Гитара у юрия шевчука

История русского рока: 1981 год. ДДТ, «Урфин Джюс», «Трек», «Гарин и гиперболоиды».

Виктор Цой и Алексей Рыбин , выступавшие до того в группах «Палата № 6» и «Пилигримы» соответственно, решили играть вместе и организовали группу «Гарин и Гиперболоиды». В этом же году состоялась их знаменательная встреча с Борисом Гребенщиковым, который с тех пор стал ангелом-хранителем группы.

«Познакомились мы, как известно, в электричке, когда ехали с какого-то моего концерта в Петергофе, — рассказывал Борис Гребенщиков . — Судя по тому, что я ехал один, там был сольный концерт. И они подсели ко мне — Витька и Рыба, то есть Леша Рыбин. Кстати и гитара оказалась, и Витька спел пару своих песен. Одна из них была никакой, но показывала, что человек знает, как обращаться с песней, а вторая была «Мои друзья идут вперед по жизни маршем». И она меня абсолютно сбила с нарезки. Это была уже песня, это было настоящее. Когда через молоденького парня, его голосом проступает столь грандиозная штука — это всегда чудо. »

Зимой в Уфе была основана группа «ДДТ ». Первый состав: Юрий Шевчук (гитара, вокал), Владимир Сигачев (клавишные, вокал), Рустэм Асанбаев (гитара), Геннадий Родин (бас), Ринат Шамсутдинов (барабаны).

Как вспоминал Владимир Сигачев, Шевчук пришел в ансамбль, который, конечно, тогда еще назывался вовсе не «ДДТ», а «Калейдоскоп», с репутацией сложившегося барда, поэтому на первой же репетиции ему был устроен экзамен на предмет владения рок-стилистикой. «Спой-ка нам что-нибудь из Deep Purple!» — предложили ему рокеры, и Шевчук, что называется, не моргнув глазом, спел «Space Truckin’», причем с такой мощью, что все буквально остолбенели.

Читайте также:  Дети галактики ноты для фортепиано

Репертуар у «Калейдоскопа» был сугубо англоязычный, но когда Шевчук принес на репетицию песню «Черное солнце над миром встает», музыканты с восторгом взялись за ее аранжировку…

В Москве гитарист Сергей Володин, игравший ранее в группе Дмитрия Линника «Зодиак», собрал ансамбль « Альянс ». В первоначальный состав группы также вошли Андрей Туманов (бас), Игорь Журавлев (вокал, гитара) и Владимир Рябов (барабаны, позже его заменил Юрий Кистенев). «Альянс» сразу же включился в «новую волну», заиграв модные ска и рэггей.

«В 1981 году «волна» только-только начиналась, только пенка такая появилась, — рассказывает Игорь Журавлев , — но мы решили быть сразу в авангарде и сделали программу из песен групп The Police, Blondie, Madness, Duran Duran, чтобы понять, что же это за новое явление идет. Cлушая в 1981 году The Police, не совсем было понятно, в чем же там прикол, хотя мы уже знали, что группа имеет и мировую славу, и платиновые пластинки. А, как известно, для того, чтобы понять, нужно просто тупо играть фирменные вещи, чтобы изнутри посмотреть, в чем же там соль».

Вскоре у «Альянса» появились и собственные песни, сделанные в стилистике «новой волны» — «Я медленно учился жить», «Серое небо», «Сентябрь», «Я жду тебя на Киевском вокзале» и др.

К лавишник Алексей Аедоницкий, сын известного композитора Павла Аедоницкого, собрал группу « Редкая птица », в которую также вошли Евгений Хавтан (гитара, позже – лидер группы «Браво»), Сергей Галанин (бас, позже – «Бригада С»), Михаил Куликов (вокал) и Игорь Смыслов (барабаны).

«Наверное, моя жизнь сложилась бы совсем по другому, — рассказывает Евгений Хавтан , — если бы однажды в седьмом классе мои родители не купили мне мою первую, и до сих пор самую любимую «классическую» гитару производства ГДР стоимостью 70 рублей. Это были очень большие деньги в то время. С этого момента началась моя «вторая» жизнь.

