Гитарист сидит с гитарой

Правильная посадка

Правильная посадка позволяет музыканту удобно играть на инструменте, исполнять технические сложные приёмы, а также сделает обучение более комфортным, без особых болей в руках и без зажимов в суставах.

Виды посадок

Существуют несколько основных типов посадки:
• Классическая постановка;
• Эстрадная современная;
• Игра стоя.

У каждого типа — свои преимущества и недостатки, а также предназначения.

Классический тип

Классический тип предполагает игру именно на классической гитаре. Такое положение удобно для игры как на первых ладах гитары, так и на последних ладах (которые рядом с резонаторным отверстием).

Гитара кладётся выемкой обечайки на левое колено, грудь музыканта слегка касается нижней деки (задняя часть гитары), плечи должны стоять в естественном положении, прямо. Чтобы спина не болела от длительной игры, музыкант должен немного наклонить тело вперёд.

Левая нога должна опираться на небольшую подставку, чтобы гриф гитары был приподнят вверх (примерно на 45°). Правую ногу нужно отодвинуть на такое расстояние, чтобы устойчиво поддерживать гитару.

Женщины ставят правую ногу рядом с левой, но отодвигают назад, ближе к себе, и сгибая её в колене, опираются на кончик ступни.

Левая рука должна быть параллельна корпусу, предплечье приподнято, запястье согнуто, кисть расположена у грифа таким образом, чтобы большой палец касался середины задней части грифа, тогда как остальные согнутые пальцы готовы прижать струны кончиками последних фаланг. На струны следует нажимать именно кончиками пальцев — так пальцы не будут слишком болеть. Меньше сил затрачивается именно нажатием кончиком пальца.
Не прижимайте локоть к туловищу и не отводите в сторону — это помешает зажимать струны. Кисть и пальцы должны иметь округлую форму, без острых углов. Учителя часто сравнивают такую форму, будто музыкант держит в руке небольшой шарик или яблоко. Представьте, что держите яблоко, и поставьте руку к грифу, не изменяя форму.

Читайте также:  Не нажимается клавиша у фортепиано

Правая рука отодвигается от корпуса тела таким образом, чтобы позволить предплечью расположиться на большом закруглении обечайки. Подобное положение предплечья способствует устойчивости инструмента. При игре кисть и пальцы правой руки должны располагаться перпендикулярно струнам — это позволит извлечь более чистый и громкий звук. Старайтесь и тут «держать в руке яблоко», чтобы пальцы были округлой формы.

Потребность начинающего видеть струны и лады толкает его на некоторые ошибки , которых следует избегать.
— Голова не должна сильно наклоняться вперед. Если нужно посмотреть на гриф, то лучше гитару немного наклонить вверх, чем двигать голову и напрягать шею.
— Надо стараться удерживать инструмент в правильном положении, не давая ему скользить к коленям.
— Плоскости верхней и нижней деки должны быть почти перпендикулярны полу
— Головка грифа не должна находиться выше уровня глаз.
— Необходимо также следить за тем, чтобы локоть правой руки не выходил за край корпуса гитары (справа), запястье не прижималось к верхней деке, а кисть и пальцы должны быть направлены перпендикулярно струнам.

Классический тип — самый устойчивый, т.к. имеет много точек соприкосновения с гитарой: правая нога, левая нога, правая рука и грудь музыканта. Ни в коем случае нельзя придерживать (поддерживать) гитару левой рукой. Инструмент должен быть устойчив и без поддержки левой руки. Все рекорды скорости игры установлены именно на этом положении, благодаря устойчивости и доступности любой части грифа.

Рекомендуется начинать обучение на гитаре именно с этой постановки.

Эстрадная постановка

Из названия можно понять, что такую постановку используют музыканты, играющие на сцене (слово «эстрада» — сцена, помост для выступлений) развлекательную музыку, такую как джаз, рок и др. Она позволяет музыканту показывать эмоции движениями тела, но является менее устойчивой, чем классическая постановка.

Гитара лежит на правом бедре , при этом гриф уравновешивается левой рукой . В таком положении инструмента правая рука не напряжена, что позволяет без лишних усилий играть «боем». Больше всего она подходит поющим гитаристам. Другое названия эстрадной постановки — » дворовая » постановка.

