Гитара высоцкого где находятся
Гитара опять
Не хочет молчать –
Поёт ночами лунными,
Как в юность мою,
Своими семью
Серебряными струнами!
(«Гитара»)
Владимир Семёнович Высоцкий играл только на семиструнке. Шестиструнные гитары в те времена были большой экзотикой, как нынче гитары семиструнные. И слава Богу! Песни Высоцкого на шестиструнке звучат, как ободранные 🙂 Скажу больше – того Высоцкого, которого мы знаем и любим, просто не было бы, если бы он был вынужден осваивать испанскую гитарную школу. Ни характерного звучания гитары Высоцкого, ни характерного гитарного боя, ни характерного рисунка многих его песен – ничего этого не было бы. Был бы не менее гениальный Высоцкий, но другой!
Разница между русской и испанской гитарами, как ты, должно быть, знаешь, не столько в количестве струн, сколько в разном строе. Разный строй, в свою очередь, задаёт свои особенности в технике игры левой и правой руками.
Прошу заметить, что я сейчас говорю не о «классической игре» на гитарах, то есть не о воспроизведении сонат, увертюр и сольфеджио. Я говорю о том, что правильнее назвать гитарным «аккомпанементом». То есть о том, чем занимались Анчаров, Высоцкий, Окуджава, Галич, Визбор и занимаются Никитин, Розенбаум, Ким (кстати, никто из них не играл на испанском строе).
Сам Высоцкий, как ты помнишь, никогда не говорил о себе, как о музыканте и певце. Он говорил о «стихах, положенных на ритмическую основу» , которые можно исполнять под аккомпанемент какого-либо музыкального инструмента, например, под гитару.
Ещё прошу обратить внимание на тот факт, что Высоцкий играл на гитаре по народному, по дворовому, то есть играл в основном на пяти нижних струнах и пользовался относительно небольшим количеством «блатных» аккордов. Классические же аккорды для семиструнки мы здесь вспоминать не будем, так как их нормальному человеку не взять 🙂 Нужно иметь поистине «балетную» растяжку пальцев, а ещё лучше – отрастить семь пальцев на руке.
Итак, в чём же основная разница двух гитар? И почему оригинального Высоцкого практически невозможно сыграть на 6-струнке?
Главное преимущество обусловлено тем, что на 7-струнке практически нет аккордов с баррэ. На испанке все аккорды ниже первого лада ставятся с баррэ. А на русской гитаре те же, к примеру, «лесенка» или «звёздочка» ставятся без баррэ – что на первом ладу, что на десятом. Правда, эта красота покупается необходимостью зажимать указательным, средним или безымянным пальцем по две струны. По началу это кажется сложным, но – глаза боятся, пальцы делают – за пару недель пальцы привыкают. Зато мы имеем великолепные бонусы!
Вот к каким приятным следствиям это приводит:
1. Оригинально подключается мизинец. Мизинец всегда свободен и может очень интересно включаться в игру. Посмотри на игру Высоцкого – у него мизинец постоянно трудится и «весь в поту, как пахарь от сохи»! Благодаря этому первая струна у Высоцкого часто играет «первую скрипку в оркестре» и гитара звучит богаче. На 6-струнке при стандартном подходе такая игра практически невозможна. В принципе, одного этого обстоятельства достаточно, чтобы любителям Высоцкого взять в руки русскую гитару, а испанскую забросить на чердак.
2. Играть физически легче. Отсутствие необходимости постоянно держать баррэ заметно экономит силы. Попробуй исполнять Высоцкого хотя бы 15 минут (со всей его экспрессией и привычкой «бегать» левой рукой по грифу вниз-вверх) и всё станет понятно. На 6-струнке левая рука просто отвалится. Да и правая тоже 🙂
3. Проще глушить струны. Высоцкий во время гитарного боя приглушивал струны отжатием пальцев левой руки. На 7-струнке такое глушение даётся легко и естественно. На 6-струнке в позициях с баррэ это делать очень неудобно.
Я упомянул основные преимущества, которые даёт отсутствие на 7-струнке аккордов с баррэ. Но это не все отличия двух гитар.
