- Буквенные обозначения аккордов. Аккорды си и си-бемоль
- Гитарный строй
- Содержание
- Строи шестриструнной гитары
- Классический строй
- Классический метод настройки
- Настройка флажолетами с темперацией
- Пониженные строи шестиструнной гитары
- Open C
- Повышенные строи шестиструнной гитары
- Строй «Drop D»
- Строй «Drop C»
- Строй «Double Drop-D»
- Строй «DADGAD»
- Строй «DADDAD»
- Строй «Open D»
- Строй «Open G»
- «Новый стандартный строй»
- «Альтернативный строй Cross A»
- Семиструнные строи
- Стандартный
- «Цыганский» строй
- Пониженные
- Dropped-строи
Буквенные обозначения аккордов. Аккорды си и си-бемоль
Часто возникает путаница с аккордами B и H. Как правильно и почему путаница. Немного теории. Буквенные обозначения аккордов, как и тональностей и просто звуков возникли в европейской музыке давно. Не то чтобы у меня было плохо с датами. Но думаю, что конкретной даты и нет. Примерно лет четыреста назад, как-то музыканты договорились и прямо по латинскому алфавиту начиная с ноты ля обозначили все семь нот A B C D E F G но звуки взяли не по белым клавишам, как мы привыкли, а в тональности фа-мажор…
Но в тональности фа-мажор после ля звук си-бемоль. Получилось соответственно:
A B C D E F G
ля си-бемоль до ре ми фа соль
Почему так получилось? Что заставило взять звуки фа-мажора? Точно не знаю, но так на века си-бемоль стал обозначаться буквой B. А для обозначения чистого звука си взяли следующую по алфавиту букву – H.
Так продолжалось до конца двадцатого века, пока не появились синтезаторы. Японские производители не стали вникать что и почему обозначили буквы по белым клавишам и буква B стала обозначать просто – си. А для звука си-бемоль не стали брать лишнюю букву, чтобы не выделяться и обозначать как и все бемоли маленькой b. Так появилось обозначение Bb соответствующее в традиционной системе обозначения просто B.
Иногда встречается даже обозначение Hb – несоответствующее никакой системе, видимо для экзотики или, чтобы окончательно запутать.
Для тех, кто получал музыкальное образование B – это си-бемоль, а остальным не отягощенным лишними знаниями, удобнее обозначать B – просто си, чтобы не использовать лишнюю букву. Вот и приходится каждый раз разбираться, уточнять какой аккорд имеется ввиду в каждой конкретной записи.
На сайте Песни под гитару система записи традиционная, классическая: си – это H, а си-бемоль – это B. Не перепутайте
Источник
Гитарный строй
Гитарный строй — настройка высоты звучания открытых (то есть не зажатых пальцами) струн гитары определённым образом для удобства игры наиболее часто используемых аккордов. Для шестиструнной гитары исторически сложился классический «испанский строй». [1] Неклассические настройки используются для удобства игры в отдельных музыкальных жанрах или музыкальных произведений.
Содержание
Строи шестриструнной гитары
Классический строй
Файл:Guitar Standard Tuning.ogg Также известен как «испанский» строй или строй E (ми). Наиболее популярный строй, большинство табулатур и аппликатур даны именно для этого строя.
Струна | Нота | Частота (в герцах) |
---|---|---|
Первая | e¹ (ми первой октавы) | 329,63 |
Вторая | b (си малой октавы) | 246.96 |
Третья | g (соль малой октавы) | 196.00 |
Четвёртая | d (ре малой октавы) | 146.83 |
Пятая | A (ля большой октавы) | 110.00 |
Шестая | E (ми большой октавы) | 82.41 |
Классический метод настройки
- Настройка 1-й струны производится по контрольному звуку — звуку камертона — или по звуку уже настроенного музыкального инструмента.
- По 1-й струне настраивается 2-я струна, которая, будучи прижатой на V ладу, должна звучать одинаково с 1-й открытой (не прижатой) струной.
- 3-я струна, прижатая на IV ладу, настраивается по 2-й открытой струне.
- 4-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 3-й открытой струне.
- 5-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 4-й открытой струне.
- 6-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 5-й открытой струне.
Настройка флажолетами с темперацией
Файл:Guitar Tuning by Overtone.ogg Позволяет производить намного более точную настройку, так как точность ладов не всегда достаточна.
- Настройка 1-й струны производится по контрольному звуку — звуку камертона — или по звуку уже настроенного музыкального инструмента.
- 6-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал в унисон с 1-й струной.
- 5-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с 1-й струной, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,372 Гц (одно биение за 2,7 секунды).
- 4-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 5-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,497 Гц (одно биение за 2,01 секунды).
- 3-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 4-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,664 Гц (одно биение за 1,51 секунды).
