- Все о советских гитарах
- Особенности
- На каких заводах производились?
- Народных музыкальных инструментов им. Луначарского
- Московская Экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии
- Свердловский завод по производству клавишных инструментов
- Другие
- Зарубежные модели в СССР
- Музей СССР «20-й век»
- Ретро, воспоминания, ностальгия.
- Гитара первая моя
Все о советских гитарах
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Настоящим фанатам струнных инструментов хочется знать все о советских гитарах – модели, стоимость, начало выпуска. Их было немного, но инструменты для меломанов были «на вес золота».
В СССР они стали выпускаться позднее, чем в европейских странах, ввиду политических соображений.
Особенности
Советские акустические гитары, электрогитары, бас-гитары впервые начали выпускаться с 1964 года в Ленинграде. Выбор не был широким, приобрести музыкальный инструмент можно было на прилавках 1-2-х музыкальных магазинов. Дешевые, «кустарного» вида гитары не отличались качеством, классические (акустика) можно было купить за 50 рублей, правда, выпускались они «на потоке». Импортные модели музыкальных инструментов в те времена стоили «бешеных» денег, да и завозиться они стали только в 70-е годы.
Среди особенностей гитар того времени можно выделить:
в большинстве случаев инструмент был неудобным, можно было взять не более 5 ладов;
дека – основная часть инструмента, была выполнена в 90% случаев из цельной ели;
Советские гитары – это пережиток, их можно собрать из современных деталей, слегка дополнив, и получить «годный» инструмент. В остальном они представляют собой ценность для коллекционеров и в качестве исторических артефактов.
На каких заводах производились?
Заводов в те времена было не более 10, они то открывались, то закрывались вновь. Наибольшее количество струнных музыкальных инструментов производилось в ГДР, Польше, Чехословакии, Болгарии, от Советского Союза отставала только Венгрия. Гитары того периода можно объединить в перечень с описанием всех характеристик в порядке появления заводов по их производству.
Народных музыкальных инструментов им. Луначарского
Самым первым, старым и первобытным «шедевром» музыкального искусства в СССР стала серия гитар «Аккорд», которую изготавливали на заводе им. Луначарского в Ленинграде (современном Санкт-Петербурге). Затем в 1964 году на нем была изготовлена электрогитара «Тоника» с цельным корпусом, стоила она 180 рублей, что превышало заработную плату инженера среднего достатка. К концу 60-х модель была модернизирована до ЭГС-650, вскоре появилась и бас-гитара, а спустя 6 лет выпуск был остановлен.
Электрогитары, помимо ленинградского, выпускали сразу 3 завода в разных городах:
Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
Завод в Ленинграде им. Луначарского, помимо всем известной «Тоники», выпускал и иные образцы полуакустики и «классики».
Двенадцатиструнка – считалась элитной по сравнению с остальными советскими музыкальными инструментами.
- Серия моделей «Мария» – представляла собой инструменты с несколькими вариантами струн (6 шт., 3 шт., 12 шт.) и бас-гитару. Материал корпуса – пластик, внутри было пусто, таким образом достигалось звучание на низких нотах. Популярным цветом для моделей считался санбёрст.
- Серия «Альфа» – продолжила изготовление струнных инструментов на заводе после распада СССР, но вскоре производство электрогитар было остановлено.
Каждый из производителей вносил свою лепту в дизайн струнного инструмента. Ленинград оформлял поверхность деки в виде жар-птицы, Свердловск – дизайнерские точки на грифе, Ростов спереди делал кайму, а вдоль грифа – 2 полосы белого цвета, завод в Орджоникидзе оставлял анонимность при выполнении некплейта или наносил изображение медведя.
Московская Экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии
В начале 70-х годов предприятие переименовали, убрав из названия слово «баян» по причине малого спроса на клавишные инструменты среди музыкантов.
Завод за все время своего существования выпустил 3 серийных модели:
стил-гитара, толщина струн которых позволяла достичь яркий звук баса, металлом для них была сталь;
двухвариабельная электрогитара «Элгава» – выпускалась с вибрато («Элгава-В») и без него, она сочетала в себе испанскую и стил-гитару, для чего нужно было лишь приподнять струны при помощи специального болта (правда, об этом мало кто знал);
Завод в Москве считался одним из лучших, его безудержная фантазия, эксклюзивность и хорошие по качеству инструменты довольно быстро стали известны во всем Советском Союзе.
