Гитарный бой семиструнная гитара

Гитарный бой семиструнная гитара

Часть 1. Общие пояснения

Гитарный бой – это техника игры на гитаре для правой руки. Гитаристы «классической» школы меня поправят и скажут, что игра «боем» – это только один из видов гитарной игры. Но наш самоучитель создан для подвижников «народной» гитарной школы, где не любят выпендриваться 🙂 и все техники гитарного аккомпанемента называют «боем».

В этом разделе самоучителя мы подробно разберём все виды гитарного боя Владимира Высоцкого. А пока длится «затишье перед боем», хочется сказать пару вступительных слов.

Говорят, талант талантлив во всём. Это верно! Вот и в области гитарного аккомпанемента Высоцкий проявил талант, сумев придать своей игре неповторимый окрас. Бой Высоцкого ни с чем и ни с кем не спутаешь!

Именно о гитарном бое Высоцкого чаще всего спрашивают новички. И описание боя Высоцкого – это, пожалуй, самые интересные и самые ценные страницы нашего самоучителя.

Гитарный аккомпанемент Владимира Высоцкого – это ритм, ритм и ещё раз ритм! Именно чёткий ритм нужен был Высоцкому от гитары. Многие стихи Высоцкого требуют энергичного выплеска, и ритм гитары помогает «зарядить», «наэлектризовать» стихи, несущиеся в публику как пули.

Не могу не процитировать строчки, которые ты уже видел в упоминаемой мной ранее статье Александра Костромина «Играем Высоцкого»:

Читайте также:  Сад земных наслаждений босх ноты

«Насколько влиятельным был ритм Высоцкого – упругий, чёткий – хорошо заметно при сравнении с песнями, обработанными композитором (например, к фильму «Интервенция» с их драным, спотыкающимся ритмом), или исполнителем (так, А.Пугачёва навязала «Беде» манерный ритм)» – утверждает Л.Томенчук.

Сам В.Высоцкий говорил: «Я часто слышу от профессиональных композиторов, что в моих песнях есть нарочная примитивизация. В одном они правы: это нарочная, но только не примитивизация, а упрощение. Написать сложную мелодию не так сложно, особенно для профессионала, но у меня есть свои ритмы, которыми никто не пользуется. Они очень простые, но если я даю музыканту-профессионалу гитару и говорю: «Сделай этот ритм», он его повторить не может. Дело в том, что эти ритмы, как вам сказать, не расплывчаты, я, наоборот, могу их очень спрессовать – в зависимости от той аудитории, в которой работаю.»

Сейчас музыканты предпочитают извлекать ритм только ударными инструментами. И те виды гитарного боя, которые использовал Высоцкий, сегодня почти забыты. Похоже, эти техники уходят в историю вместе с русской гитарой. Хотя нет! Пока жив хоть один любитель Высоцкого, русская гитара не умрёт!

В наши дни новичку, желающему освоить гитару Высоцкого, приходится долго мучиться и мучить других в надежде отыскать ответы на свои вопросы. Старожилов, которые могли бы показать, становится всё меньше и меньше. Спросить особо не у кого. Помню, я сам довольно долго мучился, пытаясь по аудиозаписи (видео с Высоцким у меня тогда не было) понять, как Владимир Семёнович играет «Утреннюю гимнастику» и другие песни с подобным боем. Немало времени ушло и на другой его любимый бой – ударный – звучащий в песне «Я не люблю» и во множестве других. Но я понял всё это сам! А вот как он играл «Корабли» я толком не понял даже после многократного просмотра этого видео. Но добрые люди помогли и показали.

Прежде чем мы перейдём к списку боёв, хочу обратить твоё внимание на такие нюансы.

