- Настройка гитары по тюнеру
- Как включить и крепить тюнер?
- Как правильно настроить?
- Подключение
- Схема настройки
- Рекомендации
- Эффекты
- 1. Будьте уверены, что все джеки на ваших кабелях – монофонические
- 2. Убедитесь, что джек от гитарного кабеля подсоединен к разъему IN (INPUT) примочки, а джек от выходного кабеля – к разъему OUT (OUTPUT)
- 3. При питании от батарейки убедитесь, что она не разряжена
- 4. При питании от блока питания (адаптера) убедитесь, что он соответствует требованиям гитарной примочки по напряжению и максимальному току
- 5. При питании от адаптера убедитесь, что полярность разъема блока соответствует полярности разъема примочки
- 6. Убедитесь, что при включенном эффекте ручка громкости примочки находится не в минимальном положении
- 7. Проверьте всю цепь от гитары до комбика
Настройка гитары по тюнеру
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Гитара – полюбившийся миллионам музыкантов и их поклонникам музыкальный инструмент, требующий регулярной настройки. В зависимости от натяжения, гитарные струны выдают звуки, соответствующие определенному нотному строю. Когда натяжение струн меняется – меняется строй, гитара перестает звучать, играть на расстроенном инструменте невозможно.
Случается это по следующим причинам:
- перепады температур и влажности воздуха, что актуально в случаях транспортировки гитары из точки А в точку В или игре на улице;
- некачественные струны или долгий простой гитары, вытягивание струн со временем;
- вибрации и удары;
- прочие неисправности гитары, которые можно выявить при осмотре мастером, а также лично.
Есть масса способов настроить гитару: профессионалы умеют это делать на слух, кто-то настраивает любимый инструмент по гудку в телефонной трубке, можно произвести настройку по камертону. Есть специальные устройства для настройки инструмента – гитарные тюнеры, позволяющие по звуку определить ноту или отклонения от таковой, что очень помогает новичку в освоении инструмента и музыки в целом.
Мы рассмотрим один из таких способов – настройка гитары с помощью гитарного тюнера с прищепкой. Такой тюнер-клипса крепится специальным зажимом к грифу гитары. Пьезоэлектрический звукосниматель встроен в лапку держателя.
Как включить и крепить тюнер?
Способ крепления и подключения тюнера зависит напрямую от его устройства и окружающей обстановки. Обычно тюнер с прищепкой (иногда его называют клипсой) оборудован пьезоэлектрическим звукоснимателем и микрофоном. Экран с подсветкой позволяет пользоваться устройством в темноте.
Микрофон воспринимает звуковые волны и сравнивает их с эталонной частотой. У этого способа есть свои недостатки – невозможность применения в шумной обстановке (например, шумное мероприятие, игра в переходе или другом людном месте) и высокая чувствительность, улавливающая даже негромкие звуки.
Пьезоэлектрический звукосниматель улавливает вибрации с корпуса или грифа гитары и преобразует в электрический сигнал. Это позволяет применять тюнер в шумной обстановке и добиваться хороших результатов. Таким звукоснимателем можно настроить электрогитару, при этом совсем не обязательно её подключать.
Включается тюнер несложно: обычно нажатием или нажатием и удержанием кнопки Power или On/Off. Кнопок и разнообразных настроек такое устройство содержит необходимый минимум, а также имеют малый размер и вес, что позволяет носить его с собой в кармане и не терять много времени на включение прибора.
В продаже можно встретить девайсы с двумя режимами работы – «гитарный» и «хроматический». Гитарный ориентируется на стандартный строй гитары и автоматически подбирает частоту, соответствующую звучанию открытой гитарной струны.
Хроматический режим позволяет настроить в принципе любую ноту, что здорово может пригодиться при настройке нестандартного гитарного строя или вовсе другого инструмента.
Как правильно настроить?