А в 1972 году ему посчастливилось стать единственным обладателем диплома на выставке «Достижений народного хозяйства в СССР». Помимо струнных, Московский завод изготавливал педали для гитар и остальных музыкальных инструментов.
Свердловский завод по производству клавишных инструментов
Слава пришла к заводу с началом производства гитар серии «Урал», хотя главным направлением было изготовление клавишных и клавишно-духовых музыкальных инструментов. После того как заводы перестали комплексно выпускать свой вариант «Тоники», производство в Свердловске разработало новые модели гитар – 650 и 650 А. Ещё была модель с низким звучанием – бас-гитара 510 Л. Но название «Урал» к ним «прицепилось» прочно и навсегда. На самом деле так назывался сам завод.
Внешний вид моделей был очень ярким и отличался оригинальностью, именно это задало «моду» всем остальным струнным инструментам советского времени.
«Уралы» стали своеобразным прототипом зарубежного фендеровского Jaguar.
Учебные заведения поддерживали юных исполнителей и разрешали использовать на школьных концертах именно эту модель, если не уличали музыкантов в «западничестве».
Другие
Работали и другие фабрики-производители, модели которых были известны во всем Советском Союзе. Вот небольшой перечень производителей и их «детищ».
Фабрика клавишных инструментов «Ростов-Дон». Она входила в объединение «Кавказ» так же, как и завод в Орджоникидзе, но отличалась лучшим качеством по сравнению с инструментами, выполненными коллегами по цеху. Фабрика в течение 70-х годов выпустила 2 модели – «Аэлита» и её «брат» «Бас». В 1979-м их модернизировали. Конструкция тремоло со струнодержателем была выполнена хлипко, часто приходили в негодность колки и зубцы. Настоящим «шедевром» стала стереомодель «Стелла», насчитывающая 4 звукоснимателя и массу электронных «фишек», а самое главное – была удобной.
- Орджоникидзе. Вторая составляющая завода «Кавказ», стала известна благодаря ранним выпускам электрогитары «Тоника». Они существенно отличались по внешнему виду и качеству от своих ростовских «собратьев».
- Завод «Оксид». Находился в Новосибирске, и его единственной моделью была электрогитара «Электроника». Внешний вид её был довольно презентабельный, но ни один из экземпляров не дошел до времен современности в первозданном виде. Стоимость в СССР составляла 220 рублей, что приравнивалось к среднестатической зарплате в двойном размере.
Второстепенными по известности и качеству были заводы во Львове, Одессе (Украина), Борисове (Белоруссия), Ереване (Армения), а также в Ельце.
Зарубежные модели в СССР
В период с 70 по 80-е годы XX века в Советский Союз увеличился «наплыв» струнных музыкальных инструментов из стран зарубежья. Наиболее популярными и ходовыми считались инструменты нескольких производителей.
Musima. Страна-производитель – Восточная Германия, г. Маркнойкирхен. Завод насчитывал 19 популярных моделей, которые экспортировались в 53 государства на протяжении 50 лет, в 2004 году завод признан банкротом. Это были бас, соло, ритм-гитары.
- Jolana. Завод Resonet находился в Чехии, на его счету было 40 моделей. Бренд Jolana «возродился» в 2001 году, спустя 12 лет.
- Orfeus и Cremona. Производились в Болгарии, их качество было на среднем уровне.
- Defil. Производство – Польша. Электрогитары отличались экстравагантными формами и ярким дизайном деки.
Стоимость гитар советского и зарубежного производства в далекие 70-80-е годы была просто «баснословной». Если в СССР отечественный инструмент стоил в диапазоне от 130 до 230 рублей, то цена на импортные превышала 250 рублей. Их просто было невозможно купить не только из-за высокой цены, но и из-за отсутствия на прилавках магазинов.
Большинство начинающих музыкантов делали гитары в домашних условиях «кустарными» способами.
Сегодня советская гитара считается раритетом, цены и спрос на них и запчасти на струнные инструменты растут с каждым годом. В России уже даже существуют поставщики гитар в остальные страны Европы. Но в целом гитары из СССР всегда были неудобной формы и с «деревянным» звучанием.
Источник
Музей СССР «20-й век»
Ретро, воспоминания, ностальгия.