Тут нет строгих правил , как держать руки и пальцы при игре. Даже на фотке с Clapton видно, как он держит кисти: левая рука прижата к грифу так, что большой палец вылезает сверху — это недопустимо в классическом типе, однако эстрадные музыканты даже используют большой палец левой руки для зажимания 6-ой струны; кисть правой руки находится под острым углом к струнам — на акустической эстрадной гитаре итак хороший, звонкий звук, поэтому не нужно стараться держать руку перпендикулярно, зато удобно играть «боем» и техникой fingerstyle отстукивать ритм правой рукой.

Игра стоя

Стоит упомянуть и игру на гитаре в стоячем положении. Эта постановка часто используется рок, поп, джаз — музыкантами. Такое положение позволяет максимально экспрессивно играть и чувствовать сцену. Гитара поддерживается благодаря ремешку, который крепится на «пуговки», находящиеся в концах корпуса гитары. Стоя играют на электрогитаре или акустической эстрадной, т.к. на классических нет креплений (пуговиц) для ремня.

Здесь тоже есть несколько подтипов, как держать гитару. Например, рок-гитаристы обычно держат гитару внизу, расслабляя ремешок, а джаз гитаристы, наоборот, держат гитару у груди, чтобы было удобно играть на высоких ладах.

Категорически не рекомендуется начинать обучение игрой стоя. Это положение крайне не устойчиво и в будущем может испортить пальцы и руки.

Полезные советы

Для начинающего музыканта, главное в посадке — это удобство. От этого зависит и удовольствие от игры, и скорость обучения. Приучитесь садиться и держать гитару правильно: это может занять некоторое время и в начале будет казаться не удобным, однако, когда приучитесь, будете играть с хорошим звуком и не будут болеть мышцы и суставы.

Смотрите как играют профессионалы, проследите за постановкой рук и движениями во время игры и попробуйте повторять их действия.

Нельзя начинать обучение на гитаре стоя. Для начала нужно понять технику рук при игре, а не отвлекаться на то, как устойчиво держать гитару. Поэтому начинайте обучение именно в сидячем положении, а когда наберётесь опыта — можете учиться играть стоя.

Если есть не понятные места в статье или просто хотите узнать больше — поищите больше информации о посадке в интернете. Мы подготовили несколько ссылок для помощи:
Ссылка 1 ;
Ссылка 2 ;
Ссылка 3 ;
Видео .

Благодарим за внимание!
Если понравилась статья, оцените её на нашем Telegram-канале Guitar Blog (@first_chord) и поделитесь с друзьями!

Источник

По какой причине гитарист берёт в руки другую гитару в середине концерта?

Существует несколько причин, по которым гитарист меняет гитары.

  • Порванная струна, или что-то ещё вышло из строя. Обычно разрыв струны при подвижном бридже означает нарушение всего строя гитары. Проблему нестроя часто легче и быстрее решить, просто сменив гитару. Гитарный техник перенастроит вашу гитару за кулисами, и она снова пойдёт в работу. Например, Ангус Янг (AC / DC) именно так решает проблему с расстроенной гитарой. Вы никогда не увидите, как Ангус настраивает свою гитару между песнями. Зрители платят за то, чтобы слушать музыку, а не ждать, пока гитарист настроится для следующей песни.
  • Другой звук. Разные гитары (даже выглядящие абсолютно одинаково) звучат по-разному, и это имеет большой смысл. Поэтому, если песня нуждается в большей «резкости» или в более «мягком» тоне, это можно сделать, просто сменив гитару.
  • Смена высоты строя. Возможно, песня находится в стандартном строе, где нота ля составляет 440 Гц, а следующая песня должна быть в строе на полтона ниже. Может быть, мелодия слишком высока для певца, поэтому гитара перестраивается, чтобы облегчить вокал. Если это так, опять гораздо проще сменить гитару, чем настраиваться на сцене между песнями.
  • Альтернативные настройки. Возможно, следующая песня играется в Drop D (то есть низкая струна ми настроена на тон ниже, в ре).
  • Смена ради смены. У некоторых гитаристов есть огромные коллекции, и они просто любят регулярно менять гитары, чтобы похвастаться своей коллекцией или просто получить приятные ощущения, взяв в руки другой инструмент. Некоторые, как Ангус Янг из AC / DC, будут играть на единственной гитаре всё шоу, если только не порвётся струна.

Если гитару меняет только один гитарист из всей группы, то это, вероятно, первый или последний пункт. Если оба гитариста меняют гитары — это, вероятно, второй или четвёртый пункт, особенно если следующая песня сильно меняет звучание группы. Если бас и гитары заменяются все одновременно — это третий или четвёртый пункт.