Начнем с того, что есть несколько основных типов гитар и множество различных нотных строев, в зависимости от которых производится настройка. Рассмотрим ряд правил на примере стандартного строя, который чаще всего применяется в любительской практике: шестиструнная гитара с привычным нам испанским строем. Испанский строй является классическим. Точная настройка производится с помощью тюнера.
Струны нумеруются в таком порядке: первая – самая тонкая, шестая – самая толстая. Настраиваются струны в порядке от шестой к первой – от толстой струны к тонкой. Колки (устройства, позволяющие осуществить регулировку) на гитаре вращаем аккуратно и плавно. Делается это для того, чтобы струна вытягивалась равномерно и не лопнула.
Чаще всего лопается самая тонкая струна, с ней требуется особенная аккуратность, берегите глаза.
Каждая струна выдает ноту, которая обозначается соответствующей буквой. Порядок букв струн будет следующим:
Подключение
Каждое устройство индивидуально. Перед тем как начать работать, внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Пусть устройства не представляют собой что-то сложное, но это компенсируется большим разнообразием моделей. Устанавливаем тюнер на гриф гитары и включаем его.
Включаем и смотрим на экран: чаще всего мы видим шкалу посередине и отклоняющуюся от неё в зависимости от частоты звука стрелку. Наверху изображена шкала с указанием частоты звучания. Также на экране указывается звучащая нота, обозначенная буквой, которую тюнер определяет автоматически. Начнем настройку.
Если стрелка отклоняется от шкалы влево, струна звучит низко и её требуется натянуть. Ищем нужный нам колок и начинаем натягивать струну, одновременно проверяя её звучание. Если стрелка отклонена от шкалы вправо, струна перетянута, звучит слишком высоко, в таком случае надо ослабить натяжение. Настройку следует производить до тех пор, пока стрелка не совпадет со шкалой. Затем операцию повторяем с другими струнами.
Когда все струны в отдельности настроены, их следует вновь проверить в данном порядке. Натяжение каждой струны в отдельности может влиять друг на друга, настройка может сбиваться. Затем следует зажать аккорд и провести по струнам рукой. Если аккорд «зазвучал», значит, гитара «строит». Такой способ поможет настроить классическую и акустическую гитару.
Схема настройки
Гитарный строй на гитаре может быть разным. Классический гитарный строй для шестиструнной гитары будет следующим:
Есть гитаристы, любители такого строя, как Open G. Строй, по звучанию схожий с семиструнной гитарой. В таком строе играет Александр Яковлевич Розенбаум, многие барды и исполнители блюза. Могут встречаться разные вариации, но стандартный Open G будет выглядеть так:
Другими словами, чтобы получить желаемое звучание, следует настроить стандартный гитарный строй, а затем ослабить первую, пятую и шестую струны на один тон. Вместе с гитарным строем изменится схема аккордов.
В России считается, что такой строй стали использовать любители семиструнной гитары, когда шестиструнная стала популярнее.
Гитарный строй семиструнной гитары незначительно отличается от классического – появляется еще одна басовая струна. Аналогично с шестиструнной гитарой есть масса вариаций настройки гитары-семиструнки. Основной строй называется «русский», схема будет выглядеть так:
Настройка 12-струнной гитары на первый взгляд может показаться сложной, но мало чем отличается от настройки шестиструнки. Такую гитару можно настроить двумя способами – в приму (когда парные струны звучат в одну ноту) или в октаву (что делает звучание более интересным). Технически это выглядит так: сначала устанавливается главный комплект струн и не настраивается, затем дублирующий, и только тогда гитару настраивают. Сначала настраивается главный комплект, затем дублирующий.
Схема гитарного строя будет следующая:
- 1 и 2 – E и E;
- 3 и 4 – B и B;
- 5 и 6 – G и g на октаву выше;
- 7 и 8 – D и d на октаву выше;
- 9 и 10 – A и a на октаву выше;
- 11 и 12 – E и e на октаву выше.
