Гитарист 12 струнной гитары

Содержание
  1. Настройка 12-струнной гитары
  2. Как настроить 12-струнную гитару?
  3. Правильная настройка 12-струнной гитары и техника игры
  4. Особенности настройки 12-струнной гитары
  5. Полезная информация перед настройкой
  6. Строй 12-струнной гитары и отличие от 6-струнной
  7. Алгоритм действий при настройке
  8. Техника игры
  9. Особенности и сложности перебора
  10. Метод боя
  11. Щипок на 12-струнной гитаре
  12. Игра медиатором
  13. Советы при обучении
  14. Упражнение «1-2-3-4»
  15. Упражнение «1-3-2-4»
  16. Упражнение «1-4-3-2»
  17. Рекомендации по игре на 12-струнной гитаре
  18. Двенадцатиструнная гитара — покупка, настройка, методика игры
  19. Происхождение двенадцатиструнной гитары
  20. Преимущества и недостатки
  21. Основные отличия от шестиструнной гитары
  22. Особенности звучания
  23. Кому подойдет
  24. Настройка
  25. Обучение
  26. Методика игры
  27. Виды гитарного строя инструмента
  28. Правильная настройка двенадцатиструнной гитары
  29. Рекомендации профессионалов по выбору 12-струнной гитары
  30. На что стоит обратить внимание при покупке

Настройка 12-струнной гитары

Здесь вы сможете научиться настраивать 12-струнную гитару через микрофон или по звукам.

Как настроить 12-струнную гитару?

У двенадцатиструнной гитары 6 основных струн и 6 дополнительных. Струны натягиваются попарно: основная + дополнительная, основная + дополнительная и так далее. При игре на 12 струнной гитаре зажимают сразу по 2 струны вместо одной, основную с дополнительной. 6 основных струн настраиваются точно так же, как и при настройке шестиструнной гитары, 1 и 2 дополнительные струны настраиваются как 1 и 2 основные, а 4 верхние дополнительные на октаву выше основных.

Ниже представлен стандартный строй 12-струнной гитары с нотами и звуками для настройки на слух. Чтобы настроить гитару через микрофон, нажмите «Разрешить» ↓ на тюнере, убедитесь, что микрофон подключен к компьютеру, и настраивайте гитару согласно строю, показанному под тюнером.

Стандартный строй 12-струнной гитары ♪ :

При настройке 12 струнной гитары будьте осторожны настраивая 3 дополнительную струну. Натяжение на ней самое высокое, нетрудно ее порвать. Рекомендуется настраивать ее в последнюю очередь, после всех остальных струн.

Читайте также:  Простой этюд для гитары ноты

Источник

Правильная настройка 12-струнной гитары и техника игры

Технически 12-струнная гитара мало чем отличается от привычной классики шести струн. Музыканты ее используют для исполнения акустических композиций. Но многие гитаристы после освоения гитары стандартной учатся играть на 12-струнной гитаре. Исполнение на ней очень сложно, но увлекательно.

В 60-е годы 20-го века многие музыканты стали экспериментировать со звуком. Легендарный гитарист Джимми Хендрикс впервые использовал перегруз выхода усилителя своей электрогитары. Таким образом, появился всем известный дисторшн. Рок-н-ролльный исполнитель Бадди Холли был первым, кто использовал наложение звука при записи песен.

Тогда и появилась первая гитара с 12 струнами. Сначала музыкант Джо Пасс исполнял свои соло на 12-струнной гитаре, тем самым популяризируя ее. В России впервые начал использовать этот инструмент Юрий Шевчук из группы «ДДТ».

Особенности настройки 12-струнной гитары

При игре на гитаре требуется большая точность при нажатии на струны. Первое время руки будут сильно уставать. Несмотря на то что звук несколько тише, чем у шестиструнной гитары, он мелодичный и объемный. Гитаристы исполняют соло-партии и аккомпанируют себе при исполнении песен.

Двенадцатиструнная гитара — инструмент, состоящий из шести парных струн. Учиться играть на ней сложнее из-за спаренности струн. Чтобы их зажать и извлечь чистое и мягкое звучание, нужно приложить немалые усилия. Гриф широкий и толстый, держать который тоже нужно правильно. От этого зависит качество игры.