Первый нюанс. Владимир Высоцкий во время игры приглушивал струны левой рукой, то есть отжатием струн от грифа. Правой рукой, как это часто встречается теперь, он струны не глушил. Вот видео из материалов самоучителя:

Ах, да, чуть не забыл про наших «испанцев»! 🙂 Хорошо. Дети, женщины и инвалиды 6-струнщики могут глушить струны правой рукой, если глушение левой не получается. Но предупреждаю, что звук будет не тот!

Второй нюанс. Владимир Семёнович, судя по некоторым аудио и видео записям, особенно в последние годы, извлекал звук ногтями. Очевидно, что делал он это для увеличения силы и звонкости звука. Обычного звучания ему не хватало, и это неудивительно при колоссальной мощи его голоса! Так что если ты можешь перекричать гитару, отращивай ногти 🙂 А я вот не могу перекричать, поэтому не отращиваю. И вообще не люблю таскать на пальцах что-то «лишнее».

Третий нюанс. Из-за специфичного строя русской гитары 5-я басовая струна звучит далеко не всегда. А 6-ю и 7-ю струны Высоцкий задействовал очень редко. Иногда за «басы» у него прокатывали 4-я и 3-я струны. Часто полноценный бас был урезан, то есть на одних аккордах бас звучал на парных 5-й и 4-й струнах, а на других аккордах бас сидел только на 4-й струне. Требуется время, чтобы большой палец правой руки запомнил все эти нюансы. (Для испанского строя бас чаще всего дают попеременно 5-я и 4-я струны).

Часть 2. Список боёв

Ну что, товарищ курсант, к бою готов? 🙂

Вот полный список гитарных боёв (20 шт.), которые использовал Владимир Высоцкий. Все бои будут подробно разобраны в следующих главах. Названия боёв – условные, большинство названий я придумал сам. Рядом с названием боя указана характерная песня, где этот бой присутствует. Хотя часто в одной песне соседствуют несколько разных видов или разновидностей боя.

1. Перебор простой. «Лирическая»
2. Перебор сложный. «Две судьбы»
3. Перебор романсовый. «Баллада о любви», романсы. [3 вида]

4. Вальсовый щипковый бой. «Звёзды», «Песня о старом доме». [3 вида]
5. Вальсовый ударный бой. «Песня о друге»
6. Вальсовый проигрыш. «Дальный Восток»

7. Блатной щипковый бой. «Песня-сказка про джина». [2 вида]
8. Блатной ударный бой. «Утренняя гимнастика»
9. Блатной ударный бой с коротким проигрышем. «Очи чёрные»
10. Блатной ударный бой со средним проигрышем. «Я из дела ушёл»
11. Блатной проигрыш короткий. «Песня Рябого»
12. Блатной проигрыш средний. «Баллада об уходе в Рай»
13. Блатной проигрыш длинный. «Большой Каретный» . [часто вступления и проигрыши]

14. Маршевый короткий бой. «Парус» [часто вступления]
15. Маршевый средний бой. «Вершина» [2 вида]
16. Маршевый средний сложный бой. «Баллада о Кокильоне», «Приговорённые к жизни». [2 вида]
17. Маршевый длинный бой. «Я не люблю» [3 вида]

18. Русский ударный бой. «Купола» [3 вида]
19. Шестёрка. «Девушка из Нагасаки» [2 вида]
20. Восьмёрка. «Корабли»

Источник

Бой на гитаре (12 видов)

Вводная информация

Гитарный бой – это первое, что осваивает каждый гитарист. Именно таким способом звукоизвлечения играется подавляющее большинство российских и зарубежных песен. Если выучить аккорды композиции, но не выучить бой – то песня не зазвучит такой, какой она задумывалась изначально. Кроме того, подобный метод игры поможет разнообразить собственные композиции – вы будете знать, как обыгрывать ритмические рисунки, каким образом выставлять акценты, а также формировать музыкальную текстуру. Данная статья поможет понять, как играть бой на гитаре, а также покажет основные виды данного приема игры.