По материалам публикации (англ.).

Любой профессиональный, выступающий живьём гитарист будет иметь по крайней мере две гитары, одна из которых является «резервной копией». Вы же не хотите останавливать шоу, чтобы возиться с заменой порванных струн или настройкой вашего инструмента?

К слову, в случае использования альтернативных настроек иметь несколько гитар имеет смысл не только на концерте, но и дома. Постоянная перестройка гитары — это постоянно расстроенная гитара. Наверное, вы могли обратить внимание на то, как классические гитаристы подчас крутят колки прямо по ходу исполнения пьесы 😊

Секрет состоит в том, что если вы только что опустили шестую струну на тон (Drop D), через полминуты она начнёт слегка «высить», потому что сила упругости струны будет отчасти стремиться вернуть её в «первоначальное состояние».

Кроме того, постоянная перестройка гитары (всё в том же случае использования альтернативных строёв) негативно скажется на колковом механизме — он выйдет из строя раньше. Так что логичным будет иметь (даже дома) как минимум столько же гитар, сколько альтернативных настроек вы используете. Подстройка гитары после того, как вы вынули её из футляра, обычно занимает на порядок меньше времени, нежели её перестройка в альтернативный строй.

Источник

Человек с Живой гитарой

Знакомьтесь, это Гарри Пат:

Уроженец города Баку, изучал классическую музыку в музыкальной школе. По его словам, начал играть на гитаре, потому что его двоюродному брату-аккордеонисту нужен был аккомпанемент. Сейчас — гитарист-виртуоз, живёт в Краснодаре.

Чем же этот человек заслужил (по моему сугубо личному мнению 😉) отдельного упоминания на Пикабу, ведь очень много людей, прекрасно владеющих инструментом?

Ну, например из-за его репертуара. Я наткнулся на его страничку в ВК случайно, и просто поразился разнообразию жанров и композиций, на которые он выкладывает свои cover’ ы.

А ещё. Да вы просто сами послушайте. Ссылку на его страничку для тех, кто впечатлится, оставлю под видео. Да, кстати: пластиковая фиговина под струнами — его собственное изобретение, «крышка Пата» — упаковка из под CD, которая имитирует звук перкуссии.

Источник

Как правильно держать гитару?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Для начинающих гитаристов важно правильно выбрать тип посадки с инструментом, ведь от нее зависят и постановка рук, и удобство игры, и успехи новичка в обучении.

Посадка при игре

Нужно уяснить для себя очень важный момент: играть на всех типах гитар, относящихся к акустическим инструментам (классическая, фламенко, дредноут, фолк-вестерн), «по умолчанию» следует сидя. А учатся этому однозначно в одном положении — на стуле.

Имеется несколько вариантов посадки гитариста с инструментом во время занятий или музицирования. Новичку же стоит сначала освоить 2 позиции: классическую и обычную (можно назвать её «фолк»).

Классическая

Именно такой посадке отдают предпочтение музыканты, играющие на классическом инструменте с нейлоновыми струнами. Ей же обучают учащихся музыкальных школ по этому направлению гитары.

Сидеть следует на краешке стула подходящей высоты. Высота стула должна быть такой, чтобы при сидении на нём (ступни ног полностью и равномерно расположены на опорной поверхности) линии бёдер оказались параллельными полу. Не идеально, конечно, параллельными, но с минимальным расхождением угла в большую или меньшую сторону.

Под левую ногу правше необходимо установить подставку высотой от 12 до 20 см, что зависит от предпочтений музыканта, его анатомических особенностей и высоты стула, на котором он сидит.

Левше, решившему заниматься нестандартно, подставка понадобится под правую ногу. Далее текст левшам следует корректировать самостоятельно, так как он рассчитан на читателя-правшу.

Подставка обеспечивает подъём колена гитариста выше и тем самым препятствует непроизвольному смещению корпуса инструмента по бедру вниз. Сохраняется изначально принятое музыкантом положение и удобство игры. Когда подходящих стульев нет, а имеющиеся либо слишком низки, либо высоки, то временно можно обходиться и такими: на низких — без подставки под левую ногу, на высоких – с подставкой (поднять её выше).

Левая нога лишь чуть отводится в левую сторону от оси направления корпуса гитариста вперёд, образуя с осью левого плеча угол немного меньше прямого, а правая нога отводится значительно дальше от оси направления корпуса вперёд — она создаёт с осью правого плеча угол примерно 45 градусов (см. схему ниже).