Я до сих пор очень хорошо знаю наизусть многие песни (причем, с аккордами) Юрия Антонова, «Машины времени», «Воскресения», «Самоцветов» и разных других ансамблей. Еще в детстве мы горланили их под окнами нашего дома, да других песен просто и не было.

Я ни о чем и не думал: просто хотел играть на гитаре, причем — свою музыку, которую в то время уже сочинял…»

В МГУ была образована группа « Проспект » (позднее – « Ночной Проспект ») — один из коллективов, определивших движение московской рок-школы в 80-х годах. Основателями «Проспекта» стали студенты-истфаковцы Алексей Борисов (вокал, гитара) и Дмитрий Маценов (вокал, гитара), к которым присоединились Алексей Раскатов (ударные, позже его сменил Сергей Павлов) и Сергей Кудрявцев (бас). «Проспект» лихо исполнял твисты и рокабилли. Многие собственные композиции группы («Стояла жаркая погода», «Твист лакированных ботинок» и другие) вошли в «золотой» фонд отечественного рок-н-ролла. Одновременно группа начала экспериментировать с «новой волной». К сожалению, записи «Проспекта» остались только на репетиционных пленках, тем не менее, многое из сочиненного в студенческие годы прошло красной нитью через позднее творчество группы.

В мае 1981 года в Свердловске на местной телестудии был записан первый альбом группы « Урфин Джюс », получивший название «Путешествие». Как позднее рассказывал лидер этой группы Александр Пантыкин , «вся музыка к «Путешествию» была написана на фортепиано и представляла собой традицию европейской музыки ХХ века. Но в результате переложения фортепианной фактуры на гитарную оказалось, что она тяготеет к хард-року».

В процессе записи группу покинул барабанщик Иван Савицкий, игравший вместе с Пантыкиным еще в «Сонансе», его заменил Александр Плясунов.

В те же майские деньки в Свердловском архитектурном институте состоялся рок-фестиваль, в котором приняли участие 8 лучших рок-коллективов города. Этот фестиваль считается отправной точкой уральского рока. Хэдлайнером был, разумеется, «Урфин Джюс», который и занял первое место.

После фестиваля в группе произошли новые перемены: Богатикова и Плясунова заменили Егор Белкин и Владимир Назимов. «Я пригласил Назимова и Белкина. Белкин сказал, что если он не поступит в гидрометеорологический институт в Ленинграде, то будет играть в «Урфин Джюсе». Он не поступил, мы начали играть вместе», — рассказывал Пантыкин в интервью «Свердловскому рок-обозрению» в мае 1986 года.

«Я не поступил и вернулся. Тут-то и всплыл Александр и предложил попробовать с ними, — вспоминал Егор Белкин . — Я сначала хотел отказаться, потому что есть свой коллектив и, вообще, незачем все это. Но меня смутило то, что на Александра в то время было множество всяких поползновений, его тогда дико плющили, и я, из принципа, остался».

Дебют нового состава «Урфин Джюса» состоялся 10 октября на вечере первокурсников архитектурного института.

20 — 22 ноября группа приняла участие в Первом фестивале студенческой песни «АзИСИ» в Баку, где была удостоена звания лауреата и награждена дипломом первой степени. Этот успех «на стороне» заметно облегчил жизнь группе в родном городе.

На том же фестивале в Свердловском архитектурном институте дебютировала группа « Трек », которая была названа «открытием фестиваля». После этого группа дала несколько концертов в городе, а летом записала свой второй альбом. (Первым считается альбом «Шагреневая кожа», записанный в 1980 году.) В состав «Трека» входили музыканты Андрей Балашов (клавиши, вокал), Игорь Скрипкарь (бас, вокал), Михаил Перов (гитара, вокал), Евгений Димов (ударные), Настя Полева (вокал).

