Гитара звучит как балалайка

Содержание
  1. Настройка балалайки
  2. Академический строй балалайки
  3. Мажорный строй балалайки
  4. Она больше не звучит, как балалайка
  5. «Паганини русской балалайки». Невероятная музыка Алексея Архиповского
  6. Немного о балалайке
  7. «Паганини русской балалайки»
  8. Балалайка: история происхождения и развития одного из самых народных инструментов России
  9. История балалайки
  10. Музыкальный инструмент как символ народного характера
  11. Балалайка: история выхода народного инструмента на большую сцену
  12. Родственные связи
  13. «Балалайка не играет, а разоряет»
  14. От исполнителей из народа к народным артистам
  15. Русский балалаечный Страдивариус
  16. Соло балалайки в великорусском оркестре
  17. Балалайкой восхищались короли
  18. История балалайки для детей
  19. Факты о балалайке. Интересные факты о балалайке
  20. Очень занимательные моменты
  21. Балалайка сегодня
  22. Особенности конструкции

Настройка балалайки

На этой странице вы узнаете, как настроить балалайку.

Академический строй балалайки

Настройку балалайки нужно начинать с первой струны (самой тонкой). Первая струна на балалайке — Ля, вторая и третья – Ми. Можно настроить балалайку используя обычную шестиструнную гитару. Ля на балалайке настраивается по 5 ладу первой струны гитары. Ми настраивается по 5 ладу второй струны гитары. Когда нет гитары под рукой, вторая и третья струны подстраиваются к первой так, чтобы, если их прижать на пятом ладу, они звучали с первой струной в унисон.

Так же можно настроить балалайку онлайн используя тюнер. Нажмите «Разрешить» после загрузки тюнера.

  • 1 струна (самая тонкая) — A (нота «Ля»)
  • 2 струна — E (нота «Ми»)
  • 3 струна — E (нота «Ми»)

Мажорный строй балалайки

Еще один «народный» способ настройки балалайки. Первая струна настраивается произвольно, например, на ноту Ля. Вторая струна настраивается так, чтобы зажатая на третьем ладу она звучала в унисон открытой первой струне. Третья струна должна быть настроена, чтобы, прижатая на четвертом ладу, звучала как открытая вторая.

Читайте также:  Совместимость стекол ксиоми нот 8 про

Источник

Она больше не звучит, как балалайка

Многие музыкальные инструменты стереотипны, нам трудно воспринимать их в ином жанре и образе. Саксофон жестко ассоциируется с Америкой тридцатых, труба — с пионерскими зорьками. Аккордеон — романтичные французские мелодии, скрипка — симфонический оркестр в черно-белом, флейта — уж простите, Элисон Хэнниган в «Американском пироге»:) Балалайке в этом плане жутко не повезло. Она стоит в ряду «типично русских» явлений, которые вызывают презрительную ухмылку — медведи, купола храма Василия Блаженного, водка, баня, кокошник и т.п. Но если «оторвать» балалайку от всех этих лубочных ассоциаций и отнестись к ней без предубеждения, можно открыть для себя потрясающий музыкальный инструмент, который звучит интересно и непредсказуемо. Разумеется, все зависит от рук, в которые она попадает.

У Алексея Архиповского миссия глобальная: реабилитировать балалайку. Так он, по крайней мере, заявляет в интервью. Однако, когда он выходит на сцену, ни о каких «миссиях» или «целях» речи быть не может — музыкант просто впадает в экстаз, начинает по-настоящему жечь, заставляя несчастные три струны вытворять такое, к чему они явно не были готовы. Балалайка звучит то как гитара, то как банджо, то как вообще непонятно что — но явно не как привычное «трынь-тырынь-тынь-тынь».

Виртуоз выходит на сцену ММДМа в яркой оранжевой рубашке и белых штанах. Нарочито небрежная прическа, широченная улыбка. На сцене в течение двух часов — только Архиповский и его балалайка 1926 года выпуска. Зал — битком. В конце «браво» не крикнул только ленивый. У выхода из дома музыки диски с записями Архиповского (600 рублей штука) раскуплены подчистую.

