Гитара урал все модели
В те далёкие времена, когда ещё был Советский Союз, рок был запрещён, джинсы были редкостью и несомненным признаком определённой крутости, а у музыкантов, не имевших родственников-моряков дальнего плавания и дипломатических сотрудников, которые могли бы привезти из Америки какой-нибудь Fender или хотя бы японскую реплику таковых, не было другого выхода, кроме как пользоваться гитарными изделиями отечественных производителей.
Что это за инструменты? И почему о некоторых ходят легенды, а некоторые остались практически неизвестными?
Начнём с того, что в то время (да и не только) СССР находился в культурной изоляции от всего остального мира, дабы не поддаваться тлетворному влиянию загнивающего Запада. Выпускалась иногда литература с описанием, как подзвучить акустическую гитару («Адаптеризованная гитара» 1960 года выпуска) или решить вопрос с недостаточной громкостью акустических гитар и создать гитару из твёрдых пород дерева самостоятельно («Адаптеризация музыкальных инструментов» 1966 года).
Первой такой книгой, в которой детально освещались вопросы создания электрогитары с нуля, а также сведения о гитарах, звукоснимателях, эффектах и усилителях, стала изданная в 1966 году книга «Новые электромузыкальные инструменты» авторов Б. Г. Корсунского и И. Д. Симонова. В ней можно было найти схемы, по которым энтузиасты самостоятельно собирали свои гитары. К такому способу музыканты прибегали довольно часто, т.к., например, при средней зарплате инженера 120-150 рублей советская гитара стоила около 130-250 рублей, чешские и гэдээровские Jolan’ы и Musim’ы начинались с нереальных 250 рублей, про гитары Fender даже говорить не приходится, они были недосягаемой мечтой.
Гитары «АККОРД»
Гитары, выпускавшиеся небольшой серией с 1970 по 1972 годы прошлого века на Ленинградском заводе бытового обслуживания АККОРД, делались, несомненно, по мотивам инструментов итальянской фирмы EKO, довольно широко использовавшихся в то время официальными ВИА (по крайней мере характерная форма безошибочно узнаваема).
В силу того, что с той поры минуло уже более сорока лет, а количество произведённых инструментов было сравнительно небольшим (в масштабах СССР, конечно), в наши дни АККОРДы практически не встречаются.
Гитары «Тоника»
Первой гитарой, которую начали серийно выпускать в СССР, стала знаменитая «Тоника». Изготовление её началось в середине 70-х годов на Ленинградском заводе народных музыкальных инструментов имени Луначарского. К сожалению, отечественные производители пошли не путём изучения опыта западных соседей (ведь любые попытки скооперироваться с Западом карались едва ли не заключением в тюрьму), а решили заново «изобрести велосипед». Так и получилась «Тоника» — с не самой лучшей с точки зрения эстетики формой корпуса (однако весьма удобным для аккордной игры), вручную (зачастую некачественно) вырезанным пикгардом, головой грифа в стиле Firebird. Причём гитары, изготовленные на разных заводах, отличались некоторыми моментами. Про звучание сказать нечего, оно было откровенно плохим. В магазинах гитара появилась в 1967 году. Стоимость составляла 180 рублей. Дорого, некачественно, некрасиво – но люди покупали их, ибо иных вариантов попросту не было. Также выпускались вариации «Тоники» в виде 4-струнной бас-гитары, все эти версии выпускались на заводах в Свердловске, Орджоникидзе и Ростове. Новая модель называлась ЭГС-650. Она имела некоторые внешние отличия от исходной модели.
Электрогитара «Тоника ЭГС-650» ленинградского производства.
Гитары «Тоника Арт 405» свердловского, ростовского и орджоникидзевского заводов. Отличия в электронике и некоторых внешних деталях.
Гитары «Урал»
Спустя несколько лет после начала производства «Тоники» уральский завод начал изготавливать собственную модель гитары – «650», «650А» и «650 арт 422″(некоторые отличия в расположении колков и внешних деталях), которая в народе получила название «Урал». Этот инструмент по праву может считаться легендой советского гитаростроения, хотя сама гитара была не лучшей, но и не самой худшей.
