Гитара завода имени луначарского
Начала фабрика производить электроинструменты с малосерийных полуакустик, довольно высокого качества — это были копии Gibson E-335, гитара и бас в форме скрипок, как у Маккартни. Чуть позже на ряду с полуакустиками начала выпускаться серия электро и бас-гитар ЭКО — копии популярных Итальянских гитар. По качеству все эти инструменты были значительно лучше, чем выпускающиеся позже модели, но сложность и дороговизна и маленький объем производства стал причиной того, что скоро им на смену пришли более дешевые модели — Джазовая полуакустика с декой из фанеры заменила деревянные полуакстики, а после деку стали делать из пластика. На смену ЭКО пришли гитары легендарного оригинального отечественного дизайна — первые Тоники (РИТМ-СОЛО и БАС), которые по качеству останутся выше всех последующих тоник, но они делались недолго — всего несколько лет. После всё производство электрогитар перенесли на МУЗДЕТАЛЬ, которая удовлетворяла нужды пролетариата серией гитар МАРИЯ
Форум, благодаря которому «всё это»:
Хорошо представленный тематический виртуальный музей
Если вы обладаете какой-либо информацией, можете дополнить или внести замечания по этой странице — обязательно напишите мне на почту — dor313@yandex.ru
Chapt’s Web @2009-2019
Материал на сайте создан благодаря не равнодушным людям. Спасибо им за это!
Источник
Легендарная гитара советских рокеров — «Луначарка»
Приветствую всех на канале «Музыка минувших лет» !
В сегодняшней статье речь пойдёт о модели гитары, которая уже обрела статус культовой. Почти все советские рок-музыканты хотя бы раз играли на ней: Борис Гребенщиков, Костя Кинчев, Виктор Цой, Александр Башлачёв.
Список можно продолжать ещё очень долго. Даже Юрий Шатунов засветился в кадре с этим волшебным инструментом в руках!
Краткая история
Ленинградскую фабрику имени А.В. Луначарского основали ещё до начала войны. В 1922 года на ней производили народные музыкальные инструменты (мандолины, балалайки, арфы). Потом наладили изготовление разнообразных моделей гитар: шестиструнные, семиструнные и двенадцатиструнные. Производство процветало.
Наибольшей популярностью в первой половине 20-го века пользовалась русская семиструнная гитара .
На фабрике Луначарского выполняли даже индивидуальные заказы. Если артисту требовался инструмент повышенного качества или с особенными деталями конструкции, он мог обратиться в экспериментальный цех .
Знаменитая 12-ти струнка в рок-среде
Несмотря на то, что на фабрике Луначарского производили великое множество музыкальных инструментов, особое признание у рок-музыкантов получила двенадцатиструнная гитара. На это есть свои причины:
- Звонкий и насыщенный звук гитары (достигается за счёт дублирования струн).
- Отличное качество сборки, долговечность.
- Доступность в музыкальных магазинах того времени.
Все эти преимущества не могли остаться незамеченными. Двенадцатиструнку использовали не только рокеры, но и барды. Например, Александр Розенбаум или Михаил Круг . В народе эту модель прозвали «Луначаркой» .
Недостатки (их тоже хватает)
Хотя гитара и пользовалась популярностью, были недостатки, которые портили общее впечатление.
В первую очередь, — повышенная сложность игры .
Такой недостаток касается всех 12-ти струнных акустических гитар. Он обуславливается исключительно особенностями конструкции. Поскольку струн на такой гитаре вдове больше, усложняется зажатие баррэ. Приходится прикладывать больше усилий, чтобы звук оставался чистым.
Исполнение соло-партий тоже затрудняется из-за расположения струн. Как итог, такой инструмент лучше всего подходит для аккомпанемента .
Из-за вышеперечисленных проблем многие рокеры не ставили все 12 струн. Виктор Цой , например, не дублировал басовые струны. А Пётр Мамонов вообще удалил все дополнительные струны со своей гитары.