Благодаря виртуозному исполнению, эмоциональности и, чего уж греха таить, «попсовому» репертуару (от «К Элизе» Бетховена до Таривердиева), Алексей умеет влюбить в себя широкую публику. Он заставляет ленивого российского слушателя приоткрыть левый глаз, аккуратно положить челюсть на пол и подумать: черт побери, а я и не думал, что балалайка может быть на такое способна.

Алексей Архиповский:

— играл на различных джазовых фестивалях в России и за рубежом, правительственных концертах и саммитах.

— играл в ансамбле Людмилы Зыкиной.

— выступал на открытии Первого кинофестиваля Андрея Тарковского.

— сотрудничал с центром Стаса Намина.

— выступал на Евровидении (этот факт своей творческой биографии старается не слишком афишировать)

Источник

«Паганини русской балалайки». Невероятная музыка Алексея Архиповского

Он выходил в цветастой майке

И глядя в зал играл как мог

В его руках балалайка становится королевой бала. Она заменяет собой целый оркестр. Алексей Архиповский не просто виртуоз и композитор, он — волшебник. Три струны русской балалайки раскрыли ему все свои секреты, и теперь множество музыкантов пытаются повторить его волшебные мелодии на самых разных инструментах. Подумать только. Балалайка стала законодательницей мод! Наверное она не так уж проста.

Немного о балалайке

Балалайка — исконно народный музыкальный инструмент. И названа она была самим народом. Скорее всего название «балалайка» произошло от слов «балакать», «балагурить».

Первые упоминания инструмента встречаются в документах времен правления Петра I. Изначально инструмент был круглым и с двумя струнами, которые делали из металла, что придавало ее звучанию звонкости, и мягкости в то же время. Со временем балалайка приобрела еще одну струну и превратилась из округлой в треугольную.

«Паганини русской балалайки»

Алексей Архиповский играет на балалайке с 9 лет. В этом ему нет равных. Он извлекает из 3-х струн фантастическое почти симфоническое звучание. Алексея знают уже не только в России. Со своими выступлениями он успешно гастролирует по миру, собирая полные залы. «Паганини русской балалайки» — так о нем говорят.

Музыкант родился 15 мая 1967 года в г. Туапсе. Страстью к музыке его заразил отец, который играл на аккордеоне. В 9 лет Алексей поступил в музыкальную школу по классу балалайка. За время учебы он неоднократно был призером различных музыкальных конкурсов и фестивалей.

После окончания училища с 1989 года Алексей солировал в Смоленском русском народном оркестре. Музыкант начал экспериментировать уже тогда. Хотя его балалайка звучала фантастически и в предложенном репертуаре.

С 1998 года Алексей играл в качестве солиста в Государственном Академическом русском народном ансамбле «Россия» под руководством Л.Г.Зыкиной. А с начала нулевых начал свою сольную карьеру, которую успешно продолжает до сих пор.

На концертах Алексей использует «электрофицированную», «подзвученную» балалайку с одной железной и двумя нейлоновыми струнами, таким образом добавляя к звучанию эффект эха. Также одновременно с игрой он извлекает из корпуса балалайки звуки тамбурина, тамтама и малого барабана. Это делает игру инструмента удивительно разнообразной. Его балалайка может звучать «то как арфа, то как клавесин, то как банджо, то как, в конце концов, все струнные инструменты всех времен и народов»

Я не считаю себя балалаечником в общепринятом смысле… И к балалайке я отношусь не как к русскому народному инструменту, а как к инструменту, на котором можно делать все что угодно

Алексей своей игрой создает настоящую сказку. Удивительно как нежно его музыка касается души и словно дарит свет и счастье. Он не только музыкант-виртуоз, но и талантливый композитор.