Источник
Мы рассказываем о гитарах
О технике и культуре акустической и электрогитары
Урал — это электрогитара
Первое, с чем я столкнулся — это огромный дефицит информации. В интернете, кроме сухих сводок регистрации фирмы в реестре юридических лиц, почти ничего не было, поэтому часть материала пролежала долгое время на винте. И эта статья, возможно, никогда не была бы написана, если бы не один очень хороший человек, Олег Вадимович Холуев, работавший на фирме клавишных инструментов «Урал» мастером экспериментального участка внедрения новой продукции с июля 1980 по ноябрь 1981. Он предоставил ценнейшую информацию, за что ему отдельное большое спасибо.
Итак, речь пойдет, как вы уже догадались, о той самой «РСФСР ММП Республиканское промышленное объединение по производству музыкальных инструментов», сокращенно Росмузпром. А именно его отделению «Свердловская фирма клавишных инструментов Урал» судя по шильдикам на ваших экземплярах электрогитар, хотя названия могут незначительно меняться, что объясняется годом выпуска гитары.
Краткая справка по фабрике:
Вид со стороны Сибирского тракта. Фото 1987 г.
Сейчас на месте фабрики бизнес-комплекс «Квартал»
- Город: Свердловск, (Екатеринбург).
- Основана: 28 октября 1928 г., как деревообрабатывающее и в последствии мебельное производство
- Именования фабрики:
1955г. фабрика пианино «Урал»,
1963г. фирма клавишных музыкальных инструментов «Урал»,
1973г. Свердловская диплома второй степени фирма клавишных музыкальных инструментов «Урал»,
1977г. Свердловская фирма клавишных музыкальных инструментов «Урал» (основное название) - 1992г. ТОО «Фирма музыкальных инструментов «Этюд-Урал»
- Полностью прекратила деятельность в 1998г.
- Начало производства музыкальных инструментов:1950г.
- Начало производства электрогитар: 1969, серийно с 1970.
- Конец производства электрогитар: 1998г.
- Модельный ряд серийно высускавшихся электрогитар:
ЭГС-650, тип «тоника» арт. 406 1969-1977г.
ЭГБ-805, «Тоника» арт. 416 1974-1977г.
650 «Урал» арт.422 1975-1985
650А «Урал» арт.422 1975-1985
510г. «Урал» арт.427 1977-1980г.
510л. «Урал» арт.H-36р. 1980-1986г.
510л. «Урал» арт.403р. 1986-1993г.
650 «Урал» арт.422р. 1985-1998
- Примерное кол-во выпущенных электрогитар: более 200 000.
- Адрес: 620219 г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 12. ныне это адрес делового центра на месте фабрики
Помнится, на одном форуме, в статье про гитары «Урал», кто-то насмешливо написал «только КЛАВИШНАЯ фирма могла произвести такую гитару» И был прав. Изначально и до конца существования фабрика производила фортепиано, возможно, кому-то покажутся знакомыми названия «Рифей», «Этюд», «Элегия», кстати, последнее отдельными партиями производилось на экспорт, и собиралось из лучших и ценных пород дерева. Упомяну, что автор этой статьи живет в Екатеринбурге, и когда-то, в середине этого десятилетия, почти каждый день лицезрел из окна автобуса эту фабрику, когда ездил в университет, ибо находилась остановкой ранее, а точнее по адресу: 620219 г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 12. Теперь же каждый, кому станет интересно, сможет обнаружить там деловой центр, номинально от бывшего знаменитого предприятия ничего не осталось. Разве что здания, сдаваемые в аренду всем, кому не лень.
