Гитарист сергей орехов гитара

Сергей Орехов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Сергей Орехов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Сергей Шахов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Вера Орехова: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Биография и творчество

Сергей Дмитриевич был старшим ребёнком в многодетной семье Ореховых. Они жили в Москве, отец работал слесарем, а мать – поваром. Сергей появился на свет 23 октября 1935 года, затем родились ещё сестра и два брата. Мальчик был творчески одарённым и очень увлечённым – хорошо рисовал, помимо школы с 14 до 16 лет занимался в цирковом училище. А в возрасте 15-ти лет он начал учиться играть на семиструнной гитаре, и музыка настолько захватила юношу, что стала не просто его профессией, но и всей жизнью. Сначала Сергей вместе с другом пытались освоить инструменты по самоучителю: Сергей – семиструнную гитару, а его друг – баян. Но таких занятий было недостаточно, нужен был опытный наставник – и он нашёлся в лице Владимира Митрофановича Кузнецова, который был довольно известным московским педагогом-репетитором, разработал свою методику преподавания игры на струнных инструментах и написал об этом книгу.

Позднее Орехов занимался в гитарном кружке у гитариста В.М. Ковальского. Сергей обладал потрясающей работоспособностью, мог играть на любимом инструменте по десять часов в день. Кроме семиструнной, молодой человек осваивал также игру на шестиструнной гитаре, поскольку её популярность в советском обществе неуклонно возрастала.

После школы Сергей Орехов был призван на службу в ряды Советской Армии. Службу проходил в Ленинграде, был радистом. Всё свободное время он посвящал игре на гитаре, и командование его даже посылало на различные конкурсы, где он неизменно побеждал. Он выходил на сцену в солдатской форме вместо смокинга, и поначалу его даже никто всерьёз не воспринимал, но стоило ему начать играть, все слушатели и жюри приходили в полный восторг.

Читайте также:  Пианино для компьютера топ

И всё же годы армейской службы сыграли негативную роль в судьбе Орехова: однажды он переохладился и заработал сильнейшую простуду с осложнением на руки. Его положили в госпиталь, где он проходил длительный курс лечения от полиартрита, затем его даже комиссовали. Начался процесс реабилитации и разработки рук, но до конца музыкант так и не излечился – всю оставшуюся жизнь он играл на гитаре, превозмогая боль. Но иначе он не мог, он просто не мыслил себя без музыки и без любимого инструмента.

Вернувшись из армии, Сергей Орехов на протяжении двух лет получал образование в Музыкальном училище имени Генсиных, а затем началась его активная концертная деятельность, в которой явно прослеживаются два направления: сольное исполнение и аккомпаниаторство. Как солист он исполнял классические произведения для семиструнной гитары, обработки русских народных песен и романсов.

Как аккомпаниатор Орехов работал со многими известными вокалистами, также исполнявшими романсы и песни. С 1956 года Орехов устроился в Москонцерт и начал выступать вместе с Раисой Жемчужной, выдающейся исполнительницей цыганских романсов. Их сотрудничество продолжалось семь лет – вплоть до ухода Жемчужной на заслуженный отдых. А в 1963 году Сергей Орехов познакомился с певицей Надеждой Андреевной Тишининовой, которая в дальнейшем стала не только его партнёршей на сцене, но и спутницей жизни. Вместе с ней Орехов готовил большие концертные программы, в которых он исполнял сольные номера, а также аккомпанировал своей жене; иногда в концерте участвовало несколько аккомпаниаторов, поскольку Орехову было трудно играть на протяжении всей программы.

Кроме Тишининовой, Сергей Орехов выступал и с другими исполнителями. Так, многолетняя дружба и сотрудничество связывали его с Николаем Ивановичем Эрденко – цыганским певцом и скрипачом, который в 24 года был приглашён на должность музыкального руководителя Цыганского театра «Ромэн». В 1980-м году в рамках этого театра Эрденко создал цыганский молодёжный джазовый ансамбль «Джанг», с которым Сергей Орехов отыграл множество концертов, а также принимал участие в театральных постановках. Цыганские музыканты очень высоко ценили гитарное мастерство и эмоциональное исполнение Орехова.