Эта публикация из журнала «Audio Video» о его выступлении на фестивале мастеров игры на гитаре очень точно описывает эффект от игры Алексея

Алексей Архиповский, встреченный несколько недоуменными аплодисментами, выступил так, что на этом программу вечера следовали бы закрывать. Виртуоз мирового класса, владеющий балалайкой даже не в совершенстве, а за пределами понимания, он своим десятиминутным этюдом наглухо «закрыл» все показанные до него технические трюки, да и в музыке был изобретательнее на порядок. Вступление, медитативно-скупое и неожиданно философское, открыло залу балалайку с абсолютно неожиданной стороны. Сам по себе звук инструмента, многократно опошленный народными оркестрами на жаловании, оказался в умелых руках сравним с арабской лютней, арфой, скрипкой, бог знает, с чем еще — с каким-то непривычно качественным и недоступным простому человеку инструментом. Не с гитарой, потому что все держали в руках гитару и знают, что так она не звучит. И не с балалайкой, потому что все слышали «издалека долго течет река Волга» и знают, что балалайка так тоже не звучит. Описать его исполнение практически нереально: можно лишь сказать, что в десять минут уложены и «Полет шмеля», и весь положенный русский лубок, и блюзовые запилы, и фламенко, и отвлеченные взвешенные размышления в духе современного европейского джаза.

А напоследок несколько комментарий слушателей со всего мира, которые они оставляли под видео с игрой Алексея Архиповского:

  • Когда БОГ позволил ему спуститься на землю, он даровал любовь, воплощенную в музыке (с англ)
  • Закройте глаза, и вы попадете в сказку в реальной жизни. Музыка потрясающая, она переносит вас в другой мир. Это не просто искусство, это музыка не из этого мира (с англ)
  • Я взрослый мужик 49 лет, под два метра ростом и весом 130 кило сижу, слушаю и плачу, как ребенок. Не могу объяснить, что это за магия такая, какие струны моей души тронул Маэстро, но это восхитительно! У меня хорошее музыкальное образование, музыку люблю и слушаю от Вивальди до Rammstein, но я не припомню, чтобы хоть какая-нибудь композиция меня так тронула! Просто КОСМОС. (без перевода:)
  • Очень красивая, изысканная, душевная культура, большое уважение к искусству, просто красота (с испанского)
  • Чудесно! Что-то самое прекрасное в мире (с хорватского)

Подписывайтесь на канал, впереди много интересного!

Источник

Балалайка: история происхождения и развития одного из самых народных инструментов России

История балалайки

Но прежде, чем мы начнём пристально рассматривать музыканта и со всех сторон изучать находящийся у него в руках инструмент, предлагаю обратиться к происхождению балалайки. Интересным фактом является то, что, как и в случае с гармоникой, изобретение балалайки приписывает себе сразу не одно государство. Давайте же в этом разберёмся.

Большинство специалистов в сфере музыки сходятся во мнении, что этот инструмент был «скопирован» славянскими мастерами с домбры, распространённой в Азии. В то же время, некоторые называют «производителем» балалайки Германию, Чехию, Польшу и даже Францию. Докопаться до истины в данном случае сложно, но нужно помнить о том, почему балалайка названа русским именем.

Руки наших предков придали ей «смысл» и сделали настоящим достоянием народа. В Древней Руси она ожила, начав дарить радость всем, кто только услышит этот волшебный звук.

Сначала «русская гитара» имела примитивное устройство и состояла из простого деревянного корпуса и длинной «ручки», на которой были закреплены три или даже две струны.

Сегодняшняя балалайка появилась благодаря стараниям Василия Андреева, знаменитого мещанина, и народных умельцев – Налимова, Пасербского и Иванова. Им удалось укоротить гиф, а также изменить материал корпуса, сделав инструмент лёгким, прочным и долговечным. Их работа породила множество разновидностей балалаек, с которыми мы сейчас познакомимся.

Музыкальный инструмент как символ народного характера

23 июня в России празднуется День балалайки, установленный в 2008 году, через 320 лет со дня первого документального упоминания об этом инструменте.