Гитара первая моя
Гитара во все времена услащала слух, но в 70-е годы минувшего столетия был просто бум на овладение этим модным инструментом. В каждом дворе по лавочках сидели компании: кто-то умудренный делился опытом, другие жадно вглядывались в перестановку пальцев левой руки, расчерчивая в блокнотах нехитрые схемы из нескольких аккордов. Трудно было не поддаться общему веянию, причем никто тогда не задумывался о собственном исполнительском таланте – просто хотелось перебирать струны и напевать любимые песни.
Девчонки тоже не остались в стороне от модного веяния. Поначалу мы занимались бутафорией: выпиливали из фанеры силуэты гитар, оклеивали бумагой под дерево, по кругу украшали симпатичными гвоздями для обивки дверей и натягивали леску вместо струн. Когда кривляться под магнитофонную «фонограмму» надоело, решили освоить натуральный инструмент.
Мальчишки неохотно делились опытом, считая игру на гитаре – делом сугубо мужским. Невдомек им было, что девочки гораздо усидчивей и, заполучив минимальную дворовую базу знаний, упорно оттачивали ее дома. Лишь много лет спустя, когда сын пошел по моим стопам и самостоятельно взялся осваивать этот чудный инструмент, пришло понимание того, какое все-таки несчастье для родных – начинающий «виртуоз»… А тогда, сидя где-нибудь в ванной, искренне негодовала возмущению родителей и сестер: ну как может кому-то мешать игра на гитаре?
В те времена подростки были помешаны на музыке: пластинки и магнитофоны слушали целыми днями, поэтому слова шлягеров знали наизусть без всякой зубрежки. Другое дело – выступить, так сказать, индивидуально, под собственный аккомпанемент. Уговорить родителей на покупку гитару была не проблема – самая простенькая стоила всего 7 руб. 50 коп. Дефицита не было – приходи в музыкальный магазин и выбирай понравившуюся. Правда, кому-то из «бывалых» приходилось потрудиться над новым инструментом, довести его до ума: снять струну (почти все играли на шестиструнных), правильно подогнать колок, применить другие хитрости, чтобы гитара прилично звучала.
Мозоли с пальцев не сходили, но самоучки упорно долбили нехитрую музыкальную науку. Даже специально носили с собой коробок спичек, чтобы время в пути впустую не тратить – отбивали на нем ритм. Поначалу казалось: туго зажимать лады и перебирать при этом струны – что-то из мира фантастики и освоить это невозможно. У некоторых терпения не хватало — бросали модное занятие. Нас, «свихнувшихся на гитарах» девчонок, было семеро, в итоге искусством овладели лишь двое.
Постепенно становилось легче. Уже не надо было записывать аккорды, все схватывали на слух, самостоятельно подбирали нужные комбинации, песни разбивали на голоса. Гитара была постоянной спутницей – брали ее на речку, на прогулку, в колхоз на уборку урожая. А в походах этот непременный атрибут стоял наравне с палаткой и котелком. Расположившись в сумерках у костра, ребята по очереди заказывали полюбившиеся песни, которые дружно поддерживали все туристы.
Школьная самодеятельность тоже не обходилась без гитары. Это малышня пела хором, танцевала и стихи рассказывала. Старшеклассники обязательно концертные номера под гитару представляли. Песни подбирали по тематике: к Дню Победы, Новому году, 8 Марта и т.д. Благо, композиторы в то время писали много красивых и мелодичных песен, наполненных смыслом. До сих пор пользуются популярностью аранжировки тех песен. Ученики старших классов непременно объединялись в школьные вокально-инструментальные ансамбли, которые сопровождали любимые всеми танцевальные вечера.
Личные гитары оклеивали немецкими переводками, но не более 2-3, чтобы не нарушать звучание. После «семирублевой» гитары покупали за 23 руб., звучание которой было заметно лучше. Серьезно увлекшиеся копили деньги на импортные инструменты — «Орфей» или «Кремону» (60-65 руб), которые в те времена в среде самоучек считались лучшими. И не зря, потому что моей «Кремоне» уже лет тридцать, а звучит как прежде.
До сих пор по праздникам, собираясь в тесном кругу друзей, достаем из чехла инструмент своей молодости и возвращаемся в юность, вспоминая любимые песни, беспечную юность и наш большой дружный Советский Союз.
Источник