- 2-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал почти в унисон с флажолетом 1-й струны на VII ладу, но чуть недотягивается, чтобы слышались биения частотой 1,12 Гц (одно биение за 0,9 секунды).
При настройке по камертону A («ля») первой настраивается 5-я струна (флажолет на V ладу в унисон с камертоном), затем 1-я и 6-я, а потом 4-я, 3-я и 2-я.
При хорошем слухе, накопив достаточный опыт, можно обойтись без взятия флажолетов, улавливая биения обертонов в звучании открытых струн.
Поскольку изменение натяжения струны ведёт к деформации корпуса гитары и расстройке остальных струн, рекомендуется настраивать гитару в 2-3 итерации, первую из которых можно делать без темперации (без тщательного подсчёта частоты биений).
Пониженные строи шестиструнной гитары
Пониженные (т.е. ниже обычного строя EBGDAE) строи применяются для более удобной игры в определённой тональности, либо для получения более низкого «тяжелого» звука. В частности, многие рок-гитаристы любят т.н. Drop-строи, которые именуются с дописыванием к «Drop» ноты на 6-й струне, которая опускается на 1 тон ниже первой (например: Drop C = DAFCGC). Для перестройки из классического строя в какой-либо пониженный, все струны гитары опускаются на определённый интервал (например чтобы перестроиться в строй D необходимо все струны гитары опустить на тон). Для понижение строя гитары более чем на тон может понадобиться смена струн на более толстые из-за ослабления их натяжения. Также для строя ниже B (си) используются в основном баритон-гитары.
Струна | Строй E♭ (ми-бемоль) | Строй D (ре) | Строй D♭ (ре-бемоль) | Строй C (до) | Строй B (си) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нота | Частота (в герцах) | Нота | Частота | Нота | Частота | Нота | Частота | Нота | Частота | |
Первая | e♭¹ (ми-бемоль первой октавы) | 311.13 | d¹ (ре первой октавы) | 293.66 | d♭¹ (ре-бемоль первой октавы) | 277.18 | c¹ (до первой октавы) | 261.63 | b (си малой октавы) | 246.96 |
Вторая | b♭ (си-бемоль малой октавы) | 233.08 | a (ля малой октавы) | 220.00 | a♭ (ля-бемоль малой октавы) | 207.00 | g (соль малой октавы) | 196.00 | g♭ (соль-бемоль малой октавы) | 185.00 |
Третья | g♭(соль-бемоль малой октавы) | 185.00 | f (фа малой октавы) | 174.62 | e (ми малой октавы) | 164.81 | e♭ (ми-бемоль малой октавы) | 155.56 | d (ре малой октавы) | 147.83 |
Четвёртая | d♭ (ре-бемоль малой октавы) | 138.59 | c (до малой октавы) | 130.82 | B (си большой октавы) | 123.48 | B♭ (си-бемоль большой октавы) | 116.54 | A (ля большой октавы) | 110.00 |
Пятая | A♭ (ля-бемоль большой октавы) | 103.80 | G (соль большой октавы) | 98.00 | G♭ (соль бемоль большой октавы) | 92.50 | F (фа большой октавы) | 87.31 | E (ми большой октавы) | 82.41 |
Шестая | E♭ (ми-бемоль большой октавы) | 77.78 | D (ре большой октавы) | 73.91 | D♭ (ре-бемоль большой октавы) | 69.30 | C (до большой октавы) | 65.41 | B¹ (си контроктавы) | 61.74 |
Ноты |
Open C
Одной из характерных особенностей является легкость извлечения основных мажорных аккордов. Простое барре на 2м ладу даст «Ре», 4м — «Ми», 5м — «Фа» и так далее. Открытые струны предоставят вам «До».
Дла того чтобы настроить гитару в «Open C», надо (отталкиваясь от «стандартного строя»): 1-я струна (тонкая) Оставить как в «стандартном строе» — «Ми»(«E»)
2-я струна. Поднять на полшага до «До»(«C»)
3-я струна. Оставить как в «стандартном строе» — «Соль»(«G»)
4-я струна. Опустить на шаг до «До»(«C»)
5-я струна. Опустить на шаг до «Соль»(«G»)
6-я струна (толстая). Опустить на два шага c «Ми» до «До»(«C»)
Повышенные строи шестиструнной гитары
Повышение строя гитары, особенно классической, может привести к повреждению инструмента [2] , а также к травмам из-за внезапного обрыва перетянутой струны.
Для повышения строя можно использовать каподастр. Если перестройка гитары все же необходима, рекомендуется использовать более тонкий набор струн.