Корпус гитариста должен быть выпрямленным, не иметь напряжения.

Допускается небольшой наклон вперёд, чтобы удобней фиксировать гитару в районе груди.

Гитара при классической постановке размещается своей выемкой на левое бедро. Нижняя часть корпуса оказывается между ногами, а головка грифа поднимается до уровня плеча. Поверхности дек инструмента в идеале располагаются в вертикальном положении — без наклонов в какую-либо сторону.

Особенности такой посадки заключаются в следующем:

  • гитара удобно и надёжно фиксируется в нескольких точках: в месте расположения правой руки в верхней части корпуса, на бедре левой ноги, в месте соприкосновения с грудью музыканта и частично поддерживается внутренней частью бедра правой ноги, в которую упирается корпус;
  • высокий подъём грифа обеспечивает свободный доступ ко всем ладам для зажатия струн пальцами левой руки, облегчает и без того сложное (неестественное, перевёрнутое) положение её кисти — чем выше гриф, тем меньше градус «перевёрнутости» предплечья и кисти;
  • развёрнутое положение ног не препятствует кровотоку в паховой области человека и ногах, что позволяет заниматься при обучении или музицировать долгое время.

Классическая посадка подходит всем гитаристам, играющим в любых стилях на акустических инструментах.

Женщинам такая посадка тоже подходит для домашних занятий. Если же приходится играть на гитаре в присутствии людей, то заранее нужно будет позаботиться о соответствующей одежде — выбрать брюки, шорты или свободное платье длиной до щиколоток. На концертах женщины чаще всего играют в платьях до пола.

Вариантом для гитаристок при игре может стать следующая посадка: левая нога так же стоит на подставке, а правая отставляется, но не в сторону, а под себя (коленом вниз, ступнёй назад — на носок). В этом случае вполне подойдёт платье или юбка даже средней длины.

Специальный наколенный упор для более удобной игры на гитаре тоже может стать прекрасным дополнением к женской посадке.

Обычная

Музыканты, играющие на акустических гитарах со стальными струнами, садятся с инструментом по-разному, но основные позиции всё же можно выделить.

  • Посадка «нога на ногу». Такую посадку почему-то особенно любят женщины. Мужчинам она нравится, но, скорее всего, они осознают, что мужской половине человечества подобной позой лучше не злоупотреблять, чтобы не навредить здоровью. При этой посадке одна нога закидывается на другую, а на её бедре, которое оказывается приподнятым, довольно удобно располагают гитару выемкой корпуса. Лучше, если перекинуть правую ногу на левую, так как этот вариант позволяет гриф поднять выше. Если перекинута левая нога, то поднять гриф проблематично: бедро правой мешает опустить корпус инструмента, ограничив тем самым подъём грифа.

  • На бедре правой ноги. Этой посадкой пользуются больше всего. Для гитаристов стиля фингерстайл она наряду с позицией «нога на ногу» является основной. Иногда под правую ногу для лучшей фиксации инструмента устанавливают подставку небольшой высоты.

При любой позиции нужно обеспечить удобство и свободу действий обеих рук при игре, не допускать затекания конечностей, напряжения и усталости плеч, шеи и других частей тела.

Постановка правой руки

На первых занятиях одновременно с посадкой начинающих гитаристов учат правилам расположения правой руки на инструменте, а её пальцев — на струнах. Правильная посадка с инструментом неотделима от постановки именно правой руки, так как она является одной из двух основных точек фиксации гитары. Первая точка — это нижняя опора инструмента на бедре ноги, вторая — верхняя опора корпуса предплечьем правой руки.

При любом виде посадки после размещения гитары на бедре выбранной ноги гитарист правой рукой придерживает корпус путём наложения предплечья на его самую выпуклую часть в месте ребра, образованного верхней декой и обечайкой:

Особенно следует отметить следующие моменты в постановке правой руки.