Струны расположены далеко друг от друга, поэтому гитарист должен уметь растягивать кисть, особенно с аккордами с баррэ. Сначала пальцы не слушаются, сложно зажимать по две струны. Но необходимо терпение и опыт, и вы оцените объемное и яркое звучание.

Полезная информация перед настройкой

Старайтесь настроить 12-струнку при помощи тюнера или специальных программ. Новичок поначалу может путаться и настраивать хрупкий инструмент неправильно, что может привести к порче гитары.

Внимание! Если вы решили поменять струны на новые, то не снимайте все струны сразу. Когда на гриф резко перестает действовать привычная нагрузка, то гитара может испортиться: накрениться гриф или повредиться сама дека.

Натянуть сначала нужно первую и шестую струну, а потом все остальные. Настраивать шестую струну следует самой последней. Она имеет самое большое натяжение. Для начала настройте ее на тон ниже. После растяжения доведите ее до нужной ноты.

Особенность грифа заключается в том, что он способен выдержать натяжение всех струн. Но будьте крайне внимательны при натягивании дополнительных, так как нагрузка на инструмент увеличивается в два раза. При правильных и неспешных действиях вы избежите неприятного дребезжания.

Некоторые музыканты настраивают инструмент специально ниже стандартного строя, поставив каподастр на первый лад. Благодаря этому, гитара может прослужить намного дольше.

Строй 12-струнной гитары и отличие от 6-струнной

Настройка основных струн ничем не отличается от строя шестиструнной гитары. Проблема может возникнуть с добавочными струнами. Потребуется специальное оборудование или идеальный музыкальный слух. Две первых пары должны звучать в унисон, остальные выстраиваются так, что одна из струн ниже на октаву другой. Поэтому при игре на таком инструменте создается впечатление, что играют несколько гитар.

Алгоритм действий при настройке

Двенадцатиструнная гитара настраивается так же, как и шестиструнка. За исключением некоторых нюансов.

Алгоритм настройки достаточно прост:

  1. При необходимости поменяйте струны. Аккуратно снимите старые поочередно и натяните новые. Старайтесь не перенапрячь гриф.
  2. Первую струну сразу натяните, чтобы звучала нота «ми» первой октавы. Сделайте это при помощи тюнера, камертона или собственного слуха.
  3. Теперь настройте на ноту «ми» шестую — главную струну.
  4. Затем задайте стандартный строй всем остальным.
  5. Приступайте к дополнительным струнам. Первые две должны быть в унисон с главными, а остальные — на октаву ниже.
  6. Пусть гитара немного постоит — за это время струны растянутся.
  7. Проверьте строй, начиная с главных струн. Подтяните, где это необходимо.

При правильной и аккуратной настройке инструмент и струны прослужат очень долго.

Техника игры

После настройки инструмента, можно приступать к самой игре. Чтобы понять гитару, научитесь исполнять мелодии на открытых аккордах. В этом случае вы будете уже на полпути к цели. Техника почти не отличается от игры на шестиструнной гитаре.

Особенности и сложности перебора

При игре на 12-струнной гитаре очень устает левая рука, потому что форма грифа непривычна и расстояние между струнами большое. В особенности использование баррэ доставляет новичку неудобства, но в остальном техника игры ничем не отличается от обычного инструмента.

Перебор — это один из способов игры на гитаре. В отличие от гитарного боя, при переборе происходят щипки струн — звучат по отдельности. Для акустических романсов, фольклорных песен и красивых баллад этот способ звукоизвлечения подходит идеально. В случае игры на 12-струнной гитаре, щипок происходит посредством захвата парных струн, к чему нужно привыкнуть.

Существует много видов переборов, каждый из которых зависит от композиции, ее длительности. Вместе с оригинальной и необычной песней нужно заучивать не только аккорды и ноты, но и способ извлечения. Также есть стандартные виды приема. Они используются в большом количестве песен.

Самыми простыми видами перебора являются «шестерка» и «четверка». Они исполняются небольшим количеством струн или их пар в случае 12-струнки. В стандартной «четверке» задействован бас и три нижние. Сначала большим пальцем дерните одну из басовых, затем — третью, вторую и первую по очереди. Принципы других типов перебора заключаются в изменения последовательности нижних струн. Так, например, в одном случае после баса следует защипнуть третью, затем первую, а потом вторую. Другая последовательность — третья-вторая-третья.