В 80-е годы Сергей Дмитриевич выступал дуэтом с гитаристом Алексеем Павловичем Перфильевым, с певцом и композитором Анатолием Викторовичем Шамардиным, а также с известным балалаечником и гитаристом Валерием Павловичем Минеевым. Ему довелось аккомпанировать Александру Вертинскому, Галине Каревой, цыганским певицам Татьяне Филимоновой и Софье Тимофеевой. Тёплая дружба связывала семью Орехова-Тишининой с выдающимся певцом Вадимом Козиным, который в 1945-м году был осуждён и сослан в Магадан. Приезжая с гастролями на Колыму, Орехов с супругой обязательно навещали Козина, совместно музицировали. Сохранились аудиозаписи, где Сергей Орехов аккомпанирует на гитаре Козину, который поет и играет на рояле.

Однако многие музыканты, выступавшие с Ореховым, жаловались на некоторые трудности в работе с гитаристом: он порой так погружался в музыку и увлекался импровизацией, что забывал о партнёрах. Он вообще жил в музыке: она постоянно звучала у него в голове, он сочинял всё новые и новые обработки и вариации песен и романсов. Во время исполнения Орехов закрывал глаза, и у слушателей создавалось впечатление, что он играет, не только руками, но и лицом, и всем телом.

Невероятная работоспособность музыканта подорвала его здоровье: вместо того чтобы прислушаться к советам врачей и просьбам жены отдохнуть и подлечить сердце, Орехов нагружал себя работой. И даже умер он от сердечного приступа во время репетиции с балалаечником Валерием Минеевым. Это произошло на 63-году жизни музыканта, 19 августа 1998 года. Похоронили Сергея Дмитриевича в Москве на Ваганьковском кладбище.

Личная жизнь

Супруга Сергея Дмитриевича Орехова – певица Надежда Андреевна Тишининова – родом из Белгорода. Они познакомились в гостях у общих друзей, когда Орехову было 28 лет. Девушка была заворожена личностью и, особенно, мастерством молодого гитариста, который весь вечер исполнял классические произведения и романсы. Ей казалось, что играет не один музыкант, а целый оркестр. С этого момента молодых людей связала не только любовь, но и совместное творчество. Супруги прожили вместе 33 года – до самой смерти гитариста. Детей в браке не было. Надежда Тишининова пережила мужа всего на четыре года, и всё это недолгое время она могла думать и говорить только о своём горячо любимом супруге.

Карьера

Сергей Дмитриевич Орехов, будучи выдающимся гитаристом-семиструнником, так и не дождался официального признания органами власти, не получил никаких государственных наград и званий. Его крайне редко снимали для телевидения, но зато он объездил с концертами весь Советский Союз и много зарубежных стран. На гастроли по стране с ним часто выезжала супруга Надежда Тишининова. Вместе с другими музыкантами они давали по 2-3 концерта за день, собирая полные залы поклонников. За границей Орехов был в Югославии, Германии, Польше, где очень успешно выступил на фестивале. Далее последовали приглашения во Францию, США, Грецию и другие страны. Он был невероятно любим молодыми музыкантами во всём мире, очень многие стремились попасть на его концерты, даже если он исполнял всего одно или два сольных произведения. Однажды в СССР приехал с гастролями знаменитый испанский гитарист Пако де Люсия, и когда у него поинтересовались – с кем из советских музыкантов он хотел бы пообщаться, де Люсия сказал: «Мне нужен только Орехов!».

В 1985-м году на фирме «Мелодия» Сергеем Ореховым совместно с другим гитаристом Алексеем Перфильевым была записана единственная пластинка «Гитара семиструнная» (обработки и переложения). Кроме того, были сделаны записи его исполнения в Париже. А в США были изданы ноты с переложениями для гитары старинных русских романсов – в частности, «Ямщик» и другие.

Сергей Орехов пробовал себя и как композитор: сочинял небольшие пьесы – этюды, вальсы, мазурки, но в большинстве своём музыкант делал обработки или создавал вариации популярных песен и романсов – «Я встретил Вас», «Хризантемы», «Только раз бывают в жизни встречи», «Подмосковные вечера», «Синий платочек» и другие.

