Гитара тони айомми old boy

Гитара тони айомми old boy

Эдди Ван Халлен не шутил, когда называл Тони Айомми «повелителем риффов». Вообще, вся история Айоми, его восхождение к легендарности и то влияние, которое он оказал на группы «новой волны хэви-метала», уже прочно вошли в анналы современного гитаризма (обо всём этом было написано совсем недавно в январском номере журнала Guitar Player за 2010 год). Но ведь всё могло сложиться и по-другому, если бы не его сильнейшая страсть к игре.

В 17 лет он лишился первых фаланг на среднем и безымянном пальцах правой руки в результате несчастного случая на заводе. И это оказалось ещё страшнее, ведь он был левшой. И лишь его сильнейшая воля и преданность гитаре заставили его придумать некое подобие протезов-напёрстков (он их до сих пор использует) и продолжить играть. Также на продолжение его вдохновил пример Джанго Рейнхардта и игра Эрика Клэптона времён группы Blues Breakers. Айомми переосмыслил типичные блюзовые фразы и риффы в более мрачном и тяжёлом контексте – вскоре именно это и стало своеобразной визитной карточкой группы. По сути, Айомми являлся движущей силой группы и в 70-х, когда фронтменом был Оззи, и в последующие десятилетия, когда в группе пели покойный Ронни Джеймс Дио (так же и в проекте Heaven and Hell), Йан Гиллан и Гленн Хьюз. Именно Тони создавал убойные риффы и плотное звучание.

В список к обязательному прослушиванию входят как минимум пять первых альбомов группы (Black Sabbath и Paranoid [оба 1970], Master of Reality [1971], Black Sabbath Vol. 4 [1972] и Sabbath Bloody Sabbath [1973]), выборку песен 80-х и 90-х, включая песни с альбомов Heaven and Hell (1980) и Black Sabbath: The Dio Years (1998), два сольных альбома Айомми (Iommi [2000] и Fused [2005]), и, конечно же, самый последний релиз группы Heaven and Hell — альбом The Devil You Know (2009).

Хотите пойти по пути крёстного отца хэви-металла? Сначала вам надо…

1. Пойти против течения и отойти от толпы

Многие сверстники Тони подключали свои гитары в стэки Marshall и комбики Fender, но сам он в вопросах оборудования всегда отличался от остальных (Понятно, что как у левши, у него было меньше вариантов выбора). В Black Sabbath он пришёл со стратом, который пришёл в негодность вскоре после этого. Потому он и перешёл на ставшую легендарной гитару Gibson SG Special 65 года, как раз когда группа записывала первый альбом. Стратокастер звучит только на “Wicked World”. Гитара вместе со 100-ваттным стэком Laney (выбор пал на эту марку из-за связи изготовителя с родным городом Айомми – Бирмингемом) на раннем периоде дополнялась лишь двумя оригинальными педалями: Dallas Range Master Treble Booster и Tycobrahe Parapedal wah. (Факты: самой старой гитарой Тони была акустика Gibson J-45.) В 1975 Айомми получил в свой арсенал самую знаменитую свою гитару. Изготовленная Джоном Диггенсом гитара, так же известная как «Jaydee», «Number 1» и «Старина», имела форму гитары SG, состаренный внешний вид, корпус из красного дерева и гриф с 24 ладами (плюс нулевой лад), маркеры на грифе в виде крестов, бриджевый звукосниматель Jaydee special и нэковый Magnum XP (в стиле Джона Бирча – его так же сделал Диггенс). В общем, она воплощала собой всё, что Айомми требовалось от инструмента. Все эти особенности были перенесены на подписные инструменты, начиная с гитары Gibson Special SG Тони Айомми (1997 год) ограниченной серии (Факты: Айомми всё ещё использует два первых прототипа) и заканчивая подписными гитарами Epiphone и Gibson (2002 год). На гитаре Epiphone установлены звукосниматели Gibson P94, а на гитаре Gibson – подписные хамбакеры Тони Айомми.

В 2009 году в турне с группой Heaven and Hell Айомми использовал голову Engl Powerball в дополнение к своему подписному усилителю GH 100 TI Laney (обе головы были подключены к кабинетам 4×12 с динамиками Celestion Vintage 30), заменил педаль Tycobrahe Parapedal на Chicago Iron Parachute wah и экспериментировал с дополнительными эффектами, среди них Ibanez Tube Screamer и Boss OC-3 Super Octave. (см. выпуск GP 1/10 с полным описанием всего сценического оборудования Айомми в туре H & H) Айомми всегда пользовался очень тонкими струнами — .008- .032 для строя на пол тона ниже стандартного, и .009-.042 для ещё более низких строев — и чёрными медиаторами Dunlop неизвестно какой толщины. Ведь ему нужно хоть что-нибудь держать в тайне!