«Вдохновителем группы был Андрей Балашов, профессиональный скрипач. Он начал, и у всех заработали мозги, — вспоминает Настя Полева . — Я очень хотела, чтобы меня взяли, долго просила, но меня никак не брали: группы-то все мужские и надо было все время доказывать, что ты не верблюд. Но и потом я все время жила под угрозой того, что меня выгонят. Балашов постоянно говорил: «Будь готова к тому, что мы можем тебя не использовать». Но «Трек» — это такая группа, которая появилась несвоевременно. Уже потом одни лондонские ребята сказали нам, что «Трек» — это музыка 1983 года, а тогда шел 1980-й и ощущения были такие: перспективы никакой, варимся в собственном соку, концерты раз в год с очень опасными последствиями. »

Источник

Гитары НАШИх музыкантов

Обзор гитар, на которых играют или играли ранее исполнители русского рока. Здесь будут очень интересные и необычные экземпляры.

Евгений Хавтан

Лидер группы «Браво» имеет в арсенале целую коллекцию гитар, которая включает в себя даже именную модель фирмы Fender. А вот на сцене его часто можно видеть с электрогитарой Fender Jazzmaster.

Эдмунд Шклярский

Одним из основных инструментов Эдмунда Шклярского является Gibson SG. Эту гитару многие знают. А вот намного большего внимания заслуживает эксклюзивный инструмент с декой в форме иероглифа.

Андрей Макаревич

Stratocaster старенький, Telecaster старенький, Les Paul, ES-330, ES-335, L-5, еще один джазовый Gibson – очень старый 1953 года, с одним съемником, одной ручкой громкости и деревянным порожком; старая «фендеровская» 12-струнка электрическая, Gretsch Country Classic, PRS Handmade – мне его подарил основатель Hard Rock Cafe Айзек Тигрит из своей коллекции – я на ней довольно редко играю, хотя в конце 80-х играл на ней на концертах, но потом все-таки классические инструменты победили.

Еще есть заказная гитара – есть такой мастер Рист в Калифорнии – он сделал электрическую полуакустику, но с акустическим звуком. Там стоят два «гретчевских» звукоснимателя и два пьезосъемника. Есть черный Gibson Chet Atkins с пьезой – тоже электрический акустик. А из акустиков – роскошный Martin из коллекции Eric Clapton «Unplugged» – их, по-моему, было сделано 200 гитар для его тура, и вот эта одна из них, фантастического качества, – в Калифорнии ее покупал, очень была дорогая. Дальше – заказная нейлоновая шестиструнка, и есть еще электрическая нейлоновая с корпусом как telecaster – это Fender довольно старый. Дальше – двенадцатиструнка акустическая со съемником, заказная – питерский мастер мне делал.
Есть две Takamine акустические со съемниками. Есть восхитительная гитара, которую мне мои бойцы подарили на сорокалетие, из красного дерева, тяжеленная, с пьезосъемником в виде акулы – роскошная гитара, но ее очень сложно возить, потому что она очень тяжелая и большая. Надеюсь, ничего не забыл.

Источник

Юрий Шевчук от А до Я

Юрий Шевчук – это человек-эпоха. С группой ДДТ он собирал залы в шумные 80-е, беспокойные 90-е, «сытые» нулевые и, к счастью, продолжает делать это до сих пор.

Мы постарались уложить жизненный и творческий путь Юрия Юлиановича в прокрустово ложе формального списка, расположив факты о нём в алфавитном порядке. Итак, поехали!

А – Агидель, или Ак-Идель – башкирское название протекающей через Уфу реки Белая, которая дала своё название местной марке портвейна, а та, в свою очередь, была увековечена в песне Юрия Юлиановича.

Б – БГ, Башлачёв . К Борису Борисовичу Гребенщикову Шевчук относится с большим уважением, подчёркивая, что БГ «как никто умел высказать то время, и высказать тонко, мудро, не плакатно». Но не обходится без иронии. Так в песне «Спой, БГ» Юрий высмеивает витание лидера Аквариума в эмпиреях на фоне реальных проблем. С Башлачёвым Шевчук впервые пересёкся в Череповце ещё когда СашБаш был известен лишь как автор текстов группы Рок-сентябрь. Их следующая встреча состоялась уже в Ленинграде, и тогда Александр поразил слушателей песнями собственного сочинения. После трагической гибели Башлачёва Шевчук посвятил ему песню «Дороги».