Если честно, я никогда не воспринимала балалайку как серьёзный инструмент. «Скрипка – вот это да, а балалайка. » – думала я до тех пор, пока учиться на этом инструменте не начал мой младший сын, и у него стало неплохо получаться. Тогда я заинтересовалась балалайкой, её историей и возможностями.
Конечно, как у истинного библиотекаря, у меня возник вопрос: если балалайку считают таким русским инструментом, часто ли его упоминают в своих произведениях русские литераторы? И – понеслось… Я копалась в интернете, в книгах, нотах, в своей памяти. Оказалось, материала очень мало, сведения на эту тему довольно скудные и повторяются на разных сайтах. Но, тем не менее, кое-какие выводы сделать можно. И даже придумать, что провести в библиотеке к Дню балалайки! Итак…

Треугольная доска,
А на ней три волоска,
Волос – тонкий,
Голос – звонкий,
Три струны, а звук какой,
С переливами, живой!
Узнаю его в момент –
самый русский инструмент.

Если у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете, несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа – то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая… Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере.

Балалайка вызывает изумление у иностранцев – слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трёх струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.

Балалайка: история выхода народного инструмента на большую сцену

Родственные связи

История происхождения одного из самых народных и популярных в России инструментов затерялась в веках.

«Когда и кем изобретена балалайка — неизвестно», — говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

Но уже в Х столетии арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан, отправившийся в Волжскую Булгарию, увидел балалайку у русских купцов, о чем и написал в своей книге путевых заметок под названием «Записка».

Музыковед и исследователь русского фольклора Александр Фаминцын и музыкант-этнограф Николай Привалов считали балалайку родственницей домры (русский народный щипковый инструмент с овальным корпусом); член Петербургской академии наук и хроникер музыкальной жизни ХVIII века Якоб Штелин утверждал: самым распространенным инструментом во всей русской стране является балалайка — «инструмент славянского происхождения». По словам Штелина, в XVIII веке было «нелегко найти в России дом, где бы на этом инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек».

«Балалайка не играет, а разоряет»

Так говорили про этот музыкальный инструмент в народе. Чтобы овладеть балалайкой виртуозно, требовалось время, которое в крестьянских хозяйствах на забавы тратили неохотно. Так что играли на ней в основном на праздничных гуляньях. Там народные музыканты и учились друг у друга разным техникам и приемам.

К примеру, в Псковской области старожилы окрестных сел до сих пор сохраняют традиции балалаечной игры, которую удалось записать фольклорной экспедиции Петербургской консерватории.

Балалайка — непременная участница псковских посиделок, и для каждого случая существует свой наигрыш: «под песни», «под пляску», «под частушки» и даже «под драку».

От исполнителей из народа к народным артистам

Концертный инструмент в балалайке разглядел выходец из купеческой семьи Василий Андреев. Услышав, как играет на трехструнной соседский дед Антип, он и сам освоил звонкий инструмент и загорелся идеей популяризировать его. Для этого он собирался добиться концертного звучания от балалайки.

«Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами».
Василий Андреев

В 1887 году Андреев с помощью мастера музыкальных инструментов Франца Пасербского создал по своим чертежам первую хроматическую балалайку: вместо «вязаных» ладов музыкант снабдил ее грифом с врезанными металлическими ладами, как у гитары, разделенным перекладинами-ладами на полутона. Так балалайка вместо диатонического звукоряда получила хроматический.

Русский балалаечный Страдивариус

Такое почетное прозвище получил музыкальный мастер Семен Налимов. Столяр-краснодеревщик служил в имении Василия Андреева: он изготавливал «профессиональные» балалайки, добавлял их звучанию серебристый тембр и певучесть за счет подбора правильного дерева и тонкости исполнения работы.