Из-за особенности строя русская семиструнная гитара выдаёт особенное звучание. А именно:
1. Струны на 7-струнке расположены ближе друг к другу, благодаря чему русская гитара звучит чуть «жалобнее» или «минорнее» испанки.
2. Из-за разницы в строе некоторые аккорды на семиструнке звучат чуть иначе. Например, одну из любимых связок Высоцкого (строй на тон ниже), а именно связку: (44444) => (74444) на шестиструнке в том же великолепном звучании просто не получить! (Описание этих странных цифр я дам в одной из следующих глав, а пока поверь мне на слово.)
3. Высоцкий в основном строил гитару на тон или полтора тона ниже стандартного строя, что в сочетании с особым строем семиструнки придавало гитаре особый тембр звучания – умеренно дребезжащий или «гремящий» звук.
Надеюсь, стало ясно, почему играть «оригинального» Высоцкого на 6-струнке практически невозможно. Теперь можно перейти к более подробному разговору о том, как подобрать и как настроить гитару «под Высоцкого».
Источник
Гитара высоцкого где находятся
2) ”В конце 1966 года (после съемок картины «Вертикаль») Владимир Высоцкий купил у вдовы Алексея Дикого, Александры Александровны, гитару, которую тому подарили цыгане»- вспоминает Лариса Лужина. Об этой гитаре Владимир Высоцкий рассказывает у Ю.Манина 10 ноября 1966 года:
«Это очень ценная гитара: ее делал какой-то мастер австрийский 150 лет назад. Ее купили князья Гагарины, а у них перекупил артист Блюменталь-Тамарин и подарил Дикому Алексею Денисовичу. Эта гитара висела у вдовы одиннадцать лет, она ее не трогала, берегла, как реликвию. На ней никто не играл.
Потом однажды эта самая вдова пошла в какую-то компанию и услышала там песню лагерную мою. Ей это страшно понравилось, потому что она сама сидела четыре года в лагерях, и, значит, ей все знакомо. Она поплакала и сказала: «Приведите!»
Я пришел, естественно, с нехорошей целью. Попел несколько песен, а потом говорю: «Вы знаете, мне очень эта гитара нравится. » Она говорит: «Ну, что ж. Я думаю, что Алексей Денисович не расстроился бы. » И отдала мне. Не отдала, а продала, естественно, эту вот гитару. Вот она у меня — гитара князей Гагариных . Что в ней прекрасного — такая вот изогнутая спинка, как у скрипки. Это у гитар уже сейчас не делают. Поэтому у нее такой прекрасный звук».
Источник
Симакова Л.: Гитары Высоцкого
«У МЕНЯ ГИТАРА ЕСТЬ. «
Впервые о гитаре мастера Шуляковского я услышала от заведующей методкабинетом Люберецкого Дома Культуры, когда расспрашивала ее о концертах Высоцкого у них в ДК. Она помнит, что на одном из концертов Высоцкий сказал, что знает этот Дворец культуры, так как в нем работал мастер Шуляковский, который делал ему гитару, и сын которого — артист Театра на Таганке.
Коллекционер Петр Сатуров подобрал мне снимки люберецких фотографов Н. Г. Токарева, А. А. Савинова, Е. Н. Ковригина и лыткаринских фотографов А. А. Феоктистова, И. Чернова и определил, что на концертах в Люберецком ДК (10.04.1978г. и 03.07.1980г.), а также в Лыткаринском ДК «Мир» (03.07.1980г.) Владимир Высоцкий выступал с гитарой Шуляковского.
Кто же такой — мастер Шуляковский?
Я встретилась с его сыном, артистом Театра на Таганке, Виктором Александровичем Шуляковским и попросила его рассказать об отце.
— Мой отец Александр Викторович Шуляковский родился в 1906 году в Киеве.
До революции он успел закончить два класса Первой киевской гимназии, затем учился на рабфаке, поступил в политехнический институт и в 1932 году закончил его, получив специальность инженера-электрика. Он занимался электрооборудованием подвижного состава: электропоездов, трамваев, фуникулеров. Одно время руководил трамвайным трестом в Запорожье. Когда началась война, отец был направлен на Урал в Нижний Тагил, где занимался электрооборудованием советских танков. Были у отца и печатные труды по теме контактных сетей на электроподвижном транспорте.
