_am_pryamoe.mid [389 b] (cкачиваний: 863) |
Начало аккордов: 1-й аккорд — Am — начинается с -й струны 2-й аккорд — Dm — начинается с -й струны 3-й аккорд — E — начинается с -й струны 4-й аккорд — Am — начинается с -й струны |
6. Am — Dm — E — Am обратное арпеджио по схеме: |
Пример исполнения: am_dm_e_am_obratnoe.mid [389 b] (cкачиваний: 649) |
Начало аккордов: 1-й аккорд — Am — начинается с -й струны 2-й аккорд — Dm — начинается с -й струны 3-й аккорд — E — начинается с -й струны 4-й аккорд — Am — начинается с -й струны |
7. Am — Dm — E — Am волнообразное арпеджио по схеме: |
Пример исполнения: am_dm_e_am_volna.mid [461 b] (cкачиваний: 669) |
Начало аккордов: 1-й аккорд — Am — начинается с -й струны 2-й аккорд — Dm — начинается с -й струны 3-й аккорд — E — начинается с -й струны 4-й аккорд — Am — начинается с -й струны |
8. Am — Dm — E — Am ломаное арпеджио по схеме: |
Пример исполнения: am_dm_e_am_lomanoe.mid [533 b] (cкачиваний: 705) |
Начало аккордов: 1-й аккорд — Am — начинается с -й струны 2-й аккорд — Dm — начинается с -й струны 3-й аккорд — E — начинается с -й струны 4-й аккорд — Am — начинается с -й струны |
9. C — G — Dm — Am ломаное арпеджио по схеме: |
Пример исполнения: c_g_dm_am_lomanoe.mid [533 b] (cкачиваний: 674) |
Начало аккордов: 1-й аккорд — C — начинается с -й струны 2-й аккорд — G — начинается с -й струны 3-й аккорд — Dm — начинается с -й струны 4-й аккорд — Am — начинается с -й струны |
10. C — Dm — G7 прямое арпеджио по схеме: |
Пример исполнения: c_dm_g7_pryamoe.mid [384 b] (cкачиваний: 521) |
Начало аккордов: 1-й аккорд — С — начинается с -й струны 2-й аккорд — Dm — начинается с -й струны 3-й аккорд — G7 — начинается с -й струны |
11. C — Am — Dm — G7 — C прямое арпеджио по схеме: |
Пример исполнения: c_am_dm_g7_c_pryamoe.mid [456 b] (cкачиваний: 505) |
Начало аккордов: 1-й аккорд — C — начинается с -й струны 2-й аккорд — Am — начинается с -й струны 3-й аккорд — Dm — начинается с -й струны 4-й аккорд — G7 — начинается с -й струны 5-й аккорд — C — начинается с -й струны |
12. C — Dm — G7 — C — Am — Dm — G7 — C прямое арпеджио по схеме: |
Пример исполнения: c_dm_g7_c_am_dm_g7_c_pryamoe.mid [528 b] (cкачиваний: 734) |
Начало аккордов: 1-й аккорд — C — начинается с -й струны 2-й аккорд — Dm — начинается с -й струны 3-й аккорд — G7 — начинается с -й струны 4-й аккорд — C — начинается с -й струны 5-й аккорд — Am — начинается с -й струны 6-й аккорд — Dm — начинается с -й струны 7-й аккорд — G7 — начинается с -й струны 8-й аккорд — C — начинается с -й струны |
13. Am — Dm — G7 — C обратное арпеджио по схеме: |
Пример исполнения: am_dm_g7_c_obratnoe.mid [374 b] (cкачиваний: 484) |
Начало аккордов: 1-й аккорд — Am — начинается с -й струны 2-й аккорд — Dm — начинается с -й струны 3-й аккорд — G7 — начинается с -й струны 4-й аккорд — C — начинается с -й струны |
14. Am — Dm — G7 — C — Am — Dm — E7 — Am волнообразное арпеджио по схеме: |
Пример исполнения: am_dm_g7_c_am_dm_e7_am_volna.mid [662 b] (cкачиваний: 730) |
Начало аккордов: 1-й аккорд — Am — начинается с -й струны 2-й аккорд — Dm — начинается с -й струны 3-й аккорд — G7 — начинается с -й струны 4-й аккорд — C — начинается с -й струны 5-й аккорд — Am — начинается с -й струны 6-й аккорд — Dm — начинается с -й струны 7-й аккорд — E7 — начинается с -й струны 8-й аккорд — Am — начинается с -й струны |
15. Am — Dm — G7 — C — Am — Dm — E7 — Am ломаное арпеджио по схеме: |
Пример исполнения: am_dm_g7_c_am_dm_e7_am_lomanoe.mid [806 b] (cкачиваний: 1028) |
Начало аккордов: 1-й аккорд — Am — начинается с -й струны 2-й аккорд — Dm — начинается с -й струны 3-й аккорд — G7 — начинается с -й струны 4-й аккорд — C — начинается с -й струны 5-й аккорд — Am — начинается с -й струны 6-й аккорд — Dm — начинается с -й струны 7-й аккорд — E7 — начинается с -й струны 8-й аккорд — Am — начинается с -й струны |
Данные примеры не обязательно заучивать наизусть, но поиграть их необходимо.
Правила смены позиции
Действия среднего и указательного пальцев левой руки
При переходе с дного аккорда на другой особое внимание надо обращать на движения и расстановку пальцев левой руки.
Необходимо помнить следующее:
- 1. Перемещение пальцев левой руки при переходе на другую позицию производится одним движением и строго согласованно с действиями пальцев правой руки.
- 2. Пальцы снимаются с предыдущей позиции только в тот момент, когда рука должна принять новое положение.
- 3. Пальцы приподнимаются над струнами без рывка и на возможно близкое расстояние от них.
- 4. Смену позиции надо производить быстрым и естественным движением, не глядя на струны.
- 5. Сближение или разъединение пальцев не должно нарушать правильное положение руки.
- 6. Когда один звук является общим для двух последовательных аккордов, палец должен оставаться на месте, если для этого нет особых препятствий
- 7. Если при переходе на другую позицию какой-либо палец должен исполнить новый звук на той же струне, то он скользит по грифу, не отрываясь от струны
- 8. Когда пальцы левой руки находятся на первой или второй струне, кисть стремится оттянуться назад и книзу. Чтобы избежать этого, необходимо больше округлить кисть.
Источник