Интервью
      Автор: Джефф Гилберт       Перевод: Андрей Гончаров       Дата публикации: 09 марта 1999 г. |
Это интервью пришлось как раз на время выхода альбома «Nevermind» (конец осени 1991-го), сходу взлетевшего на вершины всех мыслимых и немыслимых хит-парадов. Согласитесь, удивительно, что неизвестная «припанкованная» команда из Сиэтла смогла запросто «убрать» «Guns N`Roses».
«М ы постоянно тормозим, — говорит Курт Кобейн, гитарист, вокалист и главный поэт-песенник «Nirvana». — Играем хлестко, а настраивать быстро гитары так и не научились. Все это замечают».
«Nevermind» — дебют сиэттловского трио на крупном лейбле — произвел эффект разорвавшейся бомбы. С одним-единственным синглом «Smells Like A Teen Spirit» он за какие-то пять недель стал «золотым», «сделав» по всем статьям «ганзэндроузевский» «Иллюжн». Популярность группы, разрастающаяся, как снежный ком и уже «платиновый» статус их дебютного альбома говорит о том, что мы имеем дело не просто с грязными рифами, расстроенными гитарами и хулиганскими лирическими закидонами, которыми так гордится Кобейн.
«Мы звучим, как «Bay City Rollers», изнасилованные «Black Sabbath», — продолжает гитарист. — И (сплевывает сквозь зубы) на сцене мы блюем лучше всех!»
Точка отсчета музыкальной карьеры «Nirvana» — альбом «Bleach» образца 1989 года (выпущен на фирме «Sub Pop»), представляющий собой ядреную смесь из расстроенного «металла», пьяного «панка» и поп-музыки семидесятых. Примечательно, что запись сделали за 3 дня при бюджете $600. «Nevermind» (обошелся явно дороже) является фирменным знаком «Нирваны», шедевром современного панка, из которого фонтанируют рваные гитарные рифы, непричесанная лирика и подростковая дурь, которой бы с лихвой хватило на десять «Kiss».
Guitar World: На «MTV» думают, что вы — «металлическая» группа.
Курт Кобейн : Флаг им в руки! Нет, не подумайте, что я имею что-то против «Headbanger`s Ball». Но странно, когда нас показывают в этой программе.
Guitar World: Кирк Хаммет (Kirk Hammett) — большой поклонник «Nirvana».
Курт Кобейн: Приятно это слышать. Буквально недавно мы познакомились. Кирк произвел впечатление хорошего парня. Мы много говорили: о «Sub Pop»-сцене, «хэви-металле» и гитарах.
Guitar World: Кстати, о гитарах. Вы, кажется, предпочитаете недорогие модели?
Курт Кобейн: Я их не «предпочитаю», а всего лишь могу себе позволить (смеется). Я — левша и найти подходящий инструмент для меня весьма проблематично. Из всех гитар «Fender Mustang» — мой фаворит. У меня есть два инструмента этой модели.
Guitar World: И что вас так привлекло?
Курт Кобейн: Они дешевые и абсолютно «деревянные». Звучат, как дерьмо. И маленькие. А кроме того, хорошо держат строй. Чтобы опустить или поднять струны, надо не единожды крутить болты на «машинке». Кто бы ни изобрел этот инструмент, он — придурок.
Guitar World: Это был Лео Фендер.
Курт Кобейн: После таких слов люди из «Фендера» вряд ли захотят иметь со мной дело (смеется)! Как-то «Gibson» предложил сотрудничество, но я у них никак не могу выбрать подходящий инструмент.
Guitar World: «Mustang» — это Ваша единственная гитара?
Курт Кобейн: Нет. Есть еще «Jaguar» 1966-го года. С этой гитары я пылинки сдуваю и не позволяю никому прикоснуться к ней, когда прыгаю в толпу. В последнне время на концертах я использую «Strat». Не хочу окончательно доконать свой «Mustang». Мне больше нравятся японские «Страты». Они дешевле «американцев» и лады у них тоньше.
Guitar World: Акустическая гитара на «Polly» звучит как-то плоско.
Курт Кобейн: Да, это 20-долларовая «Stella», купленная в комиссионке. Я даже не менял струны (смеется).
Guitar World: По Вашей манере звукоизвлечения можно предположить, что Вы используете сверхпрочные струны.