Позднее, однако, Александру Викторовичу пришлось уйти в другое дело. После войны у него не было возможности вернуться в Киев, и с 1946 года он начинает трудиться на черниговской фабрике музыкальных инструментов, вначале в должности начальника экспериментального цеха, а затем — главным инженером.
Как же инженер-электрик попал на музыкальное производство? Дело в том, что еще в начале 30-х годов, во время учебы в КПИ, Александр Викторович параллельно обучался на вечернем отделении Киевской консерватории по классу народных инструментов: гитара, балалайка, мандолина (домра). Он был прекрасным балалаечником, великолепно играл пьесы Андреева, Веньявского и других. Примерно в тот же период в оркестре народных инструментов под руководством Марка Гелиса, впоследствии профессора киевской консерватории, отец играл на мандолине и гитаре. В начале 50-х годов Александр Викторович был переведен в Одессу директором одесской фабрики пианино и по-совместительству преподавал в Одесской государственной консерватории. В 1954 году он снова возвратился в Чернигов на должность главного инженера. То обстоятельство, что отец сочетал в себе инженера и музыканта, его искренняя любовь к народной музыке и инструментам, дало ему возможность стать отличным музыкальным мастером. Вот что писал об Александре Викторовиче в 1965 году журнал «Украина»: «. На музыкальной фабрике Александр Викторович ведет ансамбль гитаристов. Этот маленький коллектив не раз слушали в Чернигове, приглашали в Киевскую консерваторию. Инструменты у музыкантов — своего производства. Треть гитар, выпускаемых фабрикой, — сделана по моделям, предложенным Шуляковским.»
Руководя на черниговской и одесской фабриках работой музыкальных мастеров, Александр Викторович проповедовал простой принцип: «Делаешь инструменты — умей играть на них!», — и сам был тому заразительным примером. По его инициативе в техникуме деревообрабатывающей промышленности, действующем при черниговской музыкальной фабрике, ввели как обязательные дисциплины — основы акустики, курс игры на фортепиано и народных инструментах. Куда бы его ни закинула судьба, отец создавал ансамбли и оркестры и сам самозабвенно в них трудился, оркестрируя партитуры и дирижируя. Известный московский искусствовед профессор В. П. Машкевич как-то пошутил: «Если бы Шуру Шуляковского одного на парашюте выбросить на полюс, то через пару недель там бы возник оркестр белых медведей, играющих на гитарах и балалайках.»
«Александр Викторович подготовил методику преподавания игры на гитаре — читаем дальше в журнале «Украина». — Двадцать лет он отдал этой работе, проштудировал большое количество школ гитарной классики разных стран. У него огромная библиотека, посвященная гитарному искусству, в которой есть уникальные издания. Многие его ученики благодарны ему за науку, а некоторые, начинавшие заниматься гитарой в ансамбле Шуляковского, стали знаменитыми музыкантами».
Виктор Шуляковский. Фото А. Стернина
В 1966 году отца перевели в Киев, в главмузпром, начальником производственно-технического отдела. Формально это было повышение в должности, но служба в главке носила бюрократический характер, и в 1968 году, выйдя на пенсию, Александр Викторович все свое свободное время отдавал любимому делу: своими руками, начиная с нуля, изготавливал гитары разных моделей и конструкций. На основе работ выдающихся мастеров прошлого отцу удалось создать свои оригинальные, прекрасно звучащие инструменты.
От кого у отца музыкальные способности, я не знаю. Его отец, а мой дед, Виктор Александрович, служил смотрителем зданий Юго-западной железной дороги. По тому времени — должность достаточно престижная и ответственная. Дед был отличным рисовальщиком — писал маслом копии известных мастеров. У нас в доме было несколько его картин. Отец тоже писал копии, и эти работы, с моей точки зрения, выполнены отлично. А были ли в семье музыканты, я просто не знаю.