Ещё одним направлением деятельности Орехова было переложение музыкальных произведений между семиструнной и шестиструнной гитарами. Музыкант одинаково виртуозно владел техникой исполнения как на одной, так и на другой гитаре, хотя душа его, безусловно, лежала к семиструнной – именно её он считал истинно русским инструментом, способным передать все черты национальной культуры. Тем не менее, он понимал, что шестиструнная гитара становится всё более и более популярной, и стремился как можно больше расширить её репертуар.

Источник

Гитарист сергей орехов гитара

Сергей Орехов родился 23 октября 1935 г. в Москве, в семье рабочего. Учился игре на гитаре частным образом у Владимира Кузнецова, затем служил в армии. После 1956 года выступал вместе с исполнительницей цыганских романсов Раисой Жемчужной, затем со своей женой, певицей Надеждой Тишининовой, затем в ансамбле Николая Эрденко. После этого вместе с Алексеем Перфильевым, организовал собственный гитарный дуэт. Часто вместо Перфильева в дуэте с Ореховым играл выдающийся балалаечник Валерий Минеев. На концертах играл исключительно на семиструнной гитаре, хотя хорошо владел шестиструнной. Занимался также переложениями на шестиструнную гитару музыки для семиструнной гитары.

Музыкант умер во время репетиции 19 августа 1998 года от сердечного приступа. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Сергей Орехов — Гитара семиструнная — 1986
Сообщение nickhome
Жанр: guitar/instrumental
Год выпуска диска: 1986
Производитель диска: CCCР
Фирма: Мелодия (Апрелевский завод)
Label: С20 24391 000 (стерео)

1. Полька (музыка русская народная)
2. Дремлют плакучие ивы
3. В красной рубашоночке (Б. Фомин)
4. Ах, не лист осенний (В. Титов)
5. Танцуй, девушка (музыка цыганская народная)
6. Вальс (О. Дюран)
7. Ночь светла (М. Шишкин)
8. Чардаш (В. Монти)
9. Испанская серенада (Х. Малатс)
10. Кумушка (музыка русская народная)
11. Полька (Н. Соколовский)

Источник

Сергей Орехов

ОРЕХОВ Сергей Дмитриевич (1935-1998), – выдающийся русский гитарист-семиструнник (свободно владел также шестиструнной гитарой, но публично не выступал). Совмещал в себе гениальный дар импровизатора, исполнителя и композитора. Много сделал для создания русского национального гитарного репертуара. Автор многочисленных обработок для гитары русских народных песен и романсов. Родился в Москве в 1935 году. Гитарой стал заниматься довольно поздно – в начале 50-х гг. Сначала самостоятельно, а затем брал частные уроки у гитариста Владимира Митрофановича Кузнецова (1887-1953), который написал в свое время книгу «Анализ строя шести- и семиструнной гитары» (М., 1935), и у которого учились очень многие московские гитаристы. Посещал кружок у гитарного энтузиаста В.М. Ковальского.

Музыкальной карьере Сергея Орехова не помешала даже болезнь рук – результат рано развившегося полиартрита (в армии он сильно простудился, и с диагнозом «полиартрит» попал в военный госпиталь, где долго лечился, а затем был комиссован). После службы в армии (где он уже прекрасно играл на шестиструнной гитаре и даже занял в те годы в Ленинграде первое место на конкурсе) С. Орехов поступил в 1956 году в Москонцерт к исполнительнице цыганских романсов и песен Раисе Жемчужной, с которой проработал около 7 лет, вплоть до ее ухода на пенсию. После чего выступал вместе со своей женой, исполнительницей старин-ных романсов, цыганских песен и романсов Надеждой Андреевной Тишининовой. Аккомпанировал также Александ-ру Вертинскому, Вадиму Козину, Галине Каревой, исполни-телям цыганских романсов – Соне Тимофеевой и Татьяне Филимоновой. Очень интересным был творческий дуэт Сергея Орехова и известного композитора и певца Анатолия Шамардина. Некоторое время С.Д. Орехов работал вместе с Алексеем Перфильевым в цыганском джаз-ансамбле «Джанг» у скрипача и певца Николая Эрденко, а затем организовал с А. Перфильевым (шестиструнная гитара) собственный гитарный дуэт. Написал также множество замечательных обработок для шестиструнной гитары (в частности, романсы и песни «Не пробуждай воспоминаний», «Дремлют плакучие ивы», «Хризантемы», «Я встретил Вас», «Ямщик», «Только раз бывают в жизни встречи», «Синий платочек», «Подмосковные вечера» и др.). Учитывая рост популярности шестиструнной гитары Сергей Орехов плани-ровал переложить на нее весь основной русский репертуар семиструнный гитары.