Курт Кобейн: Так оно и есть. Я продолжаю громить усилители на сцене. И, как бы там ни было, считаю, что лучшее, что можно найти — в комиссионках.
Guitar World: Какой агрегат стал Вашей последней жертвой?
Курт Кобейн: «Crown Power Amp». В качестве предусилителя я использую «Mesa/Boogie». Динамики — «Radio Shack».
Guitar World: Насколько себя оправдывает этот комплект? Непохоже, что он протянет долго, учитывая, что Вы вытворяете на сцене.
Курт Кобейн: Работает он удовлетворительно. В каждом клубе, где мы выступали, — новый звук. Но я никогда не был доволен. Думаю, что основа моего звучания — «дисторшн» «Roland EF-1». Он со мной побывал в 5 гастрольных турах.
Guitar World: Используете ли Вы «машинку»?
Курт Кобейн: Нет. Все, кто имеет какое-либо отношение к гитаре, знают, что Джимми Хендрикс — единственный, кто умел управляться с этой штуковиной. На моем «японце» есть vibrato, но его не использую.
Guitar World: Ваш первый альбом «Bleach» был записан за какие-то $600. Интересно, в какую копеечку вылился «Nevermind»?
Курт Кобейн: Не помню (смеется). И, пожалуйста, не спрашивайте сколько стоит наше видео. В этой бухгалтерии я все равно ни хрена не волоку.
Искать и разбивать.
О н играл на них. Громил их на сцене. И снова восстанавливал. Проведем краткий обзор коллекции инструментов Курта Кобейна.
. Тяжела и неказиста жизнь левши и гитариста. Даже успешного. Просто-напросто не выпускают в достаточном количестве «левосторонних» инструментов. Не надо обладать богатой фантазией, чтобы представить, каково пришлось Курту Кобейну; ведь сценический вандализм имел для него большое значение. Однако после феноменального успеха альбома «Nevermind» появились гитарные мастера, которые изъявили желание сотрудничать с Куртом Кобейном. Зовут их Дэнни Феррингтон (Danny Ferrington) и Ларри Эл Брукс (Larry L. Brooks). Последний представляет небольшую мастерскую, вывпускающую свою продукцию под лейблом «Fender».
С Феррингтоном Кобейна познакомил гитарный техник Ричард Томпсон (Richard Thompson), который был приятелем роади «Nirvana» Ника Клоуса (Nick Close). Клоуса доконали поиски «левосторонних» грифов взамен тем, что Кобейн принес в жертву.
— Поговори с Феррингтоном, — посоветовали ему. Так он и сделал.
В то время Феррингтон собирался издать книгу о гитарах, которые он сделал на заказ таким людям, как Пит Тауншед (Pete Townshend), Рай Кудер (Ry Cooder), Дэйвид Линдли (David Lindley), Элвис Костелло (Elvis Costello), Генри Кайзер (Henry Kaiser), Альберт Ли (Albert Lee) и Дэйвид Идальго (David Hidalgo).
— Мне бы хотелось сделать инструмент и Кобейну. И пусть эта история будет в моей книге, — сказал он. Кобейну идея пришлась по душе.
— Как-то «Nirvana» выступала на «Saturday Night Live», и Кобейн отозвал меня закулисы, — рассказывает Феррингтон. — Мы долго беседовали. Выяснилось, что ему очень нравится «Fender Mustang». Но огромный недостаток этой гитары — она плохо держит строй. «А почему бы его не устранить?» — сказал Кобейн, и я выслушал все его пожелания. Потом группа поехала в Австралию, откуда Курт по факсу прислал рисунок гитары, той, что ему хотелось. Плюс собственные пожелания, замечания. Инструмент работы Феррингтона напоминает «Fender Mustang», но с машинкой tune-o-matid, как у «Gibson» и тремя звукоснимателями «Bartolini». У нижнего порожка — «хамбакер»; «миддл» и «нэк» — «синглы». Средний датчик расположен наискосок.
— На «бриджевом» датчике, — поясняет далее Феррингтон, — есть возможность отключить одну катушку. Курту хотелось, чтобы было как можно больше вариаций по переключению звукоснимателей.
Переключение катушек заднего датчика осуществляется небольшим тумблером, расположенным чуть выше потенциометров — тоновый «завес» и громкость. Кроме того, есть 5-позиционный переключатель «стратовского» типа. Корпус — американская липа, гриф — кленовый с накладкой из палисандра. По желанию заказчика, цвет — «baby blue», черепаховая фальшьпанель и позиционные маркеры на грифе в виде сердечек.