Когда после армии я учился на актерском факультете театрального училища имени Щукина, родители поменяли Киев на Люберцы и поселились в доме напротив Люберецкого ДК. Это было в 1972 году. В этом Дворце культуры Александр Викторович вел гитарную студию и продолжал заниматься изготовлением и ремонтом гитар. А в 1976 году мы переехали в Москву.
Закончив в 1973 году училище, я проработал год в театре имени Н. В. Гоголя, а в начале театрального сезона 1974 года пришел показаться в Театр на Таганке. Обычно актеры играют драматические отрывки, читают стихи или прозу, наконец, поют или плящут. А я. сыграл на гитаре вальс ми-минор А. Иванова-Крамского и первую часть «Астурии» И. Альбениса, после чего Юрий Петрович Любимов принял меня в театр. Владимир Высоцкий, — присутствовавший на просмотре, сказал: — Ух, какая гитара, старичок! Откуда она у тебя? — Отец сделал. — А мне он может такую сделать?
И отец сделал. И не одну. И не только ему. Гитары работы А. В. Шуляковского есть у многих артистов Театра на Таганке: Валерия Золотухина, Анатолия Васильева, Ивана Дыховичного, Дмитрия Межевича, Станислава Холмогорова и других. А Владимиру Высоцкому отец сделал несколько гитар: четыре или пять. Были и с вырезом, и обычной формы, и с головкой грифа в виде лиры, и с двумя грифами. Владимир Высоцкий был постоянным заказчиком: несколько раз приезжал в Люберцы.
Однажды днем, после репетиции, Володя предложил: «Давай съездим ко мне — сыграешь Марине Высотского». Он говорил о Михаиле Тимофеевиче Высотском, выдающемся русском гитаристе-семиструннике начала прошлого века. Владимир всегда с гордостью упоминал о том, что у него был такой гениальный однофамилец. Мы поехали на Малую Грузинскую, и я играл Володе с Мариной пьесу М. Т. Высотского «Пряха».
Владимир всегда с большой теплотой говорил о моем отце, как о мастере. С гитарой его работы он ездил в концертное турне по Америке. Когда 8 ноября 1979 года Александр Викторович умер, Володя выразил мне соболезнование и сказал: «Прости, зайти не могу. У меня со смертью свои отношения, ты скоро это поймешь!» Это он говорил после своей клинической смерти в Бухаре 25 июля 1979 года и за несколько месяцев до трагического 25 июля 1980 года.
ДК г. Люберцы, 10 апреля 1978 г. Фото И. Токарева
По фотографиям и киносъемкам вместе с Петром Сатуровым и Григорием Качуриным мы провели небольшое исследование и выяснили следующее:
Из первых «ширпотребовских» гитар Высоцкого узнать можно только одну — с узким темным кантом вокруг голосникового отверстия (см. фото на 4-й пластинке серии «На концертах Владимира Высоцкого»), остальные — между собой не различаются. Ни даты, ни места съемки Высоцкого с этой гитарой мы не знаем.
«В конце 1966 года (после съемок картины «Вертикаль») Владимир Высоцкий купил у вдовы Алексея Дикого, Александры Александровны, гитару, которую тому подарили цыгане»,- вспоминает Лариса Лужина. Об этой гитаре Владимир Высоцкий рассказывает у Ю. Мамина (10 ноября 1966 года): «Это очень ценная гитара: ее делал какой-то мастер австрийский 150 лет назад. Ее купили князья Гагарины, а у них перекупил артист Блюменталь-Тамарин и подарил Дикому Алексею Денисовичу. Эта гитара висела у вдовы одиннадцать лет, она ее не трогала, берегла, как реликвию. На ней никто не играл.
Потом однажды эта самая вдова пошла в какую-то компанию и услышала там песню лагерную мою. Ей это страшно понравилось, потому что она сама сидела четыре года в лагерях, и, значит, ей все знакомо. Она поплакала и сказала: «Приведите!»