Бой на гитаре – схемы и виды

Данный абзац стоит начать с самого определения термина «гитарный бой». По сути это – обыгрывание ритмического рисунка, который присутствует в песне. Изначально песни исполнялись без внятной ритм-секции, поэтому музыкантам надо было самостоятельно выставлять акценты. Именно тогда и появились основные виды боев на гитаре. Они выделяют слабую и сильную долю, задают темп композиции, и помогают играть ее ровно.

Соответственно, боев на гитаре существует столько же, сколько и ритмических рисунков – бесконечное множество. Однако есть список базовых способов игры подобным методом, выучив который можно сыграть практически любую песню. А если комбинировать их в своих произведениях – то можно получить интересную и разнообразную композицию с необычным звучанием.

Гитарный бой состоит из последовательных ударов по струнам вниз и вверх. Они выстроены в определенном порядке, в зависимости от того, какой у произведения тактовый размер и ритм. На письме удары обозначаются значками V – удар вниз, и ^ — удар вверх. Альтернативный вариант, представленный в этой статье – рисунками со стрелочками. С помощью такой схемы можно сразу понять манеру штриха и игры.

Ниже представлены 12 самым распространенных гитарных штрихов, которые используются разными исполнителями или в определенных жанрах музыки. К каждому из них дана краткая аннотация и схема игры.

Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на нашем сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Посмотреть уроки курса

Бои на гитаре для начинающих

Бой шестерка

Это самый базовый и простой вид штриха. Именно с него начинают все гитаристы, а используют его в своих песнях даже профессионалы.

Бой восьмерка

Это более сложный способ игры штрихом, однако звучит он намного интереснее уже поднадоевшей «шестерки». Состоит этот способ из восьми ударов, и обыгрывает интересный ритмический рисунок.

При этом акцент также выставляется на каждый третий удар. Иными словами, движений восемь, но в одном цикле этих движений акцентированных ударов будет только два. Это образует необычную ритмику, которую можно необычно обыгрывать.

Бой четверка

Еще один простой гитарный штрих – самый стандартный из всех существующих.

Блатной бой

Не совсем штрих в привычном понимании. По манере игры он очень напоминает музыку кантри, однако есть отличия. Его главная особенность заключается в поочередной смене басовых нот – за счет чего образуется интересная мелодика и своеобразная «танцевальность».

Бой Цоя

Этот штрих получил свое название от знаменитого артиста Виктора Цоя, который часто использовал его в своих песнях. Этот способ игры отличается своей скоростью, поэтому для того, чтобы правильно его сыграть, придется потренироваться.

Бой Высоцкого

Так же, как и штрих выше, этот часто использовался Владимиром Высоцким. Он представляет из себя немного измененный вариант блатного боя.

Испанский бой

Это один из самых первых видов штриха, пришедший с родины гитары – Испании. Он представляет из себя «восьмерку», где на каждый первый удар вниз нужно использовать интересный прием – расгеадо. Выполняется он таким образом – нужно быстро ударить по всем струнам всеми пальцами по очереди, выкинув своеобразный «веер». Это самая сложная сторона данного боя, однако, после какого-то времени практики прием не должен вызвать никаких проблем.

Бой Розенбаума

Еще один вид штриха, перенявший свое название у имени исполнителя, который чаще всего его использовал. Это еще один измененный вариант блатного боя. В нем изменены местами удары вниз и вверх после того, как большой палец дергает басовую струну, а также добавлен дополнительный удар вверх со смещенным акцентом (Бас дергаем вместе с указательным пальцем, указательный палец дергает первые 3 струны вверх). То есть, первая часть штриха выглядит так: басовая струна – вверх – глушение — вверх, и так же вторая: басовая струна – вверх – глушение — вверх. Получается очень своеобразный рисунок, отличающийся от стандартного блатного штриха.

Бой регги

А это уже более интересный вид штриха – поскольку именно за счет него и образуется интересная ритмическая структура регги-композиций, и иначе придать им нужное настроение не получится никак. Играется он исключительно вниз, изредка совершая движение рукой вверх для повышения динамики – чаще всего на смене аккорда.

