Гитара упражнения для пальцев без гитары

Как заниматься без гитары и поддерживать форму?

Опубликовано: 2015-10-01 / Автор: Сергей Хмарук

Доброго времени суток, дорогие друзья! Бывают такие случаи, что не всегда под рукой есть ваш любимый инструмент, а вот позаниматься музыкой хочется. И тут встает вопрос: как не утратить навыки владения инструментом? Есть несколько интересных способов, чтобы их развить и приумножить. Вот как раз об этом мы сейчас с вами и поговорим. Из этой статьи вы узнаете, как заниматься без гитары и поддерживать форму, когда инструмент вне зоны вашей досягаемости.

Итак, что же конкретно может помочь развить вам навыки игры на гитаре? Вот несколько рекомендаций, которые вы можете применить по дороге на учебу/работу, ожидая автобус или же просто находясь в другом городе.

Работайте с памятью

Первое, что вы можете сделать, так это поработать над своей памятью. Постарайтесь больше читать разнообразных журналов и книг о музыке, а также изучайте уроки, посвященные гитаре и тогда у вас будет отлаживаться в памяти много полезной информации. Если даже вы и не будете применять на практике все те упражнения, то хотя бы будете помнить о тех подходах и методах, которые упоминались в литературе. У вас появится возможность составить себе план работы во время просмотра уроков и книг еще до того, как вы начнете прорабатывать из них примеры и упражнения. Вы также сможете значительно лучше усвоить материал периодически возвращаясь к тем темам, которые вы уже ранее изучили либо просматривать текущие задания от преподавателя.

Читайте также:  Медиаторы металлические для гитары

Работайте над ошибками

Не удивительно, что многие гитаристы во время игры совершают ошибки и все потому, что не до конца уверены в том, какая фраза или аккорд должны прозвучать в следующий момент. Все это нас возвращает, но уже немного в другом ключе, к тренировке памяти. Постарайтесь работать над тем, чтобы запомнить всю структуру композиции, ее аккорды и тональность, а также количество квадратов. Все это вам поможет спустя некоторое время легко играть песню с любого места и хорошо ориентироваться в ее структуре. Также это касается фраз и упражнений, которые дает на занятиях ваш преподаватель гитары.

Не забывайте также работать над теми ошибками, которые вы чаще всего допускаете. Стэнли Джордан – американский джаз-фьюжн гитарист, однажды сказал одну очень интересную фразу, когда его как-то спросили о его занятиях на гитаре, что он всегда учился играть правильно и никогда не играл не правильно. Под этой фразой он подразумевал то, что работая над каким-то сложным техническим приемом, всегда его доводил до совершенства, прежде чем переходил к изучению нового материала.

Совершенствуйте навыки

Еще одним полезным навыком для вас будет свободное чтение нот с листа. Постарайтесь при изучении новой композиции запомнить, где расположены ноты на грифе гитары, как они звучат на разных ладах и как записываются в нотный стан. Безошибочно и быстро тренируйтесь брать интервалы и аккорды, а также чтение с листа, пропевая ноты. Такие тренировки помогут вам очень хорошо развить слух. А еще вы можете развивать свое чувство ритма отстукивая пальцами всевозможные ритмические рисунки.

И вот в тот момент, когда у вас под рукой не окажется инструмента, то вы можете просто закрыть глаза и представить, как играете песню на воображаемой гитаре. Так вы можете проработать в голове текущие упражнения, а те места, которые будет тяжелее всего представлять, как раз и будут от вас требовать тренировки. Этот способ, конечно же, весьма спорный, но когда у вас наступит период упадка сил, постарайтесь любым способом найти для себя мотивацию и продолжать занятия.

Так как вы постоянно изучаете свои уроки и читаете дополнительные материалы по гитаре, вы будете всегда знать, какие упражнения в дальнейшем можно будет отработать уже непосредственно на инструменте. И вот когда вы уже будете конкретно знать над чем работать в данный момент и сможете сфокусироваться исключительно на текущем упражнении, то мысли о глобальном плане занятий отпадут сами собой.