В – Вера . Православная вера – одна из важнейших составляющих мировоззрения Юрия. Уже в юные годы его занимали религиозные вопросы, так, ещё в школе он однажды нарисовал на футболке распятие и написал «Иисус был хиппи», за что и был задержан милицией. Но по-настоящему Юрий пришёл к православию уже в зрелом возрасте. Вера помогла ему пережить один из самых тяжёлых периодов в жизни, наступивший после смерти его жены Эльмиры.

Г – Гитара , верная спутница Шевчука. Уже много лет Юрий предпочитает электроакустические инструменты японской фирмы Takamine, однако раньше временами его можно было заметить и с полноценным «электрическим» агрегатом в руках.

Д – ДДТ . Тут всё просто. Больше 35 лет Шевчук является лидером легендарной группы, название которой в шутку расшифровывали и как «Дом Детского Творчества», и «Добрый день, товарищи», и даже «Дайте Денег Тунеядцам». На самом же деле ДДТ — это всем известный дуст, едкое и ядовитое средство борьбы с комарами и другими летающими и ползучими гадами.

Е – Есенин . В творчестве Юрия Юлиановича и Сергея Александровича можно найти немало общего. И того, и другого люди часто воспринимают как этакого народного поэта-хулигана, рубаху-парня, что в обоих случаях не совсем верно. Многие вписывают в эту есенинскую традицию ещё и Высоцкого. Сам Шевчук очень любит творчество великого русского поэта и даже посвятил ему кое-что из своих произведений (композицию «Птица невесёлая…» и стихотворение «Иногда я Сталин, иногда Есенин»).

Ж – Женщины . (отвечая на вопрос, какие женщины нравятся) «Знаете, женщина или нравится, или не нравится. А почему нравится — это такая тайна. В этом столько поэзии, столько светлого и хорошего. Все искусство об этом, вся культура. Зачем в этом разбираться ботанически?»

З – Зайцев Геннадий Борисович, или просто Гена, личность, безусловно, легендарная. Ленинградский хиппи, первый президент приснопамятного рок-клуба, был одним из тех, кто многое сделал для Шевчука в первые годы его жизни в «северной столице». В 1985 году Зайцев организовал подпольный концерт в котельной Ленинградского ветинститута, на котором выступили Шевчук и Башлачёв, чуть ли не впервые явив себя местной общественности. Более того, Гена стал первым директором ленинградского состава ДДТ и занимался этим важным делом до 1989 года.

И – История . Как и любой, наверное, человек, неравнодушный к судьбе своей страны, Шевчук часто задумывается о её прошлом. «Чтобы писать песни, недостаточно смотреть магнитофон. Нужно читать Ключевского», — сказал он как-то. Также Юрий был замечен в озвучке документального телесериала «История государства Российского», основанного на трудах Карамзина, Соловьёва и Костомарова. Кстати говоря, юбилейный тур ДДТ, закончившийся в Уфе, на родине группы, получил название «История звука» и охватил наиболее знаковые песни за всю историю коллектива; по многим из них, шутят поклонники, можно писать современную историю страны. Что ж, в каждой шутке есть доля шутки…

К – Кинчев . С лидером «Алисы» Шевчук знаком давно, и если поначалу их связывала крепкая дружба (троицу Шевчук-Кинчев-Бутусов, разгуливающую по осеннему парку, помнят все), то потом идейные и жизненные расхождения едва не привели их по разные стороны баррикад. Последовал обмен довольно обидными строчками в стихах и песнях. Но в последнее время былой конфронтации между двумя рок-героями, похоже, нет. И это хорошо.

Л – Любовь . «Это удивительная вещь, возможно, даже основа нашего бытия, та ось, на которой вертится вся Вселенная… Все смыслы — в любви. Из нее вырастают и все вымыслы, все недомыслы, все заблуждения, вся кровь, пот, слезы — тоже из любви».