Источник
Фабрика им. Луначарского часть 3
В завершающий год пятилетки на фабрике работали с особой активностью. С октября 1932 года здесь было внедрено сменно-встречное планирование, и к концу года по встречному плану работало 7 бригад и 37 групп, объединявших 206 рабочих. Большинство бригад, перешедших на хозрасчет, своей деятельностью подтвердило высокую экономическую эффективность работы по-новому. Как правило, эти бригады выступали инициаторами освоения новых видов продукции и новой техники. Никакой уравниловки в оплате труда теперь не было, новый метод работы вел к росту производительности труда и снижению себестоимости продукции.
Наступила вторая пятилетка. В эти годы фабрика имени А. В. Луначарского превратилась в крупнейшее профильное предприятие страны. Произошел перелом и в ассортименте изделий и в их качестве. Увеличился выпуск трехструнных домр, были усовершенствованы четырехструнные домры, выросло число оркестровых балалаек. Намного больше стали выпускать инструментов для детей — в частности, детских мандолин.
1934 год — знаменательная веха в истории фабрики. Выпуск инструментов в этот год достиг 390 тысяч, что равнялось производственной мощности всех кустарей России в 1914 году. Начиная с 1934 года фабрика исключает из своего ассортимента простые по форме, но не представляющие музыкальной ценности инструменты и взамен их вводит в производство новые виды более сложной и более ценной продукции. Будущее принадлежало оркестровым инструментам — домрам, балалайкам, мандолинам и гитарам.
Значительно расширился станочный парк. Если в 1933 году на фабрике имелся 91 станок, то в следующем году их уже было 135.
В 1935 году силами рабочих и инженерно-технических работников была проведена частичная реконструкция фабрики: заменены межэтажные перекрытия, правильно расставлено оборудование по потокам, улучшено освещение рабочих мест. Эти меры позволили повысить производительность труда и расширить ассортимент выпускаемой продукции. С 1936 года здесь изготовляются гитары модели «Сеговия», гитары для школьников, начинающих учиться музыке, банджо, балалайки-игрушки.
Еще в 1931 году в стране началось изучение новых образцов музыкальных инструментов, развернулась работа над их усовершенствованием. Научно-исследовательским центром в этой области стал Институт музыкальной промышленности (НИИМП) — первое в мире заведение подобного рода. Коллектив сотрудников, руководимый членом-корреспондентом Академии наук СССР профессором Н. Н. Андреевым, провел огромную работу, связанную с изучением конструкций музыкальных инструментов. У фабрики имени А. В. Луначарского были тесные и плодотворные связи с видными учеными, работавшими в институте,— Н. Н. Андреевым, А. В. Римским-Корсаковым, Б. П. Константиновым, А. А. Харкевичем, Н. И. Мироновым, Н. П. Куликовым. В частности, исследование резонансной древесины позволило институту дать ленинградской фабрике ценные рекомендации по подбору древесины ели для изготовления резонансных дек. В 1934—1937 годах в производство были внедрены новые конструкции гитар «Модель НИИМПа». Позже была разработана и конструкция балалайки-прима модели НИИМПа. Фабрика сотрудничала также с Лесотехнической академией и с сектором научно-исследовательских работ Московской экспериментальной фабрики.
Старые нормы выработки были резко перекрыты и намного повысилась производительность труда в результате деятельности фабричных стахановцев. Организатором этого движения среди луначарцев был станочник раскроечного цеха В. В. Назаров, который за счет увеличения скорости резания на своем станке стал выдавать за смену 11 тысяч балалаечных клепок вместо 6 тысяч, как было ранее.
Стахановцы Закачурин и Летуновский изменили способ заточки цикли, что дало возможность увеличить производительность. В цехе колковой механики стахановка Абрамова перешла на обслуживание четырех автоматов для фрезеровки шестеренок вместо двух и в результате стала выполнять норму на 175 процентов. Постоянно перевыполняли плановые задания бригады Павлова (балалаечный цех), Костюковича (мандолинный), Смирнова (домровый).
Так, в гитарном цехе по инициативе стахановцев было применено расчленение операции циклевки дек и бочков. Это мероприятие позволило значительно повысить выработку. В струнном цехе она также заметно возросла благодаря предложению использовать на операции навивки моторизацию станков с применением навивки струн двумя нитками катушек одновременно.