Подведя небольшой итог о выше написанном можно сказать, что постоянно просматривая музыкальные журналы, книги или просто тетрадь с заданиями от вашего преподавателя, вы все время развиваете и мотивируете себя. Не поверите, но иногда даже прочитанная в гитарном журнале статья, может мотивировать к новым занятиям, а также улучшить настроение. Так что возьмите свой рюкзак и сгребите в него всю имеющуюся гитарную макулатуру, т.к. эти книги вам обязательно пригодятся в дали от дома.

Полезные штуковины

Хорошо друзья, с теорией и тренировкой ума мы разобрались, а теперь давайте посмотрим, чем можно поддерживать физическую форму. Обычно, первое что приходит людям в голову, это всякие эспандеры и грипмастеры. Но, тут очень важно понимать, что когда вы работаете с этим эспандером вы прокачиваете только лишь силу пальцев. После таких тренировок вы можете взять гитару и с успехом проломить накладку. Но шутки в сторону. Такая прокачка уж никак не добавит вам беглости пальцев, а только «забьет» руку.

Естественно, сразу же у вас возникает вопрос, а как же тогда тренировать пальцы? Вот как раз для таких случаев для гитаристов и был придуман специальный девайс под названием Pocket Strings. Это устройство, фактически имеет точную копию, по крайней мере тактильно, обычного гитарного грифа. Пользоваться им очень просто: ставите левую руку и начинаете «поливать» хроматику, гаммы, какие-то позиции аккордов и т.д. Для правой руки там все сделано как-то инвалидно, но считается, что можно все таки пошкрябать медиатором по поверхности Pocket Strings.

И в завершении, мой вам совет: забудьте навсегда про грипмастеры и прочие силовые тренажеры. Только с девайсами Pocket Strings и ему подобными, которые реально копируют тактильные ощущения от обычной гитары, можно поддерживать форму. Чуть ниже, наглядное видео, в котором вы можете познакомиться с этим устройством. А на этом сегодня у меня все, до встречи в следующих статьях!

Источник

Тренировка на гитаре. 10 практических примеров для тренировки на гитаре и развития пальцев рук.

Вводная информация

Это вторая часть цикла статей о «Тренировках на гитаре» . В первой части мы говорили о не очень сложных заданиях для новичков, которые разрабатывались для развития навыка, координации и понимания того, как надо контролировать гриф. Примеры, дающиеся ниже, гораздо более конкретны, и во многом направлены на отработку различных приемов гитарной игры. Однако все они будут полезны как в частных, так и общих моментах.

Тренировки для развития техники игры надо выполнять в строгом соответствии с текстом задания, а также под бит метронома. Это важно для развития не только физической техники, но также ровной игры и чувства ритма. Начинайте, как обычно, с медленного темпа, и постепенно увеличивайте его. Не забывайте выполнять упражнения комплексно – то есть подряд, особенно если они схожи по техническому исполнению.

Тренировки на гитаре

Pull-Off и Hammer-On

Начнем мы с одного из основных технических понятий и способов игры, которым должен овладеть буквально каждый гитарист. Прием легато позволит значительно разнообразить вашу игру, а также позволить сильно ускорить исполнение соло-партий для гитары. Особенно это актуально для любителей электрогитары, поскольку множество партий на ней исполняется именно при помощи приема легато. Не освоив его вы не сможете играть свипом, а также исполнять различные «вертушки» и красивые сольные пассажи.

Первый прием

Итак, прием легато выполняется следующим образом: вы зажимаете струну пальцем на любом ладу. Дерните ее при помощи медиатора – и он зазвучит. Теперь другим пальцем, не отпуская звучащий лад, зажмите другой, но не бейте по струне плектром. Обратите внимание, что теперь зазвучит та нота, которую вы зажали даже без удара. Этот прием и называется Hammer-On . Основная загвоздка заключается в том, чтобы подобрать достаточную силу удара пальцем по струне – она должна звучать так же ровно, словно по ней бьют медиатором. Тем не менее, это придет с опытом и практикой. Стоит сказать, что совершать этот прием можно сразу несколькими пальцами – надо просто зажимать лады подряд.