Я пришел, естественно, с нехорошей целью. Попел несколько песен, а потом говорю: «Вы знаете, мне очень эта гитара нравится. «
Она говорит: «Ну, что ж. Я думаю, что Алексей Денисович не расстроился бы. » И отдала мне. Не отдала, а продала, естественно, эту вот гитару. Вот она у меня — гитара князей Гагариных. Что в ней прекрасного — такая вот изогнутая спинка, как у скрипки. Это у гитар уже сейчас не делают. Поэтому у нее такой прекрасный звук».
И, похоже, это та гитара, с которой Владимир Высоцкий и Марина Влади 14 ноября 1975 года фотографировались у Валерия Плотникова. Эти снимки на совместной пластинке Высоцкого и Влади, а также на 6-й открытке в комплекте открыток «Владимир Высоцкий» (составитель А. Крылов). На этой гитаре нет обозначения ладов, подструнник заостряется к концам с небольшим утолщением, на месте перехода грифа в механическую часть вместо порожка необычный перегиб (он хорошо виден на открытке), на механической части по бокам наложены пластины (они хорошо видны на упомянутой совместной пластинке). Эта гитара прослеживается до 1979 года.
Похожая на нее гитара, с которой Владимир Высоцкий фотографировался 25 июля 1975 года на белом кубе у того же Валерия Плотникова (см. фото 5-й, 6-й и 8-й пластинок серии «На концертах Владимира Высоцкого, 10-ю открытку комплекта Андрея Крылова, стр. 128 1-ой книги Валерия Перевозчикова и книгу «Владимир Высоцкий — человек, поэт, актер») отличается тем, что лады у нее обозначены белыми кружочками, расположенными параллельно как 3: 2: 1 в три ряда поперек грифа, механическая часть обычная и при переходе ее в гриф хорошо виден белый порожек, на котором расположены струны. Срез грифа у гитары князей Гагариных гораздо выше над голосниковым отверстием и талия уже, чем у этой гитары. С этой же гитарой Высоцкий на фотографиях спектакля «Антимиры» в книге Аллы Демидовой (стр. 64, фото 7), в 1-й книге Валерия Перевозчикова (стр. 128, фото 6).
Гитара с двумя вырезами, у которой лады обозначены ромбиками, на фотографиях Н. Шабаева, снимавшего концерт Владимира Высоцкого 9 июля 1971 года на ТЗПП, а также на фотографиях концертов во Владивостоке в июле 1971 года(см.»Вагант» N 5-91г.), на фото И. А. Чернова («Вагант» N 6-91г.) и на 2-й пластинке серии «На концертах Владимира Высоцкого».
Видимо, эта же гитара, похожая на электрогитару, была у Высоцкого и в декабре 1970 года, когда они с Мариной Влади после свадьбы снимали квартиру у Капитолины Лазаренко в Каретном ряду. Там его видел Алексей Птицын: «Не знаю, у кого Высоцкий был в четвертом подъезде. У нас, вообще, молодежь была шумная: кто-то включит магнитофон наполную, кто-то еще что-нибудь. И, как сейчас помню, Высоцкий открыл балкон и пел песни под электрогитару. Не знаю, что за аппаратура была — это было очень громко. Пару раз все слышали, весь дом. Хорошо!»
Гитара с белым кантом по краю и коротким вырезом — на фотографиях В. Богачева, которые он снимал на концертах Владимира Высоцкого в Новокузнецке в марте 1973 года (см. «Вагант» N 6-90г. и N 10-91г.), а также в книге Любена Георгиева «Владимир Высоцкий», на фотографиях Е. Савалова 1974 года в путеводителе «Владимир Высоцкий в Москве», на съемках Венгерского ТВ в начале октября 1976 года, которые организовала венгерский режиссер Марта Мессарош (в 1975 году на московском кинофестивале Марина Влади познакомила ее с Высоцким), а также на фото 1978 года на французской студии звукозаписи и у Михаила Шемякина (см. книгу Павла Леонидова «Владимир Высоцкий и другие» (стр. 214 и 139).
Может, эта гитара появилась у Михаила Шемякина и осталась там для записей, которые делал Шемякин во время приездов Высоцкого? Но когда?