«Техника изготовления балалаек и домр Семёна Ивановича Налимова была недосягаема — что в связи с подбором лучшего материала делает каждый выпускаемый им из рук инструмент идеалом совершенства».
Из статьи «Балалаечный Страдивариус» исследователя и реставратора старинных русских народных инструментов Николая Привалова

Помимо балалаек, Андреев и Налимов совершенствовали и другие народные инструменты. Они открыли мастерскую в Марьино, где и появились новые балалайки, домры и гусли, по образцу которых изготавливают инструменты и по сей день. Работы самого Налимова считаются настоящей редкостью, некоторые его инструменты хранятся в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Соло балалайки в великорусском оркестре

Главной мечтой Андреева было «соединить фрак с балалайкой» — то есть сделать балалайку любимицей светской публики. Андреев открыл учебные классы в Соляном городке в Петербурге, где началась история Кружка любителей игры на балалайках под управлением Василия Андреева. 20 марта 1888 года в зале Городского кредитного общества кружок дал первый концерт: исполнил «Во саду ли, в огороде», «Барыню», «Камаринскую» и другие русские народные песни в обработке руководителя коллектива. Выступление оказалось даже более успешным, чем ожидали музыканты: зал долго рукоплескал. После этого кружок отправился в первое гастрольное турне: Москва, Курск, Орел, Тула, Тверь.

«Нужно решительно удивляться В.В. Андрееву, в такое короткое время обучившему целый кружок из 8 лиц и достигшему поразительных эффектов гармонизации на таком несложном инструменте, как балалайка…»
Газета «Петербургский листок» от 21 марта 1888 года

Вскоре к кружку присоединились профессионалы: композитор Николай Фомин, ученик Анатолия Лядова и Николая Римского-Корсакова, привлек в коллектив музыкантов с консерваторским образованием. Так, в кружке в разное время играли Николай Осипов, Борис Трояновский, Александр Чагадаев.

Почти десять лет понадобилось кружку, чтобы вырасти до великорусского оркестра. В 1897 году премьера обновленного оркестра уже из 14 человек состоялась в зале Дворянского собрания (современная Санкт-Петербургская филармония). Позднее многие композиторы писали специально для коллектива, поэт Федор Сологуб посвящал балалайке стихи, а царь-бас Федор Шаляпин любил выступать под аккомпанемент балалаечников.

«Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир».
Федор Шаляпин

Двадцатипятилетние оркестр отмечал уже в Мариинском театре. Некогда исключительно народный инструмент теперь звучал для изысканной публики, включавшей и венценосных особ: среди гостей концерта был сам император Николай II. Впоследствии Андреев получил звание «солист Его Императорского Величества» и учил играть на балалайке царскую семью.

Балалайкой восхищались короли

Виртуозное звучание простого инструмента трогало душу не только русского императора. В 1909 году солист Великорусского оркестра Борис Трояновский, будучи на гастролях в Англии, был приглашен в Виндзорский замок. Музыкант-виртуоз играл сразу для двух королей — английского Эдуарда VII и португальского Мануэла II. Как писали газеты, британский монарх был очень удивлен, что на таком простом инструменте можно исполнять виртуозные произведения.

Но сам Трояновский чаще других гастрольных турне с балалайкой вспоминал поездку в Ясную Поляну, где ему довелось играть для Льва Толстого. После концерта классик заметил: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!»

Мировая премьера русского народного инструмента состоялась на Всемирной выставке в Париже. Музыканты кружка Василия Андреева дали концерт в Русском павильоне в 1889 году. Успех оркестра и необычных инструментов был ошеломляющим, и с тех пор балалайка стала одним из символов России.

Традиции первых профессиональных балалаечников продолжают и сейчас музыканты Русского оркестра, который носит имя своего основателя, реформатора русских народных инструментов Василия Андреева.

История балалайки для детей

История этого музыкального инструмента корнями уходит далеко в глубину веков. Касательно места ее происхождения, то существует много документальных свидетельств на эту тему. Одни считают, что она была изобретена на Руси, другие, что балалайка произошла от домбры (народного инструмента киргиз–кайсаков), а третьи, что ее позаимствовали от татар. Неоднозначность вызывает и дата появления инструмента. Большинство музыковедов и историков придерживаются условной даты — 1715 год, хотя о ней упоминается в сведеньях 1688 года.