Второй прием

Но это была только первая часть легато. Вторая выглядит так: Одним пальцем зажмите струну на любом ладу. Второй поставьте на ту же струну, но на другой лад. Скажем, указательный поставьте на пятый, а безымянный – на седьмой. Дерните медиатором – зазвучит более высокая нота. Теперь безымянным совершите скользящее движение вниз, перпендикулярно струне, как бы дергая ее пальцем – так, чтобы зазвучал лад, на котором находится указательный, при этом звук был без использования медиатора. Это Pull-Off . Основная сложность заключается в том, чтобы дергать только одну струну пальцем, не задевая остальные.

Теперь совместите оба этих рисунка – и получится тот самый прием легато, о котором мы говорим.

Табы упражнения

Теперь про упражнение. Оно схоже со стандартной разминкой для пальцев на гитаре из первой части нашего цикла. Зажмите шестую струну на первом ладу. Ударьте по ней. Теперь при помощи приема Hammer-On заставьте звучать поочередно сначала третий, потом четвертые лады – и таким образом спускайтесь по струнам. Выглядит это так:

Когда вы дойдете до первой струны, зажмите указательным пальцем на ней второй лад, безымянным – четвертый, а мизинцем – пятый. Теперь приемом Pull-Off заставьте звучать их по очереди, и так продвигайтесь вверх по всем струнам.

Постарайтесь делать это упражнение в комплексе, и несколько раз подряд.

Играем арпеджио

Арпеджио – это один из способов обыгрывания аккордов на различных инструментах, когда все звуки трезвучия идут друг за другом в восходящей или нисходящей последовательности. Прием чаще всего используется в различных видах переборов, и эта тренировка на гитаре направлена прежде всего на развитие именно этого способа игры . Состоит оно в том, чтобы просто поочередно в ровном темпе последовательно играть открытые струны на гитаре. Выглядит это так:

Если хотите усложнить себе задачу – попробуйте зажимать отдельные дополнительные струны и аккорды параллельно с игрой:

«Движение змеи» для развития пальцев на гитаре

Еще одна схема, направленная на развитие пальцев на гитаре. Оно также может помочь освоить разные красивые переборы, и не важно, как исполнять его – пальцами или медиатором. Задача заключается в ровном последовательном переборе двух находящихся рядом струн, зажимая при этом расположенные рядом лады. Оно несложное и выглядит таким образом:

Движение обратно идет в зеркальном порядке, как уже можно успеть понять:

Упражнение «Паук» на гитаре #1

Небольшая модификация «Движение змеи». Основное отличие заключается в том, что если в первом случае мы двигались в рамках двух струн, то упражнение паук делает проходку по всем струнам по очереди, со спуском вниз. Задание заключается в том, что вы также перебираете два рядом находящихся лада – в данном случае 1 – 2 – 3 – 4, зажимая их на разных струнах, начиная с первого лада на шестой и второго на пятой. При этом после того, как рисунок будет сыгран, вы спускаетесь на одну струну вниз. Это выглядит так:

Как только вы доходите до первой, то начинаете двигаться обратно, и играете ноты в зеркальном порядке, вот так:

Упражнение «Паук» #2

Также эту тренировку на гитаре называют «Танцем паука». Это еще более усложненный вариант предыдущих двух заданий. Оно заключается в том, чтобы последовательно проигрывать на каждой струне две ноты, идущие через одну, и постепенно спускаться вниз по струнам. То есть – на шестой зажмите первый лад и сыграйте его, потом – третий, и также ударьте медиатором. Далее на пятой зажмите второй – сыграйте, потом – четвертый, и сыграйте, и так далее. Выглядит это так:

При движении обратно вы начинаете играть с пятого лада, в зеркальном порядке по ладам.