В 1934 году, после окончания Лесотехнической академии, был направлен на фабрику Серафим Иванович Белов.
— В лаборатории, куда я был оформлен, разрабатывались тогда конструкции четырех струнных домр. Конструкторского отдела на фабрике не было, вся технологическая документация тоже разрабатывалась у нас,— вспоминает Серафим Иванович.— Мне повезло, я работал с прекрасными людьми. Начальником лаборатории был Александр Михайлович Новодержкин, большой специалист, много сделавший для организации выпуска новых, впервые принятых к изготовлению инструментов. Он любил народные инструменты, сам на них играл, а это очень важно, учитывая нашу специфику.
Вспоминаю талантливого художника-мозаичника Василия Адольфовича Романчука, по рисункам которого выполнялось художественное оформление музыкальных инструментов. И сегодня многие профессиональные гитаристы играют на инструментах мастера Михаила Артемовича Сироткина. Кстати, известному гитаристу Сеговия, когда он приезжал в Ленинград, подарили гитару, изготовленную Сироткиным, работавшим в экспериментальной мастерской. В то время мы занимались не только инструментами, но и всеми конструкторско-технологическими работами.
Позже, в 1938 году, был организован отдел, который взял на себя разработку и совершенствование конструкций музыкальных инструментов, разработку конструкций нестандартного оборудования и инструмента. Там же готовилась технологическая документация. Начальником отдела стала Раиса Юлиановна Бородич.
В эти же годы на фабрике велись исследовательские работы по глубокому крашению древесины в целях ее облагораживания, для имитации ценных экзотических пород. В результате экспериментов были предложены рецепты красильных растворов, режимы крашения для имитации красного дерева, амарантового, палисандрового. Крашение производили в красильных ваннах, а для ускорения процесса использовали автоклавы. Все детали грифов и накладки подвергали глубокой прокраске в черный цвет; корпуса гитар фанеровались шпоном, который имитировал цветные породы древесины.
В начале 1937 года Президиум Ленсовета вынес постановление о разрешении постройки нового четырехэтажного корпуса на территории фабрики. Во вновь построенном корпусе должны были разместиться фабричное управление, общественные организации, склады сухих заготовок, а также цех детской игрушки. Помещения, которые в результате строительства должны были освободиться, предназначались для расширения производства и улучшения условий труда.
Источник
О нас
D’off — новый бренд с давней традицией.
Компания ведёт свою историю с фабрики щипковых музыкальных инструментов имени А.В. Луначарского (та самая, производившая знаменитые гитары именуемые в народе «Ленинградка»). После закрытия фабрики в 2005 году были выкуплены остатки производства и материалов, открыв страницу истории бренда «Форест групп».
Под неустанным руководством директора фабрики Алана Дзудцова инструменты Форест М постоянно менялись к лучшему. В итоге не только превзойдя по качеству азиатских коллег, но заняв достойное место среди именитых западных брендов.
Эта отрадная ситуация привела руководство компании к мысли о ребрендинге Форест М -> D’off
Музыкальный магазин Рок Полёт является официальным дистрибьютором компании Дофф (гитары D’off) с продукцией которой можно познакомиться на нашем сайте. Для любителей вдумчиво изучать и сравнивать между собой гитары приглашаем в гости по адресу: г. Брянск, ул. Медведева, д. 2, цокольный этаж (около бежицкого рынка). тел.: 8 (4832)3-44-567
э.почта: Музыкальный магазин Рок Полёт
Источник
Когда отзвучал финальный аккорд
Сегодня на улице Чапаева, 15, гордо возвышается современный бизнес-центр «Сенатор». Стены этого респектабельного здания помнят известную «Луначарку», которая производила гитары, балалайки и другие музыкальные инструменты.
Что было
В годы Гражданской войны в кирпичном здании на Большой Вульфовой улице (сегодня это улица Чапаева, 15) делали концертные и салонные рояли. В официальных списках предприятие, которое занималось этим благородным делом, значилось как 1-я российская фортепианная фабрика «К. М. Шредер». Владели этим солидным производством члены семейства господина Шредера, уроженца Саксонии.