С.Д. Орехов побывал с сольными гитарными концертами в ряде зарубежных стран: в Германии, Польше, Югославии, Франции. После блестящего выступления на фестивале гитаристов в Польше получал приглашения в Грецию и США. Ноты романса «Ямщик» в обработке Орехова были изданы в США американцем русского происхождения Матанией Офи, с которым они познакомились на польском фестивале. Несколько музыкальных записей было сделано в Париже. Сергей Орехов, имевший весьма ограниченный, по свидетельству Н. Тишининовой, доступ на телевидение, тем не менее несколько раз выступал в различных телевизион-ных программах.

Всю свою жизнь Сергей Орехов оставался верен русской гитаре и тяжело переживал, что она стала терять в России свои позиции: «Я никогда не думал, – говорил он, – что шестиструнная гитара завоюет Россию. Семиструнная гитара – настолько народная; это гитара военная, литературная… Какие угодно возьмите слои общества: семиструнная гитара – это родной инструмент, с которым русский человек связан».

Источник

А. Яндашевская

Анатолий Семочкин на выставке МУ

ROMANTIC GUITAR #3 Classical Music instrumental solo soft slow songs

РОМАНСЫ, исп.Орехов, Перфильев, Тишининова

Тишининова Надежда — Разжигаю я костер

СЕРЕЖА ОРЕХОВ и НАДЯ ТИШИНИНОВА

Mi primer olé — Entre dos aguas

Julio Silpitruca — La cumparsita»

Супер игра на гитаре

Russian 7 string guitar — Sergei Orekhov — Romans from ‘The Snow Storm»

Russian Roma Gyspy Guitar — Разжигаю я костёр Sergei Orekhov (Old Video)

Russian 7 string guitar — Sergei Orekhov — Noch’ Svetla

Чардаш — Сергей Орехов (Czardas — Sergei Orekhov)

Ехали цыгане — С. Орехов и Ф. Конденко

Гитарист Сергей Орехов

«Caprice no.24» N.Paganini (Galina Vale,guitar)

Guitare manouche — Minor Swing — Django Reinhartd -.avi

Galina Vale / J.Brahms «Hungarian Dance no.5»

Stefan Schmitz -Ständchen / Franz Schubert

Galina Vale — ‘Mardiandia’ S.Orekhov on Kral TV

REINHARDT, «ГИТАРМАНИЯ» «Minors Swings»

Gipsy Kings в исполнении Ан.Семочкина

Анатолий Семочкин «Леди Ровена»

КВАТРОМАНО Венесуэльский вальс «Отъезд»

Russian Guitar Trio

Мар, дяндя — обработка С. Д. Орехова

Орехов Вариации на тему»Ехали цыгане»

Sergei Orekhov. Tune «Godmother». Тема «Кумушка» Сергей Орехов

«Дай, Бог» — Александр Малинин — Романсы (2007)

«Белые на синем» — Александр Малинин — Романсы (2007)

«Ночь светла» — Александр Малинин — Романсы (2007)

Отъезд — Квартромано (исп.В. Чебанов с оркестром).

Мар дяндя — С. Орехов (исп.В. Чебанов с оркестром).

Дуэт «Виртуозы гитары»- Сергей Орехов «Мардяндя»

Гитарист Сергей Орехов

Сергей Орехов и Алексей Перфильев в Польше.VOB

Источник

Оцените статью