Струна | Строй F (фа) | Строй F# (фа-диез) | Строй G (соль) | Строй G# (соль-диез) | Строй A (ля) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нота | Частота (в герцах) | Нота | Частота | Нота | Частота | Нота | Частота | Нота | Частота | |
Первая | f¹ (фа первой октавы) | 349.23 | f¹# (фа-диез первой октавы) | 369.99 | g¹ (соль первой октавы) | 392.00 | g¹# (соль-диез первой октавы) | 415.30 | a¹ (ля первой октавы) | 440.00 |
Вторая | с¹ (до первой октавы) | 261.63 | с¹# (до-диез первой октавы) | 277.18 | d¹ (ре первой октавы) | 293.66 | D¹# (ре-диез первой октавы) | 311.13 | e¹ (ми первой октавы) | 311.13 |
Третья | g# (соль-диез малой октавы) | 207.00 | a (ля малой октавы) | 220.00 | a# (ля-диез малой октавы) | 233.08 | b (си малой октавы) | 246.96 | c¹ (до первой октавы) | 261.63 |
Четвёртая | d# (ре-диез малой октавы) | 155.56 | e (ми малой октавы) | 164.81 | f (фа малой октавы) | 174.62 | f# (фа-диез малой октавы) | 185.00 | g (соль малой октавы) | 196.00 |
Пятая | A# (ля-диез большой октавы) | 116.54 | B (си большой октавы) | 123.48 | c (до малой октавы) | 130.82 | c# (до-диез малой октавы) | 138.59 | d (ре малой октавы) | 147.83 |
Шестая | F (фа большой октавы) | 87.31 | F# (фа-диез большой октавы) | 92.50 | G (соль большой октавы) | 98.00 | G# (соль-диез большой октавы) | 103.80 | A (ля большой октавы) | 110.00 |
Ноты |
Строй «Drop D»
Этот строй отличается от классического опущенной на тон шестой струной. Он часто используется музыкантами играющими в стиле хард-рок на электрогитаре, так как облегчает игру квинт-аккордов (англ. power-chord ), также для него написаны некоторые произведения классической гитары (в тональностях ре-мажор и ре-минор).
Струна | Нота | Частота (в герцах) |
---|---|---|
Первая | e¹ (ми первой октавы) | 329,63 |
Вторая | b (си малой октавы) | 246.96 |
Третья | g (соль малой октавы) | 196.00 |
Четвёртая | d (ре малой октавы) | 147.83 |
Пятая | A (ля большой октавы) | 110.00 |
Шестая | D (ре большой октавы) | 73.91 |
Строй «Drop C»
Используется для получения ещё более низкого и «тяжелого звука» на электрогитаре. В отличие от классического строя, все струны кроме шестой настраиваются на тон ниже, а шестая струна — на два тона.
Как и строй Drop D используется для игры квинтаккордов.
Струна | Нота | Частота (в герцах) |
---|---|---|
Первая | d¹ (ре первой октавы) | 297.66 |
Вторая | a (ля малой октавы) | 220.00 |
Третья | f (фа малой октавы) | 174.61 |
Четвёртая | c (до малой октавы) | 130.81 |
Пятая | G (соль большой октавы) | 98.00 |
Шестая | C (до большой октавы) | 65.41 |
Строй «Double Drop-D»
Строй похожий на Drop D, отличающийся тем что первая струна опускается на тон. Для настройки из классического строя первая и шестая струна опускаются на тон.
В этом строе четыре верхние открытые струны гитары образуют аккорд соль-мажор, что облегчает игру слайдом. Двойной drop D часто использовался исполнителем Нилом Янгом.
Струна | Нота | Частота (в герцах) |
---|---|---|
Первая | d¹ (ре первой октавы) | 293.66 |
Вторая | b (си малой октавы) | 246.96 |
Третья | g (соль малой октавы) | 196.00 |
Четвёртая | d (ре малой октавы) | 147.83 |
Пятая | A (ля большой октавы) | 110.00 |
Шестая | D (ре большой октавы) | 73.91 |
Строй «DADGAD»
Строй наиболее часто используемый в фолк-музыке. Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм для более удобной игры по нотам записанным для скрипки или волынки. [3]
Для перестройки в строй «DADGAD» из классического необходимо опустить на тон первую, вторую и шестую струны.
Струна | Нота | Частота (в герцах) |
---|---|---|
Первая | d¹ (ре первой октавы) | 293.66 |
Вторая | a (ля малой октавы) | 220.00 |
Третья | g (соль малой октавы) | 196.00 |
Четвёртая | d (ре малой октавы) | 147.83 |
Пятая | A (ля большой октавы) | 110.00 |
Шестая | D (ре большой октавы) | 73.91 |
Строй «DADDAD»
Строй «Papa-Papa», наиболее подходящий как для использования в фолк-музыке (кельтской), так и для исполнения партий ритм-гитары в «тяжелой» (альтернативной музыке) по 4-е ноты одновременно. Для перестройки в строй «DADDAD» из классического необходимо опустить на тон первую, вторую и шестую струны. а третью настроить в унисон с четвертой.