В 1918 году фабрика «К. М. Шредер» была национализирована Советом народного хозяйства Северного района, а в 1922 году ей было присвоено имя народного комиссара просвещения А. В. Луначарского. Еще через несколько лет на ее базе была образована Ленинградская фабрика мелких музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского (производство клавишных инструментов вместе с основным оборудованием и имуществом предприятия перевели на 2-ю фортепианную фабрику «Я. Беккер»). И только в 1957 году после ряда экономических перипетий, структурных перераспределений и переименований предприятие получило окончательное название – Фабрика щипковых музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского.
Ставка на щипковые инструменты была сделана неспроста. До революции их производство в России было сосредоточено в руках кустарей-одиночек, которые не могли удовлетворить потребительский спрос (ситуацию спасали поставки инструментов из-за границы). После революции в России началась активная организация собственного промышленного производства щипковых инструментов. В рамках этой программы и работала фабрика Луначарского, но путь ее развития был не так уж прост. После отделения клавишного производства щипковые инструменты остались в разрушенных, переживших два пожара помещениях. Фрезерный станок да ленточная пила – вот и все, чем располагала на момент пуска реорганизованная фабрика. Но она не сдалась.
На первом этаже из отборной древесины, предварительно созревающей на специальных складах не менее 15 лет, резали верхние деки для серийных инструментов. Конвейеры были на втором этаже, а на третьем располагался экспериментальный цех. Практиковалось тесное сотрудничество с учеными Института музыкальной промышленности, специалисты которого давали ценные рекомендации по подбору древесины. Поддерживалось сотрудничество с Лесотехнической академией. Кроме этого в 1930-х годах при фабрике было создано ФЗУ, где обучали столяров и станочников.
Период расцвета фабрики пришелся на 1950-е годы. Благодаря деятельности технического совета в период с 1950-го по 1970 год на предприятии были внедрены прогрессивные технологии (электрическое лакирование, вакуумное формование корпусов гитар, акустическая настройка дек арф и гитар. ). Начиная с 1954 года ленинградские балалайки, домры, мандолины, арфы и гитары имели высокие оценки на международных выставках.
Что стало
Снижать обороты фабрика начала еще в 1990-х. Умирала долго и мучительно, пока ее «до последнего кусочка» не перекупили и не растащили, а оставшиеся мастера не разбежались по своим мастерским.
В 1993 году предприятие было приватизировано, в результате чего появилось АООТ (ОАО) по производству народных щипковых инструментов «Арфа». К названию нового предприятия, где продолжали делать те самые ленинградские гитары, в обязательном порядке добавлялась маркетинговая фраза – «бывшая Луначарка». Но причастность к известному бренду не спасла предприятие от банкротства в начале нового столетия. Именно это банкротство принято считать финальным аккордом к тому времени уже не существующей фабрики им. Луначарского.
В 2005 году все производственные помещения были проданы под строительство бизнес-центра, а остатки оборудования и материалов распроданы. Впрочем, что-то спасать было уже поздно. По словам свидетелей того времени, качество инструментов, которые делались на фабрике в последние годы перед закрытием, оставляло желать лучшего.
При этом отголоски былой «музыки» продолжают звучать по сей день. В здании на улице Чапаева работает фирма «Форест», которая не так давно претерпела структурные метаморфозы. Часть ее осталась в бизнес-центре, и сотрудники этой фирмы честно заявили: «Мы работаем со струнными народными инструментами, но гитары не производим и к фабрике Луначарского никакого отношения не имеем».
А вот вторая часть бывшего «Фореста», уже под новым брендом, пытается серийно производить отечественные гитары, упорно ссылаясь на историческую связь с фабрикой Луначарского. В этом году даже выехала со своими инструментами на специализированную выставку в Москву.
Что касается бизнес-центра, который сегодня располагается в стенах бывшей фабрики, то его нынешних обитателей музыкальное прошлое здания особо не интересует. Они гордятся удобным расположением, парковкой и современной внутренней отделкой офисов. На вопрос об истории здания девушка-администратор дала четкую информацию об условиях аренды офисных помещений. На этом разговор и закончился.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (5555) от 30.09.2015.
Источник