Принцип «шестерки» похож на предыдущий, но в игре задействованы еще две ноты. После баса поочередное звучание третьей, второй, первой, второй, третьей пары. Также существуют приемы немного сложнее: «восьмерка» и вальсовые переборы.

Метод боя

Гитарный бой — простой и распространенный метод игры на любой гитаре. Он состоит из последовательных ударов кистью правой руки по струнам вверх или вниз. На 12-струнной гитаре музыкант захватывает все струны инструмента для получения необычного и объемного звука.

Сколько ритмических рисунков, столько и видов гитарного боя. Основные способы — шестерка, восьмерка, четверка, блатной штрих, вальсовый бой. Часто при таком способе звукоизвлечения гитарист глушит струны ребром ладони, чтобы достичь четкого и законченного звука. С технической точки зрения, глушение проставляет акценты и помогает музыканту ориентироваться в ритмическом рисунке.

Щипок на 12-струнной гитаре

Щипок на гитаре с двенадцатью струнами происходит при одновременном извлечении звука из нескольких пар нижних струн.

Щепок чередуется с басовой парой нот. Три или иногда четыре пальца одновременно защипывают струны. При помощи такого приема играют вальсовые мелодии. Этот способ широко распространен среди исполнения дворовых песен, но мало кто умеет правильно извлекать звук. Щипки быстрые и четкие. Ритм игры не должен сбиваться.

Игра медиатором

Игра медиатором — основной навык, которым должен овладеть любой гитарист. Звучание инструмента становится насыщенным, ярким, громким. В случае с 12-струнной гитарой, ее звук становится еще мощнее, чем при игре пальцами и кистью.

Медиатор — пластиковая пластинка. Гитарист зажимает ее между пальцами правой руки и бьет ею по струнам. При помощи медиатора играют бой и перебор. Вместо трех или четырех пальцев, используется один плектр, поэтому музыканту следует развить скорость и координацию. Этот способ требует правильной постановки руки для извлечения четких и ровных звуков.

Исполнение мелодий медиатором технически отличается от игры кистью или пальцами. Движение должно осуществляться не от плеча, а от кисти, используя небольшую амплитуду.

Советы при обучении

Занятия следует проводить каждый день. Они способствуют развитию пальцев, увеличивают способность играть синхронно. Также развивают чувства ритма, музыкальный слух.

Упражнение «1-2-3-4»

Название упражнения говорит само за себя. Оно предполагает извлечение звуков из одной пар струн на четырех ладах. Зажимайте указательным пальцем две первые струны на первом ладу, дергайте струну. Средний палец поставьте на второй лад, извлеките звук. После мизинец на четвертом ладу поднимайте на позицию вверх. Упражняйтесь вплоть до 12 лада, затем в обратной последовательности. Ноты должны звучать четко и громко.

Упражнение «1-3-2-4»

Это упражнение является немного измененной версией предыдущего. Разница в том, что звучат струны сначала на первом ладу, затем на третьем, втором и четвертом. Пробуйте играть это упражнение на всех струнах, поочередно зажимая пары следующих струн. Если вы его освоите, то координация движений улучшается на порядок.

Упражнение «1-4-3-2»

В этом упражнении последовательность нот в обратном порядке. Сначала играете первый лад, затем четвертый, третий и второй. Снова же поднимайтесь по другим парам струн, оттачивая координацию и четкое звукоизвлечение.

На заметку! Для развития скорости и гибкости пальцев разучивайте гаммы и упражнения для правой и для левой руки поочередно.

Вы можете использовать эти упражнения, а также подобные модификации уроков. Пробуйте играть в последовательности, которую придумаете сами. Уроки по игре на этом необычном инструменте можно найти на просторах интернета, а также в самоучителях и интерактивных занятиях.

Рекомендации по игре на 12-струнной гитаре

Умение слушать мелодию является одним из важных моментов при обучении.Прежде чем играть композицию, прочувствуйте песню, ее высоту тембр и громкость. Чтобы добиться ровного и четкого звучания, старайтесь поставить обе руки в правильное положение, иначе руки будут уставать, а ноты приглушаться.