Предполагается, что балалайку изобрели крепостные, чтобы скрасить свою службу у помещика. Постепенно она распространилась среди скоморохов и крестьян, которые разъезжали по территории всей России. Скоморохи выступали с балалайками на ярмарках, веселя народ, и зарабатывая тем самым себе на жизнь.

Однажды великий князь Руси Алексей Михайлович издает указ, который повелевал собрать все музыкальные инструменты и сжечь их на костре, ибо нечего веселье распространять вместо работы. А тех, кто отказывался отдавать балалайки и прочие инструменты, было приказано отпороть и отправить в Малороссию в ссылку. Репрессии продолжались вплоть до смерти царя. Музыкальный инструмент оказался в забвении вплоть до середины XIX века. Редко в каких дворах звучала его мелодия.

Однажды Василий Васильевич Андреев, молодой дворянин, путешествуя по своему имению, услышал у своего дворового Антипа балалайку. Он поразился звучанием инструмента и решил сделать из него наипопулярнейший инструмент. Сначала Василий Васильевич сам научился играть на балалайке, а потом решил немного усовершенствовать звучание и отвез в Петербург к скрипичному мастеру Иванову. Работа была тяжелой и долгой. Новая балалайка превзошла все ожидания Андреева: внешний вид, звучание и мелодичность завораживали. Дворянин задумал вернуть инструменту былую народную славу. Так он вновь распространился по России.

Василий Васильевич на достигнутом не останавливался. Он создал семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого были приглашены известные мастера Налимов и Пасербский. Вместе они изготовили: дискант, прима, пикколо, секунда, альт, бас, контрабас. На этих инструментах основывался созданный Великорусский оркестр, объездивший не только Россию, но и другие страны. Вначале Андреев играл в оркестре, а после дирижировал им. Параллельно давал сольные концерты, которые получили название «вечер балалайки». На сегодняшний день инструмент вновь переживает тяжелые времена, даже в деревнях о нем забыли.

Факты о балалайке. Интересные факты о балалайке

Балалайку часто называют исконно русским музыкальным инструментом. Первые упоминания о ней относятся еще ко второй половине XVII века. Правда, многие исследователи считают, что этот инструмент был популярен еще раньше у татар, а в России он был лишь существенно изменен.

Считается, что первые балалайки в нашей стране начали изготавливать на Черниговщине. За несколько лет этот инструмент получил широкое распространение в России. В 1688 году балалайка была подарена юному царю Петру.

Кстати, отец Петра Алексей Михайлович игру на музыкальных инструментах не поощрял. Даже издавал указы отбирать их у скоморохов и сжигать. Тех, кто не подчинялся, ждало наказание плетью. А наиболее упрямых могли даже сослать.

Длина этого стунно-щипкового инструмента 600-700 мм. И всего три струны. Правда, раньше встречались балалайки с двумя струнами.

Есть несколько версий происхождения названия балалайки. Одна – чисто русская. «Балалайка» – от слов «балакать» или «балаболить». Сторонники восточного происхождения этого инструмента приводят другой аргумент: от слова «бала», что в тюркских языках означает – «дитя».

В 2014 году необычный подарок получил Хабаровск от Харбина, своего китайского города-побратима. В знак дружбы руководство китайского города подарило скульптурную композицию из китайской пипы и русской балалайки.

Еще в царской армии считалось, что балалайка хорошо помогает солдатам переносить все тяготы армейской службы. Неудивительно, что это инструмент был непременным атрибутом в казармах.

В 2008 году японский балалаечник Сё Китагава победил на международном музыкальном конкурсе в Екатеринбурге, став первым иностранным музыкантом, который победил в номинации «русская национальная музыка». Балалайка популярна не только в Японии, виртуозы-балалаечники есть также в странах Скандинавии: Швеции, Финляндии, Норвегии.