2. Издавать зловещие звуки

Пожалуй, являясь первой группой, использовавшей los diablos en musica или устрашающе звучащую и запрещённую церковью пониженную 5 ступень (на самом деле это всего лишь 3 целых тона от тоники и середина 12-нотной хроматической гаммы, честно), Black Sabbath сразу же пустили «интервал дьявола» в работу. «Black Sabbath» — первый трэк с одноимённого дебюта группы (1970 год) начинается с громовых раскатов, которые подводят слушателя к рифу с b5, указанному в примере 1а. За аккордом G5 идёт нота соль в октаву выше, а за ней трель от b5 (C#) к 5 (D), занимающая весь второй такт. Каждый второй рифф заменяйте трель на целую ноту C# с вибрато – и вот большую часть песни вы знаете. Пример 1b – рифф на основе b5 похожий на рифф из песни «Electric Funeral» (Paranoid) – в основе имеет мелодию: тоника-5-b5-4-b3 (то есть нисходящее движение по Ми-минорной блюзовой гамме с пропуском пониженной 7 ступени), сдобренную фирменным вибрато Айомми. Для полного соответствия играйте в первую долю 4 приглушённых 16-х ноты, а в последнюю долю меняйте ритм на фигуру «16-я + 8-я с точкой». А вообще Айомми может звучать устрашающе и без b5. Зловещий рифф из примера 1c (так же сильно напоминающий «E.F.») основан только лишь на нотах из гаммы ми-минор (эолийский лад). В каждой ноте добавляйте эффект «вау», первую долю играйте как две 8-е, третью долю начинайте с затактовой 8-й – и у вас всё получится (Подсказка: на вторую и четвёртую доли используйте подтяжки с отпусканием ноты).

3. Забраться (немного) в джаз

В первый раз я услышал музыку группы, когда местная группа играла песню “Wicked World” (с альбома «Black Sabbath»). Это было около 1970-71, и я подумал, что Black Sabbath – это блюзовая джаз-рок группа, похожая на Blues Breakers Джона Мейолла, Blodwyn Pig или Keef Hartley Band, но уж никак не на прародителей хэви металла! “Wicked World” начинается со вступления на хай хэте в стиле Бадди Рича (уже в третий раз в «10 вещах…» за этот год), за которым следует свингованный рифф («вопрос-ответ») в ми – пример Ex. 2a. Айомми использует свою фирменную трель от b3 (G) до 3 (G#), что является типичным блюзовым приёмом, особенно в шаффле, добавляющим дополнительную окраску в данном контексте.

На примере 2b показана фигура на основе аккорда IV ступени, в которой использована блюзовая гамма в тональности ля. Эта фигура представляет собой ещё один вид мелодической фразы в стиле «вопрос-ответ». Проиграйте пример дважды как указано, затем три раза проиграйте аккорды A5-C5-D5 по первым трём нотам ритмического рисунка из примера 2c, а потом завершите аккордом E5 в 7 позиции. Теперь вы можете совместить весь ритмический рисунок из примера 2c с нисходящей блюзовой гаммой в ми из примера 2d и сами закончить следующий рифф песни. (Подсказка: сыграйте его 3 раза и закончите аккордом E5 в открытой позиции) Далее в песне вы ещё встретите эту фразу, транспонированную на целый тон до F#, а потом ещё раз на тон, до G#.

4. Играть (немного) мягче

Во многих песнях группы, таких как “Sleeping Village” и “Spiral Architect”, присутствуют создающие определённое настроение акустические вступления. Выучите арпеджированный рисунок аккорда Em, который указан в примере 3a, а затем переместите руку по грифу в позицию аккорда Emadd9, как указано в примере 3b, чтобы соответствовать предыдущему аккорду.

То же самое проделайте с аккордами Dm и Dmadd9, Em/D, Dm7, Aadd9 и G/A в примерах 3c и 3d, чтобы было похоже на предыдущий пример. (Подсказка: Сыграйте Dmadd9, Em/D и Dm7 по целому такту каждый, а затем играйте тот же рисунок на нижних струнах, чередуя долю аккорда Aadd9 и долю аккорда G/A в течение 2 тактов. Повторите ещё раз!)