Важно понимать, что игра на гитаре — это не работа. Если нет настроения или желания заниматься, то не делайте этого. Не заставляйте себя разучивать упражнения или гаммы, потому что это принесет только разочарование. Желание играть может вовсе пропасть. Старайтесь заниматься игрой на гитаре в хорошем настроении и с приподнятым расположением духа.

Все упражнения играйте медленно. Скорость игры придет к вам с опытом. Игра на 12-струнной гитаре отличается следующим — чтобы извлечь четкие звуки, необходимо приложить немного больше усилий. Поэтому запаситесь терпением и стремитесь к совершенствованию техники игры каждый день.

Источник

Двенадцатиструнная гитара — покупка, настройка, методика игры

Происхождение двенадцатиструнной гитары

Точно определить предка двенадцатиструнной гитары сложно, среди вариантов можно назвать итальянскую мандолину, арабский уд, турецкий саз, греческую бузуку, испанскую виуэлу и мексиканский типле – в каждом из них можно найти схожие черты с 12-струнной гитарой. В «современном» виде 12-струнная гитара стала популярной в середине ХХ века.

Впервые производством 12-струнных гитар занялись американские мастера с фабрик «Ригал» и «Оскар Шмидт», взявшие за основу стандартные модели гитар, производимых на этих фабриках, но добавив к каждой струне парную. В 60-е годы 20 века многие знаменитые музыканты стали экспериментировать с музыкальными инструментами.

Одним из популяризаторов 12-струнной гитары был Джо Пасс (Joe Pass), записавший на этом инструменте несколько отличных соло. Звучание 12-струнки можно услышать в композициях «The Eagles», «Queen», «The Beatles», Эрика Клэптона. В СССР было весьма проблематично достать столь экзотический вариант гитары, да и стоила она по тем временам бешеные деньги, поэтому её стали использовать через много лет после мировой премьеры. В России музыкантом, начавшим активно аккомпанировать себе во время выступлений на двенадцатиструнной гитаре, был Юрий Шевчук (группа «ДДТ»). Также стоит отметить Александра Розенбаума, который сделал 12-струнку своим основным концертным инструментом, да так, успешно, что многие гитаристы при выборе многострунной гитары хотят именно «гитару как у Розенбаума».

Сейчас купить 12-струнную гитару не проблема, они доступны и по цене, и по ассортименту. Используются они обычно в качестве аккомпанемента, благодаря более насыщенному и красивому звучанию, может даже создаваться ощущение, что одновременно с двенадцатиструнной гитарой аккомпанирует скрипка. Хотя можно исполнять и сольные партии, так как строй у гитары такой же, как и шестиструнной гитары, то есть не придется переучиваться.

Преимущества и недостатки

Двенадцатиструнные гитары – это большие гитары, выполненные на основе усильных корпусов дредноут и джамбо. Устройство ее довольно стандартное, отличается лишь количество струн (струны идут парами, у каждой основной струны есть своя добавочная), ширина грифа и прочность конструкции, которая является главным критерием при изготовлении гитары, так как натяжение 12 струн очень велико и оказывает существенную нагрузку на гриф и верхнюю деку.

Именно благодаря усиленной конструкции и качественной древесине, эти гитары дороже других, но в этом случае не стоит экономить, иначе придется платить дважды, как в поговорке, обращаясь к гитарному мастеру.

Итак, как и любой инструмент, двенадцатиструнная гитара имеет свои преимущества и недостатки перед шестиструнной.

Основные отличия от шестиструнной гитары

В перечень основных отличий входит:

  • формирование на 12 струнах более объемного звука, чем это получается на шести;
  • использование игры на 12 струнах для аккомпанемента сольному исполнению, при групповом исполнении для формирования ритмического ряда;
  • сложность исполнения за счет необходимости прикладывать значительные усилия и растягивать кисть для взятия нот.

Есть и другие отличия, с которыми могут столкнуться музыканты на начальных этапах. При этом за счет формирования объемного звука именно двенадцатиструнная гитара является предпочтительной для игры на открытой сцене. Двойной ряд удобен для исполнения проникновенных баллад.