М – Мандельштам . Один из любимых поэтов Шевчука, с которым его роднит не только богатая метафоричность языка, но и трепетное отношение к имперской столице России, Санкт-Петербургу. «Петербург, я уже не хочу умирать», — писал Мандельштам. «В этой тёмной воде отраженье начала / вижу я и, как он, не хочу умирать», — вторит ему Шевчук. Ещё одна, менее известная отсылка к творчеству поэта, таится в стихотворении ЮЮ «Соскочивший с дороги», которое время от времени звучит со сцены. «Время срезает меня как монету», — пишет Мандельштам в стихотворении «Нашедший подкову». «На стальных облаках косит прошлое ревностный бог, / подрезая людей, чтоб они продолжали расти», — откликается Шевчук.

Н – «Наполним небо добротой» , хрестоматийная песня ДДТ с альбома «Периферия», за которую уфимские борзописцы окрестили Шевчука ни много ни мало «агентом Ватикана». Точно так же назывался легендарный фестиваль, организованный «Театром ДДТ» в Петербурге 23 июня 1996 года. Помимо таких звёзд, как ДДТ, Алиса, АукцЫон, Настя Полева, в эпическом действе приняли участие многие молодые коллективы, в числе которых Сплин, Король и Шут, Military Jane (будущий Пилот) и многие другие.

О – Осень . Любимое время года. По крайней мере, если судить по количеству песен с «осенней» тематикой в репертуаре ДДТ.

П – Петербург , Питер, Петроградище. Город, ставший для Юрия не только постоянным местом жительства, но и бесконечным источником вдохновения. «Питер — страшный, грязный, мудрый черный пес. Он смотрит на нас своими близорукими глазами, в которых — вечность, боль, любовь… Он как судьба. Поэтому в нем живут художники, очень много художников. Это какой-то своеобразный университет. В Питере ведь везде тени: тут — тень Ахматовой, там — Цветаевой… В параднике — Федор Михайлович Достоевский смотрит на тебя своими глазами. Где-то — осенние бакенбарды Пушкина… Вы понимаете, все, все, все — именно там. Это планка, ниже которой, попадая в Питер, ты уже не можешь, не имеешь права опуститься». Новому составу ДДТ, собранному в канун 1987 года, было непросто покорить ленинградский рок-эстеблишмент и потеснить с пьедестала местных кумиров, но всё же Шевчуку и его коллегам это удалось.

Р – Родина . Одна из знаменитейших песен ДДТ, с которой группа всегда выходит на бис. Когда во время концерта в зале раздаются нетрезвые голоса «“Родину” давай!», Юрий обычно отшучивается: «У нас все песни про родину». И ведь не врёт!

С – Счастье . «Счастье — это бесконечная неудовлетворенность, это страсть к совершенству, поиск его. Никогда этого совершенства ты не достигнешь. Счастье бывает на какое-то мгновение, оно, как вспышка. Они бывают, эти секунды счастья, когда ты что-то написал интересное или поцеловался с девушкой неожиданно. А потом наступает неудовлетворенность. Я бы не назвал это несчастьем, я бы сказал, что это очередной поиск счастья. То есть счастье находится в цели, и когда мы этой цели достигаем, наше движение прекращается».

Т – Театр ДДТ , товарищество с ограниченной ответственностью, созданное участниками группы в начале 1990-х для защиты своих авторских прав. Эта контора успела сделать немало хороших дел во благо рока: организовала большой фестиваль «Наполним небо добротой», помогала устраивать концерты и записывать альбомы молодым питерским группам.

У – Уфа . В Уфе родители Юрия и он сам обосновались лишь в 1970 году, но именно этот город стал настоящей малой родиной Шевчука. Здесь прошли его детство и юность, здесь он выучился на учителя рисования и освоил игру на музыкальных инструментах. Наконец, здесь началась история группы ДДТ.