Гитара обычной формы с затененными краями зафиксирована в 1974 году на фотографиях В. М. Гривы, сделанных во время гастролей Театра на Таганке на КАМАЗе в июне 1974 года (см.»Вагант» N 4-90г., 1-ю книгу Валерия Перевозчикова, стр. 129), на 60-летии Юрия Петровича Любимова 30 сентября 1977 года (см. книгу Эльдара Рязанова «Четыре вечера с Владимиром Высоцким», стр. 225 и 247), на фотографиях спектакля «Преступление и наказание» в 1979 году (см. книгу Аллы Демидовой, стр. 96 и книгу Эльдара Рязанова, стр. 12). Про эту гитару Виктор Шуляковский сказал, что это не концертная гитара, а обычная, фанерная, массового производства.
ДК г. Люберцы, 3 июля 1980г. Фото Е. Ковригина
Первой из гитар Шуляковского на фотографиях появляется гитара с головкой грифа в виде лиры и вырезом. Во всяком случае, похоже, что наиболее ранние ее появления — на видеосъемке у Людмилы Максаковой 26 сентября 1975 года, хотя качество съемки не дает возможности утверждать, что эта гитара — гитара с лирой. Та же гитара есть на фотографии 1975 — начала 1976 годов, где на Малой Грузинской в гостях у Владимира Высоцкого и Марины Влади — Кирилл Ласкари, Андрей Миронов и Лариса Голубкина (см.»Вагант» N 9-92), на концерте Владимира Высоцкого в Ивантеевке 23 января 1976 года, на фотографии В. Кочкина (см. миниатюрное издание «Я. конечно, вернусь», стр. 276-277) и на концерте в МВТУ им. Баумана 6 марта 1976 года, фото А. Веселухина (см. «Ва-гант» N 1-91г.).
На более поздней фотографии Высоцкий с этой гитарой рядом с мужчиной в сомбреро (см. 3-ю книгу Валерия Перевозчикова, книгу Павла Леонидова и книгу «Владимир Высоцкий — человек, поэт, актер»). Эту фотографию относят к гастролям Театра на Таганке в Югославии в сентябре 1976 года, но, возможно, это съемка в августе 1977 года в Мексике.
Последнее известное нам изображение этой гитары — на фотографиях А. Стернина в декабре 1977 года на концерте в ДК Ильича (см. 7-ю и 11-ю пластинки серии «На концертах Владимира Высоцкого, 7-ю и 8-ю открытки комплекта Андрея Крылова, 1-ю книгу Валерия Перевозчикова, стр. 128, книги Любека Георгиева и Эль-дара Рязанова).
Гитара с двумя грифами зафиксирована в руках Высоцкого на фотографиях Е. Миткевича, которые он сделал на концерте Высоцкого на заводе «Красной богатырь» в Кунцево (Москва) 28 ноября 1976 года (см. 1-ю книгу Валерия Перевозчикова после стр. 224), на концерте в ДК города Воскресенска 8 декабря 1976 года, на фото В. Васенина на 9-й пластинке серии «На концертах Владимира Высоцкого», в книге Аллы Демидовой на стр. 96 и на фотографиях Игоря Данилова, сделанных во время концерта Владимира Высоцкого на АЗЛК 7 января 1977 года.
Гитара с вырезом без лиры впервые появляется на видеосъемке в США в 1977 году, видимо, в том же августе, но после Мексики, так как на видеосъемке в Мексике волосы у Высоцкого более короткие. Выходит, что в эту поездку Владимир Семенович брал две гитары.
Фотографию с этой гитарой, которую относят к концерту в Северодонецке 25 января 1978 года (см. «Вагант» N 11-90г.) можно было бы считать наиболее ранней из фотографий, если бы Высоцкий на ней был в свитере, как он обычно выступал в холодное время года, а не в рубашке, как на этой фотографии.
На видеосъемке эта гитара еще без пятна под голосниковым отверстием, в дальнейшем выбитого пальцами. На фотографии, которую относят к Северодонецку, наличие или отсутствие пятна трудно рассмотреть. А вот на следующей по времени фотографии Н. Г. Токарева, сделанной на концерте в Люберецком ДК 10 аперля 1978 года пятно уже видно, но оно еще узкое. Постепенно оно расширялось. Следовательно, по величине пятна на гитаре можно установить дату съемки.