— Курт хотел, чтобы стояли самые толстые струны, — вспоминает Феррингтон. — Вроде того, что басовая Е — .058. Как известно, «Mustang» — инструмент с короткой мензурой, и «крупнокалиберные» струны — самое то. Думаю, что короткая мензура плюс толстые струны — вот ключ к фирменному звучанию Кобейна.
Когда инструмент был готов, лидер «Nirvana» и его пассия Кортни Лав (Courtney Love) пришли за ним к Феррингтону.
— Они были самой невероятной парой, которую я когда-либо видел, — с улыбкой вспоминает мастер. — Она — настоящая красавица, он — очень вежливый, спокойный. Знаете, а ведь он действительно был очень талантливым малым. Кобейн взял гитару и начал что-то наигрывать. У него были очень красивые руки с длинными пальцами. Кортни спросила: «Дорогой, и эту красоту ты разобъешь на сцене?» На что последовал ответ: «Ну, нет. Это будет мой студийный инструмент».
— Я всегда внимательно прислушывался к пожеланиям Курта Кобейна, — говорит директор отдела по связям с артистами Марк Виттенберг (Mark Wittenberg). — Много раз Курт высказывал свои мысли по поводу того или иного инструмента. Его любимой гитарой была модель «Mustang», но кое-что нравилось и у «Jaguar». Как-то Виттенберг вместе с мастером Ларри Эл Бруксом отправились к Кобейну и Лав в Голливуд, чтобы обсудить некоторые детали. Как и Ферриннгтон, представители «Fender» остались под большим впечатлением от общения с лидером «Нирваны».
— Говорил он неторопливо, обращался ко всем на «Вы», — вспоминает Брукс. — Приехав, мы подняли его из постели (предудыщей ночью «Нирвана» давала концерт). Кобейн казался утомленным. Но как только мы заговорили о гитарах, от его усталости не осталось и следа. С ним было очень легко работать. Он знал чего хотел и в то же время был способен доходчиво объяснить свои идеи. «Вы — мастер, и Вам — лучше знать, как добиться того, чего я хочу», — сказал он. Очень открытый человек.» Чтобы наглядно продемонстрировать свои пожелания, Курт взял «поляроидные» фото «Мустанга» и «Ягуара», разрезал их пополам и склеил таким образом, что верх получился «мустанговский», а низ -«ягуаровский». Этому гибриду дали имя «Jagstang» («Ягуаромустанг»).
По возвращению Брукс увеличил картинку, обрисовал ее на кальке, вырезал контуры корпуса и результат отослал Кобейну. Тот внес кое-какие поправки касательно баланса деки. «Требуется достаточно времени, чтобы сделать инструмент под того или иного артиста». — говорит Брукс. В качестве материала для деки использована ольха. 24-ладовый гриф имеет палисандровую накладку и лады vintage. По просьбе Кобейна, вся фурнитура — японская от «Mustang» (этот инструмент до сих производят в стране восходящего солнца). По совету гитарного техника «Нирваны», Эрни Бэйли (Earnie Bailey), «машинку» впоследствии заменли на tune-o-matic. У грифа установили «сингл» «Fender Texas Special», который изначально был придуман, как «бриджевый» датчик для именной модели Stevie Ray Vaughan. В качестве «порожкового» использован «DiMarzio H-3 Humbucker». «The Texas Special» «теплее» большинства «синглов», — поясняет Брукс. — В комбинации с «хамбакером» у нижнего порожка получается потрясающий результат».
— Курту захотелось две гитары, — гворит Марк Витттенберг. — Одну — цвета «Solid Blue», другую «Fiesta Red». С первым инструментом он отправился в гастрольную поездку 1993-го года. И, не успели мы закончить работу над вторым, как получили известие о смерти Курта Кобейна».
«Fiesta Red» отправлена в музей фирмы «Fender». А тем временем, саму модель «Jagstang» поставили на поток. Теперь она доступна для широкой публики.
Источник
Как Курт Кобейн модифицировал свою гитару
Сохранить и прочитать потом —
Недавно я начал слушать группу Nirvana и заметил, что звук гитар в их песнях отличается от того, что обычно можно услышать в современных группах. Это особенно заметно в начале песни «Rape Me».