Кстати, как выяснилось, Лесотехнический университет, где я учился, имеет прямое отношение к фирме «Урал», но об этом чуть позже. Так почему же, огромная, знаменитая на весь Советский Союз своими пианино и неубиваемыми гитарами, коих выпущено «едва ли не больше, чем фендеров», так несправедливо ушла в небытие? Почему модельный ряд этих «soviet axes» не менялся десятилетиями, даже тогда, когда еще можно было спасти, модернизировать, выпустить действительно хороший, конкурентоспособный не только на российском, но и на мировом рынке инструмент?? Почему советские инженеры не смогли (или не захотели) учесть предпочтения конечного потребителя, т.е. музыкантов? И наконец, кто же эти советские инженеры, чьи имена скромно умолчала история, об этом я и попробую рассказать в данной статье.
Обратимся к истории. История создания фабрики корнями упирается в 1928 год. Есть даже точная дата: 28 октября 1928 года. Изначально фабрика специализировалась на выпуске изделий деревообрабатывающего производства. Основана Борисом Афанасьевичем Кролем, который позже являлся совладельцем этой столярной фабрики, размещенной на Сибирском тракте, недалеко от Лесотехнического института. Называлась она по тем временам свежо и актуально — «Красный Пролетарий». А позже и сам Борис Афанасьевич, будучи профессором, основал 11 сентября 1930 года в институте механическое отделение. ( Обидно, пять лет проучился в Лестехе и такое не знать, прим. авт.) На этой фабрике производили несложную мебель по госзаказам и для нужд института вплоть до 50х годов. В течение этого времения фабрика активно развивалась, строились производственные цеха, увеличивался объем производства. Начинается освоение производства фортепиано, и здесь примечательна заметка с одного из екатеринбургских сайтов:
3 октября 1958 года на фабрике клавишных инструментов « Урал » идет сбор десятитысячного пианино. Уже собран каркас, установлен мех и отрегулирован механизм этого музыкального инструмента.
Борис Афанасьевич Кроль, основатель фабрики «Урал»
В 1963 году была создана фирма клавишных музыкальных инструментов «Урал» на базе 2-х ранее действующих предприятий — завода «Уральский пролетарий» и фабрики пианино «Урал» — и еще ряда других мелких предприятий. Кроме пианино, также выпускались и акустические гитары.
Пианино «Элегия», выпущенное на фирме «Урал»
На данный момент доподлинно неизвестно, когда именно, в каком году начали производить электрогитары, но по некоторым соображениям, а также годам выпуска первых моделей, начало освоения производства можно отнести к 1970 – 1973 гг.
Электрогитара модели «Тоника» изначально производилась в Ленинграде с 1967 года. Но позже ее начали производить также на фабрике клавишных инструментов «Ростов – Дон» и в городе Орджоникидзе. И, конечно же, в Свердловске. Теперь давайте поразмышляем, почему в СССР, где рок музыка была официально запрещена, и за коллекцию записей тех же Битлз можно попасть в места не столь отдаленные, стали производить электрогитары? Во-первых существовало множество одобряемых официальной цензурой, ВИА, музыкальных кружков в тысячах ДК по всей стране. Инструментов не хватало. К тому же прогресс диктовал свое, а известно, что СССР стремился «догнать и перегнать запад» Короче, появился спрос. Ну и существовал Росмузпром, которому были подотчетны все музыкальные фабрики страны. И вероятно, по решению Министерства культуры необходимо было «обеспечить всю страну струнными электромузыкальными инструментами» Сказано сделано – есть приказ, есть Госплан, есть соответствующие директивы на фабрики. Дело пошло. Созданная силами советских инженеров и промышленников, появилась электрогитара.
Итак, в числе первых электрогитар на фабрике Урал начали производить «Тонику», по уже готовым ленинградским чертежам, наработкам, но немного изменив дизайн и электронные внутренности. У меня нет цели рассказать про «Тонику» — это уже вопрос к ленинградской фабрике. Но однажды, видимо, назрел вопрос, что «Тоника» — не единственно необходимая модель, да и сильно уж она отличалась от сестер из ближних соцстран. То ли, по просьбе самих музыкантов (этот довод считаю сомнительным), назрела необходимость создать новый инструмент, отвечающий времени, эпохе, и технологии (а на дворе стояли уже семидесятые, на западе уже начинале поигрывать хард-рок, а с точки зрения ностальгирующего по СССР человека, успевшего застать те годы – это было самое лучшее советское время, Брежневская эпоха). Появилась великая, могучая, никем не победимая, электрогитара Урал.