Особенности звучания

Двойные ряды струн 12-струнной гитары производят мерцающий эффект, потому что даже струны, настроенные в унисон, никогда не могут вибрировать идентично — то есть они вибрируют в разной фазе. Результатом для уха является звук, который кажется «мерцающим», который некоторые описывают как напоминающие струны, которые немного расстроены. Интерференция между внефазовыми вибрациями создаёт явление, известное как биения, который приводит к периодическому повышению и падению интенсивности, что в музыке часто считается приятным для уха. Пит Сигер описал характерный звук 12-струнной гитары, как «звон колоколов».

Кому подойдет

Привлекательные двенадцатиструнные гитары покорили сердца многих музыкантов и слушателей благодаря чрезвычайно многоголосому звучанию, но на таком сложном инструменте сыграть сможет не каждый музыкант. Загоревшись идеей приобрести 12-струнную гитару, стоит взвесить все за и против такой покупки.

Гитара со спаренными струнами подходит для:

  • опытного музыканта, которому необходимо расширить свой творческий профессионализм;
  • тех, кто умеет (и готов это делать очень часто) настраивать струны, поскольку из-за большой нагрузки на гриф они расстраиваются чаще, чем на шестиструнных гитарах;
  • создания нового имиджа.

Гитара с удвоенным набором струн будет лишней, если музыкальный инструмент станет первой гитарой, поскольку для обучения усложненная модель совершенно не подходит.

Настройка

Настроить двенадцатиструнную гитару несложно, если умеешь настраивать 6-струнку. Можете поэкспериментировать с установкой различных струн. Вот несколько советов по настройке.

  • Если настроить гитару на полтона/тон ниже, то можно снизить натяжение струн, а значит предотвратить деформацию грифа и деки гитары. В этих же целях стоит использовать струны тонкие или средней толщины (№9 или 10). Понижение на полтона практически не сказывается на характере звука, а нагрузка на гриф и на деку значительно уменьшится (примерно на 20%). Левая рука тоже скажет вам «спасибо» за ослабленные струны, особенно любителям «баррэ». Если переусердствовать и настроить гитару ниже более чем на тон, можно получить «расплывчатое» звучание и дребезг струн о лады.

Чтобы прикладывать меньше усилий при зажимании струн, можно попробовать немного подкрутить анкерный стержень.

Настраивайте сначала шесть струн, как на обычной гитаре, а затем дополнительные струны.

Попробуйте альтернативные строи, когда басовые струны настраиваются в квинту или же кварту, а высокие струны — в терции и септимы.

Настраивайте гитару по тюнеру, это значительно сэкономит вам время и нервы.

Что делать точно не стоит, так это полностью снимать старые струны, а затем устанавливать новые и настраивать их по от 1-ой к 6-ой (или от 6-ой к 1-ой), да еще и сразу парами. В этом случае гриф может деформироваться и дека прогнуться. Настройку следует производить от крайних струн к средним, т.е. сначала1-ю, затем 6-ю (основные), затем 2-ю, 5-ю и так далее.

Парные струны первых двух струн настраиваются в унисон с основными. Остальные — на октаву выше основных струн.

Обучение

Не рекомендуется начинать обучение именно с двенадцатиструнной гитары, потому что начинать на ней заниматься очень тяжело чисто физически, да и начинающим сложно настраивать. Она имеет характер дополнительного инструмента, поэтому предварительно необходимо освоить технику аккомпанемента на шестиструнной гитаре какого-либо вида.

Методика игры

Техника игры на 12 струнной не всегда проста для неопытного исполнителя. За счет сдвоенного ряда:

  • инструмент отличается массивностью;
  • его гриф шире привычного;
  • натяжение струн требует значительных усилий при исполнении произведений.

Процесс упрощается, как только исполнитель привыкает зажимать сразу две струны. Это, в большей мере, относится к использованию технологии перебора, при выборе которой струны не просто зажимаются в двойном экземпляре. При исполнении потребуется наловчиться дергать две струны одновременно.

Виды гитарного строя инструмента

При использовании стандартного строя настройка первого ряда проводится на основе классического шестиструнного инструмента. Первая и вторая струны для сохранения типового строя настраиваются в Ми первой октавы. Двенадцатая будет звучать в Ми малой октавы.

Также применяются альтернативные виды строя. Используется регулировка в квинте или кварте для басовых нот. Именно такой способ предпочитает Александр Розенбаум. Для высоких используется терция или септима. Высокое натяжение быстро изнашивает инструмент. Многие исполнители для продления срока эксплуатации предпочитают проводить настройку строев ниже.