С этой гитарой Владимир Высоцкий ездил в турне по Америке во второй половине января 1979 года (см. фотографию в журнале «Америка»), с этой же гитарой он на фотографиях Н. Щербака в марте 1979 года на концерте в НИИстройфизики (см. «Вагант» NN 11-90г., 2-91г., 5-92г., 1-ю книгу Валерия Перевозчикова, стр. 128 и книгу Любека Георгиева), на видеосъемке В. Виноградова и фотографиях В. Меклера, снятых 16 апреля 1980 года во время концерта Владимира Высоцкого в Ленинграде на Малой сцене БДТ(см. 1-ю книгу Валерия Перевозчикова, стр. 233), об этой же гитаре Высоцкий говорил в «Монологе», на концертах, и, наконец, на последнем домашнем концерте у Вайнеров 30 июня 1980 года. Владимир Высоцкий говорил, что эта гитара — лучшая.
С этой гитарой Владимир Высоцкий выступал на своих последних концертах в Люберецком ДКЗ июля 1980 года (см. фото Е. Ковригина) и в тот же день в Лыткарино (см. фото А. Феоктистова в «Ваганте» N 1-92г., стр. 3) и фото И. Чернова в этом материале, а также на концерте в МНИИЭМ 14 июля 1980 года (см. фото В. Нисанова на 20-й пластинке серии «На концертах Владимира Высоцкого»).
И тем не менее, это гитара не Высоцкого и никогда ему не принадлежала. Это гитара — Виктора Шуляковского. Именно с ней он пришел в театр, и про нее Владимир Высоцкий сказал: «А мне твой отец может такую же сделать?» А о том, как она попала к Владимиру Высоцкому, рассказывает Виктор Шуляковский:
— У Володи была одна из последних гитар работы отца — красная. Это обычной формы гитара, выполненная в красном цвете — крашеный клен. У нее на верхней деке появились продольные трещины — результат рассыхания. Отчего это происходит, со стопроцентной точностью ответить трудно. Нарекания в этих случаях, как правило, адресуются мастеру, большей частью справедливо, так как трещины появляются, если древесина для изготовления инструмента подобрана не одинаково выдержанной. А это, увы, не всегда удается угадать.
Владимир отдал кленовую гитару отцу в ремонт. Другой большой концертной гитары он в этот период не имел, а приглашений для выступлений, как всегда, было много. И я дал ему свою палисандровую гитару с вырезом, надеясь, что после ремонта его кленовой, он мне вернет мою, палисандровую. Но, увы, починить красную гитару отцу не было суждено. Уже после его смерти я как-то хотел вернуть красную гитару Володе, а он сказал: «Но она же с трещинами! Давай уж я на твоей буду играть?!» Я ответил: «Играй пока, но кленовую я все-таки сам отремонтирую и верну тебе, а свою заберу». Это было для меня ответственное заявление — я брал на себя обязательство стать музыкальным мастером. После смерти отца мне пришлось заканчивать несколько незавершенных им гитар. Получилось прилично. Впоследствии я научился сам изготавливать гитары.
А через какое-то время у Владимира начались проблемы и с палисандровой гитарой. В результате явного механического повреждения (падения или удара) у гитары отбилась от корпуса верхняя дека и при малейшем натяжении струны она поднималась и коробка раскрывалась, как пасть рыбы, попавшей на сушу. Володя пытался ее настраивать, но как можно настроить гитару, если ходит верхняя, несущая струны, дека. Конечно, гитара фальшивила безбожно и создавалось впечатление, что она плохая. А гитара была великолепной. (К сожалению, Владимиру не всегда удавалось бережно обходиться с гитарами в быту. Был случай, когда он привез в мешке больше восьмидесяти кусков от какой-то гитары, и отец ее полностью восстановил.)