Мне удалось побеседовать с сотрудником фирмы «Урал», Холуевым Олегом Вадимовичем, работавшим с 1980 по 1981, на экспериментальном участке внедрения новой продукции.
« О.Х. – Фирма Клавишных инструментов Урал на тот момент выпускала фортепиано, электро- и акустические гитары. Само слово фирма звучит, немножко странно для того времени. Инженерами конструкторского бюро были Вершинин Владимир Владимрович и Фомин Иван Иванович. Директором производства фирмы Урал на тот момент был Клименков, Козленко — начальник конструкторского бюро. Имени и отчества за давностью лет не помню. Он разрабатывал чертежи для первого, сигнального образца для его испытания. Была директива — запустить в производство гитару, а т.к. тогда было всегда все хитро, типа того, что фиат марку скупили и разработали жигули, гитару же не будут покупать, решено было срубить импортный образец по тихому и скопировать. Что и сделали. Так как. у нас на тот момент была богатая организация «Железная Дорога», техникум железнодорожного транспорта для своего ансамбля закупил электрогитары «Yamaha», за границей, за валюту, их привезли в Союз и прямиком отправили на фирму. Сказали: «Вот гитара, вы их разберите, снимите чертежи и сделайте такую же. И через какое-то время будет госприемка, эти электрогитары будут запущены в серию. Естественно, что еще мы могли сделать, скопировали, слегка изменив корпус, чтоб слишком уж плагиата не было. Но кто дал распоряжение, по времени я уже не знаю, потому что я работал далеко после. Значит, потом я в том техникуме работал, и видел эти электрогитары «Yamaha» . странная ситуация, сначала я наши уже электрогитары собирал, а потом увидел те, с которых произошло копирование. Я видел эти «Ямахи», в техникуме железнодорожного транспорта, позже, когда я там работал, и когда была реконструкция здания. В какой-то кладовке, как у нас всегда бывает, был складирован духовой оркестр, и как раз эти самые электрогитары, перламутрового цвета они были, я их узнал. Мы их были вынуждены, конечно, вернуть техникуму, потому что все было на подотчете, играть на них было уже нельзя, они были раскурочены, инженеры же докапывались до самой сути. Скопировали насколько это позволяла техническая база. Самая большая проблема была со звукоснимателями, а именно — наладить их производство.
Авт. — Звукосниматели, конечно же, производила сторонняя организация?
О.Х. — Да, это, скорее всего, был военный завод, возможно находившийся в Снежинске. Производили по заказу. Звукосниматели и темброблоки приходили уже готовые, упаковки к ним я не видел, такое впечатление, что они приходили партиями, в ящиках. И сразу со склада поставлялись на производство. Повлиять на улучшение параметров мы не могли.
Авт. — Но все равно же, была проверка, звукоснимателей, темброблока на фон, наводки? Или нет?
О.Х. — Ну а фон, видите, у нас к электрогитарам как относились — это не основное производство, здесь возможен брак. Потому что все в основном были музыкальщики, связанные с театром оперы и балета, настройщики старых школ, и они гитары, особенно электро, воспринимали как что- то новомодное и неприятное, и поскольку ни я на гитаре не играл, ни они не играли, о всякого рода усовершенствованиях не могло быть и речи.
Авт. – Расскажите о технологии производства самой гитары?