5. Порхать как бабочка и жалить как пчела

Айомми известен своими быстрыми соло, которые он дополнял нисходящими и восходящими легато. Давайте разберём четыре типичные фразы и ми минорной пентатонике в 12 позиции и перенесём каждую в другую позицию. В первом такте примера 4a представлен крутой «забег» с одним нисходящим легато в долю, а во втором такте пропускается последняя нота в каждой доле – это одна из фирменных фраз Айомми с использованием стаккато.

Так же второй такт примера 4b превращает фразу из первого такта в стаккатную фразу с помощью объединения первых трёх нот в легатную триоль 16-ми нотами.

В первом такте примера 4c мы добавляем 16-ю ноту к предыдущей фразе, а затем заменяем и ускоряем вдвое триоль во втором такте.

Наконец, в примере 4d проводится грань между различными видами группировки 6 нот за одну долю. В первом такте у нас – две акцентированные триоли на одну долю (3×2), а во втором – каждая доля делится на секстоли (2×3) с акцентами на первой и третьей нотах. Попробуйте чередовать ритмы в этих тактах, но не менять ноты. (Подсказка: А вообще, обращайтесь с ними, как пожелаете!)

В песнях групп Black Sabbath и Heaven and Hell вы обязательно столкнётесь с остинато – повторяющимися линиями, сыгранными в унисон или как контрапункт к ритм-секции. В примере 5a мы снова возвращаемся к песне “Black Sabbath”, в которой Айомми переходит от риффа из примера 1a к приглушённому остинато в нижнем регистре, сыгранному сначала поверх аккорда G, а затем поверх нисходящей прогрессии G-F-E-Eb.

Айомми превратил достаточно известную фразу в ре из примера 5b в яркую интерлюдию в песне “Sweet Leaf” (Master of Reality), начав играть её с четвёртой доли. (Особо сообразительные читатели подметят, что ритмический рисунок представляет собой замедленный вдвое рисунок второго такта примера 4c.) Иногда простота является наилучшим решением, как в примере 5c, в котором представлена нисходящая последовательность в ми миноре. (Подсказка: попробуйте сыграть её с другими аккордами ми минора, особенно ре и до.) Пример 5d уже представляет собой гемиолу (повторяющийся ритмический рисунок в 3/4), а не остинато; в нём содержатся три фирменных приёма Айомми: фразировка в ?, целотонное подтягивание и отпускание тоники (E) до 2/9 ступени (F#) и быстрая трель. (Подсказка: послушайте “War Pigs” [Paranoid], чтобы услышать нечто подобное.)

7. Удваивать (или даже утраивать) удовольствие

Говоря о песне “War Pigs”, нельзя не упомянуть то, как Айомми создавал звучание нескольких гитар с помощью плёночного дилэя, но вот именно в этой песне соло состоит из трёх гитарных партий, идущих иногда в унисон, иногда – нет, в духе клэптоновского соло из песни “Politician” (студийная версия с альбома Wheels of Fire) и большей части Beck-ola Джеффа Бэка. В духе этого трёхгитарного соло пример 6 показывает, как Айомми поливает в духе Клэптона «докримовского» периода, записывая две гитарные партии в унисон (гитары 1 и 2, такт 1), а затем добавляет третью гитару во втором такте, и все они ведут разные партии. Принимая во внимание то, что все три партии находятся в одной и той же 12 позиции пентатоники, результат действительно замечателен.

8. Увеличивать все

И хотя Айомми начал опускать строй гитары на концертах на целый тон в самом начале существования группы (кстати, первые два альбома записаны в стандартном строе), начиная с альбома Master of Reality, он стал опускать строй ещё на пол тона ниже. Со строем C#, F#, B, E, G#, C# такие песни как “Into the Void” стали звучать ещё тяжелее, вдохновив таких гитаристов как Эдвард Ван Хален. В примере 7a представлен основной рифф песни. (Дополнительное задание: нашли гемиолу во втором такте?)

Непонятно почему, но к записи альбома Heaven and Hell с покойным Ронни Джеймсом Дио группа и Айомми опять вернулись к строю, пониженному всего на пол тона. Однако риффы становились тяжелее — в примере 7b приведён рифф из заглавной песни альбома – поэтому никто этого не заметил.