Строй «Open D»
В этом строе открытые струны образуют аккорд ре-мажор. Он используется в основном на слайд-гитарах.
Для перестройки в этот строй из классического первая, вторая и шестая струны опускаются на тон, третья опускается на полутон.
Струна | Нота | Частота (в герцах) |
---|---|---|
Первая | d¹ (ре первой октавы) | 293.66 |
Вторая | a (ля малой октавы) | 220.00 |
Третья | f# (фа-диез малой октавы) | 185.00 |
Четвёртая | d (ре малой октавы) | 147.83 |
Пятая | A (ля большой октавы) | 110.00 |
Шестая | D (ре большой октавы) | 73.91 |
Строй «Open G»
В этом строе открытые струны образуют аккорд соль-мажор.
Для перестройки в строй «Open G» из классического первая, пятая и шестая струны опускаются на тон.
Струна | Нота | Частота (в герцах) |
---|---|---|
Первая | d¹ (ре первой октавы) | 293.66 |
Вторая | b (си малой октавы) | 246.96 |
Третья | g (соль малой октавы) | 196.00 |
Четвёртая | d (ре малой октавы) | 147.83 |
Пятая | G (соль большой октавы) | 98.00 |
Шестая | D (ре большой октавы) | 73.91 |
«Новый стандартный строй»
Также известный как «Crafty tuning». Строй разработанный музыкантом Робертом Фриппом и используемый им с 1983 года. В отличие от классического «квартового» строя, строй предложенный Робертом Фриппом ближе к смычковым струнным инструментам, причем первая, вторая и третья струны настраиваются аналогично скрипке. [4] Настройка в этот строй может потребовать замены нижних струн на более толстые, а верхних — на тонкие.
Струна | Нота | Частота (в герцах) |
---|---|---|
Первая | g¹ (соль первой октавы) | 392.00 |
Вторая | e¹ (ми первой октавы) | 329.63 |
Третья | a (ля малой октавы) | 220.00 |
Четвёртая | d (ре малой октавы) | 147.83 |
Пятая | G (соль большой октавы) | 98.00 |
Шестая | C (до большой октавы) | 65.41 |
«Альтернативный строй Cross A»
E-A-E-A-E-A .«Sitar A» – альтернативный пониженный гитарный строй. Напоминает звучание индийского ситара. Отлично подходит для создания индийской (восточной) музыки.
Семиструнные строи
Стандартный
Строй струн семиструнной гитары смешанный — терцово-квартовый, таким образом аккорд открытых струн является консонирующим (мажорный квартсекстаккорд), в отличие от шестиструнной гитары. Этот строй считается классическим (академическим).
Струна | Нота | Частота (в герцах) |
---|---|---|
Первая | d¹ (ре первой октавы) | 293.66 |
Вторая | b (си малой октавы) | 246.96 |
Третья | g (соль малой октавы) | 196.00 |
Четвёртая | d (ре малой октавы) | 147.83 |
Пятая | B (си большой октавы) | 123.48 |
Шестая | G (соль большой октавы) | 98.00 |
Седьмая | D (ре большой октавы) | 73.91 |
«Цыганский» строй
Отличается от стандартного тем, что вместо мажорного квартсекстаккорда используется минорный: вторая и пятая струны опускаются на полтона.
Струна | Нота | Частота (в герцах) |
---|---|---|
Первая | d¹ (ре первой октавы) | 293.66 |
Вторая | b♭ (си-бемоль малой октавы) | 233.08 |
Третья | g (соль малой октавы) | 196.00 |
Четвёртая | d (ре малой октавы) | 147.83 |
Пятая | B♭ (си-бемоль большой октавы) | 116.54 |
Шестая | G (соль большой октавы) | 98.00 |
Седьмая | D (ре большой октавы) | 73.91 |
Пониженные
- Bb строй — Bb-Eb-Ab-Db-Gb-Bb-Eb
На полтона ниже стандартного. - A строй — A-D-G-C-F-A-D
На тон ниже стандартного. - G# строй — G#-C#-F#-B-E-G#-C#
На 3 полутона ниже стандартного. - G строй — G-C-F-A#-D#-G-C
На 2 тона ниже стандартного. - F# строй — F#-B-E-A-D-F#-B
На 5 полутонов ниже стандартного.
Dropped-строи
В этих строях седьмая струна настраивается на тон ниже, чем обычно.
- Drop A — A-E-A-D-G-B-E
Такой же, как и стандартный, но с седьмой ниже на тон. - Drop Ab — Ab-Eb-Ab-Db-Gb-Bb-Eb
На полтона ниже Дроп А - Drop G — G-D-G-C-F-A-D
На тон ниже Дроп А - Drop F# — F#-C#-F#-B-E-G#-C#
На 3 полутона ниже Дроп А
Источник