О.Х. — При производстве электрогитар проблем не было. Набирались по радиальным спилам буковые бруски квадратного сечения. Причем бруски были по разному радиально направлены (радиус один, а второго – вниз или вверх). Набор был аналогичен набору массивов для мебели. Затем их всего-то нужно было верно склеить, естественно клеили не на смолу, а на ПВА, под температурой, он не сковывает древесину. Затем из массива выпиливался корпус гитары по контуру. После фанеровка красным деревом, а поверх наносили отделку, тонировали цвет, и заливали полиэфирным лаком. Лак подавался из машины, наносился на деку, схватывался, потом тонкой наждачной бумагой доводилось до нужных пропорций. Толщина покрытия лака составляла около миллиметра. Затем устанавливалась электроника, гриф. В гриф вручную вбивались латунные лады. Натягивались струны, и после проверки инструмент шел на склад готовой продукции.»
Производство большинства электрогитар пришлось на восьмидесятые. Сошедшие с конвейера гитары проверялись сотрудниками ОТК, в паспорте ставился соответствующий штамп, серийный номер инструмента и подпись ответственного. Конечно, полная проверка каждого инструмента не проводилась, проверялись лишь внешний вид, комплектность, и отсутствие видимых дефектов. Инструмент продавался уже со струнами, оригинальные струны на фирме «Урал» не производились, а поставлялись с ленинградского объединения «Светлана».
В итоге, на выходе каждая электрогитара шла комплектом вместе со струнами, чехлом, руководством по эксплуатации (паспортом), ремнем, и шнуром. Сейчас встретить полный «нераспотрошенный» комплект – редкая удача.
Чехлы для Уралов 650 и 510л, середина 80-х
Чехлы для Уралов 650 и 510л, середина 80-х
Итак, получен готовый продукт. Куда же он шел потом? Ответ прост: по всему СССР согласно госплану и госзаказам: по музыкальным школам, различным кружкам и секциям, по ДК, по магазинам музыкальных товаров. В Екатеринбурге (тогда еще Свердловске) гитару «Урал» можно было спокойно приобрести в магазине «Музыкальные товары», до сих пор действующем. Этот магазин сейчас примечателен тем, что в нем есть комиссионный отдел, где помимо всего прочего нет-нет да и появится какая-нибудь «Тоника» или «Урал». Кстати, до 2007 года там можно было приобрести запчасти «уралов», видимо, слитые за бесценок при ликвидации предприятия.
На деле же получить действительно профессиональный востребованный инструмент так и не удалось. Многие музыканты предпочли «уралам» выходцев из ближних соцстран, а группы, показываемые по телевидению и вовсе красовались с зарубежными гибсонами, фендерами, и т.д. Видимо, просто скопировать импортную гитару оказалось недостаточно. Не имея никакой связи музыкантов с производителями гитар, «Урал» с незначительными изменениями штамповали около тридцати лет. Никто тогда и не подумал, что такую, не очень-то нужную вещь как, электрогитара тоже можно модернизировать. Мнение простого советского потребителя не учитывалось. Да и в большинстве случаев, достать то инструмент было нелегко.
Однако гитара оказалась полезна для различных музыкальных кружков при школах, в домах культуры. По рассказам одного сотрудника ДК в свердловской области, их кружок приобретал для местного ансамбля в начале 80-х на собственные деньги электрогитары именно в Свердловске, в вышеназванном магазине. И эти гитары до сих пор лежат, по сути позабытые и ненужные. Хотя, вначале 90-х они еще использовались, в основном для музыкальных постановок: мальчики и девочки с этими гитарами в руках выступали под фонограмму (сразу вспоминается «Ласковый Май»).