Кроме того, на той же верхней деке стал образовываться новый, хоть и несущественный, но заметный изъян. Владимир играл боем, переборами пальцев почти не пользовался, хотя у него было, как мне кажется, желание освоить пальцевые штрихи. Иногда он говорил мне: «Когда ты научишь меня играть по-нормальному?» Я отвечал: «Давай, когда хочешь, в любой момент будем упражняться.» Но у него все руки не доходили.
Итак, Владимир играл ритмическим боем, в чем-то заимствованным у нашего замечательного артиста и музыканта Виталия Шаповалова. Однако, при этом руки у Володи соскакивали со струн и повреждали деку. От многочисленных ударов в месте касания пальцев на деке появились выбоины, как рябь от оспы. Отдать гитару мне в ремонт Владимир не решался, может, из-за очень плотного концертного графика, может, из опасения, что я оставлю ее у себя.
И все таки, в самый последний раз, когда мы случайно встретились с Владимиром, договоренность о ремонте была достигнута. Было это 12-го или 13-го июля 1980 года. Мы с Алешей Зайцевым и Рамзесом Джабраиловым зашли в ВТО выпить по стаканчику в память об актере Театра на Таганке Арнольде Колокольникове, который умер 10-го июля. Выйдя на улицу, у входа встретили Владимира Высоцкого с Янкловичем, который потом куда-то отошел, а мы вчетвером немного поговорили. Настроение у всех было паршивое. Владимир хорошо относился к Колокольникову и чувствительно переживал его смерть. Вот тогда я и сказал ему: «Привози «палисандровую», я приведу ее в порядок и снова отдам тебе». Владимира это предложение обрадовало, но. привезти гитару он не успел. 25-е июля наступило раньше.
Нина Максимовна считает, что палисандровая гитара с вырезом принадлежала Владимиру. У нее вполне могло сложиться такое впечатление, так как я часто давал ее Владимиру для концертов, а с 1979 года моя гитара находилась у него постоянно. Нг главное сейчас не в этом. Главное — гитара, к сожалению, по-прежнему находится в разбитом состоянии: дека отклеена и началась деформация обечаек (боковой восьмерки). Если ее не привести в порядок, гитара погибнет.
25 июля 1992 года, в день Памяти Владимира Высоцкого, Нина Максимовна преподнесла эту гитару в дар музею В. С. Высоцкого. Мы разговаривали с Ниной Максимовной, и она, конечно, согласилась, что гитару надо срочно отремонтировать.
А гитару с головкой грифа в виде лиры Владимир специально не заказывал. Видимо, это была инициатива самого Александра Викторовича Шуляковского. Гитара с двумя грифами Владимиру понравилась из-за оригинальной формы. Это старинный цыганский вариант гитары. Струны на добавочном грифе звучат всегда открытыми (не прижимаются), создавая гармоническую полноту. Вторым грифом Владимир никогда не пользовался.
Одну или две гитары работы А. В. Шуляковского Владимир Высоцкий оставил в Париже.
г. Лыткарино, 3 июля 1980г. Фото И. Чернова
Была у Владимира Семеновича еще одна гитара, которую ему подарил хирург Владимир Иванович Баранчиков после 1977 года. (История подарка такова: В. И. Баранчикову гитару подарил художник Шестопал Михаил Николаевич, которому гитара досталась в наследство от тестя, великого актера, умершего в 60-х годах, а ему эту гитару подарили цыгане). «Гитара без выреза, с обычным грифом, только у голосового отверстия была надпись — рассказывает Михаил Николаевич — не знаю, сохранилась ли она после реставрации (гитара развалилась и была отдана в ремонт). Очень хороший звук у этой гитары. Володя всегда был с ней на концертах и в компаниях.» Владимир Иванович Баранчиков говорит, что сейчас эта гитара на Малой Грузинской, Нина Максимовна называет ее «баранчиковской», у нее гриф тоньше обычной и обозначение ладов коричневого цвета. Теперь у нее нет хозяина (Владимир Иванович играет на шестиструнной гитаре), как и у гитары с двумя грифами, которая тоже находится на Малой Грузинской. А где другие гитары, кто знает.
Источник