Ф – Фания Акрамовна Гареева-Шевчук, мать Юрия, и её влияние на сына всегда было велико. От неё Шевчук почерпнул и любовь к искусству: Фания Акрамовна – известная уфимская художница. В её жизни большую роль сыграл крайний Север: в годы войны мать Юрия была радисткой, обслуживала Северный морской путь. Во второй раз она оказалась там в начале 80-х, забрав с собой сына, которому уфимский разгульный modus vivendi и пристальное внимание властей грозили испортить жизнь. На севере Юрий работал докером и помогал матери. Этому периоду жизни Юрий посвятил песню Безжизненный Край. Сейчас Фания Акрамовна живёт в Уфе, где время от времени проходят выставки её работ.

Х – Художник , а не музыкант – так могла сложиться судьба Юрия Юлиановича, которому пришлось выбирать между этими двумя увлечениями. «Рок-н-ролл победил, меня очаровало это быстрое, сиюминутное творчество. Можно за ночь написать замечательную песню и петь её друзьям, а написать хороший портрет за ночь – нереально: победили быстрота, буря и натиск рок-н-ролла», — таков итог внутренней борьбы лидера ДДТ.

Ц – Цой . С Виктором Цоем, кумиром ленинградской молодёжи конца 80-х годов, у Шевчука отношения не сложились. Более того, известна история о драке между ними, имевшей место на одной из рок-тусовок. Шевчук, будучи нетрезв, начал упрекать Цоя и других музыкантов Кино в мажорстве, за что и получил. По другой версии, получил он от Каспаряна, а по третьей – от всей компании… В 1990 году, когда Цоя не стало, Юрий в память о нём написал В Последнюю Осень – одну из самых известных своих вещей.

Ч – Чечня . В 1995 году, во время первой Чеченской кампании, Шевчук находился фактически на линии огня, где пел для российских солдат, попадал под обстрел, оказывал помощь раненым. После подписания Хасавюртовских соглашений в 1996-м Юрий дал большой концерт на стадионе «Динамо» в Грозном, где присутствовали и федеральные войска, и жители Чечни. Позже Шевчук помог многим ветеранам войны: на свои деньги отправлял их на лечение в Германию, покупал инвалидные кресла, протезы, медикаменты. Событиям Чеченской войны посвящены песни «Мёртвый город. Рождество» и «Пацаны».

Ш, Щ – Шевчук – фамилия украинская. Дед Юрия, Сосфен Иванович Шевчук был казаком, офицером и вполне зажиточным человеком, служил, по словам Юрия, «на русско-польской границе, как раз там, где смыкаются Белоруссия, Украина и Польша». В 30-е годы Сосфена Ивановича вместе с женой Марией Осиповной и сыном Юлианом сослали далеко на Север. Вскоре по приезду Сосфена Ивановича расстреляли.

Э – Эльмира . С Эльмирой Бикбовой Юрий познакомился в Уфе. Ей было 17, она училась на балерину, ему 28, он – местная рок-звезда, и над его головой уже сгущались тучи. Эльмира ещё до их знакомства даже участвовала в сборе подписей в защиту певца. В 1985 Шевчуку пришлось покинуть Уфу, но вскоре он вернулся и увёз Эльмиру с собой в Ленинград. У них родился сын Пётр. В 1992 году Эльмира умерла от рака мозга. Ей было всего 24 года.

Ю – Юлиан Сосфенович Шевчук, отец Юрия. Фронтовик, сотрудник органов, человек «старой закалки». Как писал один из его знакомых, «добрый, но доброта не сюсюкающая («добрячок»), а та непоказная, которая вообще свойственна его поколению, потому что шла от точного понимания того, как жить, как поступать». Хоть он и ругал в своё время сына за длинные волосы и хипповский внешний вид, но тем не менее неизменно поддерживал его во многих начинаниях. Очевидно, что настоящий мужской характер Юрия сформировался не без влияния отца.

Я – Ягодное . Посёлок в Магаданской области, где и родился Юрий Юлианович Шевчук. Это местечко сильно своими рок-н-ролльными традициями: здесь какое-то время жила Диана Арбенина, а ещё тут появилась на свет Ольга Першина – рок- и фолк-певица, писательница и личный переводчик Пола Маккартни во время его первого визита в Санкт-Петербург.

Источник

Оцените статью