Делать это надо с осторожностью, так как нагрузка на гриф возрастает. Особенно осторожно надо обращаться с дублирующим комплектом. Чтобы не порвать струны, можно прибегнуть к следующему приему: натяжку производим постепенно, давая струне постоять и растянуться, затем настройка продолжается. Если что-то идет не так, и кажется, что натяжка слишком сильная, предлагается настроить гитару на тон ниже, а если потребуется стандартный строй – воспользоваться каподастром.
Создать такой строй из двух разных комплектов струн не получится. Для этого приобретается специальный набор. На таких гитарах играют музыканты, работающие с акустикой, дающие акустические концерты. Звук таких гитар громче, в умелых руках звук станет богаче и разнообразнее.
Настройка строя Open G для 12-струнной гитары очень актуальна: держать барэ на такой гитаре тяжелее, и ослабить натяжку сделав звук пониже – очень кстати. Именно так настроена гитара у кумира миллионов – Александра Яковлевича Розенбаума. Получится очень интересное звучание: на открытых струнах будет звучать аккорд G. Для этого требуется ослабить струны на тон ниже вместе с дополнительными. Схема будет следующей:
- 1 – D1 малой октавы;
- 2 – B малой октавы;
- 3 – G малой октавы;
- 4 – D малой октавы;
- 5 – G большой октавы;
- 6 – D большой октавы.
Рекомендации
- Для работы с настройкой своих музыкальных инструментов не используйте тюнеры со светодиодным отражением шкалы – это неудобно, так как нет достоверного понятия о звучащей частоте. Предпочтительны тюнеры с подсветкой дисплея, так как это здорово помогает при настройке гитары в темных помещениях или в темное время суток.
- Берегите гитару от ударов и падений. Влага и перепады температур также не способствуют сохранению настройки. Порой гитару приходится настраивать после каждой сыгранной песни.
- Особенное внимание следует уделить настройке при установке нового комплекта. Струны при первой настройке очень хорошо тянутся, и подстраивать гитару придется дольше, расстраивается гитара в таких случаях быстро – это нормально. Спустя какое-то время струны перестанут тянуться, и гитара начнет хорошо держать строй.
Подробнее о настройке гитары по тюнеру в следующем видео.
Источник
Эффекты
      Автор: guitar.ru       Дата публикации: 03 апреля 2016 г. |
Каждый гитарист рано или поздно сталкивается c тем, что его примочка перестает работать. Хуже всего, когда это происходит прямо перед концертом, во время подключения инструментов. Но, как показывает практика, в 99% случаев неисправность кроется вовсе не в самой примочке, а во внешних факторах. Давайте разберемся, как можно быстро найти причину неработоспособности вашей любимой гитарной педали.
1. Будьте уверены, что все джеки на ваших кабелях – монофонические
Дело в том, что почти все гитарные педали начинают работать только при подключенном во входной разъем IN (INPUT) джеке. И этот джек должен быть монофоническим, так как именно он замыкает в гнезде два контакта и напряжение начинает поступать на схему. Поэтому батарейка в примочке работает только при подключенном входном джеке (и именно поэтому входной джек нужно отсоединять от примочки, когда вы не играете).
Можно, конечно, использовать и стереофонический джек, разобрав его и впаяв перемычку между двумя контактами («ground» и «ring»), но это для тех, кто умеет паяльник в руках держать и канифоль нюхать.
2. Убедитесь, что джек от гитарного кабеля подсоединен к разъему IN (INPUT) примочки, а джек от выходного кабеля – к разъему OUT (OUTPUT)
Если вы перепутали эти разъемы, то внешние признаки могут быть следующие. В случае, если примочка имеет пассивный байпасс, то чистый звук вы услышите, а эффект – нет. При активном байпассе вы вообще ничего не услышите. Так бывает чаще всего, но в конкретной ситуации все зависит от того, как реализована схема примочки.