Итак, благодаря госзаказам и налаженной общесоюзной сети сбыта гитар было произведено огромное количество инструментов. И так бы продолжалось, наверное, до сих пор, не грянь внезапно перестройка, а после нее полное разрушение всего социалистического хозяйства. И как частный пример, фирма «Урал» перейдя с хозрасчета на самоокупаемость, постепенно начала скатываться в рыночную пропасть, откуда ей выбраться уже было не суждено. Вот что говорит нам Интернет об этом периоде:
«В ноябре 1992 года фирма клавишных музыкальных инструментов «Урал» стала собственностью коллектива и преобразована в ТОО «Фирма музыкальных инструментов «Этюд-Урал». Начиная с 90-х годов на предприятии принято решение о развитии производства мебели и столярных изделий. За эти годы разработано около 150 видов изделий (офисная мебель, кухонные гарнитуры, обеденные зоны, дверные блоки, погонажные изделия, мебельные щиты и т.д.). На данный момент осуществляет выпуск музыкальных инструментов: пианино «Этюд-110», акустических гитар с мензурой 610мм, 650мм, 6-ти, 7-ми, 12-ти струнных. Ведется прием музыкальных инструментов от населения на реставрацию. Сегодня, в условиях жесткой рыночной конкуренции, предприятие не только сохранило свою уникальность и творческий коллектив, но и постоянно расширяет ассортимент производимой продукции. В производстве используется натуральный шпон ценных пород древесины (бук, дуб, ясень), что отличает нашу продукцию от другой, чаще выполненной из ламинированной ДсТП. Вся выпускаемая продукция сертифицирована.»
Сквозь эти строки прослеживается глубокий кризис, в котором пребывала фабрика вплоть до окончания ее существования. После распада СССР предприятие лишилось главного — госзаказов, сети сбыта, и подрядчиков – поставщиков деталей, которые предприятие само не выпускало. Да и исчез железный занавес – в страну большим количеством пошла более дешевая и конкурентоспособная продукция с капиталистическим стран и друзей востока. Гитары «Урал» оказались никому не нужны. Сразу возникнет справедливый вопрос, а не было ли как раз в тот момент время для модернизации гитар? А теперь подумаем, откуда ему, этому моменту взяться? В 90-е у фирмы постоянно менялись собственники, и ее постигла участь многих советских предприятий: выжималось последнее. Из имеющихся ресурсов производили наиболее востребованное, через оставшиеся каналы продавали. Затем компанию намеренно банкротили (чтобы избежать налогов и проблем при инвентаризации), снимался наваренный кэш, а на посту появлялся новый директор, производивший ту же махинацию. Сразу вспомнился «голубой воришка» Альхен из 12 стульев. Знакомо?
Используя складские остатки, производство электрогитар, уменьшаясь в объемах, держалось до середины 90-х. У меня был бас, произведенный в 1994 г., а реализованный в 1998м. Это были уже последние партии. К концу 90-х фабрика занималась лишь производством мебели, некоторых пианино и акустических гитар. Это говорит только об извлечении сиюминутной прибыли из разваливающейся компании. Параллельно освобождались и сдавались в аренду уже ненужные цеха, помещения. Здесь будет уместным указать воспоминания очевидцев о грузовиках, вывозящих детали от электрогитар. Освобождались помещения для сдачи в аренду.
В итоге ЗАО фирма музыкальных инструментов «Урал-Этюд» превратилась в маленькую фирмочку, которая в итоге не выдержала конкуренции.
В 2007 году фирма «Урал-Этюд» прекратила свое существование (видимо, последнему директору ничего не осталось, как обанкротить фирму уже в последний раз), а территорию выкупила корпорация «Билдинг Сервис», превратив фабрику в современный «комплекс офисных и складских зданий, расположенный в восточной части города на транспортной развязке.
Бывшие цеха фабрики «Урал»
Задумчиво прогуливаясь по территории бывшей фабрики, я вдруг подумал, а на примере фабрики «Урал» можно увидеть историю того, как Россия с социалистических рельсов встала на капиталистические. Вся история уместится в двух словах – разграбили и продали. Продали для продажи. Мрачное впечатление осталось у меня после посещения бизнес-комплекса «Квартал».
Сейчас уже фирмы нет, а гитары остались. И они, потрепанные, смотрят на нас молчаливым укором. Пока еще в довольно больших количествах. Но недалек тот момент, когда останутся лишь музейные экспонаты и фотографии. Спасем ли их? Ответ лежит лишь только в нас самих…
Источник