Практические тренировки «Движение змеи», «Движение паука» и «Танец паука» направлены на развитие координации, а также являются отличным способом разминки рук перед игрой. Если вам скоро надо выступать, то просто пару раз проделайте комплекс этих упражнений – пальцы сразу разогреются, и вам станет проще играть.

Игра на аккордах

Данное задание является скорее практикой импровизации, а также способности зажимать аккорды и ставить баррэ. Упражнение заключается в следующем – вы выбираете для себя несколько любимых аккордов, и начинаете их играть. Старайтесь делать это ровно, можно перебором, можно боем – это не имеет значения. В процессе того, как вы наигрываете последовательность, модулируйте ее – меняйте ноты в аккорде, отпускайте некоторые струны и следите за тем, как меняется звук. Транспонируйте их и активно используйте баррэ – особенно хорошо, если после другого упражнения пальцы и гитара разогреты, тогда тренироваться становится гораздо проще.

  • Em — C — G — D
  • Am — F — G — E
  • Am — G — F — E
  • Am — Dm — E — Am

Тренировка на гитаре в «Две октавы»

Для того, чтобы правильно исполнить данную схему, нужно сначала понять, как играть медиатором. Задание созданном именно для отработки данной техники игры, однако помимо этого оно дает вам основы для полиритмики и рассинхронизации пальцев – для более интересной игры. Упражнение заключается в том, что вы одновременно играете повторяющуюся, одну и ту же басовую ноту, и мелодическую текстуру внутри двух октав одной тональности – именно от этого и пошло название задания! Выглядит это следующим образом:

Выглядит довольно непросто, однако после некоторого времени практики упражнение становится очень простым и интересным.

Разминка для пальцев на гитаре

Эти примеры разминок не будут задействовать гитару каким-либо образом, скорее они просто направлены на то, чтобы размять ваши пальцы непосредственно перед игрой:

1. Сожмите и разожмите пальцы несколько раз в быстром темпе. Это разомнет мышцы и суставы, а также разгонит кровь.

2. Сожмите руки в замок и потом вытяните их, не разжимая пальцы, ладонями вперед. Вы можете услышать характерный хруст в суставах – это нормально, и означает, что они разминаются.

3. Покрутите в руке округлый предмет – например теннисный шарик или грецкий орех. Это разомнет пальцы и сделает их более гибкими и послушными.

Координация рук и пальцев на гитаре

Этот комплекс также не будет задействовать гитару.

Под метроном начните стучать по столу ладонью левой руки, попадая в бит. Правой же начинайте чертить на столе круги. После выполнения поменяйте руки местами.

Опять же, под метроном обеими руками одновременно начинайте чертить на столе квадрат – сначала синхронно, а потом – асинхронно.

Дотроньтесь каждым пальцем одной руки до большого пальца. Другая рука в это время делает то же самое, однако каждый палец дотрагивается до большого сразу два раза.

Усложните себе задание – и на каждой руке дотрагивайтесь разными пальцами для большого. Например, если на левой до него дотронулся мизинец, то на правой – безымянный, и так далее.

Одновременно сгибайте пальцы в центральной костяшке так, чтобы при этом не гнулись все остальные.

Положите указательный палец правой руки на большой левой и наоборот. Должна получиться этакая «восьмерка» из пальцев, при этом на правой руке пальцы будут перекрещены. Теперь плавно поменяйте позицию местами – левые пальцы должны быть перекрещены. Постепенно ускоряйтесь.

Тренировка для пальцев без гитары

Советы начинающим

Старайтесь заниматься каждый день, и за один тренировочный заход хотя бы по разу прогонять все гитарные упражнения. Делайте их в комплексе, и желательно – под один и тот же темп. Начинайте с малого количества ударов в минуту и постепенно наращивайте их. Не стоит сразу пытаться играть быстро – лучше сконцентрируйтесь на чистоте вашей игры и звукоизвлечения.

Источник

Оцените статью