3. При питании от батарейки убедитесь, что она не разряжена
Казалось бы, этот совет годится только для дошкольников, однако вы не представляете, сколько взрослых гитаристов об этом забывают, начиная крутить все ручки, меняя кабели и пытаясь отремонтировать саму примочку. Просто имейте в виду, что батарейка не вечный двигатель, и рано или поздно перестает отдавать заряд.
4. При питании от блока питания (адаптера) убедитесь, что он соответствует требованиям гитарной примочки по напряжению и максимальному току
Как правило, все примочки работают от 9 вольт, но иногда бывают и исключения. При этом для аналоговых педалей напряжение не столь критично и допустим разброс в несколько вольт (иногда даже в два раза – но об этом должно быть написано на самой примочке или в инструкции). Цифровые же примочки требуют полного соответствия по напряжению.
Что касается максимального тока, который может выдать блок питания, то он не должен быть ниже, чем ток потребления примочки. Аналоговые примочки потребляют очень маленький ток, и для них подойдет практически любой блок питания, у цифровых же педалей потребление высокое, поэтому не каждый блок питания годится – лучше использовать «родной», если он есть в комплекте.
Поэтому перед тем, как использовать блок питания, внимательно посмотрите напряжение питания и ток потребления примочки (на ней самой или в инструкции), а потом сопоставьте эти цифры с параметрами, указанными на блоке питания.
5. При питании от адаптера убедитесь, что полярность разъема блока соответствует полярности разъема примочки
Как правило, в большинстве примочек принята следующая полярность разъема: по центру находится «минус» (контакт в виде штырька), снаружи – «плюс». Но встречаются у некоторых брэндов и исключения. Если вдруг полярность питания перепутана, то аналоговая примочка, скорее всего, из строя не выйдет (почти во всех установлен специальный предохранительный диод), но и работать, естественно, не будет.
6. Убедитесь, что при включенном эффекте ручка громкости примочки находится не в минимальном положении
Эта ручка служит для регулирования громкости эффекта – вращая ее, вы можете выстроить баланс по громкости по отношению к чистому звуку. Если ручка стоит на «нуле», то чистый звук гитары вы услышите, а вот эффект нет – ведь его громкость нулевая.
7. Проверьте всю цепь от гитары до комбика
Как правило, основная причина того, что примочка не работает, заключается именно в этом пункте. Или на гитаре ручка громкости выкручена на «ноль», или на комбике какая-нибудь кнопка не нажата, или кабель плохой… Всегда исходите из той предпосылки, что примочки, особенно аналоговые, ломаются крайне редко, и искать причину надо именно во внешних факторах.
Воспользуйтесь старым дедовским методом прозвона цепи. Сделайте на комбике громкость поменьше. Кабель, идущий в комбик, отсоедините от разъема OUT (OUTPUT) примочки и потрогайте кончик джека пальцем. Не касайтесь самого корпуса джека, если он металлический! Не бойтесь, током не убьёт, но и результата не услышите.
Если звуковой фон в динамиках комбика не появился, значит примочка тут не при чем, и искать причину отсутствия звука надо в другом месте – комбике или самом кабеле. Если же вы слышите фон в виде сильного гудения, значит участок цепи после примочки исправен. В этом случае подсоедините кабель обратно.
Следующий шаг – отсоедините кабель от гитары и так же проверьте цепь пальцем на фон при включенном и при выключенном эффекте. Если фон есть, значит примочка работает и причину надо искать в гитаре. Если фона нет, то причина может быть в примочке или в гитарном кабеле. Попробуйте заменить кабель.
Если кабель заведомо хороший, внимательно осмотрите примочку. Убедитесь, что кабели в разъемах IN (INPUT) и OUT (OUTPUT) не перепутаны местами, батарейка рабочая, а блок питания выдает оптимальное напряжение и имеет в разъеме правильную полярность.
И только в том случае, когда звук так и не появился, пришла пора обращаться к мастеру-электронщику. Но такое бывает редко, поверьте!
Источник