Я не очень разбираюсь в музыке и буду очень благодарен, если кто-нибудь объяснит, как Курт Кобейн модифицировал свою гитару, чтобы получить такой уникальный звук?
Делали ли другие участники группы, кроме Курта, похожие модификации со своими инструментами для достижения такого эффекта? Если да, то какие?
Мэтью Рассел (Matthew Russell): Для начала стоить отметить, что большую часть своего существования Nirvana была неизвестной и бедной группой. Поэтому они пытались как можно больше сэкономить на покупке оборудования. Их инструменты были хорошими, но не впечатляющего качества и, скорее всего, подержанными.
За свою жизнь Курт пользовался разными гитарами. Его можно было часто заметить с гитарой Stratocaster, выпущенной компанией Fender (на фото выше).
… и самой известной гитарой Jagstang, которая сочетала в себе качества гитар Jaguar и Mustang. Она изображена на рисунке ниже, который сделал Кобейн:
Также он использовал и другие гитары, например, Univox, копию Mosrite. Это доказывает, что любая гитара может звучать как гитара Курта Кобейна, если на ней играет Курт Кобейн. Гитаристы часто говорят, что все зависит только от того, кто играет на гитаре, и в какой-то мере это правда.
Гитары Jaguar и Mustang в то время были не очень популярными, так как все группы пытались подражать таким гигантам, как Van Halen или Guns & Roses, которые использовали совершенно другие марки инструментов. Именно по этой причине поддержанные гитары Fender можно было купить по очень низкой цене.
Основной модификацией, которую Курт производил для своих гитар, была установка хамбакера, вместо стандартных синглов. Звук, полученный с помощью хамбакеров, обычно мощнее, объемнее и обладает выраженным акцентом на средние частоты. Они в два раза больше синглов (сравните размер черного хамбакера на Stratocaster’е с двумя обычными белыми звукоснимателями на картинках выше), поэтому, чтобы поставить хамбакер на гитару, предназначенную для использования синглов, требовалось снять верхнюю защитную часть с деки гитары или даже резать саму деку.
Такая модификация была проделана с Jaguar’ом Курта (на картинке выше), но делал её не он, а предыдущий владелец гитары. Иногда Курт использовал звукосниматели Seymour Duncan Hot Rails – это хамбакеры, уменьшенные до размеров сингла. Их можно было установить на гитары Fender без особых проблем. Он также использовал звукосниматели Seymour Duncan JB, если это позволяла сделать конструкция гитары.
Чтобы получить такой звук, Курт модифицировал не только гитары, но и другое оборудование. Я нашел информацию о том, что Кобейн несерьезно относился к выбору оборудования и использовал очень разные компоненты. Во время туров его стандартным оборудованием были предусилитель Mesa Boogie и раздельные усилители низкой частоты. Эта система доставляла много проблем команде техников, которые отчаялись убеждать Курта использовать что-то более надежное.
Также он использовал BOSS DS-1 и DS-2, педали эффектов Distortion, и chorus-педаль Electro Harmonix Small Clone, выпущенную в 1970 году. С их помощью он добивался «плавающего» звука, как например, в песне «Come As You Are». Педали эффектов Distortion – это ножные переключатели, которые обычно включаются между гитарой и усилителем.
Их используют для резкого перехода от тихого «чистого звука» к громкому агрессивному «грязному звуку», как во вступлении песни «Smells Like Teen Spirit». Также их можно использовать для получения постоянного «грязного звука», вне зависимости от того, к какому усилителю подключена гитара.
Педаль BOSS DS-1 можно заметить на переднем плане фотографии ниже. Я могу объяснить вам, как Курт добился такого гитарного звучания, но я понятия не имею, как он делает эту стойку на голове, одновременно играя на одном из модифицированных Stratocaster’ов.
Различные приемы, используемые во время звукозаписи, тоже играли свою роль. Например, местоположение микрофона в студии, могло повлиять на качество звука. Стив Альбини (Steve Albini), который помогал записать альбом «In Utero», записывал группы одним дублем – они играли в помещении, где стояли несколько микрофонов. Такая методика позволяет получить более «сырой» звук, которого нельзя добиться другими методами, например, когда участников группы записывают по отдельности.