Правильная настройка двенадцатиструнной гитары

Большое число струн новичка способно напугать. Но в реальности настройка проводится по полной аналогии с привычным шестиструнным инструментом. Важно учитывать высоту расположения струн, которая требуется при натяжении на грифе.

Настройка парных производится по отношению друг к другу:

Настройка в октаву способствует максимальному наполнению звука, но такое выполнение сложнее.

Внимание! При выполнении настройки струны требуется зажимать с двойной силой, так как нужно одновременно удерживать оба парных ряда. Для формирования оптимального звучания при установке используются специальные комплекты, созданные для парных рядов на 12 струн. Просто купить сразу два комплекта для шестиструнки не получится.

При регулировке сначала проводится работа с первым рядом. Далее следует переходить на второй, но учитывать высокое натяжение, способное стать причиной обрывов.

Рекомендации профессионалов по выбору 12-струнной гитары

Решение купить двенадцатиструнную гитару – удел профессионального и уверенного в своих силах музыканта. Прежде чем искать идеальный инструмент, стоит изучить инструкцию, которая поможет сориентироваться в широком ассортименте моделей. Полезные советы укажут, на что следует обратить внимание, чтобы купить лучшую 12 струнную гитару.

1. Прочность древесины грифа и корпуса гитары. Большая нагрузка от удвоенного комплекта струн требует особенной прочности материалов, из которых изготовлены гриф и корпус музыкального инструмента. Следует отказаться от моделей, изготовленных из мягких пород дерева.

2. Цена на 12-струнную гитару. Качественный музыкальный инструмент акустического типа трудно купить дешевле 4899 рублей. Бюджетные модели с удвоенным количеством струн, как правило, соответствуют лишь внешним конструктивным особенностям этого вида инструмента. Выбирая 12-струнную акустическую гитару можно купить инструмент с неполноценным звучанием. Помимо акустики, с расширенным функционалом выпускают и электронные модели. Электроакустические 12-струнные гитары будут стоить на порядок выше, но в таком случае на формирование цены основное влияние окажет встроенная и дополнительная электроника.

3. Прочность пружин на верхней деке корпуса. Инструменты с непродуманным механизмом натяжения струн выдают себя изогнутой и выпуклой формой верхней деки. Если купить гитару с подобным дефектом, то в дальнейшем нельзя будет регулировать высоту струн над грифом.

На что стоит обратить внимание при покупке

Приобретать музыкальный инструмент, на котором установлено не 6, а 12 струн, как правило, предпочитают музыканты, исполняющие под гитару свои музыкальные произведения. В числе таких исполнителей Александр Розенбаум, Александр Шевчук и многие другие.

При покупке подобной модели требуется уделить внимание некоторым нюансам. Инструмент относится к категории элитных, стоит дорого. Соответственно, обслуживание, запчасти к акустической 12 струнной гитаре также обойдутся недешево.

Внимание! Некоторые китайские производители предлагают дешевые изделия, но достаточно сказать, что укрепление деки у таких мастеров выполняется просто за счет многочисленных рядов обычной дешевой фанеры.

Короб изготавливается из натурального дерева. В диапазоне менее 10 тысяч рублей инструмент этого типа приобрести невозможно.

В числе советов, которые дают новичкам опытные исполнители, следующее:

  1. Важно покупать инструмент только полностью отстроенный, струны обязательно должны быть на должном уровне натянуты.
  2. Внимание уделяется высоте установки струнного ряда, разница подъема по сравнению с нормой даже на пару миллиметров существенно усложняет игру, всего за несколько исполнений возможна деформация грифа.
  3. Корректировать самостоятельно без должного опыта не рекомендуется, попытка подрезать борозды на верхнем уровне и одновременно опустить порожек на втором приводит к порче инструмента.
  4. При выборе модели струны открытого ряда дают для воспроизведения опытному музыканту. Аккорд на открытой октаве при отсутствии опыта кажется гармонично звучащим. Знаток определит потенциальное расположение «черных» и «глухих» зон.

Настоящий инструмент всегда отличает высочайшее качество сборки и применение в изготовлении только качественных дорогих материалов.

Источник

Оцените статью