9. Слиться с басистом воедино

Одной из причин тяжёлого звучания является прочная связь гитарных партий Айомми с басовыми партиями Гизера Батлера. Многие избегают этого из-за кажущейся перегруженности, но в песнях групп Айомми такая концепция встречается очень часто. Вступления к песням Heaven and Hell “Atom and Evil” (пример 8a) и “Fear” (пример 8b), обе с альбома The Devil You Know, демонстрируют мощь октавного усиления. Оба риффа имеют зловещее звучание за счёт использования ещё одного «дьявольского интервала» (я его сам только что придумал) b2/ b9, расположенного в полутоне от тоники. В первом используются диады тоника+квинта, а во втором – единичные ноты (Подсказка: повторите пример 8a, но во второй раз замените Db5 на C5, C5 на B5, G5 на F#5, F#5 на F5, а F5 на ноту G, чтобы получить полную четырёхтактовую фигуру). Пример 8c возвращает нас к примеру 2d. Перед этим рифом, который играют два раза в нижнем регистре и два раза в верхнем, сыграйте нисходящую блюзовую фразу в ми, состоящую из примеров 2c и 2d. Для полной аутентичности поменяйте местами ритмы на первой и третьей доле, а ещё можете транспонировать всё в F# и G#, как и упоминалось в примерах 2c и 2d.

10. Добавить диад

Возможно самым важным элементом массивности звучания является использование двунотных диад в виде тоника+квинта, а так же то, что Айомми играет их на двух нижних струнах, чтобы добиться максимальной тяжести. Это мы покажем на примере пары классических песен Black Sabbath. Заглавная песня с альбома Paranoid начинается с трёх легатных даблстопов в классическом рок-н-ролльном мотиве «3+3+2», за которым следуют две доли 16-х нот из ми минорной пентатоники – как показано в примере 9a. (Подсказка: представьте их в дабл тайме.) Перед фигурой bVII-bIII-bVII-I из примера 9b сыграйте такт приглушённых 16-х нот аккорда E5, чтобы получить первую половину ритмического рисунка куплета, затем две доли E5 и по одной доли C5 и D5, а затем ещё такт E5 16-ми нотами – теперь вы можете сыграть всю песню. Рифф из песни “Iron Man”, который следует после целотонных подтяжек открытой струны ми за порожком и рычания Оззи, играется на 5 и 6 струнах с использованием диад «тоника+квинта».

В примере 9c показаны небольшие и часто незаметные детали второго вступления, включая слайды 16-ми (такт 1/доли 1 и 4, и такт 2/доля 2), которые обеспечивают плавную смену позиции, и правильно размещённая тишина (Да, это паузы!). Во время куплета Айомми играет вариацию этого риффа одиночными нотами, убирая верхнюю ноту в каждой диаде, меняя вторую 16-ю во второй доле второго такта на ещё одну F# вероятнее всего с использованием 5 и 6 струн.

Есть ли ощутимая разница в игре аккордов на двух нижних струнах? Проверьте сами и согласитесь, что этот человек всё-таки был прав за последние 40 лет. Спасибо тебе, Тони!

Источник

Jaydee Custom S.G.

Jaydee Custom S.G. (a.k.a. No. 1, The Old Boy)

This instrument was built in Birmingham, England by John Diggins, now Jaydee Custom Guitars. The exact date of its manufacture is not recorded (or remembered!), but will certainly be between 1975 and 1978. The guitar was first used for some overdubs on the ‘Heaven and Hell’ album. It was then used more and more frequently and soon took over from the black John Birch S.G. as the main instrument both on the road and in the studio.

It is instantly recognisable, with a vaguely maroon colouration and many patches of peeled paint exposing well-worn wood. The fretboard has 24 frets (plus a zero fret) and the trademark cross inlays. The pickups are of different types, the bridge is a Jaydee special and the neck is a John Birch style Magnum X in a John Birch casing, though made by John Diggins. The bridge is by Schaller and features fine tuners. The machine heads are Sperzels.

There is a pickup selector switch and five control knobs on the front of the instrument, though only three are wired in. All of Tony’s road guitars have the bridge pick up tone control disconnected. The fifth control was connected to a booster circuit, which has been removed. There is also an additional ¼” jack socket on the front of the guitar. This was originally a low impedance output for recording purposes, but has subsequently been disconnected.

The very ‘distressed’ look of the guitar is due to a couple of factors. It was built on John Diggins’s kitchen table and had to be finished very quickly. As a result, the coats of paint and finish did not have the time to cure properly. At a later date the guitar was left in a car in an extremely hot part of the world and a lot of the finish bubbled up, giving the guitar the look that has become familiar to all Sabbath guitar fans.

On tour, this is the main instrument for the ‘one step down’ D# tuning.

Источник

Читайте также:  Изучение аккордов для гитары для начинающих
Оцените статью