Техника игры Курта, или скорее ее отсутствие, тоже влияла на конечный результат. Это возвращает нас к теории, что все зависит только от самого гитариста. Кобейн был способен на многое, но он не был виртуозным гитаристом. В свою игру он вкладывал больше чувства, чем умения: он сильно бил по струнам, получая уникальный звук. Он не старался играть в одной тональности с другими членами группы или постоянно попадать в ноты – все это отражалось на звуке его гитары.
Кобейн использовал «неправильное» оборудование и играл очень агрессивно. Его вдохновляли такие стили, как панк и альтернатива, а также популярный в то время рок, поэтому он не хотел, чтобы его гитара звучала «чисто», без каких-либо дефектов. Он использовал оборудование, которое не могло воспроизводить звук высокого качества, даже если бы Курт захотел того. Кобейн работал вместе с продюсером, который тоже не был заинтересован в «хорошем» звуке, потому помог музыканту усилить агрессивное звучание гитары, используя различные методы записи.
Леон Левнгтон (Leon Lewington): Вот отличное интервью, в котором Курт объясняет, как он получил такой уникальный звук: «Курт Кобейн об оборудовании и многом другом в его последнем интервью для журнала «Guitar World».
Никто в группе не обращал особого внимания на то, как настроены их инструменты. Все просто подстраивались под гитару Курта. Он тоже не беспокоился по поводу состояния его гитар: о том, как они настроены или в каком состоянии находятся струны.
Дилан Нобуо Литтл (Dylan Nobuo Little): Если говорить вкратце, то такой уникальной его музыку делали несколько факторов. Во-первых, он использовал не предназначенные для такой игры гитары (Курт предпочитал Fender’ы, которые не были созданы для панк-рока и педалей Distortion, а Jaguar, с которым часто ассоциируют Кобейна, создавалась для сёрф-рока).
Во-вторых, уникальный звук создавали тональности, в которых он играл, и более мощные хамбакеры (они лучше принимают средние частоты, и их звук считается более теплым и полным). Также на звук влияло используемое оборудование и стиль игры Курта (которые были очень нетипичны). Теперь перейдем к описанию всех гитар, на которых он играл (в хронологическом порядке), и другого оборудования, которое он использовал.
Курт был левшой, и, несмотря на то, что праворукие гитары дешевле и их легче найти, он старался как можно чаще играть на леворуких гитарах, поскольку они больше подходили для его агрессивного стиля игры. Однако время от времени он использовал модифицированные праворукие гитары с измененным порядком струн, особенно в то время, когда Nirvana еще была гаражной группой, и им было сложно достать необходимое оборудование.
В течение этого периода Курт использовал много разного б/у оборудования (в основном копии Fender и Gibson), в том числе Mosrite Gospel, Epiphone ET-270 и Aria Pro II Cardinal, которые стали его запасными гитарами. Самой известной гитарой этого периода была Univox Hi-Flyer, копия Mosrite Mark IV, обладавшая небольшим весом и уникальной формой деки, которую Курт продолжил использовать, даже когда Nirvana стала популярной группой. За всю свою карьеру он приобрел и модифицировал множество гитар.
Начиная примерно с 1991 года, Курт предпочитал играть на гитарах Fender. После выпуска альбома «Nevermind» он выступал с сильно модифицированной гитарой Fender Jaguar ’65 цвета «санбёрст», которая имела красную пеструю накладку на деку. Сейчас гитары Jaguar, и похожие на них Jazzmaster, стоят очень дорого, но в то время эти американские модели можно было купить по довольно низкой цене. Курт купил свою гитару примерно за $500 в ломбарде LA Recycler.
Она уже была модифицирована предыдущим владельцем (Мартином Дженнером (Martin Jenner) из Cliff Richard и The Everly Brothers). Он поставил на нее двойные хамбакеры Dimarzio (нековый датчик типа PAF и бриджевый Super Distortion), бридж Tune-o-Matic от Schaller, как на гитарах Gibson, и второй регулятор громкости.
Он привык к такому набору элементов и продолжил в таком же ключе модифицировать свои гитары Fender. Потом он заменил стандартный переключатель выбора звукоснимателей (микросхема с тремя переключателями) на кнопочный переключатель с тремя режимами. До этого он заклеивал переключатель изолентой, чтобы случайно не сменить его положение, так как он в основном использовал бриджевый звукосниматель.