  1. Место соприкосновения предплечья с корпусом гитары— чуть ниже локтевого сгиба. На расстояние влияют размеры инструмента и особенности строения рук. В среднем — ниже локтя на 6-10 см. Но это значение может меняться во время игры, что зависит от характера композиции, применяемых приёмов игры и выполняемых штрихов. Возможно даже перемещение либо полный съём предплечья с инструмента (исполнение искусственных флажолетов, смена тембра звука и так далее).
  2. Вес руки нельзя полностью переносить на точку касания предплечья с гитарой. Рука музыканта должна ощущаться единым целым — от плеча до кончиков пальцев. Если перенести вес руки на корпус инструмента, то возникает так называемый «эффект переломанной руки» (предплечье и кисть отделяются от плеча), а это плохо для исполнителя.
  3. Линия предплечья и кисти с пальцами по той же причине, что и предыдущий пункт (исключение «эффекта переломанной руки»), должна прямой. Распространённой ошибкой для подавляющего большинства начинающих является расположение ладони поперёк струн:

Остаётся только правильно расставить пальцы на струнах. Это нужно сделать так:

  • большой палец ставится на одну из басовых струн (три верхние);
  • указательный — на третью снизу;
  • средний — на вторую снизу;
  • безымянный — на самую тонкую (первую) струну.
  • мизинец остаётся без дела, поэтому просто чуть поднимается над струнами, не касаясь их.

При этом форма кисти должна быть округлой, выгнутой на внешнюю сторону в запястном суставе:

Теперь гитарист готов к игре правой рукой на открытых струнах.

Левую руку в первые дни занятий можно расположить для дополнительной фиксации гитары в районе нижней половины корпуса на обечайке или деке под грифом.

Постановка левой руки

Левую руку можно начинать ставить после того, как правая научится правильно извлекать звуки из струн, играть несколько переборов (арпеджио), а сам будущий гитарист почувствует себя комфортно за инструментом.

Место размещения левой руки на грифе гитары называется позицией, определяемой при игре положением указательного пальца: если он зажимает струну на I ладу, значит, рука находится в первой позиции, если на V ладу, то – в пятой. В том случае, когда в прижатии аккорда либо звуков указательный палец не участвует, то позицией считается тот лад, на котором он мог бы находиться. Все четыре играющие пальцы одновременно могут условно расположиться на четырёх соседних ладах, поэтому отсюда и следует считать условное нахождение указательного пальца (и позиции).

Правила расположения пальцев левой руки можно обозначить следующими пунктами.

  • Большой палец размещается с тыльной стороны грифа строго поперёк него. Вершина пальца находится чуть выше средней продольной оси грифа.
  • Чем ниже позиция руки (по номеру лада), тем дальше отодвигается локоть от корпуса гитариста. Это даст возможность уменьшить угол разворота кисти левой руки.
  • Кисть и играющие пальцы должны находиться с фронта грифа. Пальцы размещаются «над» или «на» струнах.
  • Струны зажимаются серединой подушечек пальцев с торцевой стороны.
  • Последняя фаланга пальца при прижатии струны перпендикулярна плоскости грифа.
  • Кисть имеет округлую форму.

Место прижатия струн — середина лада (между порожками) или ближе к более высокому порожку (со стороны корпуса гитары).

Как держать гитару при бое?

Бой — это определённые ритмические и гармонические рисунки аккомпанемента на гитаре: чередование аккордов в соответствии с тональностью песни и различных приёмов глушения струн и ударов по корпусу, которые дополнительно усиливают эффект, имитируя некоторые ударные инструменты (большой и малый барабаны, тарелки). В большей степени всё перечисленное делает правая рука гитариста.

При выполнении простых видов боя («четвёрка», «шестёрка», «восьмёрка») с заглушками основное умение заключается в чётком держании ритма и точных переходов аккордов. Никаких особых изменений в правилах постановки и удержания гитары не происходит: левая рука зажимает аккорды в разных позициях, правая ударяет в заданном темпе по струнам, глушит их в нужных местах исключительно за счёт расслабленных кистевых движений, не меняя никак своей постановки.

Как играть стоя?

Для игры стоя нужно приобрести специальные ремни, для которых у электрогитар, полуакустических и некоторых моделей акустических гитар с металлическими струнами имеются крепёжные устройства.

На классических гитарах не принято играть стоя, поэтому у них нет крепежа для ремней.

Однако и для таких моделей решили вопрос: в продаже относительно не так давно появились ремни, на концах которых металлические плоские крючки. Этими пластинами ремень цепляется за верхнюю деку в районе резонаторного отверстия с двух сторон (снизу и сверху), а получившаяся петля ремня закидывается за плечо музыканта.

Любые модели ремней регулируются по размеру, поэтому игра становится комфортной даже стоя. Всё остальное — положения рук и грифа гитары — не меняется.

Источник

Оцените статью