При этом каждый первый удар в нем совершается по заглушенным струнам – а каждый второй по зажатым. Таким образом выделяется слабая доля, в которую чаще всего и играется регги-музыка. В разделе представлены более подробные схемы игры.

Бой кантри

Вид штриха, характерный для американской фолк-музыки. Он представляет из себя также модифицированную версию блатного боя. Он состоит из двух частей: в первой вы дергаете нижнюю басовую струну – пятую или шестую – а потом совершаете движение пальцами вниз по остальным струнам. После этого вы дергаете другую басовую струну – пятую или четвертую – и совершаете движение вниз и вверх по остальным струнам. Играть это требуется очень быстро, поскольку сама по себе музыка кантри динамичная и имеет высокий темп.

Вальсовый бой

Штрих характерный для «вальсовой» музыки и песен, написанных в ритме 3/4 (Раз-два-три) – как это ясно из названия. Бой имеет разные варианты исполнения щипком, медиатором или перебором с чередованием басовых струн. Основная задача здесь состоит в том, чтобы, не сбивая темп держать ровный ритм, который как раз задается с первых нот и раскачивает всю композицию. Сам по себе способ игры простой, но имеет сложные схемы исполнения, для которых потребуется усидчивость и терпение.

Чеченский бой

Вид штриха, характерный для чеченской народной музыки. Это последовательное движение рук вверх и вниз, при этом два первых удара совершаются в одну сторону, а все последующие – с акцентом на каждом третьем ударе. Получиться должно следующее: удар-удар-удар-удар-АКЦЕНТ-удар-удар-удар-АКЦЕНТ, и так далее.

Глушение струн на гитаре

Важным моментом в том, как научиться играть бой на гитаре, является понимание глушения струн. Оно используется для проставления акцентов и помощи гитаристу ориентироваться в ритмическом рисунке песни. Выполняется этот прием очень просто – во время игры штрихом в некоторых ударах правой рукой прижимайте струны, чтобы они перестали звучать – раздастся характерный звонкий хлопок, который выделит слабую долю песни.

Переборы на гитаре

Альтернативный способ игры на гитаре – это переборы. Так называется техника, во время которой гитарист воспроизводит музыку в виде последовательности отдельных нот, а не звучащих аккордов. Это позволяет разнообразить мелодику композиции, ее гармонию и течение. Перебором исполняется множество классических и современных произведений.

Виды переборов

Существует также несколько стандартных видов переборов, которые часто применяются гитаристами любого уровня навыка. Названы они исходя из количества задействованных в них струн, и аналогично гитарным боям: «Четверка», «Шестерка» и «Восьмерка». При этом порядок струн в них может варьироваться – и четыре ноты первого перебора могут играться как последовательно с третью по первую струну, так и сначала может звучать вторая, потом третья и только потом первая – все зависит только от вашей фантазии.

Красивые переборы

Конечно, стандартные типы переборов и так звучат красиво, однако опытные гитаристы, освоившие данную технику, отходят от них, сочиняя собственные паттерны и ритмические рисунки. Попробуйте, например, играть не аккордами, а обыгрывать различные гаммы и сочинять мелодии, совмещая линию баса и основную нотную текстуру. Попробуйте одновременно защипывать две ноты и давать им звучать в то время, пока играется уже совершенно другой мотив. Существует еще одна фишка – легатто во время игры, когда вы играете одновременно еще и левой рукой, просто зажимая струны без удара по ним – получается интересный и плавный звук. Для того, чтобы освоить технику в совершенстве, попробуйте выучить несколько произведений – например Greensleeves, или Call of Magic – знаменитую композицию Джереми Соула. Смотрите больше роликов и учите фразы, и самое главное – больше практикуйтесь.

Источник

Оцените статью