Самый большой памятник балалайке установлен в Хабаровске. 12-метровые балалайка и пипа(китайский аналог балалайки) украсили Амурский Бульвар города. Композиция сбыла подарена городу в честь юбилея побратимских связей с китайским Харбином. Стоимость памятника превышает полмиллиона долларов США.

Известный рок-музыкант Джеймс Хэтфилд имеет внушительную коллекцию гитар. Но есть у него и балалайка, причем, изготовлена она для Хэтфилда по специальному заказу.

Интересно, что у музыкантов-балалаечников есть даже свой профессиональный праздник. Отмечается он ежегодно 23 июня. Он был учрежден в 2008 году по инициативе Дмитрия Белинского – президента Российского Клуба музыкантов-народников. В 2008 году исполнилось 320 лет с момента первого документального упоминания о балалайке.

Очень занимательные моменты

Самый известный русский инструмент, ставший одним из символов музыкального творчества русского народа.

Балалайка для иностранцев является модным сувениром из России.

Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века.У балалайки всего 3 струны.

Возраст самой старой балалайки больше 120 лет. Ее можно увидеть в ульяновском музее.

Мастер, который занимается изготовлением данного инструмента, называется балайкером.

На ней играют в оркестрах русских народных инструментах в Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии.

В XIX веке для поднятия боевого духа всем солдатам выдавали балалайку. После окончания службы они могли оставить ее себе.

Русская императорская семья инициировал поездку ансамбля Василия Васильевича Андреева на Парижскую выставку, где Европа впервые услышала и увидела балалайку. Они имели огромный успех.

Балалайкой хорошо владели в основном скоморохи и пастухи, так как они не имели своего хозяйства и не были обременены заботами по дому и потому могли совершенствоваться в игре.

Очень любили слушать балалайку Пушкин, Лермонтов, Варламов, Гурилев, Чайковский, Римский-Корсаков, Толстой и Горький…

Балалайка сегодня

К счастью, в последнее время балалайка стала вновь набирать популярность в молодежной среде. Это связано с появлением интереса к своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и музыкальной.

Балалайка – это универсальный инструмент, который отлично ладит практически с любым инструментом в деревенском ансамбле. Более того, балалайка прекрасно передает личностные особенности исполнителя

Балалайка по-прежнему является основным инструментом в любом оркестре народных инструментов. Однако выступления таких оркестров не отражают подлинную народную инструментальную традицию. Где же городскому человеку услышать звучание деревенской балалайки.

Благодаря усилиям этнографов и фольклористов народная традиция не умерла. С середины 20 века исследователи стали записывать в фольклорных экспедициях народные наигрыши. Сегодня услышать подлинную деревенскую балалайку можно на концертах фольклорно-этнографических коллективов. Такие ансамбли стремятся популяризировать подлинную народную культуру и часто проводят вечерки для любителей народной культуры. На вечерке можно узнать о русских традициях, услышать старинные песни, записанные в фольклорных экспедициях и, конечно же, поплясать под балалайку.

Особенности конструкции

Балалайка — это щипковый музыкальный инструмент, который красиво может звучать, только если он изготовлен профессиональным мастером, отлично знающим это ремесло. Сегодня его делают из фанеры, сосны, и, в общем, имеет он около 70 различных элементов. Общий размер в длину с учетом вида балалаек составляет — 60−70 см, в ширину 18−25 см.

Основные детали:

  1. Гриф — это верхняя часть балалайки, которая, как правило, делается из черного дерева. Здесь расположены лады, количество которых может отличаться — 15−31 шт. Гриф заканчивается лопаткой, где находится колковая конструкция, требующаяся для натяжки струн. Последние могут быть металлические, из карбона или нейлона.
  2. Дека — внешний элемент корпуса, здесь находится голосник — резонатор в виде цветка. Над ним установлено защитное устройство, которое называется панцирем. Это расположение не допускает ударов по деке во время игры.
  3. Кузов, который имеет форму треугольника, играет роль резонатора. Как правило, у него 6−7 граней, сделанных из сегментов, называющихся клепками.

Источник

Оцените статью