Позднее, после записи альбома «In Utero», он заменил хамбакер Super Distortion своим любимым Seymour Duncan JB. Так же стоит отметить, что он никогда не использовал рычаги тремоло и фиксировал их струнодержатели, повышая сустейн и точность настройки гитары. Более того, все его гитары имели крепления для ремня Schaller, а сами ремни фирмы Ernie Ball были черные или белые.
У него под рукой всегда было несколько гитар Fender Stratocaster (в основном они были белого или черного цвета, однако одна была цвета «санбёрст», а другая красного), которые разбивались во время знаменитых концертов группы. Они были собраны либо в Японии, либо в Мексике, и являлись дешевыми альтернативами американских моделей.
На все эти гитары он поставил хамбакер JB. Иногда это был Seymour Duncan ’59 или, когда на деку какого-нибудь Strat’а не помещался большой хамбакер – Hot Rails. После того как Strat’ы разбивали, из их частей собирали новые гитары («Franken-Strat»). Примером такой гитары может служить полностью черная гитара Strat (с черной декой, накладкой, звукоснимателем ’59 и регуляторами, а также наклейкой Feederz) с грифом от Fernandes Strat (оригинальный гриф был сломан).
Этот гриф продержался всего месяц, и его заменили грифом от Kramer (группа постоянно возила их с собой для ремонта). Скорее всего, они нравились Курту больше чем грифы Fernandes (хотя их было легче всего достать). Все остальные грифы его Fender’ов были сделаны из розового дерева, которое ему нравилось больше, чем клен.
Во время тура с альбомом «In Utero» основной гитарой Курта была Fender Mustang. У него было несколько таких гитар: одна цвета «Fiesta Red» с запасной накладкой белого перламутрового цвета и черными звукоснимателями и две другие цвета «Sonic Blue». Они отличались только внешним видом – одна имела красную пеструю накладку и белые звукосниматели, а другая накладку на деку матового красного цвета и белый и черный звукосниматели.
Стандартные бриджи были заменены на Tune-o-Matic от Gotoh, а звукосниматель рядом с ними – на Seymour Duncan JB. Как и в случае с гитарой Jaguar, он не использовал нековые звукосниматели (кроме некоторых студийных записей) и рычаги тремоло. Пружины тремоло были заменены обычными шайбами, а струнодержатель закреплен так, чтобы струны проходили через него напрямую. Такая система более характерна для гитар Gibson.
Курт также начал сотрудничать с компанией Fender для создания гитары Jag-Stang – комбинации гитар Jaguar и Mustang, которая сочетала в себе его любимые качества: бридж Tune-o-Matic, бриджевый хамбакер, небольшую длину (примерно 60 сантиметров) и уникальную форму самой гитары. Однако он использовал эту гитару лишь несколько раз уже ближе к концу своей карьеры – Курт оставался верен гитарам Mustang. Стоит отметить, что вся группа настраивала свои инструменты ниже на полтона.
Для акустических выступлений Курт использовал либо гитару Epiphone Texan со съемным звукоснимателем Bartolini 3AV (ее можно было легко узнать по наклейке «Nixon Now»), либо очень редкую гитару Martin D-18E 1950 года. Ее можно услышать в альбоме «Unplugged In New York», но в качестве электроакустики (со звукоснимателем Bartolini 3AV, но уже встроенным в саму гитару), которую он подключал через педали и микшер, поэтому ее нельзя назвать чисто акустической.
Обе эти гитары являлись модифицированными праворукими моделями с измененным порядком струн. Забавно то, что гитара, на которой он играл во время записи песен «Polly» и «Something In The Way» с альбома «Nevermind», была в очень плохом состоянии, однако он никак не модифицировал ее и даже не менял на ней струны. Это была 12-струнная Stella Harmony, которую он купил за 30 долларов в ломбарде. У нее было только 5 нейлоновых струн, а бридж держался на клею.
Как истинный коллекционер, в основном, старых, необычных и дешевых инструментов, Курт сознательно избегал покупки нового оборудования. Я не упомянул об огромном количестве других гитар, на которых он играл: пара модифицированных гитар Telecaster и другие гитары Mustang (в основном модель ’69, известная по своему появлению в клипе «Smells Like Teen Spirit»). Гитары Mosrite Mark IV и Fender XII (обе уничтожены вместе с домашними записями и дневниками, которые Курт прятал в своей ванной, чтобы уберечь от грабителей – их залило водой).
Источник